Артикуляция ребенка 5 лет

Артикуляция ребенка 5 лет thumbnail

Как проводят артикуляционную гимнастику детям старше 5 лет?

Ребенку, который хорошо и отчетливо говорит, всегда легче дается обучение в первом классе. Внятная речь облегчает понимание, не вызывает у ребенка смущения, не порождает комплексов. Помочь ребенку сделать свою речь более чистой и разборчивой — задача для неравнодушных родителей. Исправлением серьезных дефектов речи занимается логопед, но без домашних систематических занятий артикуляционной гимнастикой специалист не достигнет серьезных успехов. В этой статье мы расскажем, как проводить дошкольникам старше 5 лет артикуляционные занятия самостоятельно.

Артикуляция ребенка 5 лет

Что это такое?

Артикуляционной гимнастикой называется такой комплекс, который направлен на развитие и укрепление мышц речевого аппарата ребенка. Сюда относятся некоторые мимические мышцы, язык, голосовые связки, губы, мышцы щек, шеи. Упражнения артикуляционного комплекса относятся к лечебно-профилактической гимнастике, поскольку помогают и при наличии определенных проблем с речью, и для профилактики возникновения таких проблем. Цель такой гимнастики — укрепление мышц, придание им определенной ловкости, силы, ведь только слаженная работа всех мышц и связок, участвующих в процессе произношения ребенком звуков, гарантирует четкое и разборчивое произношение.

Артикуляция ребенка 5 лет

Артикуляционные комплексы помогают улучшить кровоснабжение таких мышц, тренируют определенные навыки удерживания речевых положений мышц, снижается мышечный «зажим», блоки, что важно при заикании. Увеличивается скорость произношения и чистота звуков. Упражнения в составе такой гимнастики могут быть статическими, направленными на умение удерживать определенное мышечное положение, например, при произношении особо трудного для ребенка звука, а также динамическими.

Динамический вид упражнений нацелен на доведение правильной постановки до автоматизма и основан на постоянном повторении и закреплении. Для каждого ребенка в идеале подбирается свой коррекционный логопедический курс, который позволяет исправить определенный дефект, свойственный конкретному маленькому пациенту.

Артикуляция ребенка 5 лет

Артикуляция ребенка 5 лет

Но вот основы артикуляционной гимнастики пригодятся всем родителям, чьи дети не могут похвастать четким и звонким голосом, уверенным говором и правильным произношением.

Показания и противопоказания

Артикуляционная гимнастика полезна всем детям. И тем, кто говорит чисто, и тем, у кого имеются проблемы с речью. По статистике вторых — большинство. До 70% детей в возрасте от 4 до 6-7 лет имеют те или иные отклонения от норм в речевом развитии. Не всегда эти отклонения заметны, не всегда о них догадываются родители, ведь далеко не каждый такой малыш заикается или «глотает» половину согласных звуков.

Артикуляция ребенка 5 лет

Однозначным показанием к началу гимнастики считаются любые отклонения звукопроизношения. Занятия рекомендуются при дизартрии, заикании, картавости. При неправильном произношении как гласных, так и согласных звуков, при нарушении скорости и разборчивости речи. Даже если ребенок правильно произносит каждый из звуков, в силу вялого и неактивного речевого аппарата создается ощущение «каши во рту».

Артикуляция ребенка 5 лет

Гимнастика на артикуляцию и упражнения на дикцию быстро помогут придать мышцам и связкам речевого аппарата нужный тонус — речь станет разборчивой и красивой.

Противопоказаний к гимнастике на артикуляцию практически нет. Только в том случае, если она сочетается и проводится одновременно с дыхательной гимнастикой, существуют определенные ограничения: пороки сердца, психические заболевания, патологии сосудов. Для артикуляционной общей гимнастики противопоказаниями могут выступать заболевания зубов и десен в острой стадии, воспаление губ, языка, тонзиллит в остром периоде.

Артикуляция ребенка 5 лет

Все эти противопоказания — временные. Когда ребенок выздоравливает, заниматься ему можно.

Общие правила

В любом артикуляционном комплексе существует несколько групп упражнений. Начинать нужно всегда с простого и постепенно переходить к сложному. К простым базовым упражнениям относят разминку речевого аппарата, а также статические упражнения — удержание губ, языка в определенном положении в течение определенного времени. Более сложная группа приемов — динамические упражнения, направленные на «отработку» отдельных групп звуков — например, только шипящих или только глухих. Для детей от 4-5 лет и старше применяют комплексные игровые упражнения.

Артикуляция ребенка 5 лет

Почему важно играть? Да потому что сама по себе артикуляционная зарядка не доставит ни удовольствия, ни интереса. Но если ее преподнести как игру и заниматься вместе с малышом, все будет получаться значительно быстрее и эффективнее.

Нельзя научить ребенка говорить правильно за один день или один месяц. Занятия нужно проводить ежедневно, довольно долго. Только тогда постоянно закрепляемые навыки войдут в хорошую привычку и станут для ребенка совершенно естественными.

Артикуляция ребенка 5 лет

Для профилактики можно проводить гимнастику 1-2 раза в день, для исправления проблем с речью понадобится не менее 4-5 занятий в день.

Гимнастика не должна быть долгой, речевой аппарат устроен так, что он быстро устает. Старайтесь ограничиваться время занятия 5 минутами. В некоторых случаях можно продлить сеанс на пару минут. Ниже мы предложим комплекс упражнений. Вам не нужно стараться вместить в отведенные пять минут его весь, это невозможно и совершенно не нужно. Достаточно разбить его на группы по 2-3 упражнения и провести 4-5 занятий с применением различных заданий.

Объединяйте их в группы по своему вкусу, но помните важное правило — только одно упражнение в комплексе должно быть новым. Остальные два должны быть хорошо знакомы дошкольнику, чтобы он мог закреплять уже усвоенные навыки. Включайте в занятие и статические упражнения, и динамические. Первыми делайте упражнения более простые — статические.

Артикуляция ребенка 5 лет

Делайте гимнастику в положении сидя. Плечевой пояс, шея, конечности ребенка должны быть расслаблены. Если есть настенное зеркало, повесьте его рядом с местом занятий — ребенок сможет видеть свою артикуляцию и сравнивать ее с движениями артикуляционного аппарата родителей. Если такого зеркала нет, поставьте перед ребенком на столе небольшое зеркальце на подставке, а сами разместитесь строго напротив лица малыша. Так он будет видеть, как надо делать и то, как это в реальности получается у него.

Артикуляция ребенка 5 лет

Не поленитесь и сделайте карточки с картинками. Они помогут ребенку лучше представлять себе ситуации, игра станет интереснее. О карточках мы расскажем ниже.

Никогда не ругайте ребенка за неправильное выполнение поставленной задачи. Стресс и обида могут усилить мышечные зажимы, и все старания пойдут прахом. Важно говорить спокойно, неторопливо, мелодично, ласково, чаще хвалить ребенка, чтобы у него был стимул заниматься. Не будет стимула — не будет результата.

Артикуляция ребенка 5 лет

Эффективные упражнения

Мы подскажем вам всего лишь несколько наиболее распространенных и полезных упражнений. На их основе вы потом сможете создавать новые, придумывать свои уникальные задания. Базовые же задания таковы.

  • «Лягушка». Попросите ребенка показать зубки, как это делает лягушка. Потом сомкните зубы, а губы широко разведите в стороны. Это будет улыбка во все 32 зуба. Удерживайте ее до 10-15 секунд, потом можно расслабить губы, спокойно подышать и повторить улыбку.

Артикуляция ребенка 5 лет

  • «Хоботок». Попросите ребенка, показать, как слон пьет воду. Для этого сложите «хоботок» – губы следует вытянуть трубочкой как можно дальше вперед. 10-15 секунд ребенок должен удерживать их в таком положении, после чего их можно расслабить, а через минуту повторить упражнение.
Читайте также:  Папиллома у ребенка 5 лет

Артикуляция ребенка 5 лет

  • «Веселый слон». Это упражнение сочетает в себе два предыдущих. Сначала попросите ребенка сделать «хоботок», удерживайте его несколько секунд. Без пауз и отдыха положение губ следует изменить на широчайшую улыбку в мире – «лягушачью». Проделайте упражнение несколько раз.

Артикуляция ребенка 5 лет

  • «Кашалот». Для такого упражнения вам придется показать ребенку, как выглядит кашалот, когда он открывает свой большой рот. Воспользуйтесь карточкой-картинкой с соответствующим изображением. Попросите ребенка открыть рот, показать зубы, высунуть язык, убрать язык и улыбнуться как можно шире, после чего закрыть рот.

Артикуляция ребенка 5 лет

  • «Вредина». Это упражнение у дошкольников обычно вызывает настоящее веселье. Оно направлено на расслабление мышц языка. Попросите ребенка не высунуть, а вывалить широкий и вялый язык на нижнюю губу, полностью расслабиться его. Шлепая языком по губам, нужно произнести «пя-пя-пя».

Артикуляция ребенка 5 лет

  • «Звезда футбола». Положите на стол перед ребенком ватный шарик и нарисуйте на листе бумаги футбольные ворота. Попросите его, сложив губки трубочкой, загнать ватный мячик в ворота направленным движением воздушной струи. Надувать щеки при этом нельзя. Вдыхать воздух можно только через нос, поток воздушной струи прерываться не должен.

Артикуляция ребенка 5 лет

  • «Сладкоежка». Попросите ребенка представить, что на губах у него вкусное мороженое или шоколадный крем. Задача — как можно быстрее облизать губы, высовывая язык как можно дальше. При домашнем занятии допустимо нанести на самый кончик носа малышу каплю варенья или шоколадной пасты. Пусть попробует дотянуться до нее языком. Даже если не получится, обязательно вознаградите его, дав ложечку лакомства.

Артикуляция ребенка 5 лет

  • «Чистим, чистим трубочиста». Это упражнение проводят для укрепления подъязычной связки и умения фиксировать коник языка за нижними зубами, чтобы лучше произносить свистящие и звонкие звуки. Попросите ребенка открыть рот и почистить нижние зубки изнутри кончиком языка. Делайте это вместе. Потом обязательно отметьте, что зубки малыша, безусловно, получились чище.

Артикуляция ребенка 5 лет

  • «Пароходик». Это упражнение предназначено для тренировки одной из самых проблемных зон речевого аппарата дошколят — задней спинки языка. Нужно зажать кончик языка зубами и не выпускать его. Одновременно с этим нужно постараться как можно громче произнести звук «ы-ы-ы-ы-ы». Получится очень похоже на гудок теплохода.

Артикуляция ребенка 5 лет

Карточки

Они понадобятся для многих упражнений. Но в большей степени для динамических. Картинки для занятий можно нарисовать самостоятельно или распечатать из интернета. Вот несколько упражнений с карточками.

  • «Жуки». Показывайте карточку с жуками, читая потешку: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, на цветочке посижу, погляжу, покажу, детям сказку расскажу». В конце вместе с ребенком повторяется «жу-жу-жу».

Артикуляция ребенка 5 лет

  • «Аэродром». Попросите ребенка посадить все самолеты. Показывайте карточки с изображениями разных самолетиков и ракет. Пока карточка находится в воздухе, ребенок вместе с вами сопровождает полет звуками «р-р-р-р-р» и «ж-ж-ж-ж-ж». Пикируйте карточкой и рисуйте в воздухе круги — ребенок должен повторять «у-у-у», а когда ваш нарисованный летательный аппарат отправится на посадку, следует как можно громче повторять «уф-ф-ф».

Артикуляция ребенка 5 лет

Артикуляция ребенка 5 лет

  • «Полезные предметы». Для этого упражнения нужны изображения предметов, предназначение которых хорошо известно ребенку. Появление каждой карточки он должен озвучить: молоток — тук-тук-тук, часы — тик-так, поезд — чух-чух, сапоги — топ-топ и т. д.
  • «Интересный зоопарк». Для такого упражнения понадобятся изображения животных, в названии которых либо в «озвучке» имитации есть звуки, являющиеся проблемными для ребенка. Если малыш плохо выговаривает «Л», поселите в ваш зоопарк льва, тюленя, белку, ленивца, лошадь, лемура. Если проблемы со звуком «С», в зоопарке должны быть собака, сурок, суслики, серый волк, слон. При проблемах с произношением «Р» – тигр, рысь, рыба.

Попросите ребенка провести вам экскурсию. Спрашивайте, что за зверь здесь живет, как он умеет «разговаривать», что он ест. Старайтесь делать так, чтобы название зверя ребенок повторял как можно чаще.

Артикуляция ребенка 5 лет

Отзывы

По отзывам мам, которые делали со своими детям артикуляционную гимнастику и массаж, результатов почти всем удается достичь довольно впечатляющих. Некоторые начинают заниматься с ребенком еще до визита к логопеду, и именно это в результате играет решающую роль — ребенок начинает нормально говорить и без логопеда. Аналогичные занятия у профессионалов в клиниках и детских центрах, по словам мам, довольно дороги — от 300 руб. за одно занятие. И это еще один повод делать гимнастику дома.

Артикуляция ребенка 5 лет

О том, как правильно делать артикуляционную гимнастику детям, смотрите в следующем видео.

Источник

алла корепина
Артикуляционная гимнастика для детей 4–5 лет

«Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

«Рыбка шевелит губами».

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

«Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

«Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10).

«Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

«Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи, идущей по середине языка)

Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

«Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт,удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

«Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

«Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу.

«Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести “а-а” и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

«Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

«Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

«Паровозик свистит»

Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Пузырек засвистит.

«Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Читайте также:  Флуифорт ребенку 5 лет

«Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

«Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол, потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

«Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо,из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

«Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

«Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась.Произносить: Пррр…пррр,вибрируя губами (5 раз).

«Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами – “дэ-дэ-дэ. “

«Парашютик»

Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку, широким языком в форме “чашечки”, прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

«Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку.Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

«Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух,периодически их смыкая: б-б-б-б.

«Непослушный язычок» (расслабление мышц я зыка)

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами,произносить: «пя-пя-пя», «пя-пя-пя»(10 раз).

«Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

«Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

«Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

«Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).

«Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать “грибочек” (т. е. присосать шарокий язык к нёбу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

«Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – “орешки”.

«Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

«Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

«Пароход гудит»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое “ы-ы-ы. “

«Окошко»

Цель. Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении

Описание. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

«Лопаточка»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3.Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение

«Часики»

Цель.Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо — влево.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения.

Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Тик — так, тик — так.

Ходят часики вот так!

Как так?Вот так:

Тик — так, тик — так!

«Приклей конфетку»

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 — 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Лопаточка

Цель упражнения: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Методические указания: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пятидесяти.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Заборчик:

Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верх-ние передние зубы.

Методические указания: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук И.) удерживать в таком положении губы под счёт до 10 до 15.

1. следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах поднимать и поднимать только нижнюю губу.сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна

Хоботок:

Цель упражнения: вырабатывать движение губ вперёд.

Методические указания: вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5, 10.

1. следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот.

2. если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 15-20см от губ) и взять её губами.

Читайте также:  Ребенка 5 лет трясет

Горка:

Цель упражнения: вырабатывать подъем спинки языка вверх

Методические указания: рот приоткрыт, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 5,10. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Чашечка

Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать язык в напряжённом положении кверху. Укреплять мышцы языка. Растягивать подъязычную связку (уздечку).

Методические указания: рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхней губе, но не касаться её. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 5,10.

1. следить, чтобы язык был напряжённым и не распрямлялся

Иголочка:

Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать язык в напряжённом положении. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 5,10.

Методические указания: рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, напрячь, сделать узким.

1. губы не растягивать в сильную улыбку.

2. Язык высунуть далеко и удерживать узким напряжённо.

3. язык не должен касаться губ и углов рта.

Пароход гудит:

Методические указания: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Фокус:

Цель упражнения: вырабатывать подъём языка, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Методические указания: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. 1. следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Паровозик:

Цель упражнения: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Методические указания: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук Т. Сначала звук Т произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук Т носил характер четкого удара, не был хлюпающим.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук Т нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Часики:

Цель упражнения: вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Методические указания: высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт учителя от 1 до 5, 10. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Вкусное варенье:

Цель упражнения: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Методические указания: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Лошадка:

Цель упражнения: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Методические указания: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как ло-шадка цокает копытами).

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Маляр:

Цель упражнения: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Методические указания: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Катушка:

Цель упражнения: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Методические указания: кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Выпол-=нять под счёт от 1 до 5,10.

1. следить, чтобы кончик языка был опущен и упирался в нижние зубы, а спинка была поднята к небу.

2. при движении языка кончик его упирается в нижние зубы.

Чистим зубки:

Цель упражнения: научить детей удерживать кончик языка за нижними (верхними) зубами.

Методические указания: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние (или верхние) зубы изнутри, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.

1. губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по краю зубов.

3. двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов (или от кончиков верхних).

Поймай мышку

Цель упражнения: выработка правильной артикуляции звук Л.

Методические указания: рот открыть, положить язык на нижнюю губу и произносить звук А. Медленно закрыть рот, слегка прикусив язык, но звук продолжать произно-сить. (поймать мышку за хвостик)

Моторчик

Цель упражнения: уточнение и выработка правильной артикуляции звук Р. (Язык находится за верхними зубами и там вибрирует).

Методические указания: предложить ребёнку длительно произносить звук Р, подражая звуку мотора. Обратить внимание на то, что широкий кончик языка поднят к нёбу и дрожит.

Комарик

Цель упражнения: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Методические указания: улыбнуться, открыть рот. Поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы, произнести протяжно «дзззз», нажимая на бугорки энергично.

Источник