3 года ребенку дерется и жадничает

3 года ребенку дерется и жадничает thumbnail

Большинство детей с трудом расстаются со своими игрушками и ни в какую не хотят делиться. Наверное, каждой маме приходилось краснеть на детской площадке или в гостях, когда их ребенок кричал другим малышам: «Это мое! Не дам!».

ребенок-жадина

Жадность в детском возрасте – это естественный защитный механизм. Ребенок таким образом пытается отстоять свое «имущество», отвоевать право владеть игрушками, книжками или чем-то еще. Малыш наблюдает, что у мамы и папы есть личные вещи, которыми пользуются только они. Значит, собственность должна быть и у ребенка. О том, как выяснить причины жадности и научить малыша делиться своими ценностями, читайте в этой статье.

Жадность – это естественная защита собственных «ценностей», борьба за право обладать чем-то.

Жадность – возрастная норма или отклонение

Сначала нужно понять, осознанно ли ребенок жадничает или это естественный этап его развития. Ответ зависит от возраста:

1-2 года. Понятия «жадности» пока не существует. В возрасте 1-2 года малыш только учится говорить «нет». Давить на ребенка в этот период нельзя. Если он с малых лет не научится говорить «нет», это существенно осложнит его жизнь в будущем. Практика показывает, что у мам, которые боялись воспитать жадин, вырастают безотказные дети. Когда они становятся взрослыми, ими легко манипулируют окружающие.

2 года. К этому возрасту ребенок уже воспринимает свои вещи как продолжение собственной личности и осознанно говорит «мое». Важно, чтобы малыш был уверен: вещи, которые ему принадлежат, неприкосновенны, никто не может взять их без его согласия. В двухлетнем возрасте у ребенка формируется представление о самом себе. Он начинает определять границы между «своим» и «чужим».

3 года. Ребенок уже должен уметь отказывать. Если к 3 годам малыш не научится говорить «нет», это приведет к тому, что он будет потакать чужим капризам в ущерб себе. Из-за этого он сам будет страдать. Задача родителей – научить малыша тому, что одно дело – защищать свои вещи от посягательств других людей и другое – откровенная жадность, когда не хочется делиться просто из вредности.

4 года. Этот возраст – начало нового этапа социализации маленького человека. Первостепенным становится общение, а разные вещи и игрушки приобретают роль инструментов, которые помогают наладить коммуникацию с другими детьми. Четырехлетний малыш уже осознает, что он может расположить к себе человека, если поделится с ним интересной игрушкой.

Но есть и другая сторона медали. Родители внушают ребенку, что безусловная любовь невозможна – только если он будет выполнять требования окружающих, они станут положительно к нему относиться («если не дашь – с тобой никто не будет играть!»). Это очень опасный стереотип – таким образом ребенок уверяется в «товарных» отношениях в сфере чувств и привязанностей, а также обесценивается как личность. Ведь играть будут, только если у тебя есть какие-то игрушки и ты их даешь, а не с тобой как человеком. Поэтому к этому вопросу нужно подходить очень аккуратно!

5-7 лет. Если жадничает дошкольник, причиной является внутренняя дисгармония. Часто бывает так, что ребенок не хочет делиться с младшими братьями и сестрами, яростно вырывает игрушки из их рук. Возможно, он ревнует родителей, считает, что малыш забрал у него внимание мамы и папы, а теперь положил глаз еще и на его вещи.

комментарий-с-майл_ру-дети

Детская система ценностей

Детям часто говорят: «Нельзя быть жадиной», «Делись», «Дай, пусть другой поиграет», а малыши противятся указам взрослых. Нежелание делиться и отстаивание собственности не обязательно связано с понятием жадности. Ваша кроха просто защищает то, что имеет и что ему дорого. Ведь если он не научится этого делать, что его ожидает в будущем? Он вырастет безвольным, не сможет отстоять свои права, защитить близкого человека, станет слишком уступчивым. В силу возраста, он еще не осознает разницы в ценности вещей и не понимает, какие можно легко отдать, а какие важно отстоять. Это понимание приходит со временем, а если же этого не происходит, то формируется личность уступчивая, не умеющая возражать и отстаивать честь и собственное мнение.

Малыш, безвольно расстающийся с собственностью, в будущем может стать слишком мягким и ведомым, не будет в состоянии защитить себя, близких людей, собственные права.

Мы, взрослые, имеем другую систему ценностей, как моральных, так и материальных. Нам дико, почему кроха не дает поиграть одной из десятка своих песочных формочек, или не хочет выбросить обычный камушек, заходя домой. Почему ребенок должен расстаться со своими вещами по требованию окружающих? Посмотрите на ситуацию с другой стороны, если обычный человек на улице потребует отдать ему вашу личную вещь, сумку или ключи от машины, вы тут же отдадите их? Так и ваш малыш не желает раздавать то, что считает своим, личным, и он имеет на это полное право. Для ребенка его машинка настолько же дорога, как вам настоящий автомобиль, а собранные веточки или красивая ракушка – и вовсе бесценный клад.

ребенок-жадничает

Подумайте, вы ведь сами приучаете малыша к уважению чужой собственности (мы говорим ребенку: «Это папа не разрешает трогать! Не бери, это мамино!» ), не разрешая трогать ваши вещи, лезть в шкафы и тумбочки с личными предметами. Не делайте исключение для чада, его чувство собственности и пространства тоже нуждаются в уважении. Детям свойственно воспринимать любимые предметы и игрушки как часть самого себя.

Особенно становятся дороги собственные вещи, если ребенок переживает стресс, например, недавно пошел в детский сад. Потрепанный мишка, которого малыш не дает даже постирать, становиться для него союзником и “моральной поддержкой”. В такие периоды не заставляйте ребенка отдавать важные для него игрушки даже на время.

А что если и правда жадина

Чувство собственности может принимать и нездоровую форму, достигнуть крайности. Ребенок не рождается жадным априори, его к этому приучают в семье постепенно. Задумайтесь, а не говорили ли вы малышу, что, если он будет плохо себя вести, вы все игрушки отдадите детям на улице, или предупреждали кроху: «Не неси новый паровоз на детскую площадку, тебе его сломают», «доедай скорей – а то собачка съест». А знакомы ли вам такие восклицания: «Если будешь разбрасывать игрушки – подарю их чужому мальчику», «Сломаешь машинку – отдам все твои игрушки в садик»? Мы часто не задумываемся, что дети принимают все наши слова всерьез и применяют ко всем жизненным ситуациям. А после удивляемся, откуда в ребенке появились негативные черты.

ваш ребенок жадина

Родители могут неосознанно навязывать чаду гипертрофированное чувство собственности и навешивают на него ярлык: «Ты жадный! Фу, как это некрасиво! Ты жадина!» При таком подходе ребенок очень быстро сдается, перестает защищаться, и в будущем постарается соответствовать негативной характеристике родителей – это касается любых ярлыков: «глупый, медлительный, грязнуля, нытик, дурачок» и прочее. Обзывать ребенка подобными словами – самый верный способ воспитать эти качества.

Помните, что вы сами являетесь примером для поведения детей – ребенок отражает поведение родителей. Не всегда родители видят за собой те недостатки, которые находят продолжение в их детях.

Понаблюдайте за ребенком, не является ли он провокатором ссор на почве нежелания делиться игрушками, отличайте, в какой ситуации ваш малыш прав, а в какой он сам становится зачинщиком раздора и специально негативно настраивает друга, братика или сестричку.

Причины, по которым дети становятся жадинами

У малышей младше 5 лет жадности как таковой еще не существует. Начиная с 5 лет, жадность нужно «лечить». Прежде всего необходимо понять, откуда растут корни жадности. Причины могут быть разными:

