3 года диагностика познавательная сфера ребенка
Диагностика развития (тестовые задания)
( авторы Л. Матвеева,И. Выбойщик,”Что я могу узнать о своем ребенке”)
Цель: выявить соответствия познавательной сферы ребенка возрастным нормам.
Провела: воспитатель Дружинина Л.Ю.
Ключи:
Полностью соответствует критериям-3 балла.
Иногда требуется помощь взрослого-2 балла.
Выполняет все задания с помощью взрослого-1 балл.
Уровни:
1-1.5- низкий уровень
1.6-2.4 средний уровень
2.5-3-высокий уровень.
Критерии оценки во второй младшей группе.
Задания с кубиками.
Строит по показу, копирует с модели, копирует простые постройки с образца.
Задания с соотнесением предметов.
Строит вертикальные модели, сам себя исправляет. очень легко усваивает помощь .ориентируется на размер. Самостоятельно собирает пять матрешек в одну. Правильно собирает пирамидку.
Задания с карточками.
Правильно подбирает предметы, но после двух- трех совместных подборок; легко понимает задачи, создает группы, сравнивая изображения предметов ; часто выделяет мелкие , ничего не значащие детали и видит в них общее.
Речевое задание.
Выполняет задания в действенном плане; может ошибиться в одном или двух направлениях.
Внимание.
Находит 8-10 изображений из 10. при этом часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение; ищет, опираясь на словесное изображение, поэтому может ошибаться, когда подбирает, например,к изображенному на карточке яблоку арбуз, назвав и то и другое яблоком.
Память.
Выполняет 5-6 предложенных действий .повторяет 4-5 цифр и сложные фразы.
Критерии оценки в средней группе.
Задания с кубиками
Самостоятельно может строить дома из кубиков ,не может построить лестницу по модели.
Задания с соотнесением предметов.
Правильно собирает пирамидку .вкладыши из 5 и более предметов, ориентируется на размер.
Задания с карточками.
Уверенно выделяет такие признаки , как форма и цвет.
Речевое задание.
Выполняет все задания ,
Объясняет то , что от него требуется.
Внимание.
Находит 10 из 10 изображений. ошибки исправляет сам, легко выполняет задание.
Память.
Запоминает 6-7 простых слов из10.
Вторая младшая группа 2008 год
Познавательная сфера | Начало года | Конец года |
1. Задания с кубиками. | 2 | 2 2 |
2. Задания с соотнесением предметов | 1.8 | 2.2 |
3.Задания с карточками | 1.5 | 2.3 |
Вывод: уровень развития познавательной сферы на начало года был чуть выше низкого уровня (1.7) , а задания с карточками и задания на внимание соответствовали низкому уровню (1.5) , но используя игровые технологии ,направленные на развитие познавательной сферы позволило улучшить диагностические результаты до стабильного среднего уровня.
Средняя группа 2009 год.
Познавательная сфера | Начало года | Конец года |
1. Задания с кубиками. | 2.1 | 3 |
2. Задания с соотнесением предметов. | 2.5 | 3 |
3.Задания с карточками. | 2.3 | 2.6 |
4. Речевое задание. | 2.2 | 2.4 |
Общий балл: | 2.3 | 2.7 |
Вывод : продолжая работу по методической теме можно увидеть . что на начало года результаты диагностики показывают средний уровень развития познавательной сферы, а на конец года стабильный высокий уровень .
Вторая младшая группа 2011 год
Познавательная сфера | Начало года | Конец года |
1. Задания с кубиками. | 2.1 | 2.4 |
2. Задания с соотнесением предметов | 2 | 3 |
3.Задания с карточками | 2.3 | 2.5 |
Вывод: внедряя игровые технологии, направленные на развитие познавательной активности можно увидеть, что уровень познавательной сферы в начале года соответствует среднему уровню ( 2), а в 2008 (1.7). В конце года уровень познавательной сферы соответствует высокому уровню(2.4),а в диагностике на 2008г.(2.2), что соответствует среднему уровню. Следовательно , намеченные мною методические пути, направленные на развитие познавательной сферы выбраны верно ,что ведет к развитию познавательной активности .
