Арт терапия для развития речи ребенка
Юлия Пономаренко
Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей
Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод безболезненно для других выразить свои чувства и эмоции. Арт-терапия воспитанников – это эффективный и простой метод психологической поддержки, который сформирован на творчестве и игровой сфере.
Формирование способности самовыражения и самопознания через развитие личности является основной целью арт-терапии, что разрешает исцелять психику дошкольника, знакомит с окружающим миром.
Арт-терапия предлагает воспитаннику сформировать свои эмоции и чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Благодаря этому, ребенок обретает свою цельность, оригинальность и индивидуальность [3, с. 105].
Педагоги и родители дошкольного учреждения вовлечены в инновационные процессы, которые являются новым содержанием дошкольного образования, а так же формами, методами и приёмами работы с детьми. Результативностью педагогической диагностики являются общие для всей направленности недостатки развития речи. Стало известно, что нарушения речи у дошкольников, не являются исключительно логопедической проблемой, речь ограничивает возможности познания детей. Совместно с речевой сферой страдает эмоциональная, а так же сенсорно – перцептивная сфера дошкольника. Работа с такими детьми, в которой применяются обычные методы и приёмы, не всегда даёт эффективные результаты. Исходя из этого, важно использовать новые технологии, которые одновременно обеспечивают познавательное развитие дошкольников и стимулируют их речевую активность. Несущей особые развивающие и коррекционные возможности, является технология, которая называется арт-терапия [2, с. 53].
Междисциплинарный метод арт-терапии, соединяет в себе различные области – психологию, педагогику, медицину и т. д. Арт-терапия многофункциона: во-первых, арт-терапевтическая среда психологически безопасна, а так же безоценочна и свободна; во-вторых, с помощью творчества дошкольника можно проследить динамику речевого и познавательного развития; в-третьих, арт-терапия является осознанием собственной ценности. Средством невербального общения можно отнести арт-терапию, что делает ее важной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью и кому очень сложно в словах выразить свои мысли.
Задачами влияния арт-терапии на познавательно-речевое развитиевоспитанников являются:
1. Использование методов арт-терапии, познавательно-речевого развития.
2. Применение ресурсов сказкотерапии, которые положительно влияют на обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
3. Формирование культурного наследия через музыку и живопись, а так же расширить кругозор дошкольников.
4. Развитие уверенности в себе, креативности.
5. Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.
6. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.
7. Обучение новым приемам рисования.
8. Снятие мышечного и эмоционального напряжения [2, с. 143] .
К видам арт-терапии, которые влияют на познавательно-речевое развитие,можно отнести:
– цветотерапия (формирование у воспитанников внимания и сосредоточения);
– песочная терапия (развитие мелкой моторики, которая закрепляет речевые навыки дошкольников);
– игротерапия (способность развития общения, создание близких отношений со сверстниками, поднимает самооценку воспитанников);
– музыкотерапия (формирование целенаправленного развития речевого напрвления);
– сказкотерапия (способность коррекции проблем и развитие личности дошкольника);
– терапия с помощью воды (дает возможность при трудностях с адаптацией, что обогащает эмоциональный опыт воспитанника).
Можно отметить, что занятия с дошкольниками с помощью арт-терапии, проходят очень интересно и насыщенно, потому что взаимоотношения с детьми строятся на игровом сюжете, где дошкольники выполняют указанные задания воспитателя. Кроме того, с помощью арт-терапии можно заинтересовать малоактивных дошкольников, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем [1, с. 88].
В работе с воспитанниками, можно использовать следующие техники арт-терапевтического характера:
– марания;
– штриховка;
– рисование с помощью пальцев;
– рисование предметами окружающего пространства;
– рисование под музыку;
– каракули;
– монотипия;
– рисование на мокрой бумаге.
Здоровьесберегающей технологией в работе с детьми легко можно отнести арт-терапию. Это отличный метод работы с воспитанниками с различными способностями, который позволяет каждому дошкольнику взаимодействовать со своей ступенью.
