Актуальность социальной ситуации развития ребенка
Любовь коренева
Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС
«Социально – коммуникативное развитие дошкольников.
Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС ДО»
«Умение ребёнка позитивно
общаться позволяет ему
комфортно жить
в обществе людей…»
Л. С. Выготский
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОСДО являются следующие:
– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
– формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитиеспособности вступать в общение и поддерживать его).
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий
– использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
– реализация общеобразовательной программы;
– обогащение предметно-пространственной среды.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как – личностно- развивающий и гуманистический. предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Выделяются основные принципы дошкольного образования,
направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
– учёт этнокультурной ситуации развития детей;
ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
Содержание направлено:
– на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Требования ФГОСДО к основным компетенциям педагога:
– Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
– Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
– Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
– Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
– Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Рекомендуемые инновационные формы работы
с детьми по «Социально-коммуникативному развитию»
по ФГОС:
Младший дошкольный возраст
– Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
– Организация сюжетных игр;
– Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
– Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
– Игры с моделированием;
– Литература и игра (чтение);
Средний дошкольный возраст
– Организация сюжетно-ролевых игр;
– Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
– Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
– Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
Старший дошкольный возраст
– Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
– Использование метода проектов.
– Использование метода коллекционирования.
– Использование театрализованной деятельности.
– Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
– Самостоятельная деятельность детей.
3.Инновационные формы работы с родителями:
– Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
– Вечера вопросов и ответов;
– Родительские гостиные;
– Тренинги по запросам родителей;
– Клубы по интересам;
– Родительские конференции;
– Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
– Творческие выставки и фотовыставки;
– Тематические вечера и викторины;
– Совместные досуги;
– Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
– Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
– Совместное создание мини-музеев.
4. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным,при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
– Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
– Обучение умению слушать и слышать другого;
– Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
– Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
– Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
– Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
– Формирование чувства симпатии между участниками общения;
– Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
– Обучение умению детей владеть собой;
– Развитие умения анализировать ситуацию;
– Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.
Источник
Людмила Акимкина
Актуальность проблемы социализации детей в ДОУ
Мы живем сейчас совершенно в новом мире. Этот мир нестабилен, жесток, переполнен информацией, оцифрован и существует огромный разрыв с предыдущими поколениями. Этот мир предъявляет новые требования к социальному статусу человека: Быть максимально полезным обществу, всесторонне развитым, не жестоким, неравнодушным, с активной жизненной позицией, гармонично взаимодействующий с окружающим миром. Поэтому проблема социализации является особо актуальной в настоящее время.
Ни один человек не рождается готовым членом общества. Развитие личности зависит от социальной среды, образа жизни, общения. Социализация личности начинается с первых лет жизни, а вернее первый социальный опыт ребенок приобретает до того как научится говорить. Именно в детстве у малыша формируется свое представление об окружающем мире. От того, каковы условия развития в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция, то есть период детства является первой ступенью в процессе социализации.
В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. И важно не упустить момент, подсказать, где правда, где ложь, что хорошо, что плохо, где равнодушие, а где участие, где жестокость, а где милосердие, что такое доброта, и что такое зло. Опыт детства во многом определяет его взрослую жизнь. Не имея навыков социализации, человек может быть робким, замкнутым, неуверенным в себе, с множеством комплексов. Из-за это чувствовать себя одиноким, никому нужным.Недаром говорят: Все проблемы из детства.
Детские учреждения играют большую роль в социализации детей. Одна из основных задач в ДОУ – это создание социально-благополучной среды для каждого ребенка. Вместе с семьей и только с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и закладывают основы развития личности. “Семья и детский сад не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка”. И если семья будет участвовать в воспитании и развитии своего малыша с помощью детского учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
Отношения с родителями нашей группы выстраивались постепенно. Поначалу приглядывались друг к другу. Было с их стороны и недопонимание и недоверие. Со стороны детей были выявлены такие проблемы как: капризы, упрямство, агрессия, неуважительное отношение к своим сверстникам и к взрослым, неумение давать оценку своим поступкам, неуважение к труду других людей, неумение вести себя в конфликтной ситуации, многие не имели простейших гигиенических навыков. И не всегда в той или иной ситуации родители соглашались с советами воспитателя.
И тогда мы поняли, что родители и дети нуждаются в помощи. Мы объяснили и взрослым и деткам, что детский сад наш дом, он похож на семью, здесь, как и в семье, есть взрослые, которые заботятся о детях. Здесь ты не один, много других детей, к которым надо относиться по доброму, не ссориться, не драться, быть готовым в любой момент придти на помощь другому, и теперь надо поступать ни как хочешь ты, а как лучше для всех. К воспитателю и другим взрослым нужно относиться с уважением, не грубить, не спорить, не перебивать, а где нужно рпредложить придти на помощь (что-то поднять, что-принести, приготовить стульчик воспитателю к занятию, помочь убрать и т. д.). Воспитателю важно постоянно видеть как ведет себя ребенок, что его беспокоит, вовремя придти на помощь, даже если он о ней не просит. Объяснить, прояснить ситуацию, помочь найти правильный выход. Ни одна возникшая конфликтная ситуация не остается без внимания.. Она проговаривается, анализируется, каждый высказывает свое мнение и принимается общее решение. Порою дети в конфликтной ситуации обвиняют всех, но только ни себя, и родителям пересказывают все наоборот. (Здесь важно не упустить этот воспитательный процесс. Довести до ума – лгать не хорошо, наговаривать на других, а самим выглядеть белым и пушистым – подло). Ведь такие качества как лживость, лицемерие, изворотливость, желание быть лучше всех негативно отразиться в дальнейшей судьбе человека.
