Аутизм ребенок 2 года
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе
Дата публикации: 9 февраля, 2020
Обновлено: 24 сентября, 2020
Аутизм – патологическое состояние, которое отражается на восприятии человеком окружающего мира. В зависимости от тяжести протекания, проявления могут быть незаметными, не мешают социализации и жизни в обществе. В тяжелых формах приводят к развитию интеллектуального отставания и полной самоизоляции от действительности.
При этом ранние первые признаки аутизма можно заметить уже в 2 года, дети-аутисты, у которых проблема выражена достаточно серьезно, заметно отличаются от сверстников по своим реакциям на раздражители, обычные бытовые моменты.
Причины возникновения аутизма
Истинные причины патологии пока так и не уточнены. Но врачи уже выделяют определенные факторы, повышающие риск развития диагноза у малышей.
Причины возникновения проявлений аутизма у детей 2-х лет:
- наследственная предрасположенность, которая у малышей проявляется сильнее, чем у родителей;
- гормональные нарушения со стороны эндокринных желез мозга (эпифиз, гипофиз);
- поражение ЦНС в период беременности или впервые месяцы жизни;
- стресс, в 2 годика это может стать посещение детского сада, прививка;
- интоксикация ртутью и другими тяжелыми металлами, нейротропными токсинами;
- химическое отравление матери в период беременности;
- необоснованный прием антибактериальных препаратов в первый год жизни;
- заболевания вирусной или бактериальной природы, затрагивающие мозг.
Развиться, аутичные черты и признаки у ребенка 2 лет способны даже при воздействии единичного фактора. Наибольшее значение придают наследственности. Сочетание нескольких триггеров отягчает течение и коррекцию патологии.
Когда у ребенка из группы риска находят подозрительные симптомы, они не всегда говорят о непоправимой болезни. При правильной терапии, детки, в большинстве своем, перерастают такие особенности. И, взрослея, социализируются в обществе.
Учитывая возраст, дебют аутического расстройства нередко сочетается с эпизодом вакцинации, которая к тому же является и психологическим стрессом. Такое совпадение стало поводом для лженаучной статьи, давшей начало антипрививочному движению.
Как определить аутизм у ребенка в 2 года: симптомы
Как проявляется аутизм у ребенка до и после 2-х лет, какие аутичные черты и признаки станут заметны, предугадать невозможно. И в этом заключается основная проблема раннего выявления проблемных деток.
При типичном течении, отмечается регрессия социальных и когнитивных навыков, которые были сформированы к возрасту 1,5-2,5 лет. В то же время, встречаются атипичные варианты патологии. Они носят характер поведенческих или психических расстройств.
Характерные симптомы и признаки детского аутизма в 2 (два) года:
- Проблемы с речью в легкой или сильной степени выраженности. Малышу не интересно общаться с окружающим миром, поэтому он не стремиться запоминать больше слов, обращаться с фразами к окружающим. О себе говорит в 3-м лице. При этом может повторять достаточно сложные слова, услышанные один раз случайно.
- Избегает, не ищет эмоционального контакта, близости с родственниками и постоянными окружающими. Ребенок не любит сидеть на руках, плохо переносит, когда его трогают, проявляют интерес, внимание. Сам не выделяет в общении мать и отца перед остальными, контактирует с людьми на одном уровне доверия.
- Отсутствуют игровые действия, “положенные” по возрасту. Из-за отсутствия абстрактного мышления, малыш не может представить и проиграть ту или иную ролевую модель. Ему не интересны игрушки в целом, однако иногда привязывается к конкретной вещи и везде носит ее с собой.
- Нежелание социализироваться. Они не хотят или перестают играть с другими детьми, не испытывают интереса к новым людям. Если их заставлять взаимодействовать, пробуют прятаться и убегать.
- Приступы агрессии в случае неудачи задуманного, истерики. Эмоциональный негативизм направляется как на самого себя, так и на окружающих.
- Чрезмерная реакция на внешние изменения. Дети с аутичными чертами способны зацикливаться на одном виде деятельности надолго. Их раздражают малейшие перемены вокруг, особенно тяжело они переносят смену режима дня, окружающей обстановки.
Описанные выше симптомы могут как иметь место с самого рождения, так и развиться впоследствии.
Соматическая патология
Кроме особых повадок 2-летнего ребенка, больного аутизмом, косвенные признаки у больных мальчиков и девочек могут проявляться и на телесном уровне:
- сниженный иммунитет (слабая реакция на Манту, рецидивные инфекции);
- чрезмерно острое или притупленное сенсорное восприятие;
- синдром раздраженного кишечника;
- судорожные припадки (сходны с эпилепсией);
- нарушения в работе поджелудочной железы (медленнее усваивается глюкоза);
Вышеперечисленные признаки, появившиеся у ребенка в 2 года, не говорят о том, что он аутист с точностью 100%. Они указывают на необходимость дополнительных исследований.
Особенности лечения
Распознавая аутизм у ребенка до 2 лет, врачи определяют, как аутист реагирует на мир, на какой стадии находится заболевание по симптомам и основным признакам. Затем подбирают корректирующее лечение в подходящих для малыша условиях.
Это сложная процедура, так как диагностика основывается на психофизиологических тестах, составляемых для каждого пациента отдельно. Также изучаются особенности поведения и реакций на действия взрослых, раздражители.
Главная трудность борьбы с аутизмом – отсутствие внешней выраженности, по фото не понять, что в 2 года дети-аутисты. Видеозапись гораздо информативнее в этом плане.
Лечение проводится в виде длительной коррекционной психотерапии с вариативной результативностью.
Стоит заранее быть готовым к возможно низким или отсутствующим результатам даже при многолетнем приложении усилий.
Семейная терапия
Основная нагрузка ложится в данном случае на родителей. Поэтому им следует знать заранее об особенностях терапии аутистов:
- составьте четкий распорядок дня и не отступайте от него;
- не меняйте обстановку вокруг малыша, даже мелкие изменения способны привести к регрессу;
- выберите одного специалиста для проведения занятий, смена врача приведет к стрессу и сбросу достижений;
- постоянное повторение – залог успеха, закрепляйте изученные навыки, новую информацию, отрабатывая их по нескольку раз в день;
- терапия не ограничивается больницей, ребенку понадобится адаптированный садик, школа, секции;
- общайтесь с людьми, также проходящими через это, обмен опытом, поддержка, нужны родителям особого ребенка;
- научитесь отдыхать, растить аутиста, даже с незначительными отклонениями от нормы – трудно.
Благодаря отдыху, удается избежать эмоционального опустошения и сохранить силы. Мама и папа, находящиеся в состоянии стресса или депрессии, негативно влияют на аутиста.
Транскраниальная магнитная стимуляция для лечения аутизма вписывается во все схемы. Бывает, что используются медикаментозные препараты, хоть они и не способны вылечить болезнь. Однако уменьшают патологические проявления за счет улучшения самочувствия малыша и корректировки его поведения:
- нейролептики для коррекции поведения;
- ноотропы для лучшего развития коры головного мозга;
- седативные препараты для установления правильного дневного ритма, устранения проблем со сном;
- препараты для борьбы с сопутствующими болезнями (кишечник, иммунитет и т.д.).
Нужно быть готовым к тому, что терапия продлиться всю жизнь, будет иметь свои положительные и отрицательные периоды.
Список использованной литературы
- Зенков Л.Р. Непароксизмальные эпилептические расстройства. М.: МЕДпресс-информ, 2007; 280с.
- Canitano R. Epilepsy in autism spectrum disorders. Eur Child Adolesc Psychiatry 2007;1:61-6.
- Gardoni F. MAGUK Proteins: New Targets for Pharmacological Intervention in the Glutamatergic Synapse // Eur J Pharmacol. – 2008. – V. 585. – P. 147-152.
- Ремшмидт Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение: Пер. с нем. М.: Медицина, 2003;120 с.
- Арушанян, Э. Б. Участие мозговой железы эпифиза в регуляции поведения / Э. Б. Арушанян // Мед. вестник Сев. Кавказа. – 2009. – № 4. -С.66-75.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник
Проблема аутизма у малышей младшего возраста является одной из самых трудных в детской практике. В настоящее время в России практически не применяются различные диагностические тесты, которые бы позволяли уточнять диагноз до трехлетия ребенка. Тем не менее, ежегодно случаи впервые выявленного заболевания регистрируются у малышей дошкольного возраста. Знать об этой болезни следует всем родителям, чтобы вовремя распознать болезнь.
Характеристика
Впервые случай аутизма у детей был описан в 1943 году. Это открытие сделал Г. Аспергер. В последствии даже один из синдромов, при котором развиваются симптомы заболевания, был назван его именем — синдром Аспергера. Определение болезни было дано гораздо позже, после накопления статистических данных о заболевших.
Аутизм — это психическое заболевание, при котором происходят выраженные нарушения в коре головного мозга, приводящие к полному нарушению социальной адаптации и особому восприятию собственного внутреннего мира.
Заболевание может встречаться в любом возрасте, в том числе у новорожденных. Детки, которым установлен диагноз «аутизма», требуют к себе более внимательного отношения и применения специального подхода.
Причины
На сегодняшний день большинство ученых считают, что причиной заболевания становятся нарушения в генетическом аппарате или врожденная генетическая наследственность. Очень часто первые признаки болезни можно заметить у грудничков или малышей первого года жизни. Однако эти проявления часто списывают на особенность характера или темперамента ребенка.
