2 особенности развития ребенка младенческого и раннего возраста

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 -2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

– благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

– к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Читайте также:  Занятие с ребенком 3 лет на развитие интеллекта

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба – одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник

Особенности детей раннего и дошкольного возраста

О.Н. Жучкова

Москва

2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3

Особенности развития детей дошкольного возраста…………………….…..….…4

Заключение………………………………………………………………….…..…….9

Список литературы………………………………………………………………….10

ВВЕДЕНИЕ

В связи с особенностями роста и развития человека в педагогике принята следующая возрастная периодизация: от рождения до 1 года – младенческий возраст, от 1 года до 3 лет – предшкольный, от 3 до 7 лет – дошкольный возраст, от 7-8 до 11 лет – младший школьный возраст, от 11 до 14 средний школьный возраст, от 15-16 до 17-18 лет – старший школьный возраст.

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития. Характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности называют возрастными особенностями.

В связи с тем, что на развитие ребенка оказывает влияние его активное взаимодействие со средой и окружающими людьми границы возрастных особенностей подвижны. Следует иметь в виду, что в тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные особенности. Знание общих возрастных и индивидуальных особенностей помогает воспитателю определить меру сил и возможностей своих воспитанников и предъявлять такие требования, которые обеспечат дальнейшее развитие в нужном направлении.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что дошкольное детство представляет собой период интенсивного развития всех психологических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Таким образом, целью данной работы является изучение возрастных особенностей дошкольников и их учета при организации педагогического процесса.

Для достижения поставленной цели мной были выдвинуты следующие задачи:

  • рассмотреть особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • исследовать особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста;

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое развитие ребёнка зависит от его возраста, образа жизни. Чаще всего под физическим развитием ребёнка понимают изменения, происходящие с организмом в период всей его жизни.

Читайте также:  Введение на тему роль игры в развитии ребенка

Ранним возрастом является возраст ребёнка от 1 года до 3 лет. С года и до двух лет ребёнок ещё интенсивно растёт, в то время как с трехлетнего возраста рост ребенка замедляется. В этот период идёт развитие внутренних органов и систем.

В ранний период возраста у малыша происходит окостенение хрящей и костных тканей, укрепление мышц. Ребёнок уже способен на выполнение более сложных движений и лучше стоит на ногах. Но, несмотря на всю свою активность, дети довольно быстро утомляются и нуждаются в продолжительном отдыхе.

Помимо опорно-двигательного аппарата у детей происходят изменения во всём организме. Так, например, идёт быстрое развитие всех систем организма:

  • Центральная нервная система становится более устойчивой к воздействию стрессовых факторов внешней среды.
  • Происходят изменения в желудочно-кишечном тракте.
  • организмом усваиваются более сложные продуктов питания.
  • Претерпевает изменения мочевыделительная система. Это выражается в увеличении в объёме мочевого пузыря, снижению мочеиспускания.

Таким образом, в этот период происходит очень активное физическое развитие ребёнка.

В период физического развития дошкольника в возрасте от 3 до 4 лет отмечается:

  • более крепкое развитие верней части туловища (мышц);
  • дети обладают большой физической активностью;
  • строение и функционирование внутренних органов и систем развито согласно возрасту.

В возрасте от 4-5 лет все движения ребёнка становятся координированными. С 5-7 летнего возраста появляются:[1]

  • ритмичные, плавные движения;
  • ребёнок становится более выносливым;
  • способен выполнять небольшие физические нагрузки (прыжки в высоту, длину, бег на короткие дистанции);
  • пропорциональное развитие мышц;
  • многие движения, действия доведены до автоматизма.

Основными особенностями физического развития детей дошкольного возраста является пропорциональное развитие двигательной активности, внутренних органов и систем согласно возрасту малыша.

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:[2]

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Отдельно в дошкольном восприятии можно выделить ярко выраженные произвольные действия – рассматривание, наблюдение и поиск. Происходит также активное усвоение системы сенсорных эталонов.

2. Мышление. Его тесная взаимосвязь с восприятием позволяет говорить о наглядно-образном мышлении, столь характерном для всех дошкольников. Своеобразная детская логика ничуть не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна), то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память. Целенаправленное и сознательное запоминание чего-либо от эпизодических проявлений становится неотъемлемой частью игр, выполнения определенных поручений или процесса подготовки к школе.

4. Речь. К окончанию дошкольного возраста язык для малыша становится действительно родным. С интенсивным ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваивается грамматический строй и особенности произношения.[3] Вместе с этим дети активно занимаются оригинальным и забавным словотворчеством.

Младший возраст является важнейшим периодом в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей.[4] Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержание.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я – сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей.

Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.[5] Главное – помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функциональное употребление предметов и открывает ценностное отношение к ним. Он также постепенно погружается в среду постоянных вещей и познает её относительность.

В это время рефлексия дошкольника на окружающих людей становится все более тонкой – ребенок учится идентификации не только с людьми, но и с персонажами сказок, объектами окружающей среды, изображениями, игрушками и т.п. Одновременно малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые уместны в отношениях с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения, демонстрацию эмоционального расположения и готовности выстраивать позитивные взаимоотношения. Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей, что способствует его половой идентификации.[6]

Читайте также:  Зона потенциального развития ребенка это

В 4 года, когда дети переходят в среднюю группу детского сада, в их поведении и деятельности появляется ряд новых черт, отличающих их от малышей. Возрастают физические возможности детей, они испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они становятся непослушными и капризными.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Речевые контакты становятся более длительными и активными.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу, творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой зачатки будущего характера и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Поэтому, организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания взрослых.

Таким образом, от особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. – М.: Академический проект, 2007. – 288 с.
  2. Герасина Е.В. Детская психология. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 290 с.
  3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
  4. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 256 с.
  5. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010. – 176 с.
  6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010. – 288 с.

[1] Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010. – 176 с.

[2] Герасина Е.В. Детская психология. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 290 с.

[3] Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010. – 288 с.

[4] Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. – М.: Академический проект, 2007. – 288 с.

[5] Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 256 с.

[6] Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.

Источник