Антропометрическое развитие ребенка по месяцам

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

Агукает.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

Источник

Показатели роста и массы тела – главные индикаторы развития и здоровья новорожденного. При каждом осмотре педиатр проводит его плановое взвешивание и измерение длины тела, записывая показания в медкарту. Отклонение получаемых показателей от значений, установленных для конкретного возраста, дает возможность судить о правильности режима дня, питания малыша и позволяет заподозрить наличие заболеваний.

Зачем нужно знать рост и вес ребенка?

Антропометрические данные – это основные показатели развития ребенка. Для получения информации о недоборе или превышении массы тела, отставании в росте или его слишком стремительном увеличении у детей специалисты ориентируются на нормы, определенные ВОЗ – Всемирной Организацией Здравоохранения. Они создавались много лет на основании наблюдений за развитием грудничков – параметры каждого малыша должны укладываться в установленные рамки.

В случае, когда показатели роста и веса даже незначительно расходятся с самыми низкими и высокими значениями, врачи начинают тщательнее следить за развитием новорожденного. При сильном несоответствии стандартным показателям ребенка направляют на обследование. Отклонения от общеизвестных норм почти всегда говорят о развитии заболеваний:

  • плохой набор веса при хорошем питании может быть свидетельством рахита, иммунодефицита и т. д.;
  • избыток массы тела может говорить о сбоях работы щитовидной железы или надпочечников;
  • отставание в росте говорит о нехватке выработки гормона соматотропина.

Выявление отклонений позволяет вовремя заподозрить проблему и найти причину аномалии. Контролировать массу и длину тела ребенка родители могут сами, пользуясь специальными таблицами.

Кем определяются нормы соотношения роста и веса грудничка?

Первый осмотр младенцев осуществляется врачом-педиатром в родильной палате – их взвешивают и измеряют рост. Через 4–6 дней, перед самой выпиской, измерения делают еще раз. По полученным данным осуществляется первая проверка уровня развития.

Специалисты считают нормальным рост 46–56 см при весе 2,6–4 кг. Соотношение этих данных называется индексом Кетле и вычисляется по формуле: масса тела/рост. Нормальное значение для доношенных малышей – 60–70. Например, вес новорожденного составляет 3 кг 400 г при росте 51 см: 3400/51 = 66. Индекс вписывается в границы нормы – значит, ребенок здоров.

Читайте также:  Как заполнять выписку из истории развития ребенка

Помимо названных выше параметров врачи также проводят замеры окружности головы и груди, то есть оценивают пропорциональность тела ребенка. Ежемесячные взвешивания и измерения длины тела позволяют врачу следить за развитием малыша: достаточно ли он получает молока, насколько хорошо спит, нет ли у него ожирения (излишек веса может наблюдаться уже к 4 месяцам). Важно, чтобы полученные показатели находились в едином коридоре +/- одна колонка в таблицах ниже.

Особое внимание у детей до года уделяется именно росту. Считается, что он указывает на нормальное развитие малыша. За 30 дней младенец должен прибавлять около 3 см. Рост заметно увеличивается в первые 3 месяца – по 3,5 см, с 3 до 6 – 2,5–3 см, до 9 – 1,5 см, а с 9 до года – 1 см.

За первые 12 месяцев жизни малыш должен вырасти на 25 см. Важна не только прибавка в росте, но и соотношение этого показателя с массой и пропорциями тела. Рост недоношенных новорожденных увеличивается медленнее. Такие дети догоняют сверстников по показателям к 2–3 годам.

Как понять, хорошо ли малыш набирает вес?

По данным ВОЗ, у ребенка каждый месяц в первые полгода жизни вес должен увеличиваться на 500–800 г. Затем набор немного замедляется, поскольку малыш начинает ползать, ходить, т. е. активно сжигает калории. Вес годовалого ребенка, по сравнению с показателями на момент рождения, увеличивается приблизительно в 3 раза.

Прибавка веса определяется индивидуально. Чтобы рассчитать норму для определенного возраста, используются две формулы:

  • До полугода: вес + 800 х возраст. Если при рождении младенец весил 3300 г, в 5 месяцев показатель должен быть не менее 3 300 + 800 х 5 = 7 200 г.
  • Для детей старше полугода формула становится сложнее. На каждый месяц нужно добавлять по 400 г, начиная с полугодовалого возраста. Возьмем те же данные для малыша 9 месяцев: 3 300 + 800 х 6 + 400 х 3 = 9 300 г.

Значения веса новорожденных, расхождения которых с общепринятыми показателями составляет до 12–14%, расцениваются как нормальные. При больших отклонениях нужно посетить педиатра. Стоит помнить, что плохой или чрезмерный набор веса не обязательно свидетельствует о серьезных проблемах со здоровьем. На эти показатели влияют:

  • наследственность;
  • перекорм (при наборе 1,5–2 кг ежемесячно);
  • хороший аппетит;
  • искусственное вскармливание (масса тела обычно на 15–20% больше нормы по сравнению с детьми на ГВ);
  • качество и количество молока у матери;
  • подвижность малыша;
  • частота приемов пищи;
  • здоровье (если младенец заболел, он кушает хуже).

Прежде чем делать измерения и высчитывать, правильно ли ребенок развивается, следует убедиться в его соответствии таким показателям:

  • роды прошли не ранее 38–40 недели;
  • окружность головы при рождении была 35 +/– 1 см;
  • вес составлял не менее 2,5 кг;
  • малыш с первого дня хорошо сосал грудь.

Нормы роста и веса грудного ребенка по месяцам (таблица)

Таблицы по данным ВОЗ предлагают диапазон нормальных значений для девочек и мальчиков от 0 до года. Они определяют правильность развития малыша. Например, масса тела мальчика 3,3 кг в 0 месяцев является идеальной, а вот при весе ниже 2,9 кг или больше 3,9 кг он попадает под наблюдение неонатолога. При показателях меньше минимального и выше максимального требуется обследование.

Таблица массы тела девочек:

Возраст, месяцевМасса тела, кг
НизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийСлишком высокий
Новорожденная2,42,83,23,74,24,8
13,23,64,24,85,56,2
23,94,55,15,86,67,5
34,55,25,86,67,58,5
455,76,47,38,29,3
55,46,16,97,88,810
65,76,57,38,29,310,6
766,87,68,69,811,1
86,377,9910,211,6
96,57,38,29,310,512
106,77,58,59,610,912,4
116,97,78,79,911,212,8
1277,98,910,111,513,1

Таблица массы тела мальчика:

Возраст, месяцевВес, кг
НизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийСлишком высокий
Новорожденный2,52,93,33,94,45
13,43,94,55,15,86,6
24,34,95,66,37,18
355,76,47,289
45,66,277,88,79,7
566,77,58,49,310,4
66,47,17,98,89,810,9
76,77,48,39,210,311,4
86,97,78,69,610,711,9
97,188,99,91112,3
107,48,29,210,211,412,7
117,68,49,410,511,713
127,78,69,610,81213,3

Понять, насколько гармонично развивается малыш, можно при сравнении его данных с цифрами в таблице, но для этого нужно определить рост. Его кладут на стол и проверяют, чтобы голова уперлась в стену, после чего выпрямляют одну ногу и ставят на поверхности отметку карандашом рядом с пяткой. Полученный на плоскости отрезок измеряют сантиметровой лентой.

Таблица роста девочек в возрасте от 0 месяцев до года:

Возраст, месяцевРост, см
НизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийСлишком высокий
Новорожденная45,447,349,15152,954,7
149,851,753,756,657,659,5
2535557,159,161,163,2
355,657,759,861,96466,1
457,859,962,164,366,468,6
559,661,86466,268,570,7
661,263,565,76870,372,5
762,76567,369,671,974,2
86466,468,771,173,575,8
965,367,770,172,77577,4
1066,56971,573,976,478,9
1167,770,372,875,377,880,3
1268,971,47476,679,281,7

Таблица роста мальчиков от 0 месяцев до года:

Возраст, месяцевРост, см
НизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийСлишком высокий
Новорожденный46,14849,951,853,755,6
150,852,854,756,758,660,6
254,456,458,460,462,464,4
357,359,461,463,565,567,6
459,761,863,9666870,1
561,763,865,96870,172,2
663,365,567,669,871,974
764,86769,271,373,575,7
866,268,470,672,87577,2
967,769,77274,276,578,7
1068,77173,375,677,980,1
1169,972,274,576,979,281,5
127173,475,778,180,582,9

Делать измерения нужно регулярно, записывая показания. Это позволит самостоятельно оценивать динамику и при необходимости консультироваться со специалистом.

При каких отклонениях от нормы стоит волноваться?