У мальчиков аутизм встречается гораздо чаще. Соотношение — 4:1. Девочки болеют реже. Часто малышки имеют высокую предрасположенность к болезни, если у их близких родственников или родителей есть данное заболевание.
Наследуется болезнь по аутосомно-рецессивному признаку. Это означает, что даже если оба родителя будут больны аутизмом, то риск рождения здорового ребенка у них составляет 25%.
Не только наследственная предрасположенность может привести к появлению заболевания. Есть научные исследования, которые показали связь между воздействием некоторых провоцирующих факторов на развитие болезни. Как правило, такое действие происходит во время внутриутробного роста малыша.
К таким провоцирующим факторам относят:
Инфицирование беременной женщины различными бактериальными или вирусными инфекциями. Особенно опасно такое заражение плода в период первых 8 недель внутриутробного развития.
Воздействие на будущего ребенка различных токсических химических веществ. Обычно это происходит, если мамочка во время беременности работает на вредных производствах или промышленных предприятиях.
Сильное ионизирующее излучение. Встречается на различных производствах, где проводятся работы с ультразвуком или инфракрасными лучами. Все виды радиоактивных излучений также могут повлиять на строение нервной системы, и вызвать симптомы аутизма.
Классификация
Ранний детский аутизм может протекать в различных вариантах. Обычно врачи используют различные классификации, которые позволяют разделить формы болезни по сходным признакам.
Заболевание может быть легким, средней степени тяжести и тяжелым. В основе этой классификации лежит степень выраженности неблагоприятных симптомов.
- При легкой степени тяжести нарушения интеллектуальных способностей у малыша не происходит. Такие дети практически не отстают в уровне психического развития от своих сверстников. При внимательном наблюдении за ребенком можно обнаружить некоторые особенности. Как правило, такая форма заболевания диагностируется в 3 года.
- При аутизме средней степени тяжести проявляются уже более стойкие нарушения со стороны моторных функций, а также присоединяются речевые нарушения. Дети в 2 года практически не разговаривают. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова или фразы, но речевые обороты лишены смысла и являются только простым набором слогов.
- Для тяжелого течения характерны выраженные нарушения мозговой деятельности. Дети практически не реагируют на окружающих, не отвечают на вопросы, к ним обращенные. Малыши в возрасте 1,5 года по развитию соответствуют 6-7 месячному ребенку. Эта форма болезни характеризуется неблагоприятным течением и сравнительно плохим прогнозом лечения.
Признаки аутизма
К основным проявлениям заболевания можно отнести следующие симптомы:
Обеднение эмоций. Малыши, не имеющие отклонений в психическом развитии, при любой улыбке или поглаживании испытывают положительные эмоции и реагируют в ответ. Дети,страдающие аутизмом, практически никак не отвечают. Физический или телесный контакт не вызывает у них никакого ответа. Ребенок остается безучастным или старается отвернуться.
Сосредоточенный взгляд. Обычно малыши первого года жизни начинают фиксировать взгляд на каком-то одном предмете. Чаще всего у детей с аутизмом можно наблюдать «отсутствующий» взгляд. Они никогда не смотрят собеседнику в глаза, зато часами могут рассматривать какую-то часть от игрушки или рисунок на стене. Часто кажется, что малыш просто погружен в себя.
Медленное приучение к горшку. Обычно для малышей, страдающих аутизмом, это становится очень трудной задачей. Часто только в возрасте 3-4 лет ребенок полностью отучается от подгузников и привыкает ходить в горшок.
Нарушения речи. Как правило, малыши-аутисты начинают говорить достаточно поздно. Даже после произнесения первых слов они могут замолчать на долгое время. Спустя несколько месяцев они снова начинают говорить, однако произносят всего несколько отдельных слогов или однотипных слов.
Многократные повторения слов. Малыши, страдающие аутизмом, очень часто повторяют несколько слов. На вопрос «будешь кушать?» они могут несколько десятков раз повторить «кушать, кушать, кушать». Это прекратиться, только когда кто-то из родителей скажет «кушать» после монолога ребенка. После этого он обычно замолкает.
Однотипные движения. Малышам-аустистам очень нравится повторять какое-либо действие много раз. Обычно они включают и включают свет или открывают водопроводный кран. Любые попытки сделать замечание, что так делать нехорошо или неправильно, ребенок не воспринимает адекватно и начинает повторять снова и снова.
Изменение походки. Довольно часто маленький аутист начинает ходить на цыпочках или сильно размахивает при ходьбе руками, как бы изображая птицу или бабочку. Некоторые малыши могут подпрыгивать при ходьбе.
Психологические особенности. Обычно малыш, страдающий аутизмом, становится более замкнутым. Такие дети часто испытывают серьезнейшие трудности в попытках завести новых друзей. Малыши обычно не играют с другими детьми в песочнице или уходят с детской площадки, избегая новых знакомых.
Любимые продукты питания. Обычно ребенок, страдающий аутизмом, имеет выраженную наклонность и любовь только к определенной пищи. Ввести в его рацион новые продукты становится чрезмерно сложной задачей для любой мамы. Малыш категорически отказывается от всего нового, требуя привычных для него блюд. Дети в возрасте 2-3 лет кушают только из знакомой для них посуды. Новые столовые приборы могут вызвать у малыша настоящий приступ паники.
Строгая организация. Малыши-аутисты всегда стараются упорядочить свои игрушки или предметы. Они выстраивают своих кукол или животных по цвету, по размеру или по каким-то только им понятным критериям. Любое нарушение такого порядка может вызвать у малыша сильную апатию или же наоборот привести к агрессивному поведению.
Возможность самоагрессии. У малышей с аутизмом нарушаются границы восприятия внешнего и внутреннего мира. Довольно часто они чрезмерно болезненно воспринимают любые попытки вторгнуться в их личный мир. В этом случае они проявляют агрессию не по отношению к другому человеку, а к себе. Малыши могут себя нарочно кусать и даже стараются упасть из кроватки или манежа. Нужно отметить, что такие симптомы встречаются преимущественно при достаточно тяжелых формах болезни.
Диагностика
Определить аутизм — задача весьма сложная не только для родителей, но и даже для опытного врача. Проведение тестирования в домашних условиях не всегда позволяет получить точный вердикт о том, есть ли у ребенка заболевание. Такое исследование носит лишь вспомогательный характер. Если родители заметили, что у ребенка есть определенные особенности в поведении, то обязательно следует показать его врачу.
Для того, чтобы успешно диагностировать заболевание, требуется проведение нескольких тестов.
Обычно диагноз «аутизм» ставится коллегиально. Для этого создается комиссия из нескольких специалистов, обладающих достаточными знаниями по работе с такими детьми. В нее входят: врач-психотерапевт, медицинский психолог, логопед и реабилитолог.
Основные подходы к коррекции
На сегодняшний день специфического лечения заболевания не разработано. Генетическая предрасположенность болезни обуславливает невозможность создания одной уникальной таблетки, которая привела бы к полному выздоровлению.
Лечение аутизма — комплексное. Назначение лекарственных препаратов применяется только для устранения неблагоприятных проявлений болезни, которые не поддаются психологическому воздействию посредством применения других методов лечения. Обычно все лекарственные препараты назначает врач-психиатр. Такие лекарства являются достаточно серьезными и назначаются только на определенный короткий период времени для снятия острых негативных симптомов.
С малышами, которым установлен диагноз «аутизм», обязательно работают детские психологи. Цель этих занятий — улучшить социальную адаптацию ребенка, применяя различные психологические методики.
Психолог в игровой форме моделирует различные жизненные ситуации, которые могут нанести малышу психологическую травму или ухудшить его состояние. Во время таких игр кроха учится правильно реагировать на любые трудности и легче выстраивает межличностные контакты с другими людьми.
Посещение логопеда также является одним из важных этапов лечения. Для того, чтобы восстановить речь ребенка, требуются регулярные занятия со специалистом. Во время такого обучения малыши заметно расширяют свой словарный запас и меньше проговаривают однотипные предложения. Также такие занятия заметно улучшают процесс социальной адаптации ребенка. Малыши меньше бояться разговаривать с незнакомыми им людьми и быстрее идут на контакт.
Для того, чтобы маленький аутист практически не ощущал своей болезни, используются различные методы общеукрепляющих и развлекательных занятий. Маленьким аутистам рекомендуется иппотерапия или дельфинотерапия. Малыши охотно проводят время с животными. Такие занятия оказывают благоприятное действие на нервную систему ребенка и положительно влияют на весь процесс лечения и реабилитации в целом.
Определить болезнь в раннем возрасте — задача очень сложная, но необходимая. Чем раньше будет установлен диагноз и скорее начаты реабилитационные мероприятия, тем более шансов на лучшую адаптацию к условиям внешней среды у малыша, который болен аутизмом.
Такие детки требуют более внимательного и тщательного подхода. Только грамотное отношение со стороны окружающих и самых близких людей позволяет малышам лучше адаптироваться к жизни и достичь успеха.
В следующем видео Яна Сумм – бывшая жена Константина Меладзе – на своем опыте рассказывает о том, на какие симптомы у ребенка нужно обратить внимание.
Еще больше о раннем аутизме вы узнаете, посмотрев следующее видео.
Источник