Анатомо физиологические рост и развитие ребенка грудного возраста

Лекция № 2

Тема: Период грудного возраста

План лекции

1. Анатомо-физиологические особенности.

2. Рост и развитие ребенка грудного возраста.

3. Закономерности и правила оценки физического развития.

4. Правила оценки нервно-психического и социального развития.

5. Универсальные потребности ребенка в периоде младенчества.

6. Организация безопасной окружающей среды.

7. Соблюдение гигиенических норм и правил.

Период грудного возраста длится от 29 дней жизни до 12 месяцев.

Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества.

Кожа и ее придатки. С 3-х месяцев появляется потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям пушковыеволосы заменяются более жестким. К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.

Сохраняется относительная неустойчивость терморегуляции, поэтому ребенок легко перегревается и переохлаждается.

Кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью, чем у взрослого. Кожа эластичная, имеет хороший тургор. В коже происходит синтез витамина D3, который играет важную роль в фосфорно-кальциевом обмене.

Костная система. Костная ткань имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Кости ребенка мягкие, гибкие, поэтому легко возникают искривления.

Череп ­– швы уплотняются к 3-4 месяцам, большой родничок закрывается к 12-16 месяцам. Окружность груди становится равной окружности головы в 3 месяца, и затем начинает превышать окружность головы к 12 месяцам на 10-12 см.

Формируются изгибы позвоночника:

– к 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);

– к 6-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в сагиттальной плоскости);

– к 12-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:

– медиальные резцы – 6-9 месяцев;

– латеральные резцы – 9-12 месяцев;

К 1 году жизни у ребенка должно быть 8 зубов.

Количество зубов = возраст в месяцах – 4

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам

Грудная клетка – цилиндрической формы (до 6 месяцев) или усеченного конуса, ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. С одного года появляется физиологическое опущение ребер.

Мышечная система. К 3 месяцам исчезает физиологическийгипертонус сгибателей, причем на нижних конечностях исчезает позже, чем на верхних.

Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отмечается преимущественное развитие крупных мышц: груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Развитие статических функций происходит постепенно. Для их своевременного развития следует с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими

Дыхательная система. Сохраняется относительная узость дыхательных путей. Слизистая оболочка нежная, богата кровеносными сосудами, железы слабо функционируют. Придаточные полости – решетчатые; гайморова – развиты слабо; Трахея и бронхи – хрящи мягкие, податливые.

Легкие – происходит увеличение их объема и дифференцирование легочной ткани, формируются новые альвеолы.

Высокое стояние диафрагмы в начале периода. Тип дыхания: грудной

Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.

Частота дыхательных движений составляет:

к 6 месяцам – 35-40 в 1 минуту;к 12 месяцам – 30-35 в минуту.

Кашлевой рефлекс у детей первых месяцев жизни выражен слабо.

Сердечно-сосудистая система. Сердце расположено горизонтально, относительно велико, растет неравномерно. До 2-х лет масса сердца увеличивается за счет предсердий, затем растут желудочки.

Артерии относительно широкие и развиты лучше, чем вены. Соотношение просвета артерий к просвету вен – 1:1. В течение первого года жизни сосуды растут особенно интенсивно, чем в последующие годы.

Пульс частый, очень подвижный, может меняться под воздействием самых различных факторов – изменение положения тела, физическое напряжение, при крике, плаче и т.д.

Частота сердечных сокращений к 1-му году – 120-110 в 1 минуту.

Артериальное давление – 80-85 / 40-45 ммрт.ст.

Артериальное давление максимальное (АДmax) определяется по формуле:

до 1 года:АДmax = 70 × n, где n – число месяцев;

после 1 года:АДmax = 80 + 2n, где n – число лет;

АДmin = от ½ до 2/3 АДmax.

Кровь – кроветворение происходит во всех костях. В период грудного возраста отмечается:

– анизоцитоз – неодинаковая величина эритроцитов;

– полихроматофилия – неодинаковая окраска эритроцитов – до 2 месяцев;

– нормобласты, ретикулоциты до 5-6% – молодые формы;

– гемоглобин до 110-120 г/л – в течение первых 3 месяцев жизни фетальный гемоглобин заменяется на взрослый;

– цветной показатель меньше 1,0 – до 0,9;

– СОЭ – от 3 до 5 мм/час.

Лимфатическая система – состоит из лимфатических узлов, лимфоидных фолликулов, диффузных скоплений, лимфоидной ткани – функционально незрелая и ее барьерозащитная функция выражена недостаточно.

Пищеварительная система.

До 3-4 месяцев слюнные железы недостаточно дифференцированы и отличается сухость слизистой, что способствует ее легкому травмированию, поэтому полость рта не надо протирать. Слизистая на всем протяжении нежная, богатоекровонасыщение.Прием пищи только путем сосания. Акт сосания состоит из 3-х фаз: аспирация, сдавливание соска и проглатывание аспирированного молока.

С 4-5 месяцев, вследствие раздражения тройничного нерва прорезывающимися зубами, значительно усиливается слюноотделение, поэтому в возрасте 5 месяцев ребенку можно вводить первый прикорм.

До 1 года положение желудка горизонтальное. Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и во 2-ом полугодии жизни срыгиваний обычно не наблюдается. Вместимость желудка в 3 месяца – 100 мл, в 1 год – 250 мл. Желудочный сок содержит все ферменты, но с пониженной активностью.

Микрофлора кишечника обусловлена характером вскармливания. При грудном вскармливании – основные микробы: бифидобактерии, небольшое количество энтерококков и кишечной палочки. При искусственном вскармливании преобладает кишечная палочка.

Печень –крупная, богата кровеносными сосудами, выступает на 1,5-2 см из-под края реберной дуги.

С возрастом частота стула уменьшается, к 1 году – 1-2 раза в сутки.

Источник

Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалии — водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее — дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38°С) “сбивать” не следует — она естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).

Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги — в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких.

Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. — 35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости.

Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, “гулит”. При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти — этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства — любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса и мимику, с которыми к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки.

Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами.

Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: “дай ручку” и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.

11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

Занятия:

От 1 до 3 месяцев. Выкладывать ребенка на живот не только перед кормлением, но и в середине бодрствования, периодически подставлять к стопам ребенка свою ладонь (опора при ползании).

От 3 до б месяцев. Разговаривать с ним, вызывая ответный лепет. Часто и на более долгое время класть ребенка на стол или в манеж на живот, стимулируя ползание, протягивать ему игрушки. Показывая их сбоку, добиваться переворачивания. В этом возрасте ни в коем случае не следует ни ставить, ни сажать ребенка.

Из рекомендуемых игрушек функциональны кольца, удобные для захватывания.

От 6 до 12 месяцев. Вызывать подражание произносимым слогам и простым словам. Называть окружающих людей, предметы, действия. Учить выполнять некоторые движения и действия по слову взрослого, подкрепляя его показом. Побуждать к ползанию, вставанию, ходьбе с опорой, а позднее и без нее. Для обогащения ребенка впечатлениями и развития его речи показывать животных, заводные игрушки, а с 10 мес. и картинки. Игрушки не подвешивать, а класть в манеж, в кроватку, на пол. Совершать элементарные приемы с предметами, наглядные для подражания.

Рекомендуемые игрушки: многокрасочные, звучащие, мячи, легко открывающиеся коробочки, складные матрешки, небольшие пирамидки.

Источник

ТЕМА: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, РОСТ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА. ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА, СПОСОБЫ ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Анатомо-физиологические особенности ребенка грудного возраста.

2. Рост и развитие ребенка в грудном возрасте.

3. Основные потребности ребенка грудного возраста и способы их удовлетворения.

4. Основные проблемы периода грудного возраста.

Самостоятельная работа

1. Определение потребностей грудного ребенка и способов их удовлетворения / заполнить таблицу /.

2. Выявление факторов, влияющих на здоровье грудного ребенка / на примере конкретных ситуаций /.

3. Составление плана обучения родителей поддержанию безопасности ребенка грудного возраста.

4. Составление плана обучения родителей составлению режима дня  для ребенка грудного возраста.

5. Составление плана обучения родителей поддержанию рациональной двигательной активности ребенка грудного возраст.

6. Составление планов патронажей к ребенку грудного возраста.

АФО РЕБЕНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА.

           Грудной возраст продолжается с 29 дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери и ребенка, мать кормит грудью своего ребенка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое и нервно – психическое развитие, устанавливается моторика, начинает формироваться интеллект.

Особенностями периода грудного возраста можно считать:

I. Выраженная анаболическая направленность обмена веществ, так как идет очень интенсивный рост – длина тела увеличивается на 50% (с 50 – 52 см до 75 – 77 см), масса тела утраивается (с 3 – 3,5 кг до 10 – 10,5 кг). Энергетическая потребность ребенка превышает потребность взрослого в 3 раза (в расчете на 1 кг веса). Если бы у взрослого сохранялась энергетическая потребность как у ребенка, то взрослому человеку необходимо было бы получать 10 – 12 литров пищи в сутки.

II. Относительно большой (в расчете на кг массы тела) объем пищи, получаемый ребенком, предъявляет повышенные требования к работе желудочно – кишечного тракта ребенка. Вместе с тем в этом возрасте нервная регуляция и ферментная система желудочно-кишечного тракта еще не достаточно зрелые.

Сочетание этих факторов довольно часто приводит к расстройствам пищеварения.

III. Кишечник ребенка обильно кровоснабжается, слизистая его обладает повышенной проницаемостью, поэтому в организме могут легче попадать различные вредные агенты и вызывать общую реакцию организма (бактерии – возбудители заболеваний, токсины, аллергены и т. п.).

IV. Неустойчивый иммунный статус. Новорожденный обладает пассивным иммунитетом (получил антитела от матери внутриутробно). В 4 – 6 месяцев снижается пассивный иммунитет, активного еще нет. Поэтому в грудном возрасте дети склонны к инфекционным заболеваниям.

V. В грудном возрасте ребенок много лежит, поэтому плохо вентилируются задненижние отделы легких. Дыхательные пути ребенка узкие, защитные свойства слизистой снижены. Эти факторы объясняют частую патологию органов дыхания у грудных детей.

VI. Кожа и слизистые грудного ребенка богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, легко ранимы, обладают повышенной проницаемостью для вредных агентов (вирусы, микробы, токсины, аллергены).

VII. В грудном периоде активно проводится профилактическая вакцинация.

VIII. Интенсивное физическое и нервно-психическое развитие.

Распределение длины тела (см) по возрасту (мальчики)

Возраст

Центили

(месяц) 3 10 25 75 90 97
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
15
18
21
24
27
30
33
36
48,0
50,5
53,4
56,1
58,6
61,0
63,0
65,0
66,5
67,8
68,8
69,9
71,0
72,9
75,0
77,2
79,4
81,4
83,7
86,0
88,0
48,9
51,5
54,3
57,0
59,5
61,9
64,0
65,9
67,6
68,8
69,9
71,0
72,0
74,3
76,5
78,6
81,0
83,2
85,2
87,4
89,6
50,0
52,8
55,8
58,6
61,3
63,4
65,6
67,5
68,9
70,1
71,3
72,6
73,8
76,0
78,4
80,8
83,0
85,5
87,5
90,0
92,1
53,2
56,3
59,5
62,4
65,6
67,9
69,9
71,4
73,0
74,5
76,1
77,3
78,5
81,3
84,4
86,8
88,4
92,2
94,8
97,4
99,7
54,3
57,5
51,0
54,0
67,0
69,6
71,3
73,0
74,5
75,9
77,4
78,9
80,3
86,5
83,4
88,2
92,0
94,6
97,2
99,7
102,2
55,1
58,7
62,1
65,5
68,7
70,9
72,5
74,1
75,7
77,1
78,8
80,4
81,7
84,9
88,2
91,0
93,8
96,3
99,0
101,4
103,9

Распределение длины тела (см) по возрасту (мальчики)

Возраст

Центили

(лет) 3 10 25 75 90 97
3,5
4
4,5
5
5,5
6
6,5
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
90,3
93,2
96,3
98,4
102,4
105,5
108,6
110,3
116,4
121,5
126,4
131,2
135,8
140,2
144,9
149,3
154,0
159,3
92,1
95,4
98,3
101,7
104,7
108,0
110,9
113,8
118,8
124,6
129,2
134,0
138,8
143,6
148,3
153,2
158,0
163,0
95,0
98,3
101,2
105,9
108,0
110,8
113,9
117,0
122,0
127,5
133,0
138,0
142,7
147,4
152,4
158,0
162,2
168,1
102,5
105,5
108,5
112,0
115,2
118,8
122,0
125,0
131,0
136,5
142,0
148,3
154,9
160,4
166,4
172,0
177,4
181,2
105,0
108,0
111,2
114,5
118,0
121,4
124,4
127,9
134,3
140,3
146,2
152,9
159,5
165,8
172,2
178,0
182,0
185,1
106,8
110,0
113,5
117,2
120,1
123,3
126,4
130,0
136,4
142,5
149,1
155,2
162,4
169,6
176,0
181,0
185,0
187,9

Распределение длины тела (см) по возрасту (девочки).

Возраст

Центили

  3 10 25 75 90 97
0 мес.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
15
18
21
24
27
30
33
36 мес.
3,5 года
4
4,5
5
5,5
47,0
49,7
52,2
55,1
57,4
59,9
62,1
63,7
65,2
66,5
67,7
69,0
70,3
72,2
74,0
76,0
78,4
80,8
83,4
85,9
88,6
91,0
94,0
96,0
99,9
102,5
48,0
50,7
53,3
56,1
58,6
61,0
63,0
64,2
66,1
67,5
68,8
70,3
71,4
73,6
75,8
78,2
80,4
83,0
85,6
88,2
90,8
93,4
96,2
99,3
102,4
105,2
49,2
52,4
55,0
57,9
60,5
62,8
64,3
66,4
67,7
69,3
70,5
71,7
72,8
75,2
77,5
80,0
82,6
85,4
87,8
90,3
92,9
95,6
98,4
101,5
104,9
108,0
52,1
55,3
58,6
61,5
64,1
66,4
68,2
70,0
71,6
72,8
74,2
75,7
76,3
78,8
82,1
84,6
87,5
90,1
92,8
95,5
98,1
101,0
104,2
107,1
110,7
114,5
53,3
56,9
59,9
63,0
65,6
67,8
69,8
71,6
73,1
74,5
75,9
77,1
78,3
81,2
84,4
87,4
90,2
93,0
95,6
98,2
100,8
103,9
106,9
110,6
114,0
117,1
54,5
57,7
60,8
63,9
66,4
68,8
70,8
72,7
75,2
75,8
77,1
78,3
79,3
82,4
86,0
88,8
92,2
94,7
97,3
100,0
102,9
105,8
109,1
114,0
116,5
120,0

 Вариант роста:    меньше 25% – гипосомия, 25-75% – нормосомия, больше 75% – гиперсомия.

Определяем, в каком столбце таблицы находится параметр ФР (в данном случае, 7 мес.: 72 см – 5 столбец). Отмечаем это в скобках возле значения длины в форме 112.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГАРМОНИЧНОСТИ.

Используем центильную таблицу “масса при различной длине”

