Артикуляционная гимнастика ребенок до 1 года
Все понимают важность развития речи ребёнка и уровень его культуры, который определяет не только дальнейшую судьбу человека, но и будущее великого русского языка.
По речи ребёнка судят о развитии, которое напрямую связано с его мышлением. Для дошкольника умение хорошо говорить – это значит:
- легко ориентироваться в окружающем мире;
- думать, выражать мысли и отстаивать личное мнение;
- находить контакты с детьми и взрослыми.
Важно помнить! Чтобы говорить чисто и правильно, ребёнок должен чётко слышать звучащую речь.
Чтобы произносить непростые для ребёнка звуки, его органы артикуляции должны быть сильными и гибкими, умели совершать тонкие движения и переходы.
Этому учит артикуляционная гимнастика.
Артикуляционную гимнастику необходимо проводить в форме интересной игры.
Это увлечёт ребенка, и процесс развития речи будет происходить быстрее и успешнее.
В первую очередь следует рассказать и показать ребёнку, находясь перед зеркалом, про органы артикуляции, называя их: губы, язык, зубы и щеки.
Обратить его внимание на верхнюю и нижнюю губы, два ряда зубов и подвижный язычок.
Главная задача: заинтересовать ребёнка
Важно помнить! Систематические занятия закрепляют приобретенные навыки.
Занятие проводится перед зеркалом так, чтобы ребёнок зрительно воспринимал движение рта и языка при произношении звуков взрослого.
Показывайте букву и произносите звук.
Вместе с ребёнком пойте звук сначала тихо, затем громко, отрывисто и протяжно.
Повторяйте игру несколько раз. Показывая буквы, просите ребёнка спеть самостоятельно.
А – открыть широко рот.
О – сделать кругленькие губы.
У – сделать губы «трубочкой».
И – улыбаться.
Э – приоткрыть рот, высунуть язык.
Игры для дыхания
Развитие навыков: тренировка дыхания, произнесение звуков, зрительно- моторной координации.
Для нормального произношения звуков и хорошего развития языка, необходимо верное дыхание, которое способствует лучшему звучанию голоса.
Ровные вдох и выдох – это важные условия для мягкого и неторопливого звучания голоса, для перехода от спокойной речи к звонкой тональности и обратно.
Неправильное дыхание может быть причиной тихого звукопроизношения, нарушения плавности речи.
• « Мяч в воротах»
Сделать мяч из ваты. Установить ворота из кубиков и вытянув губы «трубочкой» с силой подуть на шарик, произнеся звук «у», забить гол.
• «Кораблик»
Сделайте бумажный кораблик. Налейте в таз воды.
Для плавного движения кораблика дуйте на него спокойно, произнося звук «ф».
Для имитации порывов ветра, сложите губы, произнося звук «п».
При этом щеки не надувая.
• «Пузыри»
Возьмите соломинку и стакан воды.
Дуйте в соломинку, которая находится в стакане с водой, образуя каскад пузырей.
При этом щеки не надувайте.
Артикуляционные упражнения можно проводить в любое время, например, во время умывания или прогулки.
Игры для языка
Развитие навыков: произнесение звуков, обогащение словарного запаса, чувства ритма.
• «Улыбка»
Растянуть в улыбке губы, произнося звук «и»
• «Трубочка»
Вытянуть губы, произнося звук «у».
• «Улыбка- трубочка»
Поочерёдно растягиваем в улыбке губы, затем вытягиваем в трубочку, произнося последовательно звук «и», затем « у».
• «Забор»
Растягиваем губы в улыбке, сомкнув зубы.
• «Тик- так»
Высунуть кончик языка. Тянуть сначала влево, затем вправо – тик – так, имитируя движение часиков.
• «Качели»
Высунуть кончик языка и тянуть его вниз, к подбородку, затем вверх, к носу
• «Чистим зубки»
Провести кончиком языка, как зубной щеткой, по верхнему ряду зубов сначала снаружи, затем внутри. Также по нижнему ряду.
• «Лошадка»
Цокать язычком, широко открывая рот.
Литература:
Е.Н. Лункина Растим малыша 2-3 лет – М.: ТЦ Сфера, 2009 – 96с.
Источник
Для чего нужна артикуляционная гимнастика и речевое дыхание?
