Анатолий гармаев развитие ребенка

Анатолий гармаев развитие ребенка thumbnail
Живая этика [1]

Пути духовного совершенствования, как необходимого требования Эволюции. [3]

Пути достижения гармоничных отношений в паре. [7]

Нравственный мир личности [3]

Новые принципы построения семьи [2]

Этикет [0]

Дети. Пути воспитания морали и нравственности. [2]

Этика и окружающая среда (экологический вопрос, как вопрос нравственности). [1]

Социально – этические проблемы распределения ресурсов. [0]

Этика деловых отношений. [0]

Способы регуляции действий человека во всех сферах жизни [0]

Студия “ГРАЦИЯ” [0]

ВОСПИТАНИЕ МЛАДЕНЦА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СЕМИ ЛЕТ

Священник Анатолий Гармаев, директор Волгоградского Епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики преп. Сергия Радонежского.

После родов есть несколько этапов, несколько моментов, в продолжение которых существует риск усиления Эго-уровня в еще бессознательном ребенке и обесточивания в нем уровня Совестливости.

Случается, что мать по той или иной причине оставляет своего ребенка. Вот она родила, а ребенок заболел, Она вынуждена отдать его в больницу. Мать туда не пускают. Она в одной палате, а он – в другой. Ребенок остро переживает момент разрыва. Первые три года, в особенности первые полгода, ребенок всеми силами своей души отдан матери и находится под ее покровом. Душевное зрение ребенка в полноте слышит состояние матери и полностью от нее зависит. Поэтому в младенчестве какой бы то ни было разрыв между матерью и ребенком невозможен вообще. Если этот разрыв происходит, ребенок остро переживает свою брошенность. С чем сравнить это состояние? Может быть, каждый человек когда-нибудь похожее состояние переживал: идешь по степи, ночь, темно. Сначала не боязно, а потом какой-то страх начинает появляться, и в какой-то момент кажется: я один в этой бездне ужаса и не знаю, что делать, позади – никого, впереди – никого, а сверху – бездна.

Примерно такое ощущение ужаса переживает ребенок, оторванный от матери. Момент отрыва ощущается как падение в пропасть. Пережитое ребенком в раннем детстве потом подсознательно хранится всю жизнь. С этого, кстати, начинаются очень сильные, жесткие психопатии, которые разворачиваются у ребенка в зависимости от различных Эго-доминант либо в интенсивную войну с матерью, которая может происходить и явно, и скрыто, либо выливается в непонятное чувство тоски при виде матери. Мать начинает вдруг ощущать, что ее сын или дочь не замечают ее, равнодушны, увлечены своими делами, но она не может дать этому внятного объяснения. На самом же деле ответ таков: это психопатическая реакция сына или дочери на мать вследствие того, что когда-то было пережито отторжение, ужас брошенности. Естественно, в первую очередь это относится к брошенным детям, воспитанным в детских домах. Они все имеют этот синдром брошенности, проявляющийся в течение всей их жизни и даже передающийся потом по наследству. Выйти из этого состояния бывает очень трудно. А при нынешнем состоянии педагогики, когда мы потеряли представления о практически всех нравственных действиях, которые помогают человеку вернуться в Совестливый уровень (у большинства из нас этого представления просто нет, оно было выдавлено из педагогики, начиная с 1917 года), возвращение человека из синдрома брошенности представляется почти невозможным.

Аналогичное отторгающее состояние или ужас брошенности ребенок переживает в момент, когда мать внутренне отторгает его. Происходит это следующим образом. Ребенок начинает капризничать. Мать сначала озабоченно пытается найти причину каприза, но каприз не прекращается. Все необходимое уже сделано, все силы материнские истрачены, и в какой-то момент мать срывается. В момент срыва она переживает сильную вспышку гнева: “Да пропади ты пропадом!” – вплоть до такого внутреннего вопля. И в эту минуту она всем своим естеством переходит в Эго-уровень. Это и есть отторжение.

Подлинное материнское чувство по отношению к ребенку осуществляется только на уровне Совестливости. Любой выход в Эго-уровень – это и есть отторжение ребенка. Мать, пережив отторжение в гневе, в раздражении, во вспышке ненависти, на мгновение дает ребенку пережить состояние ужаса, брошенности. К этому добавляется сильнейшая психическая реакция или импульс, который дает мать во вспышке гнева. В таком состоянии она запечатывает состояние брошенности в душе ребенка. Это запечатление настолько сильно, что может быть расценено как проклятие.

В этот момент ребенок обычно открыт на мать, и такое подсознательное давление тут же запечатывает ребенка в состояние ужаса. В результате ребенок, пережив такой ужас, обретает психопатический синдром, который может проявляться следующим образом: необщительность с окружающими людьми, невозможность находить контакты с ними, трудность в общении со сверстниками, с взрослыми, нелюдимость крайней формы, озлобленность, принципиальное и упорное одиночество. Вот через это проявляется печать, наложенная матерью в колыбельном возрасте и в период до семи лет.

Наиболее важный, ответственный период, когда матери вообще ни под каким предлогом нельзя оставлять своего ребенка – это период с рождения до пяти лет. До пяти лет ребенок находится под тонким материнским покровом, и потому любой разрыв этого покрова ребенок переживает очень болезненно. Потому-то до пятилетнего возраста в принципе недопустимо, чтобы мать оставляла своего ребенка более чем на пятнадцать дней. Чем меньше ребенок, тем меньше этот срок. Например, трехмесячный ребенок вообще не может выдержать даже часовой разлуки с матерью. Поэтому недаром во многих народах существовала такая традиция: мать до пяти лет должна быть с ребенком неотлучно. Поэтому наиболее благополучное в этом отношении положение сейчас в тех народах, где до сих пор существует такой древний обычай: мать привязывает ребенка себе на спину или на грудь и постоянно носит с собой. Совершенно нелепа рекомендация советских и многих западных педагогов приучать ребенка как можно раньше обходиться без материнских рук, побыстрее “приучать его к самостоятельности”. На самом деле ничего более варварского придумать, наверное, невозможно. Такой воспитательный метод мог возникнуть только на Эго-уровне, например, для того, чтобы высвободить мать как производительную силу для общества. Это безнравственное высвобождение матери ради общественной полезности оправдывается жесткими порядками всей социально экономической системы.

Детям с этим приходится смиряться, но каким образом? Через выход в Эго-уровень. Они выходят в Эго-уровень и уже внутри Эго-уровня начинают искать себе развлечения. Поэтому значительная часть современных детей с удовольствием бросается в самые бессмысленные чисто развлекательные игры. В детсадах они с удовольствием проводят большую часть времени, приходят домой и не могут понять, зачем мать позвала их домой. Им очень хочется быть там. Мать приходит забирать, а они не хотят уходить из детсада, они ушли в Эго-состояние, в Эго-развлечение и в этом состоянии готовы проводить теперь дни и ночи. Другие дети уходят в Эго-игры, они замыкаются в своих уголках, находят какие-то свои занятия и в своем выдуманном мире могут пребывать часами. Те же дети, которые имеют немного Душевных Сил, но с выраженными Эго-проявлениями, такими, как обидчивость, например, начинают постоянно преследовать свою мать и через такую странную Эго-игру с матерью находят себе Эго-развлечение.

Для полноценного душевного развития ребенка его вполне можно носить на руках до полутора-двух лет, если он того хочет. При этом можно увидеть такую вещь: чем скуднее душевное состояние ребенка, тем дольше он желает быть на руках. Поэтому, чем труднее была беременность у матери, тем дольше она должна носить ребенка на руках. И чем более умиротворенное состояние было у матери во время беременности, тем меньше ребенок требует материнских рук.

Еще одна деталь. Когда ребенок в люльке, в нем сохраняется ощущение чьего-то присутствие рядом с ним, так как в первые месяцы жизни он способен чувствовать связь с миром в основном через прикосновение и чувство гравитации. Более того, когда есть люлька, мать могут заменить и брат, и сестра, и бабушка, и дедушка. Удивительно в данном случае физиологическое состояние качающегося в люльке ребенка (не в кроватке, которая качается только по горизонтали, а именно в люльке). Качание позволяет ему чувствовать близость с любым человеком, который качает люльку. При этом может возникать душевная открытость на другого человека, контакт с ним сохраняется. Недаром люлька была классическим вариантом колыбели у всех народов, потому что физиологическое нахождение в ней похоже на укачивание в материнских руках. У одних народов она вешалась на коже, у других – на пружинах, на резине или еще на чем-то. При этом присутствие рядом человека, поющего колыбельную песню (а это наиболее душевный и правдивый склад музыкальной фразы) позволяет создать уподобление материнству.

Если в материнской утробе резерв Душевных Сил получен малый, то за всю свою детскую жизнь ребенок должен его дополучить, и этим он будет заниматься всю последующую жизнь, увы, с позиций все возрастающего Эго. Отсюда следует, что отдавать ребенка в ясли категорически нельзя. Ребенок с этим смирится, но выйдет на Эго-уровень. Некоторые дети просто успокаиваются. Они лежат в яслях в кроватках и вроде бы спокойны. Но на деле это спокойствие Эго-уровня, это спокойствие Эго-равнодушия или нравственной дебелости. Либо ребенок чем-то увлекся, развлекается, но это спокойствие Эго-развлечения, когда его способности активно пробуждаются, а здоровые Силы Души остаются глубоко под спудом.

