Арт терапия как развитие речи ребенка
Юлия Пономаренко
Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей
Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод безболезненно для других выразить свои чувства и эмоции. Арт-терапия воспитанников – это эффективный и простой метод психологической поддержки, который сформирован на творчестве и игровой сфере.
Формирование способности самовыражения и самопознания через развитие личности является основной целью арт-терапии, что разрешает исцелять психику дошкольника, знакомит с окружающим миром.
Арт-терапия предлагает воспитаннику сформировать свои эмоции и чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Благодаря этому, ребенок обретает свою цельность, оригинальность и индивидуальность [3, с. 105].
Педагоги и родители дошкольного учреждения вовлечены в инновационные процессы, которые являются новым содержанием дошкольного образования, а так же формами, методами и приёмами работы с детьми. Результативностью педагогической диагностики являются общие для всей направленности недостатки развития речи. Стало известно, что нарушения речи у дошкольников, не являются исключительно логопедической проблемой, речь ограничивает возможности познания детей. Совместно с речевой сферой страдает эмоциональная, а так же сенсорно – перцептивная сфера дошкольника. Работа с такими детьми, в которой применяются обычные методы и приёмы, не всегда даёт эффективные результаты. Исходя из этого, важно использовать новые технологии, которые одновременно обеспечивают познавательное развитие дошкольников и стимулируют их речевую активность. Несущей особые развивающие и коррекционные возможности, является технология, которая называется арт-терапия [2, с. 53].
Междисциплинарный метод арт-терапии, соединяет в себе различные области – психологию, педагогику, медицину и т. д. Арт-терапия многофункциона: во-первых, арт-терапевтическая среда психологически безопасна, а так же безоценочна и свободна; во-вторых, с помощью творчества дошкольника можно проследить динамику речевого и познавательного развития; в-третьих, арт-терапия является осознанием собственной ценности. Средством невербального общения можно отнести арт-терапию, что делает ее важной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью и кому очень сложно в словах выразить свои мысли.
Задачами влияния арт-терапии на познавательно-речевое развитиевоспитанников являются:
1. Использование методов арт-терапии, познавательно-речевого развития.
2. Применение ресурсов сказкотерапии, которые положительно влияют на обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
3. Формирование культурного наследия через музыку и живопись, а так же расширить кругозор дошкольников.
4. Развитие уверенности в себе, креативности.
5. Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.
6. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.
7. Обучение новым приемам рисования.
8. Снятие мышечного и эмоционального напряжения [2, с. 143] .
К видам арт-терапии, которые влияют на познавательно-речевое развитие,можно отнести:
– цветотерапия (формирование у воспитанников внимания и сосредоточения);
– песочная терапия (развитие мелкой моторики, которая закрепляет речевые навыки дошкольников);
– игротерапия (способность развития общения, создание близких отношений со сверстниками, поднимает самооценку воспитанников);
– музыкотерапия (формирование целенаправленного развития речевого напрвления);
– сказкотерапия (способность коррекции проблем и развитие личности дошкольника);
– терапия с помощью воды (дает возможность при трудностях с адаптацией, что обогащает эмоциональный опыт воспитанника).
Можно отметить, что занятия с дошкольниками с помощью арт-терапии, проходят очень интересно и насыщенно, потому что взаимоотношения с детьми строятся на игровом сюжете, где дошкольники выполняют указанные задания воспитателя. Кроме того, с помощью арт-терапии можно заинтересовать малоактивных дошкольников, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем [1, с. 88].
В работе с воспитанниками, можно использовать следующие техники арт-терапевтического характера:
– марания;
– штриховка;
– рисование с помощью пальцев;
– рисование предметами окружающего пространства;
– рисование под музыку;
– каракули;
– монотипия;
– рисование на мокрой бумаге.
Здоровьесберегающей технологией в работе с детьми легко можно отнести арт-терапию. Это отличный метод работы с воспитанниками с различными способностями, который позволяет каждому дошкольнику взаимодействовать со своей ступенью.