Естественное желание любой любящей мамы – чтобы малыш как можно раньше научился говорить, четко произносить звуки. Для этого мало постоянно разговаривать с ребенком, хотя это безусловно, необходимо для становления и понимания речи. Но чтобы кроха мог освоить речь и правильно проговаривать звуки – очень важно развивать у него речевое дыхание и проводить с ним артикуляционную гимнастику.
Эти простые упражнения помогут Вам также на ранней стадии определить какие-то речевые или физиологические нарушения, которые впоследствии можно устранить, обратившись к специалистам.
«Сеансы» артикуляционной гимнастики также позволяют справиться с возможными проблемами в будущем: устранить вялость языка (как мы говорим – «каша во рту»), а также улучшить его кровоснабжение.
Артикуляционная гимнастика для детей первого года жизни
Для самых маленьких
Уже с первых месяцев жизни малыша можно начать, при переодевании ребенка, во время игры с ним, фыркать, цокать, делать губы трубочкой, вытягивать язык, шлепать губами.
Произносите разные звуки, в том числе неречевые: писк, фырканье, уханье и т. д. При этом старайтесь утрированно произносить слоги: широко открывайте рот, вытягививайте губы в трубочку и тому подобное, чтобы кроха не просто слышал, но и наглядно видел, чем «ко-ко» отличается от «ку-ка-ре-ку»!
На разные голоса
Расскажите крохе, как «говорят» разные животные: как мяукает кошка, как блеет барашек, как поет кукушка. Делайте это нужно с чувством, различными интонациями и на разные голоса. Эти несложные занятия станут и демонстрацией артикуляционных упражнений, и развитием речевого фонетического слуха у младенца.
Игровые упражнения
Когда малыш станет немного постарше, пора приступать к специальным упражнениям – в непринужденной игровой форме. Эти занятия займут всего несколько минут – а пользу от них трудно переоценить.
Хорошо будет делать их перед зеркалом, но не пренебрегайте и временем одевания, купания, прогулки и трапезы (например: облизать по кругу губки, ложку, попытаться достать до носа языком и подобное, в том же духе).
Постарайтесь для этого выбирать время, когда ребенок находится в хорошем настроении.
Вы, как никто другой хорошо знаете индивидуальность своего ребенка, поэтому не требуйте от него того, что он заведомо сделать не сможет, начинайте с самых простых упражнений. С другой стороны – чем больше растет ребенок, тем интереснее можно упражнения усложнять.
В процессе игры Вы объясняете движение и показываете, как его делать. Привлекайте к гимнастике сюжеты, рассказы, игрушки – так, чтобы ребенок был активно заинтересован происходящим. И тогда он с увлечением будет повторять за Вами. Вот некоторые примеры игровых упражнений для развития артикуляции:
• Упражнение «Жарко-холодно»
Широко откройте рот (жарко), затем закройте рот (холодно).
• Упражнение «Шарик во рту»
«Показать фокус? Смотри малыш – у меня во рту шарик!» Надуйте щеки, через 2 секунды – сдуйте щеки, как будто проглотили шарик – «Я его проглотила!». Откройте широко рот. «А ты так сможешь?»
• Упражнение «Вкусное варенье»
Оближите сами себе губы по кругу, попробуйте дотянуться до носа, подбородка, щек языком (представьте, что вы выпачкались в варенье).
• Упражнение «Киска-лакомка»
«Киска любит лакать молочко – вот так!» Оближите тарелочку, как это делают кошки.
• Упражнение «Зайчик-барабанщик»
Приоткройте рот и побарабаньте язычком по верхним и нижним зубам (будто барабанщик).
• Упражнение «Слон на водопое»
«Киска пьет водичку язычком – а как это делает слоник? Вот так!» Вытяните вперед губы трубочкой, образуя «хобот», и сделайте вид, что Вы набираете водичку – втягиваете в себя воздух, слегка причмокивая.
• Упражнение «Хомячок спрятал орешки»
Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки – то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».
• Упражнение «Лошадка»
У Вас есть игрушечная лошадка? Просто поиграйте с ней: цокайте языком – «Цок! Цок! Цок» (лошадка скачет), «Но-Но, лошадка!», а она в ответ: «Фыр! Фыр!» (пофыркайте). Затем спросите у ребенка: «Как скачет лошадка? Как она фыркает?»
• Упражнение «Заборчик»
Улыбнитесь, с напряжением обнажив зубы (похоже на заборчик) – «У моего язычка есть заборчик!»
