Американская система развития ребенка

Американская система развития ребенка thumbnail

Всегда любопытно посмотреть, как в других странах воспитывают детей. Путешествуя, всегда обращаешь на это внимание: как ведут себя мамы с малышами, что говорят, как реагируют. Сегодня поговорим о родительских заботах и привычках в американских семьях: авторы книги «Цыпочки в Нью-Йорке» расскажут о своих наблюдениях. Особенно интересно это будет для тех, кто читал бестселлер «Французские дети не плюются едой» — тут обратный, зеркальный взгляд: две француженки с нескрываемым изумлением наблюдают, как американки относятся к своим младенцам.

Моя мамочка и я

С давних пор Джимми рано ложится спать. И это нормально. Ведь его дни загружены до предела. В надежде стать совершенным мужчиной он с утра до вечера трудится над своим образованием. По вторникам Джимми занимается плаванием, по четвергам — музыкой. По пятницам он налаживает контакты, встречаясь с людьми примерно его же возраста, чтобы в течение часа поговорить об окружающем мире, поделиться взглядами. Один или два раза в неделю он ходит в музей, а скоро займется футболом и гимнастикой. Джимми — совершенный человек, человек своего времени. Единственный минус: он не говорит. Впрочем, он и не ходит. Но в этом нет ничего страшного: Джимми всего 11 месяцев.

На этаже, где расположены игровые площадки Sydney Playground, мамочки и их цыплята рассаживаются в зале для игр вокруг Робин, аниматора, которая берет гитару и, призвав своих учеников к тишине, проигрывает несколько нот и начинает петь песню, своего рода увертюру и символ программы “Музыка для всех”.

— Hello everybody, so glad to see you, hello to Jimmy, so glad to see you… (Привет всем, я так рада вас видеть, здравствуй, Джимми, я так рада тебя видеть…)

Мамы, няни и несколько присутствующих здесь папаш хором повторяют:

— Hello to Lucy, to Oriana, to Seith, hello to the moms, to the dads, to the nannies, to the grandparents, we’re so glad to see yououou… (Здравствуй, Люси, Ориана, Сейт, здравствуйте все дети, мамочки, папочки, няни, бабушки, дедушки… Мы рады видеть вааас…)

У песен веселые мелодии, слова в них легко рифмуются, все несут положительный заряд, призывают к любви и толерантности. Вообще, настрой американских песенок в корне отличается от, например, французских считалочек, в которых подвешивают Пьера, запрещают под страхом смертной казни плакать Жаннетте, прославляют матушку Ми-шель и ее пропавшего кота, пастушку, которая бьет котенка, и, начиная с пеленок, пропагандируют табакокурение: “В моей табакерке отличный табак!”

Младенцы в Нью-Йорке чуть ли не с рождения ведут бурную жизнь, посещая всевозможные курсы гиперстимуляции, занятия на которых, если уж к ним и приступили, не прекращаются никогда. Жительницы Нью-Йорка, как и природа, не терпят пустоты. Едва маленький Тревор начинает ходить, мать сразу же записывает его на курсы гимнастики. Вы не представляете, как трудно удержать равновесие, ступая по бревну, когда у тебя младенчески слабые ножки. Ну и что с того! Незамысловатая философия, которой руководствуются родители, сводится к тому, что начинать нужно как можно раньше, чтобы все успеть и добиться успеха жизни. Заниматься музыкой начинают с четырех месяцев, плаванием — с восьми, а рисованием, когда еще не умеют держать карандаш. И святая святых — это посещение курсов йоги для детей. Уже с трех лет дети умеют делать упражнение “Приветствие солнцу” и занимаются пранаямой (упражнения на дыхание).

К преимуществам, как и всегда в Нью-Йорке, относится наличие в городе множества самых разнообразных курсов йоги, на любой вкус. Джуниор и его товарищи, прислушиваясь к тишине, расположились на ковре. Родители убеждены, что их сорванцы научатся лучше, чем они, справляться со стрессами.

А чтобы записная книжка Джуниора не выглядела, как органайзер министра, программа занятий не сложная и представлена в виде развлечений.

Все чаще родители обращаются к терапевтам, чтобы те, наблюдая их потомство, способствовали ускорению процесса обучения. Early intervention — это программа, разработанная для детей с задержкой развития. Проблема заключается в том, что не все дети развиваются в соответствии с ритмом, заданным природой. Если Джуниор не встанет на ноги и не пойдет в год, это ненормально. Если он сдергивает носочки с ног или не любит дотрагиваться до песка в песочнице, это означает, что у него тактильные и сенсорные проблемы. А тот факт, что бамбино не признает шапку, послужил поводом для похода к терапевту, который диагностировал у него задержку развития, на борьбу с которой ушел целый год. Родители убеждают сами себя: “Если занятия и не принесут пользы, то уж хуже от этого, в любом случае, не будет.

