Аудиометрия ребенку 3 года

……….
Чем раньше ребенок пройдет диагностику, чем быстрее произойдет коррекция его слуха с помощью технических средств реабилитации (слуховых аппаратов или системы кохлеарной имплантации), тем больше у него возможностей реализовать слухоречевой потенциал и полноценно развиваться. Однако для младенцев и малышей дошкольного возраста не всегда можно использовать те же способы определения порогов слышимости, что и для взрослых. Как же обследуют юных пациентов?
Методы детской аудиометрии
- Для крох до 1,5 лет применяют объективный метод диагностики – регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов на тональные сигналы (КСВП).
- Еще один метод – автоматический слуховой вызванный потенциал (АСВП), не требующий высокой квалификации персонала, так как анализ данных идет по автоматическому алгоритму. Актуален у детей с факторами риска по тугоухости и глухоте. Выполняется, если ребенок прошел регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ), но есть подозрения, что слуховая функция нарушена. Диагностика методами КСВП и АСВП у детей проходит во сне.
- ASSR – регистрация слуховых вызванных потенциалов на постоянно модулированный тон. Часто путают с КСВП. ASSR не позволяет поставить диагноз слуховой нейропатии и не «конкурирует» с КСВП, но является ценным методом в ряду аудиологических тестов, так как использует более интенсивные стимулы.
- Отоакустическая эмиссия ОАЭ – базовый метод проверки слуха новорожденных. Если ОАЭ регистрируется, то с вероятностью в 90 % никаких нарушений нет.
- Для малышей от 1,5 до 3 лет используют условно-рефлекторный метод – у них вырабатывают двигательную реакцию на звук.
- Для детей от 3 до 7 лет применяют игровую аудиометрию. Для этого дошкольников обучают выполнять определенное действие, если они слышат звук.
Методы диагностики детей до 1,5 лет применяют без осознанного участия пациентов, в состоянии естественного сна. Проведение диагностики детей старше 1,5 лет требует предварительной подготовки.
Как готовят малыша к условно-рефлекторной или игровой аудиометрии
Перед проведением обследования в течение примерно недели с ребенком занимается сурдопедагог либо родители. Для подготовки к условно-рефлекторной аудиометрии малыша приучают поворачивать голову в сторону источника звука. Чтобы стимулировать активность крохи, ему показывают игрушку или картинку.
Для подготовки к игровой аудиометрии дошкольника вовлекают в игру: покормить петушка, помочь зайчику собрать морковку и т. п. Взрослый производит звук, например говорит простые слоги или ударяет крышкой кастрюли, звенит колокольчиком. При этом ребенка просят выполнить действие: бросить пуговицу в коробку, надеть кольцо на пирамидку и пр. Такие занятия проводят 2–3 раза в день по 3–5 минут каждое.
Для извлечения звуков отлично подходят ударные музыкальные инструменты
Как проходит процедура тональной игровой аудиометрии
- Для обследования используют аудиометр – прибор, издающий сигналы определенной громкости.
- Ребенок слушает звуки с помощью воздушных или костных телефонов. Это позволяет измерить пороги слышимости звуков, как передающихся по воздуху, так и проведенных по кости.
- Если юный пациент слышит сигнал, то выполняет выученное действие.
- Врач отмечает силу звуков, которые вызвали реакцию, составляя таким образом аудиограмму.
- Процедуру проводят поочередно для каждого уха.
В игре ребенок забывает о стеснении и живо реагирует на звуки
Современная аппаратура позволяет быстро получить достоверную информацию о частотных специфических порогах слышимости по способу проведения: по воздуху и по кости, для каждого уха. При этом ребенок не испытывает ни малейшего дискомфорта, напротив, с интересом включается в игровой процесс.
Для детей от 4 лет возможно проведение классической тональной аудиометрии, когда юный пациент способен сознательно выполнять указания взрослых и самостоятельно нажимать на кнопочку.
Начни лечение сейчас!
Хочу проверить слух и вызвать специалиста по подбору слуховых аппаратов на дом.Тональная пороговая аудиометрия – самый распространённый (и простой) метод первичной диагностики уровня слуха. Вместе с ней обычно проводят импедансометрию.
Записаться на консультацию
Другие услуги
Диагностика слуха с первого года жизни
Подробнее
Слухопротезирование
индивидуальный подбор и настройка слуховых аппаратов по потребностям каждого пациента. Улучшение разборчивости речи.
Подробнее
Какие слуховые аппараты выбрать для детей
Подробнее
Подпишитесь на нашу рассылку и узнавайте о новых акциях и предложенях первыми!
Источник
Оценка слуха у ребенка 3 лет и 8 месяцев – пример аудиометрии
Галя М., 3 лет 8 месяцев. История заболевания: девочка плохо слышит с рождения.
Ребенок от второй беременности. Родители здоровы. От первой беременности ребенок здоров. Вторая беременность протекала нормально. Роды в срок двойней. Первый ребенок из двойни здоров. Обследуемая девочка, вторая в двойне, родилась в асфиксии — захлебнулась околоплодными водами. Вес при рождении 2300 г. К груди приложили на 2-е сутки. На грудном вскармливании была до 6 месяцев. Первые зубы прорезались в 6 месяцев. Ходит с 1 года. Говорить начала с 3 лет. Знает 10 слов.
ЛОРорганы: видимых патологических изменений нет.
Исследование слуха: речь не слышит.
Первое посещение. Девочка сначала плакала и отказывалась надеть телефоны. Затем, посмотрев обследование другого ребенка, согласилась сделать это. При подаче звуков частотой 500 гц в правое и левое ухо получена условиодвигательная реакция. После упрочения реакции исследование отложено до следующего дня. Обследование продолжалось 35 минут.
Второе посещение. Условнодвигательпая реакция появилась сразу при подаче звука частотой 250 гц в левое ухо. Установлены пороги слухового восприятия левого уха для частот 250, 125, 500, 1000, 2000 гц и правого уха для частоты 250 гц по воздушному звукопроведению. Четкая условнодвигательпая реакция наблюдалась на первое предъявление звука каждой частоты при переходе по октавам. На звук частотой 500 гц также получена четкая условнодвигательпая реакция при переходе от звука частотой 250 гц. В связи с наступившим у ребенка утомлением продолжение исследования отложено до следующего дня. Обследование продолжалось 40 минут.
Третье посещение. Условнодвигательпая реакция появилась сразу при подаче звука частотой 250 гц в правое ухо. Установлены пороги слухового восприятия звуков частотой 250, 125, 500, 1000, 2000 и 4000 гц Для правого уха. К концу исследования у ребенка появились признаки утомления и продолжение отложено до следующего дня. Обследование длилось 30 минут.
Четвертое посещение. Проверены пороги восприятия всех частот по воздушному звукопроведению на оба уха. Условнодвигатсльная реакция появилась сразу при первой подаче звуков надпороговой интенсивности. Отклонение полученных в предыдущих исследованиях данных незначительно. Обследование продолжалось 25 минут.
Аудиограмма Гали М, 3 лет 8 месяцев
Пятое посещение. Проведено определение порогов восприятия костным звукоироведением. Условнодвигательпая реакция появилась сразу при подаче звука частотой 250 гц в правое ухо. Установлены пороги восприятия звуков частотой 250, 125 и 500 гц для правого уха и частотой 250, 125 гц для левого уха. Обследование продолжалось 15 минут.
Аудиограмма представлена на рисунке. Средняя потеря слуха в речевом диапазоне частот правым ухом 85 дб, левым —99 дб. Диагноз: глухота IV группы звуковоспринимающего характера.
Данное наблюдение показывает, что даже с применением условнодвигательного рефлекса при ориентировочном подкреплении исследование слуха у глухонемого ребенка младшего возраста сопряжено со значительными трудностями.
Как правило, в связи с наступающим утомлением детей исследование слуха не может продолжаться более 30—40 минут. Однако за это время у детей младшего возраста большей частью не удается провести полное обследование. В таких случаях мы рекомендуем родителям погулять с ребенком или откладываем продолжение исследования на другой день. Иногда обследование проводится в течение 5—6 дней.
Характерными признаками утомления ребенка являются снижение четкости ответов, сонливость, отказ от исследования, появление капризного настроения, иногда плач. Чаще утомление наступает в середине дня, в часы, когда ребенок привык отдыхать. Учитывая это, целесообразно проводить исследование слуха у детей младшего возраста в утренние часы.
Из приведенного примера видна стойкость выработанной условнодвигательной реакции на звук. При повторных посещениях большей частью не возникает необходимости в дополнительной выработке рефлекса, и при каждом сеансе работы с ребенком условнодвигательная реакция появляется при первой подаче знакомого звука.
Однако, несмотря на проявленные терпение и настойчивость, не у всех детей удалось выработать условный рефлекс на звук, а следовательно, и произвести тональную аудиометрию. Так, из 1816 обследованных нами детей аудиометрию не удалось произвести у 58 (3,2%). У детей 3-летнего возраста число неудач при исследовании слуха велико (40% случаев), а у детей старше 3 лет оно составляет от 5,2 до 0,1 %.
Изучение причин, в силу которых не удалось провести тональную аудиометрию, показывает, что они большей частью связаны с негативным отношением ребенка или отсутствием у него опыта восприятия звуков. Наиболее частой причиной неудачи является отказ ребенка от исследования; чаще это маленькие дети со значительными дефектами слуха и речи. Они категорически отказываются войти в камеру, не разрешают надеть на них телефоны, плачут, иногда бывают настолько возбуждены, что их ничем нельзя успокоить.
В некоторых случаях условнодвигательную реакцию на звук выработать не удается, несмотря на то что имеется четкая условнодвигательная реакция на световой раздражитель. Создается впечатление, что у этих детей полностью отсутствует слуховое восприятие. Но, как показали наши наблюдения, отсутствие реакции на звук в большинстве случаев является результатом неумения воспринимать его. Подтверждением подобного объяснения может служить то, что, когда такие дети спустя некоторое время приходят повторно для исследования слуха, у них удается довольно быстро выработать условнодвигательиую реакцию на звук и обнаружить значительные остатки слуха.
– Вернуться в оглавление раздела “отоларингология”
Оглавление темы “Аудиометрия у ребенка”:
- Значение аудиометрии у детей. Объективная тональная аудиометрия
- Кожно-гальваническая и двигательные реакции при аудиометрии у детей
- Аудиометрическая установка для детей. Детский аудиометр Лесака
- Телефонная игровая аудиометрия у детей
- Комплект аппаратуры для исследования слуха у детей
- Подготока и выбор метода объективной аудиометрии у ребенка
- Порядок и техника объективной аудиометрии у детей
- Примеры аудиометрии для оценки слуха у 3-х летних детей
- Пример аудиометрии у ребенка 4,5 лет
- Оценка слуха у ребенка 3 лет и 8 месяцев – пример аудиометрии
Источник
Примеры аудиометрии для оценки слуха у 3-х летних детейИгорь П., 3 лет. История заболевания: мать считает, что понижение слуха наступило в возрасте 1,5 лет, когда ребенку плодили большие дозы стрептомицина при лечении по поводу пневмонии. ЛОРорганы: обе барабанные перепонки незначительно втянуты с нечеткими световыми рефлексами. В носоглотке небольшие аденоиды. Нос и глотка без видимых патологических изменений. Диагноз: глухота IV группы звуковоспринимающего характера, двусторонний хронический катаральный средний отит, аденоиды.
Лена М., 3 лет 1 месяца. Ребенок от первой беременности. Родители здоровы. Отцу при рождении ребенка было 38 лет, матери — 30 лет. В первой половине беременности токсикоз (тошнота, рвота). Роды в срок, затяжные, со слабой родовой деятельностью. Девочка родилась В асфиксии. Вес при рождении 3600 г. К груди приложили на 2-е сутки. На грудном вскармливании была до года. Первые зубы прорезались в 4 месяца. Ходит с 11 месяцев. Говорит с 1 года. Речь развита по возрасту. В 1,5 и 2,5 года перенесла грипп, а в 1,5 года— левосторонний острый средний отит. Исследование слуха: шепотную речь слышит правым ухом на расстоянии 5 м, левым — па расстоянии 4 м. Разговорную речь слышит на расстоянии более 6 м. Произведена тональная аудиометрия по условнодвигательной методике. Реакция выработана на звук 500 гц с 6-й подачи в правое ухо. На звуки остальных частот при исследовании как правого, так и левого уха по воздушному и костному звукопроведению двигательная реакция получена при первой подаче.
Аудиограмма приведена на рисунке. Справа тональный слух в пределах возрастной нормы. Слева понижено восприятие при воздушном звукопроведении в среднем в области речевого диапазона на 34 дб. Костно-воздушная разница от 15 до 30 дб. Из приведенных историй болезни двух детей одного возраста, по с разной степенью потери слуха следует, что условнодвигательная реакция на звук при ориентировочном подкреплении выработалась значительно быстрее и легче (через 6 сочетаний) у ребенка с небольшим нарушением слуха и развитой речью. Однако и у глухонемого ребенка, несмотря на невозможность речевого общения, после 26-й подачи звука все же удалось получить устойчивую условную двигательную реакцию, а затем произвести тональную аудиометрию. Влияние возраста ребенка на быстроту выработки условнодвигатетельной реакции на звук при ориентировочном подкреплении можно видеть, если сопоставить предыдущие наблюдения со следующей историей болезни. – Также рекомендуем “Пример аудиометрии у ребенка 4,5 лет” Оглавление темы “Аудиометрия у ребенка”:
|
Источник
Комментарии
ЖУРНАЛ “ПРАКТИКА ПЕДИАТРА”
Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; сентябрь-октябрь; 2018; стр. 10-15.
И.В. Рахманова, д.м.н., профессор, А.Г. Матроскин.,
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ», г. Москва
Ключевые слова: дети, исследование слуха, тугоухость
Keywords: children, hearing research, deafness
Значение слуха очень важно в нашей жизни. Благодаря ему развивается речь, ставшая неотъемлемой частью нашей повседневности. Способность человека говорить и слышать речь позволяет человечеству обмениваться информацией, тем самым расширяя возможность научного познания.
В детском возрасте наличие нормальной слуховой функции важно еще в большей степени, чем у взрослого, в связи с активным формированием вторичной сигнальной системы – речи. Благодаря ей происходит нормальная социальная адаптация ребенка, а также формирование его когнитивных навыков, адекватного психо-эмоционального и психо-речевого развития [1, 2].
Эпидемиологические исследования, проводимые в России в последние 10 лет, свидетельствуют о том, что более 1 млн детей и подростков страдают различными нарушениями слуховой функции, при этом каждый 2-3-й ребенок из 1000 вновь рожденных уже имеют тугоухость той или иной степени или же она развивается на 1-2-м году жизни, т. е. до развития речи в период ее становления [3].
К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся [4]:
1) неблагоприятное течение беременности (врожденная тугоухость и глухота): токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестозы, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью ототоксических антибиотиков, алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
2) патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные роды; наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другая патология, приводящая к асфиксии или внутриутробной травме плода;
3) патология раннего неонатального периода: гипербилирубинемия (свыше 200 мкмоль/л), связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития;
4) факторы риска раннего возраста: сепсис, лихорадочные заболевания после родов, вирусные инфекции (скарлатина, ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, скарлатина, грипп), менингоэнцефалит, болезни ЛОРорганов, применение ототоксических антибиотиков, черепно-мозговые травмы;
5) наследственная патология: у 35-50% новорожденных тугоухость и глухота имеют наследственное происхождение, причем у 1/3 из них носят синдромальный характер, т. е. сочетаются с другими аномалиями.
В связи с вышеперечисленным очевидна актуальность ранней диагностики слуховых расстройств в детском возрасте с целью их дальнейшей адекватной реабилитации, способствующей нормальному формированию высших корковых функций, в том числе второй сигнальной системы, следовательно, речи.
В настоящее время исследование слуховой функции у детей различных возрастных групп имеет свои особенности. Это касается как объёма применяемых методов, так и особенностей их проведения, а также интерпретации полученных результатов.
В настоящее время все методы исследования слуха у детей можно распределить на субъективные, основанные на речевом отчете ребенка («что и как он слышит») и объективные, связанные с регистрацией различных рефлекторных или электрофизиологических реакций организма, возникающих в ответ на звуковую стимуляцию.
К первой группе относятся такие методы, как: регистрация безусловных ориентировочных рефлекторных реакций, исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи, тональная пороговая аудиометрия, камертональное обследование слуха, а ко второй – тимпанометрия (акустическая импедансометрия), вызванная отоакустическая эмиссия (ВОАЭ), регистрация слуховых вызванных потенциалов.
Субъективные методы исследования слуховой функции.
Исследование слуха с помощью безусловного ориентировочного рефлекса выполняется в основном у детей до 1 года. Для этого применяют различные звучащие игрушки, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки одной частоты. При этом фиксируют различные реакции ребёнка, такие как безусловно-ориентировочный рефлекс МОРО – обнимающие движения рук; изменения дыхания, пульса, зрачковый рефлекс, вздрагивание, мигание век; замирания или «застывания» ребенка; повороты головы или глаз в сторону источника звука или от него и др.
Исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи должно проводиться у детей начиная с 5-летнего возраста в относительно звукоизолированном помещении, длина которого не менее 6 м. Оно основано на способности человека с нормальным слухом в условиях тишины воспринимать шепотную речь на расстоянии 6-20 м, а разговорную – 60-100 м.
Количественная оценка результатов исследования слуховой функции речью сводится к определению того максимального расстояния, выраженного в метрах, с которого обследуемый ребенок слышит шепотную или разговорную речь. Точность и правильность выполнения данного исследования зависит от запаса слов, возраста ребенка и понимания им методики обследования.
Слова, используемые для проверки слуховой функции у ребенка шепотом и речью, должны быть простыми для понимания.
При нарушении звукопроведения разница между восприятием шепота и разговорной речи невелика, а при нарушении – она очень значительна.
Слуховую функцию у детей старше 7 лет можно исследовать с помощью набора камертонов.
В основу этого исследования положены особенности проведения звука по воздуху и по кости. Оценка результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в секундах), в течение которого максимально раздражённый камертон воспринимается обследуемым через воздух и кость.
Тональная пороговая аудиометрия – это основной метод исследования слуха у детей старше 7 лет.
Принцип этого обследования заключается в определении самой минимальной (пороговой) интенсивности звука, выраженной в децибелах (дБ), при которой звук воспринимается в виде слухового ощущения.
Для исследования применяется прибор аудиометр.
Аудиометрию следует проводить в специальной звукозаглушённой камере, предназначенной для исследования слуха у детей. Проводимое обследование начинают с лучше слышащего уха, в то время как противоположное ухо необходимо заглушить (маскировка) с помощью специального белого шума.
Полученные результаты записываются в виде аудиограммы на специальный бланк в виде графика-аудиограммы.
Аудиограмма – это характеристика зависимости остроты слуха от интенсивности звука и его частоты (рис. 1).
Рис. 1. Вид нормальной аудиограммы
Еще одним методом исследования является игровая аудиометрия. Обследование слуховой функции этим методом проводится у детей с 4-летнего возраста.
Суть метода заключается в том, что после подачи ребёнку тонального сигнала ребенок должен нажать кнопку ответа. У маленьких детей предварительно вырабатывается условный рефлекс на звук, для этого привлекаются один из родителей или медсестра. Легче достигнуть эффекта, если менять картинки, чтобы не было угасания у ребёнка интереса.
Объективные методы исследования слуховой функции.
Тимпанометрия – это метод исследования слуховой функции, позволяющий оценить состояние среднего уха и выявить такие заболевания, как экссудативный средний отит и тубоотит, которые в свою очередь могут приводить к снижению слуха у детей любого возраста.
При этом обследовании автоматически записывается кривая, тимпанограмма, отражающая нормальность подвижности барабанной перепонки и слуховых косточек, а также работу слуховой трубы.
Оценка тимпанограмм осуществляется по классификации Дж. Джергера, Лейдона (1970), которая основана на представлении различных кривых в виде латинских букв А, В, С, D и др.
Так тип «А» (рис. 2) – графическое изображение, отображающее состояние среднего уха у человека в норме, т. е. когда давление внутри среднего уха и атмосферное одинаково.
Рис. 2. Типы тимпанограмм по Джергеру и Лейдену (1970)
Тип «В» наблюдается при повышении давления внутри барабанной полости чаще всего из-за жидкости. При этом график уплощен с отсутствующим пиком – прямая линия (рис. 2).
Тип «С» образуется при формировании отрицательного давления внутри барабанной полости и втяжении барабанной перепонки. Чаще возникает при блоке или дисфункции слуховой трубы. При этом варианте тимпанограммы графическое изображение кривой имеет пик, как и при тимпанограмме тип «А», но смещенный влево (см. рис. 2). Также имеются другие кривые, встречающиеся реже [5].
Еще одним исследованием слуховой функции у детей является метод вызванной отоакустической эмиссии, который в настоящее время является основным аудиологическим обследованием у новорождённых детей в роддоме.
Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ наружных волосковых клеток улитки при воздействии звукового раздражителя, что является отражением их нормального функционирования. Существуют 2 метода исследования:
- отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения – это акустическая энергия, регистрируемая в наружном слуховом проходе в ответ на стимуляцию двумя тонами (см. рис. а).
- задержанная вызванная отоакустическая эмиссия представляет сигнал, возникающий на 8-12 мс, после включения стимуляции, и продолжающийся 10-30 мс (см. рис. б) [5, 6].
Рис. 3. Вызванная отоакустическая эмиссия: а – на частоте продукта искажения, б – задержанная
При исследовании вырисовывается график ответа наружных волосковых клеток улитки при применении звуковой стимуляции. Важно отметить прямую зависимость регистрации отоакустической эмиссии от состояния среднего уха и чистоты наружного слухового прохода.
Исследование слуха методами слуховых вызванных потенциалов.
Эти современные методы обследования слуховой функции позволяют определить порог слуха у ребенка практически от 0 лет жизни.
Принцип всех этих исследований основан на регистрации вызванной электрической активности слуховой системы.
Наиболее часто применяемыми в настоящее время, методами обследования состояния слуха у детей являются определение слухового вызванного потенциала постоянного тона (ASSR) и регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).
У детей до 5 лет включительно компьютерная аудиометрия проводятся во время физиологического сна, а старше – в спокойном состоянии лежа на спине с закрытыми глазами.
После наклеивания электродов и подсоединения проводов аппарата, через специальные наушники подается звуковой раздражитель, в ответ на который в центральных отделах слухового анализатора появляется возбуждение (рис. 4).
Рис. 4. Вид обследуемого при выполнении исследования слуха методом вызванных слуховых потенциалов
Объективным порогом слуха при ASSR является та минимальная интенсивность звука, при которой регистрируется слуховой вызванный потенциал.
По окончании регистрации, после того как определены все минимальные пороги ответа головного мозга в ответ на звук, появляется аудиометрическая кривая (рис. 5).
Рис. 5. Аудиограмма ребенка первого года после исследования слуха методом компьютерной аудиометрии (ASSR)
Сущность метода КСВП такая же, как и при проведении ASSR, однако, в отличие от первого метода, второй позволяет более подробно проследить работу проводящих путей слухового анализатора от внутреннего уха и вплоть до четверохолмий продолговатого мозга (рис. 6). Оценка результатов проводится по более выраженному V пику КСВП (латентности) [4-6].
Рис. 6. Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы у ребенка 9 мес. (КСВП).
V – пятый пик
Все вышеперечисленные методы исследования слуховой функции направлены на выявление у детей различного возраста снижения слуховой функции, которое представлено двумя нозологическими видами: тугоухостью или глухотой.
Тугоухость – понижение слуха различной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к тугоухому, аппаратное слухопротезирование), а глухота – полное отсутствием слуха, при котором страдает разборчивость речи даже при применении слухового аппарата.
Тугоухость делится в зависимости от топики поражения на кондуктивную, сенсоневральную, смешанную.
Сенсоневральная тугоухость – возникает при поражении периферического (улитка) и/ или центральных отделов слухового анализатора (слуховой нерв, проводящие пути, продолговатый мозг, кора головного мозга) (рис. 8).
Рис. 8. Вид аудиограммы пациента с сенсоневральной тугоухостью
Смешанная тугоухость – возникает при комбинации поражений звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата (рис. 9).
Рис. 9. Аудиограмма пациента со смешанной тугоухостью
Кондуктивная тугоухость – возникает при поражении звукопроводящего аппарата, т. е. при поражении наружного или среднего уха (рис. 7).
Рис. 7. Вид аудиограммы пациента с кондуктивной тугоухостью
Для определения степени поражения слуховой функции в настоящее время пользуются международной классификацией тугоухости [5-8] на основе усредненных значений порогов звуковосприятия 500 Гц, 1, 2, 4, 6, 8 кГц.
Так, снижение порогов слуховой функции I степени соответствует – 26-40 дБ, II ст. – 4155 дБ, III ст. – 56-70 дБ, IV ст. – 71-90 дБ. Глухота ставится при порогах выше 91 дБ.
Достижения аудиологии последних десятилетий позволяют провести с достоверной долей вероятности исследование слуховой функции у детей любого возраста, что очень важно для ранней диагностики, лечения и их реабилитации при наличии различных форм снижения слуха.
Список литературы
1. Корсунский А.А. и др. Организация аудиологической помощи недоношенным детям различного гестационного возраста в условиях поликлинических отделений: Методические рекомендации. М., 2012.
2. Рахманова И.В., Зинкер Г.М. Организация специализированной аудиологической медицинской помощи и совместного медико-педагогического сопровождения недоношенных детей в условиях амбулаторно-поликлинической службы крупного стационара // Вопросы современной педиатрии. 2014. № 2. Т. 13. С. 117-188.
3. Савенко И.В., Бобошко М.Ю. Слуховая функция у детей, родившихся недоношенными // Вестник оториноларингологии 2015. Т. 80. № 6. С. 71.
4. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. М., 2005. Т. 1. С. 22-30.
5. Сапожников Я.М., Богомильский М.Р. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. М., 2001.
6. Таварткиладзе Г.А. Руководство по клинической аудиологии. М., 2013. С. 249-258.
7. Лопотко А.И. и др. Практическое руководство по сурдологии. СПб., 2008.
8. Лятковский Я.Б. Руководство по аудиологии и протезированию. М., 2009.
Комментарии
(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Источник