Активный ребенок 2 года как воспитывать

Активный ребенок 2 года как воспитывать thumbnail

Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.

Психология ребенка в 2 года

Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой автономную личность.

Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.

Особенности психологического развития ребенка 2 лет:

  • Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него — эталон.
  • Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
  • Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности — исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
  • Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
  • Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
  • Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.

Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.

Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Психология детей от 2 до 3 лет имеет свои особенности:

  • Просыпается тяга к новым видам деятельности. В этот момент важно предоставить возможность их освоения.
  • Малыши делают рывок в умственном развитии. Упражнения должны быть направлены на развитие моторики, подойдут аппликации, лепка, шнуровка. Эти виды деятельности улучшают образное мышление и память.

Психология и развитие ребенка 2,5 года характеризуется появлением самостоятельных занятий и формированием воображения. Не надо сильно загружать малыша развивающими упражнениями, ему полезно заниматься игрушками. Желательно приобрести несколько кукол, кубики, зверушек и конструктор. В двухлетнем возрасте ребенок сооружает из игрушек замысловатые строения. Он кормит, укладывает спать кукол и зверей. При этом малыш разговаривает от лица каждого из персонажей. Это нормальные психологические особенности поведения детей 2–3 лет.

Чтобы развить память дошкольника надо читать ему поэзию. Если малыш в состоянии легко запомнить небольшие стихи, то можно пытаться выучить другую информацию (имена и фамилии родных, адрес, возраст). Читать сказки и стихи желательно каждый день, это помогает развить речь. Подойдут сказки Пушкина, стихи Барто, Чуковского и Маршака. В 2–3 года малыши хорошо усваивают новые языки, это время надо использовать для их изучения, особенно если родители ребенка разных национальностей.

Психология детей 2–3 лет такова, что часто возникают сложности с эмоциональным состоянием. Малыш выясняет границы своего влияния путем протеста. В этом возрасте ребенок стремится делать все самостоятельно. Чтобы это желание не исчезло, надо позволять ему несложные действия, которые он сможет осилить.

Строгие запреты нередко приводят к возникновению истерик и агрессии. Поэтому психология воспитания детей до 3 лет включает преподнесение информации в форме игры. Это снимет напряженность и позволит не допустить припадка истерии. В этом возрасте возможны первые проявления тревожности.

Если в этом возрасте были получены психологические травмы на фоне стресса, страхов, испуга, в будущем человеку потребуется психологическая помощь, которую должен оказывать специалист, например, психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Развитие речи и артикуляционных навыков

В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.

Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.

В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.

Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:

  • играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
  • рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
  • проговаривать или пропевать сложные слова;
  • изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
  • разучивать скороговорки и песенки.

Родители играют важную роль в становлении речи малыша. Многое зависит от их усилий и терпения. Но не стоит изводить малыша беспрерывными занятиями и замечаниями. Развитие речи должно проводиться в форме игры и заканчиваться в тот момент, когда дошкольник теряет интерес, и его внимание рассеивается.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

В начале 3 года жизни малыши начинают осознавать свою принадлежность к одному из полов. До 2 лет половая самоидентификация отсутствует. Осознание наступает раньше, если ребенок посещает детский коллектив. Его можно отметить по разделению детей на группы для совместной игры.

Особенности психологии ребенка 2–3 года, мальчики:

  • не любят повторений в обучении;
  • воспринимают информацию больше визуально, чем на слух. Поэтому им лучше показать, чем рассказать;
  • несмотря на общепринятое мнение, мальчики иногда бывают более эмоциональными, чем девочки. Не надо запрещать им плакать, если для этого есть веская причина;
  • мальчишки больше используют дальнее зрение, поэтому им необходимо много места для развлечений. Они любят подвижные занятия (догонялки, сражения, игры с мячом);
  • любят игрушки, которые предполагают трансформацию и движение: машины, конструкторы, кубики и т. д.;
  • они стремятся конкурировать, выделяться, это желание можно перенаправить на спортивные мероприятия.

Мальчикам надо с раннего возраста прививать уважительное отношение к девочкам. Объяснять недопустимость драк с ними. Беседовать о роли мужчины в семье как защитника и главы. Этим лучше заняться отцу, и на своем примере демонстрировать отношение к женщинам в семье.

Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:

  • знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
  • информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
  • девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
  • они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.

Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.

Задания для детей, еще не освоивших речь

Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.

Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.

Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.

Нравственное воспитание

В возрасте 3 лет уже можно прививать детям любовь к родным местам, развивать гражданственность. Следует начинать с развития самоуважения, благородства в отношении к окружающим в быту, изучения национальной культуры. Если преподнести это в интересной форме дети все быстро усвоят. Проще всего прививать патриотическое воспитание при помощи мультипликации. Есть много мультфильмов как современных, так и советских, которые передают благородные и сильные образы витязей, русских богатырей, а также отважных, склонных к самопожертвованию женщин.

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания — что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать самостоятельной личностью, и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные — плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.

Источник

фото 1Ваш ребенок подвижный и активный, он не может усидеть на месте, всегда находится в движении, уже вовсю разбирается в планшете и без труда заводит сложную игрушку, но постоянная беготня, нетерпеливость, неусидчивость ужасно раздражают, от них нет спасения?

Как с этим справиться? Узнайте в нашей статье.

В чем отличие?

Не спешите «награждать» свое чадо диагнозом гиперактивности. СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) после специализированной диагностики может быть поставлен исключительно врачом, неврологом или психиатром.

Важно! Лучше сводить ребенка к каждому из этих специалистов и провести комплексное обследование, потому как инструменты для определения гиперактивности у данных врачей разные, и то, что может не увидеть один врач, выявится под руководством другого.

Важно! Большинство детей в возрасте от 1,5 до 2 лет максимально активны в течение всего дня, все свое время они проводят в движении, в то же время они способны концентрировать внимание и удерживать его на интересующем их предмете недолгое время. Как определить, нужно ли вести ребенка к врачу для постановки диагноза?

Существует три основных параметра для определения гиперактивности: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность

  1. У ребенка не получается сосредоточиться на деталях, он часто пропускает те или иные элементы задания, из-за чего часто допускает ошибки при его выполнении.
  2. Не доводит работу до конца, ему сложно придерживаться правил или выполнять задание по инструкции.
  3. Избегает заданий, требующих длительного умственного напряжения и сосредоточенности.
  4. фото 2

  5. Малышу сложно сосредоточиться, когда с ним разговаривают, из-за чего у людей возникает ощущение, что он их не слушает.
  6. Легко может отвлечься посторонними стимулами (постоянно обращает внимание на посторонние вещи, «ворон считает»).
  7. Ему сложно организовать любую деятельность, направленную на результат, (собрать машину из конструктора, подготовить доклад).
  8. Постоянно теряет свои вещи, ему сложно запомнить, где лежат те или иные преметы.
  9. Все постоянно забывает (куда он положил игрушку, в какие игры он играл сегодня с друзьями и т.д.)

Если у ребенка присутствует шесть и более из перечисленных критериев, которые выражены постоянно, а не проявлялись 1-2 раза, и сохраняются они на протяжении шести и более месяцев, ребенку ставится диагноз «невнимательность».

Гиперактивность

  1. Ребенок находится в постоянном движении, даже когда сидит, елозит на стуле, вертится, без устали двигает стопами и кистями без причины.
  2. Неусидчивость. Ребенок не может долго сидеть на месте, вскакивает, не спрашивая разрешения, ходит во время занятий по классу и т.д.
  3. Активность ребенка бесцельна, ребенок двигается ради движения, зачастую это бывает небезопасно.
  4. Не способен играть в спокойные игры. Настольные игры, раскраски, чтение книг и другие спокойные занятия его не увлекают.
  5. Движение — его цель, все, что бы его ни попросили, он будет делать в движении.
  6. Часто много разговаривает, перескакивая с темы на тему.

Импульсивность

  1. Ребенку трудно дождаться своей очереди, не обращая внимания на остальных, он пытается пролезть вперед всеми способами, если не получается, — теряет интерес.
  2. Он постоянно мешает другим: пристает к окружающим, влезает в игры и разговоры.
  3. Ему сложно дослушать вопрос до конца, часто выкрикивает ответ, не подумав.

фото 3Гиперактивность и импульсивность диагностируются в том случае, если из перечисленных критериев шесть и более сохраняются на протяжении шести и более месяцев.

Если некоторые из перечисленных критериев наблюдаются у ребенка, но их меньше 12, то ребенок является активным, а не гиперактивным.

Механизм самоконтроля также является важным параметром, помогающим отличить активного ребенка от гиперактивного.

Для гиперактивного ребенка нет разницы, где бегать, перебирать всевозможные занятия, не задерживаясь долго ни на одном из них, — дома, в детском саду, у врача или в гостях.

На ребенка с СДВГ не подействуют ни уговоры, ни просьбы, ни подкуп, он просто не в силах остановиться. С просто чрезмерно активным малышом можно договориться, уговорить, подкупить в конце концов, такой ребенок может управлять собой, когда у него появляется достаточно заманчивый мотив (конфета, игрушка, мультфильм и т.д.).

Важно! В случае, когда диагноз СДВГ, после проведенной диагностики, не поставлен врачом и нет причин для лечения медицинскими препаратами, стоит обратиться к психологу, который поможет выяснить причины повышенной активности ребенка, постарается снизить эту активность, используя психологические методики, а также подскажет родителям, как лучше организовать общение с ним.

Как дать правильное воспитание активному малышу?

  1. Подвижные игры. Для правильного физического развития холерику необходимы подвижные игры. С их помощью он учится ориентироваться в пространстве, улучшает координацию движений. Подвижные игры с правилами (вышибалы, салки, казаки-разбойники и т.д.) делают малыша более организованным.
  2. Двигаемся вместе с ребенком. Активные игры, спортивные занятия вместе с родителями заряжают всех участников положительными эмоциями. Если родители получают от процесса такое же удовольствие, ребенок понимает, что быть активным не плохо, что благотворно сказывается на его психическом здоровье.
  3. Ставим условия, при выполнении которых, ребенок получит вознаграждение. Для того, чтобы ребенок научился добиваться поставленных целей и концентрироваться на задании, стоит четко объяснить задание и предложить за него достойную награду, интересную для ребенка.
  4. Больше гуляем с ребенком. Часто гуляя на свежем воздухе, ребенок сможет израсходовать лишнюю энергию и будет лучше засыпать, гуляя за 2-3 часа до сна.
  5. фото 4

  6. Учим труду. Не стесняйтесь нагружать активного ребенка обязанностями по дому. Полить цветы, подмести, покормить кота, протереть пыль, убрать за собой сможет каждый.Эти обязанности сделают малыша более организованным и ответственным, а также помогут направить энергию в полезное русло.

Правильное общение

Ругать активного ребенка следует только за проступки, при этом не говорить, что он плохой. Скажите ему, что вы грустите, из-за того, что он порвал штаны, т.к. они очень ему шли.

Демонстрируйте открыто свои чувства. Не прибегайте к физическим наказаниям, если не хотите, чтобы ребенок таким же образом реагировал на людей, которые поступают так, как ему не нравится.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, не восхваляйте достоинства других детей, подчеркивая слабости своего ребенка. Хвалите его за хорошие поступки, проговаривайте благодаря каким сильным чертам характера он их совершил.

Не поддерживайте в его присутствии людей, которые его ругают. Активному ребенку, зачастую не верящему в свои силы, нужно знать, что его любят и верят в него.

Площадка для высвобождения энергии

Активный малыш всегда стремиться к движению, когда ему не удается реализовать свои порывы, энергия накапливается, и ему уже сложно сконцентрироваться на чем бы то ни было.

Организовывая его досуг, необходимо дать место для высвобождения энергии. Если чадо не может сосредоточиться, сидя за домашним заданием, вертится, у него все валится из рук, вскакивает из-за стола и бегает по дому, сводите его на детскую площадку. Там он сможет поиграть, полазить, высвободить часть энергии и вернуться, отдохнувшим, к урокам.

Можно обустроить дома спортивный уголок, где ребенок сможет лазить, висеть, карабкаться. Можно повесить в таком уголке боксерскую грушу и перчатки, объяснив ребенку, что, когда он злится, можно побить грушу, и станет легче. Такой уголок удобен тем, что им можно воспользоваться в любой момент, когда он необходим, когда ребенок дома, а его родители заняты своими делами.

Советы

фото 5

  1. Соблюдение режима дня. Из-за повышенной активности ребенку тяжело сосредоточиться даже на таких важных вещах, как питание и сон. Малыш может играть и бегать весь день, забывая поесть.

    Когда у малыша есть четкий режим питания и сна, он чувствует себя стабильнее и спокойнее.

    Важно! Если повесить дома на видное место режим дня, ребенку будет легче ориентироваться в расписании и он сможет самостоятельно его соблюдать.

  2. Дневной сон. Многие придерживаются мнения, что ребенок будет хорошо спать ночью, если как следует устанет в течение дня. Данный стереотип не распространяется на чрезмерно активных малышей, у которых чрезмерная усталость может обернуться всплеском активности перед сном для сброса напряжения. Если ребенок поспит днем, то ночью ему будет легче уснуть.
  3. Простые задачи. Деятельность ребенка будет результативнее, если поставленные задачи будут просты и понятны. Сложное задание лучше разбить на подпункты и проследить за последовательным выполнением каждого из них.
  4. Защита от избытка впечатлений. Каждый день активный ребенок испытывает множество новых эмоций. Когда существует избыток получаемой информации, ему трудно сконцентрироваться на чем-то одном, все сливается в одну сплошную яркую массу, эмоции перестают быть разными, их сложно отличить друг от друга. Прокатитесь на одном аттракционе в парке вместо того, чтобы обойти все. Испытывая одно яркое впечатление в день, ребенку легче разобраться в своих чувствах.
  5. Четвероногий друг. Если в семье есть собака, хорошим занятием для активного ребенка могут стать прогулки с ней. Если малыш уже достаточно взрослый, можно доверить ему гулять с питомцем утром и вечером в определенные часы. Это и направляет энергию в полезное русло, помогает соблюдать режим дня, а также ребенку будет легче заснуть после вечерней прогулки.

Полезное видео

Ознакомьтесь визуально с десятью правилами воспитания гиперактивных детей на видео ниже:

Заключение

В воспитании слишком активного ребенка главное — терпение. Помните, что к подростковому возрасту или раньше, если поддерживать и помогать, чрезмерная активность останется лишь воспоминанием.

Рекомендуем статьи по теме

Источник