На примерах литературных героев, и из личного опыта, объясняем, что лгать не хорошо (Тайное становится явным, быть ябедами и жадинами некрасиво, быть жестокими и равнодушными по отношению к кому-либо (животным или людям) подло, обижать девочек не по-мужски, не уважать старших недопустимо. Поощряем тех детей, кто вовремя пришел на помощь другому, кто делится игрушками, а не сидит в углу, обнявшись с ними, кто приветлив, кто уважительно относится к взрослым, и к детям, кто всегда опрятен, аккуратен, постоянно следит за своим внешним видом. Ставим в пример тех детей, кто сам справился в конфликтной ситуации и принял правильное решение. Не всегда надо бежать за помощью к воспитателю, но еще надо учиться решать (если это не сложно) свои проблемы самому.
Основными формами работы детского сада и семьи мы выбрали как традиционные формы работы: консультации, анкетирование, родительские собрания, беседы,так и нетрадиционные: совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках, организация дней открытых дверей, мини собрания.
Ни что так не сближает родителей и воспитателя, как совместные досуги.При подготовке совместных мероприятий родители принимают активное участие: помогают в оформлении помещений, в пошиве праздничных костюмов, изготовлении сюрпризов и подарков, обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника.
Такое взаимодействие сближает родителей, детей и воспитателя.
В заключении хочется сказать, работа, направленная на социализацию ребенка детсадовского возраста при взаимодействии детского сада и семьи дала свои результаты. У родителей появилось доброжелательное отношение к воспитателям и специалистам. Они стали чаще делиться своими проблемами в семье, не проявляют равнодушие к просьбам воспитателя, охотно помогают в благоустройстве группы и участка. Большинство детей адаптировались. Дети стали больше доверять друг другу и воспитателю, доброжелательно относиться к своим сверстникам.
Источник
В марте 2010 года на базе нашего детского сада (МДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 139” Волжского района города Саратова) прошел семинар для старших воспитателей и воспитателей ДОУ “Социализация детей дошкольного возраста”. На семинаре я представила доклад
“Актуальность проблемы социализации детей дошкольного возраста”
Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет, невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Чаще всего в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание не сформировано, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных средств массовой информации. Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко, явные агрессивные действия главного экранного героя оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) грань между добром и злом стирается, искажается представление об нравственных эталонах, общепринятых нормах взаимоотношений.
Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку…
Пагубное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.
Не вызывает сомнения положение о том, что процесс социализации детей, начинается не в школе и даже не в дошкольном учреждении, а в семье, с первых месяцев жизни ребенка. В обществе нет такого института, который мог бы заменить семью, ее функции. Сила и стойкость семейных отношений связана с тем, что они постоянны и длительны, повторяются в самых разнообразных жизненных ситуациях. Отношения ребенка с родителями являются первоосновой, фундаментом отношений личности к миру в целом.
Проблема приобщения дошкольников к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
· развитие игровой деятельности детей;
· приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
· формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Как сделать так, чтобы в этом сложном постоянно меняющемся мире не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Что нужно предпринять, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным? Какие же приёмы и средства должен применять педагог, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка? Разумеется, стимулирующие проявление любознательности, творческих возможностей, эмоциональной активности, способствующие коррекции и уточнению детских представлений. Свою работу следует строить, опираясь на развивающий принцип обучения, используя различные виды занятий, уделяя большое внимание созданию предметной развивающей среды.
Следует помнить, что главное место в процессе социализации дошкольников занимает игровая деятельность. Благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению дошкольники знакомятся с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для их собственного поведения. Игра является отражением социальной жизни. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей.
К сожалению, из результатов анкетирования, мы часто видим, что родители, не имеют представления о ценности игры, в силу каких-либо причин они редко играют с детьми. Главной задачей мамы и папы видят необходимость как можно раньше детей научить считать, читать и писать.
Ошибки и просчеты родителей, отсутствие грамотной квалифицированной психолого-педагогической помощи им со стороны педагогов ДОУ в данном вопросе могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении, в трудностях адаптации. Несформированная в дошкольном возрасте социальная компетентность может привести к отчужденности, тревожности, низкой успеваемости в школе, эмоциональной глухоте, враждебности, агрессивности, применению физической силы. Поэтому только грамотно спланированная совместная работа педагогического коллектива и родителей воспитанников по социализации дошкольников способна дать плодотворные результаты.
Ведь единая цель педагогов детского сада и родителей – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Источник