Итак, до пяти лет желательно, чтобы мать находилась постоянно со своими детьми. Если речь идет о душевно цельных детях, то детсады до пяти лет в принципе невозможны. Если речь идет о детях, которые воспроизводятся только как рабочая сила, тогда это возможно, тогда это “нормально”. Более того, в этом случае даже желательно, чтобы дети четырехлетнего возраста были оторваны от матерей, потому что в четыре года происходит пробуждение способностей, и одновременно возбуждается Эго-уровень. Через это пробуждение Эго-уровня активизируются все способности ребенка, особенно интеллектуальные. Если в этот момент начать развивать интеллектуальные способности ребенка, то можно получить интеллектуально очень развитых и быстро идущих в развитии детей. В результате такие дети будут социально довольно адаптивными, будут давать большие результаты в плане научно-технического прогресса, но относительно нравственных качеств и будущих семейных отношений ничего хорошего ждать от них не следует. Не нужно ждать, что это будут хорошие отцы или матери, не нужно ждать, что это будут просто добрые люди, не нужно ждать от них проявлений Совести, потому что, если идет такое бурное развитие Эго, Совестливый уровень будет заглушаться. Тем более, если активизация происходит не в семье, а за ее пределами, т.е. со специальными учителями, по специальной методике, которая ориентируется на развитие внешних способностей только через Эго-уровень. Тогда формируется идеальный вариант гения-эгоиста. При нынешних наработках практической психологии сегодня можно начать повальное воспроизводство одаренных людей, но при этом, чаще всего лишенных Совести или имеющих приглушенную Совесть.

Очень важно, чтобы ребенок до пяти лет обязательно запечатлел открытое состояние Совести и Душевных Сил. С точки зрения Православия известно, что Душевные Силы или сами являются добродетелями или ими облекаются. Если это происходит, то, будьте уверены, и способности никуда не денутся, они ведь могут быть основаны на уровне Совести, равно как и на уровне Эго. Если же в четырехлетнем возрасте оторвать ребенка от матери и развивать его через Эго-влечения, например в детском саду, то, безусловно, в некоторых детях можно развить начатки гениальности, но развитие это будет идти за счет подавления духовно-нравственных сил. Такой ребенок вырастет, станет активным работником социума, займет определенное иерархическое положение в обществе. Возможно, благодаря способностям, он умножит материальное богатство, возможно, станет широко известным. Подключатся разные Эго-влечения: тщеславие, стремление к богатству, властолюбие, гордость, которые питают то желание высоты, из которого человек пользуется своими способностями.

Эго-влечения используют способности, Совесть исполняет их, т.е. наполняет их Силами Души. И если эти способности основываются на уровне Совести, тогда они оказываются развитыми намного глубже. Полноту выдающихся способностей можно обрести только на уровне Совести.

Есть еще один негативный опыт запечатлений ребенка, который позволяет Эго-состоянию оказаться доминирующим, а Душевным Силам ослабнуть, – это ссоры родителей друг с другом. Дело в том, что дети в период до 12 лет находятся в состоянии запечатления: запечатлевается душевная жизнь родителей. Поэтому небезосновательно считать, что ребенка вовсе не надо в чем-то специально воспитывать, достаточно при нем просто жить, и ребенок все в себя вберет, прежде всего, способ и характер жизни родителей и потом начнет поступать так же, как они. Это и есть процесс запечатления.

Вот двое взрослых разговаривают о каких-то очень серьезных взрослых проблемах. Чаще всего, это обсуждение других. А в этот момент рядом играют дети и, казалось бы, настолько увлечены своими заботами, что ничего не слышат. Через час эти дети начинают выдавать фразы, которые могли быть произнесены только этими взрослыми. Почему? На внешнем плане ребенок полностью увлечен игрой, а на внутреннем – он запечатлевает душевное состояние взрослых. Каким бы внешним действием ребенок ни занимался, на внутреннем плане он запечатлевает душевное состояние взрослых. К примеру, папа и мама могут быть пьяницами, которые вообще не занимаются ребенком, но просто при нем живут. И такой ребенок будет уметь и общаться с людьми, и совершать различные, свойственные этой среде человеческие действия: и гневаться, и себя отстаивать и т. д. При нем все это делали его родители.

Способность души к запечатлению позволяет ребенку запечатлевать либо уровень Эго, т.е. получать образ поведения, диктуемый Эго-влечениями, либо Совестливые поступки родителей, т.е. заботу друг о друге, исполнение нужд друг друга. В зависимости от того, что родители делают при ребенке, то и запечатлевает ребенок. Чем более родители между собой ссорятся, друг друга не понимают, находятся вне заботы друг о друге, тем более они находятся в Эго-состоянии. Тогда у ребенка, по закону резонанса, запечатлевается именно образ Эго-поведения, его Эго-состояние активизируется, получает новую доминанту, а Душевные Силы еще более оскудевают или закрываются. Совестливый уровень становится неслышимым.

Вот примерно таков общий план или общий перечень способов, благодаря которым мы задаем нашим детям психопатическое основание.

Источник: Библиотека форума “Православная беседа”:

Просмотров: 2129

Статья впечатлила? Оцените

Оценка: -0

-2 -1 0 1 2

Оценочная шкала от -2 до + 2 поможет автору понять реакцию читателей на прочитанное, найти свою аудиторию и перспективы роста

Источник

Обрести себя

Эта книга была составлена по материалам лекций и бесед священника Анатолия Гармаева, замечательного педагога и психолога.

В доперестроечные годы возглавляемая им Семейно-педагогическая лаборатория, его лекции, занятия, семинары для многих стали тропинкой из мира повседневной обыденности к запретному Золотому Городу православной духовности.

Культура семейных отношений

Увы, благополучно идти по жизни и при этом не обретать житейской мудрости не удастся никому.

Либо она приходит через внимающее отношение к старшим, к их советам, и тогда упреждает события, либо через своевольный, гордый опыт собственных проб и ошибок, но тогда она плетется в хвосте событий, горько вздыхая и сокрушаясь.

Нравственная психология и педагогика

Книга «Нравственная психология и педагогика» была составлена по материалам лекций и бесед священника Анатолия Гармаева, замечательного педагога и психолога.

В доперестроечные годы возглавляемая им Семейно-педагогическая лаборатория, его лекции, занятия, семинары для многих стали тропинкой из мира повседневной обыденности к запретному Золотому Городу православной духовности.

В те времена нельзя было говорить о Боге, спасении, причинах нашей конфликтности и нашей мелкости открыто. Но вокруг были люди: ищущие, думающие, проблемные. Были семьи, в которых постоянно что-то разбивалось и не склеивалось. Было знание о том, как с этими человеческими проблемами справлялись люди, живя под Благодатным Покровом на протяжении многих лет.

От зачатия до рождения

В книге рассказывается о том, как супруги должны отнестись к моменту зачатия ребенка, какие отношения в семье должны сохраняться во время ношения ребенка, во время воспитания дитяти.

Каким должен быть отец? Как должна вести себя мать во время беременности и во время родов? Каковы причины травм и повреждений плода? Отчего случаются преждевременные роды? Должен ли присутствовать отец во время родов? – на эти и многие другие вопросы Вы найдете довольно подробные и обстоятельные ответы со стороны священника и педагога.

Психопатический круг в семье

В предлагаемой книге мы рассмотрим такие явления из области Нравственной Психологии как Психопатический Круг и психопатические отношения.

Пути и ошибки новоначальных

В книге повествуется о путях оглашения и воцерковления человека. Рассматриваются наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Живым и простым языком автор рассказывает о призывающей благодати Божией и противодействующей ей греховной натуре человека, об этапах воцерковления, о том, как, пытаясь воцерковить наших ближних, мы нередко только отталкиваем их от Церкви, становясь для них преткновением на этом пути.

Этапы нравственного развития ребенка

Предлагаемая работа основана на материале по нравственной психологии. Эта дисциплина родилась в России, но в середине 20-х годов от нее отказались. Тогда был провозглашен лозунг: «Детям – счастливое детство», и с этого момента все начало работать на эго, потому что состояние счастья в контексте такого понимания – это, на самом деле, состояние эго-удовлетворенности.

А состояние совестливости, о котором пойдет речь в предлагаемой работе – это состояние радости, но это совсем другая радость, неэмоциональная, несвойственная эго.

Источник

Поделиться опытом, помочь педагогам в организации нравственного воспитания детей и молодежи, – с такой целью по приглашению епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия на полуостров из Волгограда прибыл протоиерей Анатолий Гармаев. Отец Анатолий известен по своим книгам: “Пути и ошибки новоначальных”, “От зачатия до рождения”, “Этапы нравственного развития ребЈнка”, “Обрести себя”, “Психопатический круг в семье”, многие из которых есть в камчатских храмах.

На Камчатку отец Анатолий прилетел на неделю. Уже прошли встречи с малышами в детском саду, воспитанниками музучилища, детского дома, педучилища. Отец Анатолий побеседовал со школьными педагогами и провел семинар для психологов.

В своих беседах он пытается помочь родителям и педагогам найти причины проблем, возникающих при воспитании. По его мнению, ссоры родителей очень пагубно сказываются на ребенке. Часто отец Анатолий затрагивает вопросы супружеских взаимоотношений. Им накоплен огромный опыт помощи парам в разрешении семейных проблем.

Планируется, что протоиерей Анатолий Гармаев еще посетит наш полуостров. И у камчатцев еще будет возможность встретиться с этим замечательным священнослужителем.

Пресс-служба Камчатской епархии

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА – УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:

https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret

https://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия “Насилию.нет”»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:

https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/

https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html

https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

Комментарии

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Источник