Алгоритм взвешивание ребенка до 1 года

1. Оснащение манипуляции:

Весы чашечные, салфетка, 3% раствор хлорамина, емкость

с дезсредством, лоток для использованного материала

пеленка, история развития ребенка, ручка

2. Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие

2. Провести санитарную обработку рук

3. Протереть весы дезсредством с интервалом в 15 минут

4. Покрыть весы пелёнкой

5. Открыть затвор

6. Уравновесить весы путём вращения противовесов

7. Установить гири на нулевые деления

8. Закрыть затвор

3. Выполнение манипуляции:

1. Положить ребенка на весы головой к широкой части весов

2. Открыть затвор

3. Уравновесить весы гирями

4. Закрыть затвор

5. Снять малыша с весов

4.Завершение манипуляции:

1. Записать показатели массы тела ребенка в историю

развития ребенка

2. Провести дезинфекцию и утилизацию мед. отходов

в соответствии с Сан.Пин

3. Вымыть, осушить руки

ПРИМЕЧАНИЕ:

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ НАРАСТАНИЯ МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА 1 ГОДА:

ВОЗРАСТ ЗА МЕСЯЦ

1 месяц 600,0

2 месяца 800,0

3 месяца 800,0

4 месяца 750,0

5 месяцев 700,0

6 месяцев 650,0

7 месяцев 600,0

8 месяцев 550,0

9 месяцев 500,0

10 месяцев 450,0

11 месяцев 400,0

12 месяцев 350,0

ТЕХНИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОГО

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

1. Оснащение манипуляции:

Детская ванночка для купания, кувшин,

2 кастрюли с кипяченой

холодной и горячей водой, водный термометр, детское мыло,

ветошь, флакон с 5% раствором

перманганата калия, стерильное растительное

масло, мешок для грязного белья, большое махровое полотенце,

чистый набор для пеленания

2. Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход и цель процедуры, получить согласие

2. Помыть ванночку горячей водой с мылом, ополоснуть ее кипятком

поставить в устойчивое положение

3. Положить на дно ванны пеленку, сложенную в несколько раз

4.Наполнить ванночку водой температуры 36,5 – 37,0 гр. С

(чтобы не образовывались водяные пары горячую и холодную воду

наливать попеременно),

добавить несколько капель 5% перманганата калия

5. Набрать воду в кувшин для ополаскивания

(Т 36,5 – 37,0 гр. С)

6. Провести санитарную обработку рук

3. Выполнение манипуляции:

1. Левой рукой поддерживать ребенка под спину и затылок, правой-

ягодицы и бедра медленно опустить вводу ноги и ягодицы

малыша, а затем погрузить все тело ребенка до линии сосков

2. Левой рукой поддерживать голову ребенка над поверхностью воды

3. Помыть голову детским мылом

4. Помыть все тело, используя ветошь (особенно тщательно промывать

складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между

ягодицами)

5. Перевернуть ребенка кверху спиной

6. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для

ополаскивания остывает до 34-35 гр. С)

7. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

4.Завершение манипуляции:

1. Завернуть ребенка в мягкую теплую пеленку (махровое полотенце) и

обсушить промокательными движениями

2. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным

маслом

3. Одеть ребенка, запеленать и уложить в кроватку

4. Вымыть, осушить руки

ПРИМЕЧАНИЕ: – Первую гигиеническую ванну проводить на следующий день после

вакцинации БЦЖ;

-Не купать сразу после кормления;

-При купании обеспечить в комнате температуру 22-24о

-Определить температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду)

ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ ИЗ ЧАШКИ

1. Оснащение манипуляции:

Мерная чашка, женское молоко, косынка, маска

2. Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход процедуры, получить согласие

2. Провести санитарную обработку рук

3.Надеть косынку, маску

4.Налить женское молоко в чашку

3. Выполнение манипуляции:

1. Расположить ребенка с возвышенным головным концом,

близко к себе

2. Поднести чашку к губам ребенка

3.Наклонить чашку, чтобы молоко было на краю чашки

4. Коснуться губами, чтобы ребенок “спивал” молоко

5. Лить молоко медленно, порциями

6. Давать ребенку время глотать и возможность отдыхать между

кормлениями

7. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

4.Завершение манипуляции:

1. Подержать ребенка в вертикальном положении

2-5 минут

2. Положить ребенка в кроватку на спину, повернув голову на

бок.

ТЕХНИКА ПРИКЛАДЫВАНИЯ РЕБЁНКА К ГРУДИ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

1. Оснащение манипуляции:

1.Мыло

2. Полотенце

3. Ёмкость для грязных пелёнок

4. Скамеечка

2. Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие

2. Маме вымыть руки санитарным способом

3. Обмыть грудь тёплой водой и осушить полотенцем

(если мама 2 раза в день принимает гигиенический душ, то

перед кормлением ребёнка грудь можно не мыть)

3. Выполнение манипуляции:

1.Перед кормлением сцедить несколько капель молока

2. Расположить ребёнка на руке (со стороны молочной железы

из которой планируется кормить) следующим образом: голова

ребёнка на локтевом сгибе, ладонь под ягодицами ребёнка.

Голова и туловище ребёнка должны находиться на одной линии.

3. Лицо ребёнка обращено к груди матери, нос напротив соска

4. Туловище ребёнка близко расположить к телу матери

5. Свободной рукой поддерживать грудь следующим образом:

– четыре пальца расположить снизу под грудью параллельно

грудной клетке

– большой палец расположить сбоку в верхней части груди, (не

нужно держать грудь возле соска

6. Коснуться соском губ ребёнка

7. Подождать, чтобы ребёнок широко открыл рот и помочь

ребёнку захватить сосок и околососковый кружок, направив

его нижнюю губу ниже соска)

8. Обратить внимание на признаки правильного прикладывания

Читайте также:  Недержание у ребенка 1 год

ребёнка к груди:

– подбородок касается груди,

– рот широко открыт,

– нижняя губа вывернута наружу,

– околососковый кружок больше захвачен снизу,

– грудь во время кормления округлой формы,

– можно видеть и слышать глотание

9. Следить, чтобы во время кормления ребёнок активно сосал

грудь (если ребёнок заснул – будить его)

10. Удерживать малыша у груди не более 20-30 минут

11. Спросить о самочувствии маму

4. Завершение манипуляции:

1.Отнять

ребёнка от груди, дать коже соска подсохнуть

2. Подержать ребёнка после кормления в вертикальном

положении 2-3 минуты

3. Уложить в кроватку на правый бок или повернуть голову

на бок

ПАТРОНАЖ МЕДСЕСТРЫ К РЕБЕНКУ

БЕСЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ И ЭПИДОБСТАНОВКОЙ

ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ

Фельдшер должен знать:

1. Первый дородовый патронаж должен быть проведен не позднее 7 дней с момента взятия на учет беременной женщины. Второй дородовый патронаж проводится к беременной при сроке 32-34 недели. Третий дородовый патронаж – к женщинам высокой группы риска в 38-39 недель. Социально-медицинский патронаж проводится к беременным женщинам высокого социального риска. Еженедельно фельдшер должен сообщать в ЦРБ о результатах дородовых патронажей.

2. Перинатальные факторы риска для плода:

· Отягощенный акушерско-гинекологический анамнез,

· Экстрагенитальная патология беременных,

· Осложнения в состоянии внутриутробного развития плода,

· Патология в родах,

· Социально- биологические факторы риска.

С учетом этих факторов риска выработана система формирования групп риска беременных женщин по рождению детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Выделены три группы риска:

– высокий,

– средний,

– низкий.

К высокой степени риска относят женщин с суммарной оценкой вредных факторов в 10 баллов и выше, к средней – 8-9 баллов, низкой – до 4-х баллов.

3. Группы риска беременных:

1. – риск повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушений здоровья в период адаптации,

2. – риск патологии ЦНС

3. – риск возникновения рахита, анемии, дистрофии,

4. – риск гнойно-септических заболеваний в период новорожденности,

5. – риск врожденных пороков развития органов и систем,

6. – риск аллергических заболеваний,

7. – дети из неблагополучных микросоциальных условий.

4. Дородовую диагностику врожденной и наследственной патологии:

– УЗИ в 16-18 нед. И 24-26 недель

– Скрининг факторов материнской сыворотки (определение альфафетопротеина, хориогонина),

– Медико-генетическое консультирование.

Профилактические дородовые мероприятия при обнаружении у беременной риска для плода.



Источник

Показания: оценка физического развития, определение антропометрических показателей при различных состояниях и заболеваниях (например, физиологической убыли первоначальной массы тела, потере массы при обезвоживании), для расчета дозы лекарственных средств.

Измерение массы тела

Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать вместе с одеждой, вычитая затем из полученной величины ее вес.

Для оценки физического развития ребенка, полученные данные сопоставляются с расчетными долженствующими величинами. Более точную оценку проводят, используя центильные таблицы.

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных). Электронные медицинские весы состоят из основания, боковых стенок, кожуха и грузоподъемной платформы. На передней части кожуха находится цифровой индикатор, справа от него кнопка «Т» (тара). На правой стенке весов расположены клемма заземления и выход шнура питания.

Чашечные медицинские весы состоят из корпуса, лотка, затвора, подвижного коромысла с гирьками и двумя шкалами делений: нижняя в килограммах, верхняя в граммах.

Измерение массы тела в различные возрастные периоды имеет некоторые особенности. Так, у детей в возрасте до 6 месяцев массу тела определяют в положении лежа на спине, после 6 месяцев – сидя. Масса тела у детей старше двух лет измеряется на рычажных медицинских весах.

Измерение массы тела на электронных медицинских весах

Материальное оснащение:

– весы медицинские;

– пеленка;

– емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей;

– кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Установить весы на неподвижной поверхности (обычно на тумбочку возле пеленального стола).

2) Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом индикаторе засветится рамка. Через 35-40 сек. на табло появятся цифры (нули). Оставить весы включенными на 10 мин.

3) Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показания соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу – на индикаторе появятся нули.

4) Обработать поверхность весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.

5) Положить на грузоподъемную платформу пеленку – на индикаторе высветится ее вес. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» – на индикаторе появятся нули.

Основной этап

6) Раздеть ребенка.

7) Осторожно уложить на платформу сначала ягодичками, затем плечиками и головой. Ножки следует придерживать. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы ребенка, слева от значения массы значок «0», обозначающий, что взвешивание закончено. При перегрузке весов на табло высветится надпись «END». Спустя 5-6 с можно сбросить полученный результат. Значение массы фиксируется 35-40 с, затем, если не нажать кнопку «Т», показания весов автоматически сбрасываются на «0».

8) Снять с весов пеленку. Весы автоматически устанавливаются на «0».

Читайте также:  Ребенка в контакте 1 год

Заключительный этап

9) Обеззаразить рабочую поверхность весов.

10) Вымыть и просушить руки.

Измерение массы тела на чашечных медицинских весах

Материальное обеспечение см. «Измерение массы тела на электронных медицинских весах».

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Установить весы на неподвижной поверхности.

2) Обработать лоточную часть весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.

3) Уравновесить весы, предварительно передвинув обе гири на нулевое деление. Уравновешивание достигается вращением противовеса. Если стреловидный отросток коромысла поднят вверх, противовес вращается вправо, если вниз – влево. При уравновешенных весах стреловидный отросток будет находиться на одном уровне с отростком, неподвижно закрепленным на корпусе.

4) Закрыть затвор.

5) Постелить на весы сложенную в несколько раз пеленку. Ее меняют после каждого взвешивания и не используют для пеленания.

Основной этап

6) Уложить ребенка на весы. Голова и плечи должны располагаться на широкой части чашки весов, ноги – на узкой.

7) Открыть затвор, передвинуть гирю на нижней штанге до момента ее падения вниз. После этого сместить гирю на одно деление влево. Затем начать плавно передвигать гирьку на верхней штанге до положения равновесия. Результат взвешивания определить по шкале слева от края гири.

8) Закрыть затвор и снять ребенка с весов. Обе гири установить на нулевое деление, сместив их максимально влево.

9) Взвесить использованную пеленку (одежду, если ребенок был одет). Вычесть их массу из первоначальной общей массы.

Заключительный этап

10) Обеззаразить рабочую поверхность весов.

11) Вымыть и просушить руки.

Измерение длины тела

Измерение длины тела у детей раннего возраста

Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером. Он имеет два вертикальных ограничителя: неподвижную стенку и подвижную планку. Подвижная планка легко передвигается по сантиметровой шкале, нанесенной с левой стороны доски ростомера. При измерении длины тела обнажать ребенка необязательно, достаточно снять шапочку, пинетки, верхнюю одежду.

Длина тела у детей старшего возраста измеряется вертикальным ростомером. На вертикальной доске имеются две шкалы делений в сантиметрах: справа – для измерения роста в положении стоя, слева – для измерения роста в положении сидя. По доске скользит планка. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста в положении сидя.

Длину тела у детей от 1 года до 3 лет измеряют при помощи вертикального ростомера, но вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Материальное оснащение:

– ростомер горизонтальный;

– пеленка;

– емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей;

– кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Установить горизонтальный ростомер на стол шкалой к себе.

2) Обработать ростомер дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки. Постелить на ростомер пеленку.

Основной этап

3) Ребенка уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной планке, верхний край козелка уха и нижнее веко находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким нажатием на колени и прижаты к доске ростомера.

4) Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом по отношению к голени, подвижную планку ростомера.

5) Определить по шкале длину тела ребенка. Длина тела равна расстоянию между неподвижной и подвижной планками ростомера.

Заключительный этап

6) Обеззаразить рабочую поверхность ростомера.

7) Вымыть и просушить руки.

Особенности измерения длины тела у детей старшего возраста

Измерение выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости.

Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.

Измерение окружности головы и грудной клетки

Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое, при вдохе и выдохе.

Материальное оснащение:

– сантиметровая лента;

– мыло;

– емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания ленты;

– кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Уложить (усадить) ребенка.

Основной этап измерения окружности головы

2) Провести сантиметровую ленту через затылочный бугор сзади и по надбровным дугам спереди.

3) Определить по ленте величину окружности головы.

Основной этап измерения окружности грудной клетки

4) Наложить сантиметровую ленту сзади под нижним углом лопаток, спереди – по нижнему краю околососковых кружков.

5) Определить по ленте величину окружности грудной клетки. При этом рекомендуется натянуть ленту и слегка прижать мягкие ткани.

Заключительный этап измерения окружностей головы и грудной клетки

6) Обеззаразить сантиметровую ленту, промыть под проточной водой с мылом, просушить.

Особенности измерения окружности грудной клетки
у девочек пубертатного возраста

У девочек с развитыми грудными железами ленту проводят спереди на уровне верхнего края 4-го ребра над молочными железами. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.

Читайте также:  Что платят после 1 5 года ребенка

Антропометрия новорожденных

Антропометрия новорожденных в родзале имеет некоторые особенности. После обработки кожи новорожденного заворачивают в стерильную пеленку и взвешивают. Из полученных данных вычитают массу пеленки. Длину тела измеряют на горизонтальном ростомере. Окружности головы и груди определяют по обычной методике стерильной сантиметровой лентой или тесьмой из медицинской клеенки, вложенной в индивидуальный комплект новорожденного. Если для измерений пользовались тесьмой, ее сопоставляют с делениями сантиметровой линейки на бортике пеленального стола. Касаться лентой бортика запрещается.

Источник

Цель: оценка физического развития ребенка, узнать какое количество молока ребенок получает за одно кормление).

Показания к проведению манипуляции: контроль массы тела у здорового младенца и при различных патологических состояниях и заболеваниях(обезвоживание, хронические расстройства питания, тяжелые инфекционные заболевания), при подозрении на гипогалактию у матери.

Противопоказания: нет .

Осложнение: травматизация при не соблюдении техники проведения манипуляции, переохлаждение ребенка при нарушении температурного режима.

Оснащение: пеленальный стол с матрацем и пеленкой, пеленка, бак для грязного белья, чашечные весы , емкости с дезрастворами для обеззараживания поверхностей, ветошь, ручка, бумага.

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

Все поверхности предварительно продезинфицированы методом протирания ветошью, смоченной в растворе дезсредства согласно инструкции к данному дезсредству.

1.Вежливо поприветствовать родителей и ребенка.

2.Идентифицировать пациента, проверить соответствие листу назначений.

3.Объяснить маме цель и ход манипуляции, провести психологическую подготовку к манипуляции родителей (родственников, законных представителей). Получить согласие.

4.Установить весы на ровной, устойчивой поверхности.

Проверить рабочее состояние и горизонтальный уровень весов (уравновесить весы, для этого передвинуть гири на нулевое деление, открыть затвор, вращая противовес (в случае, если стреловидный отросток коромысла поднят вверх, противовес вращается вправо, если вниз-влево) добиться, чтобы стреловидный отросток был на одном уровне с отростком, неподвижно закрепленном на корпусе. Закрыть затвор).

Основной этап выполнения манипуляции:

1.Обработать руки гигиеническим способом под проточной водой с мылом

 2.Поместить пеленку на весы так, чтобы ее края не свисали с чаши.

 3.Уравновесить весы с пеленкой .

 4.Взять ребенка с пеленального столика (или с рук мамы) двумя руками так, чтобы головка и туловище ребенка располагались на согнутой в локтевом суставе левой руке, кистью левой руки фиксировать ручку ребенка. Правая рука удерживает ягодицы и ножки ребенка.

5.Уложить ребенка на весы так, чтобы головка находилась в широкой части, а ножки в узкой.

6.Открыть затвор. Переместить килограммовую гирю (на нижней штанге) до падения ее вниз, после этого сместить гирю на одно деление влево. Перемещать граммовую гирю на верхней штанге до положения равновесия. Закрыть затвор.

7.Взять ребенка с весов и передать ребенка маме. Сообщить результат маме.

8.Вернуть гири в нулевое положение.

9.Попросить маму покормить ребенка в течение 20 мин. Во время кормления следить за техникой вскармливания.

10.После окончания времени кормления ребенка или отказа ребенка от дальнейшего кормления взять ребенка с рук матери и поместив ребенка на весы провести повторное взвешивание.

11.Передать ребенка матери. Сообщить результат.

Заключительный этап выполнения манипуляции:

1.Рассчитать массу тела ребенка по разнице между результатом первого и второго взвешивания.

2.Сделать отметку о результатах исследования в листе назначений или записать результат исследования в карту развития ребенка.

3.Дать рекомендации.

4.Убрать пеленку с весов.

5.Надеть резиновые перчатки, обработать ветошью с дезинфицирующим раствором чашу весов.

6.Снять перчатки.

7.Вымыть и осушить руки.

ЗАДАНИЕ № 21

Текст задания: Патронаж, возраст ребенка 1 месяц. Ребенок закутан в байковое одеяло, на голове платок. В комнате душно, температура воздуха 28º С, форточка закрыта. Ребенок беспокойный, кожные покровы влажные на ощупь, на гиперемированной коже мелкоточечная сыпь с преимущественной локализацией на шее, в подмышечных и паховых складках. Аппетит хороший, сосет активно. Мама обеспокоена состоянием ребенка.

Задание.                                                                

1.Определите проблемы пациента.

2.Принципы леченияпотницы.

3.Обучите маму проведению гигиенической ванны ребенку 1 мес. жизни.

Ответ:

Вопрос 1. Проблемы пациента: изменение кожи в области естественных складок (потница); общее беспокойство; нарушение комфортного состояния ребенка.

Вопрос 2. При потнице важно устранить дефекты ухода. С этой целью необходимо:

ü Следить за температурным режимом в комнате;

ü Одевать ребенка соответственно погодным условиям;

ü Не использовать синтетическую одежду и др.

Местное лечение потницы заключается в следующих мероприятиях:

ü Ежедневно проводить гигиенические ванны

ü Проведение лечебных ванн (с настоем ромашки, шалфея, коры дуба и др.);

ü Обрабатывать пораженные участки кожи детским кремом с ромашкой или мазью «Бепантен»;

ü Проводить воздушные ванны, особенно в жаркий период ;

ü Не использовать клеенку при пеленании;

ü По возможности держать пораженные участки открытыми.

Медицинская сестра проведет беседу с родителям (законным представителям) об необходимости :

ü своевременной смене нательного белья и об обеспечении гигиенически правильного сна ребёнку (только в своей кроватке, не в коляске, не с родителями);

ü правильно одевать ребёнка ( согласно температуре окружающей среды в одежду из натуральных тканей ,не перекутывать);

ü правильной стирки нательного белья малыша (стирать только детским мылом, двукратное полоскание, проглаживать с двух сторон);

ü проведения профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний кожи у детей; порекомендует проводить влажную уборку комнаты 2 раза в день, 3 раза в день проветривать по 30 минут (температура в комнате 20-22 оС)

Вопрос 3.

Источник