Анатомо морфологическое развитие ребенка

Под анатомо-физическими особенностями развития детей понимают комплекс морфофункциональных характеристик организма, который определяет запас его физических сил. К ним относятся рост и масса тела.

С целью контроля за развитием ребенка необходима оценка изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы, работоспособности.

Динамическое наблюдение за физическим развитием ребенка позволяет не только выявить индивидуальные особенности роста и развития, но и оценить состояние здоровья ребенка. Нарушения темпов роста и развития ребенка связаны со многими заболеваниями, могут возникать при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. Они являются показанием для проведения углубленного обследования ребенка.

В физическом развитии детей отмечается неравномерность нарастания тех или иных параметров, благодаря чему можно выделить определенные возрастные периоды, так называемые периоды физиологического вытяжения, которые влияют на функционирование ряда органов и систем. После рождения происходит постепенное снижение темпов нарастания роста и массы тела. Скорость развития роста имеет краниокаудальный градиент, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопы растут быстрее голеней, голени — быстрее бедер и т. д. Постепенно формируется женский или мужской тип телосложения.

Масса тела

Масса тела доношенного ребенка при рождении в норме колеблется от 2500 до 4000 г и в среднем составляет 3200 г. Сразу после рождения у всех детей отмечают физиологическую убыль, которая не должна быть больше 8 % от массы тела ребенка при рождении. Максимальное падение массы тела ребенка происходит к 4-6-му дню, а затем наблюдается ее нарастание, и к 10-му дню жизни ребенок имеет те же показатели массы, что и при рождении. Физиологическая убыль массы тела объясняется интенсивными физиологическими процессами в организме. Она происходит, во-первых, за счет потери воды с дыханием, через кожу и слизистые оболочки (75%). Остальные 25% физиологической убыли приходятся на потерю жидкости с первородным калом (меконием) и мочой, а также за счет возможной рвоты проглоченными околоплодными водами.

Масса тела ребенка во многом зависит от сроков прикладывания к груди матери.

У повторнородящих матерей, имеющих более раннюю и полноценную лактацию, новорожденные дети теряют массу тела меньше. Раннее прикладывание ребенка к груди стимулирует лактацию у матери.

После 10-го дня жизни начинается интенсивная прибавка массы тела, которая в среднем составляет 25-30 г в сутки. Затем темны нарастания массы тела замедляются и к концу года достигают 10-15 г в сутки.

Существуют формулы расчета массы ребенка в различном возрасте. На первом году жизни в течение первых шести месяцев масса тела ребенка ежемесячно увеличивается на 800 г, а во втором полугодии — на 400 г. Таким образом, масса тела ребенка к году будет составлять:

масса тела ребенка при рождении + (800*6) + (400*6), т. е. примерно 10,5 кг.

Массу тела ребенка после года подсчитывают по следующим формулам: в возрасте от 2 до 5 лет: 19 — 2 (5 — n),  от 6 до 11 лет: 19 + 3 (n — 5), от 12 до 16 лет: 5n – 20, где n — число лет ребенка.

Более точные оценки массы тела ребенка можно провести по таблицам.

Рост

Основным критерием физического развития ребенка является рост, так как эта величина наиболее стабильная и изменяется только в сторону увеличения. Во избежание терминологической путаницы уточним: термин «рост» применяют тогда, когда измерения проводят у ребенка, способного стоять, т. е. после 2 лет. В более раннем возрасте все измерения ребенка проводят лежа< поэтому приемлем термин «длина тела».

Длина тела новорожденных детей колеблется от 46 до 56 см, у мальчиков в среднем длина тела больше, чем у девочек. Недоношенными считаются дети, имеющие длину тела менее 45 см.

В первые два дня после рождения длина тела немного уменьшается за счет рассасывания родовой опухоли. Затем начинается увеличение.

Расчет длины тела ребенка до года производят исходя из квартальных прибавок. В I квартале ребенок прибавляет ежемесячно по 3 см, т.е. 9 см за квартал; во II квартале по 2,5 см за каждый месяц — 7,5 см за квартал, в III квартале по 1,5-2 см в месяц — 3,5-6 см за квартал, в IV квартале по 1,5 см за месяц — 4,5 см за квартал.

К 4 годам рост ребенка удваивается, к 12 годам — утраивается. После года рост замедляется, но отмечаются периоды его ускорения: у мальчиков в 4-5,5 лет, у девочек после 6 лет. Затем наступает второй период вытяжения: у мальчиков — от 13,5 до 15,5 лет, у девочек — от 8,5 до 11,5 лет.

Вытяжение за счет нижних конечностей происходит у мальчиков в 10-11 лет, у девочек в 8,5 и 11-12 лет. Рост прекращается у мальчиков в возрасте 17-25 лет, у девочек — в возрасте 16-25 лет.

Читайте также:  Школа младшего воспитателя влияние взрослого на речевое развитие ребенка

Для ориентировочного подсчета роста детей можно использовать ряд формул.

1. В возрасте 4 лет ребенок должен иметь рост 100 см. В возрасте менее 4 лет его рост можно рассчитать по следующей формуле: 100 — 8 (4 — n), где n — число лет. В возрасте старше 4 лет рост будет равен: 100 + 6(n — 4).

2.        Рост ребенка от 2 до 15 лет равен: 130 см (рост 8-летнего ребенка) – 7n (для детей моложе 8 лет) и 130 + 5n (для детей старше 8 лет), где n — число лет.

Изменение окружности головы

При рождении окружность головы ребенка в среднем равна 34 — 36 см. У детей до 6-месячного возраста окружность головы ежемесячно увеличивается в среднем на 1,5 см. К 6 месяцам она будет равна 43 см. В последующие месяцы (до 1 года) окружность увеличивается в среднем на 0,5 см. В возрасте от 1 года до 5 лет окружность головы ребенка в среднем увеличивается на 1 см в год. К 5 годам она будет равна 50 см. После 5 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,6 см.

Изменение окружности груди

Окружность груди — параметр, отражающий изменения поперечных размеров тела. Окружность груди показывает степень развития грудной клетки, тесно коррелирует с функциональными показателями дыхания, развития мышечного аппарата грудной клетки подкожного жирового слоя на груди.

При рождении окружность грудной клетки ребенка обычно меньше окружности головы на 1-2 см и равна 32-34 см. В 4 месяца окружности головы и груди становятся примерно одинаковыми, а затем окружность грудной клетки увеличивается быстрее, чем окружность головы.

Ориентировочный расчет окружности грудной клетки у детей до 1 года можно провести следующим образом: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц нужно вычесть 2 см, на каждый последующий месяц прибавить 0,5 см.

Окружность груди у ребенка в возрасте от 2 до 15 лет:

а) для детей до 10 лет: 63 — 1,5(10 — n), где n — число лет (до 10); 63 — окружность груди 10-летнего ребенка, см;

б) для детей старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10), где n — возраст детей (старше 10), 3 — среднее увеличение окружности грудной клетки за год у детей старше 10 лет, см.

Изменение пропорций тела

С возрастом у ребенка меняются соотношения размеров различных частей тела. Так, постепенно меняется соотношение между высотой головы и длиной тела. Относительно стабильна длина туловища, во все возрастные периоды она равна 40% общей длины тела. Длина ног и верхней части лица у детей — наиболее динамичные величины, к тому же они являются чувствительными индикаторами возможных изменений пропорций тела.

В практике нашло применение определение соотношения между верхними и нижними сегментами тела. В первые недели жизни соотношение составляет (1,7-1,5): 1; в период пубертата оно равно единице.

С возрастом меняется и соотношение между длиной и поперечными размерами тела. Изменение этих параметров дает представление о гармоничности развития ребенка.

Поверхность тела

Во все периоды детства, и особенно на первом году жизни, отмечается закономерность: чем меньше ребенок, тем больше его относительная поверхность тела на 1 кг массы. Например, у новорожденного на 1 кг массы приходится 0,06 м2 поверхности тела, а у взрослого — только 0,02 м2.

Ориентировочно площадь поверхности тела 5 (м2) ребенка любого возраста можно рассчитать по следующим формулам:

1.Для детей с массой тела от 1,5 кг и более:

S = (4M+7)/(M+90),

где М — масса тела.

В числителе М округляется до 0,25; в знаменателе — до 1 кг.

2. Для детей до 9 лет: площадь поверхности тела годовалого ребенка равна 0,43 м2, на каждый недостающий месяц от этой величины отнимают 0,02 м2, на каждый последующий год прибавляют 0,06 м2.

3. Для детей 10—17 лет:

S=(n-1)/10,

где n — возраст ребенка, годы.

С возрастом меняется и соотношение площадей отдельных частей тела. Для детей старше года ориентируются на следующее соотношение («правило девятки»):        

голова и шея — 9 %;

верхние конечности: каждая — 9 %; обе — 18 %;

нижние конечности: каждая — 18 %; обе — 36 %; туловище: передняя поверхность — 18 %; задняя поверхность — 18 %; общая поверхность — 36 %.

Методика антропометрических измерений

Длину тела у детей первых 2 лет жизни измеряют в положении лежа с помощью горизонтального ростомера, имеющего подвижную планку для ног. По длиннику ростомера нанесена сантиметровая шкала. Ребенка укладывают на ростомер спиной с выпрямленными туловищем и ногами, макушка касается неподвижной планки. При этом глазница и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно приставляют к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Читайте также:  Развитие социально и педагогически запущенного ребенка как

Рост ребенка старше двух лет измеряют на специальном ростомере с вертикальной планкой. При этом ребенок касается пятками ми, ягодицами, межлопаточной частью туловища и затылком вертикальной планки, на которую нанесены сантиметровые деления. Подвижная планка ростомера опускается на голову ребенка. При этом линия, условно соединяющая наружный угол глаза и слуховой проход, должна быть перпендикулярна вертикальной планке. Рост сидящего ребенка измеряют на ростомере со специальным сидением.

Массу тела измеряют на механических или электронных весах. Для детей до 2 лет вначале взвешивают пеленку, на которую кладут ребенка, а затем самого ребенка. Для определения массы ребенка из получаемого результата вычитают массу пеленки.

Для оценки физического развития детей используют табличные данные роста, массы тела, окружности головы и грудной клетки, соответствующие возрасту ребенка. При этом используют шкалы в 7 интервалах. Если какой-либо параметр укладывается в интервал от 25 до 75 центилей, то данный показатель расценивается (как средний, в пределах до 10 центилей — ниже среднего, а в пределах 75 — 90 центилей — выше среднего, от 10 до 3 центилей — низкий, а от 90 до 97 центилей — высокий. Показатели, выходящие за пределы 3 и 97 центилей, расценивают как патологические, как правило, свидетельствующие о каком-либо заболевании у ребенка.

Массу детей старше 2 лет измеряют утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г. При этом ребенка максимально раздевают и вычитают из результата массу оставляемой одежды.    

Масса тела является самым лабильным показателем физического развития. У детей 1-го года жизни чаще отмечают снижение массы тела (гипотрофию). Считают, что гипотрофия I степени возникает при снижении массы тела на 10-15% от среднестатистической, II степени — на 15-30%, III степени — более 30%.

При антропометрии окружность головы измеряют с помощью мягкой тканевой сантиметровой ленты. Ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди по надбровным дугам. Окружность груди измеряют при спокойном дыхании, на высоте вдоха и выдоха. Измерение производят сидя. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижние углы лопатки при отведенных руках. Затем руки опускают, и ленту проводят спереди на уровне сосков. У девочек с хорошо развитыми молочными железами сантиметровую ленту накладывают над молочными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

При необходимости измеряют окружность живота, бедер, а также длину и поперечники ряда костных образований с помощью специальных циркулей. При этом определяют различные индексы физического развития.

Увеличение массы тела относительно роста на 15-25% называется паратрофией I степени, от 25 до 50 % — паратрофией II степени, более чем на 50 % — паратрофией III степени. Паратрофии диагностируют у детей 1-го года жизни. У детей старше 1-го года это явление называется ожирением, однако степени ожирения те же.

Недостаток развития подкожного жирового слоя у детей 1-го года жизни часто приводит к задержке роста. Параллельная задержка массы тела и роста называется гипостатурой. Гипостатуру следует отличать от низкорослости, связанной с особенностями конституции, наследственной предрасположенностью. Эту форму низкого физического развития называют гипоплазией.

Однако следует выделять группу малорослых детей с заболеваниями, сопровождающимися аномалиями костной системы: ахондроплазией, хондродистрофией, периостальной дисплазией, спондилоэпифизарной дисплазией и, наконец, карликовостью.

У детей встречается и высокорослость. Ее также следует разграничить на нормальную и патологическую. Различают высокорослость транзиторную и сохраняющуюся до конца периода вытягивания. Примером транзиторной высокорослости можно считать большой вес и рост детей, рожденных от матерей, больных сахарным диабетом. Иногда большой рост у детей связан с гиперфункцией щитовидной железы или надпочечников (адреногенитальный синдром).

Гигантизм у детей может быть связан с гиперпродукцией опухоли аденогипофиза соматотропного гормона.

Высокий рост у здоровых детей может быть конституционально обусловленным.

В большой степени физическое развитие детей зависит от условий жизни. Так, при дефиците некоторых пищевых ингредиентов (витамин А, цинк, иод и др.) физическое развитие замедляется. Наоборот, избыточность питания может ускорять биологическое развитие.

Режим дня также оказывает влияние на физическое развитие ребенка. Малоподвижность отрицательно сказывается на развитии костно-мышечного аппарата. Однако и усиленные не по возрасту нагрузки ведут к замедлению или остановке физического развития. Эмоциональное состояние ребенка также влияет на темпы физического развития, которые могут замедляться при превалировании отрицательных эмоций. Определенное воздействие на рост и развитие детей оказывают острые и особенно хронические заболевания.

В некоторых регионах земного шара на физическое развитие детей влияют факторы окружающей среды. Так, высокогорье обычно тормозит рост, а жаркий климат в ряде регионов, наоборот, способствует росту.

