4 года неуклюжий ребенок

Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) – это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него – это завязать шнурки.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
- Задержки физического развития.
- Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
- Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
- Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
- Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
- Ребенок плохо играет в мяч.
- Имеются трудности в письме и рисовании.
- Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
- Нестабильная и вялая осанка.
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
- Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
- Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
- Обязательно соблюдать режим дня.
- Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
- Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
- Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Возврат к списку публикаций
Источник
Мой ребенок такой неуклюжий! Некоторые дети кажутся совсем нескладными и неповоротливыми, настоящее ходячее бедствие! Связана ли моторная неловкость малыша с возрастными особенностями? Или необходимы специальные занятия, развивающие моторику и пространственные представления? Есть несколько признаков, по которым родители сами смогут определить, остается ли неловкость ребенка в пределах нормы.
Антон сбивает и опрокидывает все, что ему попадается на пути. Пазлы и конструктор для него- просто набор деталей. Что бы он ни рисовал – получаются каракули. Когда он ест, стол превращается в поле битвы… В общем, как говорит его мама – сплошное недоразумение. Часто попытки вашего ребенка сделать что-то самостоятельно и достичь в этом успеха, оборачиваются неудачей. И иногда достаточно терпеливо повторить раз за разом какое-либо действие, чтобы преодолеть возникшие трудности. Не стоит называть ребенка неумехой, уверьте его в том, что он обязательно научиться тому, что сейчас у него не получается. Ведь он уже умеет делать много вещей, раньше казавшихся недоступными! Ему нужно лишь немного времени и поддержка близких людей.
В старшей группе детского сада неловкость некоторых детей становится особенно заметной. Им труднее писать и рисовать – задания усложняются, для их выполнения требуются более точные движения кисти. Это отставание может быть вызвано небольшой разницей в возрасте: возможно, ваш ребенок на несколько месяцев младше своих одногруппников. Такие дети усваивают знания и навыки чуть позже остальных, их работы выполнены немного грубее, но все это нормализуется по мере развития. В течение года эти дети приобретут точность движений, которой им пока не хватает. Но если для одних детей это только вопрос времени, другим может быть необходима помощь специалиста по психомоторике.
Если вам кажется, что ваш ребенок очень неуклюжий, понаблюдайте за ним и ответьте на следующие вопросы
– Ваш ребенок – правша или левша? Понаблюдайте, какой рукой он чаще пользуется, когда чистит зубы, держит ложку, расческу или карандаш, катает машинку или строит башню из кубиков. Если он в равной мере действует то левой, то правой рукой значит, он пока не сделал свой выбор. Это означает, что взаимодействие между левым и правым полушариями пока недостаточно установлено, и они функционируют «автономно». Это влечет за собой неловкость в движениях и нескоординированность, в результате чего ребенок испытывает трудности в чтении, письме и рисовании. Специалист по психомоторному развитию может подобрать упражнения, которые будут способствовать установлению межполушарных связей.
– Если вы обнаружили, что ваш ребенок левша, это означает, что его психическое развитие требует более пристального внимания. Как правило, у левшей возникают сложности со всеми видами пространственных представлений. Не стоит ждать, что малыш научится всему, просто глядя на вас. Пользоваться ложкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки – эти несложные, на наш взгляд, действия могут быть связаны для него с заметными трудностями. Помогите ему, возьмите его руки в свои и несколько раз вместе повторите нужные движения. Хотите научить ребенка-левшу плавать брассом (играть в мяч, танцевать)? Замечательно! Мама «руководит» его руками, папа – ногами. Тоже относится к письму и рисованию.
– Он умеет крепко держать карандаш, ложку, стакан и прочие предметы? Если все вываливается у него из рук, если его рука напряжена, когда он рисует, пишет или лепит, если его пальцы не очень подвижны – он будет испытывать определенные трудности. Это может быть связано с недостаточным развитием мелкой моторики. Специалист по психомоторному развитию может установить причину подобных затруднений и порекомендовать вам комплекс специальных упражнений.
– Может ли ребенок показать, где находятся его глаза, руки, уши? Попросите его нарисовать на бумаге человечка и назвать части тела. Пока еще он не может сказать, где правая сторона, а где левая (он усвоит эти понятия к 5-6 годам), но уже должен различать верх и низ. Поиграйте с ним в заводную куклу, которая одну за другой выполняет двигательные команды. Такая игра позволит ребенку сосредоточиться на каждом движении, что поможет ему почувствовать свое тело и усвоить пространственные представления. Также, можно поиграть в «Зеркало»: скажите ребенку, что он будет зеркалом, отражающим все ваши движения, называйте каждое свое действие. Объясните ему, что зеркало должно отражать все очень точно, как в действительности. Обязательно похвалите его, концентрация на каждом движении стоит для ребенка немалых усилий.