  1. Ребенок страдает от недостатка родительской заботы, любви, тепла и внимания. Маленькие жадины растут в семьях, где родители вечно заняты и свою любовь проявляют подарками. Для малышей такие вещи становятся особенно важными, ведь они очень страдают от недостатка родительской ласки. Вполне естественно, что ребенок будет болезненно реагировать на попытки любого человека забрать его ценности.
  2. Ревность. Если малышу кажется, что родители больше любят его брата или сестру, на него или на нее он перенесет свою обиду. Это и вызовет приступы жадности и агрессии. Не нужно настаивать на том, чтобы старший ребенок делился с младшим. Это только усилит его обиду и злость на родителей.
  3. Переизбыток родительской любви и внимания. Ребенок, с которого буквально сдувают пылинки, которому всегда и все можно, превращается в маленького домашнего тирана. Такой малыш уверен, что он является центром вселенной, а все окружающие должны беспрекословно исполнять все его прихоти. Если что-то идет не так, как он хочет, возникают истерики. Поэтому нужно приучать ребенка к тому, что во всем должна быть мера.
  4. Застенчивость и нерешительность. Дети с такими чертами характера часто одиноки. Их единственные друзья – это игрушки. Они дарят ребенку чувство безопасности и защищенности. Неудивительно, что делиться ими малышу не хочется.
  5. Чрезмерная бережливость. Некоторые дети настолько сильно переживают за сохранность и целостность дорогих ему игрушек, что не позволяют никому даже трогать их.
  6. Защита своего имущества. Это совершенно нормальная реакция. Ведь вы тоже не станете бездействовать, если кто-то будет «вскрывать» вашу машину… Даже если только покататься!
  7. Недоверие. Думаете, малышу все равно с кем играть (лишь бы песком не обсыпался)? А вот и нет! Даже в два года ребенок уже имеет свои симпатии и антипатии, кому-то доверяет, а кому-то нет.

если-ребенок-жадина

Советы родителям

«Моему Васе почти 2 года. Когда мы выходим на площадку, он расставляет свои игрушки в линеечку, а сам играет чужими. Если кто-то возьмет его машинку, то тут же отнимает, да и ударить может. Даже неудобно перед другими мамами, ведь Вася может обидеть их малышей. Боюсь, что он вырастет жадиной…» – рассказывает Елена.

Если ребенок обижает малышей, которые посягают на его игрушки, а сам берет чужие машинки, из него может вырасти скупой и не очень приятный человек. К счастью, детскую жадность можно «вылечить». В этом вам помогут советы специалистов.

Как “лечить” жадность

  • Уделяйте больше времени своему ребенку и показывайте ему свою любовь, убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки: разговаривайте с ним о том, как прошел день, гуляйте, играйте. Хороший эмоциональный контакт с малышом – лучшая профилактика жадности;
  • Не балуйте ребенка чрезмерно. Иначе он сядет вам на шею и будет добиваться всего, чего хочет, с помощью криков и капризов. Присмотритесь, какое положение занимает ребенок в семье. Не позволяйте ему становиться маленьким тираном;
  • Читайте ребенку книжки, вместе смотрите мультики, в которых рассказывается о том, что быть жадиной – плохо, а щедрым человеком – хорошо. Хороший пример – мультфильм «Мы делили апельсин»;
  • Учите ребенка быть щедрым, проявлять заботу и сострадание по отношению к другим – именно вашу модель поведения ребенок видит и перенимает. Кормите в приютах брошенных бездомных животных, помогайте тем, кому нужна помощь. Пусть малыш учится на вашем примере;
  • Не ругайте и не стыдите малыша при свидетелях. Нельзя говорить ребенку при посторонних: «Все подумают, что ты жадина!». Иначе он станет неуверенным в себе человеком и будет сильно зависеть от мнения окружающих. Если ему внушить, что он жадный, ребенок поверит в ваши слова о том, что он жадина, и потом от этого порока не избавить;
  • Рассказывайте ребенку, как приятно и весело обмениваться игрушками. Говорите ему, что так другие дети станут лучше к нему относиться. Если ваше чадо прячет свои вещи, но без зазрения совести берет чужие, объясняйте ему, что это нечестно;
  • Хвалите ребенка, когда он проявляет доброту. Он должен запомнить, как счастлива бывает мама, если он делится игрушками с другими детьми. Пусть все проявления жадности остаются в прошлом, а запоминается только тот единственный случай, когда малыш проявил щедрость.

Читаем также: Что делать, если ребенок не делится игрушками?

Рекомендации, как вести себя на детской площадке. Как бороться с жадностью?

  • Собираясь на прогулку или в гости, напомните своему карапузу, что он встретится с другими малышами. Собираясь на детскую площадку, предложите ему взять только те игрушки, которыми он готов поделиться. Если к вам идут гости, скажите ребенку убрать игрушки, которые он никому не даст. Возьмите на площадку игрушки, о которых ваш малыш волноваться не будет;
  • Не запрещайте ребенку защищать свое «имущество» от посягательств других детей. Он должен научиться постоять за себя. Игрушки – это собственность малыша: если он захочет, он поделится ими с другими детьми, если нет – это его право. Помните, что сейчас у него формируется умение постоять за себя. Придерживайтесь стратегии «он может поделиться, если захочет»;
  • Учите ребенка спрашивать у хозяина игрушек разрешения взять их. Пока карапуз совсем маленький, за него это должна делать мама;
  • Объясните ребенку, что игрушку другой ребенок не забирает, а берет ненадолго, поиграет немного – и вернет. Чаще всего дети боятся, что их игрушку им не вернут;
  • Попробуйте уговорить кроху поделиться, а лучше поменяться! И обязательно подчеркивайте, что это временно!
  • Если ребенок не поддается на уговоры, нужно уступить. Не упрекать ребенка, не ругать, а согласиться с его мнением. Ведь это его игрушка, не так ли? Разве он не вправе решать, кому давать свои вещи, а кому нет? Ведь и взрослые поступают так же со своими вещами!
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми: «Видишь, все делятся, а ты нет». Лучше скажите «сопесочникам»: «Мы с вами познакомимся получше, а потом уже будем делиться, да, Сережа?»;
  • Не дразните малыша, не высмеивайте его поведение и не разрешайте другим обзывать ребенка жадиной. Пока кроха не научится делиться, сглаживать конфликты придется вам. И делать это нужно тактично, не задевая чувств обеих сторон. Обвиняя и стыдя малыша, вы можете развить в нем чувство вины. И кроха будет считать себя плохим и даже нелюбимым!
  • Приветствуйте щедрость ребенка. Купите несколько конфеток и предложите крохе угостить ими детей в песочнице. Скорее всего, малышу понравится реакция других детей. После этой акции щедрости ребенок охотнее будет делиться;
  • Покажите пример. Соберитесь к кому-нибудь в гости, вместе с малышом купите что-нибудь к чаю. Спросите мнение ребенока, что лучше приобрести: печение или тортик?
  • Если ребенок злится, спокойно поговорите с ним. Мягко и спокойно объясняйте ему – почему он испытывает такие чувства. Научите малыша осознавать и выражать свои эмоции, а не держать их в себе.

Почему мой ребенок – жадина

Что делать, если разгорелся конфликт

  • Если малыш силой выхватил свою игрушку из рук другого ребенка, сохраняйте спокойствие. Не ругайте его, не показывайте, что вы сердитесь. Конечно, нельзя называть жадинами и чужих детей, которые отнимают игрушки у вашего ребенка;
  • Не отнимайте у своего ребенка игрушку, чтобы отдать ее другому малышу против воли своего ребенка – это равносильно предательству. Ребенок подсознательно начнет думать так: «Мама сильнее меня и забрала у меня мою машинку. Подражая маме я тоже могу отнимать вещи у тех, кто слабее!»;
  • Предложите ребенку все-таки поделиться игрушкой: «Петя так расстроился, он чуть не плачет. Может, дашь ему хотя бы посмотреть на машинку?»;
  • Спросите у ребенка, не согласится ли он дать «обиженному» ребенку другую игрушку, которая пока лежит без дела;
  • Мама «обиженного» малыша осуждает вас? Скорее всего, у нее очень маленький ребенок или она уверена, что все должны делиться игрушками. Не спорьте с ней, чтобы не провоцировать новый конфликт;
  • Если разгорелся конфликт между несколькими детьми, взрослым лучше сразу вмешаться. Только не ругайте никого и не кричите. Самый разумный выход из ситуации – придумать общую игру для всех детей.

Читаем также: Конфликты на детской площадке: как не довести до драки

Помните, что жадность – нормальное явление для малышей. Это закономерный этап взросления. Родителям нужно набраться терпения, больше общаться с ребенком, рассказывать ему, что жадиной быть плохо, а делиться игрушками – весело и интересно. Хвалите малыша, когда он проявляет щедрость. Это укрепит его веру в себя. Подрастая, ребенок увидит и почувствует положительную отдачу от своей щедрости, а поддержка и одобрение мамы с папой еще больше укрепят в нем понимание, что он действует правильно. Если же у вас никак не получается справиться с детской жадностью, возможно, причина лежит глубже. Не бойтесь обращаться к психологам.

Читаем также:

  • Должен ли ребенок делиться игрушками?
  • Как воспитать ребенка щедрым
  • Избалованный ребенок: как понять, что ребенок избалован, и как его перевоспитать

Видео консультация. Детская жадность: почему ребенок не хочет делиться игрушками?

Как воспитать ребенка, чтобы он не был жадным и научился делиться с другими детьми своими игрушками и вещами? О причинах и рекомендациях родителям рассказывает психолог, создатель Первой Детской Академии и Школы профессиональных родителей, бизнес-коуч и мама четверых (на двоих с мужем) детей, Марина Романенко:

Жадный ребенок – Все буде добре

Вы изо всех сил приучаете ребенка не быть жадным, а он наотрез отказывается делиться игрушками на детской площадке, а на любую просьбу поделиться отвечает истериками? Сегодня вместе с психологом Викторией Люборевич-Торховой мы определим пять фраз, которые помогут ребенку не быть жадным:

Источник

Ребёнок замахивается

Практически каждая мама сталкивалась с агрессией у 3-летнего ребёнка. Неважно, где он дерётся: на площадке, дома, в магазине или в гостях. Многие отмечали, что временами их малыша «как будто подменили». Причин такого поведения множество, рассмотрим подробнее, чем обусловлено такое поведение в 3 года, и как правильно вести себя родителям.

Причины

Агрессивность у трёхлетки может возникать по следующим причинам:

  1. Возрастной кризис.

В три года дети переходят на новую ступень психофизического развития. В этот период происходят следующие изменения:

  • выделение себя из окружающей среды (самосознание, Я – есть);
  • формирование воли и характера, как черт личности (появляется: «я могу», «я хочу»);
  • проявление самостоятельности в действиях;
  • развитие активного словаря, словотворчества;
  • усовершенствование двигательных навыков (мелкой моторики);
  • попытки формировать социальные контакты.

В этом периоде физический рост замедляется, но происходят существенные изменения в нервной системе. Все эти изменения отражаются на эмоциональной сфере малыша, что может сопровождаться вспышками агрессии.

  1. Окружение.

Если вспышки злобы возникают постоянно, возможно это «отрепетированная» модель воздействия, которую трёхлетка у кого-то позаимствовал. То же самое касается и словесных нападок, дети легко запоминают нехорошие слова, особенно нецензурные. Как это ни странно, но подобные «сюрпризы» часто приносятся из детского сада.

Пример: Дедушка, с которым живёт мальчик, постоянно кричит на кота: «ах ты, подлюга!». Мальчик стал так же кричать на девочку, которую видел каждый день во дворе.

Сюда же можно отнести авторитарное воспитание или отчуждённое отношение матери к ребёнку. Если мать мало уделяет внимания малютке, критикует его, или он чувствует, что мама его не любит, то негативные выпады – результат детских переживаний.

  1. Ситуация.

Часто у детей раннего детства вспышка гнева – это реакция на значимую ситуацию. Так малыш выражает свое недовольство или неприязнь.

Пример: у ребёнка отобрали игрушку или ему не купили то, что он так долго просил. Протест выражается в замахивании руками, сопровождается словесными выкриками.

  1. Стремление быть лидером.

Детки в этом возрасте любят быть во всём первыми. Это можно наблюдать на любой детской площадке: самый активный карапуз несётся, сшибая и отталкивая других на своём пути к заветной цели – свободным качелям.

Другой пример: активный ребёнок на горке толкает других детей, чтобы самому быстрее пробраться к спуску.

  1. Психоневрологические проблемы.

У детей с органической или функциональной патологией ЦНС вспышки ярости – сопутствующие симптомы заболевания. В данном случае ребёнок должен наблюдаться у психиатра. Здесь злоба может быть направлена на других детей или неживые предметы, а также на себя – аутоагрессия (царапанье себя, выдирание волос).

Пример: малыш спокойно строил в песочнице замок, внезапно он вскочил и стал рушить его, при этом рыча, словно маленький зверёк.

  1. Коммуникация.

Ещё одной причиной агрессивных действий является интерес к сверстнику. Детки в 3 года ещё не всегда могут правильно передавать свои чувства, и действуют, руководствуясь сиюминутным порывом. Так, трёхлетка может подойти и ударить другого «ни за что», просто так. Это вариант коммуникации, но поддерживать такое общения не следует.

Важно! Любое проявление агрессии у деток и взрослых – естественная реакция, заложенная природой. Но в отличие от взрослых дети ещё не могут себя контролировать в полной мере и управлять своим негативом. Поэтому главная задача родителей – помочь малышу справиться с отрицательными эмоциями.

Девочка со злым лицом

Как правильно себя вести родителям?

