Анамнез о развитии ребенка

Анамнез о развитии ребенка thumbnail

Анамнез болезни ребенка. Сбор данных о клинической картине заболевания

Необходимы все детали клинической картины. Дайте родителям и ребёнку возможность подробно изложить все жалобы в их собственных словах и темпе. Обратите внимание на рассказ родителей о жалобах: начало, длительность, предыдущие эпизоды, что приносит облегчение или усугубляет признаки, как долго продолжается недомогание, когда становится хуже и другие сопутствующие симптомы. Влияет ли это на образ жизни ребёнка или родителей? Что по поводу этого предпринимает семья? Обязательно выясните:

• что стало причиной обращения к врачу;

• что думают родители по этому поводу или причиной обращения стал страх за здоровье ребёнка.

Подробности дальнейшего сбора анамнеза зависят от причин и тяжести жалоб, возраста ребёнка. Пока проводят полное всестороннее обследование, которое приведено здесь, обычно более уместным считают выборочный подход. Это не должно стать поводом для краткого, небрежного сбора анамнеза, а напротив, позволяет сосредоточиться на тех моментах, где необходимо скурпулёзное, детальное уточнение истории заболевания.

Основные вопросы при оценке клинической картины:

• Общее состояние здоровья — насколько ребёнок активный и жизнерадостный?

• Нормальное развитие.

• Пубертатное развитие (если обосновано).

• Питание / потребление жидкости / аппетит.

• Любые недавние изменения поведения или личности.

Обследуемые системы определяют по ситуации:

• Диффузные сыпи, высокая температура (если измеряли).

• Дыхательная система — кашель, одышка, нарушения дыхания.

• ЛОР — инфекции горла, насморк, тяжёлое дыхание (стридор).

• Сердечно-сосудистая система — сердечные шумы, цианоз, устойчивость к физической нагрузке.

• Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) — рвота, диарея или запор, боль в животе.

• Мочеполовая система — дизурия, частое мочеиспускание, ребёнок влажный (недержание мочи), приучен пользоваться туалетом.

• Неврологическая система — судороги, головные боли, двигательные нарушения.

• Костно-мышечная система — нарушения походки, боли в конечностях или отёчность, другие функциональные нарушения.

Убедитесь, что, описывая проблему, вы и родители (или ребёнок) говорите об одном и том же.

сбор анамнеза у ребенка

Анамнез болезни ребенка:

• Акушерские и родовые проблемы у матери.

• Масса тела при рождении и гестация.

• Перинатальные проблемы, помещался ли в отделение интенсивной терапии новорождённых.

• Вакцинации (в идеале — из индивидуальной карты здоровья ребёнка).

• Предыдущие заболевания, госпитализации, операции, несчастные случаи, травмы.

Предшествующее лечение ребенка:

• Приём лекарств в настоящее время и в прошлом.

• Известные аллергии.

Семейный анамнез

Семья живёт в одном доме, гены и заболевания у членов семьи общие:

• Есть ли у кого-то из членов семьи или друзей схожие проблемы или серьёзные расстройства?

• Постройте генеалогическое древо. При наличии сведений о семейном заболевании продлите генеалогическое древо семьи на несколько поколений.

• Есть ли кровное родство?

Социологические данные о ребенке и семье

Выясните следующее:

• Значимую информацию о семье и окружении — род занятий родителей, экономический статус, условия жизни, отношения, курение родителей, стрессы в семье.

• Счастлив ли ребёнок дома? Какие игры или виды деятельности он предпочитает?

• Счастлив ли ребёнок в детском саду или школе? Такое социологическое исследование играет решающую роль, поскольку многие детские заболевания или патологические состояния связаны со следующими проблемами родителей.

• Злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость.

• Длительное состояние безработицы / бедность.

• Плохие жилищные условия с повышенной влажностью.

• Психические заболевания у родителей.

• Нестабильный брак родителей.

Сбор данных о развитии ребенка:

• Беспокойство родителей о зрении, слухе, развитии.

• Ключевые вехи развития.

• Предшествующее наблюдение за здоровьем ребёнка, тесты на развитие.

• Контроль функции мочевого пузыря и кишечника.

• Характер и поведение ребёнка.

• Проблемы со сном.

• Отношения и развитие в детском саду / школе. Изучите индивидуальную карту здоровья ребёнка.

– Также рекомендуем “Рекомендации по обследованию детей. Установление взаимоотношений с ребёнком”

Оглавление темы “Здоровье детей”:

  1. Образ жизни современных детей. Социальная среда
  2. Доступность медицины, образования для детей. Современное состояние
  3. Влияние экономического благополучия страны на детей. Экономика и дети
  4. Влияние средств массовой информации на детей. Интернет и дети
  5. Права детей. Охрана детского здоровья
  6. Сбор анамнеза у ребенка и родителей. Рекомендации
  7. Анамнез болезни ребенка. Сбор данных о клинической картине заболевания
  8. Рекомендации по обследованию детей. Установление взаимоотношений с ребёнком
  9. Первичный осмотр ребенка. Оценка функции дыхательной системы
  10. Оценка функции сердечно-сосудистой системы ребенка. Рекомендации

Источник

Анамнез жизни детей раннего возраста.

1. От какой беременности и какой по счету ребенок. Если беременность не первая, как протекали предыдущие беременности и чем закончились (выкидыши, мертворожденные и недоношенные дети, аборты, предполагаемые причины этого).

2. Как протекала беременность (токсикоз I или II половину беременности — тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия, степень их выраженности, перенесенные заболевания, особенно вирусные, профессиональные вредности и этот период). Были ли госпитализации матери в период беременности, какое лечение она получала. Режим и особенности питания беременной. Использован ли декретный отпуск.

3. Как протекали роды (продолжительность, пособия, осложнения). Сразу ли закричал ребенок. Вес и рост при рождении. Когда приложен к груди, как ребенок взял грудь, через сколько часов прикладывали ребенка к груди (количество и часы кормлений). Когда отпал пуповинный остаток, зажила пупочная ранка. Физиологическая потеря массы тела (в процентах) и время восстановления веса новорожденного. На какой день и с какой массой выписали ребенка домой.

4. Заболевания в период новорожденное™ (интенсивность и длительность желтухи — групповая и резус-несовместимость матери и ребенка, родовая травма, заболевания кожи и пупка, органов дыхания и пищеварения, септические заболевания).

5. Физическое и психомоторное развитие ребенка. Темповые прибавки массы и длины тела. Когда стал держать головку, поворачиваться на бок, со спины на живот, когда стал сидеть, ползать, стоять, ходить, бегать. Когда стал улыбаться, гулить, узнавать мать, произносить отдельные слоги, слова, фразы, запас слов к 1 голу и к 2 годам.

6. Поведение ребенка дома и в коллективе. Отношение к другим детям и взрослым.

7. Сон, его особенности и продолжительность.

8. Общие особенности кормления ребенка на первом году жизни (естественное, искусственное, смешанное). Частота и кратность кормлений, наличие ночного перерыва. Коррекция вскармливания, сроки введения прикормов, их последовательность, количество, переносимость. Время отнятия от груди. Особенности вкуса и аппетита ребенка. Регулярность питания. Питание ребенка к началу настоящего заболевания:

— при естественном вскармливании — время пребывания ребенка у груди, активность сосания, кормление из одной или обеих молочных желез, сцеживание после кормления;

— при смешанном вскармливании — чем докармливался ребенок, с какого возраста, каковы количество и методика введения докорма. Какие мероприятия проводились по борьбе с гипогалактией;

— при искусственном вскармливании — с какого возраста и чем вскармливался ребенок, в каком количестве и в какой последовательности.

9. Когда прорезались зубы и порядок прорезывания зубов.

10. Перенесенные заболевания на первом году жизни. Были ли проявления рахита, пищевой аллергии, анемии, дистрофии. Перенесенное инфекционные заболевания (в каком возрасте, особенности течения, осложнения), хирургические вмешательства (какие, когда), глистные инвазии и др. Какие лекарственные препараты применялись ранее, были ли реакции па их введение, в чем выражались.

11. Профилактические прививки — против туберкулеза (БЦЖ), против полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори, паротита, гепатита, краснухи. Прививочный план и реакция на прививки. Туберкулиновые пробы, когда проводились, их результат.

12. Контакт с инфекционными больными.

При сборе анамнеза жизни у детей старшего возраста особое внимание следует уделить особенностям условий и образа жизни.

Анамнез жизни детей старшего возраста.

1. Какой по счету ребенок. Как развивался в период раннего детства.

2. Поведение ребенка дома и в коллективе, для школьников — успеваемость в школе, какие предметы предпочитает.

3. Перенесенные заболевания и хирургические вмешательства.

4. Профилактические прививки,

5. Туберкулиновые пробы, когда проводились, их результаты. Контакт с туберкулезными больными.

6. Половое развитие ребенка (сроки появления вторичных половых признаков и их последовательность).

К анамнезу жизни относится и сбор семейного анамнеза, при этом наряду с паспортными данными родителей выясняют:

1. Состояние здоровья родителей и ближайших родственников по линии матери и отца. Наличие в семье инфекционных (туберкулез, сифилис, токсоплазмоз и др.), психических, нервных, эндокринных, аллергических заболеваний. Наличие таких неблагоприятных факторов, как алкоголизм, курение, возможные профессиональные вредности-

2. Генеалогическое дерево, начиная с больного ребенка до дедушек и бабушек вверх — по вертикали, и до братьев и сестер — по горизонтали. При необходимости объем генеалогического исследования может быть расширен. Желательно, чтобы полученные данные отражались в генетической карте.

3. Оценка материально-бытовых условий, направленная на выяснение неблагоприятных причин, могущих спровоцировать болезненное состояние ребенка.

Из материально-бытовых условий обращают внимание на материальный доход семьи (где работают родители, их профессия и общий заработок, число членов семьи) и на бытовые условия (в какой квартире проживает семья, число проживающих детей и взрослых).

Помимо вышеизложенного, при сборе анамнеза обязательно уточняют, посещает ли ребенок детские учреждения, кто ухаживает за ребенком, состояние здоровья лица, ухаживающего за ребенком. Имеет ли ребенок собственную комнату, кровать, обеспечен ли бельем, одеждой и игрушками. Соблюдает ли режим дня, гигиенические правила. Для школьников целесообразно выяснить условия обучения (школьная и внешкольная нагрузка, распорядок дня, режим питания).

Источник

Всем мама и папам очень хочется, чтобы их детки росли здоровыми.

Чтобы позаботиться о здоровье малышей, родители с самого первого дня жизни своих крошек сотрудничают со знающими и опытными докторами, которые внимательно следят за развитием детей, а также лечат их, если случаются болезни.

Сегодня мы узнаем с вами, что такое анамнез, для чего он нужен, какова его роль в оценке развития ребенка?

Читай также: Методики раннего развития для детей до 1 года

Что такое анамнез?

Анамнез – это набор сведений, которые получает доктор во время медицинского обследования с помощью опроса пациента или его родственников.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «Анамнез – это история. Существуют разные анамнезы: анамнез жизни, анамнез болезни, семейный анамнез, аллергологический анамнез и другие. Для врача важны все эти виды анамнезов, независимо от возраста пациента».

Роль анамнеза в оценке развития ребенка

Анамнез очень важен не только для постановки диагноза в случае, если приключается какая-либо болезнь, но также и в оценке развития ребенка.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова рассказывает: «Знание анамнеза ребёнка до года, предполагает: изучение здоровья родителей ребёнка, как протекала беременность, роды, кормила ли мать ребёнка грудью, чем и как малыш болел до года, чем лечился, есть ли аллергические заболевания и прочее. Вся эта информация даёт врачу возможность правильно поставить диагноз и назначить лечение, проводить профилактику возможных заболеваний, давать рекомендации родителям, чтобы не допустить развития семейных болезней и т.д.».

Как уже упоминал наш эксперт, существует огромное количество разнообразных анамнезов, к тому или иному обращаются в зависимости от ситуации. Например, если у ребенка возникла аллергия, то ваш врач обязательно спросит у вас, были ли аллергии у вас, у вашего мужа, у братьев-сестер ребенка, у его бабушек и дедушек, были ли в роду у кого-нибудь тяжелые заболевания, связанные с аллергическими реакциями. Вся эта информация даст врачу почву для постановки наиболее точного диагноза и назначения максимального правильного лечения.

В нашей статье мы рассмотрим три вида анамнезов, которые охватывают несколько сфер жизни человека и дают возможность специалистам судить о правильном или патологическом развитии ребенка. Среди прочих видов анамнезов различают биологический, социальный и генеалогический.

Анамнез: роль в оценке развития ребенка - изображение №1

Читай также: Развитие ребенка: игры и занятия для грудничка

Биологический анамнез

Каждая мамаучаствовала в сборе информации для биологического анамнеза своего будущего ребенка. Помните, когда вы становились на учет в женской консультации, вы заполняли огромную анкету, в которой указывали данные о своем здоровье, рост, вес, оперативные вмешательства, перенесенные болезни и так далее, также в эту анкету вы вносили информацию о здоровье мужа и других родственниках. Все это и не только составляет биологический анамнез. Также картину этого вида анамнеза дополняет информация о том. как прошла беременность, роды, как развивался ребенок в первые месяцы жизни, чем болел, как лечили, пил ли грудное молоко и многое другое.

Мама-форумчанка Оксана, рассказывает: «У бабушки моего мужа была шизофрения, конечно, заполняя анкету во время постановки на учет по беременности, я об этом написала. Наша девочка родилась здоровой, из-за этой моей записи, ее каждый месяц направляли на осмотр к неврологу, а в возрасте 2 лет направили даже к психиатру, потом еще до 6 лет мы несколько раз посещали невролога и психиатра. Дочка оказалась здоровой. Но психиатр нам сказал: будьте очень внимательны к ней в подростковом возрасте, если заметите что-то странное, хоть что-нибудь, быстро бегите к врачу, не ждите, когда станет совсем плохо».

Информация биологического анамнеза дает возможность врачу наиболее точно оценивать развитие малыша. Например, если вы в детстве страдали аллергиями, то врачу будет понятно, почему аллергия также возникла и у вашего ребенка. И другой пример, если мама и папа у ребенка невысокого роста, то вполне естественно, что малыш будет ниже своих сверстников, и причиной этому будет не страшное заболевание, а простая наследственность.

Социальный анамнез

Социальный анамнез представляет собой совокупность данных об образовании родителей, их месте и условиях работы, а также данные о месте и условиях жизни и другие данные, необходимые медицинскому работнику в той или иной ситуации.

Этот вид анамнеза дает возможность оценить развитие ребенка, не отрываясь от контекста жизни семьи, в которой растет малыш.

Анамнез: роль в оценке развития ребенка - изображение №2

Читай также: Развитие ребенка до года

Например, если родители ребенка музыканты, то, скорее всего, он будет часто слушать музыку, интересоваться ею, рано начнет подпевать разным композициям, малыш будет открытым, любознательным и будет склонен творчески решать поставленные перед ним задачи. А если малыш родился в неблагополучной семье, где родители не работают, злоупотребляют спиртными напитками, постоянно нецензурно выражаются и кричат друг на друга, тогда доктор сможет легко понять, почему ребенок замкнут, озлоблен, молчалив, иногда агрессивен, недоверчив. Будет абсолютно ясно, почему ребенок не интересуется традиционными детскими играми и отвергает детский коллектив, также будет понятно, почему у него возникают болезни желудочно-кишечного тракта и нервной системы.

Генеалогический анамнез

Генеалогический анамнез – это сборная информация о наследственных болезнях родственников ребенка (до третьего поколения), а также о врожденных пороках малыша. Под наследственными заболеваниями в данном случае подразумевают патологии, возникающие вследствие «поломок» в генетическом аппарате любого уровня – ген, хромосома, геном.

Генеалогический анамнез – это своеобразное дерево болезней семьи, зачастую его составляет врач-генетик или семейный врач. Это очень важный вид анамнеза, так как он дает возможность достоверно определить вероятность наследственных болезней у ребенка, а также в следующих поколениях. Посетить врача-генетика и сделать генеалогический анамнез рекомендуют на этапе планирования беременности.

Анамнез – это важный инструмент, который позволяет делать точные и правильные выводы о развитии малыша, он дает возможность прогнозировать и предотвращать некоторые проблема. А также максимально эффективно бороться с возникшими отклонениями или болезнями.

Будьте здоровы!

Читай также: Активные занятия с малышом: веселые упражнения и игры

Источник

Ирина Петрова
Социальный анамнез развития ребёнка в семье.

Уважаемые коллеги! В последние годы чаще стали появлятся семьи “группы риска”. Дети из таких семей обычно отстают в интеллектуальном и личностном развитии от своих сверстников. Сегодня наше государство нацеливает образовательные учреждения на работу с семьёй, на оказание помощи родителям в вопросах воспитания, на профилактическую и коррекционную работу с семьями “группы риска”. Педагоги знают состав семьи ребёнка, видят родителей, могут оценить ухоженность ребёнка по внешнему виду и т. п. Я предлагаю вашему вниманию параметры социального анамнеза и их оцеку. Оценив результаты по всем параметрам вы сможите выявить условия развития ребёнка, оценить степень благополучия или критичности их. Это позволит спланировать работу с семьёй, с целью профилактики появления неудовлетворительных условий развития ребёнка.

Социальный анамнез развития ребёнка в семье.

Параметры социального анамнеза и их оценка.

Параметры

1. Состав семьи

1.1. Взрослый состав(1балл – не менее 2х взрослых разного пола; 0баллов-один взрослый)

1.2. Детский состав(1б. – не менее2х детей в семье; 0б. -отсутствие братьев или сестёр).

2. Образование членов семьи(1б. – среднее специальное и высшее/неполное высшее/;0б. – нет среднего специального образования).

3. Место работы(1б. – имеет постоянную работу хотя бы один член семьи; 0б. – нет места работы у всех членов семьи).

4. Психологический микроклимат семьи(1б. – дружеские отношения, проявления любви и заботы о ближних;0б. – частые ссоры, нервозность, грубость).

4.1. Отношения между взрослыми членами семьи(1б. – редкие ссоры и разногласия решаются в отсутствие ребёнка; 0б. – выяснение отношений в присутствии ребёнка).

4.2. Отношение к ребёнку(1б. – отношение к ребёнку дружеское, проявление заботы, любви и уважения; 0б. – отчуждение, неприязнь, враждебность).

4.3. Требования к ребёнку(1б. – единые, оптимальные требования к ребёнку; 0б. – отсутствие единых требований к ребёнку, требования занижены или завышены).

4.4. Вредные привычки(1б. – нет алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании/члены семьи придерживаются здорового образа жизни/; 0б. – одна из вредных привычек имеет место).

5. Жилищно – бытовые условия(1б. – общепринятые государственные нормативы, ребёнок имеет свою комнату или уголок для занятий и игр;0б. – ниже нормативов).

6. Материальное обеспечение семьи (1б. – ребёнок имеет необходимое из вещей, игрушек, учебных принадлежностей, хорошо питается; 0б. – ребёнок питается неудовлетворительно).

7. Санитарно – гигиенические условия содержания предметов ухода и одежды ребёнка(1б. – одежда ребёнка, его вещи и внешний вид не вызывают нареканий;0б. – есть замечания к чистоте одежды, вещей и внешнего вида ребёнка).

Оценка результатов: каждый благоприятный фактор оценивается в 1 балл. Любой неблагоприятный фактор оценивается в 0 баллов.

10-11 баллов – хорошая характеристика социальных условий развития ребёнка, благополучный социальный анамнез;

7-10 баллов – удовлетворительная характеристика социальных условий развития ребёнка;

3-6 баллов – неудовлетворительная характеристика социальных условий развития ребёнка, ребёнок группы риска;

0 – 2 балла – характеристика социальных условий развития ребёнка критическая, ребёнок группы риска, возможно, требуется вмешательство социальных органов.

Уважаемые коллеги! Внимательно отнеситесь к этим данным, информация о ребёнке должна быть конфиденциальной и не должна навредить ребёнку. Проявите такт и педагогическую компетентность

Источник