Арт-терапия может использоваться для навыков речи и является отличным фактором для определения самооценки и укрепления уверенности в себе. А так же оказывает влияние на становление дошкольника как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей и развивает творческое начало, а именно, затрагиваются все направления, относящихся к Основной образовательной программе детского дошкольного учреждения [3, с. 225]. В новом направлении педагогической практике является арт-терапия, которое объединяет арт-терапию и обучение. Так же имеют мощные возможности, актуализация которых имеют актуальность кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности дошкольника, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности воспитателя и воспитанника.
Использование методов арт-терапии имеет потенциалов неформально реализовывать процесс соединения научных и практических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т. д.) Как показывает опыт работы, использование арт-терапии с дошкольниками повышает мотивацию, которая способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Развивающий и обучающий, а так же воспитательный процесс, включают в себя арт-педагогические технологии.
Источник
Алина Шовкунова
Арт-терапия и её связь с развитием речи дошкольников
Арт-терапия в развитии речи. Важность технологии и её методов.
1 слайд. Добрый день всем заинтересованным данной темой.
2 слайд. Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Это один из самых «мягких», но глубоких методов, который позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, высвободить его скрытые энергетические резервы и эмоции. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применять. Главное условие для детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия воспринимаются, скорее, как игра и интересное общение. Процесс арт-терапии учит ребенка выражать свои переживания по возможности спонтанно и произвольно.
3,4,5 слайд. Сказкотерапия или Терапевтическая сказка. Сказка – форма хранения жизненных знаний. Но не всегда можно найти сказку, подходящую к возникшей проблеме.Сейчас мы постоянно твердим детям: «Мойте руки, мойте руки!» Но куда интереснее использовать что-то необычное. Что мы можем использовать?Конечно все в один голос скажут: “Мойдодыр” И всё, мы больше придумать ничего не можем, не покопавшись в интернете. Но детям он уже так приелся, ведь читают его дома родители, бабушки, дедушки, не важно, по возрасту, не по возрасту – читают. Так что “Мойдодыр” нам не подходит. А если ребёнок не хочет есть кашу? Такой готовой сказки у нас нет. Что делать? Придумать сказку! Как это сделать?
6 слайд. Пример. (Разбор сказки собственного сочинения)
7 слайд. Результаты – мы решили множество задач, познакомили детей с новой сказкой, “вылечили” проблему мытья рук, нарисовали иллюстрацию к данной сказке, попробовали через пару недель её вспомнить и пересказать.
8 слайд. ИЗОтерапия. Наиболее изученная форма и самая известная, поэтому не буду на нём долго заострять внимание. В рисунке ребёнок передает свои чувства, эмоции, а специалист оценивает психологическое состояние ребёнка. Если ребенок агрессивно с нажимом штрихует лист бумаги, это говорит о его тревожности, импульсивности и ему требуется помощь и поддержка.
Необычный, по статистике, лучший способ изотерапии – раскрашивание мандалов, дудлов или зентангл. Это всё об одном, разными словами – раскраска. Но не такая, какую мы привыкли видеть в творческом уголке группы. Такие раскраски состоят из малюсеньких элементов. Детям мы предлагаем только зентангл, сами для себя можем использовать любой вид.
Интересный факт от исследователей данной сферы – людям с расшатанными слабыми нервами труднее закончить хотя бы один рисунок от начала до конца ни разу не бросив эту деятельность. Так что, когда вы пробуете это, обратите внимание на свои мысли, хочется ли вам бросить или вам нравится процесс. Если мысли о прекращении раскрашивания вас посещают, то это сигнал о том, что пора расслабиться, развеяться, отдохнуть и разгрузить мысли. Конечно, лечить рисованием можно не только с помощью таких раскрасок, но и с помощью любой другой техники рисования, особенно нетрадиционной. Кляксографией, выдуванием краски из трубочки с мыльной пеной, штампование и т. д.
По нашей теме я должна показать актуальность этого вида для речевого развития. Здесь ответ очевиден – мелкая моторика + кропотливая деятельность = развитие мышления и речи, таким способом.
9 слайд. Фототерапия – дословно лечение фотографией. Согласитесь, приятно смотреть на композиции и грамотно отснятые фото, так же и детям. Фототерапия не только помогает им психологически, но и развивает эстетику, вкус и многое другое. Одновременно это и доска желаний (mood board, это сейчас очень модное направление среди взрослых, особенно блогеров, но и в детский сад можно внедрить эту технику. Например, мы знаем, что у ребёнка скоро день рождения, можем предложить ему составить карту желаний, заранее, затем познакомить родителей с желанием ребёнка. Со всеми детьми данную технику можно адаптировать к Новому году, желания на новый год.
Связь с речевой деятельностью – беседа по заполненной фото и картинками доске. Здесь мы развиваем и словарный запас, переводя слова из пассивного словаря в активный, и связную речь, и фантазию с мышлением + кропотливая работа
10 слайд. Ландшафтная арт-терапия. Направление включает в себя прогулки на свежем воздухе, сбор природных материалов (шишек, листьев, камней, палок) и изготовление из них своеобразных арт-объектов. Связь с речевой деятельностью – развитие мелкой моторики, через создание поделок, а также развитие связной речи, описанием природы, погоды, времени года, рассказываем стихотворений по теме и другое.
11 слайд. Терапия песком и водой. Здесь без лишних слов. Песок и вода, несомненно, приятны для прикосновений и детям и взрослым. Если с песком всё понятно – рисуем и лепим. Что делаем с водой? Конечно, можно примитивно набирать воду в губку, выжимать, переливать и так далее, но куда интереснее смастерить водную мельницу или «переливашку». Дети наливают на верхнюю платформу воду и двигая основание влево-вправо смотрят, с какой стороны выльется вода снизу. Также сами мы сможем смастерить и стол с песком для рисования. (смотреть презентацию)
12 слайд. Музыкотерапия. Музыка помогает ребенку снять стресс, отрегулировать нарушения речи, а также избавиться от отклонений в поведении. С помощью музыки арт-терапевты способны полностью устранить все симптомы неврологических проблем ребёнка. Взять хотя бы распространённый факт, что во время пения заикание у детей пропадает. В танце специалист может снять излишние тонус и напряжённость мышц.
13 слайд. Терапевтическая лепка. И подробнее я хочу остановиться на терапевтической лепке. Лепка развивает у детей мелкую моторику, а также развивает такие качества как внимательность и усидчивость. Дети могут лепить из традиционного пластилина, полимерной глины, воска, соленого теста. Опытный психотерапевт, наблюдающий за этим процессом, может скорректировать многие детские заболевания и отклонения в поведении ребенка. Арт-терапевт может увидеть и снять излишнюю «моторность», а также направить энергию малыша в нужное русло. Очень полезна для лепки натуральная глина, но можно использовать и другой доступный материал.
Из пластического материала можно лепить не только предметы и объекты, но и метафорические образы своей проблемы, своих эмоций и чувств, свое настроение, свою болезнь, образ себя, своего обидчика и т. д.
Практика: Дети, сейчас вы слепили свою проблему. А теперь мы превратим её во что-то приятное, хорошее и поднимающее нам настроение. (Если у вас есть специальные формы, то мы кладём “проблему” в форму и лёгким нажатием руки “проблема” превращается в цветок или ягодку. Если форм нет, то можно “проблему” вложить в яркий пластилин и спрятать её внутрь. а уже из яркого пластилина вылепить сердечко, солнышко и т. д.
14 слайд. Выводы. Использование различных видов искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях носит название арт-терапия.
Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии.
Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания и дефекты, в том числе речи.
Источник
Использование приёмов
Арт-терапии в логопедической работе
с детьми дошкольного возраста
Согласно сегодняшней статистике, количество нарушений речи у детей ежегодно увеличивается. Дети испытывают сильную неуверенность в своих занятиях по языковой терапии, особенно если они впервые пришли к логопеду и недостаточно мотивированы для познавательной деятельности. Использование арт-терапевтических подходов и методов в работе логопеда, помогает детям обрести уверенность в своих силах, снять внутренние «зажимы», которые важны для «безречевых» детей, преодолеть трудности и повысить мотивацию к обучению. Часто можно обнаружить, что дети, пришедшие на занятия, слишком медленно участвуют в процессе и выполняют определенные задачи [3].
Находясь на границе между педагогикой, психологией и медициной, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные (инновационные) методы и приемы смежных наук, которые помогают оптимизировать работу логопеда. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционной работы и развития у детей с проблемами речи. На фоне комплексной логопедической терапии нетрадиционные методы терапии, не требующие особых усилий, оптимизируют процесс языковой коррекции речи на языке детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много:
- Арт – терапевтические технологии.
- Современные технологии логопедического и пальцевого массажа.
- Современные технологии сенсорного воспитания.
- Телесноориентированные техники.
- «Су – Джок» – терапия.
- Криотерапия.
- Информационные технологии. В нашей статье мы рассмотрим метод арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Арт-терапия – терапия исскуством ‒ возниклаиз идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психических заболеваний с помощью живописи. Метод был основан на том, что человек через искусство выражал свои чувства и освобождался от них [1].
Суть арт-терапии заключается в терапевтическом, корректирующем воздействии художественных приемов на субъектов и проявляется в реконструкции и выходе из травмирующей ситуации. Все это происходит через создание произведений искусства, перевод внутренних переживаний во внешнюю форму и создание новых положительных эмоций и чувств. Арт-терапия, широко используется в логопедии для установления контакта с ребенком и включения его в учебный процесс. В настоящее время многие логопеды все чаще используют этот подход.
Эффективность использования различных видов арт-терапии в коррекции подробно описана в работах таких авторов как: С. Машура и З. Матейова, И. В. Вачков, А. В.Гнездилов, Л. Д. Короткова, Т. Н. Щербакова, М.И.Лисина, М.А Панфилова, Л.В Чернецкая, С.С Бычкова, Л.А Дубина и др. И. В. Сусанина дала следующее определение понятия «арт-терапия»: «Арт-терапия ‒ это сфера, которая использует невербальный язык искусства для развития личности, способ соприкоснуться с глубочайшими аспектами нашей духовной жизни».
Обычные методы обучения не всегда дают ожидаемый результат.
Различают активную и пассивную арт-терапию. Первый включает импульс для самостоятельного творчества, пассивный ‒ основанный на использовании существующих произведений искусства. Он также может быть групповым и индивидуальным. В ходе занятий используются: рисунок, лепка, скульптура, мозаика т.д. В качестве материала можно использовать натуральные материалы ( глина, мел, песок, листья, камни, ветви, овощи, фрукты и т. д.) и искусственные (краски, гуашь, бумага, пластилин, целлофановая веревка и т. д.) [5].
Арт-терапия выполняет несколько функций: самовыражение, развитие личности и взаимоотношений в обществе, снятие стресса, помогает реализовать некоторые психологические проблемы.
Можно выделить несколько видов арт-терапии, которые может использовать логопед в своей работе:
- Рисование – классический метод арт-терапии, любимый детьми, самый доступный на логопедических занятиях.
- Музыкотерапия – прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, а также ритмичные хлопки руками, логоритмика под музыку и т.д.
- Танцевально-двигательная терапия – терапия с использованием элементов танца или танцевальных физкультминуток.
- Драматургия – разыгрывание жизненных сюжетов и ситуаций, близких ребенку или по известным произведениям детской литературы.
- Сказкотерапия – чтение, прослушивание, сочинение детьми сказок, рассказов.
- Цветотерапия – воздействие на физическую и психологическую сторону детей с помощью цвета.
- Пескотерапия – это игра песком или рисование на нем. Развивает мелкую моторику, повышает активность ребенка. Также является одним из наиболее популярных видов арт-терапии [3].