Длина

Центили

(см). 3 10 25 50 75 90 97
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
2,7
2,8
3,0
3,2
3,3
3,4
3,6
3,8
4,0
4,3
4,6
4,8
5,1
5,4
5,7
6,0
6,2
6,5
6,7
7,0
7,2
7,4
7,6
7,8
8,1
8,3
8,5
8,8
9,0
9,2
9,4
9,6
9,8
9,9
10,1
10,2
10,4
10,6
10,8
10,9
11,1
11,3
11,5
11,8
12,0
12,2
12,4
2,9
3,0
3,2
3,4
3,5
3,7
3,9
4,1
4,3
4,6
4,9
5,2
5,5
5,8
6,1
6,4
6,6
6,9
7,1
7,3
7,6
7,8
8,1
8,3
8,5
8,8
9,0
9,2
9,4
9,6
9,8
10,0
10,2
10,3
10,5
10,7
10,9
11,1
11,3
11,5
11,7
11,9
12,2
12,4
12,6
12,8
13,0
3,1
3,3
3,5
3,6
3,8
4,0
4,2
4,4
4,7
5,0
5,3
5,6
5,9
6,2
6,5
6,8
7,0
7,3
7,6
7,8
8,0
8,3
8,5
8,8
9,0
9,2
9,4
9,6
9,8
10,1
10,3
10,5
10,7
10,9
11,3
11,5
11,7
11,9
12,1
12,3
12,5
12,7
12,9
13,2
13,4
13,6
13,9
3,4
3,6
3,8
4,0
4,2
4,3
4,6
4,8
5,1
5,4
5,7
6,0
6,3
6,6
6,9
7,2
7,5
7,8
8,0
8,3
8,6
8,8
9,0
9,3
9,5
9,7
10,0
10,2
10,4
10,7
10,9
11,1
11,3
11,5
11,7
11,9
12,1
12,3
12,5
12,8
13,0
13,2
13,4
13,7
13,9
14,2
14,4
3,7
3,9
4,1
4,3
4,5
4,7
4,9
5,2
5,5
5,8
6,1
6,4
6,8
7,1
7,4
7,7
8,0
8,3
8,6
8,8
9,1
9,3
9,6
9,9
10,1
10,3
10,6
10,8
11,1
11,3
11,5
11,8
12,0
12,2
12,4
12,6
12,8
13,0
13,3
13,5
13,7
14,0
14,2
14,4
14,6
14,9
15,2
3,9
4,1
4,3
4,5
4,8
5,0
5,3
5,6
5,9
6,2
6,6
6,9
7,3
7,6
7,9
8,3
8,6
8,9
9,2
9,4
9,7
10,0
10,3
10,5
10,7
11,0
11,2
11,4
11,7
11,9
12,2
12,4
12,6
12,8
13,0
13,3
13,5
13,8
14,0
14,2
14,4
14,6
14,8
15,1
15,3
15,5
15,8
4,1
4,3
4,5
4,8
5,0
5,3
5,6
5,9
6,3
6,6
7,0
7,3
7,7
8,1
8,5
8,8
9,1
9,4
9,7
10,0
10,3
10,5
10,8
11,0
11,3
11,6
11,8
12,0
12,3
12,5
12,7
12,9
13,2
13,4
13,6
13,9
14,2
14,4
14,6
14,9
15,1
15,3
15,3
15,8
16,0
16,2
16,5

Определяем, что при длине 72 см значение массы 8,2 кг находится во 2 столбце таблицы. В форме 112 возле значения массы в скобках ставим цифру “2”.

ПРИМЕЧАНИЕ: значение роста и веса округляются в большую или меньшую сторону по правилам математики.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТА ФР ПО ТАБЛИЦЕ ВАРИАНТОВ.

ТАБЛИЦА ВАРИАНТОВ

М
 
А
 
7 гипо-сомия избыток массы11 гипо-сомия избыток массы11 нормосомия избыток массы11 нормосомия избыток массы11 нормосомия избыток массы11 гипер сомия избыток массы11 гипер сомия избыток массы11
С
 
 
С
6 гипо-сомия избыток массы1 гипо-сомия избыток массы1 нормо-сомия из-быток массы1 нормо-сомия из-быток массы1 нормо-сомия избыток массы1 гипер сомия избыток массы1 гипер сомия избыток массы1
А
 
 
5 гипо-сомия н. масса гипо-сомия н. масса нормосомия н. масса нормосомия н. масса нормосомия н. масса гиперсомия н. масса гиперсомия н. масса
П
 
О
4 гипо-сомия н. масса гипо-сомия н. масса нормосомия н. масса нормосомия н. масса нормосомия н. масса гиперсомия н. масса гиперсомия н. масса
 
 
Д
3 гипо-сомия н. масса гипо-сомия н. масса нормосомия н. масса нормосомия н. масса нормосомия н. масса гиперсомия н. масса гиперсомия н. масса
Л
И
2 гипо-сомия дефи-цит массы1 гипо-сомия дефи-цит массы1 нормосомия дефи-цит массы1 нормосомия дефи-цит массы1 нормосомия дефи-цит массы1 гипер сомия дефи-цит массы1 гипер сомия дефи-цит массы1
Н
Е
1 гипо-сомия дефи-цит массы11 гипо-сомия дефи-цит массы11 нормосомия дефи-цит массы11 нормосомия дефи-цит массы11 нормосомия дефи-цит массы11 гипер сомия дефи-цит массы11 гипер сомия дефи-цит массы11
    1 2 3 4 5 6 7
 

длина по возрасту

Параметр роста находится в 5 столбце, по горизонтальной шкале таблицы вариантов отмечаем 5-ю колонку; масса по длине – вертикальная шкала -находится во второй колонке, на пересечении колонок находим вариант ФР – нормосомия, дефицит массы I степени. Отмечаем это в ф. 112.

По центильным таблицам наиболее точно оценивают ФР. Ориентировочно оценивать прибавку в весе можно по таблице:

1-й месяц
2-й месяц
3-й месяц
4-й месяц
5-й месяц
6-й месяц
600 гр.
800 гр.
800 гр.
750 гр.
700 гр.
650 гр.
7-й месяц
8-й месяц
9-й месяц
10-ый месяц
11-ый месяц
12-ый месяц
600 гр.
550 гр.
500 гр.
450 гр.
400 гр.
350 гр.

Среднемесячная прибавка веса в I полугодии 800 гр., во II – 400 гр.

Ребенок в возрасте 1 года в среднем весит около 10 кг

Длина тела:

           1 – 3 месяца – увеличивается на 3 см ежемесячно;

3 – 6 мес. на 2,5 см ежемесячно;

6 – 9 мес. на 2 см ежемесячно;

9 – 12 см – по 1,5 см.

За 1-й год длина увеличивается на 25 см.

ПАРАМЕТРЫ ПОВЕДЕНИЯ.

Настроение – бодрое, спокойное, подавленное, неустойчивое, раздражительное.

Сон – засыпает быстро или медленно, с укачиванием, спит спокойно, неспокойно, часто просыпается.

Аппетит – хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище.

Характер бодрствования – активный, интересуется игрушками, малоактивный, пассивный.

Познавание – легко обучаем, инициативный, умеет довести начатое дело до конца, сосредоточенность.

Индивидуальные особенности – контактен, малоконтактен, другие черты личности.

Итак, для комплексной оценки развития ребенка необходимо оценить

– физическое развитие.

 – безусловные рефлексы (в возрасте до 3 мес.)

 – нервно – психическое развитие

 – поведение.

Например:

Девочка 3-х месяцев, рост 60 см, вес 4900 г. Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом положении, поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, в ответ на разговор матери – комплекс оживления, удерживает головку в вертикальном положении, захватывает подвешенную игрушку, длительно гулит. Настроение спокойное, засыпает быстро, спит спокойно, аппетит неустойчивый.

Рефлексы: Бабкина (+), Робинсона (+), опоры (+).

Комплексная оценка:

Нормосомия, дефицит массы. НПР опережает возраст по линиям Др и Ра, по остальным линиям соответствует возрасту. Рефлексы вызываются. В поведении ребенка обращает внимание параметр аппетит (неустойчивый), по остальным параметрам поведение обычное.

Для правильного развития ребенка необходима организация режима дня, рациональное вскармливание, физическое воспитание, правильный выбор игрушек и развивающие занятия.

Комплекс 1

ТЕМА: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, РОСТ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА. ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА, СПОСОБЫ ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Анатомо-физиологические особенности ребенка грудного возраста.

2. Рост и развитие ребенка в грудном возрасте.

3. Основные потребности ребенка грудного возраста и способы их удовлетворения.

4. Основные проблемы периода грудного возраста.

Самостоятельная работа

1. Определение потребностей грудного ребенка и способов их удовлетворения / заполнить таблицу /.

2. Выявление факторов, влияющих на здоровье грудного ребенка / на примере конкретных ситуаций /.

3. Составление плана обучения родителей поддержанию безопасности ребенка грудного возраста.

4. Составление плана обучения родителей составлению режима дня  для ребенка грудного возраста.

5. Составление плана обучения родителей поддержанию рациональной двигательной активности ребенка грудного возраст.

6. Составление планов патронажей к ребенку грудного возраста.



Источник