О детских игровых площадках
Французским урбанистам не мешало бы приехать в Нью-Йорк, чтобы своими глазами увидеть детские игровые площадки. Как только на небе появляется хоть один луч солнца, ватаги ребятишек берут приступом пространства, отведенные под игры. Как это всегда бывает, когда речь идет о развлечениях, американцы быстро поняли, в чем нуждаются малыши и чем обеспокоены их родители, — игровые площадки в зеленых зонах оборудованы резиновыми напольными покрытиями, тобоганами (металлические горки), качелями с сиденьями в виде пластиковых штанишек, куда можно посадить ребенка, едва умеющего держать головку, не боясь, что он упадет, песочницами, в которых не встретишь экскрементов животных (у животных свои “игровые площадки” — места для выгула). Нельзя не упомянуть и о знаменитых sprinklers, фонтанах, действующих с наступлением первых жарких дней и до конца бабьего лета, где с наслаждением плещутся малыши в памперсах (даже в четыре месяца нельзя выставлять напоказ свою наготу; видимо, американцы еще не окончательно избавились от пуританских пережитков).

Раннее развитие — начинаем до рождения

Ситуация складывается таким образом, что все большее количество матерей решают оставить хорошо оплачиваемую работу, требующую от них полной самоотдачи, чтобы полностью посвятить себя детям. Целью такой самоотверженности “профессиональных мамочек” является демонстрация на “ярмарке тщеславия” достижений их потомства. Но не вздумайте им сказать, что они не работают. В целях политкорректности теперь принято говорить не “домохозяйка”, а “женщина, не получающая вознаграждения за свой труд”. Они полностью сосредотачиваются на образовании детей, вкладывая душу и деньги в культурное развитие своих херувимов, и, организуя школьные праздники, пекут бесконечные кексы и торты и шьют своими белыми руками костюмы на Хэллоуин.

Этот феномен скрупулезно изучается Шарон Хэйс, которая назвала его “интенсивным материнством”. Но подобный подход не находит понимания у трех англосаксонских мэтров педиатрии: Томаса Берри Брейзелтона, Бенджамина Спока и Пенелопы Лич, произведения которых и сегодня не утратили актуальность: их цитируют, на них ссылаются и они стали настольными книгами для большей части нью-йоркский матерей.

Прочтя все, что возможно, по поводу физического развития детей и доведя до совершенства свои теории на скамейках игровых площадок, продвинутые мамы начали доселе невиданное наступление на интеллект своих малышей.

Во-первых, ребенку нужно читать, когда он еще находится в утробе; во-вторых, начиная с четырех месяцев необходимо приобщать его к возможно более разносторонней деятельности и, в-третьих, следует неустанно трудиться над организацией и проведением плейдейта (playdate).

Это — абсолютно нью-йоркское нововведение. И не думайте, что речь идет о банальной вечеринке, где угощают шоколадными бисквитами и соком. Чтобы провести плейдейт на должном уровне, родителям придется не раз встречаться, ведь надо продумать все до мелочей, организовать игры и развлечения не только для детей, но и для их мамочек, которые тоже не должны скучать.

Но даже если методические указания продиктованы лучшими побуждениями (и часто оказываются действенными), воспитательный процесс, бывает, доходит до абсурда. Нередко можно видеть в библиотеку молодую маму, читающую на ушко своему спящему младенцу детскую книжку из серии “Угадай, как я тебя люблю”. А вот другая мама, разговаривающая с двухлетним малышом по методике “прочти по моим губам”:

— По-смо-три, бе-би спииит.

Встречаются родители, которые уверяют, будто их 16-месячный карапуз уже выучил буквы, различает цвета и знает наизусть слова детской песенки про паучка Itsy Bitsy Spider. На языке вертится вопрос: “А логарифмами он еще не овладел”.

Синдром вундеркинда овладел всем городом. Дети просто обязаны быть сверхспособными. И если ваш бамбино не доказал теорию Большого взрыва в трехлетнем возрасте, будьте уверены, его жизнь не удалась, если не потерпела крах.

Следствием этой тенденции явилось так называемое позитивное мышление.

Мать Уильяма никогда не говорит “нет”. Она всегда в приподнятом настроении.

Каждый раз, когда Уильям слепит куличик из песка, она вскрикивает от восторга:

— Дорогой мой, как у тебя хорошо получилось!

Читайте также:  Как вести дневника развития ребенка

Каждые четверть часа Уильям слышит, как она к нему обращается:

— Какой хороший мальчик!

Как только он начинает плакать, мать тут же подбегает и пригоршнями сует ему в рот любимые хлопья американских детей Cheerios или Goldfish, а иногда, в зависимости от случая, обнажает грудь, чтобы покормить его: “Ему это так полезно”.

Однажды, когда Уильям чуть было не выбил глаз своей подружке Эшли, укусив ее за щеку и отобрав у нее куклу, его мама встала, подвела сорванца к плачущей девочке и сказала ровным тоном:

— Уильям, ты очень плохо поступил, ты расстроил мамочку, а теперь извинись перед Эшли. Эшли, Уильям просит у тебя прощения.

Но на самом деле ее Уильям не чувствует никаких угрызений совести, он даже не знает, что это такое. И по правде говоря, он находит все это довольно забавным: Эшли рыдает во весь голос, мама занята только им, он — центр мироздания. Здорово!

Поняв, что инцидент исчерпан, Уильям поворачивается, берет свою лопатку, набирает в нее песок и швыряет в лицо девочки.

Как всегда в такие моменты, мать Уильяма рассыпается в извинениях и заявляет:

— Это не его вина, его отец и я, мы разводимся, Уильям проходит курс лечения у терапевта.

Малышку Эшли, по-видимому, не впечатлили результаты лечения, потому что она зарыдала еще громче, во всю мощь своих легких, как и подобает в подобных случаях.

Парентология (наука о родителях) — типично нью-йоркская дисциплина

Брошюра, на которой изображена фотография двух подростков с нахмуренными, недовольными лицами, вопрошает: “Вы когда-нибудь хотели иметь руководство по эксплуатации?” Разумеется, в тот или иной момент жизни родители только и мечтают о том, чтобы к их малышу прилагалась инструкция. Как поменять пеленки, как убаюкать, как накормить ребенка, как успокоить, когда он раздражен? Все это, естественно, очень важно, чтобы взять да пустить на самотек, предоставить опыту старших либо просто послушаться здравого смысла.

В Нью-Йорке подход очевиден: здесь говорят “прощай” благоразумию и “добро пожаловать” — разного рода тренингам для родителей! Курсы и семинары призваны дать исчерпывающие ответы на вопросы, возникающие у отцов и матерей. Каждый роддом в этом городе учит молодых родителей ежедневному уходу за младенцем, включая массаж. Когда ребенок немного подрастет, вам объяснят, что делать, если он капризничает или проявляет агрессивность (даже не надейтесь, что вам посоветуют посадить его под замок). А может быть, вы хотите привить ребенку любовь к чтению, чтобы он стал завсегдатаем библиотек, или развить в нем сверхспособности? Что ж, вы и в этом найдете учителей. И никакой паники, если ваш малолетний отпрыск катается по земле, разозлившись не на шутку. Более того, в городе работает “горячая линия” по воспитанию! Снимите трубку и позвоните консультанту — он любезно объяснит вам, как обезвредить бомбу. При условии, конечно, что вашего херувима не снабдили при доставке самовзрывающимся механизмом. Бумс… Ну, это не так страшно!

Для Джулии Росс, консультанта по воспитанию, опасения родителей стали основой ее бизнеса. Она с полной серьезностью объяснит, что родительского инстинкта не существует и что спонтанность поведения — самый короткий путь к катастрофе. Лучше следовать ее советам буквально. Она предлагает находящимся в полной растерянности мамам и папам семинары и частные консультации по 150 долларов за час. В ходе одного семинара, тема которого “Что нужно делать, чтобы ребенок доверял вам?”, она объяснила сорока родителям, что они, сами того не понимая, занимаются саботажем. Не хуже тайных агентов с “Воина радуги” (корабль “Гринписа”) они подрывают доверие, которое испытывает к ним ребенок. Ее указания таковы:

—Не нужно говорить “не делай того-то” или “будь внимательнее”. Наоборот, необходимо сосредоточиться на положительных аспектах. И вместо того чтобы приказным тоном сказать ребенку “Не забудь сделать уроки”, скажите: “Дорогой, надеюсь, что сегодня ты быстро сделаешь домашнее задание”. Или вместо “Будь осторожнее!” —”Мне будет приятно, если ты проявишь осторожность”.

И наконец, секретное оружие Джулии Росс: ежедневные слова любви, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным.

— Возьмите ручку и напишите самым красивым почерком: “Дорогая Сьюзи, я люблю тебя больше всех на свете”. На следующий день отметьте: “Спасибо, моя любовь, за то, что вчера вечером ты убрала со стола”. И повторяйте в таком же духе ad libitum (по собственному усмотрению).

Все это совершенно серьезно, и сотни потерявших надежду семей платят большие деньги, чтобы услышать подобные советы. И если все закончилось тем, что ваш бамбино стал алкоголиком и наркоманом, это значит, что вы допустили орфографическую ошибку в адресованных ему словах любви.

Звезда тротуаров

Некоторое время назад, окинув взором вереницы колясок, протянувшиеся вдоль игровых площадок от Форт Грин Парк до Вашингтон-сквер и от Бэттери Парк до Верхнего Ист-Сайда, можно было заметить, что родители в основном приобретают функциональные классические модели, которые в целом почти не отличаются друг от друга. Рынок поделили между собой два “тяжеловеса”: итальянская торговая марка Peg Perego и английская марка MacLaren, козырек которой в шотландскую клетку казался незаменимым и вечным. Да, и еще: знаменитую трехколесную Baby Jogger — настоящий тренд! — выбирали для себя любители бега.

Но сегодня все изменилось. Ньюйоркцы, всегда умевшие использовать новинки в области высоких технологий в собственных интересах, не оставили в стороне и детские коляски.

Суперлегкие, складывающиеся одним пальцем, с крошечными звуковыми колонками, встроенными под козырек для прослушивания МР3-плеера, со специальным отделением для мобильного телефона, из титана, с кожаным сиденьем и т. д., и т. д.

Нет, нет, не автомобиль, а именно детская коляска, стала символом социального статуса на Манхэттене. Так как его жители довольно редко обзаводятся машиной, они готовы вложить не одну сотню долларов в это ручное транспортное средство.

Некоторое время назад на тротуарах появилась настоящая звезда (которой сразу отдали предпочтение такие звезды, как Джулиана Мур и Кейт Хадсон) — коляска Bugaboo, “внедорожник” с вращающимися вокруг собственной оси колесами. Злые языки называют ее “хаммер с козырьком”, намекая на огромную, устрашающего виду машину американской армии, популярную среди рэперов и некоторых голливудских знаменитостей (по большей части республиканцев). Bugaboo с “хаммером” объединяет функция четырех ведущих колес, правда, на этом сходство и заканчивается. Коляску разработали в Нидерландах, и ее вид, одновременно стильный и эргономичный, произвел на экологически корректных ньюйоркцев, готовых заплатить за нее 700 долларов, сильное впечатление. Кстати, благодаря Bugaboo цвета детской коляски стали разнообразнее и веселее: ярко-оранжевый, насыщенный красный, темно-фиолетовый и размыто-голубой.

Что касается тех, у кого есть деньги — мы имеем в виду тех, у кого действительно есть деньги! — то они, покупая Silver Cross, подражают Саре Джессике Паркер, Брук Шилдс или Мадонне (ну не отставать же от них!) И это несмотря на цену — более двух тысяч долларов. Роллс-Ройс детских колясок постепенно подвергается демократизации, утрачивая свое первоначальное назначение — верно служить наследникам английской короны. Если только их высочества не сделают выбор в пользу MacLaren из титана за ту же стоимость или не решат приобрести коляску марки Burberry, от английского производителя товаров экстра-класса, вынужденного следовать политике вздувания цен.

Короче говоря, все средства хороши, чтобы мама выглядела неотразимо. И даже компания BabyBjorn не осталась в стороне от этого процесса, выпустив на рынок “кенгуру” из кожи для ношения ребенка.

Единственный недостаток колясок нового поколения: их высокая технологичность, которая имеет и обратную сторону — они выдерживают вес за 20 килограммов, и нередко можно увидеть шестилетних детей с Game Boy в руках, восседающих в коляске, как в кресле. Это приводит в бешенство американских педиатров, видящих в такой “оседлости” еще одну причину ожирения, как если бы в борьбе с ожирением для них и заключается смысл их профессиональной деятельности.

Продолжение следует…

Источник

Методика Глена Домана

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.

Американская система развития ребенка

Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии – появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Читайте также:  Огромное влияние на развитие интереса к душе ребенка

Американская система развития ребенка

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.

Американская система развития ребенка

В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.

Американская система развития ребенка

Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев, ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы. Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.

Американская система развития ребенка

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.

Американская система развития ребенка

Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.

Американская система развития ребенка

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.

Американская система развития ребенка

Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.

Американская система развития ребенка

В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Американская система развития ребенка

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.

Американская система развития ребенка

В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Читайте также:  Все стадии развития новорожденного ребенка

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.

Американская система развития ребенка

Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Американская система развития ребенка

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

Американская система развития ребенка

Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры. Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.

Американская система развития ребенка

Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.

Американская система развития ребенка

Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.

Американская система развития ребенка

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.

Американская система развития ребенка

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочи?