5 месяцев ребенку кризисы развития

5 месяцев ребенку кризисы развития thumbnail

5 скачок

На шестом месяце жизни малыша вы, вероятно, заметите, что он стал гораздо подвижнее. А значит, пришло время нового скачка развития.

5,5 месяцев. Малыш постигает дистанцию

Примерно в 5 месяцев малыш начинает чувствовать новые изменения, происходит пятый скачок роста и развития. Кроха уже хорошо координирует свои движения, и теперь пришло время узнать, как взаимосвязаны вещи в его мире.

Малыш познает, что такое расстояние. Он понимает, что между ним и предметами есть расстояние, и чтобы достичь их, его нужно преодолеть

Также кроха осознает, что мама – отдельный человек, и она может в любой момент уйти. И он не может это контролировать. Это беспокоит малыша. Этот период часто называют «сепарационный кризис» или «страх отделения от мамы».

Если мама отходит далеко от ребенка или уходит в другую комнату, он начинает нервничать. Ведь он не может добраться до мамы. И даже если он уже хорошо ползает, догнать маму не получится.

Признаки скачка

Малыша очень беспокоят изменения, и это отражается на его поведении:

  • Он может меньше есть;
  • Стесняется окружающих, стремится быть только с мамой;
  • Настойчиво требует, чтобы мама взяла его на руки. А потом может неожиданно оттолкнуться от нее и потянуться к интересной ему вещи;
  • Требует много внимания;
  • Некоторые дети становятся ко всему безразличным;
  • Многие активно протестуют против переодевания, смены подгузника или высаживания.

Что-то новенькое!

Малыш может выбрать мягкую игрушку, одеялко или вашу футболку своим любимым предметом. Он прижимает его к себе и при этом сосет палец или соску. Так он чувствует себя спокойнее. Если вы кормите малыша грудью по требованию, вы заметите увеличение числа прикладываний. Сейчас грудь часто нужна ему для успокоения, а не для еды.

Беспокойный сон

Страхи и тревожность малыша могут влиять на его сон. Один из этих страхов – боязнь расставания с людьми, которые заботятся о нем. Часто, проснувшись, малыш плачет, пока именно мама не успокоит его.

В период пятого скачка не уходите надолго незаметно для малыша. Ребенок поймет, что мама может уйти внезапно. И это побуждает его контролировать маму. Старайтесь быть в поле зрения крохи. Если вам нужно уйти в другую комнату, то разговаривайте с ним или пойте. Когда вы уходите надолго и оставляете малыша с папой или бабушкой, обязательно прощайтесь. А еще вы можете оставить ребенку вещь, которая будет напоминать ему о вас.

Многие дети в этот период меньше спят. Часто не получается уложить малыша днем, или он долго не засыпает вечером. Ребенок может очень рано просыпаться утром. Сон может стать беспокойным. Малыш мечется в кровати, размахивает руками и ногами.

Будьте спокойны и уверены, транслируйте свое спокойствие и уверенность малышу – это поможет ему успокоиться. Помните, что сейчас ему необходимо больше времени для успокоения перед сном, избегайте «перегуливания». Если сон был слишком коротким, стоит значительно сократить следующее время бодрствования.

Если весь день не получались хорошие дневные сны, не бойтесь уложить на ночь намного раньше обычного – ведь нехватку суточной нормы сна необходимо компенсировать, чтобы избежать накопления усталости.

Ваши действия

Знание причин беспокойства и плохого сна крохи поможет вам легче преодолеть этот период.

Малышу нужны ваши теплые и нежные объятия, привычный мир, в который он вернется по первому желанию. Этот период продлится от 1 до 5 недель. Не бойтесь приучить малыша к рукам, сразу же удовлетворять все его потребности.

Избаловать ребенка в этом возрасте невозможно. Обычно дети, которым постоянно помогали, заключая в любящие объятия, которых много носили на руках, не дожидаясь слез и настойчивых требований малыша, быстрее становятся самостоятельными. Ведь они не боятся отделиться от мамы, не привыкают контролировать, не исчезла ли она внезапно, пока они отвлеклись, не приучаются к необходимости постоянно всеми силами добиваться ее внимания.

Продолжайте кормить ребенка грудью или смесью, даже если вам кажется, что он не хочет или просто играет с соском или бутылкой.

Завершение скачка. Что изменилось?

Ребенок станет спокойнее, когда научится ползать и достигать то, что ему нужно. Постепенно он примет мамины отлучки, перестанет их бояться.

Поддерживайте малыша, ласкайте его, веселитесь вместе с ним, не расставайтесь надолго. Это затишье перед новым скачком развития.

Центр Детского сна и развития «BabySleep»

baby-sleep.ru

P.S. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях: как у вашего малыша прошел пятый скачок развития? Отразился ли он на поведении и сне ребенка?

BabySleep рекомендует

Нужно больше практических советов в возрасте 6-12 месяцев?

Вебинар

«6-12 МЕСЯЦЕВ: КАК УЛУЧШИТЬ СОН РЕБЕНКА»

Записаться

BabySleep рекомендует

Малыш не умеет засыпать сам? Помогите ему научиться!

Консультация специалиста

по детскому сну:

НАЛАДИТЬ СОН РЕБЕНКА

Записаться

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.

Источник

30 Марта 2017

Рождение ребенка в семье – это всегда радость и одновременно большая ответственность. Родителям нужно знать возрастные особенности развития малыша и что он должен уметь к 5 месяцам. С каждым днем ребенок становится все более умелым, многое начинает знать и понимать.

Читайте также:  Юнг о развитии ребенка

Развитие и навыки малыша в 5 месяцев

Принято считать, что каждый человек индивидуален и развивается по-своему, малыш, в том числе. Но все-таки к 5 месяцам ребенок в своем развитии должен не отходить от общепринятой нормы. Умения и навыки малыша к этому возрасту формируются следующие:

  • Ребенок очень хорошо и уверенно держит головку в разных положениях.
  • Пытается передвигать тело вперед, когда лежит на спине, то есть делает первые попытки ползти.
  • Разгибает ноги, чтобы опираться на стопу, передвигает их, будто идет.
  • Подтягивается, держась за руки взрослого.
  • Переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Разговаривает «на своем» языке, произносит максимально эмоционально первые слоги: «бу», «ма», «гэ» и т.п.
  • Малыш уже может упорно отстаивать свою позицию криком, плачем.
  • Хохочет, улыбается, огорчается, прислушивается к разговорам старших.
  • Хорошо различает близких людей в кругу незнакомых ему.
  • Знает голос мамы и папы, брата или сестры, бабушки или дедушки.
  • У малыша есть свои любимые игрушки, которыми ему нравится играть.
  • Он становится любопытным. Изучает свое тело: может долго рассматривать и перебирать пальчики на руках и ногах.
  • Его интересуют незнакомые звуки.
  • Движения становятся более уверенными.
  • Малыш хорошо хватает и удерживает игрушки. Если наигрался, может бросить их.
  • Если поддерживать ребенка за подмышки, он твердо встанет на ножки и выпрямит их.
  • Заинтересован разговором и делами взрослых.

Различие мальчиков и девочек в развитии

Независимо от того, кто у вас, мальчик или девочка, развиваются дети примерно в одном темпе. Половой признак не влияет на эмоции, моторику, слух или зрения. Все, что делает малыш в этом возрасте, связано в основном с его врожденным темпераментом и телосложением.

19-я неделя: новые события – новый мир!

Любой взрослый человек имеет жизненный опыт, на котором базируются его знания о мире. Например, каждый знает что будет, если бросить предмет сверху вниз, если перелить воду из одного стакана в другой, если опрокинуть его, если кинуть мячик об стену. А вот ребенок этого опыта лишен и результаты тех или иных действия для него непредсказуемы.

После последнего 12-ти недельного скачка у малыша появилась возможность воспринимать простые движения, и вот теперь наконец-то он сможет следить еще и за сложными, его мир становится похожим на привычный для каждого из нас. Главная возможность, которую ребенок открывает для себя – это то что он может не просто взять игрушку и сжать ее двумя руками, но и дотянуться до интересующего предмета, повертеть его в руках и рассмотреть со всех сторон. И это связано не только с развитием рук и пальцев, но и совершенно новой ступенью интеллектуального развития, которую незаметно переступает маленький человек.

Помимо движений сложнее становится “речь” малыша. Произносимые им звуки до сих пор напоминают гуление, однако, если прислушаться, они становятся куда более многообразными. И если на первом этапе этого можно попросту не заметить, то слова “мама” и “папа”, пусть пока еще и не совсем осознанные, наверняка приведут родителей в самый настоящий восторг.

Что касается физического развития, то 19 неделя приносит тоже немало открытий. Главное из них – это то что ребенок начинает ползать и его спектр возможностей по познанию мира существенно расширяется.

Не удивительно, что ребенок озадачен происходящими с ним изменениями, вызывающими дискомфорт. Ему хочется стабильности, получить которую не удастся довольно долго – скачки развития теперь длятся не несколько дней, а несколько недель.

Признаки скачка роста в 5 месяцев или 19 недель

На 19 неделе (5 месяцев) неожиданно ребенок вновь становится капризным, требовательным или плаксивым. Он хочет постоянно быть с мамой, старается безраздельно завладеть ее вниманием и ищет телесного контакта. При этом если раньше малышу было достаточно того, что его носят на руках, то теперь чтобы отвлечь его от грустных мыслей от враждебном мире нужно постоянно чем-то заниматься, придумывать новые развлечения и игры. Одного телесного контакта становится мало.

Итак, к капризам малыша на 19 неделе нужно относиться снисходительно, так же как и к остальным симптомам скачка развития. Их может быть довольно много, а может быть из всех проявлений вы заметите только одно.

  1. Проблемы со сном, которые выражаются в постоянном беспокойстве, учащении ночных кормлений. Кроме того, уложить малыша становится гораздо сложнее, чем обычно.

  2. Признаки стеснения, которые ребенок проявляет с посторонними людьми. Например, он может отказаться сидеть на коленях у кого-то кроме мамы, заплакать от того что его пристально рассматривает кто-то чужой, или даже испугаться папы, который целый день был на работе и пришел только вечером. Застенчивость в большей степени проявляется с теми людьми, которые не похожи на маму внешне.

  3. Малыш во время скачка развития 19-й недели, как правило, требует больше внимания. Даже если обычно он может заниматься с игрушками самостоятельно, то в это время они его мало интересуют. Если только в компании с мамой. Когда вы решите уйти, он может горько и безутешно заплакать. Некоторым малышам достаточно, чтобы мама просто стояла рядом и наблюдала за тем, чем они занимаются.

  4. Некоторые мамы с настороженностью замечают, что малыш хуже стал держать голову. Во время капризов он и вовсе может “висеть” на маме. Все это происходит из-за стремления быть как можно ближе к новорожденному состоянию, сделать “шаг назад”, туда где все привычно и уютно.

  5. Потеря аппетита – еще один признак скачка в 5 месяцев. Притом это не зависит от того, находится малыш на грудном или искусственном вскармливании. Он может как съесть меньше чем обычно, так и вовсе отказаться от еды. Некоторые мамы даже считают, что пора прекращать кормление грудью и переходить на более “натуральный” продукт. На самом деле это ошибочное утверждение – пройдет несколько недель, а может быть и дней, и все войдет в привычные рамки.

  6. Плохое настроение, его резкие перепады и даже апатия – еще один признак переходного периода 19-й недели. При этом не стоит бояться, того что малыш смеется и вдруг резко начинает рыдать, подолгу смотрит в одну точку, или просто лежит протяжно издавая какие-то привычные звуки. Состояние покоя и отрешенности – это всего лишь “перерыв” для того чтобы восстановить силы и продолжить открывать окружающий мир.

Читайте также:  Раннее выявление нарушений в развитии ребенка

Скачок 19-й недели – уже не первый в развитии ребенка. И наверняка каждая мама уже успела заметить, с чем связан переход на новый уровень именно у ее малыша. Помимо вышеперечисленных признаков могут быть и какие-то другие, индивидуальные.

Советы родителям

  1. С малышом можно начинать больше разговаривать, рассказывать эмоциональные истории или сказки, петь песенки. Можно также поиграть с ребенком в простые игры, типа: «Нет, ку-ку», «Вот я» и т. п.

  2. Купать малыша в ванной с добавлением успокаивающих отваров трав.

  3. В кормлении уже можно придерживаться определенного графика.

  4. Не стоит также торопить ребенка сесть самостоятельно. Для этого ему еще нужно время.

  5. Занимайтесь с малышом гимнастикой. Приводите в движение ручки и ножки. Это укрепляет мышечный тонус и позвоночник. Не нужно забывать и про массаж, который также развивает тело ребенка.

  6. В этом возрасте можно записать малыша на занятия для маленьких детей в бассейне со специалистом. Если нет такой возможности, то подойдет и домашняя взрослая ванна. Нужно надеть на шею специальный круг. Обычно маленьким детям это занятие очень нравится.

  7. Для развития зрительной памяти и попыток сравнения можно поднести кроху к зеркалу и какое-то количество времени понаблюдать, что малыш будет делать. В таких случаях он сравнивает свое изображение, с тем, кто его держит на руках. Ребенок понимает, что в зеркале находится он сам, а рядом другой человек. Это его радует.

  8. Отправляясь на прогулку в этом возрасте, ребенка можно носить в слинге или эрго рюкзаке. Так он сможет наблюдать за тем, что происходит вокруг.

Если имеются какие-либо отклонения от нормы, родителям стоит обратиться за консультацией к специалисту. Лучше диагностировать проблему раньше, когда ее можно еще скорректировать или исправить. Но не нужно забывать, что каждый ребенок развивается по-своему в присущем только ему темпе.

С использование материалов книги Хетти Вандерейт и Франс Плой “Капризничает? Значит, развивается!”

Источник

Маленькие дети часто считаются капризными: постоянно чего-то требуют, плачут без повода. Однако если внимательно понаблюдать за грудничком, можно заметить, что “плохие” периоды, когда кроха часто плачет, плохо спит и беспокойно ест, сменяются неделями относительно хорошего “поведения”. С чем это связано и чем такая информация может помочь молодой маме?

С каждым месяцем малыш растет, развивается и приобретает все новые навыки, как двигательные, так и в сфере эмоций. Такие изменения не проходят бесследно. Каждый новый скачок в развитии, физическом и психологическом, может сопровождаться кризисом: крохе как будто тесно в рамках прежнего, устоявшегося поведения, и он пробует силы в новом.

Скачки роста помогают ребенку сделать физический и психоэмоциональный рывок вперед. Детки начинают переворачиваться со спины на живот и обратно, встают на четвереньки, садятся, осваивают ползание, встают у опоры и начинают ходить, понимают речь и пытаются ее воспроизвести. И все это сопровождается кризисами. По поведению младенца сразу становится понятно, когда кризис начался и в какой момент пошел на спад. Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности.

Кризис первого месяца (обычно начинается между 4-й и 5-й неделями).

После нескольких недель “спячки”, которую часто наблюдают родители после родов, когда кроха только ест и спит, ребенок делает серьезный шаг в физическом развитии и совершенствовании органов чувств. Вот признаки этого возрастного скачка:

  • Малыш начинает проявлять ко всему интерес.
  • Количество дневного сна становится меньше.
  • Частые капризы
  • Требует, чтобы мама была рядом.
  • Ухудшается качество сна.

Кризис второго месяца (начинается примерно в 7 недель).

Органы чувств малыша активно развиваются, от них поступает все больше информации, которую кроха не всегда в состоянии переработать и усвоить. Как понять, что младенец иногда устает от избытка стимулов?

  • Начинает часто капризничать и плакать без повода.
  • Может отказываться от еды или наоборот висеть на груди сутками,
  • Сон становится прерывистым, ритм дня сбивается.
  • Некоторые дети начинают сосать палец.

Кризис третьего месяца (11-12-я неделя)

В этом возрасте у малыша появляется больше возможностей для исследований: он может не только изучать свои собственные ручки, но и пытаться хватать ими игрушки, просит, чтобы его носили “столбиком” и показывали все вокруг. Кроха начинает многое понимать и осознавать, но не всегда с этим справляется. Это может проявляться так:

  • Ребенок беспокоится по поводу и без.
  • Плачем пытается сказать, что ему страшно и он не всегда понимает, что с ним происходит.
  • Перестает хорошо кушать.
  • Сон становится хуже.
Читайте также:  Межполушарная асимметрия мозга развитие мозга ребенка

Кризис переворота

Он связан с первым крупным двигательным навыком – ребенок учится переворачиваться со спинки на животик и чуть позже – обратно. Это происходит у разных детей в промежутке от 3 до 6 месяцев (примерно с 14-й по 25-ю неделю). Такой серьезный рывок в физическом развитии сказывается и на эмоциональном: младенец уже понимает, что в мире есть предметы, которые существуют сами по себе, а не только когда их берут или трогают.

Основные признаки этого кризисного периода:

  • Теряет ко всему интерес.
  • Ухудшается аппетит.
  • Резкая смена настроения.
  • Требует постоянного присутствия мамы.

Кризис полугода (23-28-я недели)

С каждым днем кроха все лучше контролирует свои движения. В зависимости от темпов физического развития он может или тренировать перевороты со спины на живот и обратно, или подниматься на четвереньки из положения лежа на животе, или пытаться присаживаться из положения лежа на спине, или даже осваивать ползание. Психоэмоционально в это время он открывает для себя мир взаимосвязей. Младенец осознает, что мама может быть занята не только им, но и другими делами, и его это серьезно тревожит.

Признаки кризиса:

  • Аппетит становится хуже.
  • Беспокойное поведение, когда рядом чужие люди.
  • Начинает резко реагировать на смену подгузника или на попытки переодеться.
  • Грудь становится способом успокоения.
  • Тревожный плач без повода.
  • Ухудшение сна.

Кризис восьмого месяца (с 32-ю по 38-ю неделю)

Малыш начинает понимать речь, становится более эмоциональным, лучше слышит и видит предметы, больше наблюдает за тем, что происходит вокруг, хочет пробовать новую пищу. Что вы можете заметить в его поведении?

  • Плач.
  • Апатия.
  • Некоторые дети хотят больше миловаться: чаще обнимаются и просят их целовать, хотят быть ближе к маме.
  • Начинают стесняться.
  • Ребенок как будто возвращается назад в своем поведении и становится “как маленький”.
  • Протест при переодевании.
  • Меняются вкусовые пристрастия.

Кризис “Мама, не уходи!” (начиная с 9 месяцев, приблизительно с 40-й по 47-ю неделю)

Новый физический навык – ползание – меняет представления малыша об окружающем мире, теперь он видит его по-другому, из более приподнятого положения. Переизбыток получаемой таким образом информации меняет ход мышления малыша. Все это провоцирует очередной скачок роста, который может проявляться следующим:

  • Ребенок может сильно плакать, как только мама покидает помещение.
  • Застенчивость, особенно при окружающих.
  • Начинает придираться к прикорму.
  • Появляется ревность.
  • Нужно много внимания от мамы.

Кризис первого года (обычно начинается с 49-й по 56-ю неделю)

Крохе все лучше даются передвижения – он научился ползать, а может быть, и ходить, становится более самостоятельным. В то же время нервная система малыша не успевает обрабатывать большой поток новой информации.

Признаки этого возрастного скачка:

  • Малыш практически висит на маме, цепляется за одежду. Требует больше телесного контакта.
  • Ревность, когда мама уделяет внимание еще кому-то помимо него.
  • Непослушание.
  • Резко меняется настроение.

Кризис первого упрямства в 1 год 2 месяца (59-63-я недели)

На ребенка обрушивается информации больше, чем он может усвоить. Часто это вызывает сопротивление и плач. Чем еще примечателен этот возрастной скачок?

  • Частый контакт с мамой.
  • Начинает определяться в своих желаниях.
  • Подражает всему, что видит.
  • Пытается добиться желаемого любыми способами.
  • Пропадает аппетит.
  • Ухудшается сон.

Кризис в 1 год 4 месяца (71-75-я недели)

Малыш становится более взрослым и осознанным. Он уже много чего изучил и понял в окружающем его мире. Кроха по-другому смотрит и на людей, которые его окружают.

Признаки кризиса:

  • Резкая смена настроения.
  • Ревность.
  • Стремление получить желаемое любыми путями.
  • Желание, чтобы мама была всегда рядом.
  • Начинает проявляет инициативу.
  • Ухудшается аппетит.

Как помочь малышу при каждом кризисе?

  • Находиться рядом и поддерживать, окружать любовью и заботой.
  • При появлении нового навыка помочь его развивать.
  • Находить новые занятия и увлечения, чтобы кроха не скучал и не уходил в слезы.
  • Если малыш не хочет, не стоит его насильно кормить.
  • Следите, чтобы младенец набирал положенную ему норму ночного и дневного сна, это поможет ему позитивно бодрствовать и дольше находится в хорошем настроении.

Что такое регресс сна?

Когда наступает регресс сна, его можно легко определить по резкому ухудшению качества ночного и дневного сна. Физически малыша ничего не беспокоит, все внешние факторы налажены, режим дня настроен на отлично. Другими словами, сон портится без явной на то причины.

Как понять, что регресс сна наступил:

  • Ребенка словно подменили, он не хочет жить по прежнему режиму.
  • Отказывается укладываться привычным способом.
  • Игнорирует сложившийся режим дневного сна.
  • Ухудшается качество ночного сна, малыш начинает часто просыпаться, ему нужна помощь мамы, чтобы продлить сон.

Регресс сна может длиться от 2 до 6 недель. Чтобы помочь малышу преодолеть этот этап, необходима поддержка и помощь со стороны родителей. Уделяйте крохе больше внимания и ласки, чем обычно, и тогда регресс пройдет гораздо спокойнее.

Источник