Асоциальное поведение ребенка в 3 года

Асоциальное поведение ребенка в 3 года thumbnail

Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться. Жан Мольер

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок. Карл Маркс

Каторга создает каторжника. Виктор Гюго

Кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы. Виктор Гюго

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь. Платон

Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования. Карл Маркс

Исправить может только такое средство, которое заставит виновного осознать, что он поступил плохо, что надо жить и поступать иначе. Розга же действует лишь короткое время; когда дети подрастают и перестают бояться ее, вместе с ней исчезает и совесть. Феликс Эдмундович Дзержинский

Мы в повседневной жизни постоянно сталкиваемся с проблемой детского поведения, идущего, как минимум, вразрез с мнением взрослых. А порой и ведущего к непоправимым последствиям. И надо разобраться, в чем проблема такого поведения и есть ли реальные способы с ним бороться и свести к минимуму.

Мы здесь не будем брать крайний случай, когда детские преступления связаны с необходимостью выживания. На такие поступки его (как, впрочем, и большинство взрослых) в такой ситуации толкает само состояние общества. И если в общественной жизни будут ликвидированы причины, толкающие его членов совершать асоциальные поступки (кражи и даже убийства) ради выживания себя или своих родных и близких, то эти люди станут вполне здоровыми членами такого общества. Ибо такие преступления – всего лишь социальная болезнь, а не аномалия поведения, не генетическая предрасположенность и не психическое расстройство, как об этом любят рассуждать буржуазные «специалисты».

Рассмотрим случай поведения ребенка в достаточно обеспеченной семье, когда вопросы выживания не довлеют над ним, а, по крайней мере, разрешаются взрослыми, не затрагивая его личной жизни.

Любой ребенок в жизни полон энергии и желания самоутвердиться. И в этом желании он идет по пути наименьшего сопротивления. Любознательность и желание узнать новое толкают его на любые поступки, и ограничением им может стать только накопленный отрицательный опыт. Никакое наказание не сможет остановить его, если он хочет понять что-то новое для себя. Запрет может дать даже абсолютно противоположенный эффект. На начальном этапе наказание может остановить его на какое-то время, но настанет момент, когда и оно станет бесполезным. Только понимание, что данное действие может нанести ему вред напрямую или опосредованно, через близких ему людей, может остановить ребенка.

Врастание ребенка в общество происходит не сразу, он не становится моментально подготовлен для взрослой самостоятельной (независимой от старшего поколения) жизни в окружающем его обществе (безотносительно того, того каким это общество является), поскольку существовать вне общества для человека практически невозможно (человек вне общества превращается в животное – примеры известны).

Это происходит сначала на примере старших, методом проб и ошибок. методом повторения всех их действий, а потом с появлением возможности говорить и задавать вопросы, через получение объяснений по непонятным темам. При этом надо заметить, что чаще всего ребенку объясняться и получать ответы от тех, с кем ему проще общаться в силу ряда причин. А это более старшие дети и взрослые, которые в силу ряда причин могут легко общаться с детьми.

Старшие дети в данном случае выступают своеобразным фильтром, который преобразует информацию о предмете разговора в более простые (не путать с примитивными), доступные для данного возраста формы. Взрослые же в силу ряда причин либо выражаются слишком «заумно» и недоступно для детей, либо, наоборот, скатываются до такой примитивизации, иногда при этом еще и искажая факты, что неизвестно, что страшнее, такое или «наукообразное» объяснение. Дети очень четко умеют отличать правду от лжи, и потому часто получается, что вскоре такие взрослые начинают терять авторитет. Кроме того, ребенку всегда нравится отношение «на равных», потому не каждый взрослый, а только умеющий так относиться к ребенку может найти с ним общий язык. Потому наиболее часто наставниками ребенка выступают именно старшие товарищи и более продвинутые в данных вопросах сверстники. Более младшие, пусть и более продвинутые дети, как правило, авторитетом не пользуются, и это понятно. В детстве такая разница очень заметна.