Источник
Диагностика психического развития детей 3-4 лет.
После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.
Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена) фигуры вынимают. Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры». (рис. 2),
Критерии оценки
- Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения – 2 балла.
- Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно – 1 балл.
- Ребенок не справился с заданием – 0 баллов.
В Протоколе отмечается, справился ли ребенок с заданием и как он действует – путем зрительного соотнесения или методом проб и ошибок, в разделе «Примечания» фиксируются высказывания ребенка во время выполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомые фигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этим заданием.
Субтест 2.
«Матрешка 3-составная» (мышление)
Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.
Критерии оценки
- Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку – 2 балла.
- Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого – 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием – 0 баллов.
В Протоколе фиксируется, как ребенок справился с заданием, в разделе «Примечания» – смог ли он поставить матрешек по росту.
Субтест 3. «Разрезные картинки 2-3-составные»
(мышление, восприятие) (Приложение 1)
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»
После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.
Критерии оценки
- Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях – 2 балла.
- Ребенок выполнил задание путем проб – 1 балл.
- Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием – 0 баллов.
В Протоколе следует отметить, смог ли ребенок узнать изображение и сколько проб он сделал, в разделе «Примечания» фиксируется, какой рукой работает ребенок.
Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие)
Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.
Процедура проведения. У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).
1) Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
- Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
- Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.
Критерии оценки
- Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков – 2 балла.
- Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов – 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием – 0 баллов.
В Протоколе следует отметить, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.
Субтест 5. «Парные картинки»
(внимание, общая осведомленность) (Приложения 2.1; 2.2)
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.
Критерии оценки
- Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары – 2 балла.
- Ребенок правильно назвал 3-5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания – 1 балл.
- Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары – 0 баллов.
В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.
Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
Процедура проведения. Перед ребенком размешают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психолог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».
Критерии оценки
- Ребенок запомнил 2 игрушки – 2 балла.
- Ребенок запомнил 1 игрушку – 1 балл.
- Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не
понял инструкции – 0 баллов.
В Протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.
Оценка результатов
Высокий уровень -8 -12 баллов.
Средний уровень -5-7 баллов.
Низкий уровень – 0-4 балла.
Источник
Автор методики, название методики | Исследуемая функция | Цель исследования | Методика исследования | Название шкалы | Материал |
«Коробка форм» | Восприятие формы | Оценка восприятия формы и пространственных отношений | Перед ребёнком раскладывают фигуры-вкладыши и ставят ящик с прорезями. «У нас есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма – своё окошечко. Постарайся опустить письма в этот почтовый ящик».Ребёнок должен поместить фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези. | Высокий уровень 3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры с прорезью в ящике. Средний уровень 2 балла-простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные примериваются к разным, в том числе не соответствующим нужным прорезям. Низкий уровень 1 балл-выполнение задания путём проб и ошибок. | Ящик с прорезями и объёмные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и многогранник. |
«Цветные коврики» | Восприятие цвета | Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов. | Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. | Для детей 3-х лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия 2-3 х. карточек. Для детей 4 -х. лет удовлетворительным считается, если ребёнок правильно выбирает все основные цвета и называет 4-6 цветов | 6 цветных карточек: красная, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, голубая. |
«Кружки» | Восприятие величины | Выявление особенностей восприятия предметов по величине | Ребёнку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «Самый большой» или «Самый маленький» кружок и назвать его («большой» или «маленький») | Самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным для ребёнка 3-х лет. | |
«Фигуры» | Восприятие формы | Выявление особенностей восприятия формы предмета | Перед ребёнком выкладывают 2 любые из 5 фигур. Затем предлагают ещё одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребёнком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем квадрат из второго набора ит.д. | Для ребёнка 3-х лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. | Два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета -круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. |
«Мисочки» | Восприятие величины | Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями | Экспериментатор показывает ребёнку мисочки, вложенные одна в другую, затем раскладывает их в беспорядке перед ребёнком и предлагает:»Собери мисочки, как было». В случае необходимости показывает как надо выполнять задание на первых двух элементах | Высокий уровень-3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения. Средний уровень-2 балла достигается не с первой попытки. Низкий уровень – 1 балла-отсутствие самостоятельного решения данной задачи | 5-7 мисочек одинаковой формы, но разных по величине, которые могут быть упорядочены как элементы сериационного ряда. |
«Пирамидка» | Восприятие величины | Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями. | Взрослый показывает образец пирамидки, фиксируя внимание ребёнка на том, что пирамидка ровная:»Посмотри, какая ровная пирамидка».Затем образец разбирают и элементы выкладывают перед ребёнком и элементы выкладывают перед ребёнком в беспорядке. Экспериментатор просит: «Собери пирамидку как было» Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание. | Высокий уровень – 3 балла-выполнение задания на основе зрительного соотнесения. Средний уровень-2 балла-примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень. Низкий уровень – 1 балл-отсутствие самостоятельного решения. | Детская пирамидка из 5-7 элементов. |
«Разрезные картинки» | Наглядно-действенное мышление | Выявление степени овладения зрительным синтезом-объединение элементов в целостный образ | Части картинки, раскладываются перед ребёнком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение. Экпериментатор спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребёнок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребёнок не называет, взрослый предлагает: «Сложи части и посмотрим, что нарисовано на картинке». | Высокий уровень-3 балла-на основе зрительного соотнесения. Средний уровень-2 балла-правильное сложение картинок, достигнутое путём проб, прикладываний (3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти составных) Низкий уровень-1 балл-картинки составляются с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не складываются. | Картинки из нескольких частей (от двух до шести) |
Конструирование по образцу (автор Лаврентьева Т.В.) | Наглядно-действенное мышление | Определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве | Экспериментатор за ширмой ли листом бумаги создаёт конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребёнка: « Построй из своих кубиков точно также» | Высокий уровень-3 балла-построение конструкции на основе зрительного соотнесения с образцом. Средний уровень – 2 балла-экспериментатор строит конструкцию на глазах у ребёнка. Низкий уровень-1 балл- отсутствие самостоятельного решения. | 3 детали строительного материала разной формы (фигуры с основанием-полукруг, треугольник, прямоугольник) |
Источник
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р. С. Немов)
Возраст: 3 – 5л.
Цель: исследование целостности восприятия и образного мышления.
Суть методики: состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Обработка результатов: оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка.
Методика «Коробка форм»
Автор: Н. А. Баландина
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.
Стимульный материал: ящик с прорезями и объемные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (овал), квадрат, многогранник.
Проведение теста: взрослый выставляет перед ребенком коробку и раскладывает фигуры-вкладыши.
Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».
Методика «Разрезные картинки»
Автор: Белопольская Н. Л.
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей.
Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.
Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные на несколько частей (2-6).
Методика «Цветные кубики»
Автор Е. А. Стребелева
Цель: выявление сформированности зрительного восприятия цвета.
Оборудование: по 2 кубика двух основных цветов – красного, желтого (для второй подгруппы – четырех цветов).
Инструкция: 2 кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой же, какой находится в руках у педагога. Затем педагог говорит: «Покажи, где красный, а теперь где желтый (зеленый, синий)». Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Скажи, какого цвета этот кубик».
Обучающая помощь: Если ребенок не сличает цвета, то педагог применяет сначала два цвета. Если ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое названия 2-3 раза.
Дошкольный возраст
Методика «Найди и вычеркни»
Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания.
Проведение методики: Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово “начинай”, ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».
Обработка и оценка результатов: При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т. е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.
Методика «Поставь значки»
Цель: оценки переключения и распределения внимания ребенка.
Проведение диагностики: Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
Методика «Запомни и расставь точки»
Цель: оценка объема внимания ребенка.
Описание: для диагностики используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов:
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое
количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек
8-9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек
6-7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Методика «Пройди через лабиринт»
Цель: выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления.
В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход – стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.
Оценка результатов в баллах.
Методика «Нелепицы»
Цель: оценка элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов в баллах.
Методика Что здесь лишнее?
Шкалы: уровень развития образно-логического мышления
Возраст: 4-5 лет.
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Назначение теста: В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Обработка и интерпретация результатов теста в баллах.
Источник