Аффективном развитии ребенок раннего возраста

Аффективном развитии ребенок раннего возраста thumbnail

В нашей работе мы используем подход и идеи известного
клинициста, психо­аналитика – Ф. Дольто. «Любое испытание – это опыт жизни
тела, опыт реальности. Чтобы психика продолжала жить дальше, нужно, чтобы был
обмен речью, экспрес­сивной, актуальной с кем­то, кто дает тому, кого слушает,
ценность субъекта его соб­ственной истории» [2, с. 344].

Автор выделяет концептуальные положения – схема тела и образ
тела. Об­раз тела – некое сообщение, посредством ассоциаций ребенка. Образ тела
– не образ, представленный на рисунке, или в лепке; он проступает в диалоге
ребенка и анали­тика. Ассоциации ребенка способны дать аналитику элементы для
психоаналитиче­ской интерпретации.

Негативный образ тела влияет на разрушение здоровой схемы
тела. Схема те­ла – реальность – жизнь нашей плоти в контакте с физическим
миром. Наш опыт этой реальности зависит от целостности организма или от ее
нарушений – невроло­гической, мышечной и пр., а также от наших физиологических
ощущений. Увечная схема тела и здоровый образ тела может сосуществовать в одном
и том же субъекте.

Если ребенок признается как субъект желания, если родители
любят его в ре­альности, которую не стремятся дать забыть, могут дать ответы на
его вопросы по­средством речи – это все структурирует здоровый образ тела.
Тогда дети без рук и ног научаются рисовать ртом так же хорошо, как это делают
дети, имеющие конеч­ности. Но это возможно в том случае, если ребенка любят и
поддерживают у него те возможности, которыми он располагает.

Схема тела одна и та же для всех инвалидов. Образ тела носит
индивидуальный характер – он связан с субъектом и его историей. Это живой
синтез нашего эмоцио­нального опыта – отношений с людьми. Схема тела частично
бессознательна, но также и сознательна и предсознательна. Образ тела –
бессознателен.

Обоняние, зрение, слух, тактильные ощущения, ритм образа
жизни матери – это то, что формирует образ тела. Благодаря нашему образу телу,
воплощаемому схемой тела и пересекающемуся с ней, мы можем войти в коммуникацию
с Другим.

Три динамических аспекта образа тела. Базовый образ – то,
что позволяет ребенку чувствовать себя в самобытии. – Образуется понятие
«существование, я есть». Базовый образ присущ каждой фазе развития. После
рождения появляется дыхательно­обонятельный базовый образ (полость и грудная
клетка). Далее форми­руется оральный базовый образ (зона рта, глотки, гортани,
полость и грудная клетка, образ живота – пустота или заполненность). Далее
анальный базовый образ – удер­жание или удаление из нижней части
пищеварительного тракта, таз, тактильные представления ягодиц.

Функциональный образ – образ субъекта, имеющий цель
осуществления же­лания. Локализуется в эрогенном месте, что вызывает желание,
но обогащает воз­можность общения с другими частями тела. Кисть руки, прежде
всего оральная хва­тательная – эрогенная зона.

Эрогенный образ соединяется с функциональным образом тела
того места, где фокусируется эротическое удовольствие или неудовольствие в его
отношении с дру­гими. Три образа, связанных между собой динамическим образом –
есть синоним безопасности. Их разъединение позволяет влечению смерти
преобладать над влече­нием жизни. Динамический образ – выражается в каждом из
нас. Т. е. субъект чув­ствует себя в состоянии желания.

Символогенная кастрация, согласно автору, когда другой дает
ребенку знать, что осуществление его желания в той форме, в которой он хотел,
запрещено Зако­ном. Это значение передается через язык. Ребенок должен знать,
что взрослый так же, как он, отмечен этим запретом – это то, что помогает
вынести кастрацию и со­хранить доверие к взрослому.

Кастрация не равна сублимации, но может к ней привести. А
так же может вы­вести на перверсию. Кастрация порождает новый способ
существования перед ли­цом желания. Испытание кастрацией ведет индивида к
большему доверию к самому себе и дифференцированной коммуникации с другими, так
как благодаря кастрации активно используется речь.