И очень плохо, если таким авторитетом в глазах ребенка становится ассоциальной элемент, сразу возникает проблема, которая нарастает по мере взросления данного ребенка.

Читайте также:  Ребенок 3 года на 8 этаже

Взрослые же, зачастую сами того не понимая, толкают ребенка именно на путь сопротивления, требуя от него не дисциплины, а послушания. Послушный ребенок – что вроде бы может быть лучше? Только вот одна маааленькая разница. Дисциплина – она обращается к разуму ребенка, требуя разумного понимания того, почему мы должны поступать так или иначе, а послушание – это подавление его своим авторитетом. Вопрос состоит лишь в том, насколько хватит этого авторитета. А потом пойдет скрытое сопротивление, а затем и открытый протест. А еще дисциплина подразумевает, что взрослый должен понять причины, по которым ребенок пошел на ее нарушение, принять и разобрать его аргументы в свою пользу и только тогда делать выводы, объясняя доступно для ребенка свое решение и принимаемые меры.

Да, дисциплина, как и послушание, подразумевают систему наказаний, без них никуда не деться. Но если дисциплина подразумевает прекрасное понимание ребенка, за что и каким образом его наказали, то при послушании ребенок часто не понимает – за что. Чаще всего ему, просто ничего не объясняя и не выслушивая причин такого поведения, дают подзатыльник или стегают его ремешком (впрочем, везде по-разному).

Я уж не буду говорить, что нельзя за одну провинность наказывать больше одного раза. И если мама уже наказала своего сына или дочь, папе незачем делать это еще раз после прихода с работы, даже если его об этом просят. А если нужно, чтобы наказание вынес именно папа, то уж сообщите ребенку об этом, пусть ждет и думает над своим поведением.

Очень смешно видеть, когда для пресечения неправильного поведения используют такой «страшный» метод наказания, как… заставить читать книгу! Дорогие родители, а что же вы не сажаете принудительно своего ребенка смотреть мультики у телевизора или играть в компьютерную игру? Наказывать работами по дому, игрой с младшими братьями и сестрами, чтением и другими делами, которые не должны вызывать отторжение у нормально развивающегося ребенка, – огромнейшая глупость, если не сказать больше.

Школа вносит свои пять копеек. Именно она пропагандирует и навязывает детям в обязательном порядке именно послушание. Но что поделать, выросшая из недр церкви современная школа несет в себе дух идеализма и метафизики. А учительский состав подбирается, по большей части, к сожалению, по остаточному принципу и предпочитает не вносить ничего нового, противоречащего духу такой школы и общества. Современное же буржуазное классовое общество (впрочем, как и другие классовые общества) детей начинает ломать, пытаясь подогнать под единый стандарт, под стандарт, нужный системе власти, характерной для данного эксплуататорского классового общества. Ведь нужно каждого человека загнать в рамки законопослушного гражданина, в рамки тех понятий, которые выгодны правящему классу. И тут годятся любые методы, вплоть до самых непопулярных. И где, как не в школе, способны сделать это наиболее просто?

Самый простой способ – сделать это через систему наказаний. И тут главное – понимать, что в разных обществах понимание наказания совершенно разное.

В буржуазном (да и в любом эксплуататорском классовом) обществе, наказание – это особая мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему некий поступок, противоречащий законам этого общества. А в, например, социалистическом – мера социальной защиты общества от ассоциативных элементов, осуществляемая лишь до того момента, пока человек, совершивший преступления, не перестанет быть опасным для данного общества, не осознает своих ошибок в поведении и поступках, то есть пока он социально не поправится. То есть в одном случае человек, совершивший проступок, обществом опускается, вплоть до полного понижения в правах без права возврата, а в другом лишь признается социально больным, требующим соответственного лечения.

Дети наиболее чувствительны к наказаниям разного рода. А сама детская среда, как правило, не склонная к компромиссам, очень чутко реагирует на общественных изгоев. Потому в буржуазном обществе попасть в такие изгои – сразу противопоставить себя всем остальным и, понятное дело, попасть в общество себе подобных, без права вернуться в привычную старую среду.

Таким образом, постоянно, на протяжении почти всего этапа взросления ребенок подвергается со стороны родителей и школы своеобразной ломке, подстройке под общепринятые рамки, чего, собственно, не должно быть, если общество является здоровым, а родители разумными людьми. Асоциальное же поведение ребенка является своеобразным его протестом против такой ломки, с одной стороны и способом его (ребенка) самоутверждения как личности, с другой.

Читайте также:  Ребенку 3 года истерики каждый день

В нормальном обществе и при разумных родителях ребенок учится встраиваться в общество с наименьшими для себя потерями, спокойно самоутверждаясь как личность, за счет помощи старших товарищей и сверстников.

Но даже в буржуазном обществе возможно избежать детского асоциального поведения, относясь к ребенку в семье изначально как к самостоятельной личности.
Сергей Плетнёв.

Источник

Источник

Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами. Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.

Общие сведения

Термин «расстройства поведения» (РП) используется для обозначения повторяющихся, устойчивых на протяжении более 6 месяцев поведенческих образцов, несоответствующих социальным нормам. РП является наиболее распространенным диагнозом детской психиатрии. Эпидемиология среди детей составляет около 5%. Существует гендерная зависимость – поведенческим расстройствам более подвержены мальчики. У детей соотношение составляет 4:1, у подростков – 2,5:1. Уменьшение разницы по мере взросления объясняется поздним дебютом у девочек – 12-13 лет. У мальчиков пик заболеваемости приходится на 8-9 лет.

Расстройства поведения у детей

Расстройства поведения у детей

Причины расстройства поведения у детей

Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

  • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
  • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
  • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
  • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.

Патогенез

Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения. Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются. Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.

Классификация

В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:

  • РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
  • Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
  • Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.

Симптомы расстройства поведения у детей

Поведенческие расстройства имеют три основных проявления: нежелание повиноваться взрослым, агрессивность, антисоциальная направленность – активность, нарушающая права окружающих, причиняющая вред собственности, личности. Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития. О расстройстве свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.

Читайте также:  У ребенка продуло шею ему 3 года

Дети с расстройствами поведения часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям, целенаправленно досаждают окружающим, мстят. Часто отмечается стремление к разрушению, повреждению чужих вещей. Возможны угрозы, запугивания сверстников, взрослых. Подростки с РП провоцируют драки, потасовки с применением оружия, проникают в чужие автомобили, квартиры, устраивают поджоги, проявляют жестокость по отношению к людям, животным, бродяжничают, прогуливают школу.

Клинические симптомы включают подавленное, дисфоричное настроение, гиперактивность, проявляющуюся снижением внимания, беспокойством, импульсивностью. Иногда развиваются депрессивные состояния, совершаются попытки самоубийства, наносятся самоповреждения. Деструктивное поведение негативно сказывается на успеваемости, познавательный интерес падает. Популярность ребенка в группе низкая, постоянных друзей нет. Из-за проблем принятия правил он не участвует в играх, спортивных мероприятиях. Социальная дезадаптация усиливает расстройство поведения.

Осложнения

Осложнения расстройств поведения развиваются у взрослых. Юноши, не получавшие лечения, проявляют агрессивность, склонны к насилию, антисоциальному образу жизни, часто имеют алкогольную, наркотическую зависимость, вовлечены в преступные группировки либо совершают правонарушения самостоятельно. У девушек агрессивность, антисоциальность сменяются эмоционально-личностными расстройствами: неврозами, психопатиями. В обоих случаях нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством, сохранением супружеских отношений.

Диагностика

Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе. Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:

  • Клиническая беседа. Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
  • Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
  • Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.

Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.

Лечение расстройств поведения у детей

Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:

  • Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
  • Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
  • Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).

Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного. В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.

Прогноз и профилактика

Прогноз расстройств поведения у детей благоприятный при систематической психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения. Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости. Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.

Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.

Источник