Показатели веса малышей, отклоняющиеся от нормальных более чем на 20–25%, вызывают сильное беспокойство у врачей. Согласно статистике, около 50% случаев смертности в раннем возрасте вызывается недобором массы тела.

Детям, имеющим при появлении на свет вес выше установленных показателей, показано УЗИ головного мозга, а также исследование крови на сахарный диабет. При значении 2,4 кг и меньше малыш направляется в специальное отделение больницы, где находится, пока не наберет нужную массу. Это правило действует даже для доношенных малышей.

Что касается роста, то ребенок к годовалому возрасту должен вырасти до 75–76 см. При правильном развитии прибавка новорожденного в длине тела составит около 1 см в месяц. Однако стоит помнить, что рост у 3% детей не укладывается в показатели нормальных значений, и при этом они являются полностью здоровыми.

Плохая прибавка в весе и росте может говорить о наличии заболевания. Наиболее часто встречаются:

  • пороки сердца и другие патологии сердечно-сосудистой системы;
  • болезни бронхов, трахеи, легких, внутриутробная пневмония;
  • заболевания ЖКТ (гепатиты вирусной природы, нарушение работы кишечника и т. д.);
  • рахит, анемия;
  • нарушения функционирования ЦНС;
  • эндокринные болезни;
  • генетические аномалии.

Чрезмерное увеличение массы тела может быть вполне нормальным явлением, если у ребенка один или оба родителя тоже имеют плотное телосложение. Однако большую прибавку в массе и длине тела может вызывать гипотиреоз, нарушения работы щитовидной железы, недостаток или чрезмерная секреция гормона роста. Как правило, маленький ребенок обследуется регулярно, поэтому большинство отклонений врачи замечают вовремя.

Источник

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: как должно проходить развитие ребенка по неделям до 1 года?)

Возраст, месРост, смВес, кгОкружность головки, смОкружность груди, см
Новорожденный49,0 – 54,02,6 – 4,033,0 – 37,031,0 – 35,9
152,0 – 55,03,0 – 4,335,8 – 37,234,0 – 36,0
255,0 – 57,04,5 – 5,037,5 – 38,536,0 – 38,0
358,0 – 60,04,0 – 6,038,0 – 40,036,0 – 39,0
460,0 – 63,04,5 – 6,538,0 – 40,036,0 – 40,0
563,0 – 67,06,5 – 7,537,5 – 42,237,0 – 42,0
665,0 – 69,07,5 – 7,842,0 – 43,842,0 – 45,0
767,0 – 71,08,0 – 8,843,8 – 44,245,0 – 46,0
871,0 – 72,08,4 – 9,444,2 – 45,246,0 – 47,0
972,0 – 73,09,4 – 10,045,2 – 46,346,5 – 47,5
1073,0 – 74,09,6 – 10,546,0 – 47,047,0 – 48,0
1174,0 – 75,010,0 – 11,046,2 – 47,247,5 – 48,5
1275,0 – 76,010,5 – 11,547,0 – 47,548,0 – 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев

НОВОРОЖДЕННЫЙ

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

1 МЕСЯЦ

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

2 МЕСЯЦА

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

3 МЕСЯЦА

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!

С трех месяцев начинается активная социализация малыша – он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

МесяцДвижения и навыкиЗрениеСлух
1Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову.Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»).Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней.Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно.Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват.Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз).Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
1К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» – реакция на близкого человека.Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы.Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками.В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации.Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества.Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу.Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

4 МЕСЯЦА

Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать погремушку?).

5 МЕСЯЦЕВ

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

Читайте также:  Рекомендации развитие игры ребенок 2 3 года

6 МЕСЯЦЕВ

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

МесяцДвижения и навыкиЗрениеСлух
4Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать.Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин.Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки.Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин.Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками.Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы.Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

6-7 месяцев – время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
4По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания.Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги.Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5Хочет участвовать в общении – старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием.Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др.Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер.Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков.Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

7 МЕСЯЦЕВ

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

8 МЕСЯЦЕВ

Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: календарь скачков в процессе развития ребенка). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

9 МЕСЯЦЕВ

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.

В 9 месяцев малыш уже “совсем большой”, он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

МесяцДвиженияНавыки
7Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность.Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает.Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает.Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
7Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками.Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др.Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет.Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др.Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность.В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.)Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

10 МЕСЯЦЕВ

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

11 МЕСЯЦЕВ

Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

Начинается этап