Аудиометрия ребенку 4 года
……….
Чем раньше ребенок пройдет диагностику, чем быстрее произойдет коррекция его слуха с помощью технических средств реабилитации (слуховых аппаратов или системы кохлеарной имплантации), тем больше у него возможностей реализовать слухоречевой потенциал и полноценно развиваться. Однако для младенцев и малышей дошкольного возраста не всегда можно использовать те же способы определения порогов слышимости, что и для взрослых. Как же обследуют юных пациентов?
Методы детской аудиометрии
- Для крох до 1,5 лет применяют объективный метод диагностики – регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов на тональные сигналы (КСВП).
- Еще один метод – автоматический слуховой вызванный потенциал (АСВП), не требующий высокой квалификации персонала, так как анализ данных идет по автоматическому алгоритму. Актуален у детей с факторами риска по тугоухости и глухоте. Выполняется, если ребенок прошел регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ), но есть подозрения, что слуховая функция нарушена. Диагностика методами КСВП и АСВП у детей проходит во сне.
- ASSR – регистрация слуховых вызванных потенциалов на постоянно модулированный тон. Часто путают с КСВП. ASSR не позволяет поставить диагноз слуховой нейропатии и не «конкурирует» с КСВП, но является ценным методом в ряду аудиологических тестов, так как использует более интенсивные стимулы.
- Отоакустическая эмиссия ОАЭ – базовый метод проверки слуха новорожденных. Если ОАЭ регистрируется, то с вероятностью в 90 % никаких нарушений нет.
- Для малышей от 1,5 до 3 лет используют условно-рефлекторный метод – у них вырабатывают двигательную реакцию на звук.
- Для детей от 3 до 7 лет применяют игровую аудиометрию. Для этого дошкольников обучают выполнять определенное действие, если они слышат звук.
Методы диагностики детей до 1,5 лет применяют без осознанного участия пациентов, в состоянии естественного сна. Проведение диагностики детей старше 1,5 лет требует предварительной подготовки.
Как готовят малыша к условно-рефлекторной или игровой аудиометрии
Перед проведением обследования в течение примерно недели с ребенком занимается сурдопедагог либо родители. Для подготовки к условно-рефлекторной аудиометрии малыша приучают поворачивать голову в сторону источника звука. Чтобы стимулировать активность крохи, ему показывают игрушку или картинку.
Для подготовки к игровой аудиометрии дошкольника вовлекают в игру: покормить петушка, помочь зайчику собрать морковку и т. п. Взрослый производит звук, например говорит простые слоги или ударяет крышкой кастрюли, звенит колокольчиком. При этом ребенка просят выполнить действие: бросить пуговицу в коробку, надеть кольцо на пирамидку и пр. Такие занятия проводят 2–3 раза в день по 3–5 минут каждое.
Для извлечения звуков отлично подходят ударные музыкальные инструменты
Как проходит процедура тональной игровой аудиометрии
- Для обследования используют аудиометр – прибор, издающий сигналы определенной громкости.
- Ребенок слушает звуки с помощью воздушных или костных телефонов. Это позволяет измерить пороги слышимости звуков, как передающихся по воздуху, так и проведенных по кости.
- Если юный пациент слышит сигнал, то выполняет выученное действие.
- Врач отмечает силу звуков, которые вызвали реакцию, составляя таким образом аудиограмму.
- Процедуру проводят поочередно для каждого уха.
В игре ребенок забывает о стеснении и живо реагирует на звуки
Современная аппаратура позволяет быстро получить достоверную информацию о частотных специфических порогах слышимости по способу проведения: по воздуху и по кости, для каждого уха. При этом ребенок не испытывает ни малейшего дискомфорта, напротив, с интересом включается в игровой процесс.
Для детей от 4 лет возможно проведение классической тональной аудиометрии, когда юный пациент способен сознательно выполнять указания взрослых и самостоятельно нажимать на кнопочку.
Начни лечение сейчас!
Хочу проверить слух и вызвать специалиста по подбору слуховых аппаратов на дом.Тональная пороговая аудиометрия – самый распространённый (и простой) метод первичной диагностики уровня слуха. Вместе с ней обычно проводят импедансометрию.
Записаться на консультацию
Другие услуги
Диагностика слуха с первого года жизни
Подробнее
Слухопротезирование
индивидуальный подбор и настройка слуховых аппаратов по потребностям каждого пациента. Улучшение разборчивости речи.
Подробнее
Какие слуховые аппараты выбрать для детей
Подробнее
Подпишитесь на нашу рассылку и узнавайте о новых акциях и предложенях первыми!
Источник
Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.
Почему важно проверять слух у ребенка
В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:
- мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
- неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
- нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
- близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
- ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
- инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.
У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.
Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.
Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.
Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.
Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие – к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.
Современные методы проверки слуха у детей
Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.
В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.
На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:
- анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
- визуальный осмотр ребенка;
- методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
- методы поведенческой аудиометрии.
Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.
КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга. Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.
Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.
Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.
Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:
- безусловно-рефлекторную аудиометрию;
- условно-рефлекторную аудиометрию;
- игровую аудиометрию;
- детскую игровую аудиометрию.
Как проверить слух у ребенка
Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.
На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:
- новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
- ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
- ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
- малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
- ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
- дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
- ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
- школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.
Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую. Исследование проводят последовательно – от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха. Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.
При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.
Источник
Хороший слух — залог гармоничного речевого и психоэмоционального развития ребенка. Но слуховая функция человека — одна из самых сложных, а потому в любом возрасте может возникнуть ее снижение. Именно поэтому проверка слуха у детей — обязательная часть любого медосмотра. Проверить, насколько хорошо ребенок слышит, можно и самостоятельно.
Когда нужна проверка?
Медицинские проверки слуховой функции проводятся начиная со 2-3 суток после рождения малыша и время от времени повторяются на протяжении всей жизни человека. Ребенок проходит проверку в 3 месяца, в полгода, в год, при оформлении в садик и школу, на школьных медосмотрах и в рамках диспансеризации, при поступлении в ВУЗ и в военкомате.
Все дело в том, что незначительные потери слуха от рождения очень сложно поддаются диагностике в раннем возрасте, а родившийся здоровым малыш вполне может утратить хороший слух после тяжело перенесенных ОРВИ, гриппа, после акустической травмы или удара по голове. Слух более нестабилен, чем зрение, и проверять его нужно чаще.
Задуматься о внеплановой проверке родителям стоит в том случае, если появляются сомнения в том, что кроха хорошо слышит и воспринимает на слух окружающий мир.
Признаков нарушения слуха существует много. В каждом возрасте они свои. Проверить слух в медицинском учреждении стоит, если:
- ребенок в возрасте 1-2 месяцев не обращает внимания на громкие внезапные звуки (зазвонил будильник, раздался дверной звонок, громко хлопнула дверь, упал тяжелый предмет). Ребенок при этом не вздрагивает, не ищет глазами источник звука, не пугается, не вскидывает ручки, ножки;
- в возрасте 3 месяцев и старше малыш не реагирует на голос мамы, не узнает его, не пытается искать маму глазами, если она говорит в отдалении от его кроватки;
- в 4 месяца не реагирует на голоса других людей, на звуки игрушек;
- до 6 месяцев отсутствуют признаки гуления;
- в год ребенок только мычит, не произносит звуков и слогов;
- в два года нет минимального словарного запаса, ребенок не выполняет просьб взрослого;
- если ребенок мало общается, не заинтересован в этом, часто проявляет агрессию;
- чадо часто переспрашивает;
- при диалоге ребенок напряженно внимательно следит за артикуляцией, губами и выражением лица собеседника;
- просматривая фильм или мультфильм, старается сделать его громче;
- сложно воспринимает телефонные слова, все время переносит трубку от одного уха к другому.
Помимо общего снижения слуха, признаки которого мы описали, существует потеря восприятия определенных диапазонов. Так, некоторые дети нормально воспринимают разговорную речь, но не воспринимают пения птиц на улице, не слышат, как шуршат листья под ногами. А некоторые не слышат, как капает вода из крана, но на нормальной громкости могут смотреть телевизор.
Степени и формы потери слуха бывают разными, и проявляются они по-разному.
Если вам кажется, что малыш чего-то не слышит или не дослышивает, не разбирает, страдает отчетливость восприятия звуков, обязательно нужно показать его ЛОР-врачу и детскому сурдологу в сурдологическом центре.
Аппаратные методы
Существует достаточно много медицинских способов проверить, как слышит ваше чадо. Для маленьких нередко применяется игровая аудиометрия. Этот метод оптимален для детей в возрасте двух-четырех лет. Малышу выдают наушники и оглашают правила игры: нужно бросить мячик в ведерко или корзинку тогда, когда поступит звуковой сигнал. В наушники подаются звуки разных частот. По реакции малыша сурдолог определяет, какие частоты доступны для его восприятия, а какие — нет.
Еще один вариант игровой аудиометрической проверки заключается в том, чтобы ребенок нажимал на клавишу, сидя перед монитором компьютера. В наушниках ребенку подают звуки природы, животных, речи людей, его задача нажать на кнопку тогда, когда он слышит звуки и может их идентифицировать.
Универсальный метод проверки слуха, широко распространенный в сурдологических центрах, в поликлиниках — метод тональной аудиометрии. Тестирование проводится в специальном звукоизолированном кабинете. Ребенку предлагают надеть наушники и воспроизводят звуки разных диапазонов и частот. Если он слышит звук, то нажимает кнопку или поднимает руку, если нет, доктор воспроизводит следующий звук, и так до того порога, когда ребенок будет слышать. Таким образом определяется порог слышимости конкретного ребенка в разных диапазонах.
Метод отоакустической эмиссии применяется для самых маленьких — именно таким методом проводят скрининги слуха в роддоме на 2-3 сутки после рождения ребенка, в поликлинике в месячном, трехмесячном, шестимесячном возрасте. Лучше, если ребенок спит на момент обследования или находится в состоянии покоя, например, сосет грудь.
В ушко крохе вводится гибкий зонд, подключенный к переносному прибору. Прибор посылает в ушко звуки разных частот и через некоторое время регистрирует вернувшийся обратно ответ колебаний волосковых клеток внутреннего уха. Если ответ есть, ребенок слышит, если ответа нет, восприятия звука отсутствует.
Тимпанометрия — еще один информативный метод оценки слуховой функции. Он предназначен для оценки работы среднего уха и барабанной перепонки. В ухо вводится зонд, который будет регистрировать колебания перепонки при проводимости звуков.
Если эти методы выявляют отклонения от норм, для установления причин тугоухости используют метод камертонов. Оценка восприятия высоких и низких звуков позволяет судить о том, какой отдел слуховых анализаторов пострадал.
Тестируем самостоятельно
Проверка остроты слуха в домашних условиях по точности, естественно, не может сравниться с проверкой на аппарате, но этого от нее и не требуется. Домашняя проверка нужна родителям для того, чтобы подтвердить опасения и отправиться потом к врачу, либо для того, чтобы успокоиться и перестать переживать.
Домашнее самостоятельное тестирование слуха ребенка зависит от его возраста.
До года
В грудном возрасте можно самостоятельно только оценить общую картину — есть слух или нет. Отклонения слуховой функции, если у ребенка нет полной глухоты, оценить довольно сложно. Обычно проверяют поведенческие реакции малыша — в ответ на звук с двух месяцев ребенок оживляется, скидывает ручки-ножки, с трех месяцев начинает искать глазами источник звука.
