5 рекомендаций по развитию способностей у ребенка

5 рекомендаций по развитию способностей у ребенка thumbnail

Рекомендация для родителей по развитию способностей у ребенка

Выполнила студентка 26 группы Савченко Мария

Как развивать способности ребенка

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение. Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами

Общие способности:

Интеллект – некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;

Креативность – способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;

Обучаемость – способность приобретать новые знания.

Многие родители задают вопросы:

  • «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?»
  • «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?»
  • «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?».

О интеллекте

Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.

Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее – эмоциональная поддержка ребенка.

У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.

У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.

Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!!!

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:

  • Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
  • Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
  • Предъявите систему запретов. Запреты – это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
  • Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности

Креативность – умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей. По-настоящему креативный ребенок – всем известный Буратино.

Чтобы развивать креативность ребенка:

Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро:

Первый – 3-5 лет (развивается в сюжетной игре)

Второй – примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.

Об обучаемости

Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:

  • Чаще задавайте ребенку вопросы;
  • Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
  • На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
  • Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
  • Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей – чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.

Подведем итоги – развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа.

Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!!!

Источник

Как развить таланты ребенка

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • таланты ребенка

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

  • один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
  • три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
  • пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой детский психолог посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.

  • семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим ответственное родительство, желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
  • 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.

Как развить способности у ребенка: 8 рекомендаций папам и мамам

Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:

  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
  6. Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.
  1. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  2. Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Екатерина Кушнир

У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.

Какой талант у вашего ребенка?

Источник

Этапы развития у ребенка различных способностей

Склонность малышей к тому или иному виду деятельности начинает проявляться довольно рано. Раннее развитие детей выражается в том, что одни любят ритмично двигаться под веселые мелодии, другие предпринимают попытки рисовать, а третьи постоянно требуют всеобщего внимания и подвижных игр. Родителям следует обратить внимание на такое поведение и поспособствовать развитию у ребенка природных талантов.

С трех лет с малышом нужно заниматься регулярно. Именно на этот возраст приходится пик раскрытия творческих способностей. Для раннего развития детей трех-пяти лет идеально подходят лепка из пластилина и глины, рисование во всех видах, конструирование, занятия музыкой. Советы родителям на этом этапе заключаются в помощи малышу. Не стоит перекладывать ответственность за развитие творческих способностей полностью на детский сад.

К пяти годам задачи, поставленные перед ребенком, постоянно усложняются. Совершенствуются память, способность мыслить логически, внимательность. Занятия с родителями готовят малыша к школе и существенным нагрузкам в период обучения. Педагоги и психологи рекомендуют всячески способствовать развитию у ребенка выявленных талантов и посещать специализированные кружки и секции. Даже кратковременное увлечение какой-либо деятельностью должно поощряться взрослыми членами семьи.

В возрасте 7-8 лет ребенок, как правило, окончательно определяется с выбором и полностью сосредотачивается на каком-то одном определенном занятии. Специалисты советуют родителям не отвергать выбор ребенка, навязывая ему свои предпочтения. Для формирования гармоничной личности необходимо развивать именно заложенные природой способности. Увлечение театром, спортом или же изобразительным искусством должно поощряться взрослыми.

Для психического становления личности период с 9 до 14 лет особенно важен. Дети этого возраста глубоко увлечены выбранным видом деятельности, способности проявляются все значительнее. Задача родителей – сформировать у ребенка понятия дисциплины и ответственности за свой выбор. Нередко подростки в силу возрастных особенностей начинают лениться и отлынивать от занятий. Для гармоничного развития ребенка очень важно воспользоваться родительским авторитетом.

Советы родителям по развитию способностей у детей

Специалисты в области педагогики и детской психологии дают следующие советы родителям по развитию творческих склонностей:

  • Выявив у малыша те или иные склонности, следует всячески поощрять и направлять их в нужное русло. Активного ребенка нужно записать в спортивную секцию, а ритмично двигающегося под музыку – в танцевальную студию.
  • Нередко взрослым свойственно пытаться реализовать свои несостоявшиеся мечты в детях. Такой подход крайне негативно влияет на раннее развитие детей в целом и способность к творчеству в частности. Навязывание своего мнения и желаний совершенно недопустимо.
  • Ребенку необходимо всячески способствовать в реализации его склонностей. Для полного раскрытия потенциала родители должны обеспечить малыша всем необходимым для занятий: качественными красками и карандашами – начинающего художника, спортивным инвентарем – будущего спортсмена.
  • Критиковать ребенка за ошибки и неудачи нельзя: только похвалы родителей могут простимулировать стремление малыша развиваться в выбранном направлении. Совершенно недопустимо сравнение своего ребенка со сверстниками не в его пользу: даже очевидные успехи других детей нельзя ставить ему в вину.
  • Творческое развитие ребенка нередко сопровождается отказом от выбранного ранее вида деятельности. Родителям следует обстоятельно разобраться в причинах, поскольку лень и заинтересованность другим видом творчества требуют принципиально разного подхода. Если ребенок всерьез увлекся чем-то новым, не стоит давить на него своим авторитетом и заставлять заниматься нелюбимым делом через силу.
  • При посещении какой-либо секции или студии очень важно объяснить малышу принципы дисциплины и ответственности. Ребенок должен слушаться тренера или учителя, а родители – контролировать посещаемость и мотивировать его на продолжение занятий.

Особенности раннего развития способностей у детей

Подростка на занятия любимым делом обычно мотивируют увлеченность и дисциплина. Однако раннее развитие у детей природных склонностей требует особого подхода. Малышам довольно трудно сконцентрировать внимание и проявить усидчивость. Педагоги и детские психологи рекомендуют выбрать игровой вариант занятий. В процессе обучающей игры внимание ребенка не ослабевает, а занятия проходят непринужденно и увлекательно.

Источник

Специалисты считают, что на протяжении дошкольного детства у человека активно развивается множество способностей. Некоторые таланты малыша проявляются и становятся заметны сразу, а другие – ближе к школе. Чтобы вовремя распознать способности и таланты крохи и развить их, родителям необходимо быть очень внимательными. Именно от усилий, которые будут приложены в детстве, во многом, зависит будущее ребенка.

Виды способностей, которые проявляются в дошкольном возрасте

В Монтессори-подходе каждый ребенок рассматривается как уникальная личность, которая имеет врожденный потенциал. Одной из первостепенных задач родителей является выявление предрасположенностей и интересов малыша. Перед тем как начать разговор о том, как это сделать, давайте разберемся, что же такое способности и чем они отличаются от таланта, одаренности и гениальности.

  • Способности – это индивидуальные психологические качества личности, которые развиваются на протяжении всей жизни человека и обеспечивают успешность выполнения определенных видов деятельности.

  • Талант – это высокий уровень развития способностей к какому-либо виду деятельности. Это понятие тесно связано с феноменом одаренности и является довольно редким явлением. Чтобы развить талант, ребенку необходимо прикладывать немало усилий.

  • Гениальность – высочайший уровень одаренности. Она встречается крайне редко и заметна невооруженному взгляду. Гениальные личности оставляют неизмеримый вклад в культурное наследие нашего общества.

Наличие у ребенка способностей и талантов еще не гарантирует его успешность в жизни. Важно вовремя выявить сколонности малыша и всячески развивать его личностные качества.

Виды способностей, которые проявляются в дошкольном возрасте

Вопросом развития способностей и одаренности в дошкольном возрасте занимались многие выдающиеся психологи. Согласно одной из самых распространенных классификаций выделяются следующие виды одаренности у детей:

  • Общая (интеллектуальная) одаренность выражается в развитых способностях перерабатывать и усваивать информацию, высоком уровне интеллекта, познавательной потребности и мотивации. Интеллектуально одаренные дети любознательны, активны, целеустремленны, сознательны, обладают развитым оригинальным мышлением и вниманием, стремлением к экспериментированию. Сферой реализации способностей малышей являются игра, а также специфицески детские продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.).

  • Специальная одаренность – высокая степень успешности в какой-либо дисциплине. При этом одаренность в одной сфере (например, математические способности) не гарантирует успешность в другой предметной области (к примеру, в игре на музыкальных инструментах).

Х. Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, где он описывает семь видов интеллекта, которые соответствуют видам одаренности.

  1. Языковая одаренность – высокая степень развитости лингвистических способностей, «игра» со словами, стойкий интерес к письму;
  2. Логико-математическая одаренность – способность к усмотрению взаимоотношений между предметами и явлениями, математическим действиям;
  3. Музыкальная одаренность – умение «чувствовать музыку», виртуозное владение музыкальными инструментами;
  4. Пространственная одаренность – способность точно воспринимать зрительные стимулы, а также манипулировать ими, развитое воображение;
  5. Физическая одаренность – отличное владение собственным телом;
  6. Интраперсональная одаренность – способность умело дифференцировать собственные эмоции, чувства, настроения;
  7. Интерперсональная одаренность – способность к распознаванию эмоций, чувств и переживаний окружающих людей, ораторские способности;
  8. Натуралистическая одаренность – интерес к природе, познанию ее законов.

Важно помнить, что способности могут проявиться как в раннем дестве, так и в школьном возрасте. Пиком формирования способностей считается возраст 3-4 лет, именно в это время у детей чаще всего проявляется стойкий интерес к определенному виду деятельности.

Пиком формирования способностей считается возраст 3-4 лет

Отдельно многими исследователями выделяется творческая одаренность. Именно творческие способности зачастую ярко проявляются в дошкольном возрасте.

  • Художественные способности: ребенок создает яркие образы, необычные рисунки и поделки.
  • Музыкальные способности: развитый музыкальный слух, повторение и сочинение мелодий, пение.
  • Артистические способности: малыш любит быть в центре внимания, с выражением читает стихи, рассказывает истории, передает раличные образы при помощи голоса, мимики, жестов.

Специфика одаренности в дошкольном возрасте заключается в том, что дошкольное детство является сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей, воображения, мышления, в связи с чем в ряде случаев создается видимость, или маска, одаренности. Если ребенок в раньше своих сверстников выучил цифры или научился рисовать домик, это еще не говорит об его талантах, так как это может быть лишь результатом обучения. Как правило, одаренность проявлятся в сильном интересе детей к определенному виду деятельности. Другая особенность заключается в том, что способности у дошкольников менее устойчивы, чем у взрослых, и могут как активно развиваться, так и угасать под воздействием окружающей культурной и социальной среды. Также очень часто можно столкнуться с рассогласованностью в психическом развитии одаренного малыша (например, высокий показатель общего интеллекта при высоком уровне развития определенного вида специальных способностей).

Как раскрыть способности малыша?

Как раскрыть способности малыша?

Родители – это главные наставники ребенка. Во многом от отношения близких людей к интересам и природным задаткам малыша зависит развитие его способностей. Вот нескольно практических советов, следуя которым родители могут в полной мере раскрыть и развить способности и таланты ребенка:

  • Принимайте кроху таким, какой он есть. Каждый малыш – это уникальная личность со своими интересами и взглядами. Родителям нужно постараться максимально абстрагироваться от собственных нереализованных возможностей и не навязывать ребенку свои желания.
  • Создайте дома спокойную, творческую атмосферу, которая будет поддерживать малыша в его начинаниях.
  • Следуйте за ребенком. Наблюдайте за тем, как он играет, выполняет задания, общается со взрослыми и сверстниками.
  • По возможности обеспечьте малыша всем необходимым для проявления его способностей. Многое зависит от среды, в которой находится ребенок.
  • Дайте крохе возможность попробовать себя в различных начинаниях. Только получив реальный жизненный опыт, малыш сможет понять, что ему действительно нравится. Дошкольникам интересно и полезно посещать различные тематические мероприятия, музеи, выставки, мастер-классы.
  • Со вниманием отнеситесь к выбору секций и преподавателей для своего ребенка. Посещайте пробные занятия и наблюдайте за работой педагогов.
  • Проявляйте интерес к занятиям крохи.
  • Не сравнивайте малыша с другими детьми и с собой в детстве.
  • Чаще хвалите ребенка за его успехи.
  • Пообщряйте самостоятельность.
  • Будьте терпеливыми и не ждите быстрых результатов.

Дети дошкольного возраста впитывают информацию как губки и быстро учатся новому. Для формирования личности малыша необходимо гармониное разностороннее развитие.

Ошибки, которых можно избежать

Иногда стремление родителей развить способности своего малыша бывает настолько сильно, что приводит к опасным крайностям. Чтобы не допустить этого и сохранить психическое здоровье малыша на пути становления его личности, избегайте следующих ошибок:

  1. Навязывание ребенку собственных интересов и желаний. Зачастую у родителей возникает бессознательное стремление реализовать себя через своего малыша. Поэтому очень важно научиться отделять собственные увлечения от интересов крохи.

  2. Восприятие ребенка как бизнес-проект. Безусловно, достижение ребенком высоких результатов требует от родителей вложения как большого количества моральных усилий, так и материальных средств. Не стоит ругать малыша, если он не оправдал Ваших ожиданий. В любом случае, полученный опыт будет ему полезен.

  3. Желание иметь «удобного» ребенка. Иногда родители не замечают или намеренно игнорируют способности своего малыша, из-за того что они создают взрослым «помехи». Представьте, что ребенок разобрал клавиатуру компьютера или изрисовал красками стены в гостиной. Скорее всего, это вызовет у родителей только негативные эмоции, но при этом технические и художественные способностей детей останутся незамеченными.

  4. Развитие только сильных сторон малыша. Если ребенок будет заниматься исключетельно тем, что у него хорошо получается, скорее всего, возникнут большие «пробелы» в других сферах деятельности. Развитие должно быть гарномичным и разносторонним.

  5. Излишняя критика. Родители часто критикуют своих малышей из лучших побуждений. Но дети – очень ранимые существа, поэтому к замечаниям в их адрес нужно относиться с большой осторожностью. Критика может надолго отбить у крохи желание заниматься даже любимым делом.

Ошибки, которых можно избежать

Выводы

Выявление и развитие способностей ребенка – это одна из важнейших задач, которая ложится на плечи родителей. К решению это вопроса нужно подходить с большой ответственностью и бережностью, чтобы не сломать индивидуальность крохи. Внимательно наблюдайте за малышом, поддерживайте его начинания, позволяйте ему пробовать новое, и тогда Ваш ребенок вырастет самодостаточной и гармонично развитой личностью.

Заключение

Для всестороннего развития детей в детских Монтессори-клубах «Созвездие» представлен широкий выбор занятий и кружков: общеразвивающие занятия по системе Монтессори, английский язык, фитнес, танцы, ритмика, художественная студия, занятия музыкой, творческие мастер-классы и многое другое. Занятия, которые проводятся в игровой и доступной форме, не только приносят массу положительных эмоций, но и способствуют развитию всех сфер личности малыша: физических навыков, речи, интеллекта, творческих способностей, навыков общения и эмоционально-волевой сферы. Дети, посещающие наши Монтессори-центры, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, самостоятельность, способность концентрироваться на работе, обладают хорошими навыками общения и внутренней дисциплиной. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Малышева Евгения

Источник