3 месяц ребенку развитие и игры массаж
Ребенок в три месяца больше времени бодрствует, активничает. Малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру, к предметам, к людям.
Малышу уже не хочется все время лежать только лишь в кроватке, вокруг столько интересных и удивительных вещей!
Что умеет ребенок в три месяца и каким навыкам его можно научить
Конечно, малыш в этом возрасте уже узнает свою маму! Ее голос, лицо, прикосновения, запах. Различает близких людей, кто периодически бывает с ним рядом: папа, бабушки, дедушки, братья, сестрички. Незнакомых может с интересом разглядывать или быть к ним безразличным.
Малыш в три месяца осознанно может привлечь к себе внимание: он гулит, улыбается, кряхтит, напевает, тянет ручки. Ребенок физически уже окреп и может сам поворачивать голову к источнику звука. Ему легко удается приподняться на ручках, лёжа на животе. Ручкой без труда удерживает лёгкую погремушку или деревянные колечки. Пальчики разжаты, кулачок раскрыт. Изучает свои ручки и ножки, фокусируя на них свой взгляд.
У ребенка к 3 месяцам закончилась аккомодация зрения. Малыш умеет удерживать взгляд на движущемся предмете, начинает различать все больше цветов и оттенков, фокусироваться на предметах на разных расстояниях. Самое время приобрести движущиеся, крутящиеся игрушки, мобили, подвески.
Малыш в 3 месяца по-разному реагирует на веселую и спокойную музыку. Оживляется при знакомой и прислушивается к новой музыке. Может “танцевать”, весело дёргая ручками и ножками. Начинает гулить сам, выразительно и эмоционально.
Игрушки для ребенка в 3 месяца
- Деревянные колечки
- Погремушки, которые удобно держать в маленькой руке
- Браслет с бубенчиками
- Гирлянды с шариками или фигурками животных
- Пищалки
- Мягкие кубики с яркими рисунками
- Пластмассовые игрушки в виде животных, пупс
- Непромокаемая книжка или кубик для ванны
- Безопасное зеркало для ванны
- Ночник с мелодиями
- Шуршалки
- Комфортер для спокойного сна
- Подвеска-колокол
- Тактильные игрушки
- Детские маракасы
20 игр с малышом в 3 месяца
- Где мои ручки?
Малыш начинает изучать не только все вокруг, но и себя. Если раньше ручки двигались хаотично, теперь движения осознанны. Ребенок с интересом наблюдает за ручками и ножками. Надевайте по очереди браслет с бубенчиками, так будет увлекательнее!
- Кружимся
Усиленно укачивать педиатры не рекомендуют! А вот медленно кружиться с малышом на руках очень даже полезно! Приподнимайте вверх, опускайте вниз. Плавно, как снежинка. Полезное упражнение для вестибулярного аппарата.
- Открытый мир
Во время бодрствования на прогулке откройте капюшон коляски, чтобы малыш разглядывал деревья, птиц, небо. Сейчас многие мамы делают из коляски настоящий бункер, куда не попадает ни ветер, ни даже лучик света! А ведь к разным явлениям природы полезно привыкать с рождения. Конечно, не нужно в дождь открывать малыша, а вот лёгкий ветерок и открытый капюшон коляска – признак правильной мамы!
- Два этажа
Именно в возрасте 3 месяцев ребенок может фокусироваться на разных расстояниях. Полезно в кроватке сделать два уровня игрушек: близко, чтобы можно было дотянуться и поиграть, и повыше – для рассматривания. Достаточно 3-4 игрушек. Не перегружайте малыша! Через пару дней можно повесить новые игрушки или поменять местами старые.