Арт-терапия может использоваться для навыков речи и является отличным фактором для определения самооценки и укрепления уверенности в себе. А так же оказывает влияние на становление дошкольника как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей и развивает творческое начало, а именно, затрагиваются все направления, относящихся к Основной образовательной программе детского дошкольного учреждения [3, с. 225]. В новом направлении педагогической практике является арт-терапия, которое объединяет арт-терапию и обучение. Так же имеют мощные возможности, актуализация которых имеют актуальность кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности дошкольника, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности воспитателя и воспитанника.
Использование методов арт-терапии имеет потенциалов неформально реализовывать процесс соединения научных и практических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т. д.) Как показывает опыт работы, использование арт-терапии с дошкольниками повышает мотивацию, которая способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Развивающий и обучающий, а так же воспитательный процесс, включают в себя арт-педагогические технологии.
Источник
Анна Бубнова
Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений
учитель-логопед Бубнова Анна Георгиевна
г. Рязань
МБДОУ “детский сад №138”
Дети с нарушениями речи есть в каждом детском саду. Для работы с таким контингентом воспитанников открываются логопедические группы, логопункты. Проблема дефектов речи стала особо актуальной в последние годы, благодаря этому основные методы и приемы логопедической работы пользуются популярностью и применяются не только учителями-логопедами и дефектологам, но и педагогам ДОУ и даже родителям. Всевозможные образовательные интернет-ресурсы, специальная литература – для каждого интересующегося этой проблемой найдется нужная информация.
Знание информационно – коммуникационных технологий, являющееся обязательным в наше время, дает возможность педагогам искать инновационные методы работы. Однако не только педагоги стали более осведомленными в области ИКТ, их современные воспитанники могут дать фору любому среднему пользователю ПК. Дети ХХI века, идущие в ногу со временем, не дают возможности отставать и людям, работа которых заключается в том, чтобы вырастить из них полноценно развитую личность, современно мыслящего школьника и просто счастливого ребенка.
Именно эту цель преследуют воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители и остальные участники образовательного процесса, когда приступают к поиску и изучению нестандартных форм воздействия на дошкольника. Одной из таких форм стала арт-терапия. В моем случае – методы и приемы арт-терапевтической работы.
Арт-терапия – это целая планета, на которой есть страна-психология, страна-медицина, страна-педагогика и страна-искусство. Ребенок путешествует, а мы его гиды, люди, сопровождающие, объясняющие, знакомящие, открывающие неизведанное.
Арт-терапиявыполняет ряд функций:
• воспитательная;
Реализация методов арт-терапиипроходит в определенной среде: она свободна, безопасна и не требует оценки. Благодаря этому отсутствует элемент соперничества, в итоге дети лишь наблюдают друг за другом, за собой. В процессе работы складываются открытые, доверительные, отношения в коллективе, и педагогом. Дети учатся сопереживанию. Это формирует систему моральных норм, умение корректно общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
• коррекционная;
Многие методы несут в себе коррекционный подтекст. Использование их оказывает большое влияние на развитие общей и мелкой моторики, межполушарных связей, фонематических процессов и речевой функции, а также эмоционально-волевой сферы дошкольника.
• диагностическая;
В процессе работы педагог может получить сведения об индивидуальных особенностях воспитанника. Это лучший способ наблюдения за ребенком в самостоятельной деятельности.
Существует множество арт-терапевтических направлений,к ним относится:
• изотерапия;
• цветотерапия;
• игротерапия;
• музыкотерапия;
• сказкотерапия;
• библиотерапия;
• кинезиотерапия;
• имаготерапия;
• ароматерапия;
• смехотерапия;
• мнемотехника.
Элементы некоторых технологий, из перечисленных выше, я применяю в своей работе. Это вызвано необходимостью сделать коррекционный процесс более ориентированным на работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Изотерапия (художественно-изобразительная деятельность)
Цель: самовыражение и самореализация ребенка в продуктах творчества.
Задачи:
• развитие мелкой моторики;
• развитие артикуляционного аппарата;
• развитие речевого дыхания;
• развитие связной речи.
Техники:
1. «Кляксография»
На влажный альбомный лист ребенок (возможно с помощью педагога) наносит кляксы. Затем с помощью трубочки дует на них. В результате получаются затейливые узоры. По завершению работы ребенок рассказывает, что он нарисовал.
2. Пальцевая живопись
Ребенку дается черно-белое изображение крупного объекта, который необходимо раскрасить пальцами.
3. Рисование на манной крупе
В поднос насыпается манная крупа, по которой ребенок рисует пальцами, комментируя свои действия.
Кинезиотерапия (Двигательно-речевая деятельность)
Цель: коррекция речевых нарушений, по средствам использования двигательной деятельности.
Задачи:
• Развитие общей моторики;
• Развитие межполушарных связей коры головного мозга;
Основные разделы:
1. Пальчиковая гимнастика;
Использование пальчиковых игр: движения пальцев рук, сопровождающиеся стихотворным текстом.
2. Упражнения по визуализации;
Игры «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек». Ребенок опускает руку в мешок, внутри которого находятся мелкие предметы. Ощупывая их дошкольник воссоздает образ предмета и угадывает его.
3. Динамические паузы;
Включаются в часть НОД, участвуют в развитии общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса, развивают межполушарные взаимодействия.
Подбирается стихотворный текст, соответствующий лексической тематике НОД. Логопед проговаривает строчку, дети повторяют за ним слова. Затем к тексту присоединяются движения рук, а затем ног.В итоге: ноги непрерывно маршируют, меняются схематичные движения рук, и на пословном ритме проговаривается текст.
Игротерапия
Цель: формирование коммуникативных способностей.
Задачи:
• Развитие связной речи;
• Развитие коммуникативных навыков.
Опираясь на лексическую тему детям предлагается разыграть различные ситуации, в которых ребенок основное действующее лицо, а логопед – вспомогательный персонаж. В процессе игры развивается связная речь, воображение и мышление ребенка, формируются социальные нормы и коммуникативные навыки.
Музыкотерапия
Цель: сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодии, неречевых звуков.
Задачи:
• Развитие фонематических процессов.
Находясь в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, логопед имеет доступ к музыкальной картотеке. В соответствии с темой НОД, необходимо подбирать материал, который может сопровождать вступительную часть занятия, релаксацию, динамическую паузу. Помимо этого, детям нравятся игры, в которых необходимо менять вид деятельности в зависимости от того, как меняется музыка. Будь то листики, опадающие с деревьев осенью, или снежинки – под энергичную музыку, дошкольники двигаются быстро, в хаотичном порядке. Когда мелодия меняется на спокойную, дети замедляют свои движения, они плавно кружатся, движения их размерены.
Мнемотехника
Цель: увеличение объема памяти путем образования ассоциаций
Задачи:
• Развитие связной речи
• Развитие ассоциативного мышления
• Развитие зрительной и слуховой памяти
Учитель – логопед составляет мнемоколлаж или мнемотаблицу, глядя на которые ребенок может узнать знакомую ему сказку, а после пересказать ее. Используя различные карточки, дети могут сами придумывать свои рассказы и сказки.
Перечисленные методы работы оказывают неоспоримую помощь в работе. Дети с тяжелыми нарушениями речи в силу специфики речевого недоразвития нуждаются в использовании нестандартных подходов к вопросам коррекции. Где как не в арт-терапии ребенок может выразить свой творческий потенциал, не обладая на начальном этапе достаточной речевой подготовкой.
Одним из достоинств арт-терапии является ее многогранность и разновидность форм. Поэтому для людей, интересующихся этим вопросом, всегда найдется тема для более подробного изучения доступного материала. На данном этапе особый интерес вызывает поиск возможности внедрения элементов арт-терапии в образовательный процесс, новые технологии, методический материал и изготовление дополнительных пособий, адаптируемых под воспитанников логопедической группы.
Источник
Анна Кузина
Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности
Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии, изотерапи и, игротерапия как методы арт-терапии.
Ключевые слова: связная речь, дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями, изотерапия и игротерапия, как разновидность методов арт-терапии.
Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Вместе с тем, проблема развития, обучения и воспитания дошкольников с ОНР становится особенно значимой. Наиболее раннее распознавание и методическая работа по устранению данной речевой патологии является залогом успешного обучения в школе.
Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной и интересной, т. к. развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Развитие связной речи является центральной задачей лингвистического развития детей. Под связной речью понимается развернутое и целостное изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно.
В настоящее время недостаточно раскрыто влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями. Далее раскрыты вопросы об использовании методов изотерапии и игротерапии, как методы арт-терапи, позволяющие развивать связную речь у дошкольников при систематическом и целенаправленном использовании в общеобразовательной деятельности ДОУ.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. Рисование стимулирует развитие мелкой моторики, мышления, воображения, речи, помогает снять напряжение. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов (А. И. Захаров и др., рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие [5].
Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
В образовательных учреждениях педагоги могут применять данный метод в развитии связной речив следующих вариантах:
– рисование на сюжет рассказа с последующим представлением своего рисунка – прием работы над связной речью детей.
– рисование на определенный сюжет способствует лучшему осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.
– занятия с кубиком по развитию связной речи, где дети могут его раскрасить, а затем рассказать сказку или рассказ связанный с лексической темой.
– используя рисования разными способами (пальчиками, ладонью, ватными палочками, печатаньем различных предметов, развивается мелкая моторика рук, необходимая для развития связной речи.
Так же эффективным будет совместное использование игровой терапии с изотропией. Например, ребенок нарисовав русскую народную сказку, он может проиграть с педагогом или с другим ребенком какой-либо сюжет из сказки, где будет присутствовать диалогическая или монологическая речь детей. Используя данную терапию систематически, целенаправленно и грамотно организовывая – это путь к развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Игровая терапия – особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми (что невозможно в индивидуальном общении). Игровая терапия – это приём, используемый для диагностики и лечения расстройств у детей с нарушением речи. Такие специальные игры дают детям возможность выразить себя во многих отношениях с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие-то прямые вопросы. Все игры должны быть выстроены так, чтобы четко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала [4].
Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. В основе этих нарушений стоит церебрально-органическая недостаточность или (если использовать более употребляемый термин) минимальная мозговая дисфункция. Дети с нарушением такого генеза страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных функций.Поэтому игровая терапия в комплексе с другими методами позволяет составить ряд познавательных процессов: наглядно-образное и словесно-логическое мышления, памяти, внимания и прогностической деятельности. В организации и управлении игровой терапией при формировании речевой деятельностиможно выделить следующие правила:
1. Речевая игра должна приносить радость. Не следует заставлять ребёнка играть, нужно создать условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.
2. Оживить игру по развитию речи внесением нового материала, чтением сказки, изготовлением моделей и пусть дети фантазируют, придумывают новые способы уже знакомой игры.
3. Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать речевую активность детей.
4. Хвалить ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что-то получилось у него впервые.
5. Наблюдать, анализировать активность детей в овладении языком, с тем, чтобы помочь ему освоить новые языковые формы.
6. Строить свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделять их радость, успехи, показывать образцы организованной речи [1;6].
Песочня игротерапия является одной из разновидностью игротерапии с помощью которой можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи.
Принципы по использованию песочной игротерапии в развитии связной речи:
• развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями [3];
• повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге – это придает уверенность ребенку, он ощущает себя успешным);
• стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность (песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека) [2];
• более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребенка.
• расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он проговаривают то, что у него получилось, подражает героям, вступают в диалог).
Таким образом, наполняя разные виды детской деятельности, методами арт-терапии, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
Список литературы
1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М.Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под. ред. Г. А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 66 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: «Златоуст», 1999. – 80 с.
4. Каттанарх Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной / Пер. с англ. Е. Багдаевой // Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. – М., 1995.
5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2006.
6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре, под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
Источник