3 года ребенка игре на пианино
Возраст от 2 лет
Играем на пианино
Играем по нотам
Если вы хотите познакомить малыша с нотами и научить его играть простые песенки (для общего развития, а не для профессиональной музыкальной подготовки), совершенно не обязательно в совершенстве владеть инструментом и музыкальной грамотой.
Для начала купите себе (а не ребенку!) учебник по сольфеджио. Лучше покупать учебник не для взрослых, где все слишком заумно написано, а для учеников первого класса музыкальной школы. Полистайте его, познакомьтесь с азами музыкальной грамоты, чтобы ничего не напутать, когда начнете играть с нотами вместе с ребенком.
Кроме учебника вам понадобятся цветная бумага, набор цветных фломастеров, картонные карточки. Ну и, конечно, музыкальный инструмент – пианино или синтезатор.
Первым делом наклейте на клавиши пианино разноцветные кружочки (квадратики, кляксы или другие символы). Конечно, не на всю клавиатуру, а только на ту октаву, которая находится в самом центре. Она называется «первая».
Цвета можно выбрать любые, но самым простым и удобным вариантом являются цвета радуги. «До» – красный, «Ре» – оранжевый, «Ми» – желтый, «Фа» – зеленый, «Соль» – голубой, «Ля» – синий, «Си» – фиолетовый. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Чтобы кружочки не отрывались, можно заклеить их скотчем. Итак, наклеили цветные метки. Прямо над ними желательно написать названия нот (для детей, которые умеют или учатся читать). Получится примерно так, как показано на рисунке.
Рассмотрите клавиши вместе с малышом. Спросите его, знает ли он цвета (а он, конечно, знает). Попросите его нажать на клавишу того или иного цвета. Можете заодно говорить названия нот, которые тут же для подсказки написаны на клавишах.
А можете, нажимая на клавиши, петь простенькие песенки типа «Андрей-воробей» (ритмичные на одной ноте).
Потом можно переходить к записи музыкальных произведений нотами. Вы, конечно, понимаете, что сначала это будут даже не простые произведения, а крайне примитивные – состоящие из одной ноты.
На небольшом листике картона нарисуйте нотный стан, скрипичный ключ (даже если вы не знаете, для чего он нужен). На нотном стане нарисуйте одну нотку (она, конечно, должна быть того же цвета, что и на вашей клавиатуре, а расположение нот вы, разумеется, уже выучили по учебнику сольфеджио). Ноту не закрашивайте. Пусть будет только цветной контур.
Под нотой – слово с одной гласной – это будут слова вашей песенки: ДОМ, КОТ, СТОЛ, ЛЕС и так далее. С обратной стороны карточки можно наклеить картинку, иллюстрирующую слова: дом, кот, мышь и так далее.
«Давай играть песенки!» – предложите ребенку. Пусть он выберет по картинке, какую песенку ему сыграть.
Поясните малышу, что надо найти на клавиатуре кружочек (квадратик) такого же цвета, что и нотка на карточке.
Нажмите ноту (вы или малыш) и постарайтесь спеть слово, которое написано. Ребенок может петь или не петь – по желанию. Не стоит просить ребенка: «Вот теперь ты покажи, где синяя нотка, или ты спой…» Если игра понравилась ребенку, вы будете каждый день петь ему новые и новые песенки. А он постепенно начнет вам подпевать, а потом и сам попросит исполнить песню на пианино.
Можете в процессе музицирования время от времени говорить названия нот «До», «Фа» и так далее. Но, опять же, не стоит экзаменовать ребенка, запомнил он, где какая нота, или нет.
Поскольку нот всего семь, песенки на одну ноту будут повторять друг друга (вариантов, как вы понимаете, всего семь). На одну и ту же ноту, например «Соль», у вас может получиться три, пять или больше песен.
Когда вам и малышу будет все понятно, попробуйте написать песни на две ноты.
Это будут слова из двух слогов, то есть с двумя гласными: «ма-ма», «па-па», «Ка-тя», «Ми-ша», «Ли-за», «до-мик», «кук-ла», «ча-сы», «дож-дик», «птич-ка», «солн-це».
Нарисуйте нотный стан, напишите слово, отделяя слоги (как в настоящих нотах). Если вы учитесь читать по складам, выделите склады цветом (ударный – черный), наклейте на обороте картинку.
