Атмосфера радости и развитие ребенка

«Создание благоприятной атмосферы пребывания детей в детском саду»
Благоприятная психологическая атмосфера в группе детского сада, важнейшее условия воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте основной сферой познания является мир человеческих взаимоотношений, знакомство с которым происходит по средствам сюжетно ролевой игры, общения с взрослыми и сверстниками. Какой образ мира человеческих взаимоотношений сложится у ребенка, зависит от того, какие примеры он видит в своей повседневной жизни, какие модели взаимоотношений ему транслируют окружающие его взрослые.
Так, важнейшей задачей гармоничного развития личности ребенка и успешное проживание ребенком дошкольного периода является создание благоприятных условий для его развития. В детском саду эта задача решается по средствам создания благоприятных, эмоционально комфортных условий пребывания ребенка в детском саду.
Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения с детьми, его умения и желания создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям.
Эффективное взаимодействие воспитателя с детьми происходит при соблюдений условий:
– создание положительного эмоционального настроя в группе;
– выражение доброжелательности и положительного настроя в отношении детей;
– поддержка воспитанников, взаимопомощь;
– учет психологического состояния отдельных воспитанников;
– умение слушать и слышать детей;
– умение отмечать достоинства детей;
– взаимодействие с воспитанниками, сотрудничество, нахождение эффективных способов взаимодействия на занятии;
– создание благоприятной психологической атмосферы, общения на занятии с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, одобрение и др.);
– формирование групповых норм и ценностей;
– манера поведения педагога, стиль общения с воспитанниками.
Важнейшим условием комфортного пребывания ребенка в детском саду является стиль педагогического общения с детьми, и важной задачей для педагога является выбор благоприятно влияющего на детей стиля общения и взаимодействия.
Ознакомление с особенностями различных стилей педагогического общения и взаимодействия, помогут педагогу проанализировать, сформировать, свой стиль педагогического общения.
Классификация Н.Ф.Маслова
Демократический стиль общения.
Включает в себя следующие особенности в поведении педагога:
– педагог работает со всей группой в целом;
– стремиться учесть индивидуальные особенности и личный опыт ребенка, его активность и потребности;
– характерен личностный подход;
– не имеет или не проявляет негативные установки;
– не стереотипен в оценке и поведении;
– не избирателен в контактах, не субъективен в оценках;
В дальнейшем такой стиль воспитания, приводит к тому, что ребенок:
– растает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
– осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
– приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
Авторитарный стиль общения.
Включает в себя следующие особенности в поведении педагога:
– педагог работает «один на один» с ребенком;
– исходит их усредненного представления о ребенке, из абстрактных требований, не учитывает его индивидуальных особенностей;
– характерен функционально-деловой и ситуативный подход;
– резко выражает негативные установки;
– стереотипен в оценке и поведении;
– избирателен в контактах и субъективен в оценках.
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
– вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы, в которой он будет так же послушен и управляем;
– взрослея, ребенок сам приобретает весьма авторитарный характер, либо становится послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленный.
*С течением лет, стажем работы у педагогов усиливаются черты авторитарного стиля, а его негативное влияние на личность ученика часто компенсируются в глазах родителей и коллег результативностью деятельности педагогов.
Авторитарный стиль в основном присущ требовательным, строгим, хорошо знающим свой предмет педагогам. Зачастую именно эти профессиональные качества становятся приоритетными при выборе педагога.
Либеральный (снисходителен, анархический) стиль общения
Так же некоторые авторы выделяют либеральный стиль общения.
Он характеризуется стремлением педагога не брать на себя ответственность. Формально выполняя свои обязанности, педагог, выбрал такой стиль, пытается самоустраниться от руководства коллективом воспитанников. Либеральный стиль является средством реализации тактики невмешательства, которая основывается на равнодушии и незаинтересованности проблемами групповой жизни. Последствия такой позиции педагога – потеря уважения воспитанников и контроля над ними, ухудшение дисциплины, неспособность положительно влиять на личностное развитие воспитанников.
Уважение – основа педагогики сотрудничества!
