Айкью ребенка 1 год

Айкью ребенка 1 год thumbnail

В детской колясочке рядом с ребенком лежат газеты.

– О, какой удивительный малыш! – восторгается прохожая старушка. – Он уже читает газеты?

– Что вы! Он ведь не вундеркинд, – возражает мать ребенка. – Он пока только решает кроссворды.

Из семейных историй

Бытует мнение, что если у ребенка низкий коэффициент интеллекта (IQ – начальные буквы словосочетания intelligence quotient, что буквально переводится как «коэффициент интеллекта»), то он бездарен и ограничен. Но так ли это? Попробуем разобраться.

Впервые коэффициент IQ, соотношение «умственного» и фактического возраста, был применен в 1916 г. Считается, что IQ нормально развивающегося ребенка – 100. Если IQ достигает 120-135, ребенок считается одаренным. Если же коэффициент превышает 160, то это уже вундеркинд.

В двадцатые годы американские ученые начали эксперимент. Они выявили почти полторы тысячи высокоодаренных (по данным тестов на IQ) детей. Наблюдали за ними всю жизнь, до глубокой старости. Оказалось, что с годами вундеркинды все меньше выделялись среди своих сверстников. Вывод отсюда был сделан следующий: надежность подобных тестов весьма сомнительна, на их основе нельзя строить долгосрочные прогнозы и делать окончательный вывод об одаренности ребенка.

Психолог-консультант Марина Юрьевна Медведева отмечает: «…тесты на IQ не показывают объективно ни степени одаренности, ни возможностей интеллектуального развития личности. Это набор усредненных задач для определенного возраста. Но подбор их во многом зависит от личности самого составителя теста, а результат связан со всем предыдущим жизненным опытом ребенка, его социальным окружением, с тем, в какой семье он вырос и с кем общался до сего дня. Подобные тесты критикуются именно потому, что дети из «простых» семей, как правило, имеют коэффициент меньше – но не из-за отсутствия интеллектуального потенциала, а потому что уровень информированности в их семьях заведомо ниже.

Задачи теста, как правило, выявляют способность ребенка к вербально-логическому, абстрактному мышлению, но у некоторых детей лучше развит практический интеллект. Не учитывают тесты IQ и того, что неординарно мыслящий ребенок может дать ответ, который с традиционной точки зрения будет считаться неправильным. Наконец, совершенно сбрасывается со счетов эмоциональное напряжение, которое во время тестирования разные дети испытывают по-разному.

Поэтому ставить какую-то «черную метку» на основании подобного тестирования просто непродуктивно. Недостаток его в том и состоит, что тест проводится всего несколько минут. А вот последующего глубокого анализа, почему ребенок не ответил на тот или иной вопрос, не происходит. С точки зрения психологов, давать такие тесты в обычных школах в середине года вообще неправильно. Более правильно делать это в лицеях, гимназиях на вступительных собеседованиях, так как там сознательно ставится цель путем тестирования отобрать детей примерно одного социального уровня и информированности».

Впрочем, насчет оправданности тестирования при поступлении детей в школу у многих специалистов также есть сомнения. Так, профессор Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент РАО, автор десятков книг об образовании и воспитании, относится к ним отрицательно, считая, что: «Достоверных тестов немного. Чаще используются методики экспертной оценки, а один специалист почти всегда субъективен. Если смотреть правде в глаза, такое тестирование – это способ отобрать «удобных» учеников. А школа должна учить всех».

Но вернемся к теме одаренности детей. На мой взгляд, не одаренных детей просто не существует в природе, а то, насколько одаренность ребенка раскрывается, зависит в первую очередь от воспитания.

Быть вундеркиндом вовсе не так уж приятно, как об этом некоторые думают. Опережая «средних» детей по многим параметрам, «одаренные» развиваются очень неравномерно. Часто умственное развитие (особенно речевое) гораздо превышает эмоционально-личностное.

За уникальные способности детям приходится «дорого заплатить». Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой, они исчезали из поля зрения, чаще всего так и не оправдав больших надежд, на них возлагаемых. Нередки случаи, когда нетерпеливые родители, надеясь нажить на талантах своих детей капитал, немилосердно их перегружали, не оставляя времени на простые радости детства, что, естественно, приводило как к телесным, так и к психическим недугам.

Доктор психологических наук, профессор Диана Богоявленская считает: «Работа с талантливыми детьми сегодня напоминает мне спортивные соревнования: чей воспитанник раньше всех окончит школу, получит престижную премию, кто больше всех выдаст таких воспитанников «на-гора»… Не отстают от педагогов и некоторые родители. Иные амбициозные мамы и папы доводят своего ребенка до нервного срыва, искренне считая, что изнурительными многочасовыми занятиями помогут ему и еще больше разовьют его дар.

Читайте также:  Ребенок 1 год часто просыпается по ночам

Заставляя ребенка жить в постоянном режиме повышенных нагрузок и требований, эксплуатируя только одну сторону его возможностей, они часто, сами того не подозревая, выступают в роли великих инквизиторов не только для развития личности ребенка, но и для его дарования». Есть мнение, что каждому человеку отпущен определенный ресурс возможностей. Нередко вундеркинды растрачивают отпущенный Богом талант еще в детстве, становясь к двадцати годам заурядными людьми. Исчезновение привычного ореола гениальности у «бывшего вундеркинда» зачастую приводит к тяжелым психическим травмам.

Родителям надо задуматься – стоит лишать ребенка счастливого детства ради предположительной перспективы будущих достижений. Может, лучше любить его таким, какой он есть, и радоваться любым, даже самым маленьким, достижениям?

Предлагаемый ниже тест, составленный психологами для детей 7-13 лет, поможет определить степень таланта вашего ребенка.

Не разочаровывайтесь, если результат тестирования не соответствуют ожиданиям ведь малыш меняется, все еще у него впереди. И тем более не стоит всерьез считать его каким-то особенным, если результаты окажутся превосходными.

Составители теста предупреждают: этот тест – полуигра-полушутка.

Тест «Кто вам рассказывает сны?»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы, затем подсчитайте очки. Каждый ответ «да» – 1 очко.

1.Случается ли ребенку находить необычное примененение какому-либо предмету?

2.Меняет ли он свои наклонности?

3.Любит ли рисовать абстрактные картинки?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6.Сочиняет ли рассказы или стихи?

7.Любит ли вырезать затейливые фигуры?

8.Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9. Бывают ли у него желания что-то переделать на свой вкус?

10. Боится ли темноты?

11 .Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12.Считал ли это слово понятным без объяснений?

13.Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14 .Был ли удачлив этот замысел?

15.Использовал ли когда-либо вещь не по ее назначению?

16.Могли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17.Самостоятелен ли он в выборе одежды, прически?

18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21.Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?

23.Помнит ли и рассказывает свои сны или пережитые впечатления?

Результаты.

От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.

От 15 до 19: ребенок не всегда обнаруживает свои способности. Он находчив и сообразителен только тогда, когда чем-либо заинтересован.

От 9 до 14: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

От 4 до 8: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.

Мазуркевич С.А.

Энциклопедия заблуждений. Дети . – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2002

Источник

В этой статье мы обсудим, как меняется показатель IQ у детей с течением времени. Обратите внимание, что большая часть исследований, описанных ниже, включает традиционные тесты IQ, а не более современные интерпретации.

Если предположить, что тесты измеряют общую способность к обучению, то логично ожидать, что с течением времени IQ остается стабильным. Однако, если помнить, что тесты измеряют лишь текущую производительность, а не базовые способности, неудивительно, что показатели IQ могут колебаться. Большая часть информации о стабильности результатов тестов на интеллект была получена из многолетних исследований, в которых одни и те же дети неоднократно тестировались в течение длительных периодов. Речь идет о многолетних исследованиях в университетах Фелса (Fels Longitudial Study) и Беркли (Berkeley Guidance Study, Berkeley Growth Study). В некоторых случаях многократные испытания длились с первого месяца жизни ребенка до зрелого возраста.

Исследователи, которые собрали и проанализировали результаты большого количества данных многолетних исследований, пришли к выводу, что результаты тестов младенцев на первом году жизни неточно предсказывают показатели IQ в более позднем детстве, хотя они могут быть полезны для выявления нейромоторных аномалий или крайних интеллектуальных нарушений. (McCall, Hogarty, & Hurlburt, 1972; Honzik, 1983; Lewis, 1983). Типы задач, используемых в первый год жизни, в основном являются сенсомоторными задачами, включающими такие вещи, как достижение и захват объекта или визуальное отслеживание движущегося объекта. Эти задания значительно отличаются от заданий, используемых для детей старшего возраста, которые обладают вербальными навыками и способностью решать некоторые проблемы. Примерно через 18 месяцев, когда элементы последнего типа включаются в тесты на интеллект, прогнозирование более поздних результатов теста на основе ранних оценок IQ улучшается (Golden & Birns, 1983; Honzik, 1983). В целом было обнаружено, что чем короче период между повторными сессиями тестирования и чем старше ребенок во время тестирования, тем стабильнее показатели IQ. Это ясно показано в исследованиях университета Беркли, в которых была использована тестовая система Бине, откорректированная в Стендфорде (Standford-Binet), а также шкала Brunel-Lezine в Стокгольмском исследовании (from Hoznik, 1976). Результаты отражают корреляцию между результатами тестов младенцев и дошкольников и IQ в возрасте 8 лет, полученными в трех различных исследованиях. Хотя в Стокгольмских исследованиях и в двух исследованиях в Беркли для младенцев использовались разные тесты, видно, что ни одно из исследований не смогло эффективно предсказать IQ в возрасте 8 лет на основе тестов в первые несколько лет жизни. Однако по мере того, как ребенок взрослеет, и интервал между тестами укорачивается, прогноз становится весьма точным.

Читайте также:  Лейкоцитарная формула для ребенка 1 год

В нескольких современных исследованиях были предприняты попытки разработать новые способы прогнозирования способностей ребенка с младенчества. В частности, в этих исследованиях отошли от использования традиционных сенсомоторных тестов. Вместо этого исследования показывают влияние подхода к обработке информации при изучении процессов внимания младенцев. Фокус смещен на два показателя – снижение внимания и возвращение внимания. Эти процессы включают концепции привыкания и восстановления, которые мы рассмотрим позднее. То есть двумя ранними отличительными чертами интеллектуальных способностей могут быть способность быстро знакомиться с новым материалом, а также тенденция распознавать и отдавать предпочтение новым стимулам. Исследователи наблюдали, будут ли младенцы, которые быстро привыкают (то есть перестают обращать внимание на повторяющиеся стимулы) или демонстрируют активное восстановление внимания к новому стимулу, более эффективно выполнять интеллектуальные задачи в позднем детстве. Оказалось, что существует умеренная корреляция между показателями внимания в возрасте от 2 до 7 месяцев и результатами традиционных тестов на интеллект в возрасте от 3 до 6 лет. Хотя все же эти корреляции не так сильны, как те, которые получены между тестами, проведенными в среднем возрасте (Bornstein & Sigman, 1986).

Ответ на вопрос, являются ли одни младенцы умнее других, был частично получен в следующем исследовании. Ученые хотели выяснить, являются ли визуальные предпочтения младенцев предиктором более позднего когнитивного развития. Чтобы выяснить это, Джозеф Фэган и его коллеги (Fagan, 1984) протестировали группу из 36 семимесячных младенцев на предмет их предпочтения к разглядыванию новых или наоборот хорошо знакомых визуальных стимулов. Позднее младенцы были проверены на интеллектуальное функционирование в 3 года и еще раз в 5 лет. В этом возрасте детям давали тест по словарю с картинками – стандартный метод оценки интеллекта для детей этого возраста. При этом специалисты, проводившие тесты в более позднем возрасте, не знали о более ранних оценках детей. Результаты были поразительными: взаимосвязь между предпочтением новизны в 7 месяцев и оценками тестов 3-х и 5-ти летних детей была аналогичной и указывала на то, что чем чаще младенцы оказывали предпочтение новым стимулам, тем выше был их IQ в более старшем возрасте.

Эти данные свидетельствуют о том, что визуальное внимание младенца может быть полезным средством проверки для выявления детей, у которых могут развиться проблемы когнитивного характера в более поздние сроки. Фактически, Фэган, Монти и Шепард (1988) обнаружили, что младенцы, у которых в дальнейшем был риск когнитивных проблем развития из-за таких состояний, как недоношенность, задержка развития или материнский диабет, могут быть диагностированы с удивительной точностью на основе показателей детского внимания. В одном исследовании они обнаружили, что могут правильно определить 75% (21 из 28 младенцев) детей с IQ ниже нормы в возрасте 3-х лет на основе скринингового теста младенцев. Точно так же они правильно определили 85 процентов (127 из 149 младенцев), которые в 3 года находились в нормальном диапазоне IQ. Более поздняя работа (Rose, Feldman, Wallace, & McCarton, 1989) дала увидеть, что предпочтение младенцев новизне было лучшим предиктором более поздних оценок интеллекта, чем стандартные младенческие тесты на интеллект (например, Bayley test). Наконец, данные свидетельствуют о том, что предпочтения младенцев в отношении новизны, а также другие показатели обработки изображений связаны с оценками интеллекта взрослых (DiLalla et al., 1990). В совокупности эти результаты показывают, что визуальное внимание младенца может служить полезным диагностическим инструментом для выявления детей, у которых в дальнейшем могут развиться когнитивные нарушения.

Читайте также:  Ребенок 1 год не остается без мамы

Получается, что ранние модели обращения к знакомой и новой информации могут быть связаны с тем, как ребенок учится и обрабатывает информацию в более позднем возрасте. Однако корреляция между показателями внимания младенца и более поздним IQ далеки от совершенства, и есть много возможностей для их изменений по мере развития ребенка (Bornstein & Sigman, 1986). Более того, хотя может возникнуть соблазн сделать вывод, что ранние индивидуальные различия в привыкании и реакции на новизну отражают генетические предрасположенности, стоит обратить внимание на то, что несколько месяцев жизни младенец находился под влиянием окружающей среды, которая участвует в процессах развития его внимания. Фактически, процессы внимания детей в 5 месяцев жизни связаны с реактивностью матери (Bornstein & Tamis, 1986), а также с поощрением матерей к вниманию к окружающей среде у 4-месячных младенцев(Bornstein, 1985). Было сделано предположение, что родительское поведение может иметь раннее влияние на внимание.

Что происходит, когда дети становятся старше? Предсказывают ли тесты IQ в раннем школьном возрасте оценки IQ в более позднем детстве? Насколько сильно изменится IQ у отдельного ребенка? Большинство исследований показывают, что тесты IQ, начиная со среднего детства, являются достаточно хорошими предикторами результатов тестов интеллекта взрослых. Например, одно исследование обнаружило корреляцию .70 между показателями IQ в возрасте 8 и 18 лет (Honzik, MacFarlane, & Allen, 1948). Такие цифры основаны на анализе больших групп детей (250 детей в данном исследовании). Еще один интересный вопрос, который задали себе ученые: насколько меняется IQ отдельных детей в процессе развития? Есть данные, что IQ некоторых детей сильно различается по мере взросления. Исследование стабильности IQ 140 детей в продольном исследовании Института Фелса было резюмировано следующим образом:

«Нормальные домашние дети из семей среднего класса меняют показатели IQ в детстве. При том некоторые – в значительной степени. В настоящей выборке средний диапазон IQ индивидуума в возрасте от 2,5 до 17 лет составлял 28,51 балла IQ. Каждый третий ребенок демонстрировал прогрессивное изменение более чем на 30 баллов, а каждый седьмой сдвигался более чем на 40 баллов. Редкие люди могут изменить свои показатели на 74 балла. Дети с высоким IQ, вероятно, покажут больше изменений, чем дети с низким IQ». (McCall, Appelbaum,& Hogarty, 1973,р. 70)

Скорость умственного развития у разных детей разная. Когнитивное развитие в динамике коррелирует с физическим. Резкие скачки, выравнивание и плато являются нормой. Эти различия, очевидно влияют на надежность оценок IQ. Когда исследуются возрастные изменения IQ , выясняется, что изменения, скорее всего, происходят в возрасте 6 и 10 лет. Было высказано предположение, что изменение в 6 лет может быть связано с переходом на более высокие уровни абстрактного мышления и концептуального процесса, которые обсуждали Пиаже и другие исследователи. Причина перемен в возрасте 10 лет менее ясна.

Известно, что такие стрессовые жизненные события, как смерть, развод родителей, переезд или переход в другую школу, может вызвать, по крайней мере, временные нарушения когнитивной деятельности. Действительно, дети, у которых наблюдается наиболее резкое увеличение или уменьшение IQ с течением времени, часто являются теми же детьми, которые испытали серьезные изменения в жизни – например, они могли быть помещены в приемную семью или серьезное заболеть (Hoznik, 1983). Одно исследование (McCall, 1983) показало, что рождение в семье ребенка может привести к заметному снижению IQ старших братьев и сестер, которое может длиться несколько лет. Однако со временем интеллектуальные способности старших братьев и сестер восстанавливаются и могут превосходить способности их младших братьев и сестер (Zajonc & Marcus, 1975).

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, тест на IQ, как проводится тест на интеллект, надежность теста на интеллект, скрининг младенцев на интеллект, проверка ребенка на интеллект.

Источник