3 года ребенку неврология
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.
Источник
Неврологические заболевания у детей — одна из самых частых проблем, с которой мамы обращаются в период первого года жизни ребенка. Именно поэтому так важно знать, когда следует обратиться за помощью к специалисту и на что нужно обращать внимание в первую очередь. Своевременное посещение невролога позволит избежать серьезных осложнений в более позднем возрасте.
Причины неврологических заболеваний у детей до года и старше
К основным причинам неврологических заболеваний в детском возрасте можно назвать следующее:
- врожденные патологии;
- травмы позвоночника;
- травмы головного мозга;
- инфекционные заболевания;
- частый стресс;
- неправильное использование некоторых лекарств.
Таким образом, причины формирования нарушений достаточно разнообразны.
Крайне важно то, как протекала беременность. Если она протекала с серьезными осложнениями, с большой вероятностью ребенок родится с неврологическими нарушениями.
Симптомы неврологических нарушений у детей и новорожденных
Если у детей старшего возраста заметить неврологические нарушения довольно просто — отмечается повышенная возбудимость, ребенок долгое время не начинает говорить или плохо учиться в школе, жалуется на головные боли, то с новорожденными и детьми до года все несколько сложней. Первые проявления, на которые может обратить внимание мама — мраморность кожных покровов, обильные срыгивания, изменения тонуса мышц (ребенок постоянно находится в напряжении.
Врач, в свою очередь, должен проверять условные и безусловные рефлексы ребенка, которые также нарушаются при неврологических нарушениях. Также специалист обращает внимание на двигательную активность малыша. Большую роль играет то, как ребенок реагирует на осмотр врача.
Основные заболевания
Неврологических заболеваний очень много, однако чаще всего у детей встречаются следующие нарушения:
- Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС. На фоне гипоксии, которая развилась у плода во время беременности, отмечается недостаточное получение кислорода головным мозгом. На фоне этого развиваются нарушения корковых и подкорковых структур. При легких степенях большой опасности состояние не представляет и проходит без лечения в первые месяцы. Тяжелая гипоксия плода во время беременности может привести к снижению интеллекта, ДЦП или судорожному синдрому.
- Родовые травмы. Все нарушения работы нервной системы, которые развились в результате прохождения ребенка через родовые пути. Сюда можно отнести повреждения спинного мозга, а также травматические парезе спино-мозговых нервов.
- Гидроцефалия. Главным проявлением заболевания является избыточное накопление спино-мозговой жидкости в желудочках головного мозга. Приводит к деформации черепа. Легкая степень заболевания протекает практически без проявлений. Более тяжелые случаи могут заканчиваться инвалидизацией.
У детей старшего возраста очень часто встречается состояние, которое называется дефицит внимания с гиперреактивностью. На первых стадиях болезнь проявляется ухудшением концентрации. Затем подключается избыточная раздражительность и возбудимость. Возможно развитие энуреза, а также жалобы на сильные головные боли. Такие дети очень плохо учатся в школе.
Группа риска
В группу риска по неврологическим нарушениям можно отнести детей, у которых отмечаются определенные факторы. Таковыми можно считать следующие:
- отягощенная беременность, которая сопровождалась гестозом, отслойкой плаценты или выраженной гипоксией плода;
- низкая оценка по шкале Апгар после рождения;
- рождение с синдромом дыхательных расстройств (проведение ИВЛ);
- внутриутробное инфицирование;
- поздняя желтуха;
- наличие врожденных пороков развития;
- недоношенность.
Все дети, у которых отмечаются один или несколько факторов риска должны быть в обязательном порядке обследованы невропатологом. Также, в некоторых случаях может быть необходима консультация генетика, офтальмолога или кардиолога. При подтвержденной внутриутробной инфекции, помимо осмотра невропатолога также необходима консультация инфекциониста.
Особенности неврологических нарушений у недоношенных детей
Поражение ЦНС, как неврология у детей, является одним из главных проявлений недоношенности. Очень часто у них отмечается развитие мозговых кровоизлияний. Вероятность развития этого тяжелого осложнения напрямую зависит от срока гестации.
Особой формой гипоксически-ишемических нарушений у недоношенных является перивентрикулярная лейкомаляция. На фоне данного состояния возможно развитие слепоты, а также недостаточное развитие сосудов головного мозга, на фоне чего прогрессирует гипоксия головного мозга. В связи с этим, всем недоношенным детям рекомендована консультация офтальмолога, для исключения ретинопатии (тяжелое заболевание глаз) недоношенных.
Когда нужно срочно обратиться к неврологу
Первые проявления неврологических нарушений можно заметить еще в период новорожденности. Мамы должны обратиться к врачу, если у младенца отмечаются следующие симптомы:
- подергивания подбородка в покое;
- повышенная возбудимость;
- плохой сон;
- частые срыгивания;
- появление судорог при незначительном повышении температуры;
- постоянно напряженные мышцы ног (так называемый гипертонус).
Если говорить о детях старшего возраста, то поводом обратиться к невропатологу станут следующие жалобы:
- плохая память, рассеянность;
- обмороки;
- плохой контакт с другими детьми;
- энурез;
- задержка речевого развития;
- панические атаки;
- излишняя нервозность;
- частые жалобы на боли в спине.
Важно помнить, что своевременное обращение к специалисту позволяет избежать серьезных осложнений. Именно поэтому так важно при появлении вышеуказанных симптомов обращаться за помощью к врачу.
Диагностика
Диагностика неврологических нарушений в детском возрасте уже давно вышла на высокий уровень. В случае с детьми, не достигшими года, главным мероприятием является УЗИ головного мозга — нейросонография. Помимо этого, специалистами применяются следующие методы:
- Доплерография. Визуализация деятельности сосудов головы и шеи. Необходима для выявления нарушений поступления крови в головной мозг.
- ЭхоЭГ. Необходима для регистрации электрической активности головного мозга. Является единственным способом зарегистрировать проявления эпилепсии.
- КТ и МРТ. Главным достоинством данного метода является возможность получить полную картину вещества головного мозга. Из недостатков можно выделить то, что для проведения данных обследований обычно требуется использование наркоза.
Помимо инструментальных методов обследования, специалисты также изучают безусловные и условные рефлексы ребенка. На осмотре врач невропатолог также проверяет силу мышц и их тонус.
Практически вся неврология у детей может быть заподозрена при визуальном осмотре, еще до проведения инструментальных исследований.
У детей более старшего возраста можно проверить координацию и различные когнитивные функции. К примеру, в первый год жизни врач должен проверить у ребенка следующие рефлексы:
- автоматической ходьбы;
- сосательный;
- хватательный;
- Бабинского;
- Моро;
- поисковый;
- плавательный;
- Бабкина.
При отсутствии у ребенка раннего возраста вышеуказанных рефлексов врач может заподозрить наличие неврологических нарушений и направить ребенка на дальнейшее обследование. В некоторых случаях, для уточнения причин развития патологии может понадобиться проведение общего или биохимического анализа крови. Таким образом, комплексное обследование позволяет на ранних стадиях обнаружить заболевание и начать соответствующее лечение.
Методы лечения
Лечение неврологических нарушений у детей включает в себя не только применение медикаментов, но и физическую и психологическую коррекцию. Так, активно применяются курсы лечебного массажа, специальная физкультура, а также упражнения в воде. В некоторых случаях возможно применение физиотерапевтических методик.
В качестве психологических коррекций активно применяются методы «кожа к коже» или «кенгуру». Также рекомендуется музыкотерапия или тактическая стимуляция. Комбинация физических методов и психологических в особенности актуальна в лечении неврологических нарушений у недоношенных детей.
Метод «Кожа к коже»
Из используемых препаратов можно выделить следующие:
- энцефабол;
- актовегин;
- кортексин;
- пантогам;
- церебролизин.
Важно помнить, что перед использованием любых лекарственных препаратов необходимо получить консультацию лечащего врача. Только специалист может подобрать правильную лекарственную терапию и исключить препараты, которые могут вызвать нежелательную реакцию.
Профилактика
Любое заболевание проще предупредить, чем лечить. Для того, чтобы не допустить формирование неврологических нарушений у ребенка, необходимо соблюдать следующие правила:
- Во время беременности своевременно посещать профилактические осмотры, а при появлении серьезных жалоб немедленно обращаться за помощью к врачу.
- Исключение внутриутробных инфекций и иных факторов риска.
- Своевременное посещение педиатра и узких специалистов в период новорожденности.
- Исключение стрессового фактора (в особенности у детей старшего возраста).
- Правильное питание с достаточным количеством витаминов.
- Своевременная санация очагов инфекции.
Соблюдение этих простых правил снизит риск формирования неврологических нарушений в детском возрасте.
Источник
Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.
Особенности формирования невроза у ребенка
Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.
Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.
Стоит выделить основные «неадекватные» типы воспитания:
- Недостаточное уделение внимания малышу — «гипоопека».
- Избыточное уделение внимания — «гиперопека».
- Жестокое воспитание.
- Авторитарное воспитание.
Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.
Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).
Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в «классические», как у взрослых.
При неврозах у детей часто встречается заиканияе.
Виды и симптомы неврозов
Существуют такие виды общих неврозов, как:
- Истерия. У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко «притворяются». Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
- Неврастения. У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
- Навязчивые состояния. Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.
Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:
- Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
- Заикание. Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье.
- Энурез. Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).
Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения.
Лечение невроза у детей
Основным способом лечения является психотерапия.
Психотерапия способствует:
- Улучшению обстановки в семье.
- Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
- Коррекции воспитания малыша.
Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.
Основным способом лечения неврозов является психотерапия.
Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.
Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:
- Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
- Седативные средства: валериана, пустырник и др.
- Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид); настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
- Полезны ванны (хвойные).
- В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).
Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.
Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.
Источник