– Есть ли у него чувство равновесия? Умеет ли он прыгать через веревочку или резинку, может ли перепрыгнуть через небольшую лужу? Эти движения кажутся очень простыми, но чтобы их совершить, ребенку нужно заранее оценить свой вес, мышечную силу, длину необходимого разбега, масштаб и границы препятствия… А для этого нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, как различные телодвижения связаны между собой. Дети, которым трудно удержать равновесие, стоя на одной ноге, чувствуют себя неловко и на велосипеде, и на самокате. И хотя мальчики, как правило, подвижнее девочек, они чаще отстают в плане психомоторного развития: 80% детей, которые приходят на прием к специалисту по психомоторике – именно мальчики.
Сложности, которые испытывают некоторые дети в двигательной сфере, часто связаны с небольшими проблемами с мышечным тонусом и координацией движений – но в этом нет никакой патологии. Все, что им нужно – это специальные упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики. Обычно, достаточно нескольких встреч, чтобы научить ребенка сосредотачиваться на том, что он делает, и добиваться определенной точности в выполнении заданий. Воспитатели в детском саду, как правило, сразу обращают внимание на затруднения ребенка и сообщают о них родителям. В таком случае ваша задача обратиться к специалисту, так как ребенок может начать переживать из-за своих неудач. А это может привести к избегающему поведению, когда ребенок не хочет делать то, что у него не получается.
***
Когда речь действительно идет о диспраксии?
В старшей группе детского сада у некоторых детей обнаруживается постоянная патологическая неуклюжесть, которую называют диспраксией. Таким детям с трудом дается любое действие: одеться, надеть ботинки (о том, чтобы их зашнуровать, не может быть и речи), застегнуть рубашку на пуговицы, умыться, взять в руки ложку или вилку и так далее. Если неуклюжесть ребенка не проходит со временем и затрудняет его повседневную жизнь, совершенно необходимо проконсультироваться со специалистом и узнать его мнение о психомоторных навыках вашего ребенка. Чем раньше обратить внимание на эти трудности, тем лучше он научится с ними справляться, и тем легче ему будет выполнять задания в детском саду и школе.
Источник
Если малыш кажется родителям и другим окружающим неуклюжим, это может быть признаком нарушения в развитии ребенка, расстройства координации или диспраксии. Узнайте, как проявляется нарушение у детей и что делать для его преодоления.
Расстройство в развитии ребенка: диспраксия
Нарушение координации или диспраксия — это двигательное расстройство, которое выражается в том, что развитие ребенка сопряжено с трудностями в освоении двигательных навыков. Характеризуя малыша нарушением развития координации, родители, воспитатели, учителя и прочие окружающие нередко называют его «неуклюжим», «неповоротливым».
Данная проблема, согласно мировой статистике, встречается у 4-6% детей школьного возраста. Среди пациентов с диспраксией более высока доля мальчиков, чем девочек. Соотношение по распространенности среди юных пациентов двух полов, по разным данным, колеблется от 2 : 1 до 5 : 1.
Каковы причины диспраксии у детей
Основная причина нарушения развития координации до сих пор остается под завесой тайны. К факторам риска диспраксии относятся:
- преждевременные роды;
- низкий вес при рождении;
- семейная история;
- злоупотребление наркотиками и прочими токсичными веществами матерью во время беременности.
Обычно диспраксии сопутствуют другие нарушения развития ребенка, например, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), трудности в обучении, расстройства речи и поведенческие нарушения.
Сегодня ученые предполагают возможную связь между развитием структур мозжечка и проблемами с координацией движения, ведь он является частью головного мозга, ответственной за координацию движений, равновесие и мышечный тонус.
Как проявляется диспраксия у малыша
Данное нарушение можно распознать по многим признакам.
- Двигательное развитие ребенка проходит с задержками, он с опозданием учится сидеть, ползать, ходить.
- Наблюдаются трудности в освоении или выполнении новых двигательных навыков (например, прыжки, приседания).
- Регистрируется ограниченный постуральный контроль, малыш не может поддерживать нормальную позу в течение длительного периода, сутулится.
- Дети с диспраксией испытывают сложности в выполнении повседневных задач, требующих координации более высокого уровня. Им бывает трудно спуститься вниз по лестнице, поймать мяч, научиться ездить на велосипеде.
- Неуклюжий малыш часто «натыкается» на предметы, падает, ударяется головой и т. п.
- Дети с нарушениями развития координации нередко испытывают трудности с ловкостью рук, мелкой моторикой. Им нелегко научиться надевать и снимать одежду, завязывать шнурки, пользоваться столовыми приборами, ножницами, писать и т. д.
- Несмотря на сохранный интеллект, нередко наблюдаются сложности в выполнении соответствующих возрасту академических задач.
- Ребенок с диспраксией, как правило, предпочитает «сидячий» образ жизни. Он с удовольствием проводит время за компьютерными играми, чтением, просмотром телепрограмм. При этом с большой неохотой идет на прогулку или занимается спортом.
- Дети данным нарушением часто испытывают серьезные психоэмоциональные проблемы, им сложно общаться со сверстниками, занижена самооценка, нередко развиваются многочисленные комплексы.
- Обычно малыш «перерастает» свою неуклюжесть. Тем не менее, став взрослым, он может испытывать трудности в освоении новых, сложных двигательных задач.
- Повзрослевшие дети с диспраксией обычно стараются избегать участия в какой-либо физической активности, чтобы предупредить насмешки друзей, коллег и избавить себя от чувства неловкости, смущения. Это приводит к порочному кругу: чем меньше они двигаются, тем больше ухудшаются их двигательные возможности, растет риск сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, психоэмоциональных расстройств.
Как победить диспраксию
Если родители заметили некоторую неуклюжесть у малыша, следует немедленно поделиться своими опасениями с педиатром. Врач первым делом должен будет исключить другие возможные причины двигательных трудностей, неуклюжести. После этого будет проведена тщательная оценка возможностей, назначены консультации других специалистов, различные тесты, которые помогут собрать больше информации о состоянии здоровья ребенка и составить план лечения.
Лучшими методами, которые помогают стимулировать развитие координации ребенка, на сегодняшний день считаются физиотерапия и трудотерапия. Они помогают малышам освоить более сложные двигательные навыки. В процессе занятий трудную задачу разбивают на более мелкие компоненты и практикуют их выполнение, пока не будет достигнуто мастерское владение движением.
Когда маленький человек осваивает новый навык, поднимается его самооценка, он чувствует себя победителем. Его образ жизни становится более активным, исчезают проблемы в отношениях со сверстниками, снижается риск возможных осложнений в состоянии здоровья.
Для улучшения координации движений ребенка, специалисты рекомендуют родителям стимулировать занятия спортом, поощрять любую двигательную активность. Особенно полезными для детей с диспраксией являются:
- упражнения для укрепления мышц плеча (подтягивания, отжимания и пр.);
- тренировки для мускулатуры ног (приседания, ходьба по лестнице и т. п.);
- упражнения для развития зрительно-моторной координации, навыков визуального отслеживания (игры в мяч, теннис, в том числе настольный, бейсбол, футбол и т. д.);
- стимуляция двусторонней координации (велоспорт, плавание, игры в мяч, ходьба по лестнице и др.);
- совершенствование навыков рук (составление мозаик, аппликаций, игра на фортепиано и других музыкальных инструментах, лепка из пластилина, теста и глины, помощь в приготовлении пищи, занятия различными видами рукоделия и пр.);
- развитие баланса (удержание равновесия, стоя на одной ноге, с открытыми глазами или с закрытыми, ходьба назад, приседания на одной ноге).
Важно!
Прежде, чем начать активные занятия фитнесом с малышом, проконсультируйтесь с педиатром.
Источник
Фотобанк Лори
Дети с врожденной двигательной одаренностью есть в любом коллективе: цепкие, ловкие, верткие, они радуют родителей всё новыми достижениями, удивляют друзей и соседей, служат сверстникам примером для подражания . Такие дети всегда падают исключительно правильно сгруппировавшись, свернувшись шариком, как ежики, и прикрывая голову локтями. Однако, есть и совершенно другие дети: роняющие и разбивающие все, что попадает им в руки, натыкающиеся на углы там, где их в принципе не может быть, ноги и руки их, обычно, щедро украшены разноцветными синяками. Они ухитряются падать даже на ровном месте, запутавшись в собственных ногах.
Причин неуклюжести может быть несколько.1) Разнообразные ММД (минимальные мозговые дисфункции), могут возникать как следствие гипоксии плода, к примеру, и проявляются разнообразнейшими способами, в каждом из которых нужно разбираться отдельно и очень тщательно. Вот несколько примеров проявления ММД:
а) Гиперкинетический синдром. Ребенок с таким синдромом с трудом удерживает предметы в руках, часто роняет их, промахивается мимо цели, часто сильно бьется о мебель, стены и тп.
б) социальные проблемы с поведением как следствие ММД (например – агрессия, в т.ч. по отношению к предметам, игрушкам, товарищам по играм: если у ребенка не получается собрать паззл, конструктор или пирамидку, он их раскидывает, может сломать, злится и кричит, может ударить другого ребенка)
в) заторможенность реакции, медлительность: ребенок не успевает отреагировать на падающий предмет, запаздывает с реакцией на игры сверстников
г) функциональные нарушения, например, проблемы с глазомером, со зрением, дискоординация движений, нарушение сенсорной интеграции.
Что такое «сенсорная интеграция»?
Имеется в виду следующее: мозг ребенка не в состоянии соответствующим образом классифицировать множество различных впечатлений, воздействующих на его органы чувств. Малыш должен одновременно видеть катящийся мяч, слышать голос матери, улавливать запах, доносящийся из кухни, ощущать под ногами пушистый ковер, но вместе с тем воспринимать также собственное тело и сохранять равновесие.
Некоторые дети испытывают затруднения с переработкой такого количества информации. Им не удается отделять важное от ненужного, и в каждой новой ситуации они проявляют беспомощность и нерешительность.
В любом случае, ребенка с такими признаками необходимо показать специалисту – нейропсихологу или неврологу.
2) Недоразвитый (в силу личных особенностей и возраста) вестибулярный аппарат.
У всех детей при рождении вестибулярный аппарат несовершенен: его развитие и тренировка, начинаясь в утробе матери, продолжается все младенчество, детство и даже юность. Мой личный опыт говорит, что младенцы, которых носили в слинге, имеют более “тренированный” вестибулярный аппарат, чем те, которых возили в коляске. Вообще для вестибулярного аппарата очень полезны укачивания на руках, подбрасывания в воздух, кручения-верчения ребенка взрослыми.
Полезны также качели, карусели, батуты, веревочные и обычные лестницы, канаты, мячи больших размеров, горки с различным углом наклона. Также хорошо тренирует вестибулярный аппарат обычное бревно или бордюр, или их импровизированный домашний аналог – веревка или доска, лежащие прямо на полу. У нас дома в качестве тренажера используется гладильная доска, лежащая одним концом на шведской лесенке, другим – на выступе шкафа.
Главный принцип: чем больше движения – тем лучше. Желательно начинать активные упражнения еще в младенчестве, когда мама сама делает упражнения с ребенком, а по мере взросления ребенок сам включится в игру, помогая и подсказывая маме, как ему больше нравится.
Кстати, все дети любят кружиться до падения с ног: оказывается, это очень полезное упражнение, останавливать ребенка не нужно, однако нужно следить, чтобы он не ударился при падении.
3) Недостаточные двигательные навыки как возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка. Дети часто бывают неловки и неуклюжи в силу недостаточности своего опыта. При этом в эту группу причин входит также и неумение группироваться, и отсутствие ощущения габаритов (своих собственных и окружающих предметов) и многое другое.
Тут действует тот же самый принцип: чем больше движений, тем быстрее ребенок будет приобретать необходимые ему двигательные навыки. Чтобы научиться не падать – нужно упасть несчетное количество раз. Чтобы научиться держать равновесие – нужно постоянно оказываться в ситуациях, когда оно… теряется. Чтобы научиться правильно оценивать расстояние до предмета – нужно множество раз мимо него “промахнуться”. А мамам придется научиться относиться к этому философски, не забывая утешать ребенка в нужные моменты.
4) Повышенное любопытство и непоседливость, помноженные на излишнюю самоуверенность (то есть индивидуальные особенности темперамента).
Ребенок, тихо сидящий в уголке с книжкой, не будет подвержен лишним травмам и повреждениям, это известный факт. Альтернативный вариант – усадить чадо перед телевизором и радоваться, что у него целы коленки, локти и голова. Но рано или поздно ребенок все равно выйдет из-под колпака и окажется … неподготовленным к окружающему его миру. Излишне охраняя неуклюжую деточку от падений, ушибов, не допуская того, чтобы ребенок оказывался в сложных для него пространственных ситуациях, мамы оказывают ему плохую услугу. В такой ситуации наоборот, чем больше сложных ситуаций ребенку предлагается – тем быстрее он преодолеет свою неловкость, и тем проще ему будет в дальнейшем в детском (а потом и в подростковом) коллективе. Конечно же, надо соизмерять сложность ситуации и уровень двигательных навыков ребенка, но очень важно не превращаться при этом в квохчущую наседку.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник