3 года ребенку советы православного

3 года ребенку советы православного thumbnail

3 года ребенку советы православного

    

«Кризис трех лет» – так психологи
называют этот нежный младенческий возраст. В целом
дошкольный период – три–семь лет –
святые отцы считают поразительно богатым в духовном
смысле, важным для становления человека, когда
закладывается модель его поведения на всю жизнь.

Негативизм или непослушание?

Кризис трех лет часто проявляется в скандальности,
негативизме, упрямстве малыша. Здесь надо понимать, что
дитя растет, уже обладает некоторыми навыками
самообслуживания, и ему требуется больше свободы. Поэтому
запланируйте больше времени на сборы, дайте ему самому
одеться, поесть, при необходимости немного незаметно
помогите в конце. И наоборот – попросите ребенка вам
помочь в каком-нибудь деле. Дети с радостью откликаются на
такую серьезную просьбу.

Часто верующие родители путают негативизм и непослушание.
«Раньше он меня слушался, а теперь нет и тени
послушания! Мы его упустили!» В чем же разница?

При непослушании дети отказываются делать то, чего не
хотят. При негативизме они отказываются и от того, чего бы
хотели, так как это исходит от взрослого. Сюда же
примыкает и упрямство. Если ребенок сказал взрослому, что
этого делать не будет, а потом понял, что ему этого
хочется, он все равно попытается стоять на своем.

Я заметил, что моя младшая дочь трех лет, если встанет
раньше всех, за минуту переодевается, пытается
причесаться, застелить постель и начинает играть в свои
игры. Иногда даже ждет некой похвалы за то, что она
по-взрослому все сделала сама. Но стоит кому-либо из
родителей прийти раньше и попросить ее сделать все то же
самое, как она впадает в какой-то ступор и может и за
полчаса не выполнить родительскую просьбу. Причем
постоянное напоминание и строгость уже не помогают.

В храме
В храме

    

Причина негативизма – желание ребенка
самоутвердиться и привлечь внимание к себе. Можно
попробовать дать ребенку выбрать, что ему надеть, куда
пойти гулять и т.д. Выбор нужно давать обдуманный (если мы
идем в храм, то выбираем между двумя юбками, а не между
юбкой и удобными для игр штанами). Ставьте выбор между
хорошим и хорошим. «Мы будем рисовать или
лепить?» «Мы сейчас помолимся Святителю
Николаю или преподобному Серафиму?»

Если протест зашел в острую фазу, постарайтесь отвлечь
ребенка. А если и это не помогает, уведите его от
«зрителей», перетерпите, дайте ему справиться
с собой, но не сдавайте своих позиций. Если ребенок
истерикой добьется своего, в следующий раз будет еще
охотнее пользоваться таким инструментом манипуляции. Общее
правило – как помочь ребенку: терпением и любовью.

Типичный пример: дома гости, дети возбуждены, садятся за
стол. И тут ребенка «переклинило» –
посадили не туда, ложка не та, «да и вообще я этого
есть не хочу». Мама начинает требовать, чтобы
ребенок делал то, что ему говорят, и все быстро переходит
в истерику. Конечно, нам проще сдаться и выполнить то, что
требует чадо. Тем более что вокруг гости и родителям
неудобно за такого «плохого» ребенка. Но для
малыша лучше, если вы вместе справитесь с его истерикой.
Уведите его от людей, наедине проявите свое терпение и
любовь. Потому как истерика будет продолжаться и вам самим
нужно не сорваться и сохранить спокойствие. Посадите
ребенка на колени, обнимите его. Скажите спокойно, что вы
будете так сидеть вдвоем, пока не справитесь с его криком
и плачем, а когда успокоитесь, то снова радостные пойдете
к гостям. И по опыту – истерика быстро затухает,
ребенок переключается, становится адекватным. Главное
– не говорить и не показывать малышу, что он
«плохой», а продемонстрировать, что вы его
любите и готовы помочь в любой ситуации.
Воспитывая, мы часто требуем, ругаем детей. Надо не
забывать их и хвалить. Чтобы похвала не привела к гордыне,
лучше хвалить не самого ребенка, а его поступки, мысли.
Скажите, как вам нравится то, что он поделился игрушкой,
убрался, помог маме и т.д.