Ноты, конечно, выбираются произвольно. Но одна из них будет опять не закрашенной (это называется «половинка», или «половинная нота»), а другая закрашенной (это называется «четверть», или «четвертная нота»). Ударный склад будет под нотой половинкой. Соответственно он будет длиннее.
А неударный будет четвертной нотой.
Мама показывает ребенку картинку и говорит: «Это часы. Сейчас мы споем песенку про часы». Торжественно ставит карточку на пюпитр, играет и поет.
Если ребенок очень хочет сам сыграть, ему нужно дать песенку, где ноты идут друг за другом подряд, – так легче быстро найти их обе на клавиатуре. Аналогично можно заготовить песенки из трех нот.
Если ребенку нравится играть по нотам, можете переписать простые песенки из того же учебника по сольфеджио для первоклашек, рисуя цветные ноты.
Постепенно, конечно, нужно будет переходить на черно-белые ноты. Но все же не забывайте, что для ребенка-дошкольника обычные взрослые ноты – слишком мелкие. И чтобы не портить глаза, вам придется некоторое время переписывать их, делая крупными.
Но если уж вы решили переходить к настоящим нотам, вам надо будет подробно знакомить ребенка с длительностями и многими другими музыкальными премудростями.
Читайте также
«НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО»
«НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО»
«Мосфильм», 1976 г. Сценарий А. Адабашьяна и Н. Михалкова по пьесе А.П. Чехова «Безотцовщина». Режиссёр Н. Михалков. Оператор П. Лебешев. Художники А. Адабашьян, А. Самулекин. Композитор Э. Артемьев. В ролях: А. Калягин, Е. Соловей,
Играем с водой
Играем с водой
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Такие игры проводятся
Играем со звуками и музицируем
Играем со звуками и музицируем
Известно, что все дети рождаются с абсолютным слухом. Постепенно, если ребенок не слушает музыку, никак не тренирует свой слух, эта способность утрачивается (частично или полностью). И потом, в семь лет, пойдя в музыкальную школу, ребенок
Возраст от 3 лет Играем на пианино
Возраст от 3 лет
Играем на пианино
Нарушенный звукорядНажмите на три-четыре белые клавиши подряд на глазах у ребенка. Предложите ему отвернуться и сыграйте этот же звукоряд еще раз, пропустив одну из нот и закончив на следующей по порядку. Или вместо одной из белых клавиш
Возраст от 4 лет Играем на пианино
Возраст от 4 лет
Играем на пианино
Не сбейсяЕще одна игра с клавиатурой пианино.Нажимайте на клавиши, начиная с самой левой, в определенном порядке чередуя количество нажатий. Допустим, на первую клавишу вы нажимаете один раз, на следующую два раза, затем на следующую
Возраст от 3 лет Играем на пианино
Возраст от 3 лет
Играем на пианино
Исполни выше или ниже образцаОбъясните ребенку, что звуки бывают разными по высоте. Правда, оттого что вы произнесете подобную фразу, ничего в сознании ребенка не изменится… Нужно показать это, используя инструмент.Нажимайте клавиши,
Возраст от 2 лет Играем на пианино
Возраст от 2 лет
Играем на пианино
Играем по нотамЕсли вы хотите познакомить малыша с нотами и научить его играть простые песенки (для общего развития, а не для профессиональной музыкальной подготовки), совершенно не обязательно в совершенстве владеть инструментом и
Возраст от 6 лет Играем на пианино
Возраст от 6 лет
Играем на пианино
Музыкальная грамотаЕсли ребенок пошел в музыкальную школу или начал заниматься музыкой с преподавателем, ему, естественно, придется выучить ноты и массу музыкальных знаков. Чтобы этот процесс прошел более или менее безболезненно,
Пианино
Пианино
Пианино – струнный клавишный инструмент, род фортепьяно , в котором струны имеют не горизонтальное, а вертикальное положение, вследствие чего П., не имея хвоста, как рояль, или размеров большого горизонтального ящика, как фортепиано, занимает мало места. Звук у П.
Играем: во что и чем
Играем: во что и чем
Человек не овощ. Ну согласись. Я сейчас не говорю об отдельных небезызвестных каждому из нас индивидуумах, о которых сгоряча можно сказать и не такое, я о людях вообще. Это означает, что пассивное состояние, отличающееся только наличием
Источник
Камынина Татьяна Петровна, директор, преподаватель
Методическая разработка “Развитие музыкальных способностей и обучение игре на фортепиано детей дошкольного возраста”
Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки
План
- Вступление.
- Первое прикосновение к инструменту.
- Гимнастика.
- Знакомство с нотной грамотой.
- Аппликатурные навыки.
- Организация пианистического аппарата.
1. ВСТУПЛЕНИЕ
Затронуть эту тему меня побудили собственные воспоминания многолетней давности, прочитанная литература о начальном обучении детей игре на фортепиано, и искренний “порыв” поделиться опытом, дать “открытый урок” коллегам по преподаванию.
Вспоминаю начало собственного пути в педагогику, и первых учеников от подготовишек до четырех выпускниц, которым было по 16 лет, а мне 19.
Хорошо, что всего в 40 километрах находились мои замечательные преподаватели Пурим Регина Наумовна и Александр Яковлевич (они уже много лет живут и преподают в Канаде). У меня за плечами только их ежесекундная готовность помочь и четыре года педагогической практики в музыкальном училище.
Это было время ошибок, метаний в гуще подступивших вопросов и работа “наощупь”, интуитивно, почти подсознательно. Прошло много лет, и появилось что-то свое, то что на проверку давало хорошие результаты.
Сейчас мы обучаем игре на фортепиано всех желающих, а я училась в музыкальной школе, когда на фортепианный отдел был конкурс. Очень хорошо помню свой первый урок, ожидание сказки, а все получилось скучно и неинтересно. Когда свежи свои воспоминания детства, конечно многих ошибок удается избежать.
Теперь понимаю что преподавателем, тем более детским, может стать далеко не каждый. Для этого мало быть прекрасным пианистом, педагогический талант не всегда сопутствует таланту исполнительскому. Ошибки преподавателя, могут нанести на раннем этапе обучения музыке вред ученику.
Обучение игре на фортепиано – очень длинный по времени и сложный процесс. Трудно перечислить все качества преподавателя, но главным несомненно является доброта, уважительное отношение к ребенку. Жесткий педагог может убить любовь к музыке.
Успешной работа преподавателя будет тогда, когда она опирается на глубокое знание детской психологии. Урок можно начинать только в атмосфере душевного комфорта, это важно и для учителя и для ученика. Уловить душевное состояние ребенка, разговаривать тихо и ласково с одними, использовать эмоционально окрашенную речь с другими- как важно найти нужную тональность.
Педагогика всегда поиск и творчество. Да, работа с детьми, в какой-то степени импровизация, но это не отменяет и продумывание каждого урока. Повезло, тем кому в детстве встретился хороший педагог, мне такой человек встретился в шестом классе. Я хорошо помню как доверяла своей учительнице самое заветное, о чем никогда не узнали родители, что определило мою профессию. Ведь истинный педагог – это настоящий друг.
2. ПЕРВОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИНСТРУМЕНТУ
Важное условие – постоянное творческое сотрудничество педагога с родителями.
Обязательно приглашаю на первый урок папу. Когда ребенок первый раз усаживается за инструмент, очень важно чтобы на сиденье стула, и под ногами (если ученик мал ростом) были удобные подставки. Делает их папа для занятий дома, в школе их несколько, всегда можно подобрать нужную, да и в каждом классе стоят удобные регулируемые банкетки. Вот наконец мы сидим удобно, и что же дальше. Вспоминаю себя, как хотелось прикоснуться к этим белым и черным пластинкам, но я целый урок или даже несколько уроков, только смотрела на клавиши и слушала, запоминала на каких линейках пишутся ноты.
Помню свои первые ощущения, я ведь пришла учиться играть. Поэтому с учениками на первом уроке мы уже играем. Внимательно разглядываем клавиши (что интересно, абсолютно все дети, кто быстрее, кто медленнее, отмечают что белые расположены друг за другом, а черные клавиши группами по две, и по три). Находим ноту – пограничник до первой октавы, перед двумя черными клавишами, и готовим руку рисовать радуги. Наша рука – это домик с крышей и дверью (первый палец) играть, а точнее погружать, начинаем третий палец правой руки и находим все нотки до в верхнем регистре. Левой в нижнем. Между двух черных клавиш находим нотку – ре, после двух черных клавиш ноту – ми, и перед тремя черными клавишами ноту – фа. На четыре нотки есть много песенок, это “Василек”, “Как под горкой” и т.д.
Каждая октава – это персонаж из сказки. В первой октаве живет девочка (имя выбирает ученик), во второй октаве живет- белочка, в третьей – мышка, в четвертой – птичка.
А в басовом ключе живут медведи – целая семья. Медвежонок – сын это малая октава, медведица – мама это большая октава, контр-октава это папа, а в суб-контр октаве живет дедушка. Локти – это крылья птицы, следим за ними, не прижимаем. Обязательно на ранних этапах обучения нужно ориентироваться на особенности детской физиологии. При этом помнить что все сенсорные системы и опорно-двигательный аппарат связаны теснейшим образом. Следует обратить внимание нет ли у ребенка проблем со зрением. Нет ли сложностей связанных с работой глазных мышц. Близорукость и дальнозоркость заметить тоже нетрудно, дети с этими нарушениями напрягают глаза, щурятся, пытаются приблизиться, или отодвинуться от нот, чтобы их разглядеть. В таких случаях необходимо проконсультироваться с окулистом. Игра на фортепиано способствует укреплению и развитию глазных мышц. Попеременный взгляд на нотный текст и клавиатуру – это лучшая гимнастика для глаз.
3. ГИМНАСТИКА
Многие дети, за редким исключением, приходят в класс с излишней напряженностью мышц спины и шеи. Это явление “гипертонус” мышц, зажатость, мешают обучению игре на фортепиано. Тело человека состоит из 639 мышц, известно, например, что в процессе ходьбы участвуют 400 мышц, но почему-то неизвестно, сколько их задействовано при игре на фортепиано. Если рассмотреть движения человека при ходьбе, то понимаешь, как гениально все продумано природой. Когда опора осуществляется на правую ногу – левая расслаблена, и наоборот. Ритмичность движений – очень важный фактор, который обусловлен многими причинами физиологического порядка. Чувство ритма, в свою очередь влияет на многие аспекты жизнедеятельности. Скорее всего у малышей часто напряжена спина именно из-за нарушения ритмичности движений. Помочь здесь могут прогулки, во время которых взрослые помогают детям вырабатывать правильную, легкую походку. Очень полезны танцы или любые движения под музыку. Плавание, игры с мячом, прыжки через скакалку – замечательные средства развития чувства ритма. Работая с учеником, преподаватель внимательнейшим образом следит за его физическим развитием. Следовательно, преподавателям можно дать несколько практических советов. При знакомстве с будущим учеником нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной системе. И в первую очередь обратить внимание на осанку. Для этого существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику, чтобы образовалась кожная складка, если складка ровная, значит признаков сколиоза нет. Особенно важно проследить, не появятся ли признаки искривления позвоночника в то время, когда ребенок начнет учиться в школе. Существует несколько различных упражнений, которые помогают ученикам преодолевать затруднения вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны. Не напрягая при этом рук. Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.
Вращательные движения. Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны не произвольно участвовать в движении
Это же упражнение можно немного усложнить. Ручки вытянуть вперед и выполнять движения со словами стихотворения:
Рыбки плавают, резвятся
В теплой, солнечной воде.
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
Руки и тело свободны. Вращательные движения рук “из корпуса” в плечевых суставах. правой рукой попеременно и вместе, вперед, назад. В упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель – не разработать мышцы рук, а уметь их расслаблять и движения совершать расслабленными руками. Все упражнения надо подбирать индивидуально, в соответствии с возможностями каждого ученика..
4. ЗНАКОМСТВО С НОТНОЙ ГРАМОТОЙ
Ученики абсолютно естественно учатся читать ноты, то есть овладевают сложнейшим видом символического письма, а затем легко переходят к озвучиванию нотного текста. Вначале своей работы я рассказывала о том, как ученик знакомится с черными и белыми клавишами. Сначала он обращает внимание на черные клавиши, узнавая группы из 2-х и 3-х черных клавиш и легко находят нужную (зрительная ориентация). Он не только определяет на ощупь, какие группы клавиш находятся под пальцами, но с их помощью находят на клавиатуре другие (осязательная ориентация). Это позволяет удерживать в поле зрения нотный текст, не отвлекаясь на поиски клавиш глазами, и подключить слуховой контроль (слуховая ориентация). Самый проверенный метод – рассказать сказку про двух сестричек и трех братиков. Сказки могут быть разными, но ученик может придумать и свою. Обычно ученик легко запоминает – ноты до, ре, ми (две сестрички), ноты – фа, соль, ля, си (три братика). В сказке (две сестрички) знакомимся с подружками нотки до, это нотки ре и ми. В сказке про (трех братиков) у нотки фа– друзья соль, ля, си. Через несколько уроков дети свободно находят все нужные клавиши.
В своей методике обучения я пробовала систему цвета – музыкальных представления Исаака Ньютона, который вывел соответствие цветов солнечного спектра семи нот музыкальной гаммы. По Ньютону каждая нота имеет свой цвет, но тут меня постигла неудача, дети хорошо запоминали цвета, но плохо запоминали, на какой линейке или между какими пишутся ноты, глазами отыскивая цвет. Чтобы как-то выйти из затруднительного положения, я начала терять цветные карандаши, объясняя, что нотка потеряла свой цвет, и теперь она, например, черная или черно-белая в зависимости от длительности. Больше я к этой методике не возвращалась.
Параллельно с изучением клавиатуры, знакомимся с длительностями нот. Самый распространенный метод – приносим на урок большое, красивое яблоко. Целое яблоко – целая нота, разрезаем на две половины – две половинные ноты, каждую половинную на две четвертные ноты, каждую четвертную на две восьмые ноты. С шестнадцатыми длительностями знакомимся позже. Одновременно с длительностями нот изучаем паузы. Рассказывая сказки про (двух сестричек) и (трех братиков) учимся писать ноты на нотоносце. Для начинающих писать в нотных тетрадях неудобно, поэтому рисуем нотоносец в альбоме для рисования, или оформляем на компьютере в удобном для ребенка формате.
Звукоряд – картинка из “забавного сольфеджио” Ноты-солдатики, скрипичный ключ – генерал. Дети с удовольствием запоминают и читают стихотворение:
Звукоряд, звукоряд!
Встали дети на парад!
В звукоряде восемь нот.
Их скрипичный ключ ведет.
Знакомство со звукорядом – это мостик, по которому дети переходят к пению гамм.
Знаки альтерации изучаем при помощи песенок-загадок.
Диез
Знак диез, знак диез
Что он означает?
Этот знак. Этот знак
Ноту повышает.
Бемоль
Знак бемоль, знак бемоль,
Что он означает?
Этот бемоль, этот бемоль
Ноту понижает.
Бекар
Знак бекар, знак бекар,
Что он означает?
И диез, и бемоль
Все он отменяет.
Как определить момент, когда ребенок может перейти к игре на фортепиано? Это не простой вопрос, и внимательный, вдумчивый преподаватель безошибочно его установит. Это означает, что ребенок свободно ориентируется на клавиатуре, слышит нотный текст, погружен в мир музыки.
5. АППЛИКАТУРНЫЕ НАВЫКИ
На этом этапе обучения знакомлю детей с цифрами. Прошу сложить ладошки вместе, разглядывая их определяем – что у нас: два больших пальца, два указательных пальца, два средних, два безымянных, два мизинца. Как нельзя кстати, стихотворение из сборника
Л. Хереско “Про пять пальцев”
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется – большой.
Палец второй –
Указчик старательный,
Не зря называют его указательный.Третий твой палец как раз по средине
Поэтому средний – дано ему имя.Палец четвертый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.Совсем как в семье,
Братец младший – любимый.
По счету он пятый.
Зовется мизинец.
