5 месяцев развитие ребенка развитие речи

le>
К концу месяца он овладеет этим навыком и будет самостоятельно выполнять повороты с живота на бок и опять на живот. Что весьма значимо, не только для физического, но и психического развития крохи.
Задумаемся, что заставляет малыша высоко поднимать головку, удерживаться на предплечьях, делать повороты? Ребенком движет неудержимая познавательная потребность. Она инициируется данной от природы ориентировочной активностью замечать, реагировать и осваивать новизну в окружающем мире.
С каждым днем в ребенке появляется что-то, чего не было раньше: в движениях, выражении глаз, мимике, голосовых реакциях и т.п. Взрослому следует замечать все новации, которые появляются у крохи. Можно удивляться этому маленькому, но такому упорному человечку! Действительно, каждый навык возникает в результате неоднократного повторения – будь то повороты, или умение схватывать игрушку, или артикулировать гласные звуки и др.
Вы замечаете, что продолжают совершенствоваться ручные умения, координация движений рук малыша. Ребенок захватывает, отталкивает, вновь притягивает игрушки-подвески, ловит и даже пытается их ощупывать, т.е. всеми доступными для него средствами «собирает» сенсорную информацию о физических свойствах предметов. Идет накопление чувственного опыта. При этом, лежа на спине, малыш проделывает забавные «пируэты» ногами, поднимая и напрягая их при захватывании висящих предметов. Также при действиях руки активизируются все мышцы тела крохи.
Абсолютно новым в развитии малыша можно считать появляющуюся способность перехватывать предмет (игрушку) из руки взрослого. Этот жест сопровождается кратким словом «На!» (возьми), который становится малютке понятным в действии. С этого момента все действия взрослого, сопровождаемые словом, становятся для малыша необходимыми в понимании показов или совместных игр в качестве пояснения. Например, мама протягивает ребенку деревянную расписную ложку: «На! Возьми!» Она держит ложку за самый кончик, оставляя ее ручку свободной для захвата в удобном для ребенка положении. Дитя тянет ручку к ложке, раскрывает ладонь и хватает ее за ручку. Так он будет поступать и с погремушками, которые необходимы для развития активных самостоятельных действий. Но важно, что ребенок всякий раз будет слышать «На! Возьми!» и правильно реагировать на предложение взрослого. А это один из приемов развития понимания речи взрослого.
Малыш научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку произносить гласные звуки. Пребывая в хорошем расположении духа, он длительно, певуче и громко гулит: «А-а-а!», «У-у-а!», «А-а-ау!» Это важная веха не только в речевом, но и умственном развитии ребенка. Малыш как бы наслаждается своим умением и повторяет рулады речевых звуков, напоминающих воркование голубей. Гуление малютки не случайно. Так дитя «тренируется» в новом для него умении: еще и еще раз повторяет, вслушиваясь в издаваемые им звуки.
Раньше мама первая начинала копировать, повторяя за ним какие-то речевые звуки, стараясь преподать крохе «технику» подражания. Теперь взрослый может вступать с ним в настоящую перекличку. Мама проводит речевое занятие по схеме: вначале переключает внимание ребенка на себя, разговаривает с ним, называет по имени, наклоняется над крохой, начинает артикулировать гласные фонемы, которые ребенок хорошо произносит: вызывает его на речевой контакт. Далее делается пауза на 10-15 секунд и вновь повторяются те же звуки.
Как правило, малыш «откликается» как может – произносит знакомые (разученные) гласные звуки. Затем взрослый показывает звучащую игрушку или читает потешку, стишок, песенку, где этот звук хорошо прорабатывается, т.е. произносится под ударением. Малыш прислушивается, затем «демонстрирует» свои речевые достижения.
Взрослому необходимо эмоционально поддержать, похвалить малыша. Тем более что на пятом месяце он по-разному реагирует на ласковое или сердитое обращение: в первом случае широко улыбается, смеется, показывает весь «комплекс оживления», во втором – хмурится и может даже заплакать.
Следует заметить, что на протяжении пятого месяца в речевых реакциях ребенка произойдут изменения: овладев гласными звуками, малыш начинает «манипулировать» ими, т.е. произносить в разных сочетаниях, как бы экспериментируя и изобретая новые звукосочетания из 2-3 фонем: «э-э-э-уэ-а-а», «оуа-и-и-и», «e-э-э-эуа», «и-и-ыу», «у-га-гу-у-гау», «ы-ы-ы-ва» и т.п. Эти «изобретения» крохи имеют индивидуальную выраженность и составляют суть того воркования, которое называется гулением. На пятом месяце у крохи возникает эта ярко выраженная речевая реакция.
Следует признать, младенец не так примитивен и прост, как может показаться непосвященному взрослому. Войти с ним в обоюдный контакт – большое искусство, требующее вдумчивости, внимания и душевного движения взрослых: перед вами не спеленатая куколка, а человек с огромным потенциалом роста и развития. Следует создать ему соответствующие социальные условия, чтобы реализовать заложенные в нем возможности.
Подготовительные этапы речевого развития ребенка нельзя рассматривать вне связи с формированием его общего развития, движений, действий рук, потому что понимание речи взрослого приходит к ребенку в конкретных ситуациях, когда малыш овладевает тем или иным навыком и взрослый побуждает его словом, жестом, соответствующим действиям самого малыша: «На! Возьми!», «На бочок! Вот как!», «Заинька, встань на лапки! Вот и этак, вот и так!» и т.п.
Манипулирование речевыми звуками и игрушками – действия одного назначения, они носят ориентировочный, ознакомительный характер и представлены рядом, в соответствующих зонах мозга малыша, чем и объясняется их развивающее взаимовлияние.
Какие общие задачи стоят перед родителями на 5 месяце роста и развития их ребенка?
- Продолжать развивать у крохи крепость мышц рук, плечевого пояса и шеи, побуждая его к ярким поисковым, ориентировочно-исследовательским действиям, требующим удержания тела в положении лежа на животе и опираясь на ладони выпрямленных рук.
- Способствовать овладению ребенком поворотами с живота на бок.
- Обращать внимание на соответствующее положение ладони и пальцев, способствующее раскрытию кулачка и умению брать (перехватывать) игрушку, протянутую ребенку взрослым.
- Учить ребенка узнавать знакомые предметы или игрушки из различных положений: лежа на спине, на животе, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.
- Из этих положений учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним.
- Побуждать малыша из положения лежа на животе притягивать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки, выполнять поворот на бок с целью овладения предметом, находящимся от него сбоку.
- Эмоционально «подпитывать» ориентировочно-исследовательские действия малыша, направленные на запоминание и узнавание знакомых объектов (людей, игрушек).
В этот период жизни малыш начинает гулить без побуждений со стороны взрослого. Он делает это, стремясь привлечь внимание мамы к себе. Гуление становится средством их коммуникации.
Учитывая, что на пятом месяце жизни малютки происходят определенные изменения в его речевой практике, целесообразно выделить задачи, способствующие речевому развитию:
- Продолжать развивать у ребенка подготовительные речевые навыки: вокализации, гуление.
- Способствовать их возникновению без побуждающих действий со стороны взрослого, т.е. по инициативе ребенка.
- Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком, находя яркие ситуации показа предметов, игрушек и просто ласкового общения.
- Давать «образцы» правильного произношения звуков родного языка.
- Включать их в фольклорные «переклички» с использованием уже имеющихся у ребенка вокализаций (речевое подражание).
- Побуждать к вокализациям, используя диктофонные записи речевых реакций самого ребенка (подражание самому себе).
Условия для развития речевых навыков
Взрослый должен умело использовать природный «интерес» ребенка к окружающему, наполняя его жизнь эмоциональным общением, сюрпризными моментами, занимательными показами и т.п.
В каждый отрезок времени бодрствования взрослый старается вступать в речевой контакт, показывает игрушки, включает их в действие и др.
Наряду с «разговорами» взрослый практикует «режим тишины», когда малыш начинает гулить по своей инициативе. В этот момент следует исключить посторонние звуки (телевизор, радио, бытовые приборы и др.), давая ребенку возможность в тишине «манипулировать» речевыми звуками, вслушиваясь в рулады произносимых гласных фонем. Желательно в этот момент сделать запись голосовых реакций малыша. Если в другой раз ребенок пассивен, мама может его активизировать, используя запись его же голоса, и малыш, прислушавшись, начнет повторять свои голосовые реакции.
Эмоционально-личностное общение с крохой является по?прежнему главным условием его психофизического благополучия. В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой реакции на знакомого взрослого, которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии 2-3 метров в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Близкого человека малыш узнает по голосу, даже если последний и не попадает в поле его зрения, Как правило, это бывает отец, пришедший с работы, которого ребенок выделяет, как и мать, из всего взрослого окружения.
Мама старается расширить социальные контакты малыша. С этой целью она, заранее договорившись, включает всех членов семьи в игровые ситуации. В процессе эмоционального общения с бабушкой, дедушкой, тетей, сестренкой и др. малыш слышит речь в разном «исполнении» по тембру, темпу, высоте, эмоциональной окрашенности.
Действительно, бабушка произносит, например: «На-а-а!» ласково, протяжно; дедушка твердо и отрывисто: «На!»; тетя игриво: «На-на-на!»
Важно, чтобы в устах домашних одни и те же предметы и действия назывались одинаково. Так к малютке начинает приходить не только понимание, но и запоминание их названий. Не случайно на 6 месяце это станет одной из задач в речевом развитии крохи.
Примерная игровая ситуация эмоционального общения «Поехали, поехали!»
Задачи
Обогащать эмоции ребенка, создавая специальные игровые ситуации с участием близких: бабушки, дедушки, тети и др. Называть их имена (бабушка Таня, дедушка Витя и т.п.). Развивать ручные умения: перехватывать из рук взрослого погремушку (ложку, молоточек, «кнутик» и пр.). Ознакомить с значением слов: «На! Возьми!», сопровождаемых соответствующим жестом.
Материал
Хохломская ложка, «кнутик» (пустая стержневая ручка для письма, через носик которой пропущен небольшой шнурок, закрепленный им), погремушка на высокой ручке.
Содержание
Мама берет на руки ребенка. Малыша удобно располагают, придерживая за спинку (не сажают!). Взрослый двигается семенящим шагом, покачиваясь, имитирует езду:
Ехали-ехали,
По рытвинам, по кочкам,
Зеленым лесочком,
Ехали-ехали,
К бабушке Тане (имя бабушки) приехали!
Бабушка разыгрывает сценку встречи с ребенком, ласкает, называет по имени, показывает красивую расписную хохломскую ложку, приговаривает:
Сварила вам бабушка
Вкусную кашку,
Масло добавляла,
Алешу (имя ребенка) угощала!
Да? Да!
Вот тебе ложка,
Кушай понемножку! (держит ложку за кончик черенка)
С этими словами она протягивает ребенку ложку: «На! На! Возьми!» Ребенок берет ложку за середину ручки. Мама дает возможность ребенку рассмотреть ложку, поиграть с нею, затем забирает. Прощаются с бабушкой и едут к дедушке. Вся первая часть повторяется. Дедушка ласкает ребенка и говорит:
Здравствуй, милый внучек,
Вот тебе кну-у-тик!
На! (Держит кнутик за кончик)
Ребенок перехватывает предмет из руки дедушки. Мама берет кнутик и показывает, как им можно играть: делает легкие круговые движения и шнурочек наворачивается на кончик кнутика, затем разворачивает его в обратную сторону.
Примечание
Если занятие проводится с девочкой, к ней другое обращение:
Здравствуй, здравствуй, внучка!
За-а-бавная штучка –
Кнутик – веселушка,
Олина (имя ребенка) игрушка!»
При перехватывании предмета малыш слышит те же слова: «На! Возьми!» Мама забирает у ребенка кнутик. Они «едут» к тете. Сценка повторяется.
Ехали-ехали
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Ехали-ехали,
К тете Маше (имя тети)
Приехали!
Тетя ласково встречает малыша и говорит ему:
Вот тебе игрушка,
Держи погремушку!
На! На! Возьми (держит погремушку за кончик ручки)
Ребенок перехватывает игрушку, играет.
Наряду с ласковыми именами, например, «солнышко», «зайка» и др., мама и родственники должны называть ребенка по имени. Хороши стихи, посвященные ребенку, в которых звучит его имя. Маленькие рифмовочки могут сочинять и сами родители. Например, такие:
Маечка
На зеленую лужайку
Вышла маленькая Майка,
Ну-ка, Майка, запевай-ка:
«Ма-а-ай, Ма-а-ай!»,
Маечка-Майя –
Девочка мая!»
(Л. Павлова)
В этом стихотворении, помимо своего имени, ребенок слышит полезные для речевого развития звукосочетания «ма-а-а», которое в скором времени начнет осваивать.
Тимочка
В приоткрытое окошко
Проскользнула тихо кошка
И запела: «Мур-мур-мур,
Где же Тимочка, Тимур?
Он, конечно, ваш ребенок,
Но Тимур и мой котенок!
Мур-мур-мур! Где же
Тимочка, Тимур? Мур?!
Да вот он!»
(Л. Павлова)
Мама выразительно читает стишок, интонирует, ласково прикасается, пестует кроху. Для взрослого очень важно находить поводы для речевого взаимодействия с малышом, в которых он демонстрирует образец произношения звуков и слов.
Примерное речевое занятие «Петушок-петушок»
Задачи
Активизировать гуление, побуждая ребенка к речевому подражанию. Развивать речевой слух, используя фольклорное произведение, где прорабатываемый звук «о-о-о» находится под ударением.
Материал
Игрушка-петушок (15-20 см).
Содержание
Мама эмоционально общается с ребенком, поглаживает, называет по имени. После того как малыш войдет в контакт, она читает потешку:
Петуш-о-о-к, петуш-о-о-к!
Ты подай гол-о-о-сок,
Через дальний лес-о-о-ок.
Ко-о-о! Ко-о-о!
Как правило, малыш откликается на напевность фольклора, начинает гулить. Далее взрослый показывает малютке петушка, называет игрушку, разыгрывает с нею различные забавные сценки (петушок поет, ходит, прячется, показывается с разных сторон и т.п.).
Занятие заканчивается ласковым разговором, игровым пестованием ребенка.
Источник
Основные физические, физиологические и психологические параметры развития ребёнка в 5 месяцев, что должны уметь мальчики и девочки. Особенности режима дня и питания.
В семье, в которой совсем недавно появился малыш, внимание взрослых привлекает каждый новый звук и навык ребенка. Но это совсем другой человечек: он уже не тот привезённый из роддома беспомощный грудничок, в 5 месяцев развитие ребёнка характеризуется множеством достижений. Он успешно осваивает окружающую обстановку и изучает игрушки, собственное тело и возможности.
Контрольные цифры
К пяти месяцам ребёнок набирает в среднем 700 г, а рост увеличивается на 2 см. У пятимесячного грудничка нормальный вес может находиться в пределах от 6,900 до 7,500 кг, рост – от 64 до 65,9 см.
Важно понимать, что ориентиром служат не точные, а усреднённые показатели роста и веса для детей этого возраста. В таблицах с указанием параметров для мальчиков и для девочек цифры более адаптированы.
Кроме того, на контрольные показатели оказывают заметное влияние такие факторы:
- Наследственность – если родители рослые, высока вероятность того, что их отпрыск тоже будет выше своих сверстников;
- Состояние здоровья – часто болеющие малыши нередко отстают и в росте, и в весе;
- Характер питания – сбалансированная по максимально возможному количеству полезных компонентов пища поставляет все необходимые вещества для нормального развития ребёнка.
С анатомической точки зрения, активно формируются все внутренние органы: размеры лёгких за 5 месяцев становятся вдвое, а поджелудочной железы в полтора раза больше, чем они были при рождении, печень тяжелеет почти на 50 г. Совершенствуется работа пищеварительного тракта, еда усваивается лучше, у ребёнка постепенно уменьшается потребность в ночном кормлении. В результате увеличивается длительность беспрерывного ночного сна. На сон по-прежнему приходится и большая часть дня. Обычно малышу нужно поспать четыре двухчасовых периода, между которыми – интервалы бодрствования, длящиеся всего по 90 минут.
Российские педиатры установили нормы развития малыша в пять месяцев следующим образом:
Показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 6,1 | 8,3 |
Вес девочек, кг | 5,9 | 7,7 |
Рост мальчиков, см | 61,1 | 67,0 |
Рост девочек, см | 60,8 | 66,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 41,2 | 44,6 |
Окружность головы девочек, см | 40,3 | 43,2 |
Окружность груди мальчиков, см | 40,1 | 45,7 |
Окружность груди девочек, см | 40,3 | 44,5 |
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, нормы выглядят так:
Показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 6,0 | 9,3 |
Вес девочек, кг | 5,4 | 8,8 |
Рост мальчиков, см | 61,7 | 70,1 |
Рост девочек, см | 59,6 | 68,5 |
Окружность головы мальчиков, см | 40,1 | 45,0 |
Окружность головы девочек, см | 38,9 | 44,0 |
Детям на искусственном вскармливании можно давать прикорм, при этом родителям нужно быть очень внимательными и осторожными, особенно если организм пятимесячного малыша склонен выдавать аллергические реакции. За сутки общий вес порции, в состав которой включены пюрированные фрукты и сок, доходит до килограмма. Кишечные колики ещё случаются, но всё реже. Тем не менее расслабиться вряд ли получится: начинается период прорезывания зубов.
Физическая активность и физиологическое развитие
Каждый этап жизни малыша характеризуется определёнными успехами, которые становятся предметом гордости родителей. К 5 месяцам их появляется ещё больше.
Развивающие занятия
Малыш уже не пробует переворачиваться на живот и обратно на спину – он делает это всё увереннее. В связи с этим становится опасно оставлять егозу без присмотра на диване, пеленальном столе, поэтому лучшим вариантом будет расстеленный на полу плед или одеяло: даже если мама отлучится на минутку, ребёнок не упадёт.
Интересный опыт у маленького исследователя возникает, когда он, лёжа на животе, приподнимается на выпрямленных руках или локтях. Новый ракурс наблюдения за окружающими и ощущения ему определённо нравятся.
Кроме того, малыши в пятимесячном возрасте могут начать осваивать технику ползанияпо-пластунски. Конечно, с маминой помощью. Для этого занятия потребуется стимул – яркая игрушка, к которой у крохи есть интерес. Её обычно ставят на таком расстоянии, чтобы маленькая ручка не могла сразу дотянуться. В стремлении получить ту же погремушку или неваляшку ребёнок постарается достать её, но взрослый слегка отодвигает предмет. Как бы ни хотелось поскорее воспитать настойчивость и целеустремлённость, кроха быстро устаёт, поэтому лучше подобные упражнения делать не дольше минуты.
Поддерживая пятимесячного человечка подмышки, можно поиграть с пользой для физического развития мышц. Он будет болтать ножками, а это уже подготовка к ходьбе.
Первые попытки сесть
Как бы ни был велик соблазн поскорее научить малютку сидеть, торопиться с этим крайне нежелательно. В пятимесячном возрасте мышцы спины ещё недостаточно окрепшие, и существует опасность того, что искривится позвоночный столб.
Поэтому учить ребёнка новому навыку нужно, чтобы он мог подняться при упоре на одну ручку – за другую мама слегка помогает – и ненадолго присесть. Можно усадить, приподняв за обе ручки (у детей хорошо развит хватательный рефлекс, они достаточно крепко держатся за пальцы мамы). Кроха наклонён вперёд, и это правильно: максимальная нагрузка на спину возникает при стремлении придать позвоночнику положение, приближающееся к вертикальному.
На очень короткое время (секунды) можно усадить человечка к себе на колени, но так, чтобы ягодички оказались «в ямке», провисли и не расположились на ноге взрослого. Особенно важно соблюдать эту рекомендацию родителям мальчиков.
Недопустимо устраивать малышу уютное (по крайней мере, так думают некоторые бабушки) обкладывание из трёх подушек: сзади и по бокам. В такой позе сильно перегружается спина, детские мышцы быстро устают. Ребёнку нужно лечь, он нуждается в отдыхе, а подушки не позволяют принять горизонтальное положение.
Если ребёнок не хочет присаживаться, у него на это могут оказаться веские причины от слабых мышечных групп на спине до гипо- или гипертонуса. Самое правильное, что может сделать мама в такой ситуации, это обратиться за советом к опытному педиатру. В случае необходимости он направит пациента к специалисту по лечебному массажу. Для коррекции будет подобран комплекс физических упражнений, которые обязательны к исполнению.
Психоэмоциональные изменения
Если ещё в три и даже в четыре месяца младенец эмоционально реагировал на внимание к себе со стороны всех окружающих, теперь он начинает выделять тех, кого видит рядом особенно часто: маму, папу, братьев или сестёр, бабушек. А вот присутствие посторонних людей кроху заметно смущает.
Ребёнок радостно улыбается родным, энергично двигая ножками и ручками, издаёт звуки и, е, й, м, б, п. Кроме того, он улавливает эмоциональную окраску фраз и старается подражать мимике близких. Умения малыша вызывают у старших родственников бурю эмоций, ведь он уже, почти как большой, может:
- Захохотать;
- Потребовать;
- Рассердиться, обрадоваться;
- Выражать эмоции, лепеча по-разному, отвечая на разные события не только смехом или плачем, но и интонациями.
Услышав голос или другой звук, он поворачивает голову в эту сторону. Малыш с интересом осваивает новые игрушки, ему нравится музыка. Вполне можно такому крохе включать композиции, написанные композиторами для детей. У некоторых малышей может постепенно сформироваться привычка засыпать под нежную колыбельную мелодию, классическую или более современную.
Кроху привлекают яркие и движущиеся предметы. Он может наблюдать за перемещениями людей по комнате. Важной составляющей общения со взрослыми становятся игровые моменты. Но не стоит чрезмерно увлекаться количеством погремушек и прочих ярких предметов: задействовать лучше не более трёх одновременно. Ну а пальчиковые игры, например «Пальчики здороваются», начинают занимать особое место в развитии малыша, потому что центр речи и движения пальчиками тесно взаимодействуют и активно развивают друг друга.
Прогуливаясь на улице, родители могут привлечь внимание ребёнка к проезжающему транспорту, птицам, животным и прохожим. Но чтобы интерес был устойчивым, нужно рассказывать маленькому человеку обо всём, что он видит, например:
- Кошка говорит «мяу»;
- Собачка лает «гав»;
- Птичка поёт «чик-чирик».
Развитие и питание, вес и рост – по-прежнему самые распространённые темы для общения мам на детской площадке и в интернете. Как и во все времена, самое большое беспокойство родительницам доставляет вопрос о сроках и нормах: уж не отстаёт ли любимое чадо от сверстников, что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев. Девочка может делать всё то же самое, что и её сверстник, только присаживать её не стоит торопиться. Дело в том, что у малышек изгибы позвоночного столба формируются на шестом или восьмом месяце, на 50-60 дней позже, чем у мальчиков.
Пятый месяц – важный период в маленькой жизни. Когда родители оценивают развитие ребёнка в 5 месяцев, они часто спрашивают, что должен уметь мальчик или девочка. Такая постановка вопроса немного некорректна. Дело в том, что на этом этапе у всех грудничков формируются одни и те же навыки. И не нужно забывать, что каждый человек индивидуален, маленький – в том числе.
Источник