• Упражнение «Паровозик»
Покажите в книжке на картинке, или поиграйте паравозиком-игрушкой, погудите: «ТУ-ТУ», сложив губы трубочкой.
• Упражнение «Пароходик»
Пароход гудит – приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».
• Упражнение «Ходики»
Если есть возможность – покажите малышу часы с маятником, и в то же время – подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, как это делают ходики.
• Упражнение «Море волнуется»
Изобразите ребенку море – на вдохе плавно поднимаем руки вверх, на выдохе – опускаем, тянем звук «ш-ш-ш».
Игровые упражнения – в сказке
Расскажите и наглядно покажите малышу сказку, например такую:
«Наступило утро, язычок проснулся и открыл свое окошко (открываем рот), смотрит язычок вверх, «Где же наше солнышко?» (попытаемся дотянуться до носа). «А кто у нас гуляет во дворе?» – смотрит язычок налево (вытягиваем язык к левой щеке), потом – смотрит направо (вытягиваем к правой щеке). «А где же наш Сереженька (имя ребенка)? Тут наш Сереженька! (имя ребенка) – Приве-е-ет!!» – приветственно «помашите» язычком из стороны в сторону. «Пока!» – помашите языком вверх-вниз».
Вскоре Ваш кроха начнет за вами повторять – и это будет для него самая настоящая артикуляционная гимнастика.
Развитие речевого дыхания
Для чего нужны тренировки речевого дыхания?
В образовании звуков принимают прямое участие так же и легкие, правильное дыхание – дает силу звучания нашему голосу. У детей младшего возраста часто бывает сбивчивое, прерывистое дыхание. А некоторым – трудно сделать длинный выдох, также чередовать выдох и вдох носом, затем ртом и т.д. Конечно же, это мешает ребенку правильно и выразительно говорить. Предотвратить, а также исправить эти проблемы могут тренировки речевого дыхания.
Тренировки речевого дыхания в игре
Тренировки речевого дыхания, как и артикуляционную гимнастику можно проводить в любое время и при разных ситуациях. Например: когда читаете малышу сказки, стихотворения. Если, к примеру, в тексте упоминается ветер – тут Вы учите кроху дуть – дуйте в воздух со звуком, он наверняка начнет вторить Вам. А также научите ребенка дуть на горячее, вдыхать нужно носом, а выдыхать – ртом, также можно научить согревать дыханием поднесенные к губам замерзшие ручки.
Примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания:
• Упражнение «Снежинка»
Сделайте для ребенка крохотный кусочек распушенной ватки, или вырежьте из бумажки: «Это снежинка! Когда дует ветер – она летает!» – дуйте на нее (округленными губами, плавно), а вдыхайте через нос.
• Упражнение «Бабочка»
Вырежьте из бумаги бабочку, прикрепите к ее на ниточку, она очень натурально порхает, если на нее подуть. Дуть нужно долго, стараться плавно выдыхать весь воздух.
• Упражнение «Дерево»
Достаточно вырезать из бумаги несколько полосок, приклеить их к палочке или карандашу – вот и получилось дерево! И пусть Ваш «ветер» будет колыхать «листья».
• Упражнение «Задуваем свечку»
Тренируемся к предстоящему дню рождения – подуйте вместе на пламя свечки. Дуйте плавно и легко. Выдох не был резким,
• Упражнение «Ветряная мельница»
Приобретите вертушку или игрушечную мельницу, и научите кроху дуть на нее так, чтобы ее крылья-лопасти быстро и долго вертелись.
• Упражнение «Перелеты птиц»
Для этого упражнения нужно вырезать из бумаги птичек, положить их у самого края стола. При команде: «птички полетели», дуйте вместе. Дуть нужно стараться только один раз, и выдох должен быть максимально долгим, выиграет та птичка – которая улетит дальше других.
• Упражнение «Играем в собачку»
Покажите малышу, как дышит собачка, если ей жарко: высуните язык, дышите шумно, быстро. А затем покажите – как она может обнюхивать носиком – учащенно дыша носом.
• Упражнение «Дудочка»
Дуть в дудочку или свисток – замечательное развлечение для любого малыша!!!
• Упражнение «Одуванчик»
На прогулке сорвите отцветший одуванчик и научите ребенка дуть на него, сдувая пушинки-семена. Следите за тем, чтобы ребенок упруго и хорошо надувал щечки.
• Упражнение с водой «Буря»
Эксперимент: малыш дует в соломинку (для коктейлей), а другой ее конец опущен в воду (или напиток) – вот какая «буря» в стакане получается!
