Анамнез развития ребенка в доу
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Возраст__________________________________________________________
3. Причина обращения. Жалобы родителей______________________________
________________________________________________________________
4. Ф.И.О. родителей, дата рождения, домашний адрес, телефон, должность, место работы
мать:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
отец:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5.Семейный анамнез:
заболевания родителей; алкоголизм; наркомания; левшество: вынужденное, патологическое, наследственное; посещал ли кто-либо из родителей логопедическую группу:_____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Течение беременности:
Возраст матери на момент родов_________________
От какой беременности по счету? ____________________________________
Как завершены предыдущие?________________________________________
Токсикоз (в какой половине беременности?)___________________________
Резус конфликт (да, нет)?___________________________________________
Угроза выкидыша (срок)?___________________________________________
Перенесенные заболевания во время беременности______________________
__________________________________________________________________
7. Роды:
На какой неделе?_________________________________________________
Родовспоможение (щипцы, кесарево, стимуляция, выдавливание)____
____________________________________________________________
Длительность____________________________________________________
Асфиксия (обвитие пуповиной)____________________________________
Положение плода_________________________________________________
8. Постнатальный период:
Оценка по шкале Апгар________________________________
Когда закричал? _________________________________________________
Рост при рождении ____________________Вес_______________________
Когда приложили к груди?________________________________________
Кормление (грудное, искусственное, донорское)______________________
Срыгивание, подтекание из углов рта_______________________________
На какие сутки выписали из роддома _______________________________
Пользовались ли соской, (если да то до какого возраста)?________________
9. Развитие ребенка до трех лет:
Поведение________________________________________________________
Сон_____________________________________________________________
Психомоторное развитие:__________________________________________
стал держать головку _______________ползать________________________
сидеть ________________ вставать ________________ходить____________
Появление первых зубов __________________________________________
Заболевания. Наблюдение специалистов (кардиолог, невропатолог, ЛОР,
нефролог и другие) _____________________________________________
Речевое развитие ребенка:________________________________________
гуление ______________лепет ____________первые слова _____________
речь фразой _____________________________________________________
Навыки самообслуживания_________________________________________
10. Развитие ребенка после трех лет:
Заболевания____________________________________________________
Не прерывалось ли речевое развитие/если прерывалось, по какой причине,
как долго длилось, с какими последствиями/__________________________
________________________________________________________________
Как быстро наращивался словарный запас ____________________________
Посещает ли детское учреждение__________________________________
Игровая деятельность ____________________________________________
Любимая игрушка ________________________________________________
Применяет ли игрушки по назначению_______________________________
Контактность ____________________________________________________
11. Какую помощь можете оказать логопеду? (сшить (кассу), вязать, плести, сделать какое – либо пособие: из бумаги, дерева………………) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Конфиденциальность гарантируем.
(приносите заполненную анкету в конверте)
Источник
Анкета для сбора анамнестических сведений о ребенке.
1. Фамилия, имя ребенка______________________________________________
2. Дата рождения, количество лет на момент обследования ______________________
3. Где воспитывается или обучается ребенок, как давно посещает учреждение:
в общеобразовательном детском саду (яслях);
в логопедическом детском саду;
в домашних условиях;
посещает группы кратковременного пребывания;
посещает отдельные занятия в детских центрах.
4. Образование и профессия родителей_______________________________________
5. Состав семьи __________________________________________________________
6. Жалобы родителей______________________________________________________
7. Наследственность:
наличие алкоголизма у родителей;
нервно-психические заболевания родителей;
позднее начало речи у родителей (позже 3 лет);
ускоренный темп речи или заикание у родителей или близких родственников;
8. Беременность и роды:
от какой беременность родился ребенок ________
чем закончились предыдущие беременности матери____________________
токсикоз 1-й, 2 -й половины беременности;
физические травмы 1-й, 2-й половины беременности;
заболевания во время беременности___________________________________
внутриутробная гипоксия плода;
прием лекарственных средств во время беременности___________________
заболевания во время беременности__________________________________
запланированная беременность;
ЭКО;
роды срочные, преждевременные (_____), со стимуляцией, кесарево сечение;
продолжительный (более 12 часов) безводный период;
наличие гипоксии или асфиксии во время родов;
патология плаценты;
долго не раскрывалась шейка матки;
травмы во время родов______________________________________________
обвитие пуповиной;
смещение шейных позвонков;
закричал сразу, закричал громко, закричал тихо;
приложен к груди (сразу, на ______сутки);
на грудном (искусственном) вскармливании до ___________
Подчеркните нужное: во время беременности сидячий образ жизни, частые прогулки на свежем воздухе во время беременности, редкие прогулки, работа в офисе во время беременности, употребление никотина во время беременности, употребление алкоголя во время беременности, употребление наркотических веществ до и/или во время беременности, наркоз во время беременности.
9. Период развития до 1 года.
сон, аппетит ____________________________________________________
инфекционные заболевания _______________________________________
соматические заболевания_________________________________________
мозговые заболевания_____________________________________________
травмы головы___________________________________________________
частые поперхивание во время кормления и срыгивание
проводился ли специальный массаж, для каких целей__________________
время формирования навыка держания головы_________________________
время формирования навыка сидения_________________________________
время формирования навыка ползания________________________________
время формирования навыка стояния__________________________________
время формирования навыка ходьбы __________________________________
10. Были ли недомогания у ребенка, сопровождающиеся высокой температурой? Какие и в каком возрасте?______________________________________________
11. Какие сильнодействующие препараты принимал ребенок? В каком возрасте?________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Подчеркните нужное. У ребенка есть: бронхиальная астма, аллергия, нарушение обмена веществ, сердечная недостаточность, нередкие пневмонии, нефропатии, другие заболевания __________________________________________________
13. Раннее речевое развитие.
Особенности крика (подчеркните нужное): с носовым оттенком, визгливый, тихий, нормальный, захлебывающийся.
время появления гуления и гукания ____________________________________
время появления лепета____________________________________________
время появления первых слов (какие слова)____________________________
время появления первых фраз (какие фразы)___________________________
14. Проводились ли ранее занятия с логопедом, результаты_______________________
15. Основные черты характера: спокойный – возбужденный; подвижный – замедленный; уравновешенный – капризный.
16. Основные черты поведения: капризность, избалованность, слезливость, тревожность, страхи (какие)_____________________, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения.
17. Особенности речевого общения:
как часто читаются ребенку книжки, и какие они________________________
разучиваются ли с ребенком песни____________________________________
общее количество времени просмотра телевизора в день_________________
играют ли с ребенком в семье, как?___________________________________
18. Занимается ли ребенок на компьютере? Для каких целей? Сколько по времени?_______________________________________________________________
19. Отношение членов семьи к речевым недостаткам ребенка: безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания, предъявление повышенных требований).
20. В какие игры любит играть ребенок?_______________________________________
21. Любит ли ребенок рисовать? Содержание рисунков___________________________
22. Комментирует ли ребенок свои действия в игре______________________________
23. Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей____________________
24. Пытается ли ребенок общаться с другими детьми, с помощью каких средств (фраз, отдельных звуков, жесты и мимики).
25. Особенности ребенка, которые бы Вы хотели отметить________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
2
Источник
Слайд 1
Технология подготовки психологического обследования ребенка с нарушениями развития Выполнила: Лапутина Наталья Алексеевна Воспитатель логопедической группы МБДОУ «Детский сад № 14» г. Ярцево
Слайд 2
Этапы подготовки диагностической работы 1. беседа с родителями. Грамотно построенная беседа позволяет психологу не только привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, но и обеспечивает впоследствии их поддержку в ходе коррекционной работы. Важно, чтобы в процессе беседы родители смогли составить себе ясное представление о предстоящих диагностических мероприятиях и имели возможность задать психологу интересующие их вопросы . 2. сбор психологического анамнеза. Мы склонны согласиться с Н. Я. Семаго и М. М. Семаго в том, что психологический анамнез, в особенности для аномального ребенка, в определенной степени сближается с «анамнестическим подходом, принятым в медицине» (Семаго Н. Я., Семаго М. М., 2005, с. 74). Однако этот этап исследования сохраняет и отличное от медицинского специфическое содержание.
Слайд 3
С хема сбора информации об особенностях протекания беременности и родов. 1 . Возраст матери и отца на момент рождения ребенка. 2. Состояние здоровья родителей (наследственные, хронические болезни, перенесенные инфекционные заболевания). 3. Наличие у родителей вредных для здоровья привычек (алкоголь, никотин, наркотики и др.). 4. Отношение родителей к факту беременности (желанная, нежеланная). 5. Особенности взаимоотношений между будущими родителями, а также их отношений с ближайшими родственниками во время беременности. 6. Наличие неблагоприятных факторов протекания беременности: угроза выкидыша, токсикозы, анемия плода, перенесенные матерью во время беременности заболевания, конфликт матери и плода по резус-фактору и т. д. 7. Специфика протекания родов: начало родовой деятельности в нормативные или ненормативные сроки; патологии родов (слабая родовая деятельность, «стремительные» роды и т. д.). 8. Состояние здоровья ребенка при рождении. Обычно информацию о жизнеспособности и состоянии здоровья новорожденного можно получить из медицинской карты ребенка, опираясь на результаты тестирования по шкале Апгар (физиологические рефлексы, мышечный тонус, глубина дыхания и т. д.) 9. Время первого прикладывания ребенка к груди.
Слайд 4
П еречень вопросов для сбора сведений об уровне психического и физического развития ребенка на первом году жизни 1. Характер общего состояния ребенка (спокойный-беспокойный; устойчивость и продолжительность периодов сна и бодрствования, реакция на пеленание, на изменение привычного режима дня и т. д.). 2. Наличие неблагоприятных неврологических симптомов: “частые и обильные срыгивания, тремор подбородка и конечностей, фебрильные судороги и т. п. 3.Сроки моторного развития (удерживание головы в вертикальном положении, переворачивания, подъем на локтях, захватывание предметов и т. д.). Особое внимание следует уделить срокам становления вертикального положения тела и уровню развития координации движений у ребенка. 4. Характер реакции на другого человека: реакция на голос взрослого, поиск «пропавшего» взрослого, реагирование на прекращение контакта, выделение ребенком «знакомых» и «незнакомых» взрослых и др. 5. Особенности психоэмоционального развития: появление «комплекса оживления», реакция на яркий предмет, поворот головы на человеческий голос, реакция на новизну, дифференциация основных эмоций близких людей, активные поиски контакта, понимание требований и др. 6. Специфика речевого развития: наличие активной вокализации, спонтанная голосовая активность, гуление, ответные звуки, лепет, автономная речь и т. д. 7. Заболевания и травмы первого года жизни.
Слайд 5
Схема сбора психоанамнестических данных ребенка раннего возраста 1. Состав семьи, в которой воспитывается ребенок (отец, мать, бабушки, дедушки, старшие дети и другие ближайшие родственники, проживающие с ребенком в одном доме или принимающие активное участие в его воспитании). 2. Члены семьи, осуществляющие уход за ребенком и участвующие в процессе его воспитания (мама, бабушка, няня и т. п.). 3. Сроки поступления ребенка в ясли, характер адаптации к новым условиям (режиму дня, воспитателям, детскому коллективу). 4. Особенности жизни семьи ребенка: общая атмосфера семьи, изменения в структуре семьи, переезды, частое отсутствие родителей и т. п. 5. Специфика речевого общения: сроки начала употребления местоимения «я», использование в речи простых и сложных предложений, объем активного и пассивного словаря, нормативность звукопроизношения и т. д. 6. Развитие коммуникативной деятельности: с кем ребенок предпочитает общаться, как складываются отношения с незнакомыми людьми, специфика адаптации к детскому коллективу и т. д. 7. Эмоциональное развитие ребенка. Помимо рассмотрения общих нормативных моментов развития необходимо особое внимание уделить выраженности агрессивных реакций и проявлений страха. Наличие нетипичных для данного возраста форм страха и агрессии свидетельствует о необходимости более подробного исследования психического развития ребенка.
Слайд 6
8. Становление общих моторных функций: бег, прыжки, лазанье, ходьба, катание и бросание мяча, метание. 9. Формирование навыков самообслуживания: пользование ложкой и чашкой, умение надевать и снимать некоторые предметы одежды, пользование носовым платком и т. д. 10. Развитие навыков опрятности. Показательными являются сроки приучения ребенка к горшку и наличие трудностей, связанных с этим процессом. 11. Состояние здоровья ребенка (наличие хронических и тяжелых инфекционных заболеваний, травмы, госпитализации). Особое внимание обращается на симптомы неврологического характера: беспричинное беспокойство, резкие перепады настроения и т. д.
Слайд 7
С бор данных о развитии ребенка 3- 7-летнего возраста 1. Специфика протекания кризиса трех лет. 2. Уровень развития игровой деятельности: умение принять на себя роль, инициативность в придумывании сюжета, разнообразие игровых действий, степень контакта с партнерами по игре и т. д. 3. Наличие трудностей в овладении учебной деятельностью: уровень обучаемости, сформированность качеств ума и т. д. 4. Особенности эмоционально-волевой регуляции поведения. Сформированность этой сферы психики к старшему дошкольному возрасту является одним из показателей полноценного развития личности ребенка. 5. Осуществление родителями специальной подготовки к школе: как именно осуществляется подготовка (чтение, рисование, речевые занятия и т. п.); отношение ребенка к процессу подготовки (без особого желания, крайне негативно, положительно). 6. Особенности функционирования нервной системы ребенка: работоспособность, переключаемость и т. д. Переход ребенка к школьному обучению определяет и специфику собираемых анамнестических данных. Еще раз напомним, что многие разделы психологического анамнеза из предыдущих возрастов будут сохранять свою актуальность и для младших школьников, например, особенности подготовки ребенка к школе, специфика социализации в детском коллективе и т. д.
Слайд 8
П сихологический анамнез младшего школьника 1. Возраст поступления в школу, тип посещаемого учебного заведения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия), причины смены учебного заведения (если данный факт наблюдался). 2. Особенности адаптации к процессу регулярного обучения: сроки адаптации, степень ее тяжести, особенности привыкания к школьному коллективу и педагогу, новому режиму дня и т. д. 3. Наличие сложностей в овладении учебным материалом (по конкретным дисциплинам). 4. Особенности развития ребенка как субъекта учебной деятельности (овладение структурными компонентами учебной деятельности, умение работать в общем темпе с классом, развитие общей способности к учению). 5. Коммуникативная компетентность ребенка в отношениях с одноклассниками и педагогами. 6. Появление у ребенка с началом школьного обучения нарушений психофизиологического плана: нарушение сна, питания, избыточное потоотделение и сердцебиение при волнении и т. п. 7. Наличие у ребенка таких невротических проявлений, как обгрызание ногтей, пощелкивание пальцами, посвистывание и т. п. 8. Наличие следующих речевых особенностей: заикание, горловой спазм при волнении, неправильное произношение звуков, речевые ритуалы (протяжное произношение звуков в определенной ситуации, «сюсюканье» и др.).
Слайд 9
Д ополнительные направления сбора психологических сведений о развитии подростка 1. Особенности круга представлений и возможности обобщения (об окружающем мире, семье, времени и т, п.). 2. Отношение к учебе, школе, оценка своей успеваемости. 3. Особенности взаимоотношений в семье, с друзьями, учителями. 4. Представления о себе. Отношение к своему дефекту. 5. Особенности направленности личности: круг интересов, желаний, потребностей, мотивов поведения.
Слайд 10
После сбора психологического анамнеза выдвигается первичная диагностическая гипотеза о причинах нарушений в развитии ребенка. Данная гипотеза позволяет предположить, что психика ребенка развивается в соответствии с тем или иным типом дизонтогенеза (Лебединский В. В., 1995). Соответственно предположению психолог подбирает диагностический инструментарий и определяет способ подачи материала конкретному ребенку. Важно помнить, что диагностическое обследование должно носить гибкий характер. Психологу нужно учитывать возможность изменения исходной гипотезы исследования, если полученные диагностические результаты ее не подтверждают. В этом случае специалист должен сформулировать новую гипотезу и оперативно перестроить процедуру обследования в соответствии с новыми диагностическими задачами.
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Источник
( – )
.
-, -, .
: – .
: ; , .
:
1) – : – / . . . . . . : , 2008. 111 . -: .. , .. , .. , . . , .. .
2) – : . . . . . / . . , . . , . . .
3) – : / . . . .
4) .. . .: , 2005. 80 .
5) .. . . 3 . 3. . . .: , 1999.
( ):
– .. ( ); .. , ; , ..; , ; , , ; , ; (, , , , ), ..; -: , , ; ; ; ; ; ; 1, 2; ; ; ; ; ; ; ; -; .
10 :
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. , ;
6. ;
7. ;
8. ;
9. ;
10. .
, . , .
, , , . , , . . , , .
. , , , , , 10: 10-9 , 8-6 , 5-4 , 3-0 . , – .. . : – , : ; . : ; ; ; .
, . . , . , .
. ; ( ); . : ; ( , ); . , . . .
. , . : ; ; . , . : ; ; , . . , ; , – .
. ; , , .
. .
, , , .
, , , ; , , .
, , , ; , , .
, , .
:
I .
, , , , . . , . , , , . .
II , , . , , . . , , , . . . – .
III , . , . , , , . . , , . , . – .
IV , , . . , . , . .
.
– .
… _____________________________________________________________
: __________________________________________________________________
: __________________________________________________________________
: _________________________________________________________________
: _____________________________________________________________________
: __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
: ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
: ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
: ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
: __________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
: _______________ : ______________
1. .
) .
: , .. , .
, :
1) _ 2) _ 3) _ 4) _
5) _ 6) _
:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
) .
: , . , , , -. .
1) _ 2) _ 3) _ 4) _
5) _ 6) _ 7) _
:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
) :
1) _ 2) _ 3) _ 4) _ 5) _
6) _
:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
) .
: , , , , . .
, 11:
:
:
:___________________________________________________________
______________________________________________________________________
) .
: . .
, 6:
:
:
: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
) .
(, , , , ), .. 4 . . :
: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. .
) -.
. .
: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
) .
, -.
( ): ______________________________________
____________________________________________________________________________
3. .
) .
: , -. , -.
5-7 / 7-10
: _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10
: _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
) .
10 .. ( , , ).
.
: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
. ( ).
: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. .
) , . .
: – . .. , 4-5-6 . , .
4 _ 4 _ 5 _
5 _
:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
) – , . ( 10 ).
: , -.
:_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
) 1-3 . (, , ).
: , , , -.
:_____________________________________________________________
________________________________________________________________________
) (, , , , . )
: , -.
:________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
) – . .
: 1, 2, -.
:__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
) .
: , -.
:_____________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. – , .
:
: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
.
.
: , -. .
: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
. .
: , -. .
: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. .
) :
– _____________________________________________________________
– ________________________________________________________________
: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
) .
: , -.
: _________________ : _______________________
____________________ ________________________
__________________ _________________________
____________________
: ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
) .., .., 2,5,7.
.
: __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
) – :
_________________ _________________ ____________
_________________ _________________ ___________
?
________________ _____________ ____________
______________ _______________ _______________
______________ _____________ _______________
_______________ _____________ ____________
:_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
) :
— (N N) ______ — ________ — __________ — ______
— _____ — ______ –_______ — _______
: _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
) – .
____________________ ____________________
__________________ ____________________
_____________________ _______________________
: _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
) .
: , -.
__________ __________ ____________ ___________
__________ ___________ ___________ __________
(): ______________________________________________________
___________________________________________________________________________
) .
: , -.
________ ____________ _____________
___________ __________ _____________
(): _______________________________________________________
____________________________________________________________________________
7. .
: , -. .
: _______________________________________________________
___________________________________________________________________
8. ( ).
…
( ): _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. .
: , : , , , -. – . … .
: _______________________________________________
___________________________________________________________
10. .
: , -, , -.
: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
().
!
( – )
:
– -.
Источник