Актуальность раннего развития ребенка

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Из любого ребенка можно вырастить талант, если вовремя его «удобрить». Самое главное время для развивающегося человечка – это первые годы его жизни. Именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новых связей и здесь закладываются основы будущей жизни и характера в частности, поэтому воспитание и развитие в раннем возрасте считается самым важным этапом формирования личности.

Актуальность выбранной нами темы объясняется тем, что материала по исследуемому вопросу очень много и он нуждается в систематизации – это во-первых. Именно потому целью нашей работы являются систематизация и осмысление уже имеющихся исследований. Во-вторых, на наш взгляд, проблема раннего развития ребенка актуальна всегда, несмотря на то, что в науке постоянно появляются все новые работы по этой проблеме. Целесообразно обратиться к некоторым из этих работ. В частности, Зайцев Н.А в основу методики обучения положил идею о том, что элементарной частицей речи является склад. Склад – это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков. Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит “ма”, “па”, “ба”. На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же в игре малыши знакомятся и с математикой.

Основной принцип в исследованиях Марии Мантессори – это игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Он основан на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Глен Доман – один из руководителей Института развития человеческого потенциала в Филадельфии, разрабатывая свою методику, опирался на многолетние исследования, проводимые в самых разных странах мира как со здоровыми, так и с умственно отсталыми детьми. Исследования показали, что за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. “И в этом нет ничего странного, – утверждает Глен Доман, – просто дети делают то, что им нравится” [2]. Доман опирается на отличную зрительную память малышей. В методике Глена Домана используются так называемые “карточки Домана”. Глен Доман рекомендует показывать малышу буквально с рождения большие карточки с крупно написанными на них красными словами (именно словами, а не буквами); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. Доман утверждает, что абстрактные символы – цифры и буквы – детям понять гораздо сложнее, нежели конкретные. А для малыша слово “МАМА” гораздо более конкретно, чем некая буква “М” или “А”. А понятие “три кружочка” очевиднее, чем абстрактная загогулина в виде цифры “3”. Ребенок познает сначала количество, а уж потом порядок. Карточки Домана можно сделать самостоятельно.

Согласно теории Масару Ибука, маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Масару Ибука считает, что то, что дети усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По мнению Масару Ибука, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают медленно, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда.

Маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, поэтому задача родителей состоит в том, чтобы предоставить своему ребенку как можно больше информации для познания. «Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым» [3]. «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития» [4]. Эффективная система развивающих игр для детей создана известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.

Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества». По методике Никитиных, игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Эти игры обладают большим потенциалом, то есть их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознание и достраивание образов, то есть на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка, но при этом все задания по степени трудности возрастают. Если этого не будет, то развитие ребенка остается неизменным.

Таким образом, все авторы методики раннего развития ребенка говорят, что все дети в этом возрасте легко поддаются обучению и испытывают безграничную жажду знаний. Надо очень постараться, чтобы не отбить у них желание получать новую информацию. Ни в коем случае не надо делать ничего, что могло бы вызвать скуку у ребенка. Родители – лучшие учителя для своего малыша. Нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, описанные исследователями. Ребенок – индивидуальность, неповторимая личность. Всегда надо помнить об этом.

Литература:

  1. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет». -1997г.
  2. Глен Доман «Гармоничное развитие ребенка» 2007г. golysh.ru/metodika-domana
  3. Масару Ибука «После трех уже поздно» – М.: РУССЛИТ, 1999. – 96с.
  4. Никитины Л. И Б. «Мы и наши родители». – М.: Молодая гвардия, 1990.
  5. Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников. М.: Изд. Дом РАО, 2004.

Источник

Пожалуй, невозможно найти в обществе более важную задачу, чем воспитание нового человека. Безусловным фактором дальнейшего общественного прогресса может стать лишь высоко сознательный, способный и нравственно развитый индивид, обладающий гражданственной жизненной позицией.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе по дням

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Данная задача приобретает в настоящее время особую актуальность, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. После того, как матери получили возможность воспитывать детей до трёх лет дома, не теряя места работы и получая пособие по уходу за ребёнком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет, либо переквалифицировались на работу с дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время происходит обратный процесс: в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией всё больше молодых матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей в ясли.

Одним из федеральных проектов, реализуемых в рамках национального проекта «Образование» является федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», направленный на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Но оказание на базе дошкольных организаций услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям, в особенности воспитывающим детей раннего возраста на дому, невозможна без одновременного создания условий для раннего развития самих детей. Задачей, системы дошкольного образования, в этих условиях, становится повышение доступности дошкольного образования для детей раненого возраста (что связано с исполнением президентского Указа № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Кто они сегодняшние воспитанники? Есть теория «Теория поколений» , созданная в конце 20 века, предполагает , что у людей , которые родились в одно время , пережили опыт в детстве, будут одинаковые ценности. И эти ценности будут отличать их от людей других поколений . Так что это за поколение и какое оно? Когда старшие поколения сетуют на то, что дети теперь совсем другие, они во многом правы. С развитием технологий этот разрыв ощущается еще больше. Когда стало понятно, что дети разных поколений имеют свои особенности мышления и поведения, возникла теория поколения. В 90-е годы Уильям Штраус и Нил Хау пришли к выводам, что рождение в определенный период предопределяет навыки, мышление, ценности и поведение людей. Штраус и Хау выделили 4 поколения Миллениума: 1943-1960 – поколение бэби-бумеров 1961-1981 – поколение X 1982-2004 – поколение Y (миллениалы) с 2005 – поколение Z. Некоторые специалисты уверены, что современные технологии ускорили смену поколений (средний цикл – 20 лет) и с 2010 года на свет рождаются дети поколения Альфа. Чем Альфа-дети отличаются от других?

Они родились в мире , где технологии решают всё. Малыши с раннего возраста контактируют с разными устройствами , которые используются для их развлечения и развития. Они отлично в них разбираются и могут справиться с любым сложным девайсом. Им интересен мир технологий и инноваций. Дети Альфа приобрели уникальную способность – делать несколько заданий одновременно. Они мобильны и любят учиться, но только при условии, что это им интересно. Кроме того, дети из поколения Альфа самостоятельны и знают, чего хотят. Они умеют решать любые трудности, находят выход из конфликтных ситуаций и не признают криков, угроз и насилия. На них не действуют общепринятые системы обучения, построенные на методе кнута и пряника. Для альфа детей намного важнее внутренняя мотивация, чем внешняя. Но работать они предпочитают в одиночестве, а живому общению – виртуальное.

На что мы обращаем внимание при воспитании Альфа детей . Альфа-дети самостоятельны, любознательны, талантливы, смотрят на мир позитивно и знают чего хотят. Но также они чувствительны, ранимы и требуют к себе творческого подхода. Поэтому им нужны взрослые, которые умеют договариваться и идти на компромиссы. Взрослым надо научиться быть понимающими, принимающими и поддерживать любые творческие начинания ребенка. Отказаться от критики и любого вида насилия, вместо этого практиковать больше объятий и слов любви. Придется смириться с тем, что эти дети не признают правила ради правил. Им надо знать, что это действительно важно и рационально.

Так как же помочь взрослым воспитать современного ребенка, как помочь педагогам, которые работают с малышами, соблюдая все современные требования? Тем более, что длительное время не хватало методической литературы, новых образовательных программ и технологий по работе с детьми раннего возраста.

В настоящее время существует несколько образовательных программ для дошкольных организаций по развитию детей раннего возраста. На наш взгляд, одной из программ, отвечающей всем современным требованиям является программа «Теремок».

«Теремок» – современная комплексная образовательная программа для воспитания и развития детей от двух месяцев до трех лет в специально смоделированной среде. • Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации психофизического и социокультурного развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и образовательного «запроса» семьи. • Описывает целевые ориентиры, ключевые задачи и базисное содержание пяти образовательных областей: • Социально-коммуникативное развитие • Познавательно развитие • Речевое развитие • Художественно-эстетическое развитие • Физическое развитие

«Теремок» – это вариативная программа, которая изначально нацелена на поддержку образовательного запроса разных семей (в т.ч. оказавшихся в сложной жизненной ситуации) и реальный учет особенностей разных регионов Российской Федерации (природно- климатические, экономические, культурно- исторические). В ней представлены три наиболее востребованные в России организационные формы (варианты): группа «Вместе с мамой», «Группа кратковременного пребывания ребенка в детском саду», «Группа полного дня». Предусмотрен вариант и для малокомплектных детских садов (по статистике, во многих регионах России их число превышает 50%).

Читайте также:  Развитие пола у ребенка

Также к программе разработан полный комплект учебно-методических пособий по раннему возрасту.

Наше дошкольное учреждение реализует образовательную программу для детей раннего возраста «Теремок». Воспитатели применяют вариативные формы и методы, которые призваны обеспечить активное участие ребёнка в образовательном процессе в соответствие с его интересами, поддерживают личностно-ориентированный характер его взаимодействия.

В первые три года жизни ребенок стремительно развивается и усваивает огромное количество информации. “Есть мнение современных психологов, которые говорят, что если оценивать “середину жизни человека” не по количеству прожитых лет, а по объему освоенного опыта, то она, как это ни странно, будет приходиться на возраст около трех лет”. А значит, появление и внедрение в российской системе дошкольного образования современных программ для малышей крайне важно для успешного развития новых поколений.

Также на базе нашего Доу в 2019-2020 учебном году была создана муниципальная стажировочная площадка «Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста», направленная на совершенствование профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач воспитания детей раннего возраста.

Работа площадки «Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста» включала разные формы работы со стажерами, стажеры выполняли предложенные задания, формировали свою профессиональную компетентность. Также стажеры выступали инициаторами обсуждения актуальной темы.

Работа площадки началась в сентябре 2019 года. Прошло 9 заседаний стажировочной площадки. Стажировку за это время прошли более 20 педагогов Энгельсского муниципального района. Приняли активное участие в работе площадки 20 педагогов из нашего ДОУ и 26 педагогов из других ДОУ ЭМР.

На сайте МАДОУ «Детский сад № 18» создана страница стажировочной площадки, где выставляется информация о проведенных мероприятиях.

Таким образом, повышение квалификации педагогов в форме стажировки позволяет совершенствовать профессиональные навыки в альтернативной форме при территориальной (транспортной) доступности, развивать профессиональные компетенции педагогов, приобретать и закреплять на практике актуальные знания, умения, навыки в процессе прохождения стажировки, осуществлять диссеминацию лучшего педагогического опыта воспитания, обучения и развития воспитанников, накопленного образовательной организацией.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный опыт человечества.

Хочу закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:

«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Только от нас, взрослых зависит, какой человек вырастит, а для этого есть все необходимые средства развития: и программы, и технологии, и всевозможные технические средства.

Источник

АКТУАЛЬНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Малофеева Е.В.

Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы

научный руководитель: Аслаева Р.Г., д.п.н., профессор

В настоящее время в обществе возрастает спрос родителей на образовательные услуги по раннему развитию детей, но тенденция посещения учреждения дошкольного образования такова, что принимаются только дети с 1,5 – 2-х лет. Соответственно определяется проблема организации психолого-педагогического сопровождения адаптации ребёнка раннего возраста к новым социальным условиям, что сопровождается интересом педагогов, психологов и родителей к специфике образовательной программы, реализуемой учреждением дошкольного образования. Следовательно, характер продвижения и развития ребенка раннего возраста во многом обусловлен характером складывающегося взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьей. Это связано с тем, что ранний возраст – это период становления всех органов и систем ребёнка, когда происходит «закладка» основ здоровья и личности человека. По темпам психофизического развития ему нет равных. Важность комплексного подхода к развитию детей с самого раннего возраста опирается не только на общие законы развития человека, но и подтверждена исследованиями эффективности вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека [Леганькова].

В современном российском обществе усиливается государственная политика и внедряется ряд социально-педагогических мер в отношения детей с особенными образовательными потребностями, а также трансформация общественного сознания в сторону принятия данной категории детей как полноправных членов общества. Но этот процесс происходит медленно под влиянием устойчивых стереотипов разделения детей в их развитии и необходимости получения ими образования в рамках двух изолированных образовательных систем: системе общего и специального образования. Бичева И.Б., Муравьева И.А. [Бичева] указывают, что в современной системе дошкольного образования учеными и практиками определяются факторы, снижающие качественные характеристики процесса взаимодействия участников отношений, что сказывается на развитии детей раннего возраста.

Противовес позиции актуальности необходимости образовательные услуги по раннему развитию детей выделяется позиция С. Н. Теплюк, который считает, что у детей младенческого и раннего возраста не сформированы тормозные процессы, что весьма затрудняет работу с ними. Ребенок не может находиться в бездеятельном состоянии, сидя за столом в ожидании обеда [Теплюк, с. 20]. Также он утверждает, что услышав запрет, малыш не может сразу же прервать свою деятельность, ему необходимо какое-то время, чтобы перестроиться. Способность детей к обучению сочетается с несформированностью произвольного внимания – если им что-то неинтересно или сложно для восприятия, они отказываются смотреть, слушать или просто уходят [теплюк].

Но Козявкин В.И., Бабадаглы М.А., Ткаченко С.К., Качмар О.А., сравнивая детей с нормой в развитии и детей с детским церебральным параличом, утверждают, что например, первый год жизни ребенка – период его первичного обучения, формирования нейронных ансамблей – составляет основу для последующих стадий психического и речевого развития. На втором году жизни, когда ребенок уже самостоятельно передвигается, он осваивает окружающий мир, овладевает чувством трехмерного пространства, знакомится с предметами, их назначением и использованием, начинает общаться со взрослыми с помощью речи. В полтора года ребенок уже способен интуитивно принимать решения, то есть решать проблемы путем мыслительных комбинаций.

Возраст два-три года – первый критический период, период упрямства ребенка. Ребенок уже имеет небольшой жизненный опыт, ощущение своего Я. Он стремится к самостоятельности в познании мира и своих действиях, но часто наталкивается на непонимание взрослых, подавление его независимости, что и порождает его упрямство. В этом возрасте ребенок слушает простые рассказы, подбирает идентичные предметы, задает много вопросов, узнает и называет отражения в зеркале. Он начинает понимать значение некоторых абстрактных понятий, развиваются начальные представления о количестве, временной последовательности, отвечает “нет” на абстрактные понятия.

Читайте также:  3 месяца ребенку развитие вес и рост таблица для мальчиков

В три-четыре года на фоне интенсивного развития речи ребенок уже хорошо знает назначение основных предметов, определяет их форму, цвет, вкус, фактуру, используя слова-определения. Может считать до пяти, понимает время, использует прошедшее и настоящее время; понимает степени сравнения [Козявкин, с. 141].

Важность внедрения и развития системы психолого-педагогического развития детей раннего возраста в образовательном учреждении прослеживается еще и потому, что сейчас активно внедряется технология инклюзивного обучения, что дает возможность детям с особенными образовательными потребностями развиваться не изолированно, а со сверстниками, потому что дети не могут виновны в том, что различные факторы оказывают влияние на развитие центральной нервное системы, вызывая задержки развития разного рода.

Среди основных можно назвать, в согласии с позицией Кривоногова Т.С., Михалёв Е.В., Бабикова Ю.А., Рыжакова Н.А., что угроза прерывания беременности на ранних сроках, гестоз, хроническая гипоксия плода, анемия беременных II степени и задержки внутриутробного развития плода оказывают существенное влияние на силу не только мнемотических процессов. Дети, подвергшиеся влиянию данных факторов риска, имели значительные проблемы с запоминанием новой информации [Кривоногова]. Казакова Е.В., Соколова Л.В. указывают, что пренатальное воздействие факторов риска вызывает формирование разнообразных неврологических и психосоматических расстройств, проявляющихся в неспособности концентрировать внимание, повышенной отвлекаемости, поведенческой дезадаптации, нарушениях речевой и интеллектуальной видов деятельности. Нормальное протекание пренатального и постнатального периодов онтогенеза имеет важное значения для развития вербально-перцептивных функций ребенка [Казакова]. Каждый фактор риска может оказать выраженное негативное влияние на развитие плода, а сочетанное воздействие нескольких факторов, потенцирующих действие друг друга, усугубляют патологию.

Решить данные проблемы в развитии детей раннего возраста может внедрение условий, которые фактически обеспечивают достижение максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, в особой степени это относится к детям с множественными нарушениями. Такие условия сформулированы А. Лурия и Г. Дульневым [дульнев]:

1) «нормальная работа головного мозга и его коры» – при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

2) «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов» [дульнев].

3) «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром» [дульнев].

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Важность применения психолого-педагогических условий в системе инклюзивного образования для развития детей раннего возраста связана с тем, что общение является ведущей деятельностью детей раннего возраста и определяет успешность развития. Но для этого важно, чтобы диалоги носили социокультурный характер и были основаны на культурных и личностных, универсальных и индивидуальных смыслах. Это объясняется идей М. Бахтина [Бахтин] – сущность диалогизма заключается в том, что слова образуются, трансформируются и понимаются через социальное взаимодействие, через творческий процесс содержательного общения, а не какой-то установленный, универсальный код, который может передаваться от одного человека к другому.

И.А. Лыкова считает, что содействие в образовательном пространстве – форма детско-взрослых взаимоотношений, основным содержанием которых является открытие окружающего мира через познание различных объектов, «открытие» их внешних свойств и освоение действий, обусловленных данными свойствами, а также отражение результатов коммуникации в адекватных речевых высказываниях [Лыкова2, с. 34].

Итак, особенности психического развития ребенка в раннем детстве является ярко выраженная взаимосвязь и взаимозависимость физического и психического развития ребенка, что влияет на формирование умений ребенка и дальнейшее развитие познавательных функций. Поэтому своевременное и правильное применение методически разработанных и подобранных психолого-педагогических условий для реализации в педагогической практике позволяет решить задачи, поставленные программой воспитания и обучении в дошкольном учреждении в наиболее простой для детей форме. Важно отметить, что именно в игровом процессе формируются оптимальные условия для активного выражения в детской самостоятельной деятельности сложившегося общественного опыта, так как игра является ведущей деятельностью этого периода развития.

При помощи взрослого ребенок в раннем возрасте овладевает основными способами применения предметов, что ведет к становлению предметной деятельности. Ребенок становится более самостоятельным и подвижным, происходит активное овладение языком, расширяется круг общения. Под влиянием психолого-педагогической системыразвития детей раннего возраста, включающей предметную деятельность, общение и игру, формируется мышление, восприятие, память и другие познавательные процессы.

Список литературы

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
  2. Бичева И.Б. Проблемы и особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / И. Б. Бичева, И. А. Муравьева // Перспективы науки и образования. – 2017. – №6. – С. 87-91. Режим доступа: https://elibrary.ru/
  3. Козявкин В.И. Детские церебральные параличи [Электронный ресурс] / Козявкин В.И., Бабадаглы М.А., Ткаченко С.К., Качмар О.А. – Львов.: медицина мира, 1999. – 312 с. Режим доступа: https://msvitu.com/
  4. Кривоногова Т.С., Михалёв Е.В., Бабикова Ю.А., Рыжакова Н.А. Особенности памяти у детей дошкольного возраста с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы // Бюллетень сибирской медицины. – 2014. – Т. 13. – № 1. – С. 161-165.
  5. Леганькова О.В., Шиндюк М.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период // Пралеска. – 2015. – №12. – С. 3-8.
  6. Лыкова И.А. Становление коммуникации в образовательной среде (воспитание и развитие детей раннего возраста) / И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова // Казанский педагогический журнал. – 2017. – №3. – С. 92-99.
  7. Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] : кн. для учителей, психологов, врачей / Т.А. Власова, В.Я. Василевская, Е.Н. Винарская, Г.М. Дульнев и др.; под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1965. – 291 с.
  8. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.

Источник