Поскольку основным видом деятельности дошкольного возраста является игра, необходимо обеспечить, чтобы каждый урок логопеда носил характер образовательной и игровой деятельности, был эмоционально окрашен.
В обучения необходимо использовавть следующие виды занятий: пересказывать уроки, рассказывать истории с картин, рассказывать истории с элементами творчества. Рассказывая истории, дети могут составлять текст коллективно, а сами они могут распределять функции: кто скажет по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто завершит рассказ.
Развитие навыков построения действия в рассказе, использования различных средств коммуникации между семантическими частями высказывания формирует элементарную осведомленность о структурной организации текста у детей, влияет на развитие в них визуального, образного и логического мышления. Развивая двигательные навыки посредством рисования, мы создаем условия для формирования многих психических процессов (языка, мышления, воображения и т.д.).
Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
- техника «кляксография»;
- пальцевая живопись;
- рисование мягкой бумагой;
- рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
- рисование на стекле;
- ниткография;
- рисование на манке;
- техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;
- техника отпечатывания ватой;
- рисование ладонями.
Подробнее рассмотрим некоторые виды изотерапии.
1. Кляксография – отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Этот тип рисунка относится к нетрадиционным методам. Кляксография помогает формировать способность отражать силуэт и развивать навыки в использовании красок и кистей. Она прекрасно развивает креативность, воображение, воображение, способствует эстетическому восприятию произведений искусства, а также способствует эмпатии. Кляксография успешно используется психологами в коррекционных классах. Этот тип рисунка помогает развивать глаз, координацию.
Кляксографию разделяют на:
- кляксография обычная;
- кляксография с трубочкой;
- кляксография с ниточкой. Работать в этой технике можно начинать с 4-5 лет.
- кляксография обычная.
2. Ниткография ‒ выкладывание контуром из кружева или толстой нити. В логопедии эту технику можно рассматривать как один из методов развития не только познавательной активности, но и речевой деятельности. Метод ниткографиипозволяет решать сразу несколько дидактических задач:
- совершенствовать зрительное восприятие детей;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- формировать плавность, ритмичность и точность движений;
- подготавливать руку ребенка к письму.
Ниткография может сочетаться с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа, имеет смысл поручить ребенку задачу представления своих персонажей. Также можно загадывать загадки или задавать вопросы, ответами на которые будут «рисунки» в виде общей темы.
3. «Рисование методом тычка» ‒ (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.
4. Техника рисования листьями ‒ использует разные листья с разных деревьев. Они покрыты краской кистью и не оставляют пустых мест. Это делается на отдельном листе бумаги. Затем нарисованная страница плотно прижимается к бумаге и пытается не двигаться. Листья можно использовать повторно, нанося на них другой цвет. При смешивании цветов может появиться необычный оттенок, остальное рисуется кистью. Получается чудесные пейзажи.
5. «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило ‒ каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой и т.д.
В заключении данной статьи можно сказать, что инновационные методы воздействия на деятельность логопеда становятся перспективным средством коррекционного развития при работе с детьми с проблемами речи. Эти методы являются одним из эффективных средств коррекции и помогают достичь максимально возможного успеха в преодолении психологических и речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Включение в структуру логопедических занятий различных видов арт-терапии не только обогащает занятие и делает его более интересным, но и создает у детей мотивацию и позитивное отношение к процессу обучения. Арт-терапия помогает ребенку выразить свои чувства, эмоции, преодолеть трудности, которые не позволяют ему полностью участвовать в процессе занятия.
Список литературы
- Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. ‒ М.: Детство-Пресс, 2015. ‒ 381 c.
- Артемьева.И.В. Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. ‒ 2015. ‒ №7. ‒ С. 31-35.
- Колягина.В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников: учебно-методическое пособие. ‒ М.: «Прометей», 2016.
- Салтыкова-Волкович М.В. Арт-терапия в работе с детьми: пособие – Гродно: ГрГУ, 2016.
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118 с.
Источник