Актуальность проблемы развития личности ребенка

Консультация «Актуальность, проблемы развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях»

Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Ребенок умственно развивается тогда, когда ему предоставляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить. В исследованиях Т.И. Бабаевой, Л.А. Венгера, Н.Ф. Виноградовой, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Н.Н. Поддьякова, А.И. Сорокиной и др. подчеркивается мысль о том, что деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения новой задачи. Установлено, что чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.

Причём подчёркивается, что умственные свойства ребёнка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получает должное развитие. Условия воспитания, отношения родителей, педагогов к самому ребёнку и к его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Проблема заключается в том, что при рождении каждому ребенку заложены определенные способности, а вот будут ли они развиты, зависит от процесса воспитания и обучения.

Формирование умственных способностей детей дошкольного возраста будет осуществляться успешно, если:

– использовать комплекс, игр и упражнений направленных на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста;

– сформировано понимание у родителей о необходимости развития умственных способностей детей дома

Умственные способности человека – это психологические качества, определяющие скорость восприятия, усваивания новой информации и навыков. Умение адаптироваться к разным ситуациям и использовать имеющиеся знания (навыки) на практике так же носят название умственных способностей. Они включают в себя практически все познавательные способности человека, а именно:

– представление;

– ощущение;

– мышление;

– восприятие;

– воображение.

На уровень умственных способностей влияют такие факторы, как:

– Память. Сюда относиться умение быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию в нужный момент.

– Умение четко отличить хорошее от плохого носит название здравого смысла. Умение трезво оценить ситуацию и принять объективное решение.

– Понимание является еще одним решающим фактором. От того насколько человек способен воспринимать услышанную, прочитанную и увиденную информацию прямо зависят его умственные способности.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Именно в игре совершенствуются умственные операции, поэтому играя с детьми мы можем развивать его интеллектуальные способности (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, ощущения, речь).

  • Игра «Съедобное – несъедобное». Ведущий называет предметы (яблоко, сыр, книга, лук, мел и т. д.) Если названный предмет съедобный ребёнок ловит брошенный мяч. Если названный предмет не съедобен, то мяч надо отбить.
  • Можно загадывать детям загадки. (Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт песенки поёт. Кошка. У кого глаза на рогах, а дом на спине? Улитка.

Под полом таится, кошки боится? Мышь. и т.п.)

  • Учим детей сравнивать предметы.

Предлагайте детям картинки из газет и журналов «Найди 5 отличий»или рисуйте сами такие картинки.

  • Учим детей классифицировать предметы.

Можно использовать карточки, например, мак, дуб, гвоздика, роза, берёза, ель, голубь, синица, василёк, воробей. Предложить ребёнку разложить эти карточки на три группы (цветы, птицы, деревья) . С такими карточками можно играть в игру «Что лишнее?», если выложить в ряд карточки: шкаф, стул, стол, ложка и спросить «Что лишнее?» и т. п. Игра «Я знаю…»с использованием мяча так же учит классифицировать и обобщать. Для игры можно использовать следующие понятия: имена девочек, имена мальчиков, названия деревьев, страны, города, реки, фрукты, овощи, ягоды, продукты, одежда, мебель и др.

Читайте также:  Центр развития ребенка рязанский проспект

Игра «Круг, треугольник, квадрат» потребуются карточки с геометрическими фигурами разных цветов, которые можно изготовить из цветного картона.

Задания:

– Дай мишке круг. Дай кукле треугольник. Дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно, круг на диван.

Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.

– Собери круги: синие, красные, зелёные. жёлтые.

– Покажи треугольники: синие, зелёные, красные, жёлтые.

– Собери квадраты: синие, красные, зелёные. жёлтые.

– Покажи маленькие круги (треугольники, квадраты) , маленькие красные круги (треугольники, квадраты) .

– Собери большие квадраты (круги, треугольники) , большие зелёные квадраты (круги, треугольники) и т.п.

  • Упражнения-указания:

– Поставь пирамидку на стул, под стул, за стул, перед стулом.

– Положи мяч справа от себя, слева от себя, перед собой и т.п.

  • Игра «Логические блоки Дьенеша»

Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений

Краткое описание:

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

  • чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
  • чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине);
  • чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;
  • чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы).

«Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях»

Дошкольное детство – самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в этот период формируются основные качества личности и социальные навыки. Делается особый акцент на развитие личности ребенка и учет индивидуальных особенностей и потребностей. Изменение формы общения с ребенком предполагает переход от командного стиля педагога к партнерству, ориентацию не на образовательные результаты, а на процессуальную деятельность. То есть обучение счету и письму не является целью дошкольного образования – это лишь продукты игровой деятельности, которая имеет статус ведущей в дошкольном возрасте.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности. Образовательный процесс должен строиться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательного процесса.

Образовательный процесс в условиях ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться.

Важной особенностью организации образовательного процесса на современном этапе является включение эффективных форм работы с детьми с использованием информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности, игровых и проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, видео, различного рода мультимедиа – и аудиооборудование.

Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Использование компьютерных технологий помогает:

– привлекать пассивных детей к активной деятельности;

– делать Образовательную деятельность более наглядной, интенсивной;

– активизировать познавательный интерес;

– активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

– реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение.

Читайте также:  Движущие силы источник и условия развития ребенка

Источник

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №31 «Алые паруса»

Консультация

«Актуальные проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель старшей группы №4

Черняк Ирина Львовна

Подольск 2018

В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личности.

Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, а также

выработку социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Составной частью социализации является социальное развитие, выражающееся в способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, в осознании ценности собственной личности и других людей, в проявлении своих чувств и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Социальное развитие является одной из важных задач современного дошкольного образования и предполагает развитие у ребенка адекватного отношения к самому себе, другим людям, миру, выработку коммуникативной и социальной компетентности.

Ребенок дошкольного возраста нуждается в удовлетворении таких социальных потребностей, как потребность в эмоциональном контакте с другими людьми, в любви, доброжелательном отношении к себе. Блокирование этих потребностей учеными рассматривается как мощный фактор стресса, их реализация, напротив, обеспечивает актуализацию позитивных психических состояний, способствующих оптимизации общения ребенка в социальном пространстве.

Критериями социального развития дошкольника являются:

– хорошая ориентация в новой обстановке;

– способность выработать адекватную альтернативу поведения;

– уважение желания других людей;

– способность включиться в совместную деятельность;

Социальные навыки помогают ему осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться. Обретение коммуникативных способностей обеспечивает ребенку эффективность общения и совместимость с другими людьми.

При благоприятных условиях воспитания ребенок способен к проявлению доброты, внимания, заботы; у него вырабатывается положительное отношение к другим людям и окружающему миру.

Познавая другого, он обретает способность понять его особенности поведения, интересы, потребности. Обладая способностью увидеть возникшие перед собой трудности, ребенок может заметить изменение настроения, а затем учится выбирать адекватные способы общения, обретает этически ценные образцы поведения. Это способствует формированию желания вступать в контакт с окружающими, умения организовать общение. Ребенок овладевает также нормами и правилами, которым необходимо следовать при общении, что приводит к появлению:

-хорошей ориентации в новой обстановке, уважения к желаниям других людей;

-способности включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;

-возможности сдерживать и заявлять о своих потребностях, способности избегать нежелательного общения;

-осознания своего места в обществе других людей, понимания разного характера отношения к нему окружающих.

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Актуальность социально-личностного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Также задачи социально-личностного развития дошкольников вошли в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и нашли свое отражение в целевых ориентирах ФГОС ДО.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

– формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Читайте также:  Развитие ребенка твердые и мягкие согласные звуки таблица

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:

– использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

– реализация общеобразовательной программы;

– обогащение предметно-пространственной среды.

Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как – личностно – развивающий и гуманистический, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Выделяются основные принципы дошкольного образования по формированию социально-коммуникативных качеств, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

– учёт этнокультурной ситуации развития детей;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя следующие компоненты:

1.Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

2. Ребенок в семье и сообществе.

Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.

3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда.

4.Формирование основ безопасности.

Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по реализации задач социально-коммуникативного развития.

Младший дошкольный возраст

– Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

– Организация сюжетных игр;

– Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

– Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

– Игры с моделированием;

– Литература и игра

Средний дошкольный возраст

– Организация сюжетно-ролевых игр;

– Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.

– Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

– Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры

Старший дошкольный возраст

– Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

– Использование метода проектов.

– Использование метода коллекционирования.

– Использование театрализованной деятельности.

– Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)

– Самостоятельная деятельность детей.

Инновационные формы работы с родителями:

– Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

– Вечера вопросов и ответов;

– Родительские гостиные;

– Тренинги по запросам родителей;

– Клубы по интересам;

– Родительские конференции;

– Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

– Творческие выставки и фотовыставки;

– Тематические вечера и викторины;

– Совместные досуги;

– Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

– Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

– Совместное создание мини-музеев.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

– Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

– Обучение умению слушать и слышать другого;

– Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

– Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

– Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

– Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

– Формирование чувства симпатии между участниками общения;

– Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

– Обучение умению детей владеть собой;

– Развитие умения анализировать ситуацию;

– Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное становление личности ребенка. Развивается самосознание и складывается самооценка, обогащается эмоционально-чувственный опыт, появляется осознание своего социального «Я».

Источник