В первую очередь родителям не нужно подавлять агрессивные выпады у своего сына или дочки – это только усугубит ситуацию. Маленький агрессор может начать проявлять её тайком от родителей, возможно в отношении младшего брата или сестры, домашних животных. В лучшем случае направит её на неживые предметы, например: изрисует обои в своей комнате, сломает игрушку. Но и игнорировать такое поведение не следует, в дальнейшем оно может закрепиться как основной метод взаимоотношений.

Родителям не следует проявлять отрицательные эмоции на виду у своего ребёнка, чтобы он не скопировал у них такое поведение!

Приведём в пример алгоритм действий матери или отца в момент гневного выпада у их крохи. Например: во время игры чужой мальчик забрал у вашего малыша машинку, в ответ тот начал драться. Что нужно сделать маме или папе:

  1. Увести своего ребёнка от объекта, вызвавшего гнев (партнёра по игре).
  2. Проговорить вместе с малышом, что случилось. Например: «Ты сердишься? Кто тебя разозлил?». После этого объяснить маленькому, что чужих деток бить нельзя, потому что им больно. Скажите, что просто нужно попросить вернуть игрушку. Затем можно подойти и вместе пожалеть сверстника, особенно если тот плачет. Так трёхлетка уже будет понимать чувства других людей. После можно попросить прощения у мальчика, а заодно и попросить вернуть игрушку (это важно!).
  3. Поощряется вмешательство мамы пострадавшего, если она несильно отругает вашего ребёнка за его поступок. Так дитя поймёт, что его действия неприемлемы, и они никому не нравятся. Если такие методы не помогают – просто уведите малыша с места игры. Эта воспитательная мера также даст понять, что агрессия – неприемлемый метод взаимодействия.

Конечно, каждая ситуация индивидуальна, и алгоритм действий может меняться. Если ребёнок в 3 года пытается бить кого-то из родных (чаще всего достаётся маме), то сделать нужно следующее:

  1. Отойти от крохи и сказать: «мне очень больно!».
  2. Если есть возможность – уйти от юного агрессора в другую комнату, дать ему «остыть».
  3. Когда ребёнок успокоился, подойти к нему (возможно, он сам подойдёт) обнять и спокойным тоном объяснить, почему вы так поступили.

Со временем выпады прекратятся, потому что маленькому деспоту станет скучно наблюдать вашу молчаливую реакцию.

Мама разговаривает с дочкой

Общие правила взаимодействия с детьми в 3 года, склонными к насилию:

  1. Маме и папе необходимо сохранять спокойствие, даже когда очень хочется накричать или отшлёпать. Это важно, потому что главный образец для подражания у крохи – родители. Если родитель сам ведёт себя неподобающе – такой образец закрепится в детском разуме на всю жизнь.
  2. Стараться направлять физическую агрессию в адекватную словесную форму. Научить малютку вместо драки выражать свои эмоции словесно: «верни!», «это моё!», «отойди!».
  3. Чаще вести с крохой диалог, обговаривать всё то, что происходит, и то, что он чувствует. Объясняя ребёнку его чувства и эмоции, вы научите контролировать их и правильно выражать.
  4. С ранних лет научить маленького человечка эмпатии – сопереживанию. Это можно делать на примере книжек, где описываются конфликты, которые мирно разрешаются. Родителям можно самим устроить небольшой кукольный театр, где главные герои – это игрушки, которые будут проигрывать различные конфликтные сцены. Малютка и развлечётся, и усвоит полезные социальные навыки.

Помимо перечисленного важно с детства приучать кроху выражать злость в другой деятельности, связанной с физической нагрузкой. Как вариант – спортивные игры. Другой способ выпустить пар – в манипуляциях с различными предметами. Если это бумага – порвать в клочья, игрушка – бросить, швырнуть и т.д. Хорошо помогает во время приступов злобы переключение внимания на другой объект или вид деятельности.

Когда ваш ребёнок в 3 года дерётся с близкими людьми или другими детьми – не торопитесь его отчитывать за плохие поступки. Важно узнать у самого малыша, что спровоцировало такое поведение, и объяснить ему, как поступать правильно. Именно от реакции близких, а особенно мамы, зависит дальнейшее поведение трёхлетки в ближайшем будущем.

Стоит набраться терпения, ведь ваша крошка только познаёт мир и учится правильно с ним взаимодействовать.

Мама обнимает дочку

Источник