Альфред адлер развитие ребенка

Порядок рождения по Адлеру
Как зависит характер ребенка от порядка его рождения в семье.
Один из известных психоаналитиков Альфред Адлер заметил – даже если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — все это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей.
По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение. Он выделил и охарактеризовал основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребенок по жизни в зависимости от порядка его рождения в семье.
Первенец (старший ребенок).
Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребенка и его взгляд на мир.
Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием.
В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает как правило заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берет инициативу в свои руки.
Второй (средний) ребенок.
Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старших. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.
Кроме того, средний ребенок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Но тем не менее, он, приученный заботиться о младшем, как правило не склонен вырастать эгоистом.
В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.
Последний ребенок (самый младший).
Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона», и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.
Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Однако такая позиция зачастую наоборот делает ребенка более безответственным и легкомысленным, чем старшие дети, с ним больше проблем в плане воспитания и подчинения.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Как зависит характер ребенка от порядка его рождения в семье.
Один из известных психоаналитиков Альфред Адлер заметил – даже если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — все это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей.
По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение. Он выделил охарактеризовал основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребенок по жизни в зависимости от порядка его рождения в семье.
Первенец (старший ребенок).
Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребенка и его взгляд на мир.
Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием.
В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает как правило заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берет инициативу в свои руки.
Второй (средний) ребенок.
Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старших. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.
Кроме того, средний ребенок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Но тем не менее, он, приученный заботиться о младшем, как правило не склонен вырастать эгоистом.
В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.
Последний ребенок (самый младший).
Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона», и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.
Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Однако такая позиция зачастую наоборот делает ребенка более безответственным и легкомысленным, чем старшие дети, с ним больше проблем в плане воспитания и подчинения.
Единственный ребенок.
Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.
Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Но следует заметить, что на стиль жизни во многом зависит и другое – стиль воспитания, который может быть индивидуальным для каждого ребенка в семье.
Источник
Базовые условия психического развития ребенка
Теперь попытаемся, опираясь на основные тексты Адлера, реконструировать его психологию развития в смысле соответствующей академической психологии. Это важно хотя бы для понимания того вклада, который Адлер внес в академическую психологию развития.
Процесс рождения представляет собой, согласно Адлеру, мощную стрессовую ситуацию для ребенка. Отсюда следует его враждебное отношение к миру, а также общее напряжение и повышение всех его природных способностей, которые вызывают агрессивный инстинкт. Поэтому Адлер считает, что черты агрессора надо искать во временных лишениях и ощущениях неудовольствия первых лет жизни. Таким образом, Адлер склоняется в данном случае к фрустрационной теории агрессии. Руководствуясь логикой Адлера, можно предположить, что он считал агрессивный инстинкт одним из (если не основным) двигателей развития ребенка. Из него впоследствии должно будет родиться стремление к власти. Правда, иногда Адлер утверждает, что жизненная сила телеологична, выражая некоторое внутреннее стремление индивида к росту и развитию. Но эти две силы можно и отождествить.
Сразу после рождения ребенка дают о себе знать неполноценные органы. Прежде всего именно эти органы берут на себя, согласно Адлеру, основные трудности в процессе выживания (см.: Адлер А., 1997). Сразу после отторжения от материнского организма для таких неполноценных органов и систем органов наступает настоящая борьба с окружающим миром. Тут мы встречаем и повышенный уровень заболеваемости, и повышенную угрозу смерти. Но одновременно это «представляет и повышенную возможность компенсации», усиливает приспособляемость и сопротивляемость обычными и необычными способами, а также «обеспечивает образование новых и более высоких форм и функций» (там же, с. 45). Поэтому Адлер считает, что «неполноценные органы представляют собой неисчерпаемый пробный материал и, обрабатывая, выбраковывая, улучшая его, организм старается прийти в согласие с постоянно меняющимися жизненными условиями» (там же, с. 45—46).
Итак, с одной стороны, при органической неполноценности появляется болезненная готовность организма к соответствующего рода органическим заболеваниям и формированию психической неполноценности. Но с другой стороны, в таких ситуациях активируется защитная функция определенного выравнивания неполноценности посредством процессов компенсации. Неполноценный орган требует к себе особенного интереса и постоянного внимания. Наличие такого органа требует значительной тренировки принадлежащих ему нервных стволов, а также психической надстройки, которая благодаря этому компенсаторно становится сильнее. Правда, так случается, если в наличии соответствующие возможности и условия для такой компенсации.
Адлер считает, что неполноценность определенного органа прямо влияет на психику ребенка, что проявляется в его поступках, мыслях, сновидениях, способностях, а позже в выборе профессии. Так, мы можем обнаружить в психической надстройке «определенные, принадлежащие органу связи с внешним миром» (там же, с. 49). Например, изначально неполноценному органу зрения «соответствует усиленная визуальная психика», неполноценному пищеварительному аппарату будет соответствовать «большая психическая работа во всем, что связано с питанием», т.е. будут резко выражены гурманство, страсть к приобретению, а в качестве денежного эквивалента — бережливость или жадность (там же). И эти качества являются необходимыми защитными мероприятиями против ощущения неполноценности. Адлер говорит, что компенсирующая защитная надстройка будет разворачивать «все защитные механизмы», будет фиксировать и усиливать полезные черты характера для того, чтобы снизить неуверенность ребенка (см. там же). Причем компенсация, по мнению Адлера, происходит как на психическом, так и на органическом уровнях.
Причина «сверхкомпенсации органов коренится в вынужденной постоянной тренировке, в вариабельности и повышенной тенденции роста, часто присущих неполноценным органам, и в усиленном формировании связанных с ними нервных и психических комплексов благодаря внутреннему вниманию и концентрации» (там же, с. 46). Но это происходит при благоприятных внешних социальных условиях. Если же внешнее окружение не благоприятствует развертыванию процессов компенсации, то легко формируются комплекс неполноценности и его невротические компенсации. Хотя основу органической неполноценности составляют неполноценность органов и измененные формы неполноценных органов, Адлер считает, что обычно имеет значение не только неполноценность одного органа, а неполноценность нескольких органов. Таким образом, имеет место определенная конфигурация неполноценных органов.
Ощущение неполноценности органов становится постоянным стимулом развития психики индивида, поскольку неполноценный орган должен формировать свою психическую надстройку, компенсирующую его неполноценность. Наличие неполноценных органов «рефлекторно» воздействует на психику ребенка, понижает его самооценку и повышает его уровень «психической неуверенности» (там же, с. 42). А это приводит к развертыванию его борьбы за самоутверждение, т.е. определяет характер и особенности психического развития ребенка. Когда же в условиях компенсации «количественно и качественно активируется деятельность неполноценного органа и задействуются способы защиты и собственные защиты данного органа и защиты всего организма, то предрасположенный ребенок извлекает из своих психических возможностей порой поразительные средства для повышения ощущения своей собственной значимости» (там же). Однако направление компенсации возможно и в сторону социального развития и самоутверждения. Для этого находятся и соответствующие средства, среди которых Адлер выделяет в первую очередь социальный интерес. Но среди этих средств он также отмечает невротические и психотические, которые развиваются в ситуации недостаточного развития социального интереса или чувства общности.
Таким образом, Адлер вначале говорит, прежде всего, о конституциональной, т.е. органической неполноценности, которая будет формировать соответствующую этой конституциональной неполноценности психику посредством защитной компенсации. Причем этот защитный процесс может быть как позитивным, развивающим, так и негативным, замедляющим и искажающим развитие. Во всяком случае такой ребенок усерднее, чем ребенок здоровый, будет стараться «избежать многих несчастий своей детской жизни» (там же, с. 50). Структура и конфигурация неполноценных органов задают, согласно Адлеру, исходные, органически детерминированные конфигурации психики ребенка, а также характер и особенности се развития. Другими словами, особенности психики ребенка уже заданы характером неполноценности его органов. Но дальнейшая спецификация психических процессов развития ребенка определяется характером взаимодействия ребенка с социальным окружением.
Источник
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
- • основные понятия, сформулированные А. Адером применительно к развитию личности;
- • специфику семейной ситуации в зависимости от порядка рождения ребенка, сформулированной в рамках теории А. Адлера;
уметь
• анализировать поведение ребенка с точки зрения его жизненного стиля по А. Адлеру;
владеть
• навыками анализа практического применения теории А. Адлера.
Введение в теорию развития личности А. Адлера
Теория А. Адлера, с одной стороны, является развитием оснований психоаналитической теории 3. Фрейда, с другой – представляет собой оригинальную психологическую концепцию развития человека. По мнению А. Адлера, развитие человека обусловлено не столько инстинктами (как утверждал 3. Фрейд), а целями, на которые человек направлен. Адлер говорит, что каждый стремится к какой-либо цели, и именно это и определяет его развитие. При этом цель может быть реальной или идеальной. А. Адлер приводит следующий пример идеальной цели: люди могут выстраивать свою жизнь, исходя из убеждения, что напряженная работа и немного везения позволяют достичь в жизни почти всего. Адлер полагает, что такое утверждение лишь кажущаяся реальность, поскольку многие напряженно работающие люди не получают того, что заслуживают. Но в любом случае развитие человека связано не столько с прошлым, сколько с настоящим. Иными словами, человек больше обеспокоен тем, что случится в будущем, нежели тем, что уже произошло в прошлом.
Комплекс неполноценности
Не секрет, что многие люди страдают различными заболеваниями, которые обусловлены врожденными дефектами тех или иных органов. А. Адлер обратил внимание на то, что человек старается компенсировать слабость, неполноценность больного органа тем или иным образом (как правило, с помощью продолжительных тренировок). Однако, по мнению Адлера, не только физическая слабость или заболевание, но и всякое психологическое переживание несостоятельности могут относиться к понятию неполноценности.
Альфред Адлер полагал, что чувство неполноценности тесно связано с детством. Дело в том, что довольно долгое время ребенок зависим от родителей, ведь без их помощи он просто не выживет. И уже этот ранний опыт, по мнению Адлера, вызывает у ребенка глубокие переживания собственной неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении. Ребенок не только слаб и беззащитен, дело в том, что отношения между детьми полны напряженности и агрессии. Пока ребенок растет, он постоянно переживает чувство неполноценности, поскольку все время встречается с новыми ситуациями, к которым он не готов. Ощущение неполноценности влияет и на девочек, и на мальчиков. Оно обусловлено не эдиповыми проблемами, а является следствием неравенства социальных ролей.
По мнению А. Адлера, когда человек ощущает свою неполноценность в той или иной сфере, он старается всеми силами преодолеть ее, т.е. стремится к превосходству. Таким образом, развитие ребенка обусловлено именно таким ощущением неполноценности, которое заставляет стремиться к более высокому уровню развития. Точнее сказать, ребенок самостоятельно устанавливает для себя идеальную цель, к которой в дальнейшем стремится. Переживание собственной неполноценности и неудач во взаимодействии с другими людьми особенно характерно для подростков. Они могут направленно испытывать себя, заниматься различными физическими упражнениями и т.д. Но аналогичные переживания встречаются у детей и в дошкольном возрасте. Ребенок может остро переживать ситуацию, в которой родитель насильно возьмет ребенка за руку и буквально оттащит его от интересного занятия. Можно наблюдать, как многие дети сопротивляются этому, но поскольку взрослый физически сильнее ребенка, это рождает у ребенка чувство неполноценности, неравности. Конечно, ребенок может быстро забыть такую ситуацию, но если она будет часто повторяться, то у него возникнут устойчивые переживания, что вызовет изменения в детском поведении. Поскольку у ребенка не будет уверенности в возможности завершения начатого дела (он будет все время ожидать, что его прервут в любой момент), сама детская активность обесценивается в глазах ребенка, и даже если у ребенка много разных, на первый взгляд ярких и интересных игрушек, они не будут вызывать у него радости и стимулировать его активность (потому что в целом детская активность будет снижена). Здесь нужно специально отметить, что игра с предметом предполагает развитие особого плана детских представлений, в которых ребенок удерживает очень сложные отношения между предметами. Например, когда ребенок берет машинку, он может воображать себя шофером и придумывает маршрут своего движения. С появлением тревоги этот план нарушается, и машинка становится просто объектом, с которым никак не связываются детские переживания. Вместо детских образов, связанных с предметами, в ситуации устойчивого переживания тревоги у детей могут появляться совершенно другие, пугающие представления, которые будут воспроизводиться в сновидениях. В результате ребенок будет бояться оставаться один и ложиться спать.
Итак, с точки зрения Л. Адлера, цель, к которой стремится человек, – это стремление к превосходству. Стремление к превосходству, по Адлеру, имеет отношение не к социальному статусу и не к лидерским качествам, а к желанию преодолевать себя, самосовершенствоваться. Это стремление и является причиной развития. Таким образом, ребенок от рождения преследует цели. Как правило, сначала они носят индивидуальный характер, и лишь со временем приобретают отнесенность к обществу в целом.
Если же все старания человека окажутся неудачными, то у него появится постоянное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности. А. Адлер выделял три основные причины, которые могут обусловливать его появление: физическая неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.
У детей с врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С этим явлением мы сталкиваемся особенно ярко, когда в группу детского сада приходит ребенок с каким-либо физическим недостатком. Прежде всего бросается в глаза пассивность таких детей. Во время детских игр они остаются в стороне и только наблюдают за действиями других. В этом случае педагогу важно найти такие виды активности, в которых ребенок может быть успешен, и объединить в этом процессе несколько детей. Педагог должен не просто ободрять ребенка. Его реальная задача заключается в том, чтобы обеспечить реальную успешность этого ребенка в ходе какой-либо совместной деятельности. Не менее важно, чтобы родители других детей не подчеркивали физические недостатки такого ребенка, а говорили о том, что в жизни могут быть разные обстоятельства. Физические качества, безусловно, важны, но главное то, насколько человек чуток, насколько он способен понимать и помогать другим людям (при этом желательно найти какое-то конкретное позитивное умение и оценивать вместе с другими детьми достижения такого ребенка).
Комплекс неполноценности может возникать и у физически здоровых детей. Так, если родители будут постоянно поощрять какие-либо действия или качества детей, то у них возникнет ощущение неполноценности, связанное с неуверенностью в собственных силах, поскольку за них все делали взрослые, а сами они не имели возможности преодолевать те или иные жизненные препятствия.
В случае же родительского пренебрежения детьми отвержение может восприниматься детьми как нежеланность, что безусловно будет способствовать развитию комплекса неполноценности. Такие дети и в дальнейшем не будут уверены в том, что они достойны любви и уважения со стороны других людей.
Важно заметить, что, по мнению А. Адлера, дети, обладающие комплексом неполноценности, могут использовать различные средства для собственной защиты. Например, в качестве такого оружия может служить недержание мочи. Фактически ребенок возвращается на тот уровень, когда еще он не овладел регуляцией мочеиспускания, т.е. когда мать и другие ближайшие родственники заботились о нем.
В этот период ребенок находился в центре забот и внимания окружающих. При этом от самого ребенка не требовалось никаких внутренних усилий, чтобы оставаться в центре внимания. Говоря иначе, ребенок не должен был ничего преодолевать.
В этом случае педагогам и родителям необходимо понять, что стоит за подобным нарушением. Если это комплекс неполноценности, то нужно начать с формирования у ребенка мужества, поддержания веры в свои силы и способности, и ни в коем случае не запугивать его. Подобные дружеские отношения создадут основу для того, чтобы ребенок смог пробовать свои силы в решении различных жизненных задач. Взрослый должен давать ребенку возможность самостоятельно приходить как к правильному ответу, так и к ошибкам. Если ребенка постоянно “одергивать”, говорить, что он выбрал неправильный способ, – это только увеличит детскую нерешительность. Цель взрослого – убедить ребенка в том, что всего, чего он еще не достиг, можно добиться трудолюбием, усилием и волей.
Однако на основе стремления к превосходству у человека может развиться комплекс превосходства – постоянное чрезмерное стремление превосходить окружающих как реакция на появление чувства неполноценности. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Например, человек может постоянно показывать окружающим, что он умнее других. Если он разбирается в какой-то конкретной теме, то он постоянно будет переводить на нее разговор, чтобы демонстрировать свою эрудированность. Человек, обладающий комплексом гиперкомпенсации, по мнению А. Адлера, часто хвастлив и высокомерен.
Источник