Дети быстро и с удовольствием запоминают стихотворение, нумерацию и название каждого своего пальчика. Поскольку мы начинаем играть третьим пальцем, прошу ребенка называть не только номер пальчика, но и как его зовут. Постепенно усложняем, играем третьим, вторым, первым; затем третьим, четвертым, пятым.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО АППАРАТА
Г.Г. Нейгауз писал: “Важно практически знать, что анатомическое устройство человеческой руки, с точки зрения пианиста, идеально разумное, удобное, целесообразное, дает богатейшие возможности для извлечения из фортепиано самых разнообразных звуков. …. Симбиоз между рукой и клавиатурой у хороших пианистов полнейший!”. Но мы работаем не только “с хорошими пианистами”. Музыке нужно учить всех детей – и тех, у кого существует “полнейший симбиоз”, о котором писал Г.Г. Нейгауз, и тех, у кого его нет. Начиная работать с маленьким учеником, не могу заранее однозначно решить, кто передо мной, обыкновенный ребенок или выдающийся музыкант. Нельзя ориентировать ребенка на руку педагога. У всех людей природа рук разная. Несмотря на то, что одни педагоги требуют от детей держать кисть высоко, другие низко, все равно у каждого есть свой индивидуальный способ ведения кисти. Я думаю это подсказано природой и индивидуальными особенностями строения ладоней и пальцев. В монографии В. Николаева “Шопен-педагог”, описано как великий Шопен относился к этой проблеме. Исходя из различий строения пальцев, Шопен предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать естественные качества. Среднему “третьему” пальцу он отводит наряду с крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно назван “сиамским близнецом” третьего. Проставленное многоточие после слова “второй” объясняется тем, что Шопен не нашел определение. которое бы соответствовало назначению указательного пальца, своего рода “лоцмана”, направляющего движение руки. Внимательно слежу за положением кисти, что очень важно слегка, незаметно дотрагиваюсь до локтей ребенка, проверяю, не напряжены ли они, поскольку как только локти напрягаются, сразу напрягается кисть и правый палец.
Учить детей играть на фортепиано – все равно, что учить малыша ходить. Детским пальцам нужно дать время, чтобы они научились играть, а в начале им требуется всего лишь помощь.
А. Шмидт-Шкловская писала: “Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки…. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые всей рукой в плечевом суставе – так называемая игра всей рукой от плеча”. Когда малыш начинает играть, я стараюсь прежде всего научить его использовать крупные мышцы спины, чтобы его внимание не сосредотачивалось лишь на мелких движениях пальцев. Очень интересную рекомендацию дает Т. Юдовина-Гальперина, она подкладывает ладонь под ягодицы ребенка проверяя, опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут опорной функции она говорит “Ох, как ты на ладонь давишь. Как ей больно!” ребенок тут же подтягивается, выпрямляет мышцы спины, переносит упор в ноги и ладонные мышцы – т.е. приходит к правильной посадке.
Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато. Более того рекомендуется высокое поднятие пальцев. А. Б. Гольденвейзер называет “трижды ересью” педагогический метод, который использует нон легато для первоначального обучения. Он считает, что с этим методом нужно всеми силами бороться. Ф. Шопен советовал начинать упражнения с приема легкого стаккато, оберегающего все части рук, и прежде всего, запястья от зажатости. Я предпочитаю начинать обучение с трех штрихов – нон легато портаменто (не полное легато), стаккато. Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Игра всех трех штрихов с дугообразными переносами рук на разные расстояния, в разные стороны очень нравится ребятам и дает неплохие результаты. У малыша не развита в достаточной мере двигательная ориентация, и для того чтобы от него не ускользнула эмоциональная сторона музыки, стоит как можно чаще привлекать его к совместной игре с педагогом. Постепенно переходим к игре легато. Всякая торопливость в этом переходе может перечеркнуть все достигнутое ранее. Чтобы добиться независимости пальцев друг от друга, необходимо не только участие крупных мышц но и готовность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу при игре легато. Сначала в игру легато вводятся наиболее сильные пальцы. Например “Осенняя песенка” Ю. Абелева в которой используется легато для 2.3 пальцев, где в левой руке квинта, а в правой легато.
При переходе к пятипальцевому легато использую “формулу” Ф. Шопена (по верхнему тетрахорду си-мажорной гаммы). Освоив пятипальцевое легато начинаем играть множество произведений, в которых отсутствует подкладывание первого пальца. Малышу легче играть на одном движении мелодические отрезки если не спешить с подкладыванием первого пальца. И ни в коем случае этому не будет способствовать игра гамм. Напротив она лишь создаст проблему первого пальца. Учитывая особенности первого пальца лучше использовать подкладывание на элементах хроматической гаммы. Таким образом разрабатывается подвижность первого пальца
На процесс обучения влияют многие факторы: тяжелый характер ребенка, избалованность, плохое воспитание. Но правильный подход к каждому ребенку и тесный контакт с родителями помогают справиться даже с самыми большими трудностями. Любая методика является результатом длительной работы каждого педагога. Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится на интуиции. Но каждый педагог может на основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях. Увлеченность своей профессией, желание приобщить детей к миру музыки подскажут ему собственный путь.
СТАТЬЯ ОТСЮДА https://festival.1september.ru/articles/503033/
Источник