Актуальность развития мелкой моторики руки ребенка

Актуальность развития мелкой моторики руки ребенка thumbnail

Актуальность проблемы развития мелкой моторики для современных детей дошкольного возраста.

          «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

 Это  не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передаётся в мозг ребёнка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как  внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.  Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.  Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное  благополучие ребенка, на его самооценку.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является связь  развития мелкой моторики и речевого развития ребёнка. И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: “Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями”. Павлов также говорил, что, речь, – это, прежде всего мышечные ощущения которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки можно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

В последние годы в стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время становится актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Работа по развитию мелкой моторики рук позволяет улучшить и ускорить речевое развитие детей дошкольного возраста, улучшает качество речи, чёткость звуков, расширяет словарный запас, вызывает у детей интерес к познанию нового и интересного. Тонкая моторика – основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, связная речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Сегодня уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. В результате того, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии. В результате из жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения пальцев.

Большинство родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша к школе, обращают внимание на чтение и счёт. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребёнка движение пальцев и кистей рук, т. к. развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения речью и письмом.

При поступлении ребёнка в школу недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к школе, снижению учебной мотивации.

Таким образом можно сделать вывод, что вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Поэтому недаром одной из социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, представленных в целевых ориентирах ФГОС ДО, является следующая: «У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими».

Источник

Наталья Степанова
Актуальность вопроса о развитии мелкой моторики дошкольников

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольноговозраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера.

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Побуждать пальчики работать – одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы работы.

В основном,мною используются следующие нетрадиционные техники:

– Рисование пальчиками,

– Рисование ватными палочками;

– Аппликация сыпучими, природными материалами, крупой;

– Аппликация из ваты, ниток

– Пластилинография;

– Выкладывание крупами и семечками на пластилине;

– Отпечаток листьев;

– Скатывание бумаги.

Детям очень нравятся такие занятия и они с удовольствием изготавливают просто шикарные работы.

Данные работы вы сможете посмотреть в фотоальбоме на моей странице, там размещены детские работы.

Источник

Рука – это инструмент

                                                                         всех инструментов

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» – писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Начиная работу в группе детей младшего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания. Многие дети, находясь за столом, разливали содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и одежду. Большое количество детей не могло самостоятельно одеться и раздеться. Часто предметы произвольно выпадали у них из рук.

Также дети испытывали сложности в продуктивной деятельности: в работе с ножницами, лепке. Рисунки выполнялись нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Недостаточное развитие мелкой моторики проявлялось в походке, ручной деятельности, развитии речи.

Описание опыта работы

В результате вышеизложенного передо мной была поставлена цель:

Создать систему работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

В ходе реализации данной системы необходимо было решить следующие задачи

  • развивать общую моторику рук;
  • развивать мелкую моторику рук с помощью массажа, специальных упражнений и пальчиковых игр;
  • стимулировать речевое, умственное и интеллектуальное развитие детей;
  • формировать навыки предметной деятельности детей;
  • формировать навыки самообслуживания.

Ожидаемый результат

  • Повышение уровня развития мелкой моторики воспитанников группы младшего возраста «Мишутки»;
  • формирование и становление речевых навыков у воспитанников;
  • интеллектуальное и умственное развитие детей;
  • пополнение предметно-развивающей среды;
  • обогащение родительского опыта в воспитании детей;
  • создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.

Работа по внедрению этой системы велась в несколько этапов:

I этап – подготовительный.

На первом этапе я изучила научно-методическую литературу по данной теме

  • познакомилась с исследованиями  М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук;
  • изучила авторскую программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста;
  • подготовила диагностические карты для проведения диагностики уровня развития мелкой моторики рук детей, используя авторскую методику обследования доктора психологических наук Т.Г. Визель;
  • оформила картотеку пальчиковых игр;
  • провела консультации для родителей;
  • создала предметно развивающую среду, включающую:
  • сухие бассейны со сменными наполнителями;
  • пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
  • контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, грецкие орехи, ребристые палочки);
  • набор прищепок;
  • мякиши-ежики;
  • картотека пальчиковых игр;
  • шнурки с узелками;
  • эспандеры;
  • шары и подушечки с нашитыми на них пуговицами;
  • игры-шнуровки;
  • игры-рамки со вставными деталями;
  • наборы конструктора «Лего»;
  • наборы небольших игрушек;
  • пальчиковый, варежковый театр;
  • театр на карандашах и палочках от мороженного;
  • наборы счетных палочек;
  • дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
  • наборы геометрических фигур;
  • мячи разного диаметра.

II этап  – диагностический

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук проводилась в 1-ю и 2-ю неделю сентября по методике доктора психологических наук Т.В. Визель.

Задачи

  • Выявить уровень сформированности у детей навыков  продуктивной деятельности;
  • Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников.

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей:

  • определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;
  • подготовить индивидуальные рекомендации.

Результаты диагностики на начало учебного года показатели,  что с высоким  уровнем развития мелкой моторики рук детей младшей группы не выявлено, треть детей (33%) имели средний уровень, а большинство низкий (67%).

Источник

Актуальность
Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего
дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими,
физиологическими и речевыми особенностями. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники
часто испытывают серьезные трудности.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго
до поступления в школу.

Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость.
К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от
примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики
…«Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них … идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли.»
Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у
детей.
Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей
готовности ребёнка к обучению в школе.
Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и
стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Виды организованной деятельности и их направления,

где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.
Познание:
Социализация (игровая деятельность).
Труд (самообслуживание).
Безопасность (сохранение жизни и здоровья).
Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).
Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).
Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).
Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))

Предметно-развивающая образовательная среда

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда,
приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики.
У нас есть определённое место в группе, где представлены различные игры
и материалы для развития мелкой моторики. Работа здесь осуществляется с
небольшой группой детей. Иногда, в утренний и вечерний отрезки времени,
занимаемся индивидуально. Сейчас замечаем, что дети самостоятельно и с
большим интересом действуют с дидактическим материалом.

Цель и задачи :
Цель: развитие мелкой моторики у детей посредством дидактических игр и
игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
Развивать тактильную чувствительность рук.
Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
Тренировать тонкие движения пальцев рук.
Развивать память, внимание, терпение и связную речь.
Развивать навыки ручной умелости.
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Методы и приёмы
Доминирующий метод – игровой.
Словесный (объяснение и рассказ)
Наглядный (показ, демонстрация, схемы)
Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)

Содержание
Поставив перед собой цель и задачи, а так же исходя из моего личного
педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на
развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе «От рождения до школы» (под редакцией авторов Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой) я подобрала наиболее приемлемые для решения поставленных задач виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики. Для удобства, те виды игровых упражнений, которые я использую в работе, были разбиты на комплексы:
Использование нестандартного оборудования.
Комплекс элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.
Комплекс «Пальчиковые игры».
Комплекс игрового массажа.
Развитие графической моторики.

Игры с крупой
Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги
смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем
рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему.
Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время.
Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для
рисования не придумаешь.
Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку.
Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним
пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.
Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

Разверни, не порви…
Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех,
завёрнутый в фольгу. Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Игры со счётными палочками.
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные
палочки или спички ( без серы).
«Сложи колодец»
«Выложи картинку»
«Выложи геометрическую фигуру»

Игры с прищепками
Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию,
мелкую моторику рук. Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры с конструктором лего
Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети
знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Сухой бассейн
Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие
игрушки от киндер-сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

Игры – шнуровки
Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, способствуют понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа».
Способствуют развитию речи.
Развивают творческие способности.
Развивают усидчивость, внимание, терпение.
Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности
движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе
бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…
А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты,
скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…

Игры с пластилином
Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография…

Игры с бумагой
Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами…
Такие игры помогут детям узнать как обычная бумага превращается в
красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки.
Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти
помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов,
цветов, животных и т.д.

Игры с природным материалом
Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно
создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук

Пазлы и мозайка
Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме
мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.
Мозаика – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают
композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Работа с ножницами
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и
координации движений руки становится важной частью подготовки к школе.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и
речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики
способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления,
внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает
общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа
пальчиков и ладоней.

Развитие графической моторики

ВЫВОД: Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача
комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является
одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и
необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Источник