Что препятствует эффективному педагогическому общению:
– подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися;
– преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить;
– отсутствие желания сотрудничества, утверждение ситуации безмолвной ведомости детей;
– снисходительно-покровительственное отношение к воспитанникам.
В стиле общения находят выражения:
– особенности коммуникативных возможностей педагога;
– сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
– творческая индивидуальность педагога;
– особенности детского коллектива.
Создание благоприятной психологической атмосферы в группе детского сада во многом зависит от воспитателя – от особенностей общения и взаимодействия воспитателя с детьми.
Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и оформление игрового помещения.
Для того чтобы пребывание ребенка в детском саду было комфортным важно обогащать предметно-развивающую среду психологическими уголками, помогающими ребенку отрегулировать свое эмоциональное состояние в течение дня. С этой целью в группах детского сада создаются такие психологические уголки как – «Уголок уединения», «Уголок эмоциональной разгрузки».
«Уголок уединения»
Создание такого психологического уголка дает ребенку возможность в течение дня расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.
Содержание «уголка уединения». В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, здесь все в спокойном постельном тоне. В интимной зоне также могут находиться фотографии близких людей, пейзажные картины, световые или шумящие водопады, иллюминисцентные лампы или фигуры, аквариум с рыбками, магнитофон или плеер с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра).
Наполнение уголка:
– мат на полу, кресло, подушки, мягкие модули;
– игрушки антистресс, мягкие игрушки;
– фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями;
– аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации).
Такой уголок в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников.
«Уголок психологической разгрузки»
«Уголок психологической разгрузки» – это пространство, организованное особым образом, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Даже кратковременное пребывание в этом месте улучшает эмоциональное состояние. Дети отвлекаются и забывают отрицательные переживания. В уголке детки не только снимают эмоциональное напряжение, но и мирятся друг с другом.
Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. В уголке воспитанники могут выражать свой гнев в приемлемой форме, снимают накопившееся напряжение, помириться после ссоры или обиды.
Содержание «уголка психологической разгрузки»
В уголке психологической разгрузки должны располагаться предметы, игры помогающие ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Наполнение:
– стаканчики для крика (мешочек крика…), в который можно рассказать свое переживание, высказать все, что накопилось в душе, оставить свой крик перед занятием;
– дартс, помогает снять мышечное напряжение;
– куклы БИ-БА-БО в свободном доступе (агрессивные герои – Бармалей, Баба Яга, Леший…), для отрегагирования негативных эмоций;
– подушки, которые можно побить;
– легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень, стрелять по мишени из игрушечного оружия;
– резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу;
– газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить;
– пластилин, карандаши, бумага – возможность слепить, нарисовать тревожащую ситуацию, обидчика…
Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения.
-«коробочка добрых дел» (за неделю записываются туда добрые дела, а потом в понедельник на ковре в кругу зачитываются, при этом дети хлопают друг другу),
– коврики дружбы, коробочки примирения, благодаря которым дети смогут помириться друг с другом,
– шкатулки добрых дел – на каждого ребёнка, коробка примирения (научить детей разнообразным способам примирения после ссоры).
Создание таких уголков в группах детского сада способствует сохранению психического здоровья детей, а также благополучное развитие личности ребенка.
В заключение хочется отметить, что созданная в группе благоприятная атмосфера, вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Источник
Радость – одна из основных положительных эмоций и одна из главных ценностей для ребенка. Дети, в отличие от взрослых, проявляют свои чувства и эмоции более открыто: если они радуются – то от всей души, если у них горе – то оно самое настоящее. Дети не умеют лукавить, не умеют скрывать свои чувства. И казалось бы с радостью все понятно: радость – это хорошо. Но… Как много времени в жизни наших детей выделено на радость? И разрешены ли на самом деле бурные проявления этой радости?
Что такое радость для ребенка?
Это когда он любим и желанен, когда мама с папой всегда могут найти время, чтобы поиграть с ним, а не ставить свои домашние дела выше общения с ребенком. Ведь, согласитесь, дела можно отложить на 15-20 минут и поиграть с ребенком, почитать с ним – уделить ему свое время. Радость – это когда мама и папа всегда готовы прийти на помощь, когда его понимают. Радость – увидеть радугу на небе после дождя, побегать по лужам… Я думаю это список Вы сами можете продолжить.
А что мы, родители?
Ребенок с его неуемной энергией способен радоваться весь день. А мы устаем, нам хочется посидеть отдохнуть чуток, поскорее доделать какие-то домашние дела. Мы так изматываемся, что нас начинает раздражать эта неугомонность, громкие детские голоса. И в конце концов нам просто может быть скучно то, что вызывает у ребенка радость.
Детский мир здорового ребенка сплошь состоит из радости: дети всегда способны найти себе увлекательное занятие. И если у них не будет под рукой крутой пожарной машины или игрушечного градусника, в них может превратиться любая палочка, камешек, листочек. Все, что найдется под рукой. Игра все равно состоится, потому что для этого нужно всего лишь немного фантазии, желания и радости.
Радость ребенка – это его энергия, это его неудовлетворенное любопытство, это его развитие. Если Вы «тушите» энергию малыша, Вы тушите в нем радость. Вялые дети – печальны, депрессивны, послушны и пассивны. Физически хуже развиты, медлительны и боязливы, часто скучают и не знают, чем себя занять.
Если в жизни вашего ребенка не остается места радости, игре, шуму, возне, крикам, гулянью, то это означает, что детства у него не было. Это означает, что Вы останетесь должны своему ребенку детство. И через несколько лет станет совсем поздно – этот долг Вам будет уже никогда не отдать.
Проявление радости у детей, как и других чувств, происходит по-разному. Кто-то бурно ее проявляет: визгом, смехом. Например, при получении в подарок той игрушки, вещи, которую ребенок так хотел. Он от такой радости будет прыгать и хлопать в ладоши, прыгнет на шею и расцелует. А другой ребенок в такой же ситуации просто улыбнется и скажет спасибо. И не надо требовать от такого ребенка бурных проявлений чувства, критиковать его за это. Просто ребенок такой, в силу своей индивидуальности, характера, темперамента.
Но немаловажную роль здесь играет и атмосфера в семье. Как правило, правильно выражать свои положительные чувства и эмоции могут дети из благополучных семей, а также дети, которые видят пример проявления чувства. Если малыш растет в семье, где отношения между родителями оставляют желать лучшего, где подарки не являются традицией, где принимают их без особых эмоций (например, когда папа дарит маме что-то в знак примирения после ссоры, а та готова этот подарок ему по лицу размазать) – тут уже не приходится ждать от ребенка правильного выражения радости.
Поэтому, дорогие родители, детей нужно «учить» проявлять радость, впрочем, как и другие эмоции и чувства. А учить их нужно через пример, ведь ребенок – это наше зеркало.
Позвольте Вашему малышу оставаться самим собой. Позвольте ему быть ребенком – непосредственным, жизнерадостным, любознательным, неугомонным.
Статья содержит информацию из открытых источников
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Источник
Все родители хотят, чтобы их дети выросли счастливыми, здоровыми и уравновешенными. Чтобы достичь этой цели, многие родители читают книги и материалы в Интернете о развитии, психологии ребенка и методах воспитания. Однако при этом они упускают тот факт, что для воспитания детей более важным является ежедневное взаимодействие с ними. Атмосфера в семье играют важную роль для психического здоровья и благополучия всех ее членов.
Психологи утверждают, что ощущение безопасности и любви в семье, время, которое ребенок проводит вместе с семьей, совместные занятия, такие как игры, чтение книг или общение – очень важны для него, не меньше, чем правильное питание, физическая активность и сон.
Постоянная вовлеченность ребенка в дела семьи также способствует тому, что он начинает чувствовать эмоциональную связь с семьей, лучше адаптируется к социуму и чувствует удовлетворенность семейной жизнью. Однако для этого родителям следует не просто больше привлекать ребенка к семейным делам, а придумывать совместные занятия, которые будут нравиться всем членам семьи.
Американские психологи выделили 5 типов действий, которые устанавливают позитивную атмосферу в семье: заботливые отношения, установление ритуалов, установление ожиданий, адаптация к трудностям и связь с окружающим миром. Все 5 типов действий имеют большое влияние на качество семейной жизни и прочность взаимоотношений между ее членами.
Родители могут думать, что, если они привлекают ребенка к различным внешкольным занятиям и помогают делать уроки, то это обеспечит им успешное будущее. Однако при этом они могут проводить с детьми мало времени, и в этом их ошибка.
Когда родители проводят с ребенком много времени, когда они общаются и веселятся – это приносит огромную пользу. Так ребенок чувствует, что его ценят и любят, и это чувство остается с ним на долгие годы. Он получает возможность перенимать жизненные ценности своих родителей. В свою очередь, родители могут больше узнать о своем ребенке, о его достоинствах и недостатках. Таким образом, родители лучше понимают, как могут поддержать ребенка или научить его чему-то.
Когда родители проводят с ребенком время наедине, он получает возможность свободно выражать свои мысли и чувства. Между ребенком и родителями укрепляется эмоциональная связь, благодаря чему он становится более уверенным в себе и своих силах.
Рассмотрим несколько занятий, которые могут в этом помочь:
1. Принимайте пищу всей семьей. Это занятие предполагает, что все члены семьи совместно обсуждают меню, помогают в приготовлении блюд, накрывают на стол и убирают со стола после приема пищи. Важно, чтобы при этом присутствовали все члены семьи. Примите за правило, чтобы на время семейных завтраков или ужинов никто не пользовался мобильными телефонами или любыми другими электронными устройствами. Используйте это время для того, чтобы обсудить дела каждого из членов семьи или спланировать что-то вместе.
2. Возьмите в привычку читать вместе с ребенком книги несколько раз в неделю. У старших детей и подростков можно спросить, какую книгу они сейчас читают, и прочесть ее самим. В обоих случаях обсуждайте прочитанные книги с ребенком. Спросите, что ему понравилось в книге. Если книга художественная, спросите, что ребенок думает о ее развязке или о любом другом элементе сюжета. Также спросите, напоминают ли ему герои книги кого-то из его знакомых. Обсуждайте ценности и особенности характера героев. Если книга документальная, начните с того, что спросите ребенка, почему он выбрал именно ее. После этого можно поговорить о теме книги и интересах ребенка. Спросите, чему он научился, прочитав эту книгу, и как будет применять полученную информацию.
3. Посещайте вместе с ребенком общественные мероприятия. Это могут быть концерты, парады или благотворительные мероприятия.
4. Планируйте вечера игр вместе с семьей. Это могут быть настольные или компьютерные игры. Это занятие принесет ребенку много удовольствия.
5. Обменивайтесь с ребенком любимой музыкой – слушайте ее вместе, пойте или даже танцуйте.
6. Вместе с ребенком занимайтесь спортом или другими занятиями, которые предполагают физическую активность. С маленькими детьми вы можете просто играть в догонялки или футбол. Позже вы можете вместе ходить в спортзал или бассейн. Запускайте воздушного змея. Бросайте фрисби. Используйте все способы вместе проявлять физическую активность и получайте от этого удовольствие.
7. Постройте вместе с ребенком башню из кубиков или лего.
8. Посмотрите вместе с ребенком кино – дома или в кинотеатре. Обсудите посмотренный фильм. Подумайте, в чем он может быть поучительным. Обсудите с ребенком героев, сюжет и ценности, представленные в фильме.
9. Планируйте семейные мероприятия на выходные: катание на велосипедах, поездки за город, пикники и т. д.
Это всего лишь некоторые занятия, которыми вы можете заниматься всей семьей. Обсудите с членами семьи, как можно расширить этот список, и спланируйте ваши совместные занятия. Вы поймете, что совместное времяпровождение и веселье укрепляет эмоциональную связь между вами и ребенком, способствует открытому общению и дает всем вам возможность лучше узнать друг друга. Также вы можете обсудить с ребенком различные вопросы, поделиться своими ценностями и научиться друг у друга чему-то новому.
Наконец, такие занятия приводят к тому, что ваша семья становится более дружной и сплоченной. В ней ребенок будет чувствовать, что его любят и принимают. Вы все постепенно начнете понимать и ценить друг друга.
Источник