3 года знает умеет ребенок
Двигательные навыки:
1. Уверенно и быстро бегает;
2. Играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит; легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикально, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
3. Сам забирается на горку и скатывается с неё;
4. Держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
5. Ходит задом наперёд;
6. Ездит на трёхколёсном велосипеде;
7. Держит равновесие и прыгает на одной ноге;
8. Кувыркается вперёд и назад.
Бытовые навыки:
1. Сам уверенно одевается, некоторые даже могут различить правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
2. Знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щётку и полотенце;
3. Расстегивает и застёгивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
4. Убирает за собой игрушки, расставляет их по места: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
5. Самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
6. Использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
7. Моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
8. Снимает обуви и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Речевые навыки:
1. Правильно произносит своё имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
2. Составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
3. Предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
4. Запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
5. Легко узнаёт и называет знакомые ему предметы;
6. Составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
7. Употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
8. Знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
9. Различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
10. Ведёт диалог, связано отвечает на вопросы.
Мышление:
1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, ребёнок вполне способен определить, что ночью шёл дождь, если утром в окно увидел лужи;
2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять “лишний” предмет в представленном ряду;
3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад;
4. Собирает пазлы состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно;
5. Владеет понятиями “один – много”, считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах;
6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времён года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее;
7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Это были основные навыки ребёнка, и немного полу-юмористических навыков:
Ребёнок в 3 года должен уметь…
1. Отбирать игрушки, которые ему понравились;
2. Толкаться, кусаться, щипаться, если его что-то не устроило;
3. Говорить маме – я тебя не люблю/ты плохая, если мама что-то запретила;
4. Выдворять папу/маму/бабушек и любых других близких людей, если они мешают ему побыть с другим близким человеком;
5. Швырять предметы в стены, если ему что-то запретили;
6. Валяться на полу и биться в истерике, если ему что-то не купили;
Прошу не относиться слишком серьёзно к этому списку «навыков», его цель – показать, что для этого возраста такое поведение нормальное. Но это не значит, что родители не должны с этим ничего делать. Роль родителя – научить ребёнка добиваться желаемого культурными, социально допустимыми способами.
Как? Собственным примером, лаской, добротой, поучительными сказками, разговорами и объяснениями что можно, что нельзя, и, самое главное – ПОЧЕМУ.
А ваши 3-х летки это умеют?
Источник
Маргарита Хоменко
Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок 3–4 лет»
Математические представления
В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах пяти);
Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)
Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;
Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь рисовать их; а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;
Уметь различать предметы по форме, размеру и цвету
Развитие речи
Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.
Должен уметь внятно произносить следующие гласные: а, о, у, э, ы, и; и тренироваться в произнесении трудных звуков: б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш;
В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;
Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;
Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;
Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
Словарный запас должен быть более 1500 слов.
Окружающий мир
В три – четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;
Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;
Учить названия времен года, знать их последовательность и признаки;
Различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать, что где растет;
Учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;
Ребенок должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;
Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;
Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;
Иметь представление о бережном отношении к природе ;
Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);
Учить помогать взрослым наводить порядок.
Память и внимание
Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15 минут;
Находить отличия между похожими картинками;
Запоминать и воспроизводить несколько слов, движений, ритмов;
Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;
Воспроизводить события текущего и прошедшего дня.
Логическое мышление
В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;
Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);
В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);
Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);
Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.
Развитие мелкой моторики рук
В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;
Учиться обводить простые легкие рисунки;
Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;
Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;
Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;
Уметь лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой;[/i]
Развитие двигательных навыков
Ребенок трех-четырех лет должен уметь прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;
Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;
Лазать по гимнастической стенке;
Учиться действовать с мячом: подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;
Учить кататься на трехколесном велосипеде.
Источник
Существуют общепринятые в социуме нормы того, что должен уметь ребенок в 3 года, перечень этого — своеобразная памятка для родителей, по которой можно определить готовность малыша к посещению садика и развитию других, более сложных, навыков.
Конечно же, не стоит относиться к такому перечню фанатично, ведь все дети разные. Развитие одного ребенка в 3 года (мальчик) и его возможности и способности отличаются от другого ребенка (девочки), что вполне нормально и признано наукой и медициной. Следует воспринимать эти критерии, как ориентиры, цель, к которой нужно стремиться.
Памятка родителям, что должен знать малыш в 3 года
Мамы и папы имеют свое личное мнение о том, что должен знать ребенок в 3 года, но также в государственных законах прописаны стандарты наличия определенных навыков у ребенка в конкретном возрасте, которые сокращенно называются ФГОС и входят в общую образовательную систему государства.
Умение малыша в 3 года — Речь
И так, давайте разберемся, что умеет ребенок в 3 года? Не зря детей такого возраста называют «почемучками», ведь их интерес к окружающему миру возрастает с каждым днем, они уже могут воспользоваться своим словарным запасом, чтобы задать интересующие вопросы. Характерными параметрами речи для трехлеток являются:
- наличие словарного запаса в пределах 1500 слов и больше;
- умение выражать свои мысли короткими предложениями;
- способность называть и описывать знакомые предметы;
- использование определенных знаний в речи, например имя папы, мамы, домашнего питомца;
- усовершенствование построения предложений и увеличение их длины.
Особенности развития речи в 3 года
Также они могут замечать и пытаться исправить ошибки в речи своих сверстников, что является хорошим показателем.
Память и мышление
Именно в этом возрасте логическое мышление начинает активно действовать и позволяет исследовать мир и получать нужную информацию. Закладываются основы будущего в определенной профессии путем развития его памяти и мышления. Малыши уже умеют:
- различать предметы и выявлять отличия в подобных;
- запоминать маленькие стишки и песенки;
- рассказывать о событиях, произошедших пару дней назад;
- пересказывать небольшие сказки, прочитанные мамой или папой;
- строить различные пирамиды, собирать небольшие пазлы, дома из «Лего»;
- считать до 5 — 10;
- строить простые логические цепочки.
Совет!
Для родителей очень важно сосредоточить свое внимание на ответах, в которых нуждаются дети, и дать им максимум информации об окружающем мире.
Бытовые навыки
Трехлетние дети хотят быть самостоятельными и многое делать сами, а задача родителей позволить им это и научить выполнять бытовые действия правильно. Малыши такого возраста уже могут:
- самостоятельно одеваться и раздеваться;
- застегивать пуговицы и замочки на одежде;
- умываться, мыть ручки и чистить зубки;
- вытирать ноги и понимать, когда запачкал одежду;
- знать и использовать слова благодарности, просьбы;
- собрать свои игрушки и расставить их по местам;
- использовать столовые приборы.
Большинство малышей с радостью помогают маме на кухне, а папе с ремонтом, и не следует лишать их такого удовольствия.
Двигательная активность
Бегать, прыгать — естественная необходимость детей, она ярко выражена в 3 года и малыши очень любят играть с другими детьми в подвижные игры, их навыки выражены в:
- ходьбе назад и вперед;
- игре с мячом;
- езде на трехколесном велосипеде и/или самокате;
- стоянии на одной ноге и удержании равновесия;
- преодолении ступенек.
Дети 3 лет нуждаются в постоянной подвижности для нормального развития опорно — двигательного аппарата и других органов, для них обязательные частые и длительные прогулки на свежем воздухе, где они могут потратить свою энергию.
Родителям важно понимать, что каждый малыш развивается индивидуально и перечень его возможностей и умений в 3 года может отличаться от общепринятых параметров.
Психофизиологические особенности развития мальчика в 3 года
Важно учитывать пол при оценке умений и навыков детей в определенном возрасте, поскольку данный фактор является важным и оказывает влияние на адаптацию малыша. Все знают, что при рождении вес мальчика обычно больше и в возрасте 3 лет он, как правило, достигает 12 — 18 кг. Стандартный вес у девочек того же возраста примерно на килограмм меньше.
Наглядно-действенное и образное мышление является доминантным у малыша мужского пола, и он познает мир через действие, не опираясь на речь. Поскольку у мальчишек более развито правое полушарие мозга, то уже к 3 годам они хорошо ориентируются в пространстве. Мальчик физически более вынослив и его двигательная активность зачастую превышает возможности бегать и прыгать у девочек того же возраста.
Психологические особенности детей 3 лет
При утомлении ребенка первым признаком будет его вялость и отсутствие подвижности, а также снижение концентрации внимания. Для полноценного формирования мальчику необходимо больше пространства для игры, что обусловлено его физическими особенностями. Не следует огорчаться, если малыш не знает так много стихов, как соседская подружка его возраста, ведь память мальчика 3 лет развивается медленнее, чем у девочек и это будет продолжаться еще пару лет.
Особенности развития девочки
Поскольку для девочек характерно быстрое развитие левого полушария головного мозга, то их речевой аппарат и количество употребляемых слов будет постоянно расти, поскольку характерной особенностью данного возраста является познание мира через вопросы и ответы. Память девочек развивается очень быстро и это способствует тому, что они могут быстро выучивать стихи, песни и новые слова, понятия. В процессе игры они пытаются описать все свои игрушки и то, что с ними происходит.
Для девочек характерна быстрая социальная адаптация и желание общения со всеми окружающими в таком возрасте.
Они проявляют свои эмоции открыто и понять, что происходит с ребенком, не составляет труда. В физическом развитии девочки и мальчики 3 лет не имеют особых отличий, кроме того, что вес и рост девочек обычно чуть меньше.
Родители должны понимать, что независимо от того, какие игрушки будут у малышки, она будет давать им особые роли – маленьких детей, поскольку это заложено природой. На данном этапе жизни девочки более послушны, чем их сверстники мальчики, но данный факт может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей характера и воспитания детей.
Требования к умениям трехлетнего ребенка в детском саду, согласно ФГОС
В законодательстве РФ существуют стандарты дошкольного образования, которые указывают на использование учебных программ в детском саду и определяют объемы их выполнения. По сути ФГОС — это перечень требований к навыкам детей, посещающих учебные заведения разного типа, прописанный в законодательных актах.
Программа указывает, что независимо от форм и методов, которые используются при обучении детей дошкольного возраста, должны развиваться их следующие навыки:
- социально — коммуникативные;
- речевые;
- познавательные;
- художественно-эстетические;
- физические.
Также в нормативном акте прописана подробная расшифровка вышеуказанных навыков и предполагаемых уровней их владения детьми разного возраста.
Указано, что программа обучения состоит из обязательной части и дополнительной, которая составляется на усмотрение педагогов сада. В документе описаны и дополнительные варианты применения его для детей с особыми потребностями и инклюзивного образования.
Отдельным пунктом в документе выделены целевые ориентиры для детей раннего возраста, в которые входит:
- развитие интереса детей к окружающей среде и ее познанию;
- овладение простыми бытовыми умениями;
- активное развитие речи с применением ситуативных упражнений;
- коммуникация со сверстниками и взрослыми;
- изучение культуры и искусства с последующим использованием знаний;
- физические упражнения для формирования крупной моторики.
Все детские сады на территории России руководствуются данным нормативным документом для составления своих программ обучения и развития малышей.
Что касается навыков, то желательно, чтобы ребенок при поступлении в детский сад умел:
- самостоятельно есть при помощи ложки и пить из чашки;
- пользоваться горшком;
- говорить простыми фразами;
- снимать/надевать хотя бы простые предметы одежды.
Как распознать отклонения в развитии и что делать
Конечно же, не следует паниковать, если малыш не умеет делать чего-то из этого большого списка по достижении им 3 лет, ведь медицинская наука и психология всегда учитывают индивидуальные особенности. Но все же наличие некоторых сигналов может служить маячком о том, что ребенок отстает в развитии. В таких случаях для родителей важно не упустить момент и не пустить дело на самотек, а помочь малышу.
Памятка родителям
Консультация со специалистом не помешает, если:
- речь совсем не сформировалась и малыш не может внятно произносить слова, словосочетания, короткие предложения;
- наблюдается постоянное слюновыделение, независимо от времени года и рода занятий;
- ребенок не умеет ходить на горшок и не понимает его назначения;
- отсутствуют навыки самостоятельного использования ложки, вилки, чашки;
- малыш не может сам справиться с хотя бы несколькими предметами одежды;
- в играх ребенок апатичен, не проявляет активность;
- нет навыков использования игрушек — пирамидки, кубиков, мяча;
- постоянные истерики и плач не прекращаются, даже когда рядом близкие люди;
- не узнает дедушек, бабушек и других людей, которые постоянно бывают в доме;
- не умеет стоить логические цепочки и не понимает, почему и что с ним происходит в разных бытовых ситуациях;
- отсутствует интерес к общению с другими детьми.
Обратите внимание!
Даже если у детей наблюдается один из вышеперечисленных признаков, не нужно паниковать. Стоит отнестись с пониманием и терпением к возможным особенностям малыша, посетить специалиста-психолога, невролога и вместе определить дальнейшие необходимые действия.
Пожалуй, самое важное в такой ситуации сохранять спокойствие и быть готовым работать с ребенком, развивать его навыки и умения, изучать информацию об особенностях возраста и возможных трудностях, а также любить своего малыша, что является неотъемлемой частью его воспитания.
Несмотря на общепринятые понятия о том, какими навыками обладают дети 3 лет, нужно учитывать особенности характера, пол и среду, в которой они воспитываются. Желательно своевременно водить малыша к педиатру, чтобы определить и выявить возможные нарушения в формировании детского организма или психики на ранних этапах.
Родители должны быть готовы, что при поступлении в детский сад к малышу будут предъявлены некоторые требования в плане его возможностей и умений. От того, насколько они развиты, зависит и адаптация ребенка в незнакомой среде.
Источник