Анатомия этапы развития ребенка

– , , , – .
. – () , – (). , .
. – , , – . , . ( , ), , , .
. .
.
, . , , , , VII , (1965). (.1). 1
, , – . : (, – . natos – ) (, ).
. , , . , , , , , , , .
, , 280 (9 ) () ( ). 8 , . (), – {). 9- , , , – ( – . fetus – ).
( ), . – , . () .
12 . () (46). . X, -, . Y, Y, .
– () (.1). 3-4 . – ( . blastula – ). : . – . . () – ( , ), . () ( ).
.1. – : 1 – ; 2 – ; ; – , – : 1 – ; 2 – ; – : 1-; 2 – ; 3 – ; – : 1-; 2- ; 3 – ; 4 – ; 5- – – : 1 – ; 2 – ; 3 – .
() . 1- (6 – 7- ) () ; 40 . , , – ( . trophe – ), , , . () . . , (). , , . – ( ). – , .
– , ( ), (.2). , , () . ( , ) () . (“”) , . , : (), ().
.2. : – 2-3 ; – 4 : 1 – ; 2 – ; 3 – ; 4 – ; – 6 ; – 4-5 : 1 – (); 2 – ; 3 – ; 4 – ; 5 – .
, . . , – . . 2- 1,5 . () . (, ).
(). , . ( ), . () , – ( ). ( ) .
, , – . , , , – .
, – (). 3- – . , – . , , . . .
( ) – , . () . , (), .
, 3- , . , – , .. . 2-3 .
– , , . , – . , .
, , , , . ( ), – , – (, , ), .
, , . , , . .
() . – ( ) () . ( ) (-) (). () (), . (-) 4- . 3- () .
– , , , ().
2- , (). , .
4- , 3- . , , – . , .. . . . 20- 3- , 30- 30, 35- – 43-44 . . ( ). () ( ) . () , , .
– (), . , , . , , .
.3. (): 1 – ; 2 – ; 3 – ; 4 – ; 5 – ; 6 – ; 7 – ; 8 – (); 9 – ; 10 – .
( ), , . – – . () , – . , . – , – .
4- ( , ) . , . () () .
: , – . – . , ( ). 4- 4-5 .
–
5- 8- () (). , , , , . ( ). 31-32 (5- ) 7,5 . 1- () . 40- .
6- (- – 12 – 13 ) , 6-7- – , .
7- ( – 19-20 ) . . 8- ( 28-30 ) . 9- , .. 3- , (- 39-41 ) .
–
. . . 5- ( 24,3 ) . 7- ( 37,1 ) , . 10- ( 51 ) .
, . . :
1) – ;
2) – ;
3) (4-8- );
4) ( , , ) (3-8- );
5) (15-20- );
6) (20-24- );
7) – ; ;
8) (2 – 7 ), , ;
9) ( – 13 16 , – 12 15 ).
.
.
, . , 8-10 . . 39-40 ., – 28-38 . , () .
2500 ( 45 ), – , 2500 . , , . , 0,5 9-10 , – 1-2 .
– – . “” . , . 1,5 , . 6 . . . , . . , 4 . ( ), 6 . , 8 – , .
1 4 . . 2 .
4 , 7 . 6 : ( ) .
1 7 , .
8 12 , – 8 11 . , . , , . ( ) . . , , – . . . , , – .
– – , . 13 16 , – 12 15 . – , . 11 12 , – 12 13 . 13 14 , – 14 15 . , 13,5-14 . – . , . .
. 13 () , 14 . 14-15 ( ).
, , .
18 21 , – 17 20 . () .
, . , .
, ,
. 30 50 , . .
. , , ( ).
:
1) – ( );
2) – ( );
3) . – “” ( ), “” “” – , () .
,
, (), ( ).
() . () 12-15 .
(). , , . , .
,
( . total – ) ( . pars – ). () – . , . () .
.
. .2 .
(.4). , , . , , 49-54 . 23,5 . 1 10 10,5 – 5 . 9- . 25 , .
.4 .
– . , – .
2
,
.2
60 , , , . : , , , . 52-75 , – 47-70 .
, ; (gerontos – ). , , .
, 100-150 – ( . acceleratio – ). – ” “. , . .
, 100-150 0,5-1 , – 100-300 . . ( 2- 3- ). 5 1,5-2 , XIX .
100 10-12 , – 10-15 .
, ( , – ..). , . . . , , ().
() , . , , , . , 20-25 8 .
, , , . , .
. ( ) (, , , .), , .
, .
. (, .). : , , . () , ( , ..). () , , . . , . () , , , . , , . .3 .
3.
?
. , . , , “” . . . : , , . , .
. 5-7- . , : – , – , – . .
7 10 . , . , .
, , . . , . , . .
, , , – , .
, .
. , , , . , . . , , , 2-3 , . , , .
1. – 28 [ 2005]. – . – . – ..
2. .. 6- . 4.
3. .. ” “
4. .. ” () “. / … .. . – .: “”, 2004.
5. ., . : . . – .: , 1996.
6. .., .. : . – 2- ., . – .: -, 2004.
7. . .., .. : . . . . – .: “”, 2002.
8. .. : . . (. 1910). – .: , 1981.
9. “”
10. “”
11. “”
Источник
Рост и развитие человеческого организма начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение жизни. Рост – это количественные изменения, связанные с увеличением массы организма и сопровождающиеся изменением числа и размеров его клеток. С момента оплодотворения до взрослого состояния количество клеток организма человека увеличивается с 1 до 1016-18. Рост заканчивается к 20-25 годам.
Развитие человека происходит в течение всей жизни и носит скачкообразный характер. Между отдельными этапами развития существуют не только количественные, но и качественные различия. Смена этапов развития, или периодов жизни (детский, подростковый, юношеский, зрелый, старческий), может наступать раньше или позже, и эти этапы могут иметь разную продолжительность в зависимости от условий, в которых развитие протекает.
Что такое онтогенез
Индивидуальное развитие организма человека называют онтогенезом. Когда происходит слияние половых клеток – женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид), – наступает беременность, длящаяся 280 дней, или 9 месяцев. Этот этап развития протекает в организме матери, поэтому весь онтогенез принято делить на пренатальный и постнатальный периоды (от лат. natus – рождение, т.е. периоды до и после рождения).
Пренатальный период развития
В пренатальном, или внутриутробном, периоде онтогенеза, в свою очередь, выделяют зародышевый (эмбриональный) и плодный периоды. Первый период длится 2 месяца, второй – с 3-го по 9-й. В эмбриональный период происходит накопление клеточного материала, который постепенно дифференцируется в зачатки всех типов тканей. В течение 2-го месяца внутриутробного развития образуются органы и в основных чертах формируются части тела – голова, туловище и конечности. На 5-й неделе развития начинает биться сердце. С 3-го месяца происходит интенсивный рост всех отделов и частей тела плода, продолжающийся и после рождения ребенка.
Постнатальный период развития
С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его приспособления к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования.
Показатели длины и массы тела в течение жизни изменяются неравномерно. В 1-й год после рождения наблюдается наибольший прирост длины и массы тела – соответственно на 21-25 см и 5-6 кг. Ускоренный рост тела происходит в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 10-11 до 15-16 лет). Девочки вступают в период полового созревания на 1-1,5 года раньше, чем мальчики. В подростковом возрасте прибавка длины тела составляет в среднем 5,8 см в год у мальчиков и 5 см в год у девочек. Наибольшее ускорение роста у девочек отмечается от 10 до 13 лет, а у мальчиков – в 13-16 лет. Максимальная годичная прибавка массы тела наблюдается, как правило, в 13 лет у девочек и в 15 лет у мальчиков. Масса тела возрастает до 20-25 лет и затем сохраняется на относительно постоянном уровне до 40-46 лет.
Акселерация и ее причины
В конце ХХ века ученые заговорили об акселерации – ускорении роста и развития детей и подростков, которое в большей степени проявляется в экономически развитых странах. В результате акселерации средняя длина тела у детей и подростков стала на 10-15 см, а у взрослых мужчин – на 6-8 см больше, чем в начале века. Сократился и период увеличения длины тела человека: 100 лет назад он продолжался до 23-26 лет, а в настоящее время фактически заканчивается уже к 19 годам у юношей и к 17 годам у девушек. Ускорились прорезывание молочных и постоянных зубов, половое созревание и даже психическое развитие.
Акселерацию связывают с целым комплексом причин, важнейшими из которых считают улучшение питания и условий жизни, стимулирующее воздействие разнообразных химических веществ, количество которых при современном промышленном производстве резко возросло как в воздухе, так и в воде и почве. Ускоренному развитию способствуют также усиление солнечной активности и действие других видов излучения (например, радиоактивного).
Физическое развитие организма характеризуется массой (вес), длиной (рост) и размерами отдельных частей тела. Усредненные величины массы и длины тела в разные возрастные периоды приведены в таблице, у отдельных людей эти показатели могут иметь значительные различия.
Средние длина и масса тела у людей мужского (м) и женского пола (ж) разного возраста
Возраст | Пол | Длина тела, см | Масса тела, кг |
Новорожденный | м ж | 50,8 55,0 | 3,5 3,4 |
8 лет | м ж | 126,3 126,4 | 26,1 25,6 |
12 лет | м ж | 143,9 147,8 | 35,8 38,5 |
16 лет | м ж | 169,8 160,2 | 59,1 56,8 |
20 лет | м ж | 173,6 162,8 | 70,2 57,1 |
24-60 лет | м ж | 174,5 162,6 | 71,7 56,7 |
Особенности процесса роста человеческого организма
Период детства и юности
В процессе роста изменяются основные пропорции тела. Так, у новорожденного ребенка длина головы меньше длины тела в 4 раза, а у детей 5-7 лет – в 6 раз. К 16-20 годам соотношение длины головы и тела составляет 1 : 8. Параллельно с ростом организма происходят возрастные изменения во всех органах и системах организма. В подростковый период быстро увеличиваются половые органы, развиваются вторичные половые признаки. У девочек возрастает количество волос в подмышечных впадинах и на лобке, увеличиваются молочные железы, меняется форма таза, появляются менструации. У мальчиков к 15-16 годам начинается рост волос на лице и теле.
В юношеском возрасте (16-20 лет у девушек и 17-21 год у юношей) рост организма в основном завершается и наступает относительно стабильный период существования – зрелый возраст.
Период зрелого возраста
Строение тела в зрелом возрасте изменяется мало. Выделяют 2 периода зрелого возраста: первый – до 35 лет, второй – с 36 до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин. Зрелый возраст – период наибольших возможностей человека, именно во второй период зрелого возраста человек достигает вершин своей личной и профессиональной деятельности.
Период пожилого возраста
После 60 лет организм начинает постепенно стареть, в ряде органов возникают структурные изменения. Это, в свою очередь, вызывает понижение функциональных способностей организма. В пожилом возрасте (с 61 до 74 лет у мужчин и с 56 до 74 лет у женщин) и старческом (75-90 лет) в организме происходит характерная перестройка, которую изучает геронтология (от греч. geron – старик).
Временные границы старения варьируют у отдельных людей в широких пределах, однако старение – это генетически детерминированный процесс. Ученые подчеркивают, что активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения, однако лишь в пределах, обусловленных наследственными факторами.
Типы телосложения
Индивидуальные особенности формы тела человека называют типом телосложения или конституцией. Это комплекс индивидуальных морфологических и физиологических особенностей, которые складываются в определенных социальных и природных условиях и проявляются в реакциях организма на различные воздействия. Внешнему строению тела соответствует определенное расположение органов и их внутреннее строение. Различают 3 типа телосложения человека: долихоморфный, брахиморфный и мезоморфный.
Астенический тип
Люди долихоморфного (астенического) типа отличаются высоким или выше среднего ростом, относительно коротким туловищем, малой окружностью груди, узкими плечами, длинными нижними конечностями. Среди литературных героев к этому типу можно отнести Дон Кихота. У таких людей относительно слабо развиты мышцы и подкожная жировая клетчатка. Внутренние органы обычно лежат ниже, как бы опущены, легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.
Гиперстенический тип
Брахиморфный (гиперстенический) тип телосложения характеризуют средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, значительный объем груди и живота, широкие плечи, короткие конечности. Пример: Санчо Панса. Внутренние органы у гиперстеников относительно большего, чем у астеников, размера и лежат несколько выше. Легкие укорочены, сердце расположено почти горизонтально.
Нормостенический тип
Люди мезоморфного (нормостенического) типа по своим пропорциям занимают среднее положение.
Тип телосложения и физическая активность
Форма тела человека генетически обусловлена, однако большинство людей не имеют ярко выраженного типа телосложения и относятся к промежуточным типам. Первые признаки типа телосложения появляются в 6-7 лет, а окончательное его формирование происходит в период полового созревания. В дальнейшем тип телосложения меняется незначительно. Родители, приобщая ребенка к спортивным занятиям, не должны бороться с природой. Если малыш толстоват, краснеет и потеет при беге, не может догнать сверстников, то, вероятно, он более сильный и развивать в нем надо в первую очередь силовые качества. Худенький и высокий ребенок, уступающий сверстникам в силе, наверняка более быстрый и ловкий, и ориентировать его следует на занятия, развивающие именно эти качества.
Резервы человеческого организма
Особенностью человеческого организма является наличие больших резервов – как физических, так и духовных. Они генетически обусловлены, но при тренировке могут увеличиваться. За последнее столетие спортивные рекорды человека изменились весьма существенно.
В основе развития физических качеств и резервов лежат особенности организма человека, названные ученым-физиологом А. А. Маркосяном надежностью биологической системы. Надежность организма обеспечивается избыточностью его элементов, их взаимозаменяемостью, способностью быстро и полностью возвращаться к состоянию относительного постоянства, динамичностью взаимодействия звеньев этой биологической системы. Так, известно, что в головном мозге используется не более 5-10% нервных клеток. В покое в мышцах открыты лишь 25% кровеносных капилляров, однако при физической нагрузке их пропускная способность увеличивается в несколько раз. После умеренной нагрузки функциональные показатели уже через 5 минут возвращаются к исходному уровню. Примеры можно продолжить, но, главное, надо понять, что для развития физических качеств у организма имеется материальная основа.
Как рассчитать свой идеальный вес?
Для определения «должной» массы тела человек зрелого возраста может воспользоваться формулой:
- должная масса тела = длина тела (см) – 100.
Эта формула пригодна при росте 155-164 см, при росте 165-174 см следует вычесть 105, а при еще большей длине тела – 110.
Полезен и расчет индекса массы тела (ИМТ) по формуле:
- ИМТ = масса тела (кг) / рост (м)2
В норме ИМТ равен 18-25.
Вместо заключения
Надежность биологической системы изменяется в процессе онтогенеза. Организм ребенка находится в состоянии роста и развития, поэтому количество его элементов значительно меньше, чем у взрослого. Недостаточно развиты у ребенка и механизмы регуляции, велика пластичность всех процессов. Поэтому положительное воздействие на рост и развитие детского организма оказывают закаливание, занятия физической культурой и спортом, тренировка памяти в процессе учебы. Недостаток движения, активное и пассивное курение, регулярное переутомление и частые простудные заболевания ухудшают состояние растущего организма и тормозят его развитие.
Итак, физическое развитие человека зависит как от генетических факторов, унаследованных от родителей, так и от сложного комплекса внешних условий, среди которых главные – образ жизни и состояние окружающей среды. Физическая тренировка – общебиологический путь совершенствования резервных возможностей организма, она развивает то, что заложено природой.
Автор: Ольга Гурова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры анатомии человека РУДН
Источник
Краткое описание:
Ссылка для цитирования: Возрастная периодизация [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2021: [сайт]. Дата обновления: 08.02.2021. URL: https://kineziolog.su/content/vozrastnaya-periodizaciya (дата обращения: __.__.20___).
При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации.
Древнейшие периодизации развития человека принадлежат античным ученым. Философ Пифагор (VI в. до н.э.) выделил четыре периода жизни человека: весну (до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет), соответствующие становлению, молодости, расцвету сил и угасанию. Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) разделил индивидуальную жизнь на 10 семилетних циклов. В многочисленных современных схемах выделяют от 3 до 20 и более периодов в жизни человека.
Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П. Рославский-Петровский выделил:
подрастающее поколение – малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);
цветущее поколение – молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);
увядающее поколение – старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).
Близкая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером (1854-1932 гг.).
Постнатальный онтогенез подразделен им также на семь этапов: младенчество (от рождения до 9 месяцев);
раннее детство (от 10 месяцев до 7 летнего возраста);
позднее детство (от 8 до 13-14 лет);
юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);
зрелость (до 41-50 лет);
старость (50-70 лет);
почетная старость (старше 70 лет).
В педагогике нередко используется подразделение детского и подросткового периода на:
младенчество (до 1 года),
преддошкольный возраст (1-3 года),
дошкольный возраст (3-7 лет),
младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет),
средний школьный возраст (до 15 лет)
старший школьный возраст (до 17-18 лет).
Широкое практическое применение находят схемы возрастной периодизации, предложенные А.В. Нагорным, И.А. Аршавским, В.В. Бунаком и другие. В них выделяется от 3 до 15 стадий и периодов.
Конечно, большинство схем имеют сходство в общих чертах. Часто в них используются одинаковые названия периодов, возрастные пределы которых также часто совпадают. Отличия же связаны с тем, какому аспекту развития человека автор уделяет большее внимание и насколько удачно удается отразить в дробной схеме комплексность проблемы.
В 60-х гг. XX в. в работах А.В. Нагорного и учеников его школы была предложена общая фундаментальная схема, по которой полный цикл индивидуального развития млекопитающих и человека разделяется на два этапа:
пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный), а последний подразделен на следующие периоды:
период роста – формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма;
период зрелости – все особенности организма достигают своего полноценного (дифинитивного) развития и остаются в основном неизменными;
период старости – уменьшение размеров тела и ослабление физиологических функций.
Подробная схема возрастной периодизации человека была представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:
прогрессивная – включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;
стабильная – идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;
регрессивная – происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.
В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа
Таблица 3.1.
Периодизация индивидуального развития человека
Основная схема возрастной периодизации, предназначенная для студентов
Широкое применение в науке получила схема периодизации онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве (1965).
Данная периодизация в настоящее время признана наиболее удачной, считается, что она наилучшим образом описывают основные закономерности развития человека и именно она используется для решения вопросов возрастной антропологии, педиатрии и педагогики. Дадим более подробную характеристику ее периодам.
Краткая характеристика возрастных периодов постэмбрионального развития
1. Период новорожденности. Наступает сразу после рождения (8-10 дней) этот период вскармливание ребенка осуществляется молозивом. Новорожденные в начальном периоде приспособления к условиям внеутробной жизни разделяются по уровню зрелости на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие доношенных детей длится 39 – 40 недель, недоношенных – 28 – 38 недель. При определении зрелости учитывают не только эти сроки, но и массу (вес) тела при рождении. Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см). Кроме массы и длины, учитывают и другие размеры. Например, обхват груди в соотношении с длиной тела и обхват головы в соотношении с обхватом груди. Считается, что обхват груди на уровне сосков должен быть больше 0,5 длины тела на 9 – 10 см, а обхват головы – больше обхвата груди не более чем на 1 – 2 см.
В течение периода новорожденности происходит приспособление структурно и функционально органов и систем плода к новым условиям существования: дыханию атмосферным воздухом, питанию, меняющейся температуре окружающей среды. В этом периоде выявляются последствия родовых процессов (родовые травмы), врожденные пороки развития.
Слабая сопротивляемость кожи и внутренних органов гнойной инфекции требует строгого соблюдения правил гигиены, тем более что новорожденный пока мало приспособлен к адаптации в окружающей среде в связи с незрелостью его нервной системы. В месте с тем у новорожденного отмечается высокая способность к регенерации – заживлению ран, переломов и т.д.
2. Следующий период – грудной – продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы.
В грудном возрасте отмечается максимальная интенсивность ростового процесса. По мере появления новых положений и первых движений (ползание, сидение, стояние, первые шаги), начинают формироваться изгибы позвоночника. Ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором.
В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, позже начинают познавательное развитие (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. Появляется “детская” речь. К окончанию грудного периода жизни ребенка его организм достигает такой функциональной зрелости, при которой он может перейти на «общую диету».
3. Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. Продолжается рост организма, хотя и несколько замедленно. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. Созревают желудочно-кишечный тракт, дыхательная система. Интенсивно развивается нервная система, обеспечивающая психическое развитие ребенка, формируется система условнорефлекторных связей, закрепляющихся и сохраняющихся на протяжении всей жизни. Ребенок узнает картинки, фантазирует, одушевляет предметы, выбирает объекты привязанности и выделяет “Я”. Появляетя взрослая речь.
4. С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Продолжается развитие аппарата движения, нервной системы, что ведет к обеспечению повышающейся двигательной и психической активности, формированию трудовых навыков. Вместе с тем недостаточная зрелость ряда систем может приводить к быстрой утомляемости, поэтому важное значение имеет режим дня. В связи с недостаточной зрелостью иммунной системы и уменьшающейся изоляцией детей важен гигиенический режим для предупреждения инфекционных и респираторных вирусных заболеваний.
Начиная с 6 лет, появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.
Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела. Только в самом конце периода отмечаются первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола).
Уровень интеллектуального и физического развития в этот период позволяет начать обучение большинства детей в школе с 6 лет.
5. Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. Этот период называется также препубертатным (от лат. «pubertas» – возмужалость). В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Заметно усиливается развитие мышечной системы, продолжает возрастать масса органов и всего тела. Большинство органов достигает развития, позволяющего компенсировать увеличивающиеся физические и психические нагрузки.
Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом – в подмышечных впадинах. Внутренние половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост внутренних и наружных половых органов. Начинает активизироваться и функция половых желез.
В этом периоде заканчивается прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров – “зубов мудрости”).
К концу младшего школьного возраста заканчивается морфологическая дифференцировка коры головного мозга и проводящих путей. Следствием этого является переход от наглядно-образного к логически- оперативному мышлению, проявление истинных волевых актов и социальной адаптации. Идет развитие внимания и произвольной памяти.
6. Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В этот период отмечается усиленный рост тела в длину и половое созревание.
Увеличение скорости роста – пубертатный скачок касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами.
В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы продолжают формироваться вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.
Интенсивное половое созревание мальчиков проявляется в изменении (мутации) голоса к 13 годам и появлении волос на лобке, в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14 – 15 лет у мальчиков отмечаются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы). Развивающиеся вторичные половые признаки, связанные с гормональной перестройкой организма и его основных физиологических систем, к концу периода по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослых.
У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста, в результате чего в 13,5 – 14 лет они обгоняют девочек по длине тела.
В связи с явлениями акселерации подростковый возраст может начинаться раньше указанных сроков – частично смещаться в младший школьный возраст. Вместе с тем окончание этого периода жизни не имеет резкой границы и с юношеским возрастом.
В подростковом возрасте особенно важно соблюдение режима быта и гигиенического режима в связи с перестройкой кожных желез, чувствительностью созревающей нервной системы, половых желез к алкоголю, никотину, наркотическим и токсическим веществам.
С другой стороны, следует отметить в данном периоде интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокую половую идентификацию, личностную и эмоциональную нестабильность.
7. Юношеский возраст продолжается у юношей от 17 до 21 года, а у девушек – от 16 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процессы роста, окостенения скелета и формирование организма. Завершаетсясозревание тканей всех органов и систем. Все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины, хотя темпы формирования организма зависят от конституциональных особенностей человека.
В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.
В юношеском возрасте происходит стабилизация личности, самоопределения и формирования мировоззрения.
8. Зрелый возраст I период (22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины). Отмечается относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования “типично женских” и “типично мужских” черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. Вариабельность темпов развития, а затем и старения в значительной степени определяется наследственными (генетическими) факторами, условиями окружающей среды (общеэкологическими, связанными с профессиональными и бытовыми вредностями), социальными условиями, вредными привычками (курение, алкоголизм, наркомания).
9. Зрелый возраст II период (36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины). Собственно зрелость. Форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает постепенно уменьшаться. В конце периода – окончание женского репродуктивного цикла – менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс). В данном возрастном периоде отмечается продолжение оптимальной социальной активности.
10. Пожилой (61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины) возраст
11. Старческий (75-90 лет) возраст. В данные периоды происходят постепенные инволюционные изменения организма. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки “психического старения”.
Вопросы для самоконтроля
1. Кем были предложены самые первые периодизация этапов роста и развития человека?
2. В чем заключается периодизация А.П. Рославского-Петровского?
3. Каковы этапы возрастной периодизации М Рубнера?
4. Какая периодизация используется в педагогической практике?
5. Какие периоды выделил А.В.Нагорный в своей периодизации?
6. Сколько крупных стадий и какие выделял В.В.Бунак в схеме возрастной периодизации?
7. Какие периоды включает прогрессивная стадия возрастной периодизации по В.В.Бунаку?
8. Какие периоды включает стабильная стадия по В.В.Бунаку?
9. Что относится к регрессивной стадии по В.В.Бунаку?
10. Какая классификация наиболее широко используется в современное время?
11. Сколько периодов в этой возрастной периодизации?
12. Дайте характеристику этапа новорожденности.
13. Охарактеризуйте грудной период.
14. Возрастные границы и особенности периодизации раннего детства.
15. Особенности этапа I детства.
16. Дайте характеристику этапа II детства.
17. Каковы особенности подросткового периода.
18. Дайте характеристику юношеского возраста.
19. Основные отличия периодов I и II зрелости.
20. Особенности периодов пожилого и старческого возраста.
Источник: https://fictionbook.ru//r_p_samusev/vozrastnaya_morfologiya_chast_…
Источник