В 70-80 гг. XX в. в России и в ряде других стран наблюдалась акселерация — ускорение роста детей, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте. К 90 гг. эта тенденция уменьшилась.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка новогиреево

Источник

Галина Васильева
Анатомо-физиологические особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста

Анатомо-физиологические особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста.

Детский организм дошкольного возраста обладает большой пластичностью, система регуляции еще до конца несовершенна. организм детей значительно отличается от организма детей школьного возраста. Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно коры больших полушарий. Это выражается в малом функциональном резерве дыхательной, сердечно сосудистой и нервной систем. Для НС детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. У детей непроизвольный характер внимания, они легко отвлекаются. Двигательная сенсорная система созревает у ребенка одной из первых. К возрасту 6-7 лет объем подкорковых образований увеличивается до 98%, а корковых на 70-80%.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка.

Ребенок 3-6 лет ориентировочно за год вырастает на 4-6 см. главным показателем в правильной физической подготовке- это постепенное усложнение элементов движений и более целенаправленное освоение новых.

4-5 лет период характеризуется более значительным развитием двигательных навыков. Дети в этом возрасте более активные, больше бегают, координация движений усовершенствуется, начинают лазить на более высокие лестницы, сохраняют равновесие.

Для более гармоничного и усовершенствованного развития детского организма очень важным показателем является научить ребенка до 6 лет плавать, кататься на 2 х колесном велосипеде, выполнять необходимый комплекс утренней гимнастики.

Главные задачи по воспитанию выносливости в первую очередь определяются в зависимости от возрастного изменения и созревания вегетативных функций, отвечающих за работоспособность. Необходимым элементов в этой задачи служит закаливание. Оно повышает сопротивляемость организма к воздействию условий внешней среды и способствуют формированию устойчивости организма не только к простудным заболеваниям, но и к инфекционным.

В дошкольный период очень быстро растет скелет и его формирование еще до конца не закончено. Вот почему нужно уже в этом возрасте особое внимание уделять правильной осанке и упражнениям, способствующим укреплению (расслаблению) мышечного аппарата. К 7 летнему возрасту кости детского организма достигают толщины, которая будет обеспечивать высокую сопротивляемость механическим воздействиям. Комплекс упражнений с попеременным напряжением и расслабление мышц меньше будет утомлять ребенка, чем тот же комплекс, который будет требовать более статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном положении). Поэтому при длительном стоянии или сидении ребенок устает более быстрее, чем если бы он двигался или бегал. Дети, которые более активные и подвижные, они как правило более физически развиты, чем те дети, которые ведут малоподвижный образ жизни.

Дети,в чьих семьях ведется активный здоровый образ жизни: походы, ежедневная утренняя гимнастика, занятие спортом, они уже сами потом привыкают к этому образу жизни. Совместное времяпровождение ребенка с родителями имеет большое значение для формирования доверительных отношений, а также приобщение ребенка к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Основные направления для более гармоничного физического развития детей.

Занятия физическими упражнениями. Существуют различные комплексы ОРУ для детей разных возрастов. Выполняя их 2-3 раза в неделю это способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, усовершенствованию дыхательной и сердечнососудистой системы, закрепление ранее освоенных элементов.

Подвижные игры. Эти игры направлены на создание у детей жизнерадостного настроения. Они оказывают положительное влияние на психику и поведение ребенка. А самое главное они выступают как средство психического и физического развития. Одна из более эффективных форм это игры-эстафеты. Более сложными это игры с правилами, так как они требуют более логического мышления, согласованности своих движений с движениями других людей.

Утренняя гимнастика. В детском саду проводится с 3х летнего возраста. Включает в себя комплекс упражнений для различных групп мышц, ходьба и легкий бег вначале занятий. В практике применяется катание на санках, передвижение на лыжах. В этом возрасте дети очень легко осваивают основные элементы гимнастики, движения.

Прогулки. На улице дети проводят большую часть времени. Как правило на прогулку в среднем отводится 1. 5-2 часа. Главное правило при проведение прогулок это задействовать детей в подвижных играх и физических упражнениях, особенно приветствуется индивидуальная работа с детьми, чье физическое развитие ниже среднего.

Если все перечисленные методы проводить регулярно и в комплексе, то через некоторое время возможно улучшение как физического, так и умственного развития ребенка. Главная цель воспитателя в этом деле это обеспечить высокий уровень самостоятельности, активности и творчества в двигательной деятельности детей. Главная задача детского сада это заложить прочный фундамент в обеспечении правильного и гармоничного развития всех форм и функций детского организма, укреплять здоровье, повышать умственные, интеллектуальные и физические показатели детей

Источник