Актуальность развития ребенка с 3 лет
Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста в специально организованных и домашних условиях
Автор: Паршенкина И.А
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого закладывается фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этом возрасте закладывается и формируется развитие сенсорных представлений у детей средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Для более успешного сенсорного развития необходимо непрерывное совместное с родителями развитие на оснонове партнерских отношений педагога и родителей .
Реализуя следующие задачи и одновременно создавая условия педагог, обеспечивает эффективное использование дидактических игр для формирования представлений и закрепления сенсорных эталонов, совершенствуя навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету; воспитывая бережного отношения к игрушке; обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей; повышая педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли сенсорного развития в развитии речи воспитанников. И заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству с педагогом.
Актуализировая знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.
Формируя у родителей (законных представителей) представления о роли сенсорного развития у дошкольников. Познакомить с разновидностями дидактического материала для знакомства с сенсорными эталонами ,развитием мелкой моторики и методической литературой по теме. Для более наглядного знакомства подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми).
Формируя у детей заинтересованность и умение играть в
сенсорно – настольные игры мы сформируем полноценное восприятие окружающего мира, умения обследовать предметы, формирование познавательно – речевой активности детей, дети познакомятся с эталонами цвета;
Таким образом формирование родительской культуры в области воспитания и
развития ребенка 2-3 лет;
– родители научатся создавать дома условия для игр по сенсорному
развитию ребёнка и подбирать их;
– родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
Итак что-же такое сенсорика? Существует сенсорное развитие ребенка и сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:
зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Что подразумевают под собой сенсорные эталоны?
- система мер веса;
- система величины;
- система цвета;
- система геометрических фигур;
- система мер длины;
- система направлений;
- система звуков;
- система запахов;
- система фактуры.
Осваивание данных знаний требует длительного времени и совершенствование во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.
Основными методами сенсорного развития можно назвать:
– обследование предметов;
– дидактические игры;
– занятия творчеством
– игры на мелкую моторику
Этапы освоения эталонов
I. К особенностям сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
причислим тот факт, что сенсорные знания будут осваиваться следующими этапами:
Освоение предэталонов – понимание величины и формы предметов, расстояний
и т.д. Продолжается это освоение с 6 месяцев и до 2,5-3 лет. Освоение понятия «расстояние» начинается сразу после того,
как ребенок учится перемещаться самостоятельно.
II. Свойства предметов понимаются посредством сравнения.
Ребенку проще усвоить понятия цветов с помощью сравнительного
анализа, сопоставляя новую вещь с уже знакомым предметом,
имеющим легко узнаваемый цвет. К примеру: красный как яблоко,
желтый как солнышко или голубой как небо. Геометрические
фигуры познаются через сравнение с привычными вещами.
К примеру, крыша похожа на треугольник, мяч – на круг, окно –
на квадрат. Продолжается этот этап с 3-4 до 7 лет.
III. Качество предметов анализируется в сравнении с эталонами.
Например, яйцо – овальное, разноцветная бабочка – как радуга.
Эталонами в данном случае выступают ноты, звучание звуков языка,
семицветный спектр со всевозможными оттенками. Продолжается
данный этап от 6 до 7 лет.
Что может знать дошкольник?
Какими знаниями должен обладать ребенок до школы?
основные из них:
цвета;
величины (толстый, худой, узкий, средний, широкий и т.д.);
основные геометрические формы;
вкусовые различия (сладость, горечь, кислота, соленость);
запах;
фактура (теплый, мягкий, гладкий и т.д.);
вес (легкий – тяжелый);
звук (громкий, тихий, высокий, низкий);
время (сначала – утро, день, вечер, ночь, затем более сложные
моменты, такие как временные интервалы – 1 минута, 5 минут, 1 час,
умение определять время по часам);
речевой слух (уметь различать гласные и согласные звуки
языка, умение сочетать их и составлять слова);
музыкальный слух (различие звуков по высоте, тембру, мелодии, ритмике);
пространственное ориентирование (впереди
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений и мелкой моторики рук детей любого возраста.
1. Изучение ребенком величины (большой, поменьше, самый маленький; длинный, короткий, широкий, узкий и т.д.)
2. Тактильные ощущения (мягкий, твердый, гладкий, шершавый, пушистый….)
3. Геометрические фигуры плоскостные (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве очень важно т.к..
Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир- это зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Что подразумевают под собой сенсорные эталоны? Перечислим основные из них, которые следует освоить детям старшего и младшего дошкольного возраста:
система мер веса;
система величины;
система цвета;
система геометрических фигур;
система мер длины;
система направлений;
система звуков;
система запахов;
система фактуры.
Осваивание знаний требует длительного времени и совершенствоваться во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.
Основными методами сенсорного развития можно назвать:
обследование предметов;
дидактические игры;
занятия творчеством
игры на мелкую моторику
Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:
1.Чтение познавательной литературы: детские энциклопедии, художественную литературу, через собственный опыт например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет основываясь на уже приобретенном опыте ребёнка обследовать.
2. Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
3. Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
4. Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы – клюв, глаза, крылья, ноги.
5. Метод тактильного ощущения. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
6. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Взрослый вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
7. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг – круглый, катиться, нет углов. Квадрат – есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
8. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
К нестандартным способам сенсорного воспитания можно отнести, например контакты с животными или поход в зоопарк. В сочетании с верными действиями родителей или руководителя экскурсии, содержание такого похода принесет не только необыкновенные впечатления, но и сможет сразу же систематизировать полученную информацию. Узнает, что некоторые животные живут на суше, другие – под водой. Очень важно не просто рассказывать, а вести диалог с ребенком, задавать ему вопросы, заставляющие активизировать мозговую деятельность. Такой поход в зоопарк поможет выработать у ребенка любовь к животным, интерес к живой природе и фауне.
В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги. Например, одна из таких книг имеет новое покрытие на каждой странице – одна страница покрыта шерстью, другая имеет усы из лески, напоминающие усы животного, и т.д. Сделать такие пособия можно и самостоятельно.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений
Например:
Игротека.
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной
непрозрачной ткани, в который помещаются разные по
форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь
каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете
спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать
по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха,
фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны
их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно
быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх
неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас
попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1
фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним,
потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить
очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки,
то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или
конфета, поверьте, восторгу не будет предела!
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или
разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок,
это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.
Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу.
После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи,
предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы
закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать
пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат,
треугольник, овал) .
Игра «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут
помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и
координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную
эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе
резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы
встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на
каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним
всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с
пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу
любимыми стихотворениями.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
– Устали пальчики от такой ходьбы!
Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать
пальчиковую гимнастику, которую очень любят детки.
Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она
не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги
стихотворения:
«Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок. »
Смена рук
«Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье! »
Игра «Рисуем на крупе»
– Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится?
– Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое!
И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать
Яблоко! А ещё что?
Таким образом родители могут занять досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок
находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь,
это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче
и быстрее оно будет проходить. Побуждая ребенка к игре,
насколько возможно это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Источник
Пожалуй, невозможно найти в обществе более важную задачу, чем воспитание нового человека. Безусловным фактором дальнейшего общественного прогресса может стать лишь высоко сознательный, способный и нравственно развитый индивид, обладающий гражданственной жизненной позицией.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.
Данная задача приобретает в настоящее время особую актуальность, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. После того, как матери получили возможность воспитывать детей до трёх лет дома, не теряя места работы и получая пособие по уходу за ребёнком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет, либо переквалифицировались на работу с дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время происходит обратный процесс: в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией всё больше молодых матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей в ясли.
Одним из федеральных проектов, реализуемых в рамках национального проекта «Образование» является федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», направленный на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Но оказание на базе дошкольных организаций услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям, в особенности воспитывающим детей раннего возраста на дому, невозможна без одновременного создания условий для раннего развития самих детей. Задачей, системы дошкольного образования, в этих условиях, становится повышение доступности дошкольного образования для детей раненого возраста (что связано с исполнением президентского Указа № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Кто они сегодняшние воспитанники? Есть теория «Теория поколений» , созданная в конце 20 века, предполагает , что у людей , которые родились в одно время , пережили опыт в детстве, будут одинаковые ценности. И эти ценности будут отличать их от людей других поколений . Так что это за поколение и какое оно? Когда старшие поколения сетуют на то, что дети теперь совсем другие, они во многом правы. С развитием технологий этот разрыв ощущается еще больше. Когда стало понятно, что дети разных поколений имеют свои особенности мышления и поведения, возникла теория поколения. В 90-е годы Уильям Штраус и Нил Хау пришли к выводам, что рождение в определенный период предопределяет навыки, мышление, ценности и поведение людей. Штраус и Хау выделили 4 поколения Миллениума: 1943-1960 – поколение бэби-бумеров 1961-1981 – поколение X 1982-2004 – поколение Y (миллениалы) с 2005 – поколение Z. Некоторые специалисты уверены, что современные технологии ускорили смену поколений (средний цикл – 20 лет) и с 2010 года на свет рождаются дети поколения Альфа. Чем Альфа-дети отличаются от других?