• Упражнение «Ароматный цветочек»
Часто дети не различают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох – ртом и носом. Попробуйте научить кроху нюхать цветочек – сделайте утрированный вдох носом, а затем с блаженством выдохните: «А-а-а!».
На этом все – не огорчайтесь, если с первого раза у Вашего ребенка не получается то или иное упражнение. Будьте терпеливы, и чаще хвалите действия малыша. Будьте уверенны – при регулярных занятиях по артикуляционной гимнастике и развитию речевого дыхания – Вас ждет непременный успех.
Статья написана в соответствии с рекомендациями Н. Кулаковой
(кандидата филологических наук, психолога, логопеда)
Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в развитии его речи!
Команда сайта “У Совёнка”.
Источник
Многих родителей волнует правильное и своевременное развитие речи у ребенка. И это неслучайно, ведь по статистике отставание в речевом развитии наблюдается у каждого четырнадцатого ребенка. С каждым годом количество таких деток увеличивается.
Речь формируется у крохи до шести лет.
До этого возраста малыш учится разговаривать и правильно произносить звуки. Родители должны контролировать этот процесс, помогать получать речевые навыки своему крохе. Если развивать артикуляцию малыша с раннего возраста, в будущем у него не возникнет проблем, связанных с задержкой развития речи.
В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Скачайте чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка” и узнайте нормы развития речи у детей, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!
Что такое артикуляционная гимнастика?
Это специальные занятия, направленные на развитие гибкости языка.
Ведь язык – это самая важная мышца органов речи. Оттого насколько язычок малыша будет подготовлен, зависит качество произносимого звука. Малыш, который занимался артикуляционной гимнастикой, будет понимать, какое положение должен принять язык при выговаривании различных звуков. Правила выполнения гимнастики не так сложны, как кажется на первый взгляд. Такая зарядка улучшает речь малыша, укрепляет мышцы его лица.
- Проводите зарядку каждый день начиная с 2 минут, постепенно доводя время до 10 минут.
- Первые занятия артикуляционной гимнастики проводите у зеркала, чтобы малыш запомнил, как нужно выполнять то или иное упражнение.
- Повторяйте тренировки при купании или на прогулке. Когда ребенок обретет навык артикуляции, он будет на автомате ставить язычок в правильное положение при произношении разных звуков.
- Выбирайте такое время для проведения артикуляционной зарядки, чтобы малыш был спокоен, сыт и хорошо себя чувствовал.
- Выполняйте гимнастику в форме игры.
- Используйте для этого различные игрушки, чтобы ребенку было интересно. И тогда он с радостью будет повторять за вами нужные упражнения.
- Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем лучше.
Артикуляционные упражнения для занятий с ребенком до года
Во время бодрствования крохи произносите ему разные звуки: цоканье, фырканье, уханье, писк. Говорите разные слоги, широко открывая рот, вытягивая губы в трубочку. Меняйте интонацию, говорите разными голосами, тихо и громко. Эти простые действия принесут неоценимую пользу вашему малышу.
Когда ваш карапуз немного подрастет, вы сможете приступить к специальной артикуляционной гимнастике.
В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Скачайте чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка” и узнайте нормы развития речи у детей, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!
Лучшие упражнения для развития артикуляции у детей:
Демонстрируйте все упражнения малышу и просите его повторять за вами.
- «Мышеловка»
Приоткройте рот. Высуньте кончик языка и слегка прикусите его.
- «Перекатываем орехи»
Закройте рот. Кончиком языка поочередно упирайтесь в одну и другую щеку, как будто перекатываете орехи во рту.
- «Катаемся на качелях»
Приоткройте рот. Высуньте немного кончик языка, поочередно дотягивайтесь им до верхних и нижних зубов.
- «Лошадка»
Желательно, чтобы у вас была игрушка в виде лошадки. Поцокайте языком, изображая звуки, которые издает лошадка. Повторите несколько раз присасывающие движения языком к небу.
- «Тик-так»
Немного приоткройте рот, высуньте кончик языка, поводите им от одного уголка рта к другому (наподобие часовой стрелки).
- «Лопата»
Приоткройте рот, расслабьте язык и немного высуньте его. Положите язык на нижнюю губу.
- «Жарко и холодно»
Проговорите с малышом слова «жарко» и «холодно» несколько раз. Когда произносите слово «жарко» нужно открыть рот широко, при слове «холодно» закрыть рот.
Не расстраивайтесь, если у крохи что-то не получается. Переоценить пользу артикуляционной гимнастики очень трудно. Наберитесь терпения и продолжайте выполнять упражнения каждый день. Очень скоро вы заметите первые результаты.
А вы уже занимаетесь артикуляционной гимнастикой со своим ребенком?
Источник
Многих родителей волнует правильное и своевременное развитие речи у ребенка. И это неслучайно, ведь по статистике отставание в речевом развитии наблюдается у каждого четырнадцатого ребенка. С каждым годом количество таких деток увеличивается.
Речь формируется у крохи до шести лет.
До этого возраста малыш учится разговаривать и правильно произносить звуки. Родители должны контролировать этот процесс, помогать получать речевые навыки своему крохе. Если развивать артикуляцию малыша с раннего возраста, в будущем у него не возникнет проблем, связанных с задержкой развития речи.
В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Скачайте чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка” и узнайте нормы развития речи у детей, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!
Что такое артикуляционная гимнастика?
Это специальные занятия, направленные на развитие гибкости языка.
Ведь язык – это самая важная мышца органов речи. Оттого насколько язычок малыша будет подготовлен, зависит качество произносимого звука. Малыш, который занимался артикуляционной гимнастикой, будет понимать, какое положение должен принять язык при выговаривании различных звуков. Правила выполнения гимнастики не так сложны, как кажется на первый взгляд. Такая зарядка улучшает речь малыша, укрепляет мышцы его лица.
- Проводите зарядку каждый день начиная с 2 минут, постепенно доводя время до 10 минут.
- Первые занятия артикуляционной гимнастики проводите у зеркала, чтобы малыш запомнил, как нужно выполнять то или иное упражнение.
- Повторяйте тренировки при купании или на прогулке. Когда ребенок обретет навык артикуляции, он будет на автомате ставить язычок в правильное положение при произношении разных звуков.
- Выбирайте такое время для проведения артикуляционной зарядки, чтобы малыш был спокоен, сыт и хорошо себя чувствовал.
- Выполняйте гимнастику в форме игры.
- Используйте для этого различные игрушки, чтобы ребенку было интересно. И тогда он с радостью будет повторять за вами нужные упражнения.
- Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем лучше.
Артикуляционные упражнения для занятий с ребенком до года
Во время бодрствования крохи произносите ему разные звуки: цоканье, фырканье, уханье, писк. Говорите разные слоги, широко открывая рот, вытягивая губы в трубочку. Меняйте интонацию, говорите разными голосами, тихо и громко. Эти простые действия принесут неоценимую пользу вашему малышу.
Когда ваш карапуз немного подрастет, вы сможете приступить к специальной артикуляционной гимнастике.
В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Скачайте чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка” и узнайте нормы развития речи у детей, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!
Лучшие упражнения для развития артикуляции у детей:
Демонстрируйте все упражнения малышу и просите его повторять за вами.
- «Мышеловка»
Приоткройте рот. Высуньте кончик языка и слегка прикусите его.
- «Перекатываем орехи»
Закройте рот. Кончиком языка поочередно упирайтесь в одну и другую щеку, как будто перекатываете орехи во рту.
- «Катаемся на качелях»
Приоткройте рот. Высуньте немного кончик языка, поочередно дотягивайтесь им до верхних и нижних зубов.
- «Лошадка»
Желательно, чтобы у вас была игрушка в виде лошадки. Поцокайте языком, изображая звуки, которые издает лошадка. Повторите несколько раз присасывающие движения языком к небу.
- «Тик-так»
Немного приоткройте рот, высуньте кончик языка, поводите им от одного уголка рта к другому (наподобие часовой стрелки).
- «Лопата»
Приоткройте рот, расслабьте язык и немного высуньте его. Положите язык на нижнюю губу.
- «Жарко и холодно»
Проговорите с малышом слова «жарко» и «холодно» несколько раз. Когда произносите слово «жарко» нужно открыть рот широко, при слове «холодно» закрыть рот.
Не расстраивайтесь, если у крохи что-то не получается. Переоценить пользу артикуляционной гимнастики очень трудно. Наберитесь терпения и продолжайте выполнять упражнения каждый день. Очень скоро вы заметите первые результаты.
А вы уже занимаетесь артикуляционной гимнастикой со своим ребенком?
Источник