Анатомо физиологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Анатомо физиологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Галина Васильева
Анатомо-физиологические особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста

Анатомо-физиологические особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста.

Детский организм дошкольного возраста обладает большой пластичностью, система регуляции еще до конца несовершенна. организм детей значительно отличается от организма детей школьного возраста. Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно коры больших полушарий. Это выражается в малом функциональном резерве дыхательной, сердечно сосудистой и нервной систем. Для НС детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. У детей непроизвольный характер внимания, они легко отвлекаются. Двигательная сенсорная система созревает у ребенка одной из первых. К возрасту 6-7 лет объем подкорковых образований увеличивается до 98%, а корковых на 70-80%.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка.

Ребенок 3-6 лет ориентировочно за год вырастает на 4-6 см. главным показателем в правильной физической подготовке- это постепенное усложнение элементов движений и более целенаправленное освоение новых.

4-5 лет период характеризуется более значительным развитием двигательных навыков. Дети в этом возрасте более активные, больше бегают, координация движений усовершенствуется, начинают лазить на более высокие лестницы, сохраняют равновесие.

Для более гармоничного и усовершенствованного развития детского организма очень важным показателем является научить ребенка до 6 лет плавать, кататься на 2 х колесном велосипеде, выполнять необходимый комплекс утренней гимнастики.

Главные задачи по воспитанию выносливости в первую очередь определяются в зависимости от возрастного изменения и созревания вегетативных функций, отвечающих за работоспособность. Необходимым элементов в этой задачи служит закаливание. Оно повышает сопротивляемость организма к воздействию условий внешней среды и способствуют формированию устойчивости организма не только к простудным заболеваниям, но и к инфекционным.

В дошкольный период очень быстро растет скелет и его формирование еще до конца не закончено. Вот почему нужно уже в этом возрасте особое внимание уделять правильной осанке и упражнениям, способствующим укреплению (расслаблению) мышечного аппарата. К 7 летнему возрасту кости детского организма достигают толщины, которая будет обеспечивать высокую сопротивляемость механическим воздействиям. Комплекс упражнений с попеременным напряжением и расслабление мышц меньше будет утомлять ребенка, чем тот же комплекс, который будет требовать более статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном положении). Поэтому при длительном стоянии или сидении ребенок устает более быстрее, чем если бы он двигался или бегал. Дети, которые более активные и подвижные, они как правило более физически развиты, чем те дети, которые ведут малоподвижный образ жизни.

Дети,в чьих семьях ведется активный здоровый образ жизни: походы, ежедневная утренняя гимнастика, занятие спортом, они уже сами потом привыкают к этому образу жизни. Совместное времяпровождение ребенка с родителями имеет большое значение для формирования доверительных отношений, а также приобщение ребенка к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Основные направления для более гармоничного физического развития детей.

Занятия физическими упражнениями. Существуют различные комплексы ОРУ для детей разных возрастов. Выполняя их 2-3 раза в неделю это способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, усовершенствованию дыхательной и сердечнососудистой системы, закрепление ранее освоенных элементов.

Подвижные игры. Эти игры направлены на создание у детей жизнерадостного настроения. Они оказывают положительное влияние на психику и поведение ребенка. А самое главное они выступают как средство психического и физического развития. Одна из более эффективных форм это игры-эстафеты. Более сложными это игры с правилами, так как они требуют более логического мышления, согласованности своих движений с движениями других людей.

Утренняя гимнастика. В детском саду проводится с 3х летнего возраста. Включает в себя комплекс упражнений для различных групп мышц, ходьба и легкий бег вначале занятий. В практике применяется катание на санках, передвижение на лыжах. В этом возрасте дети очень легко осваивают основные элементы гимнастики, движения.

Прогулки. На улице дети проводят большую часть времени. Как правило на прогулку в среднем отводится 1. 5-2 часа. Главное правило при проведение прогулок это задействовать детей в подвижных играх и физических упражнениях, особенно приветствуется индивидуальная работа с детьми, чье физическое развитие ниже среднего.

Если все перечисленные методы проводить регулярно и в комплексе, то через некоторое время возможно улучшение как физического, так и умственного развития ребенка. Главная цель воспитателя в этом деле это обеспечить высокий уровень самостоятельности, активности и творчества в двигательной деятельности детей. Главная задача детского сада это заложить прочный фундамент в обеспечении правильного и гармоничного развития всех форм и функций детского организма, укреплять здоровье, повышать умственные, интеллектуальные и физические показатели детей

Источник

В возрасте с 3 до 7 лет дети очень сильно меняются – из пухлых малышей вдруг превращаются в худых, без умолку болтающих, имеющих свою позицию и точку зрения мальчиков и девочек. Как изменяются дети за эти 4 года? Каковы анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста? Что характерно для дошкольников и как распознать патологию?

Три года – кризисный возраст

Три года – первый сложный возраст не только для ребенка, но и для его родителей. Конечно, кризисы охватывали малыша и раньше, но, по сравнению с этим возрастным кризисом, все они, скорее всего, быстро забудутся.

Кризис 3 лет

Кризис трех лет по силе и частоте не уступает подростковому. Три года – время формирования новых отношений с окружающим миром, поиска активных контактов со взрослыми и сверстниками.

Дети этого возраста активны, быстро развиваются, получают новые и совершенствуют уже имеющиеся навыки во всех сферах – самообслуживании, речи, психических реакциях.

Из анатомо-физиологических особенностей детей младшего дошкольного возраста прежде всего следует выделить:

  • недостаточную толщину кожных покровов, которые еще плохо справляются с терморегулирующей функцией;
  • повышенную частоту пульса и пониженное артериальное давление;
  • недостаточное окостенение скелета;
  • неразвитость систем торможения в нервной системе.

Физиология трехлетки

В возрасте трех лет дети имеют примерно следующие показатели:

  • Рост: 95 см + 4,3 см.
  • Количество молочных зубов: 15-20.
  • Вес: 11,5 кг + 2 кг.
  • Окружность головы: 47 см.
  • Окружность грудной клетки: 50,7 см + 2 см.

К физиологическим особенностям детей дошкольного возраста относится замедление роста и набора веса, при этом заметно изменяются пропорции тела. Мышечная система укрепляется, ребенок стремится больше двигаться, однако контроль над движениями еще не выработан, поэтому для этого возраста характерно получение травм.

Психическое развитие младшего дошкольника

Ведущим процессом в психическом развитии трехлетнего ребенка становится восприятие. Он быстро познает мир в игровой деятельности. Его внимание все еще не устойчиво, однако заметна положительная динамика – к 4 годам малыш сможет посвятить одному занятию уже около 10 минут.

Ребенок уже анализирует и сравнивает между собой предметы и объекты действительности, но память остается непроизвольной. Легче всего он запоминает то, что сопровождается движением.

Развитие мышления дошкольников

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что в возрасте трех лет в речи ребенка все еще присутствуют не все звуки – “с”, “з”, “ц”, “ш”, “ж”, “ч”, “щ”, “л” и “р” появятся немного позже. В этот период речь продолжает оставаться диалогической и преимущественно ситуативной. Словарный запас ребенка колеблется от 1500 до 2000 слов. В речи начинают появляться глаголы и прилагательные. Воображение все еще развито очень слабо.

4 года – упор на физическое развитие

Четыре года – новый этап в развитии дошкольника. Кризис трех уже позади, ребенок научился справляться с некоторыми эмоциями, частично отвоевал себе свободу. Наступает спокойный период, когда малыш занят познанием себя и мира.

Развитие детей в 4 года

Основным показателем нормального развития служат вес и рост. В 4 года вес колеблется в пределах 11-19 килограммов, а рост – 96-114 сантиметров. Ребенок очень подвижный, но анатомо-физиологические особенности детей раннего дошкольного возраста не позволяют ему в должной мере координировать свои движения. Все еще нередки травмы.

Маленьких непосед следует отдать в спортивную секцию, на общую физическую подготовку, а также по возможности проводить как можно больше времени на свежем воздухе. На улице нужно предлагать ребенку подвижные игры.

Психологическое состояние четырехлетнего ребенка

Психоэмоциональное состояние четырехлетки все еще очень нестабильно – он легко поддается чувствам, оказывается в их плену, но также легко отвлекается и забывает.

Спектр чувств увеличивается – теперь малыш уже осознает, когда он чувствует грусть, стыд, обиду или разочарование. Формируются зачатки эмпатии – ребенок считывает настроение родного человека и сопереживает или делит с ним радость.

