2 года ребенку процедуры

2 года ребенку процедуры thumbnail

Содержание статьи

  • Каких специалистов нужно пройти в 2 года
  • Анализы при плановом осмотре в 2 года

За здоровьем ребенка важно следить с самого рождения. Это позволит предотвратить множество серьезных проблем со здоровьем и выявить возможные отклонения в развитии на раннем этапе, когда все можно скорректировать. Сегодня нашей стране практикуется система профилактических осмотров детей с первых лет жизни. За здоровьем малыша следит не только педиатр, но и врачи других специальностей, что позволяет разработать для каждого ребенка индивидуальную программу профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Когда малыш достигает двухлетия, ему предстоит плановый осмотр ребенка в 2 года, включающий целый ряд мероприятий. Источник:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н “О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних” (с изменениями и дополнениями)

Каких специалистов нужно пройти в 2 года

В этот период крайне важно следить за здоровьем, укреплять иммунитет, выявлять возможные проблемы в самом начале и лечить их. Профилактический осмотр в два года подразумевает не только ставший привычным визит к педиатру, но и ряд лабораторных исследований (анализов) и осмотры специалистов. Особенно это важно, если родители планируют посещение детского сада.

Педиатр. Это врач, который оценивает физическое развитие ребенка – измеряет рост и вес, прибавки за контрольный период. Он дает направления на анализы, к специалистам, при необходимости назначает дополнительные обследования (ЭКГ, УЗИ, рентген и т. д.). Анализирует после завершения консультаций и получения результатов анализов все данные, дает рекомендации по питанию, уходу за малышом, развитию и профилактике болезней.

Детский невролог. Нервная система малышей еще очень уязвима, серьезные стрессы могут повлиять на нее крайне негативно. Поэтому важно следить за нервно-психическим развитием малыша, тонусом мышц, становлением речи, координацией движений и множеством других неврологических функций. При необходимости врач порекомендует лекарства, массажи или комплексы ЛФК, развивающие игры.

Хирург-ортопед. Скелет ребенка и его мышечная система развивается очень быстро. Важно не припустить какие-либо отклонения – деформации позвоночника, нарушения осанки, следить за правильным формированием свода стопы, оценивать развитие суставов. Важно вовремя исключать развитие аномалий половых органов (особенно у мальчиков), развитие грыжи, проводить профилактику травм. Врач оценит состояние скелета и мягких тканей, развитие органов и даст рекомендации по уровню физической нагрузки, подбору обуви, профилактике сколиоза.

Офтальмолог. Глазной анализатор ребенка активно развивается, нагрузка на зрение высока. Поэтому важно регулярно проверять у офтальмолога не только остроту зрения, но и состояние хрусталика, роговицы, стекловидного тела и глазного дна. Особенно это важно тем детям, чьи родители носят очки или имеют различные заболевания глаз.

Стоматолог. Врач проведет осмотр полости рта и профессиональную гигиену, даст рекомендации по чистке, уходу за молочными зубами. Если есть нарушения сроков прорезывания, кариозные поражения, он назначит курс лечения. Кроме того, при необходимости стоматолог порекомендует курсы укрепления эмали и коррекцию питания для того, чтобы зубки ребенка получали все необходимые минералы.

Анализы при плановом осмотре в 2 года

Если у малыша нет никаких проблем со здоровьем, он полноценно растет и развивается, родители не предъявляют жалоб на самочувствие малыша, педиатр назначает стандартные анализы, которые позволяют оценить метаболизм и работу системы кроветворения, общее состояние организма. К ним относятся:

  • Общий анализ крови. Врач оценивает уровень гемоглобина и количество красных клеток, уровень лейкоцитов и тромбоцитов.
  • Общий анализ мочи. Педиатр оценивает физические показатели (цвет, плотность, рН) и отсутствие осадка солей, лейкоцитов, эпителия.
  • Кал на яйца паразитов и соскоб на энтеробиоз. Помогает исключить наличие паразитарных болезней.

При необходимости могут быть назначены дополнительные анализы и исследования – биохимический анализ, кровь на сахар, УЗИ брюшной полости, ЭКГ.

Источник:

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н “О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних” (с изменениями и дополнениями).

Источник

Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание, Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. Более того из-за боязни простуды, начинают заниматься пассивной защитой в виде укутывания, боязни открытых окон, проветривания помещений. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний. Основные факторы закаливания – природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.

Основные эффекты закаливающих процедур:

– укрепление нервной системы;

– развитие мышц и костей;

– улучшение работы внутренних органов;

– активизация обмена веществ;

– невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей.

Основные принципы закаливания:

  • проводить закаливающие процедуры систематически;

  • увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;

  • учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;

  • начинать закаливание в любом возрасте; лучше в весеннее время;

  • никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;

  • избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;

  • правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;

  • закаливаться всей семьей;

  • закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;

  • в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Закаливающие воздушные процедуры:

Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии ребенка в комнате. Методы закаливания делятся на традиционные и нетрадиционные. Наиболее удобными и физиологически обоснованными являются традиционные методы закаливания воздухом. Это объясняется тем, что потребность растущего организма в кислороде более, чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное оздоровительное значение. Солнечные ванны также являются хорошей закаливающей процедурой. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке витамина Д и повышают обменные процессы. Они оказывают бактерицидное действие, повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям. Прогулки на свежем воздухе должны проходить ежедневно и составлять не менее 2-хчасов.

Читайте также:  Ребенку 2 года какие развивающие занятия проводить

Воздушные ванны: при первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве, малыша следует немедленно одеть!

Закаливание водой может проводиться, как местные или общие процедуры.

К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны.

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка

Существуют специальные правила закаливания:

1. необходим психологический настрой;

2. важна систематичность занятий;

3. нужно учитывать сезон, не стоит начинать закаливание весной и осенью т.к. возможны простудные заболевания и обострение хронических;

4. закаливание должно быть комплексным: активным и пассивным, общим и местным;

5. постепенным;

6. учитывать индивидуальные особенности ребенка и климатические факторы;

7. закаливание должно приносить радость

Интенсивные методы закаливания

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры. Ведущим должен быть принцип использования контрастных воздействий т.к. он обеспечивает оптимальную тренировку термрегуляционных механизмов.

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

  • контрастные ножные ванны;

  • контрастное обтирание;

  • контрастный душ;

  • сауна; русская баня

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают тазом с горячей водой, если ребенок здоров – прохладной. Чтобы ребенку было не скучно, следует проводить контрастные процедуры в виде игры.

Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” – 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз. Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. После этого вытереть ноги махровым полотенцем, одеть обувь. Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей! Первое условие закаливания – выбор правильной не перегревающей одежды. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений. Некоторые родители бросаются в другую крайность – одевают детей только в трусики – такой режим не способствует закаливанию. Хорошее закаливающее воздействие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Начинать нужно с малых и непродолжительных воздействий. Если ребенок не готов к холодным процедурам, есть альтернатива – горячие обтирания. В этом случае горячая вода тонким слоем ложится на тело и тут же испаряется, а испаряясь уносит тепло. Чем выше температура воздуха и воды, чем суше помещение, тем интенсивнее испарение. Сначала рекомендуется горячей губкой обтереть руки и ноги, затем переходить к обтиранию всего тела. Холод подводится к коже легко, человеку приятно, в отличие от контактного закаливания холодной водой. К нетрадиционным методам относятся: зимнее плавание – «моржевание», хождение босиком по снегу, обливание и купание в ледяной воде. Из-за недостаточно сформированной системы терморегуляции и адаптации, незавершенности развития иммунной системы – это достаточно спорный метод. Существуют и противопоказания к закаливанию.

Источник

Закаливание организма детей от 2-3 лет.

Основными средствами закаливания воспитанников дошкольного учреждения является естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольшее значение в системе закаливания дошкольного учреждения должно придаваться воздушному закаливанию. Это обосновывается тем, что организация воздушных ванн не требует создания специфических условий и доступна в любом учреждении, а также показана детям с любым уровнем здоровья. Самый простой способ воздушного закаливания – это максимально облегченная одежда (до трусиков) на физкультурных занятиях и принятие воздушных ванн после дневного сна. Хороший эффект воздушного закаливания достигается при систематическом проведении физкультурных занятий на свежем воздухе в специальной одежде. Несмотря на то, что дети одеты, во время активных движений микроструйки воздуха буквально «омывают» тело ребенка, тренируя его терморегуляционный аппарат.

Организация водных закаливающих процедур требует специальных усилий педагогического и вспомогательного персонала. Но эти усилия не так уж сложны и затратны. В дошкольном учреждении могут быть организованы элементарные водные закаливающие процедуры, относящиеся к категории щадящих. Это влажное растирание, ходьба по мокрым дорожкам, обливание стоп и голени, погружение на 2-3 секунды ног в воду, обширное умывание (лицо, руки до локтя, верхняя часть груди), принятие прохладное душа, обливание прохладной водой из ведерка.

Читайте также:  Можно ребенку аспирин при температуре 2 года

Разумеется, все эти процедуры согласовываются с медицинской службой и родителями, а программа закаливания водой утверждается на медико – педагогическом совете.

Солнечные процедуры принимаются детьми в соответствии со специальной схемой, утвержденной врачом дошкольного учреждения.

В плане воспитания привычка здорового образа жизни крайне важно, что бы дети выбирали вид водной закаливающей процедуры сами. Для этого работа дошкольного учреждения по закаливанию детей должна быть построена таким образом, что бы к пяти годам дети смогли освоить технику сухого и влажного растирания, обширного умывания, ходьбы по мокрым дорожкам, обливания стоп и погружения ног в воду, принятия прохладного душа и обливания прохладной водой из ведра. В таком случае им с пяти лет может быть предоставлена возможность выбора закаливающих процедур. Педагогам и родителям следует учитывать: все, что делается по собственному желанию ребенка, быстрее становится его привычкой.

Виды закаливающих процедур в дошкольном учреждении с 2-3 лет

  • Обмывание прохладной водой (не ниже +20С): кистей рук; предплечья; лица и предплечья; лица, предплечья и верхней части груди (общее время процедуры от 10 сек. До 20-30 сек);
  • Ходьба босиком (органиченное время), ходьба по мокрым дорожкам (от 10-15 сек до 1 мин):
  • Воздушные ванны: нахождение детей в помещении в облегченной одежде; в маечке без рукавов и трусиках на физкультурных мероприятиях; дневной сон без маечек.

Обучение детей оздоровительным практикам организуется как в повседневной жизни детей, так и на специальных занятиях, входящих в систему физического воспитания. Это прежде всего обучение элементарным навыкам гигиены, ухода за своим телом. Подобное обучение начинается уже с младшей группы детского сада. По мере взросления детей учат приемам самомассажа, полосканию горла, описанию своего самочувствия, различным дыхательным упражнениям, поведению в экстремальных ситуациях, оказанию элементарной помощи и др.

Питание детей должно быть организовано не только в соответствии с предъявляемыми нормативными документами требованиям, но и носить оздоровительный характер. Это не « пропишешь» в инструктивных документах, так как все зависит от позиции руководителя дошкольного учреждения и от истинности его любви к детям.

Оздоровительный характер питание детей носит в том случае, если они получают достаточное количество свежих фруктов (которые нельзя заменять соками!), овощей и зелени; если учитываются и развиваются пищевые вкусы детей за счет разнообразия и систематического введения новых блюд; если в меню введены оздоровительные напитки, а в детском саду организован фитобар. Кроме того, сама организация питания должна быть комфортной в психологическом плане.

Источник

Детский лечебный массаж в комплексе с медикаментозной терапией ускоряет лечение многих болезней. Он также оказывает расслабляющее и успокаивающее действие на ребенка, что способствует восполнению сил организма. В самые первые месяцы жизни лечебный детский массаж показан даже абсолютно здоровым малышам – это залог правильного развития и прекрасное средство укрепления здоровья. Процедура также эффективна для профилактики многих нарушений и болезней в первые годы жизни ребенка.

Польза детского лечебного массажа

Подготовленный специалист при помощи массажных действий способен повлиять на все функциональные системы организма. Часто детский медицинский массаж является действенным методом для улучшения состояния больного ребенка, вызывает положительную динамику в терапии. Высокую результативность обеспечивают следующие полезные свойства процедуры:

  • Расслабление, снятие напряжения и нагрузки на опорно-двигательный аппарат, мышечных зажимов;
  • Обнаружение областей дискомфорта и мышечной боли и снятие симптомов;
  • Облегчение формирования правильных двигательных навыков, улучшение моторики;
  • Стимулирующее и тонизирующее воздействие на внутренние органы и системы;
  • Улучшение кровообращения, нормализация обмена веществ;
  • Восстановление правильной работы дыхательной системы;

Помимо лечебных свойств детский медицинский массаж также дает положительный психологический результат. В первые месяцы и годы жизни физический контакт играет для ребенка большую коммуникативную роль, поэтому регулярные сеансы медицинского массажа успокаивают малыша и улучшают его эмоциональный фон.

Особенности детского медицинского массажа

Все движения, которые производит врач во время лечебной процедуры можно сравнить с аналогичными при взрослом массаже. Но кожа ребенка тоньше, а тело и скелет менее устойчивы, поэтому все движения производятся с гораздо меньшей силой или заменены на более мягкие варианты:

  • Разминка – выполняется с помощью достаточного энергичных движений пальцами по поверхности кожи, с целью задействовать подкожные мышцы;
  • Поглаживание – расслабляющее легкое воздействие, выполнятся круговыми движениями ладоней; оказывает положительное успокаивающее влияние на нервные окончания в тканях, следом расслабляются подкожные мышцы;
  • Растирание – выполняется как поглаживание, но более интенсивно; обеспечивает более глубокое воздействие на кожные ткани и мышечный корсет;
  • Похлопывание, щипки – наиболее активно влияют на мышцы; также выполняется вибрация при помощи зажимов, надавливаний в определенных точках тела.

Делать лечебный массаж должен только врач-специалист на дому или в поликлинике. При отсутствии подготовки можно выполнять процедуру только на уровне поглаживания, легкого растирания. Так можно снять напряжение с мышц, избежать опасности нечаянно травмировать ребенка.

При выполнении лечебного медицинского массажа необходимо соблюдать следующие правила:

  • Покормить ребенка не менее, чем за 40 минут до сеанса, после процедуры есть можно только через полчаса;
  • Пользоваться маслом или специальным кремом для смягчения кожи, увеличения ее эластичности;
  • На руках не должно быть длинных ногтей или украшений – колец, браслетов, которые могут травмировать кожу;
  • Лучше начинать курс не раньше 1-2 месяцев; рекомендуется проводить 3-4 курса с интервалами, по 8-10 занятий в каждом;
  • Для детей продолжительность процедуры составляет не больше 5-20 минут, в зависимости от возраста.
Читайте также:  Если заложен нос но соплей нет у ребенка 2 года

Делать лечебный массаж можно только если ребенок находится в спокойном, расслабленном состоянии. Если есть признаки тревоги, напряжения, стресса, малыш кричит или плачет, медицинская процедура не принесет пользы и будет только во вред. Если массажист незнакомый, лучше предварительно дать ребенку несколько минут, чтобы привыкнуть к новому человеку и освоиться в его обществе.

Показания и противопоказания

Варианты процедур многообразны и различны в зависимости от типа заболевания и возраста ребенка. Показания для лечебного массажа следующие:

  • Гипертонус мышц – следствие нарушений в центральной нервной системе;
  • Искривление позвоночника (сколиоз) – формирование неправильного изгиба позвоночника и нарушение осанки;
  • Мигрени – длительные приступы головной боли;
  • Частые простуды с осложнениями – следствие сниженного иммунитета;
  • Кифоз грудного или шейного отдела – образование патологического изгиба позвоночника;
  • Кривошея – наклон головы в сторону из-за повреждения или неправильного развития шейных мышц;
  • Косолапость, плоскостопие – формирование стоп заканчивается в подростковом возрасте, поэтому в детстве можно исправить искривление или снизить негативный эффект.

Лечебный массаж также необходим при ДЦП – это комплекс заболеваний, развивающихся из-за неправильной работы головного мозга. Болезнь сопровождается многими нарушениями в работе мышц и нервной системы. Регулярное проведение массажных процедур улучшит состояние ЦНС и снижает гипертонус мышц и улучшает состояние ребенка.

Для массажа также существует ряд противопоказаний. Выполнять процедуру не рекомендуется в следующих случаях:

  • Простуда с повышение температуры, лихорадка, жар;
  • Болезни сердца (врожденный порок сердца;
  • Расстройство пищеварения;
  • Кожные заболевания и высыпания, аллергия;
  • Опрелости и потница на коже у грудничков;
  • Инфекционные заболевания.

С осторожностью нужно делать массаж при пупочной или других видах грыжи. Активные движения и надавливание в таких случаях противопоказаны. