Академия методика физического воспитания и развития ребенка
Скопировать в буфер библиографическое описание
Морозова, Л. Д. Теория и методика физического развития дошкольников : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Д. Морозова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Москва : МГПУ. — 167 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11435-5 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-243-00503-6 (МГПУ). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445286 (дата обращения: 31.01.2021).
Добавить в избранное
2-е изд.Учебное пособие для академического бакалавриата
- Морозова Л. Д.
2019
Страниц
167
Обложка
Твердая
ISBN
978-5-534-11435-5
Библиографическое описание
Морозова, Л. Д. Теория и методика физического развития дошкольников : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Д. Морозова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Москва : МГПУ. — 167 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11435-5 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-243-00503-6 (МГПУ). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445286 (дата обращения: 31.01.2021).
Показать все
Содержание учебного пособия дополняет имеющиеся учебники и включает актуальные вопросы физического развития ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации. Изложенные материалы учитывают тенденции современного физического воспитания и требования ФГОС дошкольного образования. Раскрытие тем основано на творческой переработке, интерпретации и адаптации имеющегося материала по этой теме для изучения студентами, имеющими профильное среднее профессиональное образование. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Учебное пособие адресовано студентам и магистрантам очной, очно-заочной и заочной, в том числе дистанционной форм обучения, направления подготовки «Педагогическое образование».
Источник
Скопировать в буфер библиографическое описание
Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Тюмень : Тюменский государственный университет. — 350 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11219-1 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01344-7 (Тюменский государственный университет). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444767 (дата обращения: 31.01.2021).
Добавить в избранное
2-е изд., стер. Учебное пособие для СПО
- Завьялова Т. П., Стародубцева И. В.
2019
Страниц
350
Обложка
Твердая
Гриф
Гриф УМО СПО
ISBN
978-5-534-11219-1
Библиографическое описание
Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Тюмень : Тюменский государственный университет. — 350 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11219-1 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01344-7 (Тюменский государственный университет). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444767 (дата обращения: 31.01.2021).
Показать все
В учебно-методическом пособии изложены теоретические основы физической культуры детей дошкольного возраста, раскрыты методические аспекты организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, представлены функции руководителя физического воспитания и медико-педагогического персонала. Раскрыты вопросы внедрения традиционных и инновационных физкультурно-оздоровительных технологий в условиях современного дошкольного учреждения. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям. Предназначено студентам образовательных учреждений среднего профессионального образования, педагогам дополнительного образования, а также будет полезно тренерам, слушателям курсов повышения квалификации, родителям.
Источник
Конспект урока по МДК01.02.Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Цель урока
1.Познакомить студентов с историей развития теории и методики физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
2.Понимать сущность и социальную значимость свой будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
3.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.
4.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Ход урока
Здравствуйте, садитесь. Староста назовёт отсутствующих . Спасибо. Наш урок мне хотелось бы начать с цитаты древнегреческого философа Платона .
Слайд 1
«Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего» Платон
Опираясь на это высказывание, назовите мне тему сегодняшнего нашего урока. Правильно, тема урока история развития теории и методики физического воспитания.
С термином физическое воспитание мы уже знакомы. Дайте, пожалуйста. его определение.
Правильно, физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
В процессе физического воспитания педагогические воздействия, а также усилия занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний.
Слайд 2
История развития теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста
Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Как вы думаете, когда человек задумался над вопросом о необходимости физического воспитания детей.
Первые упоминания о небходимости физического воспитания относятся к первобытно-общинному строю.
Слайд 2
Первобытно-общинный строй
Слайд 3
Древний Рим (8-6 век до н.э.)
Первые сведения о физических упражнениях, свойственных Древней Руси, мы получили из былин, сказаний. Известно, что в народе всегда широко использовались плавание, гребля, забавы, игрища. Именно игрища были основной формой физического воспитания славян, в процессе которых дети осваивали верховую езду, бой на саблях и копьях, борьбу. Охоту
Попытки придать физическому воспитанию государственный характер принадлежат Петру 1 .Начало было положено внедрением физической культуры в военные учебные заведения. Причём обучение чаще всего происходило в время военных действий, поэтому не случайно оно имело дисциплинированность, направленность.
Но впервые научную значимость физического воспитания доказали
Константин Дмитриевич Ушинский, Пётр Францевич Лесгафт
Слайд 4
Фото Константина Дмитриевича Ушинског
Кроме этого обосновал принципы воспитывающего обучения. Эту тему мы с вами уже проходили. Давайте вспомним с вами принципы обучения. Правильно. Это наглядость, систематичность, последовательность, прочность усвоения материала. разнообразие методов обучения.
О его вкладе в развитие теории и методики физического воспитания нам расскажет Серёгина Анастасия.
Константин Дмитриевич предложил во время занятий умственным трудом использовать физические упражнения (физкультминутки), чаще использовать народные подвижные игры
«Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство»
Кроме этого в числе средств физического воспитания предложил использовать гимнастику.
Теперь мы с вами рассмотрим как развивалась теория и методика физического воспитания во второй половине 19 начале 20 века.
Основоположником системы отечественной системы физического воспитания является Пётр Францевич Лесгафт .
Серёгина Анастасия
Слайд 5
Фото Пётр Францевич Лесгафт, учебники
Пётр Францевич Лесгафт определил задачи физического образования с точки зрения установления гармонии между различными сторонами развития, подчёркивая. Что умственное и физическое образование тесно связано между собой и должны составлять единую нераздельную задачу школы. Тот и другой вид образования должны следовать закону постепенности и последовательности развития и закону гармоничного развития, как необходимого условия совершенства, стремления к которому свойственно человеческой психики.
Пётр Францевич Лесгафт научно обосновал средства, содержание и методы физического воспитания. В основу системы он положил дидактические принципы:
Слайд 6
Дидактические принципы
-сознательность,
– наглядность,
-активность,
– постепенность
Впервые в истории физического воспитания Лесгафт систематизировал физические упражнения на основе педагогических задач.
Слайд 7
Систематизация физических упражнений:
1.Простые упражнения ( движения головой, туловищем),
2.Сложные упражнения с увеличивающимся напряжением ( метание, прыжки, лазание, бег с палками).
3.Изучение пространственных отношений и распределение упражнений во времени (метание в цель, бег в заданном направлении).
4.Систематические упражнения в виде сложных действий (фехтование, коньки, плавание, лыжи).
Однако до 1917 года система физического образования не стала в России основной для создания государственной системы физического воспитания, так как в стране не было государственной программы образования в этой области, а также квалифицированных педагогов и специальной материально-технической базы.
Становление и развитие организованных форм физического воспитания в 20-30 годы началось с введения обязательных занятий (уроков) по физической культуре во всех типах учебных заведений.
О роли Ефима Ароновича Аркина в развитии теории и методики физического воспитания нам расскажет Шахматова Светлана
Слайд 8
фото Ефим Аронович Аркин, учебники
Большое значение придавал правильной постановке физического воспитания, укреплению и закаливанию организма. Разработал организационные основы обучения детей движениям
Слайд 9
ввёл в работу дошкольных учреждений- физкультурные занятия как основную форму обучения движениям
Предлагал двигательные навыки основным движениям (ходьба, бег, прыжки) формировать только при помощи подвижных игр.
В плане развития научно-методических основ отечественной системы физического воспитания нельзя не отметить научные разработки по проблемам теории и практики физической культуры детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку проблем внесли работы Евгении Григорьевны Леви-Гориневской. О её роли нам расскажет Червякова Мария
Слайд 10
Фото Евгении Григорьевны Леви – Гориневской, учебники
Евгения Григорьевна Леви-Гориневская – врач по образованию, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Института физического воспитания Академии педагогических наук, специалист по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Разработала стратегию создания и функционирования системы физического воспитания в дошкольных учреждениях.
Способствовала доведению основных положений теории физического воспитания до конкретных методических рекомендаций по совершенствованию работы дошкольных учреждений.
Занималась разработкой методов обучения движениям, организации подвижных игр в дошкольных учреждениях, закаливания детского организма.
В 60-х годах Александром Владимировичем Запорожцем был создан Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания, где существовала лаборатория по физическому воспитанию, которая стала ведущим звеном в разработке всех актуальных проблем физического воспитания детей, дошкольного возраста, в том числе двигательной активности , обучения спортивным играм и упражнениям, совершенствование форм работы по физической культуре в дошкольном учреждении, т.е. углублялись научно- методические основы отечественной системы физического воспитания.
Таким образом, к 80-м годам сложилась достаточно стройная и отлаженная система физического воспитания детей дошкольного образа.
Большой вклад отечественных учёных в разработку теории и методики физического воспитания внесли такие имена: Александра Владимировна Кенеман, Домна Васильевна Хухлаева. Информация о них для нас подготовила Калинцева Екатерина
Слайд 11
Фото Александры Владимировны Кенеман, учебники
Является одним из первых создателей учебников и учебных пособий по теории и методике физического воспитания для педагогических училищ и педагогических институтов.
В её трудах была раскрыта база научной постановки физического воспитания детей дошкольного возраста, показала, что решающую роль в физическом развитии детей, наряду с наследственными задатками, играют факторы социального порядка. Именно в процессе воспитания и обучения накапливаются знания и умения, совершенствующие физические способности, двигательные навыки.
Обогатила теорию подвижной игры: раскрыла методику и организационные основы подвижной игры.
Слайд 12
Фото Домны Васильевны Хухлаевой, учебники
Является одним из первых (совместно с Александрой Владимировной Кенеман) учебников и учебных пособий по теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста.
В научных исследованиях доказала, что развитие физических способностей и двигательных навыков является специфической функцией физического воспитания.
Мы с вами в своей работе будем пользоваться вот этим учебным пособием
(показываю). Физическая культура в детском саду. Его автор Тамара Ивановна Осокина. О её роли в развитии теории и методики физического воспитания нам расскажет Какушкина Анастасия.
Слайд 13
Фото Тамары Ивановны Осокиной фото, учебники
Разработала основные положения для обучения дошкольников движениям в процессе физического воспитания- проблемы двигательной активности., организацию двигательного режима в дошкольных учреждениях, планирование и контроль работы по физическому воспитании. Движения и физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей, это нашло отражение в программе воспитания и обучения дошкольников, в педагогической технологии организации физического воспитания в современных дошкольных учреждениях, в концепции дошкольного воспитания, в пропаганде опыта работы по физическому воспитанию.
Внесла огромный вклад в обучение плаванию. Плавание рассматривала как одно из наиболее здоровых и гигиенических средств физической культуры в дошкольных учреждениях. Подчёркивала, что плавание помимо чисто прикладного значения ( многие тысячи детских жизней могут быть ограждены от несчастных случаев на воде) содействуют разностороннему физическому развитию детей. Сделала анатомо-физиологическое обоснование влияния систематических занятий плаванием на организм ребёнка. Разработала основное содержание занятий по обучению плаванию детей дошкольного возраста.
Являлась одним из разработчиков концепции и содержания Базисной программы развития ребёнка-дошкольника «Истоки».
Слайд 14
Фото Эммы Яковлевны Степаненковой , учебники
Эмма Яковлевна Степаненкова обосновала психокоррекционную роль физических упражнений в развитии детей.
Процесс выполнения физических упражнений рассматривает как одновременный процесс психического и физического совершенствования человеческой личности .
Рассматривает физические упражнения (в частности. Подвижные игры) как средство формирования творческих способностей детей.
Разработала игры, способствующие интеллектуальному развитию детей.
Мы с вами познакомились с развитием теории и методики физического воспитания до начала 21 века. А кто же сейчас занимается вопросами теории и методики и пишет для нас учебники.
Во первых. Это Валентина Николаевна Шебеко- член-корреспондент Российской Академии Естествознания. В 2011 году защитила диссертацию на тему «Формирование личности ребёнка дошкольного возраста средствами физической культуры».
Основные положения этой работы;
1.Формирование личности дошкольника средствами физической культуры имеет характер педагогической системы, стратегической целью которой выступает воспитание творческой личности.
2Управляемый характер образовательному процессу придает реализация трех его составляющих:
Слайд 15
1.Воспитание у дошкольников ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности;
2. Ориентация физического воспитания на формирование физической культуры личности;
3.Самореализация ребенка в двигательной деятельности.
Физкультурные знания, являющиеся условием формирования представлений ребенка о том, как сохранить и укрепить собственное здоровье
Программа физического воспитания детей 4-6 лет имеет оздоровительную и образовательную ценность и нацелена на личностное развитие дошкольников.
Программа самообразования руководителя физического воспитания дошкольного учреждения формирует новую способность педагога к построению процесса физического воспитания с направленностью на личностное развитие детей.
Об этом же говорится и в Законе об Образовании (2013год) и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования
Слайд 16
Фото Закон об Образовании, ФГОС
Итак, физическое развитие включает:
Слайд 17
-приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
–двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
Слайд 18
Способствующих:
– правильному формированию опорно-двигательной системы организма, -развитию равновесия,
-координации движения,
– крупной и мелкой моторики обеих рук,
– выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
Слайд 19
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
-овладение подвижными играми с правилами;
– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Слайд 20
В настоящее время есть несколько программ, в которых отражена такая часть работы как физическое воспитание .Это программы «Детство», «Истоки», «Радуга» и конечно, программа «От рождения дошколы» под редакцией Вераксы. На уроке мы не успеваем сделать анализ этих программ.Поэтому дома вам необходтмо сделать эту работу с той целью, чтобы понять чем же отлиается одна программа от другой.
*Сделать анализ программ по физическому воспитанию:
« Истоки»: Примерная образовательная программа дошкольного образования.
– «Детство» ( Н.А. Боткина, Г.И. Рунова) раздел: «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными»,
– «Радуга» ( Л.Д. Гусарова) раздел» Формируем привычку к ЗОЖ», «Физическая культура»,
– «От рождения до школы» ( под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой) направление «Физическое развитие» по следующей схеме
Итак, сегодня мы с вами познакомились с историей развития теории и методики физического воспитания. Мне хотелось бы спросить у вас, а над какими компетенциями мы с вами сегодня постарались овладеть.
Источник