В церкви
В церкви

    

Примерное поведение

Ведущий тип деятельности в возрасте трех–семи лет
– игра. Через игру ребенок осваивает мир, моделирует
жизненные ситуации, отношения между людьми. Если взрослый
хочет войти в мир ребенка, наладить с ним контакт, то
лучше всего это сделать через игру. В дошкольном возрасте
закладываются основы семейных отношений, дети любят играть
в «дочки-матери», «жениха и
невесту». Поэтому так важен пример здоровых семейных
отношений, где есть любовь между родителями, а также
иерархия и соподчиненность. Наталья Соколова в своей книге
«Под кровом Всевышнего» вспоминает, как ее
дети играли в церковь, совершали таинства, даже отпевали
кого-нибудь из участников игры. У них были свои игрушечные
облачения и утварь. Родители не возбраняли эти игры,
интересно, что все сыновья автора позже стали
священниками.

Психологи отмечают характерные черты дошкольного возраста:
целостность мировоззрения, стремление к порядку,
возникновение этических понятий «хорошо» и
«плохо», преобладание обдуманных действий над
импульсивными, возникновение личного сознания и понимания
своего места в системе отношений со взрослыми.

Для воспитания это благодатное время. Ребенок легко
усваивает нормы поведения, понятия. Для него хорошо то,
что делают родители, и хорошо, потому что именно они это
делают. Одна моя знакомая девочка Маша пяти лет всегда
читает молитву перед едой и крестит ее. Так происходит в
любом месте: дома, в гостях или в кафе. Дома так принято.
Для нее это совершенно нормально, более того, в ее
возрасте очень важен порядок. Если Маше сказать, что
сейчас молиться не надо, она очень расстроится, потому как
«неправильно».

Особенности духовного развития

Дошкольный возраст обладает поразительной глубиной
духовной жизни. По мнению протоиерея Василия Зеньковского,
«раннее детство (от года до 5,5–7 лет) дает
парадоксальную картину сочетания духовного богатства и
медленно возрастающей силы эмпирической психики».
Ребенок в этом возрасте обладает «наивной
целостностью детской души», «удивительным
мистицизмом, духовной чуткостью к горнему миру».
«В раннем детстве дитя уже свободно, но еще не
ответственно – это как бы прообраз святости».

Дети на службе в храме
Дети на службе в храме

    

Ребенок задает множество вопросов, нужно просто и открыто
говорить о Боге. Важно, чтобы объяснения действительно
были истиной, пусть и на доступном ребенку уровне.
«Естественность и искренность дети чувствуют гораздо
сильнее, чем кто бы то ни было, – пишет архимандрит
Киприан (Керн). – Фальшивый тон поэтому создаст
только неправильный подход к душе ребенка. Священник в
особенности должен воздействовать на ребенка
непосредственно, без излишних рассуждений и
отвлеченностей».

Нередко можно заметить такую картину: мама или бабушка
приносят ребенка к Причастию, а тот упрямится,
отворачивается. Тогда они его уговаривают: «Скушай,
деточка, сладкую водичку». Это ложь, которая
доносится до ребенка под видом «благих»
намерений.

Читайте также:  Нарушение терморегуляции у ребенка 3 года

Для ребенка естественно, что в этой маленькой ложечке
– Сам Христос. И малышу нужно об этом рассказать.
«Господь сотворил наш мир», «Бог всех
нас любит», «нам нужно причащаться, чтобы быть
с Ним». С другой стороны, не нужно вдаваться в
излишние рассуждения. То, что Господь сотворил людей и
Ангелов, ребенку понятно, а как это соотносится с
«теорией большого взрыва» и «теорией
эволюции» – он может узнать и позже.

Религиозность ребенка глубока и естественна:
«…Смысловая основа мира, источник светоносных
излучений есть Существо, Верховное и Благое, – это
не требует доказательства для ребенка: необходимо лишь
оформить то, что заключено в означенной интуиции.
Религиозные категории, столь глубокие и иерархически столь
богатые и насыщенные, не требуют для детского сознания
никаких усилий при их оформлении» (В.В.
Зеньковский).

Детские грехи

У родителей распространено мнение, что дети до семи лет
безгрешны, этакие «ангелочки». И потому они
очень удивляются, когда видят своего
«ангелочка» дерущимся, ругающимся и совершенно
не слушающимся маму. Как же так? Действительно, в практике
Православной Церкви ребенок до семи лет не приступает к
таинству исповеди, то есть не кается в своих грехах. Это
объясняется тем, что у него еще нет в полной мере
ответственности, но это не означает, что у него нет
грехов. Святитель Феофан Затворник пишет: «Когда
будет возрастать и усиливаться в них тяготение к Богу и
увлекать вслед за собою силы, в то же самое время и
живущий в них грех не дремлет, а усиливается завладеть
теми же силами. Неизбежное следствие этого – брань
внутренняя. Так как дети не способны ее вести сами, то
место их разумно заменяют родители. Но как она должна быть
ведена все же силами детей, то родители строго должны
блюсти начатки их пробуждения». То есть задача
родителей – научить ребенка бороться со своими
грехами. Не самим подавлять их проявления, но помочь
ребенку понять, что с ним происходит, и своими детскими
силами побороть грех. Из воспоминаний Натальи Соколовой:
«Первым злым чувством, появившимся безотчетно в моей
детской душе, была ревность и неприязнь к младшему брату
Сереже, который был моложе меня на два года. В три года я
никак не могла понять, почему Сережу носят на руках,
кормят с ложки, а я должна кушать сама, должна давать
брату мои игрушки, должна терпеть его плач. Что я делала,
я не помню, но помню, что мама повышала на меня голос,
что-то строго мне выговаривала, подолгу за что-то меня
отчитывала, даже шлепала, но всем этим я была очень
довольна, не плакала, но радовалась тому, что сумела
обратить на себя внимание и отвлечь маму от Сережи. Смысл
слов мамы до меня не доходил. Только когда мама меня
отстраняла, не желая меня ласкать, я начинала горько и
безутешно рыдать. Тут приходил папа, брал меня на руки и
утешал меня с бесконечным терпением и любовью».

Иерей Иоанн Федоров
Иерей Иоанн Федоров

    

Как утешить ребенка в такой ситуации, в общем-то понятно
– ему требуется внимание и любовь. А вот как
объяснить, что тот поступает плохо, грешит? Мне кажется,
что это следует делать постепенно. Если родители
планомерно показывают ребенку, что такие-то поступки
являются грехом, стараются объяснить, почему это грех, что
его поступок «обижает Бога», «делает
плохо другому человеку», то ребенок постепенно сам
начинает это осознавать и стараться избегать греха.

Детская молитва

«Детей не столько нужно учить молиться, как молиться
вместе с ними, атмосфера молитвы сильнее всего действует
на их душу. При этом совершенно непедагогично и религиозно
неправильно воспитывать в детях молитвенный
утилитаризм» (В.В. Зеньковский). Важно прививать
ребенку сыновью любовь и благоговение к Богу, а не
юридические отношения. «Молитва для детей
естественно проста – они с совершенной легкостью,
какая уже почти не замечается у взрослых, молятся за всех
людей, иногда даже за животных… Не отрицая легкости
молитвенного общения ребенка с Богом и, следовательно,
желательности развития ребенка в этом направлении, нужно
использовать также ритуальный материал и учитывать
важность роли образов в религиозном созревании
ребенка» (В.В. Зеньковский). Богослужение, святые
образы, рассказы из жизни Спасителя, Божией Матери и
святых близки и понятны детям, они помогают связать
глубинные религиозные понятия непосредственно с самим
ребенком. Лучшее место для научения ребенка молитве
– молитва семейная. Его постепенно нужно вводить в
молитвенное правило родителей. Соответственно с его силами
прочитывать вместе несколько молитв, со временем давать
ему читать некоторые из них. Во многих семьях дети любят
петь молитвы с родителями. Так же нужно учить ребенка
молиться своими словами, выражать свою благодарность,
просьбы Богу.

Еще одно чувство, которое важно заложить в детстве –
это благоговение. По мнению протоиерея Глеба Каледы,
«благоговение перед святыней зарождается,
закладывается прежде всего в семье, в детском возрасте.
Утраченное чувство благоговения очень трудно
восстановить». Благоговение, как и другие
добродетели, закладываются родительским примером. Причем
не только к Богу. Если мама благоговейно молится, но в то
же время позволяет себе неуважительно относиться к мужу,
упрекать и при всех осуждать какие-либо его недостатки,
ребенок, скорее всего, вынесет из этого отрицательный
урок. Трепетное отношение друг ко другу, к Богу, к
богослужению – залог успешного духовного воспитания
ребенка. Родителям важно быть единодушными в плане
собственной духовной жизни и в плане воспитания.

В заключение еще раз вспомним главный педагогический
инструмент правильного воспитания ребенка в дошкольном
возрасте – личный пример. Из надгробного слова
Григория Богослова о святителе Василии Великом:
«Первый возраст Васильев, под руководством великого
отца, повит был пеленами и образован в лучшее и чистейшее
создание. Итак, благодетельно было для Василия, что он
дома имел образец добродетели, на который взирая, скоро
стал совершенным. Он с ревностью молодого коня стремился
за отцом и не отставал в высоких порывах добродетели, но
как бы в рисунке (если угодно другое сравнение) проявлял
будущую красоту добродетели и до наступления времени
строгой жизни предначертывал, что нужно для сея
жизни».

Источник

Православное воспитание детей. От рождения до трех лет.

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Продолжаем публиковать размышления  священника Илии Шугаева – многодетного отца, о воспитании наших подрастающих детей.

Другой важнейший период в развитии ребенка — это возраст от рождения до трех лет.

Читайте также:  Какие противовирусные препараты давать ребенку 3 года

В это период ребенок формирует свои представления о мире, в том числе и о людях, о том, чем мужчина отличается от женщины. Ребенок должен сам определиться кто он по полу, чтобы потом правильно строить свое поведение. Новые исследования в психологии доказывают огромнейшее значение этого периода в формировании всей психике ребенка. То, что закладывается в этот период, будет влиять на всю жизнь человека. Обычно у человека нет воспоминаний от этого периода жизни, но это говорит только о том, что все события в жизни этого возраста ложатся глубоко в подсознание ребенка.

Например, в 70-е году в зарубежной психологии было введено понятие «безмамная» мама. Оказывается, что если в этом возрасте мама не берет часто дочку на ручки, не выливает на нее всю свою нежность и заботу, а ведет себя с нею холодно, или отдает ребенка в ясли, то когда дочка вырастет, она сама будет холодна к своим детям. Оказывается, то, что мы всегда считали врожденным материнским инстинктом, вовсе не врожденный инстинкт, а тот образ поведения, который ребенок впитывает в самом раннем возрасте. Сейчас активно развиваются такие направления психологии, как перинатальная (дородовая) и перинатальная (послеродовая) психология, занимающие самыми ранними стадиями развития ребенка. Перинатальная психология позволяет тестировать беременных на психологическую готовность к материнству. Одними из первых в анкетах задаются вопросы об отношения беременной со своей матерью в раннем возрасте. Если эти отношения были не самыми лучшими психолог должен проводить психотерапевтическую работу.

В этот период развития ребенка происходит самое важное — формирование представлений о мире, ребенок познает, как устроен этот мир. Он смотрит своими широко открытыми глазами и пытается понять этот мир. Можно отметить несколько фундаментальных открытий, который должен сделать ребенок.

1. Мир состоит из своих и чужих. Первое открытие ребенка — это усвоение того факта, что мир можно разделить нас своих и чужих. Свои — это узкий круг родственников, которые окружают ребенка. Уже в четыре-пять месяцев ребенок может беспокоиться при появлении чужих людей. Особенно это видно на Крещении детей. Я всегда стараюсь советовать крестить детей самое позднее в два-три месяца. Ребеночка крестили, он испугался, но прижался к маме, почувствовал родные руки, услышал родное сердце — и все хорошо, он успокаивается. А ребенок в шесть месяцев ведет себя уже не так. Он очень многое понимает. Он видит, что его привели в незнакомое место, вокруг незнакомые люди, да еще какой-то бородатый дядька, каких он никогда не видел. И после Крещения, даже у мамы на руках он будет успокаиваться полчаса, а то и больше.

Ребенок, у которого нет узкого круга близких родственников, которые постоянно с ним, может и не провести эту грань «свой» — «чужой», а если он этого не сделает, его развитие в будущем будет идти неправильно.

Один из специалистов в области научной сексологии отмечала, что проведенные ими в 70-е годы исследования показали большую разницу между домашними и ясельными детьми. Дети из яслей, лишенные достаточной родительской ласки, уже в детском саду отличались в своем поведении от детей, до трех лет воспитывавшихся в семье. Если у ясельного ребенка в 5–6 лет спросить, кто его друзья, то он перечислит половину детского сада. А если спросить об этом же домашнего ребенка, то ответит примерно следующее: «У меня друг Вовка, но он сейчас болеет, поэтому я играю с Андреем, но он тоже хороший мальчик». То есть второй ребенок будет из общей массы выделять кого-то, к кому он больше привязывается душей, а для первого все дети равны, он ни к кому не может привязать серьезно. То же самое будет и в старшем возрасте. В пятнадцать лет один парень будет ухаживать за всеми девушками подряд и с легкость расставаться с ними. Другой же будет знакомиться с девушками редко, но каждое знакомство будет оставлять след на всю жизнь. В двадцать пять лет один бездумно вступит в брак и так же легко разведется, другой же будет однолюбом.

