Аудио для развития речи у ребенка до года
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Татьяна
Я прочитала эту книгу в декабре 2019 года. С точки зрения календарного времени – совсем недавно. Но с позиции произошедших событий, кординально изменивших нашу действительность, прошла целая эпоха. Так вот, в том близко-далёком, благословенном, как я сейчас понимаю, декабре, при первом прочтении, книга произвела на меня сумбурно–тягостное впечатление. Ну представьте – скоро Рождество, потом Новый Год, везде открыты яркие, красочные ярмарки, запах глинтвейн, суета с подарками и принятием архиаважных решений, что приготовить к праздничному столу, как развлечь себя и ребёнка и прочие милые и утомительные хлопоты. А тут – на тебе – и неведомое верховное, мировое правительство, и перспективы скорого превращения населения в различные подвиды для обслуживания этого неведомого элитарного меньшенства, и деградация культуры, и ещё и элементы евгеники… И это ещё не весь список проблем, затронутых в этой книге. Но, не смотря на ту тоску, которая периодически на меня нападала при прочтении ещё неопубликованного текста, я чувствовала свежий, как говорят ” незамыленный” взгляд автора на наше современное общество, на социокультурную ситуацию, на нашу жизнь. И ещё меня поразила искренность. Да, такая забытая вещь, в современной литературе, да и в культуре в целом, как простая человеческая искренность и не побоюсь этого словосочетания, как ” активная жизненная позиция”. Так запинали и заклишировали эту фразу, что стало неудобно к ней прибегать. Но к этой книге я рискну её применить. Через текст, иногда сумбурный, местами стилистически не выверенный, я почувствовала призыв автора к людям остановиться, оглянуться вокруг, попробовать самим, своими мозгами, осмыслить современный мир! Я почувствовала её боль за будущее наших детей и, ещё одна шаблонная, пафосная фраза, за будущее всего человечества. Вот на этом месте мне хочется остановиться. Разве хотя бы этого мало, на фоне феерического и блестящего современного жлобства, что бы прочитать эту книгу? А потом наступил новый, 2020 год. Отшумели утомительно-длинные праздники, книга была напечатана и удачно стала бестселлером продаж на амазоне. Во всяком случае, так показывает амазонский таблоид. Но значимого резонанс в читательский среде я не заметила. Все было достаточно спокойно и буднично. И вот рраз! И наступил месяц март. А с ним и господин Вирус, и госпожа Пандемия! Подробности опускаем. Они всем печально известны. И после первых дней, недель шока и вселенского хаоса, когда здравый смысл стал немного просыпаться, я вспомнила об этой книге! Баа! Так в ней же все это было! А втор об этом и предупреждал! Вот вам и книга-пророчество, мимо которого бодрым шагом прошло, просвистело читающее сообщество! Сейчас появилось огромное количество текстов, короткометражный фильмов, прямых эфиров, интервью достаточно известных лично тей об этом теневом мировом правительстве. Прошло всего лишь три месяца и теперь даже самый ленивый ” знает” о его существовании. А предостережение о грядущей селекции человечества?! То, что буквально пару месяцев назад казалось фантастической страшилкой? Так теперь на просторах Интернета, в печатных, изданиях, с экранов телевизоров нам вещеют, что этот процесс уже начался и мы с вами уже в нем участвуем! Вспомнили и про евгенику, как же при таком раскладе без неё! Все, все, развивается, как по сценарию, написанному на основе этой книги! Но книга, под названием ” Такой меня сделали современные люди” продолжает скромно занимать первые места по он лайн продажам на различных, электронных платформах и в тоже время по- прежнему остается неизвестной широкой читателькой аудитории. А зря! Так и хочется вспомнить ещё одну известную фразу – ” нет пророка в своём отечестве”. Так вот он! Он есть! Не пройдите, не пробегите, не прошествуйте мимо. Сделайте то, к чему призывает талантливый, искренний и неравнодушных автор этой провидческой книги – остановитесь, попробуйте подумать и осмыслить происходящее самостоятельно. И тогда, очень надеюсь, в нашем мире не будет возможен тот Манифест, которым заканчивается сложная, спорная, но замечательна книга ” Такой меня сделали современные люди”.
????Такой меня сделали современные люди. О выхолащивании человека из человека
5,00
Источник
Детский тренажёр для развития речи
в Яндекс.Станции и других
устройствах с Алисой
— Занятия бесплатны и проходят в игровой форме. Звукли (персонажи, придуманные в Яндексе и озвученные поп-артистами) и фиксики не дадут ребёнку заскучать.
— Песни для отрабатывания звуков написаны детскими поэтами и популярными артистами по методике, составленной опытными учителями-логопедами.
— Фиксики знакомят ребёнка с профессиями будущего, а звукли учат быть смелым, много читать, не бояться выступать на сцене и другим важным вещам, которые трудно даются детям с плохим произношением.
Попросите Алису
Просто скажите: «Алиса, запусти навык „Легко сказать“».
Выбирайте персонажа, а дальше он сам всё объяснит.
На смартфоне, умной колонке или другом устройстве с Алисой
Каждый отвечает за свой звук. Детям помогают фиксики и фантастические герои с голосами звёзд — звукли
Персонаж проведёт ребёнка от разминки к финальному куплету, а между делом будет рассказывать истории и загадывать загадки
Одобрено специалистами
Учителя-логопеды помогли написать песни, а также следили
за произношением артистов и другими важными моментами —
от сложности сюжетов до темпа музыки.
Учитель-логопед, руководитель
речевого центра «Логопед плюс», опыт работы — более 40 лет
Учитель-логопед, опыт работы —
более 20 лет
Учитель-логопед, руководитель
речевого центра «Логопед плюс», опыт работы — более 40 лет
Учитель-логопед, опыт работы —
более 20 лет
У каждого звука свой характер
Ребёнку будут помогать его любимые фиксики, а также звукли
— звёзды в образах фантастических героев
Нейма — звук «3»
Катя IOWA
Птичка Нейма облетела весь мир и знает все языки, поэтому она будет помогать ребенку найти интерес
в иностранных языках.
Бравобис — звук «Ц»
Даниил Мацейчук
(Quest Pistols Show)
Вся жизнь Бравобиса проходит
в выступлениях. Он очень любит быть на сцене и прививает свою любовь ребятам.
Безошибка — звук «Ш»
Максим Свобода
Буквы, запятые и в целом письмо — вот страсть Безошибки. Он вдохновляет детей писать грамотно и внимательно.
Книжулия — звук «С»
Open Kids
Книжулия увлечена чтением и увлекает им ребёнка. В свободное время учит звуку «С».
Нейма — звук «3»
Катя IOWA
Птичка Нейма облетела весь мир и знает все языки, поэтому она будет помогать ребенку найти интерес
в иностранных языках.
Бравобис — звук «Ц»
Даниил Мацейчук
(Quest Pistols Show)
Вся жизнь Бравобиса проходит
в выступлениях. Он очень любит быть на сцене и прививает свою любовь ребятам.
Безошибка — звук «Ш»
Максим Свобода
Буквы, запятые и в целом письмо — вот страсть Безошибки. Он вдохновляет детей писать грамотно и внимательно.
Книжулия — звук «С»
Open Kids
Книжулия увлечена чтением и увлекает им ребёнка. В свободное время учит звуку «С».
Самый маленький из фиксиков — но уже достаточно опытный, чтобы рассказать
о дроне. Любит пошалить.
Отважный фиксик, лучший друг Нолика. Может бесконечно долго рассказывать
о голосовых помощниках.
Спокойный, сосредоточенный на учёбе
и во всём точный — как умные часы,
о которых расскажет ребёнку.
Сначала ребёнку нужно размяться. Персонаж рассказывает историю,
а ребёнок выполняет упражнения для развития речи: улыбается, вытягивает губы, сворачивает язык в трубочку.
Каждому куплету песни предшествует запоминающийся припев — распевка. Она состоит из звуков в тех позициях, которые встречаются в куплете, и позволяет как следует их отработать.
Помогает хорошо проработать звук во всех позициях — ударных, безударных,
в обратных и прямых слогах. Тексты составлены так, чтобы одни звуки
не мешали тренировать другие — например, в словах на звук «Ж» не будет других шипящих.
Каждое занятие рассчитано примерно на шесть минут — за это время ребёнок успевает освоить новый куплет.
Все распевки, разминки и песни вы можете найти на страницах персонажей.
Что надо знать перед
началом занятий
Первым делом стоит
проконсультироваться
с
логопедом. Так вы будете точно
знать, над какими звуками
нужно работать.
Тренажер рассчитан на этап, когда правильное произношение звука уже поставлено, но ещё не доведено до автоматизма. Если нужно поставить звук, занимайтесь с логопедом, а тренажёр поможет закрепить результат.
Если ребёнок нормально выговаривает звуки, тренажёр пригодится для общего развития речи.
Занятия разработаны для детей 5-7 лет, но подходят всем.
Первым делом стоит
проконсультироваться
с
логопедом. Так вы будете точно
знать, над какими звуками
нужно работать.
Тренажер рассчитан на этап, когда правильное произношение звука уже поставлено, но ещё не доведено до автоматизма. Если нужно поставить звук, занимайтесь с логопедом, а тренажёр поможет закрепить результат.
Если ребёнок нормально выговаривает звуки, тренажёр пригодится для общего развития речи.
Занятия разработаны для детей 5-7 лет, но подходят всем.
Хвалите ребенка
за достижения
Когда песня заканчивается, персонаж дарит ребёнку награду — красивую раскраску. Раскраски звуклей посвящены преодолению трудностей, раскраски фиксиков — профессиям будущего. Скачайте и распечатайте раскраски, чтобы они были наготове.
Попробуйте на любом устройстве с Алисой
Умная колонка
Яндекс.Станция
Умная колонка
Яндекс.Станция Мини
Приложение Яндекс
с Алисой
*Кроме умных часов **Привет (порт.,ит.)
Источник
Авторская методика, приятный голос, простые, хорошо срифмованные стишки и ненавязчивое музыкальное сопровождение – всё это в сборнике логопедических песенок Железновых. Горячо рекомендуем!
Уникальная развивающая методика от российских педагогов
Железновы – дипломированные музыканты-педагоги, авторы уникальных развивающих занятий для дошкольников. Они сумели объединить богатый преподавательский опыт и тонкое понимание детской психологии в цикл аудиозанятий, которым пользуются родители и воспитатели в целом ряде стран. Сегодня вы можете познакомиться с уникальными наработками российских авторов, чтобы разнообразить уроки дома, в детском саду, развивающем центре.
Логопедические песенки – увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудностей с разговорной речью. В этом случае подобные упражнения позволяют обогатить лексику, улучшить дикцию, стимулировать интеллектуальное развитие. Речевой материал тесно связан с движением и музыкой, поэтому методика Железновых предполагает развитие вокальных навыков, активные игры под музыкальное сопровождение. Разнообразие упражнений позволяет использовать их во время групповых или индивидуальных занятий.
- Преимущества логопедических музыкальных занятий:
- увлекательное построение урока – задорные мелодии и тексты песен, подсказывающие движения, радуют малышей;
- психологическое расслабление – в игровой атмосфере преодоление речевых недостатков и связанных с ними комплексов проходит легче;
- удобная подача материала – стихотворная форма, плавная ритмика помогают детям развить правильное дыхание при произношении, учат управлять темпом разговора, понимать слоговую структуру слов;
- эффективность – результативность при коррекционных занятиях и развитии музыкальных способностей доказана на практике;
- универсальность – заниматься по таким аудиозаписям можно дома, у логопеда, в детском саду и т.д.
Piano for Playschool: приложение для музыкальных занятий
Piano for Playschool (apple, android) – мобильное приложение, которое поможет ребенку научиться играть самые простые песенки и мелодии на клавишных инструментах. Подключение двигательной памяти, развитие мелкой моторики рук дополнительно способствует развитию речи. Приложение подходит для детей в возрасте 3-6 лет и удобно для родителей без музыкального образования.
Вместе с Piano for Playschool вы можете разучивать логопедические песенки, оттачивать умение петь по нотам и развивать абсолютный слух. Такие музыкальные занятия способствуют комплексному психологическому и интеллектуальному развитию ребенка, готовят к обучению игре на настоящем инструменте.
Петух (ку, ги, гу, ки) текст
Ку, ку, ку, ку
Спел петух: “Ку-ка-ре-ку!”
Ги, ги, ги, ги
На лужок скорей беги
Гу, гу, гу, гу
Ходят гуси на лугу
Ки, ки, ки, ки
Ходят кони и быки
Коза (зы, зе, зу, за) текст
Зы, зы, зы, зы
Стало скучно без козы
Зе, зе, зе, зе
Я нарвал травы козе
Зу, зу, зу, зу
Я привёл домой козу
За, за, за, за
У меня живёт коза
Ёж (жа, жу, же, жи) текст
Жа, жа, жа, жа
Мы нашли в лесу ежа
Жу, жу, жу, жу
Дали яблоко ежу
Же, же, же, же
Ёжик съел его уже
Жи, жи, жи, жи
Нам животик покажи
Мишка (че, чу, чи, ча) текст
Че, че, че, че
Грязь у мишки на плече
Чу, чу, чу, чу
Искупать его хочу
Чи, чи, чи, чи
Тише мишка, не ворчи
Ча, ча, ча, ча
Ведь вода не горяча
Журавли (ли, ло, ля, лю) текст
Ли, ли, ли, ли
Улетели журавли
Ло, ло, ло, ло
Все дорожки замело
Ля, ля, ля, ля
Побелела вся земля
Лю, лю, лю, лю
Новый год встречать люблю
Конфетки (ши, шо, шу, ша) текст
Ши, ши, ши, ши
Как конфетки хороши
Шо, шо, шо, шо
Мойте ручки хорошо
Шу, шу, шу, шу
Я к столу вас приглашу
Ша, ша, ша, ша
Будем кушать не спеша
Лиса (су, са, сы, си) текст
Су, су, су, су
Не пускают в дом лису
Са, са, са, са
Ждёт за дверью два часа
Сы, сы, сы, сы
Она хочет колбасы
Си, си, си, си
Ей кусочек отнеси
Гора (ра, ры, ро, ру) текст
Ра, ра, ра, ра
Вот высокая гора
Ры, ры, ры, ры
За горою комары
Ро, ро, ро, ро
Потерял петух перо
Ру, ру, ру, ру
А барсук унёс в нору
Источник