Ф. Дольто выделяет пупочную кастрацию (момент отрыва от
матери посредст­вом перерезания пуповины в момент рождения); оральную кастрацию
(лишение ре­бенка всего того, что связано для него с каннибализмом по отношению
к матери, то есть отлучение от груди, запрет брать в рот то, что является
смертоностным ядом, т. е. не является пищевым. Эта кастрация, когда она
разумна, приводит к желанию и воз­можности говорить, а значит, к открытию новых
средств коммуникации и разных удовольствий с объектами. Мать сама должна быть
способна на коммуникацию, а не на давание ему кормления и забирание у него
экскрементов. Для ребенка оральная кастрация является разлукой с частью него
самого, которая находилась в теле матери. Если мать не проявляет бдительность,
он переносит свои каннибалические влечения на собственные руки, начинает сосать
большой палец или кулак, питая иллюзию, что тем самым продолжает находиться у
груди своей матери. Кроме этого, кулак позволя­ет ему заполнить огромную
пропасть, и он удостоверяется, что рот никуда не исчез. Только после отлучения
от груди начинается усвоение родного языка, начиная с соче­тания фонем,
ощущений, эмоций, тактильных ощущений от близкого присутствия матери. Язык
встраивается и становится символом связи «тело к телу». Ребенок – дублер своей
матери сначала в симбиозе, затем в диаде).

Анальная кастрация берет начало в произвольном
функционировании сфинк­тера (ребенок сам способен достичь контроля независимо
от взрослых. Испражне­ния как таковые не могут быть подарком, согласно Дольто.
Они становятся таковы­ми, если мать радуется больше им, нежели игровым
действиям руками и голосом). Это время обретения автономии. И выражается в
запрете на любое «действие» во вред другому и действование во вред своему
собственному телу. По сути дела – за­прет на убийство и вандализм во имя
здоровой гармонии группы. Анальная кастра­ция направляет ребенка к самоконтролю
за его движениями, а не только за движе­ниями его экскрементов. Т. е. он
научается контролировать свои движения.

Ребенок здесь же научается относиться с уважением к чужому в
отсутствие хо­зяев этих вещей – это возможно, если дитя само имеет в
собственном владении соб­ственные предметы, принадлежащие ему, и если взрослый
не покушается на них, когда он отсутствует. Ни одна вещь ребенка не должна быть
конфискована взрослым или выброшена, если такое решение не принял он сам. Если
с уважением относится к вещам ребенка, то он будет с уважением относиться к
чужим вещам. Анальная ка­страция должна научить ребенка разнице между тем, что
есть его обладание, в чем он совершенно свободен и тем, что есть владение
другого, использование чего воз­можно после просьбы, обращенной к другому дать
на время предметы, которыми он хотел бы попользоваться, при этом ребенок
принимает, что другой может ему в этом отказать (дарение и обмен
игрушками).

Опыт зеркала. Посредством опыта зеркала ребенок открывает
реальность, открывает свое тело по отношению к телу других. Недостаточно иметь
в реальности плоское зеркало. Оно ничему не служит, если субъект на самом деле
сталкивается с отсутствием зеркала своего существа в другом. Ребенок может
потеряться в зеркале.

Стадия зеркала является для ребенка символичной, это период
осознания его существования в мире для другого, поскольку он есть индивид среди
других индиви­дов. Посредством зеркала ребенок открывает для себя собственное
лицо, собствен­ное тело – это открытие тела по отношению к открытию тела
других. Сначала чувст­вует то, что происходит в теле. Затем зеркально­зрительно
сопоставляет собственное лицо с самим собой. Присваивает собственное тело себе
– первичный нарциссизм. Зрительный образ обретает смысл лишь благодаря
присутствию рядом с ребенком другого человека, вместе с которым его образ тела
и схема тела будут узнаны (через тело матери и речь).

Генитальная кастрация – время открытия собственного пола,
или эдипальный период. По истечению двух с половиной лет ребенок способен
двигаться, ходить, развито обоняние, вкус, зрение, слух, тактильность,
благодаря чему он делает собст­венные наблюдения и осуществляет собственные
сенсорные эксперименты. Он име­ет опыт зеркала.

Страх кастрации формирует три установки:

  1. Подчинение, то есть разрешение эдипова комплекса, является
    удачным и адекватным решением для социального поведения, называемого
    нормальным.

  2. Бегство перед лицом страха кастрации. Выражается либо
    полным торможе­нием своей активности, либо в случае нестабильности – ментальным
    бегством, либо реальным бегством (т. е., те, кто поступает к психиатру).

  3. Протест и открытая борьба против страха кастрации
    выражаются в наруше­ниях в характере, сопровождаемых регрессией к стадиям
    архаичной организации сексуальности. Более менее сильные проявления
    необщительности и перверсий. Пе­реживания вины, она умиротворяется чувством
    страха. Если наказание не наступает, страх становится невыносимым, тогда
    следует самонаказание. Если наказание со­стоялось, оно усиливает еще больше
    чувство неполноценности и бунта, что приводит к новым агрессивным проявлениям,
    делинквентности. Субъект вовлечен в «гонку к смерти».

Аффективные отношения ребенка к растениям, животным, камням
и дру­гим объектам реальности. Растения. Ребенок чувствителен к растениям с
3­месяцев. При виде растения он улыбается, возбуждается, глубоко дышит.
Благодаря растению ребенок способен к обмену, обмену физиологическому, типично
человеческому вы­ражению. К полутора годам любит расцвеченные пятна. Цветы,
сама растительность и цвет вызывают у него восторг. Ребенку нужно брать цветы,
перетирать их руками, же­вать ртом. Он вступает в контакт с миром начиная с его
инкорпорирования. Факт по­едания цветка дает детям удовольствие от вида и
сенсорное удовольствие.

Аффективные стадии вступления в контакт с внешним миром с
помощью ар­хаичных средств. Ребенок испытывает желание есть маму. Он питается
не только пищей, но и аффективным присутствием матери, которое поглощает
одновременно с пищей. Таким образом он наполняется ею изнутри, когда она рядом.
По отноше­нию к растениям, деревьям ребенок ведет себя с позиции
инкорпорирования.

Дети любят идентифицировать себя со взрослыми. Аналогичным
образом по­ступают с деревьями. Ребенок восторгается, когда наряжается в дерево
с листьями. Таким образом, он переодевается в саму природу, испытывая от этого
чувство вос­торга, полноты.

В случае непройденной стадии с цветами, можно наблюдать у
детей пищева­рительные тяжелые расстройства, расстройства, имеющие отношение к
их контакту с самим собой. Любовь к цветам пробуждает аппетит; развивает
способность глотать, таким образом ребенок оказывается в согласии с природой,
растительным миром.

Понятие деревьев, их ценности в целостности корней, ствола,
ветвей деревьев не развито к четырем годам. До четырех лет понятия корней не
существует. После четырех лет их отсутствие в рисунках детей – знак
расстройства отношений между ребенком и родителями, т. е. его собственными
корнями. У ребенка, имеющего на­рушения в корнях его собственной истории,
нарисованное дерево выглядит как при­клеенное, отрезанное от корней.

Минералы. Влияние минералов наступает после растений.
Вначале значимы следующие элементы – земля, песок, вода. У ребенка нет
представления о минера­лах. Они поначалу просто вещи, чтобы трогать, играть,
брать в рот, представления о них ограничивается понятием «камень». К 3 годам
дети впервые переживают тление и увядание цветов и растений. На первый план
выходит – камень.

Опыт увядания и попытки вернуть прежний облик живого говорит
о том, что ребенок не осознал закономерность исчезновения вещей. В связи с
этим, камень может стать сверхзначимым. Сверхзначимость камня также зарождается
в условиях недостаточной аффективности со значимыми Другими, является
показателем отсут­ствия устойчивой ценности в существовании. Родители не
являются носителями безопасности как ценности в его глазах. Такой ребенок
безнадежно что­то ищет, что имело бы нетленную эстетическую ценность.

У 3­летнего ребенка отношение к камням позитивное. В камне
можно быть уверенным. Бумага рвется – ему нравитcя ее рвать; цветок вянет, пища
съедается; отношение родителей к ребенку – сменяется. Камень не меняется.

Как только 3­летний ребенок фиксирует внимание на камнях –
он начинает понимать умирание, ему трудно это принять, так как он чувствует,
что это касается его тоже. Появляется потребность любить определенные камни,
чтобы быть уверен­ным, что нечто важное от него не уйдет, даже если он
меняется.

Животные. В 8–9 месяцев детей интересуют маленькие животные:
блохи, му­равьи, червячки. Внимание на больших животных обращают лишь в том
случае, ес­ли ими занимается взрослый человек.

Сначала, интересуясь маленькими животными, ребенок не
испытывает ника­кого страха. Но потом он наблюдает, как его палец может
раздавить, например, жу­ка. Жук больше не двигается, ребенок испытывает
удовольствие и ужас. Он открыва­ет смерть на примере животного как остановку
движений.

К 9 месяцам ребенок открывает животных; к моменту хождения –
уток, кур; в 1,5–2 года – млекопитающих.

Ф. Дольто задается вопросом – почему, когда дети мучают
животных, послед­ние не страдают. И отвечает: потому что и ребенок и домашнее
животное чувствуют обмен витальности между собой.

Со смертью животного дети открывают для себя условия
существования живо­го. Они еще не могут допустить смерть своих родителей, но
они допускают смерть лю­бимых живых существ – животных. Когда ребенок начинает
понимать, что смерть по­ражает и людей, он может отреагировать отрицанием
человеческого существования.

В возрасте 2–3 лет дети удовлетворяют свои агрессивные и
сексуальные жела­ния в игре с животными. Однажды на консультации у меня одна
мама спросила: «Почему моя 3­летняя дочь постоянно душит кошку, которая живет в
нашем доме?» Животное олицетворяет собой родительские фигуры. Отреагировать
сексуально или агрессивно на родителей зачастую ребенок не может себе
позволить, так как после­дует обратная связь, возможно наказание, защита типа
агрессии, отвержение и пр. Поэтому животные замещают родителей и выполняют в
семье фактически «психо­терапевтическую функцию».

Птицы. Потребность ребенка в аффективных обменах и живое
средство пере­дачи (птица), символизирующее полет его мысли, часто является для
ребенка необ­ходимым, чтобы вынести аффективные фрустрации.

Рыбы соответствуют особым аффективным потребностям.
Символическое значение рыбы имеет специальный характер и влияет на
внутриутробные конфлик­ты. У людей, которые нуждаются в присутствии и дружбе
рыбы, во время их детства были проблемы в адаптации к родительским фигурам.
Если у ребенка, у которого не было контакта с окружением: ни с животными, ни с
насекомыми, ни с растениями или же который все время разрушал реальность,
обнаруживается потребность ви­деть рыбу, можно быть уверенным – это путь к
выздоровлению. Ребенок восстанав­ливает право любви к себе, восстанавливает
бессознательное воспоминание о себе. Быть счастливым, как рыба в воде = как
ребенок в утробе. Ребенок, который смотрит на рыбу и доволен ею, находится на
пути завоевания, приобретения, разрешения внутриутробных или первых контактов с
матерью, которые были нарушены.

Таким образом, переживание образа тела оказывает влияние на
взаимоотно­шения человека с окружающими объектами реальности и с самим собой.
«Тело» вы­ступает как носитель психологической истории индивида.

Источник

Светлана Самойлова
Особенности раннего аффективного развития при раннем детском аутизме

Синдром раннего детского аутизма оформляется окончательно к 2,5-3 годам. В этом возрасте психическое развитии аутичного ребенка имеет уже выраженные черты искаженности (Лебединский В. В., 1985, нарушения носят всепроникающий характер и проявляются в особенностях моторного, речевого, интеллектуального развития.

Основные черты синдрома детского аутизма:

• Нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

• Стереотипность в поведении, которое проявляется, как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования; непереносимость малейшихего изменений;

•Наличие в поведении ребенка однообразных действий: моторных (раскачивание, прыжки, постукивания и т. д., речевых (произнесение одних и тех же звуков, слоа и фраз, стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов, которые отражаются в разговорах на одну и ту же тему, в одних и тех же рисунках;

• Совершенно особые нарушения речевого развития (отсутствие речи, эхолалии -воспроизведение услышанных слов и фраз в неизмененном виде, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица, сутью которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации.

Всеми исследователями подчеркивается, что детский аутизм- это прежде всего вызванное особыми биологическими причинами нарушение психического развития, которое проявляется очень рано.

В чем же состоит качественное своеобразие эмоционального развития при раннем детском аутизме (РДА?

1. Повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам.

2. Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими.

3. Трудности взаимодействия с окружающими, связанные с развитием форм обращения ребенка к взрослому.

4. Трудности произвольной организации ребенка.

Повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам отмечается у ребенка с таким типом развития уже в раннем возрасте. Она может выражаться в непереносимости бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т. д.); в нелюбви к тактильному контакту, как брезгливость при кормлении, и даже, например, при попадании на кожу капель воды; в непереносимости одежды; в неприятии ярких игрушек и т. д. Следует отметить, что неприятные впечатления у такого ребенка не только легко возникают, но и надолго фиксируются в его памяти.

Особенностьреакций на сенсорные впечатления проявляется у детей уже в первые месяцы жизни: при недостаточной активности, направленной на обследование окружающего мира, и ограничении разнообразного сенсорного контакта с ним наблюдается выраженная «захваченность», «очарованность» отдельными определенными впечатлениями (тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребенок стремится получать вновь и вновь. Часто отмечается очень длительный период увлечения каким-то одним впечатлением, которое через какое-то время сменяется другим, но столь же устойчивым (шуршание целлофановым пакетом, перелистывание страниц книги или журнала, игра с пальчиками, наблюдение за движением тени на стене и т. д.).

«Захваченность» ритмическими повторяющимися впечатлениями характерна для раннего возраста и в норме. В поведении ребенка до года доминируют «циркулирующие реакции», когда малыш повторяет многократно одни и те же действия ради воспроизведения определенного сенсорного эффекта,- стучит игрушкой, ложкой, прыгает, лепечет и т. д. Однако ребенок с благополучным аффективным развитием с удовольствием включает взрослого в свою активность.

Напротив- и это является принципиальным отличием,- при аутистическом типе развития ребенка близкому практически не удается подключиться к действиям, поглощающим ребенка.

Таким образом, если при нормальном эмоциональном развитии погружение ребенка в сенсорную стимуляцию и контакт с близким взрослым идут в одном направлении, причем доминирует второе, то в случае раннего нарушения этого развития сенсорные увлечения малыша начинают отгораживать его от взаимодействия с близкими и, как следствие, от развития и усложнения связей с окружающим миром.

Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими и прежде всего с матерью обнаруживаются уже на инстинктивном уровне. Признаки аффективного неблагополучия видны в ряде наиболее ранних, значимых для адаптации, реакций младенца.

• Одной из первых адаптивно необходимых форм реагирования маленького ребенка является приспособление к рукам матери. По воспоминаниям многих матерей аутичных детей, с этим у них бывают проблемы. Трудно было найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении, укачивании, при ласке, поскольку в руках матери малыш не был способен принять естественную, комфортную позу.

• Другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца- фиксация взгляда на лице матери. В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу; как известно, это самый сильный раздражитель. При признаках аутистического развития избегание взгляда в глаза либо его непродолжительность отмечаются достаточно рано.

• В норме естественной приспособительной реакцией младенца является также принятие антиципрующей (предвосхищающей)позы: малыш протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему. У многих аутичных детей эта поза является невыраженной, что свидетельствует об отсутствии у них стремления оказаться на руках матери, о дискомфорте от пребывания на руках.

• Признаком благополучности аффективного развития ребенка считается своевременное появление улыбки и ее адресованность близкому. Однако качество ее может быть очень своеобразным. Улыбка может возникать скорее не от присутствия близкого человека и его обращения к малышу, а от ряда других приятных ребенку сенсорных впечатлений (тормошения, музыки, света лампы и т. д.). У детей с РДА в раннем возрасте не возникает и не развивается или развивается с большим опозданием «комплекс оживления».

• В норме к 5-6 месяцам ребенок хорошо различает разные выражения лица близких ему людей. При неблагополучности аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека.

• Одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Это основной стержень, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с окружением. Основными признаками формирования привязанности, является происходящее на определенном возрастном этапе выделении младенцем «своих» из группы окружающих его людей, а также очевидное предпочтение одного лица, ухаживающего за ним (чаще всего матери, переживание разлуки с ней.

Варианты особенностей формирования привязанности при аутистическом типе развития:

• Сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи (совместного неразделимого существования). Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется прежде всего как негативное переживание отделения от матери. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне.

• Дозированность проявления признаков привязанности. При такой форме складывающейся эмоциональной связи с матерью ребенок может рано начать выделять маму и иногда проявлять по отношению к ней исключительно по собственному побуждению сверхсильную, но очень ограниченную по времени положительную эмоциональную реакцию.

• Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности, иногда ее признаки появляются значительно позже- после года и даже после полутора лет. При этом малыш демонстрирует равную расположенность ко всем окружающим. Такого ребенка родители описывают как «лучезарного», «сияющего», ко всем «идущего на ручки». Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7-8 месяцев «страха чужого»; кажется, что они даже предпочитают чужих, чем общение с близкими.

Трудности взаимодействия с окружающими, связанные с развитием форм обращения ребенка к взрослому.

• Обращения ребенка не носят дифференцированного характера, трудно догадаться, чего именно он росит, что его не удовлетворяет. Так, малыш может однообразно «мычать», подхныкивать, кричать, не используя указательного жеста и даже не направляя взгляд к желаемому объекту;

• В других случаях у детей формируется направленный взгляд и жест, но без попыток называния предмета, желания, без обращения взгляда к взрослому. В норме так себя ведет любой очень маленький ребенок, но в дальнейшем на этой основе у него появляется указательный жест. Характерно, что этого не происходит у аутичного ребенка- и на более поздних стадиях развития направленный взгляд и жест не трансформируется в показывание пальцем.

Трудности произвольной организации ребенка.

Эти проблемы становятся заметными по достижении ребенком годовалого возраста, а к его 2-2,5 годам осознаются родителями уже в полной мере. Однако признаки сложностей произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого проявляются уже гораздо раньше.Это может выражаться в следующем:

• Отсутствие, либо непостоянство отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя;

• Отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова;

• Невыраженность подражания, чаще даже его отсутствие, а иногда- очень длительная задержка в формировании;

• Слишком большая зависимость ребенка от влияний окружающего сенсорного поля. При РДА «захваченность» сенсорным потоком, исходящим из окружающего мира, наблюдается гораздо раньше, чем при нормальном развитии и вступает в конкуренцию с ориентацией на близкого человека.

Таким образом, все перечисленные выше особенности отношений аутичного ребенка с окружающим миром в целом и с близкими людьми особенно свидетельствуют о нарушении развития способов организации активных отношений с миром и превалировании в его развитии уже с раннего возраста выраженной тенденции- перевеса стереотипной аутостимуляционной активности (извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов или собственного тела) над реально адаптивной (направленной на активное и гибкое приспособление к окружающему).

Эта характерная тенденция может проявляться в разных формах, что к моменту складывания аутистического синдрома отражается в виде определенного его варианта. Четыре таких основных варианта, описанных О. С. Никольской (1985, различаются по глубине и качеству аутизма, уровню адаптации ребенка к окружающему миру и по преобладющему типу аутостимуляционной активности.

Источник