Арт терапия в эмоциональном развитии ребенка
ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ
И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сидоренко Мария Николаевна
Педагог-психолог МБДОУ Д/С комбинированного вида №1 «Сказка»,
ЗАТО Александровск, то г.Полярный
Е-mail: mypmanya@gmail.com
Основой арт-терапии выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность.
Существуют различные точки зрения на определение арт-терапии, в частности одни связывают ее с лечебным применением разных искусств, другие же связывают данное направление исключительно с лечебным применением клиентом разных изобразительных средств.
Копытин А.И. и Свистовская Е.Е. отмечают, что, «несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, что может иметь большое значение в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе» [3, с. 12-13]. Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, этими авторами предлагается вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) использовать такие понятия, как «арт-метод» («арт-методы»), «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иными близкими им по содержанию определениями.
Арт-терапия – это одно из направлений терапии искусством или терапии творческим самовыражением. Арт-терапия использует изобразительные средства с целью оказания помощи людям с различными психическими, физическими заболеваниями, представителям групп риска, также людям без заболеваний с целью их личностного роста, потенциала.
На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования арт-терапии в работе с детьми, в том числе, дошкольного возраста. Ряд авторов показали возможность применения арт-терапии с детьми с более или менее серьезными нарушениями развития. Однако мы столкнулись с тем, что недостаточно публикаций на тему применения арт-терапии в рамках дошкольных образовательных учреждений и особенностей внедрения данного вида практики в образовательную среду. Чаще это описание конкретных случаев в рамках психологических центров.
Актуальность обращения к заявленной теме, обусловлена недостаточностью разработки проблемы развития и коррекции эмоционально-поведенческих нарушений детей дошкольного возраста в теории и практике отечественной дошкольной психологии и педагогике, а также большой социальной педагогической значимостью изучаемой проблемы, так как в последнее время появляется все больше детей дошкольного возраста с эмоцонально-поведенческими нарушениями, что в свою очередь затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности и в дальнейшем служит препятствием при овладении школьной программы.
А.И. Копытин и Е.Е. Свистовская отмечают, что как в нашей стране, так и за рубежом уровень внедрения арт-терапии в образовательные учреждения пока остается низким, что не позволяет в достаточной мере реализовать ее возможности.
В детских дошкольных образовательных учреждениях основное внимание педагоги уделяют развитию познавательной сферы детей. Применение арт-терапии в подобной ситуации помогает выровнять интеллектуальный крен. Позвав в союзники творчество и фантазию, которые так естественны для детей. Арт-терапия помогает насытиться эмоциями, сделать окружающий мир разноцветным.
Методы арт-терапии обладают значительным здоровьесберегающим потенциалом применительно к системе образования.
Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДОУ у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение. В подготовительной группе на пороге школы он снова попадает в стрессовую ситуацию.
В подобной обстановке необходимо сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.
Цель арт-терапии – не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребенок осваивает один из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения на будущее.
Какова же сущность механизма коррекции средствами арт-терапии в работе с детьми?
Дело в том, что задания, подбираемые психологом, должны быть таковы, чтобы коррекция проходила в обход функций контроля и осознания. Ребенок не боится испачкаться, выйти за рамки листа и измазать стол (а по сути – нарушить традиционные барьеры активности).
Когда ребенок может быть активным в обход социальных норм, прививаемых ему с раннего детства, он становиться менее тревожным и уязвимым, происходит снижение контроля и требований к результатам своих действий, и он просто получает удовольствие от своей активности. Без оценок, поправок, направлений со стороны взрослого. Только принятие и поддержка.
Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Также имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому арт-терапия так эффективна в работе с детьми.
Л.Д. Мардер в своей работе «Цветной мир» пишет о том, что «по мере того как дети взрослеют, родители ожидают от них все больших успехов. Соответственно возрастает напряжение ребенка, связанное с реакцией взрослого на продукт его деятельности, возрастает напряжение родителей, связанное с ожиданием успехов их чада» [5, с. 8].
Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: бузусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей. Возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий: «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями», «я не избегаю неудачи, а стремлюсь к успеху». В ходе взаимодействия с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».
С какими детьми можно проводить работу на основе арт-методов? Для кого предназначены подобные занятия?
Это дети с искаженным, негативным представлением о себе, неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, страхами. Дети, которые реагируют на окружающие события с помощью сложившихся механизмов защиты: агрессии, отказа от общения, демонстративности. Некоторые из них ведут себя сверхактивно, суетливо, шумно либо, наоборот, стараются стать незаметными.
Причиной направления детей на арт-терапию служат результаты диагностики и наблюдений психолога, а также отмечаемые педагогами и родителями проявления поведенческих и эмоциональных нарушений.
В качестве диагностических методик мы используем следующие: проективную методику исследования личности «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич [1], проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой [6, с. 59], анкетирование родителей и воспитателей с помощью анкеты М.М. Безруких [8, с. 179].
По результатам диагностики формируются группы из 4-6 детей одного возраста (от 4 до 7 лет).
Коррекционно-развивающая работа с группой детей осуществляется на основе разработанной нами программы «Развитие и коррекция эмоционально-поведенческой сферы у детей 4-7 лет с помощью арт-техник». Данная программа не является собственно арт-терапевтической. Ее можно отнести к преимущественно инновационной художественно-образовательной с элементами психологической работы (с применением отдельных арт-методов), сближающей ее таким образом с арт-терапией.
Цель программы – общее развитие и коррекция эмоционально-поведенческой сферы и личностных особенностей детей 4 -7 лет.
Задачи, которые решались в рамках программы:
– Отреагирование актуальных состояний;
– Коррекция механизмов психологической защиты – демонстративности, негативизма, агрессии;
– Снятие эмоционального напряжения;
– Коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
– Формирование способов эффективного взаимодействия детей (умений договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, проявить инициативу, выдвинуть предложение, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
– Развитие ощущения собственной значимости;
– Знакомство с основными эмоциями человека, гармонизация эмоциональной сферы;
– Развитие саморегуляции, воображения, художественно-творческих способностей, здоровых установок и мотиваций;
– Улучшение детско-родительских отношений;
– Способствование закреплению положительных поведенческих реакций.
Данная программа основана на использовании различных форм творческого самовыражения, в первую очередь изобразительных средств: графика, живопись, коллаж.
Составлена она на основе материалов (техник, игр и упражнений), представленных в работах: Мардер Л.Д. [5], Киссель С. [4], Лебен Н. [4], Сенчищевой М.В. [7] и др. Программа состоит из 13 тематических занятий (таблица 1), темы обозначают общую сюжетную линию, которая прослеживается в каждом из заданий того или иного занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут.
В самом начале арт-терапевтического цикла следует настраивать родителей на совместную работу. По возможности наметить стратегию общения с ребенком в семье. На этом этапе взрослому еще сложно резко поменять видение ситуации в целом, свое поведение, мнение о ребенке. Но конкретные способы взаимодействия могут показать родителям, что успех в решении проблемы возможен и зависит от действий членов семьи.
В детском творчестве родителям легче «прочитать» неповторимость, индивидуальность ребенка. А значит легче принять его особенности, отнестись к ним как к обычным нормальным или, наоборот, незаурядным, в хорошем смысле этого слова. Быть к ним терпеливыми, толерантными, открытыми.
Благодаря выставке детских работ создается возможность показать плоды своего труда другим, что наполняет душу ребенка положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора.
Тематический план Таблица 1
№ п/п | Название | Используемые техники и приемы |
1 | «Фантазеры» | Рисунок-игра, рисование с помощью клубка, каракули. |
2 | «Автопортреты» | Коллаж |
3 | «Мое настроение» | Графические задания |
4 | «Грусть» | Рисунок в круге, графическое задание, на адаптацию в пространстве комнаты |
5 | «Радость» | Совместные графические задания, игры с сухими листьями |
6 | «Страх» | Графические задания, маски, ритуал уничтожения страхов |
7 | «Удивление» | Рисование с помощью пульверизатора, сыпучих продуктов, ковролиновой мозаики |
8 | «Злость» | Графические задания, монотипия (рисунок на стекле) |
9 | «Узоры на снегу» | Создание изображений на снегу с помощью цветной воды, раскрашивание снежных скульптур |
10 | «День рождения газетного человека» | Создание трехмерных изображений из газет и другого бросового материала, драматизация |
11 | «Звериные мордашки» | Раскрашивание лиц с помощью грима или акварели, техника «Рисуем круги», конструирование из геометрических фигур |
12 | «Необитаемый остров» | Построение острова в песочнице, монотипия – кляксография |
13 | «Превращения» | Рисунок в круге, ассамбляж |
На протяжении всего цикла арт-занятий возможен и необходим мониторинг – постоянный контроль изменений состояния ребенка. Для получения информации в динамике психолог может применять:
- наблюдение за поведением и аффективными реакциями ребенка;
- анализ продуктов детского творчества;
- психодиагностические методики и тесты.
Данные способы описаны Л.Д. Мардер в книге «Цветной мир» [5, с. 74].
С целью направленного получения информации о коррекционно-развивающем процессе можно использовать проективные игры на песке и диагностировать стиль ситуативной коммуникации (ССК). Стиль ситуативной коммуникации отражает общий характер взаимодействий «вокруг песочницы». В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу на протяжении всего занятия, мы определяем ССК как сотрудничество, конфронтацию, «борьбу за территорию» и т.п. Подробнее об этом можно прочитать в книге Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии» [2, с. 133].
Для оценки эффективности программы и результатов проделанной работы, для отслеживания изменений в эмоционально-поведенческой сфере детей мы также используем методику А.Ф. Фидлера, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Воспитателю, оценивая особенности поведения каждого ребенка, необходимо обвести соответствующую звездочку между каждой парой слов, задавая тем самым дистанцию, и составить график. График продемонстрирует в каком полюсе находится его большая часть и соответственно направленность общего эмоционального фона (таблица 2).
Заполненный бланк методики А.Ф. Фидлера Таблица 2
Дружелюбие | ****☻** | Враждебность |
Согласие | **☺**** | Несогласие |
Удовлетворенность | **☺**** | Неудовлетворенность |
Увлеченность | ***☺*** | Равнодушие |
Продуктивность | *☺***** | Непродуктивность |
Теплота | ****☻** | Холодность |
Сотрудничество | **☺**** | Отсутствие сотруд. |
Взаимная поддержка | ****☻** | Недоброжелательность |
Занимательность | *****☻* | Скука |
Успешность | ***☺*** | Неуспешность |
В бланке четвертая с обеих сторон звездочка обозначает нейтральную оценку, т.е. в равной степени проявляется и то и другое качество.
Затем сравниваются два графика, составленные в начале и в конце цикла занятий. Результаты данной методики показали, что менее заметны стали социальные барьеры – дети проявляют инициативу в установлении и продолжении контактов, учитывая при этом интересы других членов группы.
К окончанию курса занятий дети стали заметно спокойнее, развились навыки самоконтроля, повысился общий фон настроения. Итоговые встречи с родителями, совместный анализ результатов проделанной работы показали улучшение детско-родительских взаимоотношений, появление понимания потребностей детей, в свою очередь, с их стороны – расположенности и открытости по отношению к родителям. Также возросла родительская уверенность.
Список литературы:
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2007. – 340 с.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 197 с.
- Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии. СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
- Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2007. – 143с.
- Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.
- Сенчищева М.В. Снежная арт-терапия: занятия для учащихся любого возраста // Школьный психолог. – 2006. – №7. – С.46-47
- Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч.ред.проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2005. – 240с.
Источник
Мареш Светлана Владимировна,
педагог-психолог МБУ д/с № 43 «Гнёздышко» г.о. Тольятти
Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапевтических техник
Дошкольное образование в России в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития ребёнка. С психологической же точки зрения, специфика развития в дошкольном возрасте заключается не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогам важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять его сокровенные мечты и желания. Важно также помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что все люди разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. При этом важно учить детей тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей.
Еще одним важным направлением развития личности ребенка является эмоциональное развитие. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние через рисунок. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность – задача арт-терапии.
Для детей арт-терапия является одним из наиболее подходящих методов развития эмоционально-личностной сферы, методом психотерапевтической и психологической коррекции поведенческих и характерологических особенностей.
Находясь в творческом пространстве, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала (выражение своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить (страхи, обиды, злость и др.).
В процессе арт-терапии происходит самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями) и социальное познание (познание других людей, разнообразия характеров и стилей поведения человека, механизмов эффективных взаимоотношений с людьми).
В процессе занятий активно развивается воображение (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам, у ребенка появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций).
В МБУ д/с № 43 «Гнёздышко» г.о. Тольятти педагогом-психологом была разработана и реализована дополнительная общеобразовательная программа социально педагогической направленности по арт-терапии «Мой красочный мир».
Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
Цель программы:
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста как важной составляющей психологического здоровья через использование арт-терапевтических техник.
Задачи:
- Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений.
- Развивать эмоциональную сферу (обогащать знания об эмоциональных состояниях, уметь определять собственное эмоциональное состояние и уметь управлять своими эмоциями).
- Способствовать формированию адекватной самооценки.
- Учить выражать свои мысли, чувства через творчество.
- Корректировать нежелательные черты характера и поведения (агрессивность, страхи, тревожность).
Программа содержит в себе несколько направлений работы: изотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия, что во многом повышает эффективность достижения поставленной цели.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и используется в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе с детьми.
Используемые упражнения: «Цветик-семицветик», «Рисунок в круге», «Рисование по мокрому листу», «Весёлые кляксы».
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния в ходе занятий цветотерапией. Используя это направление, на занятиях проходило знакомство с эмоциями. Используемые упражнения: «Какого цвета грусть», «Цвет моей радости» «Какого цвета злость», «Сказочный желтый цвет», «Волшебный красный цвет» и т.п.
Сказкотерапия – психологическое воздействие сказками. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Используемые сказки: «Мишка Смешное ушко», «Чудо кактус» и др.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Процесс творчества детей сопровождался музыкальными программами «Малыш в лесу», «Малыш и птичка», «Малыш у озера».
Песочная терапия – один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Используемые упражнения: «Путешествие пальчиков», «Узоры на песке», «Волшебная страна».
Игротерапия – вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Используемые игры: «Солнечный зайчик», Мой друг…», «Я сегодня…», «Настроение» и др.
Структура каждого занятия состояла из следующих этапов:
- Этап – Ритуал приветствия.
Позволял детям эмоционально раскрепоститься, настроиться на продуктивное взаимодействие со взрослым и сверстниками.
- Этап – Основной.
Совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач конкретного занятия (изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкатерапия, песочная терапия):
– снятие тревожности;
-повышение самооценки, уверенности в себе и в своих способностях;
– формирование социально-коммуникативных навыков;
-нивелирование негативных поведенческих проявлений и эмоциональных состояний (злость, раздражительность, агрессивность, импульсивность).
- Этап – Рефлексия.
На каждом занятии проводилась оценка детьми собственного эмоционального состояния (беседы, вопросы).
Использовались следующие виды оценки:
- эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему);
- смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
- Этап – Заключительный.
В конце занятия проводился ритуал прощания в кругу (аналогично приветствию).
Следует отметить, что все дети принимали активное участие на занятиях. Многие участники выражали в ходе занятий яркие положительные эмоции. Стремились к положительному результату, погружаясь в работу с материалами для творчества. Часто дети были удивлены итогами работы в процессе занятий.
В процессе занятий ярко просматривалась положительная динамика в эмоциональном состоянии детей с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой. Постепенно дети раскрепощались, повышалась речевая активность, эмоциональный фон становился ярче. Появилась уверенность в себе (решительнее стали проявлять самостоятельность и инициативу в процессе продуктивной деятельности).
В процессе занятий дети были вовлечены в процесс рефлексии своего эмоционального состояния. При отрицательном выборе. Проводился анализ причин и возможные пути изменения эмоционального состояния в положительную сторону.
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в эмоционально-личностной сфере детей: повышение самооценки у неуверенных детей, снижение частоты проявления негативных поведенческих реакций, снижение уровня тревожности, повышение коммуникативных способностей.
Список литературы:
- Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 160с.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] Спб, «Речь», 2006г.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Развивающая сказкотерапия для детей, СПб. «Речь», 2006 г.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006г.
- Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт – терапия детей и подростков. – М.: Когито – Центр, 2007.
- Копытин А.И. Теория и практика Арт-терапии. СПб.: Питер. 2002
- Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии, Спб, Речь, 2007г.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.
- Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий. Спб.: Речь, 2008г.
- Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. Речь.: Спб, 2007 г.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок – Игры на мосту. Спб.: «Речь», 2008г.
Источник