Оказывается, чтобы ребенок (или подросток) научился привязываться к кому-то своим сердцем, он должен сначала привязаться всем сердцем к своей матери до трех лет, тогда эта способность в его душе появится. Он должен усвоить именно такую картину мира: есть узкий круг родных, которые всегда с тобой, с которыми всегда хорошо и уютно, и есть чужие. Именно эту картину, усвоенную до трех лет, человек будет пытаться воспроизводить в течение всей своей жизни. А главное он будет ее воспроизводить в своей семье. Дороже семьи для человека ничего не будет, и только в семье он будет находить свое счастье. Но сейчас все больше людей, для которых семья не представляет ценности. Человек, усвоив в детстве картину мира, где всегда много новых людей, где все равны, будет скучать в семье, для него даже случайные приятели и семья будут одинаково интересны.

Научная сексология показала, что особенно уродуются души тех детей, которые в самом раннем возрасте попадают в детские дома, ибо они лишены родительской любви в этот самый важный период, а воспитатель никогда не сможет заменить родителей. В будущем эти дети крайне неразборчивы в своих друзьях и знакомых. Они очень быстро попадают в группу риска по проституции, по наркомании и алкоголизму.

2. Мир состоит из мужчин и женщин. Еще одно важное открытие, которое делает ребенок — это разделение всех людей на мужчин и женщин. К этому открытию ребенок обычно подходит в возрасте шести месяцев. Именно с этого возраста дети начинают сильно тревожиться при появлении незнакомого мужчины, в то время как мало тревожатся или вовсе не волнуются при появлении незнакомой женщины. Далее в течение более чем двух лет ребенок формирует свой образ мужественности и женственности.

Образ мужского и женского поведения, сложившийся в этом раннем возрасте будет влиять на всю оставшуюся жизнь. Например, уже с 4 лет через мужские игры мальчик будет осваивать мужской тип поведения. С семи лет он станет маленьким мужчиной, и будет строить свои отношения с миром по-мужски уже без игр, а по-настоящему. Он начнет учиться, и будет впитывать именно те, знания, которые ему нужны как мужчине. С подросткового переходного юноша начнет вести себя по-мужски в общении с девушками, пытаясь в будущем построить правильно семейные отношения. И искать он будет девушку, которая соответствует его идеальным представлениям о женщине. Но всегда это будет происходить в соответствии с теми идеальными образами мужчины и женщины, который в нем возникли в самом раннем детстве.

Читайте также:  Грудной кашель ребенку 3 года

Вроде бы это все очевидно, и зачем об этом говорить? А говорить оказывается надо, потому что сейчас грань между мужским и женским поведением все более размывается. Сейчас даже трехлетние дети при виде незнакомого человека могут ошибаться, где «дядя», где «тетя». А это уже означает, что ему трудно сформировать образ мужественности и женственности, то есть у него могут быть не ярко выраженные мужские игры в дошкольном возрасте, потом не ярко выраженное мужское поведение в подростковом возрасте. А в будущем и не вполне мужественное поведение в семье.

Например, в подростковую культуру все больше входит стиль «uni-sex», когда девчонки ходят в спортивно подтянутой одежде, в их поведении видны все больше резкие мужские манеры, а парни начинают ходить с длинными женскими прическами, да и вообще уделяют своей одежде слишком много внимания. За парней мне особенно обидно. Ведь такое женственное поведение явно говорит, что у них в раннем детстве не было перед глазами образа отца-хозяина, главы семейства, отца-работяги, который все умеет делать своими руками. В их поведении сквозит больше влияние матери, которая, конечно, хочет, чтобы ее ребенок был самый красивый и самый аккуратный, а не самый сильный и не самый сноровистый, как этого хотят отцы. Все это последствия неполных семей, когда отца либо совсем нет в семье, либо он устранился от воспитания детей.

В этом возрасте ребенок, наблюдая за отцом и матерью (а также бабушкой и дедушкой, если они есть), формирует свои представления о том, какие отношения бывают между мужчиной и женщиной, как надо относиться к детям. Мне знакомы две семьи. В обоих один из супругов из неполной семьи. В одном случае жена из хорошей крепкой семьи, а муж никогда не помнил своего отца, ибо он ушел, когда ребенку был год. Муж, благодаря своей матери, которая пыталась воспитать настоящего мужчину, имел решительный и волевой характер. Казалось бы все хорошо, никакой женственности. Но первые годы семейной жизни были омрачены долгими выяснениями отношений с супругой. Она часто срывалась, ее что-то угнетало, постоянно возникала какая-то напряженность. Они оба пытались что-то сделать, выяснить от чего это, но муж не мог понять такого поведения жены, да и супруга не могла его объяснить. Отношения несколько уладились после первого ребенка, а окончательно только после второго. Лишь потом, уже оглядываясь назад, они смогли понять причину происходившего. Супруг никогда не видел правильного отношения мужчины к женщине, той заботы и ласки, которая видна только внутри семьи, и редко выносится на обозрения чужих людей. Как супруги просят друг друга о чем-то, как они благодарят друг друга, какие слова произносят, как смотрят друг на друга, как прикасаются друг к другу, — все эти мелочи были ему неизвестны. Он был компанейским парней, душой компании, и супруге, когда она была еще невестой, все это нравилось, она восхищалась будущим мужем. Но в семье, когда они оставались наедине, она ожидала увидеть то, что было и в семье ее родителей — заботу и ласку. Он заботился о ней, но все делал так, как будто она не нежное создание, а один из его друзей-приятелей, он готов был сделать для нее все, но отношения были запанибратскими, а не семейными.

В другой семье дело было, наоборот, там супруга воспитывалась матерью одна. Она была прекрасной хозяйкой и заботливой матерью, но не вполне нежной супругой. Только через пять лет семейной жизни, пройдя через обиды и упреки мужа их отношения стали нормальными.

Поведение мужчины и женщины ребенок впитывает именно в этом возрасте. Если супруги разойдутся, когда ребенку всего 4–5 лет, то тем не менее он уже успеет усвоить образец для подражания в своей будущей семье.

3. «Я мальчик, я хочу стать мужчиной» К концу этого периода, разобравшись, чем различаются мужчины и женщины, ребенок должен сам себя отнести к одному из полов. Мальчики обычно обижаются (и должны обижаться), если их называют девочками, и наоборот. Но самое главное, что ребенок должен не только определить, кто он, но должен исполниться желанием развивать в себе качества именно своего пола. Иногда это не происходит. Приведу несколько неприятный, но показательный пример, услышанный мной от одной прихожанки, которая всю свою жизнь проработала с молодежью. Однажды к ней пришел в гости один из ее бывших воспитанников, которого она не видела несколько лет. Он попросился в гости и во время разговора заявил, что он теперь в «браке» и у него есть муж. После нескольких недоуменных вопросов выяснилось, что он теперь гомосексуалист, очень доволен своим положением, и вообще он всегда хотел быть женщиной. Откуда в этом молодом человеке начались столь загадочные перемены? Оказывается, его мама всегда хотела девочку, но родился мальчик. Настрой на девочку еще долго держался в матери. Она часто наряжала сына в девчачьи наряды, почти всегда называла его «лапочкой», восхищалась, как он хорошо моет посуду, короче говоря, всячески поощряла любое проявление женственности. Сын только радовал мать, он всегда был послушным, исполнительным, старательным, — настоящая «лапочка». Он осознал себя мальчиком, но стремления к мужскому образу жизни у него не возникло, он развивал свою душу в другом направлении.

Приведенный случай, конечно, редкость, и является примером того, как родители сами незаметно для себя могут испортить ребенка. Обычно происходит несколько по-другому. Например, в семье ребенка часто ругают, он постоянно слышит: «Ах, какой нехороший мальчик, ведешь себя как девчонка!», или «Эх, плакса, что нюни распустил, как девочка!» И ребенку уже как-то не радостно оттого, что он мальчик, и желание изображать из себя мужчину пропадает. А это плохо, потому что на следующем этапе он не будет развивать в себе столь необходимых ему качеств.

Отсюда следует важный вывод о том, что переоценить значение этого возраста трудно. Именно здесь формируются представления ребенка об отличительных свойствах мужчин и женщин. На основании этих представлений ребенок будет в будущем строить свое поведение. Большинство будущих проблем уходят своими корнями в этот период.

<< Воспитание детей. Вступление

Воспитание детей

Православное воспитание детей. От рождения до трех лет.

Источник