- Свет мой зеркальце
Сядьте с ребенком на руках напротив зеркала. Проявляйте разные эмоции, стройте рощицы! Малышу будет любопытно: как это его “маму и там, и тут показывают”
- Разговор с мамой
В три месяца малыш очень старается повторять за мамой звуки. Сейчас время первого “Агу”! Говорите малышу простые слоги “Ма-ма”, “ба-ба”, “та-та”, “ня-ня”. И пусть у малыша пока не все получается, этот диалог очень важен! Между мамой и ребеночком происходит эмоциональный обмен. Также малышу будет легче, если мама будет повторять за ним его звуки.
- Назови меня по имени
В колыбельных, сказках, пестушках почаще называйте ребенка по имени. Причем обращайтесь по-разному: и ласково, и полное имя, и короткое. Чтобы малыш привыкал, как его зовут. Также обращайтесь к сынишке или дочурке каждый раз, когда одеваете, умываете, меняете подгузник.
- Держи-ка игрушку
В три месяца у ребенка ладошка уже раскрылась, окрепла, и он может удерживать простые предметы: маракасы, деревянные колечки, грызунки на палочке, мягкие пищалки, колечки с картинками. Главное, чтобы игрушки были безопасны, так как малыш пока что двигает ручками хаотично и может сам себя ударить случайно. А также без лишних лакокрасочных покрытий, ведь все в этом возрасте начинает попадать в ротик.
- Кружимся
Для развития вестибулярного аппарата полезно брать ребенка на руки и кружится с ним, нежно приподнимать и опускать в воздухе, носить вертикально и горизонтально.
- Опора
Возьмите малыша за подмышки и опустите ступнями на твердую поверхность (например, на пеленальный столик или комод) и сразу приподнимите. Получится лёгкое прыг-скок на согнутых ножках. Только не ставьте малыша на ножки! Весь его вес должен быть на ваших руках.
- Топ-топ
Ходить вертикально, конечно, мы не будем! А вот лёжа на спине, потопать ступнями по поверхности, на которой лежим, вполне можем. Приговаривайте: “Топ-топ-топ, кто у нас тут топает?”.
- Звуки природы
Если раньше мелодии для прослушивания были более спокойные, а других малыш мог испугаться, то теперь пришло время разнообразить музыку для прослушивания. Включайте веселую, ритмичную, можно даже марш. А перед сном все так же спокойную, звуки природы: кукушка, переливы ручейка, шуршание травы, вой ветра, капель. Голоса птиц и звуки природы благотворно влияют на психику ребенка. А разнообразие звуков, темпов, ритмов в мелодии позволит образоваться новым связям и способствует интеллектуальному развитию ребенка.
- Летающие игрушки
В три месяца ребенок заинтересованно разглядывает свои ручки, следит за плавным движением игрушки не только вверх-вниз, вправо-влево, но и более сложные элементы. Теперь вы можете двигать игрушками всех цветов восьмёркой, по кругу, как в циферблате, змейкой. Это не только интересно, но и крайне полезно для зрения малыша!
- Старая и новая игрушка
Прежде чем давать новую игрушку малышу, поиграйте с ним старой, вложите в ручку, а в другую вложите новую! Так малышу будет спокойнее и легче воспринимать новые формы, предметы, звуки. Когда вы включаете, например, сначала его любимую музыку, а затем незнакомую.
- Игрушка на ленточке
Повесьте на кроватку растяжку-гирлянду или простую верёвочку и прикрепите на ленточках к ней игрушки на разном уровне и с разными свойствами: хрустящие, шуршащие, погремушки, бубенчики, колокольчики, мягкие пушистые помпоны и другие интересные предметы. Малыш какие-то достанет с лёгкостью ручкой, другие ножкой, а до третьих нужно будет постараться дотянуться!
- Шуршалки
Пошуршите игрушкой перед малышом, затем положите его на животик и похрустите перед ним. Лучше всего подойдёт яркая игрушка-шуршалка Сердце, ее хорошо видно в любом месте комнаты. Затем положите игрушку и поле зрения малыша. Ребенок будет к ней тянуться и стараться на животике доползти. Поощряйте его начинания, подставляйте руки под стопы. Так ему будет легче доползти до цели!
- Гимнастика на мяче
Для первого знакомства с упражнениями на фитнес болле (выбирайте гладкий), подойдут простые покачивания, лёжа на животе, вперед-назад. Держите ребенка за ножки!
- Перевороты
Положите малыша на спинку. И с одной стороны от него яркие привлекающие внимание игрушки. Наблюдайте, как малыш будет стараться перевернуться в их сторону. Если у крохи не получается, помогите ему за ручку! Отличная игра и физическое упражнение в 3 месяца!
- Мягкие книжки
Уже можно начать знакомить ребенка с мягкими интерактивными книжками, созданными специально для малышей. Например, книжки с хрустящими страничками, пищалками, хвостиками из разных материалов, книжки со вставками, будто шерсть животных (кудрявая ткань для барашка, мягкая и пушистая для зайчика)
- Монтессори мешочки
Продолжаем тактильные игры с малышом. Если вы ещё не делали раньше, сделайте сейчас. Возьмите маленькие носочки или мешочки, насыпьте в них горох, гречку, положите вату, пузырчатую пленку и другие интересные материалы. Пусть малыш сам старается их удерживать в руке.
Ребенок к концу 3 месяца уже набрался сил, физически окреп. С интересом изучает окружающий мир, прислушивается к новым звукам. Может дольше играть сам, гулит с мамой или один. И с каждым днём делает новые открытия! Играйте с ребенком, ему важно ваше внимание!
Смотрите также игры в 4 месяца.
Источник
В 3-4 месяца жизни новорожденного знаменуется интенсивным увеличением показателей роста и веса. Ребенок ест и спит большую часть суток, тем временем организм приспосабливается к новой для него среде. Некоторым родителям кажется, что в этот период их чадо не нуждается в общении и развитии. Это не так, однако заметна потребность малютки в психологической, социальной и физической активности становится лишь к концу 3 месяца жизни малыша.
В этот период кроха начинает проявлять активный интерес к своему окружению, ярким или движущимся предметам, речи людей, звонким звукам. Он заметно реагирует на обращение к нему взрослых и их интерес, осознанно улыбается, узнает значимых взрослых, особенно единственную мамочку.
В 3 месяца малыш уже становится забавным и игривым, способен узнавать близких ему людей, постоянно требует внимания. Также он готов к восприятию новых объектов с подачи мамы и папы
Значит ли это, что ребенок в 3 месяца сам способен совершенствоваться без грамотной помощи взрослых (см. также: что можно давать ребенку в качестве прикорма с 3 месяцев?)? Находясь в социальной среде, до определенного уровня ребенок способен развиться самостоятельно. В этот период он учится по принципу «делаю, как ты». Он усваивает стереотипы поведения взрослых их способы эмоционального реагирования, но если не уделять время игровой деятельности, в будущем это будет иметь негативные последствия. Поэтому многие заботливые родители задаются вопросом, как не упустить момент для развития той или иной сферы и соотнести свои ожидания с возможностями малыша.
Развитие двигательной сферы
Развитие координаторных навыков в 3 месяца только начинается:
- Ребенок научается управлять собственным телом. Двигается малютка уже несколько свободнее и плавнее. Он потягивается, вытягивает ручки и ножки, тянется к игрушкам и хватает их, разжимает кисти.
- Яркие предметы и игрушки, которые можно погрызть и которыми можно позвенеть, начинают его интересовать.
- Он может лежать на животике достаточно продолжительное время, поднимать голову и верхнюю часть тела, опираясь на предплечья.
С трех месяцев кроха готовится к ползанию и сидению, делает попытки перевернуться, некоторые малыши уже могут это делать. В этот период ваше чадо интересуется своими ручками и ножками. Может играть с ножками. Предметы, до которых может дотянуться, подвергаются ощупыванию и осмотру.
Если у родителей есть финансовая возможность, они приобретают своим 3-х месячным крохам дорогостоящие сложные игрушки, но в этом нет особой необходимости. Ребенку нужны простые и яркие вещи, с помощью которых мама сможет с ним успешно заниматься.
Игрушки для малыша в 3 месяца должны быть яркими и привлекающими внимание, а также полностью безопасными. Он с удовольствием будет ощупывать их, пробовать на зубок, дергать ручкой и тянуться к ним
Подвижные игры для развития тела младенца
В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):
- Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
- Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
- Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.
Чему учить малыша в 3 месяца?
- Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
- Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: другие развивающие игры для детей в возрасте 1,5 года).
- Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
- В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: как сделать массаж при гипертонусе мышц у ребенка?). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:
Развитие сенсорной сферы
Любые сенсоры способны развиваться, только если они задействованы. Привыкнув к окружающей обстановке, которая уже больше вызывает интерес, нежели пугает, крошка, как и любой человек, перестает воспринимать привычные звуки, как нечто достойное внимания. Они превращаются для него в привычный шум.
Поэтому, чтобы сенсоры и обрабатывающие их информацию мозговые центры работали, нужно время от времени менять звуковые раздражители, то есть менять погремушки, давать игрушки с разными мелодиями. Это поможет не только развлечь и рассмешить ребенка, но и упражняться с малышом, развивая его слух.
Трехмесячный кроха прекрасно вычленяет из общего звукового ряда голос мамы и актуальных взрослых, при обращении к нему он оживляется, двигается более активно. Основой для развития сенсорной сферы младенца являются:
- разговор с малышом (описание процесса одевания или внешней обстановки);
- пение детских песенок;
- похлопывание по поверхности в такт музыке;
- прослушивание детских песен;
- использование в занятиях шумящих, свистящих, пищащих предметов.
Разговор мамы с малышом или пение колыбельных для него – значительная составляющая близких взаимоотношений. Даже если кажется, что ребенок пока не способен уловить смысл, стоит знать: он ориентируется на интонацию, на те чувства и энергию, которые вкладываются в слова
Игры для развития сенсорики
В домашних условиях любую деятельность для малыша можно превратить в игровую и развивающую. Для детей этого возраста очень важно обучаться воспринимать окружающий мир:
- осязать;
- обонять;
- видеть;
- слышать.
В этом возрасте основным способом познания окружающего мира является анализ тактильных ощущений. Именно поэтому очень важно предлагать не только яркие игрушки, но и разные по форме и по материалу:
- дерево;
- пластик;
- ткань самая разнообразная, от меха до бязи;
- живые листики, настоящие овощи и т.п.
Занимаясь с малюткой, свои действия нужно обязательно комментировать. Например, можно говорить так: «Это кубик, он твердый, желтого цвета, пластиковый», также полезно показывать части тела и лица у себя и у него, называя их и т.д.
Хороши для маленьких детей и занятых мамочек детские мобили на кроватку. Особенно интересны музыкальные варианты. Движение фигурок привлекает внимание малыша и может его занять в период бодрствования, пока мама делает важные дела, а негромкие мелодии способны даже убаюкать кроху.
Каждая игра, в которой ребенок касается, трогает и ощупывает что-либо, отлично подходит для развития его мозговой деятельности и мелкой моторики
Хорошо забытое старое
- Хороши в этом возрастном периоде игры, имеющие глубокие исторические корни, например, «сорока-белобока» – это и «обучалка» для крохи, и массаж, и способ стимулировать некоторые зоны мозга.
- «Ладушки» тренируют внимание, координаторные функции и память.
- «Ку-ку» часто безумно нравится деткам, игра способна не только развлекать вашего ребенка, но и тренирует когнитивные функции мозга. В мире современных технологий эти простые, но полезные игры незаслуженно позабыты.
Одним из самых увлекательных занятий для маленького человека в три месяца является изучение его конечностей. Он способен довольно длительный период посвятить разглядыванию своих рук или игре с ногами. Для того чтобы превратить игровую деятельность в обучающую, маме понадобиться немного фантазии. Цветные носочки с разными зверушками или мордочками станут отличными помощниками. Их можно надеть как на стопы, так и на ручки.
Некоторые детки увлеченно рассматривают цветастые ткани, некоторые активно щупают их, а другие просто снимают, тренируя координацию, развивая точность движений. Однако проводя с трехмесячным малышом полезные и интересные занятия, важно не перестараться. Если ребенок устал, хочет спать или просто не настроен на занятия, перенесите их на другое время.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник
У трехмесячного малыша происходят значимые изменения в физиологическом, физическом и психическом развитии.
Если до этого он практически только ел и спал, то, начиная с трех месяцев, становится заметно активнее и подвижнее, ему требуется общение и внимание.
За счет роста жировой ткани он становится милым очаровательным созданием с ямочками и складочками. Наступает новый этап развития, на котором младенец приносит много радости родителям своими умениями и достижениями.
Физические показатели
Нормы роста, веса, окружности головы
В среднем за третий месяц грудничок прибавляет 700-800 грамм в весе, и рост увеличивается на три сантиметра. Например, если девочка родилась весом 3200 грамм и ростом 51 см, то в три месяца она будет весить 5100-5600 грамм и рост ее будет 59-60 см.
Для контроля гармоничного развития обязательно измеряют окружность груди и головы, они должны увеличиваться пропорционально. В среднем эти параметры увеличиваются на 1-1,5 сантиметров в месяц.
Показатели роста и веса для трехмесячных детей в зависимости от пола следующие:
Рост | Вес | Окружность головы | Окружность груди | |
Девочки | 55-64 см | 4500-7500 грамм | 37-42 см | 37-41 см |
Мальчики | рост 57-66 см | 4900-8000 грамм | 38-43 см | 36-41 см |
Конкретных норм веса и роста нет, у каждого малыша эти показатели индивидуальны, главное чтобы он чувствовал себя хорошо и развивался соответственно возрасту. Обеспокоить должны существенные отклонения от приведенных показателей.
Зрение
К трем месяцам формируется бинокулярное зрение, когда ребенок фокусирует взгляд на различных предметах двумя глазами, его интересуют как движущиеся, так и неподвижные объекты. Он подолгу разглядывает заинтересовавший его предмет, поворачивает голову в его сторону.
Лежа на животике, приподнимается на предплечья, чтобы все вокруг рассмотреть. Его интересуют лица, особенно мамино, различные подвесные игрушки на кроватке.
Слух
Трехмесячный малыш уже умеет определять направление появления звука, поворачивает голову в сторону источника звука. Реагирует на знакомый голос.
Речь
В речи отчетливо прослушиваются гласные и согласные звуки. В это время развивается детский лепет. Когда малыш сухой и сытый, он может длительное время «гулить» с различными интонациями. На песенки, общение с ним ребенок реагирует гулением и различными звукосочетаниями.
Рефлексы
В это время развивается мелкая моторика. Малыш пытается схватить подвешенные в кроватке на расстоянии 15-20 сантиметров игрушки.Остаются сильными рефлексы новорожденных: сосания и ползания.
Рефлекс Моро также проявляется в полной мере. Его суть в том, что при громком хлопке над головой младенца (расстояние 15-20 см), который лежит на ровной поверхности, у него резко отводятся ручки в стороны с разгибанием кулачков. Затем ручки возвращаются в начальное положение, кулачки сжимаются.
Внимание! У трёхмесячного ребенка рефлексы Бабкина, хоботковый и поисковый должны угаснуть. В противном случае проконсультируйтесь со специалистом.
Эти рефлексы родители могут проверить сами:
- поисковый – при щекотании щеки малыш будет тянуться к источнику раздражения;
- хоботковый – при легком постукивании по губам, младенец будет вытягивать их в трубочку;
- Бабкина – при захвате кисти и надавливании на центр ладошки ребенок открывает рот.
Что должен уметь делать малыш на третьем месяце жизни
Окрепший трехмесячный малыш делает попытки перевернуться на животик, поднимается на предплечьях, поворачивает голову. Лежа на животе, пытается взять игрушки. Хорошо держит голову, как в горизонтальном, так и вертикальном положении, легко поворачивается на бок из положения, лежа на спине. Пытается дотянуться и схватить подвешенные игрушки, когда их задевает, это вызывает радостную реакцию.
Малыш в этом возрасте умеет активно сообщать о своих потребностях, настроении разнообразными звуками, мимикой и движениями. Ручки в кулачки не сжаты, ребенок интересуется своими пальчиками, играет с ними и тянет в рот. Он наблюдает за расположенными близко предметами, реагирует на всевозможные звуки, музыку, агукает, гулит. Ему требуется внимание и общение (здесь можно узнать когда ребенок начинает агукать).
Питание
Объем желудка увеличивается и ребенку требуется больше молока или подобранной молочной смеси. Его перестают мучить колики в животе, что делает его более спокойным. Однако к введению дополнительного питания кроме молока, ребенок еще не готов. Для профилактики рахита врачом может быть прописан витамин Д.
Если младенец находится на грудном вскармливании, то оно проводится по его требованию. Перерыв между кормлениями увеличивается и составляет 2,5-4 часа. Среднее количество грудных кормлений в дневное время составляет 10-12 и в ночное время – два-четыре раза. В процессе кормления малыш уже отрывается от груди и делает небольшие паузы.
В случае кормления молочными смесями устанавливается расписание приема пищи: шесть-семь приемов пищи с промежутками 3,5 часа. В этом возрасте объем молочной смеси, съедаемый за сутки, составляет 800-900 мл, 150-180 мл – за одно кормление.
Особенности психологии
Если до этого времени весь уход заключался в соблюдении распорядка кормления и прогулок, а также в гигиеническом уходе, то начиная с третьего месяца, у младенца резко увеличивается потребность в эмоциональном общении.
Окружающие его люди должны проявлять разнообразные эмоции (радость, огорчение, счастье, восторг …) и больше общаться с ребенком.
Именно в этот период формируется механизм безопасности – «доверие к зеркалу». Это происходит с трех до шести месяцев. Этот механизм дает ребенку понимание по маминой реакции на действия, что безопасно, а что нет. Когда ребенок начнет ползать вне кроватки, интонация маминого голоса будет ему подсказкой стоит ли делать или трогать, что хочется.
Происходит развитие предметного восприятия: игрушки, ручки, другие предметы тянутся в рот, пробуются на вкус, изучаются на ощупь. Дети уже могут выражать свои эмоции достаточно сильно: радость, недовольство, беспокойство. Это сопровождается звуками, в которых уже выделяется хихиканье, гуление. С удовольствием сидит на ручках и изучает окружающий интерьер, получая и трогая игрушки, улыбается.
Примерный режим дня
К этому времени уже начинает формироваться определенный распорядок дня, когда кормление и сон происходят примерно в одно и то же время дня. Сон занимает 16-17 часов в день и распределяется следующим образом: ночной сон – 9-10 часов, один-два дневных сна по 1-2 часа, промежуточные сны 30-40 минут.
Необходимо больше времени проводить с малышом на свежем воздухе. Рекомендуется совершать утреннюю и послеобеденную прогулку по два-три часа. Гулять не стоит лишь при крайне неблагоприятных условиях: сильном морозе, ураганном ветре, ливне. Время прогулок не ограничивается и зависит от возможностей родителей.
На нашем сайте можно прочитать статьи про развитие ребенка в 1 месяц, развитие ребенка в 2 месяца, развитие ребенка в 4 месяца.
Уход и гигиена
Кожные покровы младенца очень восприимчивые и нежные, поэтому правила гигиены должны соблюдаться в течение всего дня.
Прежде всего, это касается температурного режима помещения, в котором находится малыш.
Оптимальной считается температура 20-22 градуса. Необходимо периодически проветривать комнату, чтобы в ней был свежий воздух.
Не нужно укутывать ребенка, иначе на коже могут появиться опрелости или потница.
Водные процедуры проводятся ежедневно. Время купания увеличивается до двадцати минут, маленькая ванна заменяется большой. Очень важно проводить эту процедуру бережно, чтобы ребенок полюбил купание. В ванну запускают резиновые уточки, мячики, чтобы малышу было интересно.
Внимание! У ребенка должны быть свои личные предметы гигиены: полотенце, мыло, мочалка.
Температура воды в ванной должна быть 37-38 градусов, воздуха – 25. При таких условиях ребенку будет комфортно. Если он капризничает, возможно, не соблюден температурный режим (слишком холодно или жарко).
У детей повышенное потоотделение, поэтому голову мыть нужно ежедневно без шампуня, с шампунем – один раз в неделю. После купания тело малыша промокнуть мягкой простыней или полотенцем, не растирая, чтобы не повредить кожу. Для предотвращения сухости кожи после воды нужно использовать детское масло или крем.
Внимание! Учитывайте реакцию малыша на купание. Если действует успокаивающе, то хорошо проводить процедуру перед сном. Если же после купания, малыш становится активным, то лучше это делать утром.
Утренняя гигиена заключается в следующем:
- протирают влажной тканевой салфеткой лицо, глаза, за ушками;
- после стула и мочеиспускания подмыть проточной водой;
- при необходимости смазать кремом под мышками и сгибы ножек и ручек;
- проверить ноготки – при необходимости подрезать детскими ножницами с закругленными краями или не забыть сделать это после купания. После обрезания убедитесь, что ноготки не царапаются, чтобы малыш не повредил себя.
Хорошо проводить воздушные ванны, когда малыш в проветренном помещении находится минут десять без одежды. Это хорошо закаляет организм.
Для мальчика
Особенности касаются ухода за половыми органами. Половой член мальчика следует мыть по мере загрязнения и без мыла, так как если мыло останется под крайней плотью, оно вызовет сильное раздражение и даже ожог.
Это доставит крайне неприятные болевые ощущения мальчику. Если необходимо, можно приготовить мыльную воду.
Для девочки
У девочек еще не сформирована защитная микрофлора женских половых органов, поэтому все процедуры должны выполняться чисто вымытыми руками. Для предотвращения инфицирования девочку моют от лобка к анальному отверстию под проточной водой. Подмывать мыльной водой девочку необходимо два раза в неделю. Моющие средства использовать только детские, предназначенные для новорожденных. После подмывания промокнуть кожу пеленкой.
После утреннего подмывания ватным тампоном, смоченным специальным маслом, протереть паховую зону, избегая области внутренних половых губ. Если есть смегма (плотный белый налет между половыми губами), ее удаляют ватной палочкой, смоченной стерилизованным миндальным или оливковым маслом.
Доктор Комаровский
По Е. Комаровскому трехмесячный малыш:
- умеет держать голову и поднимать грудь, лежа на животе;
- подносит ручки к лицу, разжимает и сжимает кулачки;
- захватывает и сжимает игрушку или палец взрослого;
- наблюдает за движущимися предметами;
- узнает на расстоянии близких людей и предметы;
- реагирует на звук поворотом головы в сторону источника звука;
- улыбается, заслышав знакомый голос.
Доктор Е.О. Комаровский рекомендует обратиться к педиатру, если младенец:
- не реагирует на незнакомые лица, громкие звуки;
- не держит голову, лежа на животе;
- не улыбается (узнайте, когда ребенок начинается улыбаться);
- не следит за двигающейся игрушкой.
Как делать массаж
С утра полезно выполнять гимнастику. Плавно сгибать и разгибать ноги и руки для растяжения связок. Можно положить малыша на большой спортивный мяч на живот или спину и, придерживая за ноги, аккуратно покатать вперед-назад. Учить ребенка поворотам со спины на живот. Для этого левую ногу поворачивают направо и перекидывают через другую ногу. Такая поза стимулирует переворот. Самостоятельно закидывать ножку у малыша еще не получается.
Массаж благотворно влияет на организм ребенка, улучшает его физическое состояние и стимулирует развитие нервной системы, снижает гипертонус. Хорошо выполнять массаж после купания перед сном. В комнате должна быть комфортная температура.
Длительность массажа 10-15 минут. Движения плавные, нежные. Движения рук идут снизу вверх:
- Раскрываем ладошки и поглаживаем их. Каждый пальчик массируем индивидуально. Поглаживаем запястья, поднимаемся вверх по ручке, избегая области подмышек.
- Поглаживаем пяточки, стопу, каждый пальчик ног. Осторожно разминаем и поглаживаем ногу снизу вверх, обходя зону под коленками и паха.
- Живот массируется круговыми движениями по часовой стрелке, не затрагивая область пупка.
- Переворачиваем малыша на живот и массируем спину от поясницы к плечам, потом от позвоночника, не затрагивая его, к бокам.
- Ягодицы массируются от ног к копчику.
- Голова массируется, обходя зону родничка.
Важно! Нельзя делать массаж при высокой температуре, вирусных инфекциях, кожных заболеваниях, пупочной грыже, пороке сердца.
Развивающие игры
Для развития умения держать голову малыша нужно класть на живот на цветной коврик и раскладывать вокруг него яркие игрушки.
Повесить колокольчики и погремушки над кроваткой, чтобы ребенок тянулся к ним и трогал их.
Хорошо, если игрушки из разных ярких материалов с разными бубенчиками и погремушками. Игра с ними будет развивать тактильное, зрительное и слуховое восприятие.
Игры с ребенком, его одевание, кормление и купание нужно сопровождать присказками, стишками, поговорками. Это усиливает эмоциональную связь с ребенком, а в дальнейшем поможет развитию его речи.
Обязательно включайте и слушайте музыку с ребенком. Можно подпевать и прихлопывать в ладоши.
Показывайте и называйте окружающие предметы, ребенок быстрее научится говорить.
Частые проблемы в этом возрасте и как их решать
Одной из проблем, с которой сталкиваются родители трехмесячного малыша, является прибавка массы тела значительно ниже нормы.
Причиной может быть то, что малыш в этом возрасте начинает отрываться от груди, изучая окружающее пространство.
В этом случае желательно кормление проводить в спокойной обстановке в одном и том же месте, чтобы снизить количество отвлекающих факторов. Если причиной стало снижение молока при грудном кормлении, то нужно посоветоваться с врачом о подборе дополнительной молочной смеси для прикорма.
Еще одной проблемой может стать беспокойный сон. Это регулируется соблюдением режима дня, чтобы периоды бодрствования (1,5-2 часа) чередовались сном. Перед сном нужно спокойно общаться с малышом.
В этом возрасте делают прививку АКДС. Многие детки реагируют на процедуру повышением температуры, может появиться аллергическая реакция в виде зуда или сыпи. В отдельных случаях может быть рвота, понос. В случае высокой температуры дают жаропонижающее средство. Такая реакция может длиться день-два и затем проходит. Если состояние не улучшается, нужно обратиться к врачу.
Возможны диатезные высыпания. Если ребенок на грудном вскармливании, то нужно корректировать рацион мамы. Если на искусственном кормлении, то нужно подобрать смесь, не вызывающую аллергии.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть вам видео о том, что умеет ребенок в три месяца:
В целом со здоровьем проблем в этом возрасте у грудного ребенка не должно быть. Каждый день малыш радует новыми достижениями и умениями.
Источник