Алгоритм индивидуального маршрута развития ребенка
Сообщение на УМС
по теме
«Разработка
индивидуального маршрута сопровождения ребёнка дошкольного возраста»
Поготовила: учитель-логопед
МБДОУ детский сад №8 «Тополёк»
Захарова Оксана Владимировна
рп. Чегдомын
февраль 2016 г.
Слайд 1. «Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребёнка дошкольного возраста»
Слайд 2. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с его требованиями (пункт 3.2.3.), при реализации образовательной Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (диагностика). Результаты педагогической диагностики могут использоваться для:
– Оптимизации работы с группой детей;
– Индивидуализации образования (поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
О необходимости поддерживать индивидуальность каждого ребенка говорится издавна. Всегда главной ценностью для педагогов была личность ребёнка, её уникальность и неповторимость. В современных же условиях разговор идёт о том, что индивидуальная работа не должна нести бессистемный, эпизодический характер. Для решения этой задачи педагоги используют разные личностно-ориентированные педагогические технологии, одной из которых является …
Слайд 3. разработка и реализация Индивидуального образовательного маршрута. Об этом сегодня и пойдёт наш разговор.
Анализ материалов, которые выкладываются в Интернете по этой теме, показывает, что до сих пор нет чётко установленных нормативов по созданию алгоритма ИОМ. Более того, разные авторы вкладывают разный смысл в это понятие, а порою даже путаются в определениях. В разных источниках используются такие понятия как «ИОМ», «Индивидуальный учебный план», «Индивидуальная развивающая программа», «Индивидуальная образовательная траектория», «Программа индивидуального сопровождения ребёнка».
Рассмотрим понятия, которые отражают название данной технологии.
Слайд 4. Индивидуальный – личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других (Ожегов С.И. Словарь русского языка)
Образовательный – целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие.
Маршрут – путь личностного роста (воспитания, развития, обучения) человека.
Слайд 5. Т.о., Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения конкретного человека, который направлен: на его воспитание (ответственности, трудолюбия и т.д.), на развитие (физических способностей и т.д.) и на обучение.
Иными словами, индивидуальный образовательный маршрут – это продуманный и построенный педагогом (педагогами) персональный путь развития ребёнка и реализации его личностного потенциала.
Как видим, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. А именно, индивидуальный образовательный маршрут:
- связан с конкретной образовательной целью;
- связан с условиями её достижения;
- создаётся до начала движения;
- обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом.
Слайд 6. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
Слайд 7. Индивидуальный образовательный маршрут определяется:
– образовательными потребностями;
– индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы);
– существующими стандартами содержания образования.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Слайд 8. Построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей дошкольников. Основанием для дифференциации воспитанников может быть:
- возрастная категория;
- физические и психофизические особенности;
- социальный фактор;
- уровень владения обучающимся учебно-предметными знаниями и умениями;
- особенности интересов, склонностей, способностей;
- особенности характера.
Слайд 9. Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута
- Обследование детей (диагностика), анализ состояния их психического и физического развития, выявление индивидуальных особенностей.
- Постановка цели и определение образовательных задач.
- Определение срока действия маршрута.
- Отбор содержания образовательного маршрута.
- Определение вероятных результатов реализации.
- Промежуточная диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
- Подведение итогов работы.
Слайд 10. 1-ый этап – этап диагностики уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Это и педагогические (воспитательские) методики, и логопедические, и психологические (тесты Стенфорда-Бине, Векслера), анкеты для родителей, тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?», методика «Оценка общей одарённости», изучение медицинских документов (диагноз и показания врачей) и др.
На данном этапе происходит выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: выявление индивидуально-психологических особенностей, выявление трудностей в обучении, определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии, выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития. А самое главное – выявление причин трудностей ребенка.
Слайд 11. 2-ой этап – Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
Слайд 12. 3-ий этап – «Определение времени» – не должен вызвать у педагога затруднение. По согласованию с родителями, срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Необходимо учитывать совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой.
Слайд 13. 4-ый этап – «Разработка содержания образовательного маршрута» – самый сложный и трудоёмкий. Педагогу необходимо совместно с родителями и специалистами ДОУ определить темы занятий, сделать подборку игр и упражнений дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
Слайд 14. 5-ый этап – «Определение вероятных результатов».
Слайд 15. 6-ой этап – «Промежуточная диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута». Здесь происходит выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости – внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.
Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды:
– положительная динамика: высокий уровень;
– положительная динамика: выше среднего уровень;
– относительно положительная динамика: средний уровень;
– незначительная динамика: низкий уровень;
– отрицательная динамика(невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ);
– волнообразная динамика;
– избирательная динамика. В случае, если сравнительный мониторинг показывает «без динамики», т.е. мы видим те же цифры, что были в начале работы, то этот факт указывает на необходимость внимательно отнестись к корректировке образовательной работы.
Слайд 16. 6-ой этап – Подведение итогов работы
Слайд 17. Индивидуальный образовательный маршрут может строиться и несколькими участниками – специалистами ДОУ. Для этого на заседании психолого-медико-педагогического консилиума формируется “команда” специалистов: учитель-логопед, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к ребёнку. Постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.
Слайд 18. Все этапы диагностики, отражаются в «Индивидуальной карте развития ребёнка». Затем коллективно составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут с разработкой плана конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Дополнительный материал:
Варианты определений ИОМ:
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образова-тельная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осу-ществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопре-деления и самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш.Ю.Амонашвили)
По М.И. Башмакову, ИОМ – это структурированная программа действий ребёнка на некотором фиксированном этапе обучения.
По М.Ю. Лукьяновой, ИОМ – это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемая в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребёнка на протяжении определенного времени.
Под программой индивидуального сопровождения понимается модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенная на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющая последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.
Понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает более широким значением и предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Источник
Индивидуальный образовательный
маршрут развития ребенка
2015-2016 учебный год
Воспитатель: Ерлыченко Г.Ю.
старшая группа
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
ОБЩИЕ ДАННЫЕ:
Ф.И.О. ребенка | Кирилл К. |
Возраст | 5 лет |
Сведения о семье | Семья полная, 1 ребенок. |
Мать (ФИО, образование) | Екатерина Ивановна К., образование: высшее, возраст: 33 года |
Отец (ФИО, образование) | папы: ВикторРоманович К., образование: высшее, возраст: 35 лет |
Воспитатели (ФИО): | Ерлыченко Г.Ю. |
Анализ развития ребенка:
Раздел «Соматическое здоровье»: 2 группа здоровья; часто болеет; слабый аппетит, дневной сон в норме.
Раздел «Особенности моторной сферы»:
Общая моторика: норма, темп средний. Ведущая рука: левша.
Раздел «Характеристика познавательной сферы ребенка»:
Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; не способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий.
Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; слабо подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам)
Сформированность навыков рисования: в норме.
Сформированность элементарных математических представлений:
Количество и счет: слабо дифференцирует понятия «один-много», не владеет количественным счетом в пределах программного материала, не знает элементы знаковой символики (, +, – ,=), не владеет составом числа первого десятка, не решает примеры в пределах программного материала.
Восприятие цвета: различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы: группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.
Временные представления: слабо ориентируется во времени суток и последовательности названия дней недели.
Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.
Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, работает медленно и слабо принимает направляющую помощь; преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: переживает и нервничает, обращается к воспитателю.
Характеристика речи ребенка:
Звуковая сторона речи: в пределах возрастной нормы.
Словарь: норма.
Грамматический строй речи: сформирован.
Связная речь: требует дальнейшего развития; характер предложений (сложные), умеет отвечать на вопросы взрослых полной фразой, умеет строить предложения по демонстрации, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможен диалога.
Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: есть интерес к игрушкам, любимые игры, понимает правила игры, выполняет их, редко вносит изменения в содержание игры
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков
Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; умеет поддерживать игру, но предпочитает быть в одиночестве.
Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, есть в наличие инициатива, уступчив, наблюдается пассивность в процессе общения с детьми; поведение: спокойное, адекватное ситуации; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям; склонность прийти на помощь, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.
Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение: доброжелательный, спокоен, уравновешен.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута Кирилла К.:
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития.
Задачи по социально – личностному развитию ребенка:
- Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка.
- Организовать единую систему работы педагогов, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию их ребенка.
- Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
- Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Методы, используемые в работе:
- Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
- Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
- Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
- Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).
При разработке индивидуального маршрута использую на следующие принципы:
– принцип опоры на обучаемость ребенка,
– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития,
– принцип соблюдения интересов ребенка,
– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации),
– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы,
– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Организация индивидуального сопровождения ребенка Кирилла К.
Месяц | Направление | содержание |
сентябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня. |
«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр. | ||
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация. | |
Коллективные работы по изобразительной деятельности. | ||
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п. | |
Развитие игровой деятельности | Побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов | |
октябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Чтение художественной литературы; |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах) | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни. | |
Развитие игровой деятельности | В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности – жесты, мимику, интонацию | |
Ноябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | «Сочинение творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками. | |
Развитие игровой деятельности | Сюжетно-ролевые – игры | |
Декабрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Дидактические игры («Правда или нет»). |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», | |
Развитие игровой деятельности | Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; | |
Февраль | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.) |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Подготовить методические рекомендации для родителей: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие. | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков. | |
Развитие игровой деятельности | Дидактические и подвижные коллективные игры | |
Март | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок») |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Трудовая деятельность (различные виды труда). | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Игры драматизации. | |
Развитие игровой деятельности | Коллективные мероприятия (праздники, посадка лука в группе) | |
Апрель | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова» |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью. | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения» | |
Развитие игровой деятельности | Устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации | |
Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Сочинение творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением рисунками. | |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Коллективные мероприятия (изготовление поделок из природного и бросового материала). | |
Развитие игровой деятельности | Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии. | |
Май | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.) | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры на общение «Секрет» | |
Развитие игровой деятельности | Совместные игры |
Источник