Адаптация ребенка к детскому саду 4 года
Начнем с того, что период 3,5-4 года – это самое подходящее время для отправления ребенка в детский сад. Тем не менее нужно понимать, что, несмотря на видимую самостоятельность, ребенок, поступающий в детский сад, сталкивается с серьезными изменениями в своей жизни, и это не всегда проходит гладко.
Новая обстановка, новые взрослые и дети, окружающие его – малышу потребуется время, чтобы к этому привыкнуть. В одном случае это несколько дней или недель, в другом же могут потребоваться месяцы. Чем больше воспитатели будут принимать во внимание особенности развития детей в возрасте 3-4 лет, тем проще им будет наладить контакт с ребенком и помочь его адаптации.
Для детей в этом возрасте характерно внеситуативное общение. Многие из них уже часто бывают за пределами семейного круга и четко осознают, что взрослые не только поддержка и опора, но и люди, которые выполняют определенную общественную функцию. Малыш стремится играть такую же роль, при этом четко осознает несоответствие желаний и своих возможностей. В задачу воспитателя входит разрешение противоречий с помощью развивающих игр.
В возрасте 3-4 лет у детей особенно активно развивается мелкая моторика. Малыш уже способен нарисовать то, что он хочет, а не просто начертить линии на бумаге. Самые терпеливые и усидчивые способны обводить фигуры, закрашивать, не выступая за контуры рисунка.
На этом же этапе развивается и восприятие ребенка. Детки в возрасте 4 лет различают цвета, знают геометрические формы и отличают размеры предметов. В развитии речи происходят впечатляющие улучшения.
Так, например, если в два года в словаре ребенка содержится не более 300 слов, к трем годам – 800 слов, то в возрасте 4 лет дети строят предложения из более чем 2000 слов. Сами же фразы и предложения становятся более сложными, с использованием местоимений, предлогов и прилагательных.
Рекомендации по планированию режима дня и развитию навыков
Чем дольше ребенок жил дома по режиму дня, схожему с распорядком в детском саду, тем проще в этом отношении пройдет для него период адаптации. Поэтому, если до сих малыш дома живет по собственному графику, в задачу родителей входит приблизить его к садовскому режиму дня. Подъем должен быть в 6-30 – 7-30, чтобы вовремя успевать в сад, отход ко сну – не позже 20-30, чтобы малыш успевал выспаться.
Для того чтобы в детском саду чувствовать себя комфортно, малыш должен обладать определенными навыками.
- Уметь самостоятельно раздеваться и одеваться (в сад лучше надевать детям одежду без сложных застежек).
- Уметь убирать за собой игрушки по требованию.
- Посещать туалет при необходимости или сообщать о позывах воспитателю.
- Уметь общаться с детьми.
Последний пункт в данном случае самый важный, так как именно умение наладить контакт с окружающими сделает период адаптации 4-летнего малыша в саду безболезненным. Чем проще для ребенка будет делиться игрушками, ожидать или выполнять поручения, тем проще ему будет привыкнуть к новой обстановке.
Важно, чтобы малыш понимал, что в группе он не один, как был дома, и все внимание воспитателя не может доставаться ему одному. Возможно,в какой-то момент с этим возникнут сложности, но родители должны быть готовыми к тому, что детский сад – это необходимый этап в гармоничном развитии ребенка.
Психологическая и физическая готовность малыша к саду
Степень готовности детей к поступлению в детский сад определяют не только режим дня и усвоенные навыки. Важную роль здесь будет играть состояние его здоровья. Родителям следует понять, что много детей в группе – это непременно инфекционные заболевания, обойти стороной которые вряд ли получится. Не стоит оттягивать момент оформления в сад именно по этой причине.
Периодические инфекции только закалят иммунитет крохи и подготовят его к поступлению в первый класс школы, когда пропуски из-за болезней негативным образом могут сказаться на успеваемости ученика. Готовьте малыша к садику, закаляя и укрепляя его иммунитет заранее, и определите поступление в сад на конец лета, когда меньше всего вероятности простудиться из-за непогоды.
Не менее важный момент – психологическая подготовка. Дети должны уметь справляться со стрессом, несмотря на первичные реакции, такие как плач, болезни или капризы.
Общие рекомендации для родителей и воспитателей
Чтобы ребенок как можно быстрее и проще адаптировался в детском саду, родителям нужно научиться соблюдать ряд простых правил:
- Не показывайте беспокойство и страх, оставляя ребенка в саду.
- Не ругайте малыша за проступки и капризы в саду в ваше отсутствие, чтобы не закреплять у него негативные ассоциации с садом.
- Не поддавайтесь уговорам ребенка оставить его дома на несколько дней. Таким способом вы только ухудшите ситуацию.
- Водите ребенка в сад только здоровым.
- Общайтесь с воспитателями, проявляйте интерес к жизни ребенка в группе детей.
- Дома смотрите с малышом позитивные мультики и читайте книжки на тему детского сада.
- Разговаривайте с ребенком, объясняя ему, что в саду он не останется навсегда.
- Поощряйте желание малыша пойти в садик.
- Не чувствуйте себя виноватыми за то, что отправили малыша в детский сад.
Воспитатели также могут помочь крохе быстрее влиться в коллектив, если будут соблюдать некоторые правила.
- Важно включить новенького в процесс деятельности, делая акцент на взаимодействии со взрослыми, что особенно важно для ребенка на этом этапе.
- Периодические задания, которые под силу ребенку, помогут осознать ему свою значимость и полезность, а похвала за выполнение только подтвердит эти мысли.
- Хвалить ребенка нужно как перед группой, так и перед родителями.
- Вечером, перед тем, как малыша заберут домой, можно ему рассказать о предстоящем новом дне во всех красках.
- Организовывая игры для деток, обязательно нужно будет присвоить главную роль самому робкому и застенчивому малышу, чтобы он смог почувствовать себя заводилой.
- Если у малыша плохое настроение в саду, нужно стараться не делать на этом акцента и убедить его в том, что скоро придет мама и все снова наладится.
- В первые дни новым деткам можно предлагать горшки, принесенные из дома.
- Нельзя угрожать ребенку или пугать его – даже при непослушании.
Если адаптация малыша протекает крайне тяжело, то совместно с родителями можно договориться о сокращении его пребывания в детском саду. Например, можно водить его в группу только до обеда.
Если малыш проявляет нежелание есть садовскую пищу, в первое время можно разрешить ему отказаться от еды. Главное, чтобы адаптация у ребенка происходила спокойно, в доброжелательной атмосфере. Но не стоит забывать и о соблюдении правил учреждения.
Адаптация и состояние малыша
Учитывая, что адаптация – это всего лишь способ детского организма и психики приспособиться к новым условиям, отметим, что она может проходить по-разному у детей 4 лет и зависеть от темперамента и здоровья малыша. Чтобы все прошло максимально гладко, нужно:
- ограничить ребенку время просмотра телевизора и компьютерных игр;
- больше читать малышу;
- придумать для него спокойные и интересные игры;
- активно проявлять понимание и любовь.
Чего делать нельзя:
- ругать детей за плач и запугивать;
- посещать места скопления народа;
- негативно отзываться о саде или воспитателе в присутствии ребенка;
- забирать малыша позднее всех;
- успокаивать его фразами «не надо плакать», «не бойся» и прочими, способными вызвать негативное отношение к себе как к трусливому и капризному.
Нужно понимать, что адаптация в детском саду – это испытание для ребенка, а также особое эмоциональное состояние. Чаще всего малыш 3,5-4 лет испытывает из-за этого целый букет отрицательных эмоций, среди которых гнев и агрессия. Но также в этот период его одолевает жажда новых знаний и обычное детское любопытство. И на этом нужно стараться делать основной акцент.
Особенно тяжелая адаптация может сопровождаться нарушениями социальных навыков, речи и даже двигательной активности. Ребенок не в состоянии сам одеваться, мыть руки, становится излишне подвижным или медлительным. Как только все эти признаки начнут сглаживаться, можно будет сделать вывод о том, что адаптация подходит к концу.
Как помочь детям привыкнуть к детскому саду?
Помимо вышеперечисленных рекомендаций для воспитателей и родителей, существуют реальные способы сделать адаптацию малыша в детском саду более простой и непродолжительной. Очень важно проявлять интерес к процессу, своим примером показывая ребенку, как вам нравятся новые перемены и как хорошо вы относитесь к саду и воспитателям. Расстроенные родители, испытывающие чувство вины, станут для малыша доказательством того, что сад в жизни их семьи – это что-то действительно плохое.
Очень важно наладить контакт с воспитателем и настоять на том, чтобы он учитывал интересы и привычки ребенка хотя бы на начальном этапе. Чтобы малыш шел в садик если не с удовольствием, то хотя бы без слез, его нужно мотивировать. Расскажите крохе о том, какие там красивые игрушки и как интересно гулять вместе с детками на детской площадке.
Никогда не пытайтесь обмануть ребенка, оставляя его в детском саду и уходя, пока он не видит. Внезапные исчезновения закрепятся в памяти малыша, и он будет постоянно на гране срыва, ожидая, что вы можете исчезнуть так в любое время.
Лучше будет придумать особый ритуал прощания без слез и истерик, закрепляя его день за днем.
Забирая ребенка из садика, расспрашивайте его о проведенном дне, хвалите и подбадривайте, напоминайте о том, каким он стал самостоятельным и как сильно вы им гордитесь. На первых порах немного скрасить пребывание в саду могут игрушки, принесенные из дома. При этом задачей родителей будет научить его делиться с детьми в группе, чтобы эти игрушки не стали лишним поводом для конфликта.
И последнее: чтобы адаптация проходила с минимальными потерями покоя в вашей семье, постарайтесь правильно выбирать детский сад. Желательно, чтобы он находился недалеко от дома и у вас была информация о том, насколько профессиональный и ответственный там педагогический состав. Ведь именно от этого, а не от степени «элитности», будет зависеть комфорт и безопасность малыша в ваше отсутствие.
В заключение отметим, что родители должны понимать: сложно будет только на начальном этапе. Со временем, когда пройдет период адаптации, малыш будет с удовольствием ходить в сад навстречу новым друзьям.
Источник
Адаптация детей к детскому саду-дело весьма нелегкое и для родителей и для детей. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в новой обстановке, другому – несколько месяцев. Как помочь 3-4хлетнему малышу быстрее привыкнуть к дошкольному учреждению? Как сделать переход из дома в садик менее болезненным? И воспитателю и родителям необходимо хорошо знать возрастные особенности ребенка 3-4 лет.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, развивается мелкая моторика ребенка-дошкольника. В этом возрасте ребенок начинает рисовать, а не просто чертить линии. Ребенок уже может реализовать в рисунке простейший замысел: солнышко, человечек (стадия «головонога»), шарик и т.д. Малыш может обводить простые фигуры по контуру, закрашивать фигуру. Доступны простейшие поделки из пластилина: змейка (червячок), улитка, грибок, тарелочка, шарики.
Развивается восприятие ребенка. Дети 3-4 лет знают основные цвета, геометрические формы, может дифференцировать предметы по величине.
Происходит резкий скачок в речевом развитии. По данным исследователей к двум годам активный словарь ребенка насчитывает 250-300 слов, к 3 годам- 800-1000 слов, а в пять лет-2500-3000 слов. Фраза состоит из 3-4 слов, грамматически связанных между собой, но может быть несовершенна по звуковому наполнению.
Адаптация к детскому саду в возрасте 3-4 лет длится от 2-3 недель до 2-3 месяцев. Родителям рекомендуется соблюдать ряд правил.
- Не нервничать самим, не ругать ребенка за слезы и капризы, связанные с садом. Вести себя спокойно и твердо. Не идти на поводу у ребенка. Не пропускать сад, не сидеть дома несколько дней, что бы ребенок меньше нервничал и меньше плакал. Нерегулярное посещение сада удлиняет процесс привыкания, делает его более болезненным. Желательно соблюдать единые требования к ребенку дома и в саду.
- Поддерживать контакт с воспитателем, интересоваться успехами ребенка, тем, как прошел его день. Дома желательно читать книги о детском саде, показывать мультфильмы на эту тему. Всячески показывать плюсы пребывания в саду.
- Объяснять ребенку, что мама заберет его из садика, не оставит там навсегда. Родители должны поддерживать в ребенке уверенность, что он самый лучший, самый любимый, что от него не избавились, отдав в сад. Родители так же не должны чувствовать себя виноватыми, что отдали ребенка в сад.
Ребенок, приходящий в детский сад, должен обладать некоторыми навыками. Режим дня в семье желательно приблизить к режиму дня в саду. Ребёнок должен вставать утром в 6.30-7.30 утра, что бы в 7-7.45 быть в саду. Соответственно вечером дошкольника нужно уложить уже в 20.30-21.00.
Ребенок должен уметь сам есть, одеваться, раздеваться (если на одежде нет сложных застежек, мелких пуговиц, молний, шнурков) «дети учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности: снимать и одевать одежду, складывать, вешать, застегивать пуговицы». Ребенок должен уметь самостоятельно играть, убирать за собой игрушки, самостоятельно ходить в туалет (или проситься), выражать свои мысли чувства и желания вербально.
Самым главным навыком является, конечно, умение взаимодействовать в коллективе. Роль коллектива трудно переоценить. Ребенок должен уметь ждать, уступать, делиться игрушками, выполнять требования воспитателя. Ребенок должен понять, что детей в группе много, и воспитатель не может уделить столько же внимания каждому ребенку в группе, сколько получает ребенок дома (особенно, если ребенок в семье один). Понимая все трудности, связанные с садом, тем не менее отдавать ребенка в сад необходимо для нормального его развития.
Готовность ребёнка к саду определяется так же состоянием его здоровья. Детский коллектив может спровоцировать инфекционные заболевания. Бояться этого не нужно. Ребенку для укрепления его иммунитета необходимо «переболеть». Дети, не посещающие сад, начинают болеть в школьном возрасте, а это сказывается на их успеваемости. Дети, ходившие в сад, имеют некоторую устойчивость к инфекциям.
Немаловажным моментом является психологическая готовность родителей. Родители должны понимать, что переход в сад является для ребенка стрессом. Реакция на стресс может быть различной: плач, капризы, учащение заболеваемости, даже легкие неврологические проявления (тики, запинки в речи, энурез). Родитель должен быть готов к временным трудностям, связанным с началом садовской жизни.
Важно не запугивать ребенка, не кричать на него, не угрожать, не шантажировать («будешь плакать, мама не придет» и т.д.)
Если адаптация проходит тяжело, можно предложить родителям забирать ребенка до сна, потом сразу после сна, затем уже в 5-6 часов. Можно некоторое время разрешать не есть какую-либо еду, особенно новую, которую не готовят дома. Это этап не должен слишком затянуться, чтобы не стать нормой. Ребенок, даже самый маленький, хорошо умеет манипулировать взрослым человеком. В период адаптации воспитателю важно быть доброжелательным, но твердым, четко объяснять ребенку требования сада: что можно делать, а что нельзя и почему.
В любом случае важно помнить о значении коллектива в воспитании ребенка. Малыш проводит в саду большую часть дня. Он играет, общается, получает различные умения и знания. Детский сад дает систематизированные знания и умения, которые не всегда могут дать родители.
Человеку необходимо общество и общение для полноценного развития его личности, основы общения в социуме закладываются в дошкольном учреждении.
Источник
Речевое развитие дошкольников в контексте современных образовательных технологий
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:
-владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении высказывания любого типа;
– умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, возразить, объяснить; спорить и др.
– знание норм и правил «речевого этикета», умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
– умение читать, элементарное владение грамотой
В результате занятий с применением современных образовательных технологий, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Основной критерий в работе с детьми-доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Лучше всего проводить внедрение приоритетных технологий на основе простейших примеров. Сказки, игровые и бытовые ситуации-вот та среда, через которую ребёнок научится применять тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
В своей работе с детьми большое внимание мы уделяем речевому развитию, поэтому применяем в своей практике следующие технологии:
Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.
Игры и творческие задания для развития выразительности речи.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки. На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор.
Технология обучения детей составлению сравнений.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
– воспитатель называет какой-либо объект;
– обозначает его признак;
– определяет значение этого признака;
– сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
Технология обучения детей составлению загадок.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.
Сочинение загадок.
« Страна загадок» методика Аллы Нестеренко
-город простых загадок цвет, форма, размер, вещество
-город 5 чувствосязание, обоняние, слух, зрение, вкус
-город похожестей и непохожестейна сравнение
-город загадочных частей развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных
предметов, молчаливых загадок и спорщиков
– город противоречий может быть холодным и горячим-термос
-город загадочных дел.
Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.
Технология обучения детей составлению метафор.
Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.
Прием создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.
Игры и творческие задания для развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.
Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.
Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.
1-ый тип: «текст реалистического характера»
2-ой тип: «текст фантастического характера»
Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.
Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений:
« Кто как видит картинку?»увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания
« Живые картинки» дети изображают предметы, нарисованные на картине
« День и ночь» картина в разном свете
« Классические картины: « Кошка с котятами»история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т.д.
Сочинительство.
Сочинение стихотворений. По мотивам японской поэзии
1. Название стихотворения. 2. Первая строка повторяет название стихотворения. 3.Вторая
строчка-вопрос, какой, какая? 4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.
5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.
Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)
« Салат из сказок» смешивание разных сказок
« Что будет, если…?» сюжет задаёт воспитатель
« Изменение характера персонажей» старая сказка на новый лад
« Использование моделей» картинки-геометрические фигуры
« Введение в сказку новых атрибутов» волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.
« Введение новых героев» как сказочных, так и современных
« Тематические сказки» цветочные, ягодные и т.д.
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.
Источник