Можно применить так называемый крупяной тест. Три одинаковых баночки заполняют крупами наполовину: одну — манкой, другую — гречкой, третью — горохом.
Один взрослый отвлекает ребенка игрушкой без звука, а второй трясет банкой в полуметре от детского ушка. Сначала применяют манку, потом гречку, потому горох.
Так оценивают, способен ли ребенок слышать высокие, средние и низкие звуки. Между баночками нужно делать паузу в пару минут. В идеале ребенок обозначит свою заинтересованность звуком, отвлекшись от созерцания игрушки, начав искать взглядом источник звука.
От 1 до 3 лет
В этом возрасте можно активно применять игрушки с самым разным звучанием — от тихих погремушек до громких дудочек и барабанов. Главное — подавать звук со спины ребенка и оценивать его реакцию. Увеличивается дистанция, с которой подается звук. Теперь это уже не 0,5-1 метр, а около 2 метров.
Старше 3 лет
Детям постарше, уже умеющим говорить, слух проверяют шепотной и разговорной речью. Если ребенок еще плохо говорит, то лучше воспользоваться методами, описанными выше. С 4-5 лет метод оценки слуха речью применяется уже для всех.
Важно понимать, что разговорную речь ребенок со здоровым слухом воспринимает с расстояния до 20 метров и дальше, а шепотную — с 6 метров. Обеспечьте тишину в помещении, выключите все, что отвлекает (вентилятор, телевизор).
Попросите ребенка встать у стены и отойдите от него на шесть метров. Малыш повернут правым боком к родителю, левое ухо следует закрыть ватным тампоном. Если ребенок большой, он может закрыть второе ухо пальцами.
Без голосовых усилий, на выдохе шепотом взрослый произносит числа от 1 до 100 либо пары слов, которые обычно сурдологи и отоларингологи используют для оценки слуховой функции. Задача чада — повторить сказанное слово или число.
Если ребенок не слышит подряд три слова, сказанных с шести метров, нужно приблизиться на метр и повторить их. Если опять нет слышимости, приближаются еще на метр и все повторяется снова.
Когда ребенок услышит и повторит слова, нужно зафиксировать, с какого расстояния он смог это сделать правым и левым ухом. Это поможет понять, насколько велика потеря слуха:
- 6 метров и более на каждое ухо — слух нормальный;
- 5-2 метра — незначительная потеря слуха;
- 1 метр — средняя степень утраты слуха;
- 0,5 метра — не воспринимает вообще — сильная степень снижения слуховой функции.
Для шепотной проверки используют слова, фонетически сбалансированные по высоким и низким звукам. Вот несколько пар, которые вы можете применять для своего ребенка:
- мама — мальчик;
- дом — лампа;
- стол — час (часы);
- дедушка — сапоги;
- парта — муха;
- врач — чай.
Не пытайтесь произносить слова, значения которых ребенок не знает в силу возраста.
После проверки шепотом можно провести проверку разговорной речью с 20 метров со спины.
Полезные программы и приложения для самодиагностики
В Интернете существует немало аудиопрограмм и приложений для самостоятельной проверки слуха. Но они не подходят для малышей, поскольку требуют индивидуальной калибровки.
С 8-10 летнего возраста ребенок вполне может ими воспользоваться.
Достаточно скачать и установить приложение на свое устройство и купить хорошие наушники. Есть проверки онлайн. Они основаны на том, что человек воспринимает ухом слышимый диапазон от 15 до 20 тысяч Гц. Программа будет воспроизводить звуки, а человек – нажимать кнопку, если он их слышит.
В результате получатся данные, схожие с данными аудиометрии, но, увы, менее точные, хотя для домашней проверки более точные, чем шепотная или разговорная речь.
Некоторые из программ можно найти на сайтах, которые распространяют музыкальный контент в качестве тестовых файлов настройки многоканальных аудиосистем. Некоторые созданы специально для домашней аудиометрии, например, Home Audiometer или слуховой тест Mimi.
Источник