Они родились в мире , где технологии решают всё. Малыши с раннего возраста контактируют с разными устройствами , которые используются для их развлечения и развития. Они отлично в них разбираются и могут справиться с любым сложным девайсом. Им интересен мир технологий и инноваций. Дети Альфа приобрели уникальную способность – делать несколько заданий одновременно. Они мобильны и любят учиться, но только при условии, что это им интересно. Кроме того, дети из поколения Альфа самостоятельны и знают, чего хотят. Они умеют решать любые трудности, находят выход из конфликтных ситуаций и не признают криков, угроз и насилия. На них не действуют общепринятые системы обучения, построенные на методе кнута и пряника. Для альфа детей намного важнее внутренняя мотивация, чем внешняя. Но работать они предпочитают в одиночестве, а живому общению – виртуальное.
На что мы обращаем внимание при воспитании Альфа детей . Альфа-дети самостоятельны, любознательны, талантливы, смотрят на мир позитивно и знают чего хотят. Но также они чувствительны, ранимы и требуют к себе творческого подхода. Поэтому им нужны взрослые, которые умеют договариваться и идти на компромиссы. Взрослым надо научиться быть понимающими, принимающими и поддерживать любые творческие начинания ребенка. Отказаться от критики и любого вида насилия, вместо этого практиковать больше объятий и слов любви. Придется смириться с тем, что эти дети не признают правила ради правил. Им надо знать, что это действительно важно и рационально.
Так как же помочь взрослым воспитать современного ребенка, как помочь педагогам, которые работают с малышами, соблюдая все современные требования? Тем более, что длительное время не хватало методической литературы, новых образовательных программ и технологий по работе с детьми раннего возраста.
В настоящее время существует несколько образовательных программ для дошкольных организаций по развитию детей раннего возраста. На наш взгляд, одной из программ, отвечающей всем современным требованиям является программа «Теремок».
«Теремок» – современная комплексная образовательная программа для воспитания и развития детей от двух месяцев до трех лет в специально смоделированной среде. • Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации психофизического и социокультурного развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и образовательного «запроса» семьи. • Описывает целевые ориентиры, ключевые задачи и базисное содержание пяти образовательных областей: • Социально-коммуникативное развитие • Познавательно развитие • Речевое развитие • Художественно-эстетическое развитие • Физическое развитие
«Теремок» – это вариативная программа, которая изначально нацелена на поддержку образовательного запроса разных семей (в т.ч. оказавшихся в сложной жизненной ситуации) и реальный учет особенностей разных регионов Российской Федерации (природно- климатические, экономические, культурно- исторические). В ней представлены три наиболее востребованные в России организационные формы (варианты): группа «Вместе с мамой», «Группа кратковременного пребывания ребенка в детском саду», «Группа полного дня». Предусмотрен вариант и для малокомплектных детских садов (по статистике, во многих регионах России их число превышает 50%).
Также к программе разработан полный комплект учебно-методических пособий по раннему возрасту.
Наше дошкольное учреждение реализует образовательную программу для детей раннего возраста «Теремок». Воспитатели применяют вариативные формы и методы, которые призваны обеспечить активное участие ребёнка в образовательном процессе в соответствие с его интересами, поддерживают личностно-ориентированный характер его взаимодействия.
В первые три года жизни ребенок стремительно развивается и усваивает огромное количество информации. “Есть мнение современных психологов, которые говорят, что если оценивать “середину жизни человека” не по количеству прожитых лет, а по объему освоенного опыта, то она, как это ни странно, будет приходиться на возраст около трех лет”. А значит, появление и внедрение в российской системе дошкольного образования современных программ для малышей крайне важно для успешного развития новых поколений.
Также на базе нашего Доу в 2019-2020 учебном году была создана муниципальная стажировочная площадка «Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста», направленная на совершенствование профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач воспитания детей раннего возраста.
Работа площадки «Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста» включала разные формы работы со стажерами, стажеры выполняли предложенные задания, формировали свою профессиональную компетентность. Также стажеры выступали инициаторами обсуждения актуальной темы.
Работа площадки началась в сентябре 2019 года. Прошло 9 заседаний стажировочной площадки. Стажировку за это время прошли более 20 педагогов Энгельсского муниципального района. Приняли активное участие в работе площадки 20 педагогов из нашего ДОУ и 26 педагогов из других ДОУ ЭМР.
На сайте МАДОУ «Детский сад № 18» создана страница стажировочной площадки, где выставляется информация о проведенных мероприятиях.
Таким образом, повышение квалификации педагогов в форме стажировки позволяет совершенствовать профессиональные навыки в альтернативной форме при территориальной (транспортной) доступности, развивать профессиональные компетенции педагогов, приобретать и закреплять на практике актуальные знания, умения, навыки в процессе прохождения стажировки, осуществлять диссеминацию лучшего педагогического опыта воспитания, обучения и развития воспитанников, накопленного образовательной организацией.
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.
Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный опыт человечества.
Хочу закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:
«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Только от нас, взрослых зависит, какой человек вырастит, а для этого есть все необходимые средства развития: и программы, и технологии, и всевозможные технические средства.
Источник