Актуальное развитие ребенка по новоселовой

В монографии представлен генетический анализ формирования мышления на ранних этапах развития ребенка, в возрасте до трех лет. Экспериментальные материалы и теоретические положения о развитии мышления обсуждаются в связи с проблемой становления предметной деятельности и речи. При этом подчеркивается необходимость формирования мышления в раннем детстве.

Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек (методические рекомендации). – М., 1987. – 54 с. (разработаны: Новоселовой С.Л., Зворыгиной Е.В., Локуциевской Г.Г., Реуцкой Н.А.). /02/Annot.pdf

В пособии комплексно рассматривается роль различных видов игр и игрушек во всестороннем воспитании детей раннего и дошкольного возраста; даются рекомендации по развитию в игре психических процессов, нравственных чувств, мотивов учебной деятельности и творческих способностей ребенка.

Новосёлова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках: Советы психолога. – М., 1992. – 16 с. Roditeljam.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с. /02/RPS_1995-2.pdf

Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с. /olderfiles/1/1-1/Part1_c.0-43.pdf /olderfiles/1/1-1/Part2_c.43-85.pdf /olderfiles/1/1-1/Part3_c.86-127.pdf

Новосёлова С.Л., Трифонова Е.В. Комплексная диагностическая методика познавательного развития детей “Звёздный мальчик”. Процедура, правила проведения диагностического обследования и обработки результатов; нормы. – М.: Изд-во РАЕН, 1997. – 75 с. (переработанный и исправленный текст методики представлен в книге Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. – М.: Ирис-пресс, 2011. – 514 с.) см. также https://www.metod-zm.narod.ru/

Новосёлова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. – 64 с. IgrushkiIOborudovanije.pdf

Новосёлова С.Л. Генетически ранние формы мышления. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. – М.: 2002. – 51 с. doctdocl.pdf

“К генетически ранним формам мышления могут быть отнесены мыслительные процессы, развертывающиеся в предметной деятельности ребенка, а также его самостоятельная игра как форма практического размышления ребенка о действительности (предметной и социальной), что является генетическим прообразом мышления как собственно творческой деятельности”

Новосёлова С.Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. – Москва : МПСИ ; Воронеж : Модэк, 2001. – 285 с. – (Психологи Отечества). (переиздание 2010) https://www.biblion.ru/product/715405/

Новосёлова С.Л. Генетически ранние формы мышления. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 320 с. (переиздания 2003, 2010). гриф https://www.biblion.ru/product/657107/

Новосёлова С.Л. Система «Модуль – игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования. – М.: ООФ «Социальное развитие России», 2004. – 40 с. Novoselova_S.L._Modul-igra.pdf

СТАТЬИ

Радина Е.И., Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с предметами. // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. Е.И.Радиной. – М.: Просвещение, 1967. – С. 117-169. /01/Didakt-Igry.pdf

Новосёлова С.Л. Становление мышления в раннем детстве. // В кн.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. – М., 1968. – С. 3-9. /01/NOV-VDPiDP.pdf

Новосёлова С.Л., Ванюшкина Л.И. Эмоционально-выразительные компоненты мышления в раннем детстве. // В кн.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. – М., 1968. – С. 10-15. /01/NOV-VAN-VDPiDP.pdf

Новосёлова С.Л. Этапы формирования предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. // Производство игрушек, 1975, № 5. – С. 9-13. /01/Pr-vo_Igr.1975.pdf

Новосёлова С.Л. Гипотеза о классификации игрушек по видам деятельности. // Производство игрушек, 1976, № 11. – С. 8-13. /01/Pr-vo_Igr.1976.pdf

Новосёлова С.Л. Игрушка в контексте развития игровой деятельности ребенка. // Техническая эстетика. 1976. № 7. – с. 1-5. /01/Tex.est1976.pdf

Локуциевская Г.Г., Новосёлова С.Л., Кожухова Н.Н. Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 4. – С. 104-108. DV_1978_4_N.pdf

Локуциевская Г.Г., Новосёлова С.Л. Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 5. – С. 82-86. DV_1978_5_N.pdf

Новосёлова С.Л., Локуциевская Г.Г., Кожухова Н.Н., Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 6. – С. 90-98. DV_1978_6_N.pdf

Новосёлова С.Л. К вопросу о возрастных особенностях развития содержания игры как деятельности. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. / Под ред .А.В.Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1978 – С. 41-46. 1978-Nov.pdf

Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. // В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. – М., 1979, с. 38-43 /01/Nov-Zvor_1979.pdf

Новоселова С.Л. Предисловие к книге Е.А. Коссаковской «Игрушка в жизни ребенка». М.: Педагогика, 1980. – С. 3-9. /02/Nov-Kossak.pdf

Зворыгина Е., Новосёлова С. Руководство формированием игры // Дошкольное воспитание. 1981. № 4. – С. 31-33. DV_1981_4_ZN.pdf

Новоселова С.Л. Игра и психологическая готовность ребенка к школе. // Формирование школьной зрелости ребенка. Тезисы Республиканской конференции. – Таллин, 1982. – С. 29-32. /02/Tallin-82-Nov.pdf

Новоселова С.Л. Воспитание культуры мышления в раннем детстве. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 31-33. /02/ORVDRV-Nov.pdf

Новоселова С.Л., Локуциевская Г.Г. Педагогические требования к системе игрушек. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 33-34. /02/ORVDRV-Nov-Lok.pdf

Фонарев А.М., Гурбейн Н.П., Кожухова Н.Н., Милюков Ю.Е., Новоселова С.Л., Овчинников А.А. Мебель-игрушка – средство организации предметно-пространственной среды. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 35-36. /02/ORVDRV-Nov.i_dr.pdf

Новосёлова С., Зворыгина Е. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей. // Дошкольное воспитание. 1983. № 10. – С. 38-46. DV_1989_10_NZ.pdf

Новосёлова С.Л. Проблемы качества промышленной игрушки. // Техническая эстетика. 1984. № 11. – с. 3-4. /01/Tex.est.84-11.pdf

Овчинников А.А., Новосёлова С.Л. Мебель-игрушка для детского сада. // Техническая эстетика. 1984. № 11. – с. 18-19. /01/Tex.est.84-11-Nov-Ovch.pdf

Новосёлова С.Л., Гринявичене Н.Т. Средообразующие предметы-заместители в играх детей различных дошкольных возрастов. // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. – Таллинн, 1984. – C. 44-46. /01/Nov-Gren-Tallin.pdf

Новосёлова, С.Л., Локуциевская Г.Г. Современные требования к педагогической классификации игрушек. // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. – Таллинн, 1984. – C. 41-43. /01/Nov-Tallin.pdf

Новоселова С.Л., Гаспарова Е.М. Начальные формы режиссерских игр у трехлетних детей. // Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. – М., 1985. – С. 60-64 /02/Nov_Gasp_APVOD.pdf

Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и другие виды самостоятельной деятельности. // В кн.: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986. – С. 94-105. /01/NOV-ZVOR_ViODRV.pdf

Новосёлова С.Л. Занятия с предметами-орудиями. // В кн.: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С. 141-147. /01/NOV_ViODRV-1.pdf

Новосёлова С.Л. Занятия со строительным материалом. // В кн.:Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С.147-152. /01/NOV_ViODRV-2.pdf

Новосёлова С.Л. Роль игрушки в детской игре. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы). – М., Просвещение, 1986. – С. 20-25. Ruk-Nov.pdf

Новоселова С.Л. Раннее интеллектуальное развитие и его материальные средства. // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество. – М., 1988. – С. 153-160. /01/Nov-Tv-vo_i_pedag.pdf

Новосёлова С., Петку Г., Пашелите И. Новая информационная культура в работе с дошкольниками. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. – С. 73-76. DV_1989_9_NP.pdf

Новосёлова С.Л. Компьютерно-игровой комплекс: новое содержание детской деятельности. Метод. Система условий. // Тезисы докладов и совещания «Компьютерно-игровой комплекс в народном образовании» (Материалы II Всесоюзного итогового семинара). – М.-Сочи, 1990. – С. 4-8 /01/KIK.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства – важнейший фактор поддержки детской одаренности. // Одаренные дети Узбекистана. Тезисы выступлений к научно-практической конференции. – Термиз, 1992. – С. 101-102. /01/N-Uzbek.pdf

Новосёлова С.Л. Индивидуальное, этническое и всеобщее в психологическом содержании традиционных (народных) игр и игрушек. // Универсальное и национальное в дошкольном детстве. Материалы международного семинара. – М., 1994. – С. 54-57. UnivINaz-Nov.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда детства. // Техническая эстетика, 1994, № 2-3. – С. 59-63. /01/Tex-estet-94.pdf

Новосёлова С.Л. Новая классификация детских игр. // В сб.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции (11-14 апреля 1995 г.) Часть 1. М.: Прометей, 1995. – С. 12-13. IRRDV-Nov.pdf

Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова К.В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника “Истоки”. // Психол. наука и образование. 1996. № 3. – С. 64-70. (параграф про игру) /02/Istoki.pdf

Новосёлова С.Л. О новой классификации детских игр. // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. – С. 84-87. NewKlass.pdf

  • Таблица “Классификация игр для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста” KLASSIFIKACIYA.pdf
  • Уточняющая информация к классификации игр: понятие инициативы. Inicciativa_i_inicciator.pdf

Новосёлова С.Л. Психолого-педагогические концепции, подходы, взгляды на дошкольное образование и развивающую предметно-пространственную среду. // Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: ВНИИТЭ, 1997. – С. 16-23. /01/RPS_VNIITE_otr_N.pdf

Новосёлова С.Л. Эргодизайнерская концепция развивающей предметно-пространственной среды детства // Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: ВНИИТЭ, 1997. С. 5-15. /01/RPPS-2.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда детства. Мир Квадро. // Дошкольное воспитание, 1998, № 4. – С. 79-85. /01/DV-1998-4.pdf

Новосёлова С.Л., Парамонова Л.А. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве. // Дошкольное воспитание, 1998, № 9. – С. 65-71. DV-1998-10.pdf

Новосёлова С.Л., Асадулаева Н.А. Развивающая функция архаических игр. // Мир психологии. 1998. № 4. – С. 49-58. MP_1998_4_arh_NA.pdf

Новосёлова С.Л. Игровое поведение приматов и его антопогенетически значимые психологические особенности. // Мир психологии. 1998. № 4. – С. 118-130. MP_1998_4_prim_N.pdf

Новосёлова С.Л. Культурно-исторический путь развития игры. // В сб.: Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы Международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А.В.Запорожца и 40-летию со дня основания Института дошкольного воспитания. (29 ноября – 1 декабря 2000 г.). – М.: Аванти, 2000. – С. 20-22. Zap-1-Nov.pdf

Новосёлова С.Л. Игры и их классификация. // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001. Приложение № 4. – С. 12-16. Ist-Nov-1.pdf

Новосёлова С.Л. Игра-экспериментирование как самостоятельная деятельность. // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001. Приложение № 4. – С. 21-35. Ist-Nov-2.pdf

Новосёлова С.Л., Трифонова Е.В. Преемственность в развитии режиссерской игры детей дошкольного и младшего школьного возраста. // В сб.: Преемственность в воспитании детей: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции (16-17 октября 2001 г.). – Смоленск.: СГПУ, 2001. – С. 34-35. preem-Nov-Trif.pdf

Логвинов И. Игра – это их работа (О проблемах дошкольного образования и детского творчества рассказывает действительный член Российской академии естественных наук, заведующая лабораторией игры и развивающей предметной среды Центра “Дошкольное детство” имени А. В. Запорожца Светлана Леонидовна НОВОСЁЛОВА). // Девичник. Интернет-журнал. 2001. https://www.devichnik.ru/2001/10/igra.html

Новосёлова С.Л. Проблема средства в развитии деятельности ребенка. // В сб.: Психология и ее приложения. Ежегодник Российского психологического общества. Том 9, выпуск 2. – Москва, 2002. – С. 71. /01/N-RPO-92.pdf

Новоселова С.Л. Деятельностная основа базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки». // Программа «Истоки» в практике дошкольных образовательных учреждений: опыт, поиски, находки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2002 (2003) – С. 80-84 /02/Nov-Istoki-2003.pdf

Новосёлова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность. // Детский сад от А до Я. 2003. № 6. – С. 4-13. dsaj_2003_6_N.pdf

Новосёлова С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 6-13. /01/rmatizacia.pdf

Новосёлова С. Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребенка второго года жизни. // Дошкольное воспитание. 2004. № 9. – С. 93-96. /01/DV_2004_9.pdf

Новосёлова С.Л. Игры-занятия с предметами-орудиями для детей второго года жизни. // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. – С. 95-98 /01/DV_2004_8.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда в сельском дошкольном образовательном учреждении. // Развитие дошкольного образования на селе: Сборник статей и документов. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008. – С. 92-104. /01/RPSselsk.pdf

Новосёлова С.Л. Игрушка. // Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ,

2005.-176 с. https://vocabulary.ru/dictionary/892/word/igrushka

Новосёлова С.Л. Предметная среда детства развивающая. // Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера //

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с. https://vocabulary.ru/dictionary/892/word/predmetnaja-sreda-detstva-razvivayuschaja

Источник

©2015-2021 poisk-ru.ru

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Игра

Игра – явление крайне сложное, разноплановое и до конца еще не изученное. В отечественной психологической и педагогической науке существуют разные подходы к пониманию и, соответственно, к развитию и педагогической поддержке этого вида детской деятельности. Наиболее распространен и известен подход Д.Б.Эльконина, который выделял в качестве единицы анализа игровой деятельности роль. Не менее известны классические подходы Л.С.Выготского, называющего основным критерием игры воображаемую ситуацию, и А.Н.Леонтьева, для которого, как для основателя деятельностного подхода в психологии, основанием, определяющим любую деятельность выступал ее мотив.

Каждый из этих подходов имел как свои сильные, так и проблемные стороны. Так, роль, выступая безусловно значимой характеристикой игры, при отсутствии игрового мотива, превращается в мертвое образование, «обязаловку», хотя остается при этом ролью, а действие, в которое таким образом втягивается ребенок, продолжает называться многими педагогами «сюжетно-ролевой игрой». Воображаемая ситуация, как справедливо замечено, часто путается со сценарием, придуманным взрослым и только воплощаемым ребенком в своей деятельности. Специфика игрового мотива заключается в том, что «мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе». Данный критерий, с одной стороны, выделяет игру на фоне прочих видов деятельности, также определяемых по своему мотиву (изобразительная, конструктивная, трудовая, учебная и пр.), но с другой стороны, – сближает, «сливает» ее с любой творческой деятельностью, имеющей ту же характеристику, связанную с совпадением процесса и результата деятельности.

Каждое направление имеет своих последователей. Так, на классическую элькониновскую модель опираются широко известные работы по сюжетной игре Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, подход Л.С.Выготского разрабатывается Е.Е.Кравцовой и ее учениками. Светлана Леонидовна Новоселова в своих исследованиях продолжала и развивала идеи деятельностного подхода А.Н.Леонтьева.

С опорой именно на эти основания Светланой Леонидовной Новоселовой была разработана новая классификация детской игры, в рамках которой были четко разведены игра как ведущая деятельность и другие виды игры, имеющие иные функции. Одновременно было уточнено само понятие игры как ведущей деятельности – это не только сюжетно-ролевая игра, но и не всякая сюжетно-ролевая игра. Был разработан (совместно с Е.В. Зворыгиной) и опубликован еще при жизни А.В.Запорожца (в 1979 году)1комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр. Впоследствии он неоднократно переиздавался2, положен в основу работы по программе «Истоки» (1997, 2001, 2003, 2011) и широко используется практикой3.

К концу ХХ века новые информационные технологии широко вошли в жизнь общества, в том числе детей. И встала задача безопасного с точки зрения физического и психического здоровья дошкольников приобщения их к новым информационным технологиям, формирования у них мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к жизни в информатизированном обществе. Такие исследования были начаты в конце 80-х годов в НИИ дошкольного образования АПН СССР на широкой междисциплинарной основе (в исследовании участвовали психологи, педагоги, физиологи, эргономисты, разработчики компьютерных программ и пр.) под руководством С.Л.Новоселовой. По ее мнению, подобные технологии должны входить в жизнь ребенка через игру. Поэтому разрабатывались специальные развивающие программы, учитывающие психологические особенности детей дошкольного возраста.Тогда же С.Л.Новоселовой было введено в обиход педагогической практики понятие развивающая предметная среда, и стала активно разрабатываться эта проблематика уже в гораздо более широком контексте. Объединение психолого-педагогического и дизайнерского подходов позволило разрабатывать вариативные дизайн-проекты разных развивающих предметных сред с учетом приоритета тех или иных образовательных задач. Особое внимание было уделено разработке системы развивающих детских игрушек и игрового оборудования, в т.ч. модульного, для детей различных возрастных групп – от младенческого до старшего дошкольного возраста.

Разработка проблем игры не ограничивалась дошкольным уровнем образования – Светлану Леонидовну интересовали проблемы истоков игры. Ее исследования затрагивают не только проблемыонтонегеза, но и филогенеза, антропогенеза и социогенеза детской игры. Будучи психологом-эволюционистом, за спиной которого стояла научная школа Дарвиновского музея и ее учителя Н.Н.Ладыгиной-Котс, она подходила к проблематике игровой деятельности комплексно и широко: в ее работах затрагиваются проблемы специфики игровой деятельности приматов, исследуются архаические и традиционные игры. Никогда не выпадавшая из поля ее внимания проблематика связи игры с интеллектуальной основой деятельности развивалась от разработки комплекса дидактических игр для детей раннего возраста до изучения проблематики образа мира как обобщенного опыта деятельности субъекта, и его обогащения как важнейшего фактора развития детской игры и формирования в ней познавательных мотивов.

Обозначенные проблемы разрабатывались как С.Л.Новоселовой лично, так и в сотрудничестве с аспирантами, имена которых сегодня хорошо известны педагогам, поскольку сегодня они сами являются сильными специалистами в своей области и известными учеными.

Научное направление, связанное с разработкой проблем игры, заложенное Светланой Леонидовной Новоселовой сегодня продолжает успешно развиваться в разных уголках нашей огромной страны.

Ученики и сотрудники С.Л.Новоселовой

Е.В.Трифонова, Е.М.Волкова (Гаспарова), И.А.Качанова

  1. Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. // В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1979. – С. 38-45
  2. Зворыгина Е.В. Формирование игровой деятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М., Просвещение, 1986; Игра дошкольника. / Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Педагогика, 1989; Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988; Новосёлова С.Л. Система «Модуль игра». М., 2004; Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей. – М.: Просвещение, 2007. и др.
  3. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Скрипторий 2003, 2005; Касаткина Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада. – Вологда, 2007; Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 157 с.; Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. – М.: Ирис-пресс,2011 – 514 с.; Игра детей 2-7 лет. Методическое пособие к программе «Истоки». // Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Качанова И.А., Трифонова Е.В.(сдано в издательство «Сфера»,

Источник