Интеллект, речь и моторика

Интеллектуальное развитие легко объясняется анатомо-физиологическими особенностями детей дошкольного возраста. Мозг четырехлетнего ребенка уже практически достиг объемов мозга взрослого человека, но большинство нейронных связей все еще не сформированы, а правое и левое полушария развиты в равной степени.

Ведущая деятельность - игровая

Ведущей остается игровая деятельность. Ребенок активно познает мир, развивается ассоциативное мышление. Увеличивается словарный запас, диалогическую речь сменяет монологическая – все чаще ребенок комментирует свою игру, напевает песенки собственного сочинения.

С речью тесно связано развитие мелкой моторики. Все еще очень важно проводить занятия по ее развитию – игры с крупами, бусинами, мелким конструктором. Можно начать подготавливать руку к письму – в этом возрасте ребенок должен много лепить и рисовать.

Пора начинать короткие занятия буквами и счетом, читать малышу, отгадывать загадки. Анатомо-физиологические особенности детей-дошкольников все еще не позволяют им долго удерживать внимание, поэтому такие занятия не должны длиться дольше 10-15 минут.

5 лет – время расцвета самостоятельности

Пятилетний ребенок – это уже не очаровательный трехлетний малыш, и даже не гиперактивный четырехлетка. Пять лет – это время для развития логических и творческих способностей малыша.

Ребенок в этом возрасте стремится к самостоятельности, отстаивает свою точку зрения, много спорит. Активно развивается интеллект и образуются новые нейронные связи.

Особенности развития детей

Дошкольник жадно впитывает новые знания, но анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что они не в состоянии долго концентрироваться на одном занятии. Это следует учитывать педагогам при построении развивающих занятий – они не должны превышать 20-25 минут с обязательной активной физминуткой.

Наглядно-действенное мышление сменяется образным и начинает активно развиваться фантазия. Одновременно появляются страхи – темноты, одиночества, замкнутого пространства и многие другие.

Время для спорта

Физиологические особенности развития детей дошкольного возраста в пять лет подразумевают развитие гибкости, ловкости, координации движений, силы и умения ориентироваться в пространстве. В совокупности с быстрым интеллектуальным развитием это создает отличную базу для первой пробы в спорте.

5 лет - время для спорта

В пять лет ребенок уже в состоянии усваивать правила командных игр, слушать и слышать тренера. Занятия по общей физической подготовке можно постепенно замещать осознанными формами двигательной активности – спортом или танцами.

Активно растет и развивается структура мозга и скелет ребенка. За прошедший год ребенок набрал 2-2,5 килограмма и вытянулся на 5-7 сантиметров.

Физиология шестилетнего ребенка

Шесть лет – переходный возраст в жизни ребенка. Двигательная активность все еще стоит во главе его развития, одновременно увеличивается тяга к познавательной деятельности.

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста в 6 лет подразумевают активное развитие опорно-двигательного аппарата, мелких групп мышц, дифференциальное развитие отделов ЦНС, укрепление сердечно-сосудистой системы.

Большой скачок происходит в развитии психической и умственной сферы.

Старший дошкольный возраст

В шесть лет у ребенка формируется волевое усилие. Он может выбрать себе какую-то задачу и удерживать на ней свое внимание достаточно продолжительное время. Продолжает развиваться воображение, малыш начинает лучше отличать свои фантазии от реальности.

Дети 6 лет

Ребенок использует в речи обширный словарный запас, свободно пользуется родным языком, умеет выражать свои мысли и чувства. Он не только осознает себя личностью с собственными желаниями, но и умеет соизмерять их со своими способностями и возможностями. Несмотря на возросшую самостоятельность, дошкольник становится более гибким и открытым к диалогу.

При построении отношений с шестилетним ребенком стоит учитывать анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Малыш все еще нуждается в поддержке взрослого, но его возросшие физические и психические способности нельзя игнорировать. Следует поощрять самостоятельность и инициативность, организовать ребенку возможность общения с ровестниками и взрослыми – тренерами, друзьями семьи, учителями и наставниками.

От малыша к школьнику

Кратко анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста можно сформулировать в следующих пунктах:

  1. Рост замедляется до 5 сантиметров, набор веса – до 2 килограммов в год.
  2. Снижается частота пульса, увеличивается артериальное давление.
  3. Кожные покровы утолщаются.
  4. Начинается окончательное окостенение скелета. Этот процесс займет несколько лет, поэтому все еще необходимо следить за осанкой ребенка.
  5. Нарастает мышечная масса, начинается дифференцировка мышечных волокон.
  6. Грудная клетка принимает форму цилиндра, ребра занимают то же положение, что и у взрослого.
  7. Возрастает дыхательный объем легких – потребность в кислороде у 6-летнего ребенка почти вдвое больше, чем у взрослого.
  8. Продолжает свое развитие желудочно-кишечный тракт – объем желудка и длина кишечника увеличиваются.
  9. Объем глазного яблока увеличивается, начинает свое развитие глубинное зрение. Острота достигает показателей взрослого человека.
  10. Продолжает свое активное формирование иммунная система.
  11. Повышается острота слуха.
  12. Проявляются первые половые различия. Это объясняется развитием эндокринной системы – гипофиза, надпочечников и щитовидной железы.
  13. Происходит большой скачок в развитии нервной системы малыша и его умственном развитии. Формируются зачатки интеллекта и мышления.

Патологии и отклонения в развитии дошкольников

При неблагоприятных обстоятельствах – моральных или физических – нормальное развитие ребенка может нарушаться, в результате чего формируются различные патологии. Они могут быть физическими, социальными, педагогическими и психическими. К сожалению, не каждое из этих отклонений в состоянии заметить или отличить от особенностей характера даже опытный родитель. Именно поэтому так важно своевременно проходить диспансеризацию.

Ориентируясь на средние показатели возрастных физиологических особенностей детей дошкольного возраста, родители могут самостоятельно контролировать развитие ребенка, а в случае подозрения на патологию – немедленно обратиться к врачу. Вас должно насторожить, если:

  • ребенок слишком много фантазирует или, наоборот, слишком примитивен в своих фантазиях;
  • демонстрирует инфантильные реакции, не свойственные возрасту – кричит, плачет, падает в истерике на пол по любому незначительному поводу;
  • не в состоянии соблюдать запрет даже в игровых ситуациях;
  • чересчур агрессивно реагирует на запреты и замечания;
  • с трудом выстраивает отношения со сверстниками;
  • не проявляет интереса к знаниям;
  • мало двигается, не интересуется подвижными играми;
  • неусидчив и рассеян.

Все эти признаки могут свидетельствовать о нарушениях реакций возбуждения и торможения в головном мозге. При любых подозрениях на патологию следует сразу проконсультироваться с педиатром и детским неврологом.

Источник

Наталья Крутикова
Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста

Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.

Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в этом возрасте получило название «первого периода вытягивания». Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза). За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки. Если рост ребенка отстает от нормы на 10%,необходимо обратить внимание на следующие факторы:

рационально ли питается ваш ребенок;

хороший ли психологический климат в семье.

При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.

Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1,2-1,3 кг,а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й -2,5 кг, за 7-й около 3,5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте. Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов. Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания.

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса тела.

К 5-ти годам значительно увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, повышается их сила. Развитие и дифференцировка центральной нервной системы у дошкольников выражается в совершенствовании двигательных функций, развитии координации движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук; умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выполняют различные движения.

После 4 лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок физически готов к начальному чтению. Головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное восприятие, эмоциональную сферу, тогда как левое «отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций,не уравновешены основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и отвлекаемости. Характеризуя особенности развития детей 4-5 лет,следует обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:

• сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);

• походка – на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

• позы – застывшие, скованные и однообразные;

• движения – бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

• жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничание или подвижность лица;

• речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков.

Побольше играйте с ребенком в игры, подарите ему заботу, внимание и любовь – он ждет их от вас, ему трудно. Сформируйте у вашего ребенка веру в свои силы и желание активно взаимодействовать с окружающим миром.

Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе. Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного» периода достигает уровня взрослого человека. К 7-ми годам у ребенка прорезываются коренные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7-и годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым последствиям. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, ревматизм, и другие.

Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными заболеваниями, что связано с относительно низким иммунитетом в этом возрасте и возрастающими контактами с взрослыми и сверстниками. Особенно это заметно среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в которых приходится выделять группы часто и длительно болеющих (чдб) детей. Эта группа детей требует большого внимания и помощи в процессе адаптации к новым условиям, а также в укреплении и закаливании их организма.

Источник