Анкета для родителей что умеет ваш ребенок в 3 года
Анкета
« Что умеет ваш ребенок »
- Имя, фамилия ребенка
- Дата рождения
3) Состав семьи
4) Рисует ли ваш ребенок дома? а) да; б) нет.
5) Чем ребенку больше нравится рисовать?
а) красками; в) фломастерами;
б) цветными карандашами; г) ничем.
6) Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы
( пальцем, ладошкой, другими предметами ?
а) да; б) нет.
7) Обращаете ли вы внимание ребёнка на красоту природы в разное время года?
а) да; б) нет.
8) Укажите виды деятельности Вашего ребенка дома
Будние дни (вечер) Выходные дни
а) Занятия рисованием, лепкой, конструированием;
б) Подвижные игры; в) Пешие прогулки вместе с родителями;
г) Прослушивание рассказов, сказок; д)Просмотр детских TV передач;
е) Занятия физическими упражнениями; ё) Другое.
9) Изменилось ли здоровье Вашего ребенка за время посещения детского сада?
а) Улучшилось; б)Осталось таким же; в) Ухудшилось.
10) Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) читаем очень много, постоянно; б) читаем, но редко;
в) не читаем.
11) Что больше нравиться вашему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) сказки; б) стихи; в) потешки.
12) Есть ли у ребенка потребность к творчеству?
а) есть; б) проявляется, но изредка; в) очень редко.
13) Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?
а) любит и подолгу слушает; б) когда как; в) не любит.
14) Чем удивляет вас ваш ребёнок?
а) любознательностью; б) настойчивостью;
в) пассивностью; г) ваш вариант
15) Насколько эмоционально относится ребёнок к интересному для него занятию?
а) спокойно; б)увлечённо;
в)равнодушно; г) радостно
16) Какие цвета знает Ваш ребенок?
17)Какой цвет путает (с каким?
18) Различает ли ваш ребенок геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник?
а) да; б) нет.
19) Во время совместных строительных игр с ребенком, обращаете ли Вы внимание, что материалы могут быть разными по длине, ширине, высоте, величине?
а) да; б) нет.
20) Правильно ли выполняет ребенок Вашу просьбу: принести предмет (любой)определенного цвета (например, красного, синего); формы, величины (например, большой круглый мяч?
а) да; б) нет; в) инода.
21) Понимает ли Ваш ребенок значение слов: тихо-громко?
а) да; б) нет.
22) В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность?
а) в игре; б) в общении;
в) познавательно – исследовательской деятельности;
г) двигательной деятельности.
23) Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?
а) указаний; б) объяснений; в) внушения;
г) убеждения; д) просьб.
24) Умеет ли ваш ребёнок действовать с предметами в соответствии с их социальным назначениям?
а) да; б) нет.
25) . Что больше всего беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми?
а) ничего;
б) неуверенность моего ребенка;
в) затрудняюсь ответить.
Источник
Пояснительная записка.
Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия; нейтрализовать устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды; помочь правильно организовать первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.
Задачи:
– показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности её решения;
– предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребёнку;
– создать условия для благополучного включения ребёнка в новую социальную среду ;
– устранить противоречия между возможностями ребёнка и требованиями среды;
– продумать алгоритм совместных действий с родителями;
– раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.
Основная часть.
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу.
Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?
В огромной степени – отрыв от матери. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало – отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
Поступление в детский сад – это переломный момент не только для ребенка, но и для родителей. Многие родители часто опасаются, что их ребёнок будет страдать, вследствии резкого перехода из домашней неорганизованной среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома.
Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабушки), для многих малышей бывает непростым. И далеко не все дети готовы к этому событию. Возникает вопрос, а стоит ли вообще отдавать малыша в садик? Да и так ли хорошо детям в детском саду?
Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т. е. становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее, в школе.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Специалисты выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. И в течение 2-3 недель по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. На этом этапе необходимо воздержаться от скоропалительных выводов и эмоционально поддерживать малыша: не обсуждать в его присутствии негативные, на ваш взгляд, моменты, не выказывать тревогу.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму и т. п.). У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходится признать – не садовскими. Прислушайтесь, однако, к советам воспитателей, в любом случае последнее слово должно оставаться за специалистом-психологом.
От чего же зависят характер и длительность адаптационного периода?
От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 года до 2,5-3 лет.
От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни с первого же дня плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка в корне меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первые дни внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не участвуют в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель и в обоих вариантах является нормой.
От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п.) легче привыкают к дошкольному учреждению.
От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т. п.).
Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями семьи и детского учреждения.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ?
Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Подробно описать режим детского сада, чем ребенок там будет заниматься. Ваш рассказ поможет ему почувствовать себя увереннее и спокойнее, когда он пойдет в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
Маме идти в группу с ребенком не стоит. Он не должен знать, что мама может находиться с ним в этом месте. Иначе в следующий раз он будет плакать, и требовать остаться. А это лишний повод для стресса. Малышу кажется, что мама уходит и больше никогда не вернется. Ему на многократном примере нужно объяснить, что мама обязательно вернется. Очень хорошей версией для детей было то, что они пошли в магазин за печеньем или соком. Приходя за ним в сад сразу угостить его сладким. Рано или поздно ребенок поймет, что мама вернется, и не будет так плакать.
В первые дни не следует оставлять малыша больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По истечению 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка, учитывая желание малыша), можно оставить его на целый день в ДОУ.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
Если ребенок плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых недавно было намного больше.
Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми: обращать его внимание на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительно отношение к ним.
Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
Помочь ребенку разобраться в игрушках, использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего ребенка.
Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
«Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрепки»
1. Будить ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
2. Не торопить – умение рассчитать время – ваша задача, если вам это плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
3. Не прощаться, предупреждая и направляя: «Смотри не балуйся, веди себя хорошо, и т. д.». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
4 Нелишне будет предупредить персонал детского сада о вкусах малыша. Но делать это следует в его отсутствие, когда он ушел в игровую комнату или занялся с другими детьми, так как подобные разговоры как бы программируют ребенка на совершение соответствующих действий: он станет лишь сильнее капризничать и настаивать на отказе от пищи, объясняя это словами матери или бабушки.
5. Не говорить гадостей. «Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша.».
6. Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают “слабые” места взрослых.
7. Победить “сцены” помогут “ритуалы”.
Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса – смех. Поэтому в адаптационный период необходимо в группе создать такие условия, чтобы ребенок больше смеялся и занимался той деятельностью, которая приносит ему удовольствие. Конечно, это игровая деятельность. Игра способствует безболезненному вхождению ребенка в детский сад.
На первом этапе мы используем индивидуальные игры с ребёнком, привлекая к игре маму. Присутствие мамы облегчает душевное состояние ребенка.
В игре «Разговор с игрушкой» мама помогает ребенку выразить свое эмоциональное состояние, переживания по поводу пребывания в детском саду.
Мама надевает на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Мама прикасается своей игрушкой к игрушке ребенка, гладит ее, щекочет, при этом спрашивает: «С кем, мой зайчик, подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли». Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит.
Еще одной своей находкой мы считаем игрушечную «Коробочку радостей».
Такая коробочка поднимет настроение робким застенчивым детям.
Родители дома с ребенком в такую «радостную коробочку» складывают небольшие вещи, которые любит их ребенок, и приносят ее в детский сад. Ребенок в любую минуту может взять эту коробочку, потрогать ее содержимое и почувствовать себя дома.
Очень эффективны подвижные игры в паре с мамой. Они регулируют процессы возбуждения и торможения, снижают уровень тревожности.
Игра «Бабочки на весеннем лугу».
Игра помогает справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества. Накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом – он спрятался! И маму, спрятавшуюся за прозрачным шарфом, он отыщет гораздо быстрее. Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек.
Очень эффективной, я считаю, игру ребенка с мамой и куклой. Игра побуждает к рефлексии позитивных родительских чувств, вызывает положительное отношение к детскому саду.
Ход игры. Мама приносит в группу ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку, просит показать, где у куклы голова, ноги, живот и т. д. Предлагает причесать ее, умыть, накормить.
Важнейшими везде и всегда были, есть и будут игры с руками. Первые такие игры, конечно же, с мамами. Потому что только мамы помогут адаптировать ребенка не только к детскому саду, но и к игре. Поэтому именно мама предлагает ребенку игру «Кто в кулачке?»
Мама раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
По мере привыкания ребёнка к воспитателю, мы начинаем включаться в игру с ребенком в паре.
Основная задача коммуникационных игр на этом этапе – формирование эмоционального контакта, доверия детей к нам.
Источник
Анкета-опросник
для родителей детей
младшего дошкольного возраста 3-4 лет
1. Фамилия Имя ребенка:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
2. Сколько полных лет ребенку:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Посещал ли ваш ребенок дошкольное учреждение(указать номер , группу)
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
4. Кто занимается воспитанием ребенка:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Как Вы считаете, кто должен заниматься воспитанием ребенка:
а)родители
б)детский сад
в)другое
6. Как, вы считаете, нужны ли занятия детям в детском саду:
а)да
б)нет
в) другое
7. Знает ли ваш ребенок свои имя и фамилию:
а)да
б)нет
в)другое
8. Как вы обращаетесь дома к своему ребенку
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
9. Понимает ли Ваш ребенок обращенную к нему речь:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
10. Ваш ребенок владеет речью:
а)хорошо говорит
б)плохо говорит
в) другое
11. Ваш ребенок может определить свои вещи:
а)да
б)нет
в) другое
12. Ваш ребенок умеет владеть ложкой:
а)да
б)нет
13. Ваш ребенок умеет пить из чашки:
а)да
б)нет
14.Ваш ребенок ест самостоятельно:
а)да
б)нет
в)другое
15. Вашему ребенку надо одевать нагрудник во время еды:
а)да
б)нет
16. Ваш ребенок сам просится в туалет:
а)да
б)нет
в)другое
17. Ваш ребенок сам умеет одеваться:
а) нет
б)да
в) другое
18. Ваш ребенок быстро засыпает днем:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
19. Сколько времени для сна нужно вашему ребенку:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
20. Ваш ребенок умеет самостоятельно мыть руки:
а)да
б)нет
в)другое
21. В котором часу вечера засыпает ваш ребенок:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
22. Читаете ли вы своему ребенку книги:
а)часто, как:
б)редко, как:
в) другое
23. Умеет ли ваш ребенок слушать сказки:
а)да
б)нет
24. Сколько времени вы позволяете ребенку смотреть телевизор:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
25. Какие передачи смотрит ваш ребенок:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
26. Сколько времени вы проводите с ребенком на улице:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
27. Вы ходите гулять с ребенком в любую погоду (указать температурные и погодные условия)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
28. Посещаете ли вы с ребенком театр, выставки и т.д. (указать что, как часто)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
29. Ваш ребенок усидчивый:
а)да
б)нет
в)другое
30. Ваш ребенок умеет собирать кубики:
а)да
б)нет
в)другое
31. Ваш ребенок умеет собирать пазлы:
а)да
б)нет
в)другое
32. Ваш ребенок умеет лепить из пластилина:
а)да
б)нет
в)другое
33. В какие игрушки играет ваш ребенок дома:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
34. Есть ли у вашего ребенка любимая игрушка:
а)да
б)нет
в) другое
35. Ваш ребенок играет один или в компании:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
36. Умеет ли ваш ребенок убирать за собой игрушки:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
37. Как ваш ребенок реагирует на новых людей:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
38. Часто ли болеет ваш ребенок:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
39. Есть ли у вашего ребенка проблемы с питанием (указать какие)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
40. Есть ли аллергия у вашего ребенка:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
41. Как вы считаете, какие виды наказания приемлемы для вашего ребенка
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
42. Наказываете ли вы своего ребенка:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
43. Какие качества характера вы хотели бы видеть в своем ребенке:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
44. Какие дополнительные кружки вы хотели бы посещать со своим ребенком:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
45. Согласны ли вы, взаимодействовать вместе с воспитателем в воспитании вашего ребенка:
а)да
б)нет
В) другое
46. Охарактеризуйте своего ребенка:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
47. Пожелание воспитателю в работе с вашим ребенком:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
БЛАГОДАРИМ ЗА ОТВЕТЫ !
НАДЕЕМСЯ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО!
Источник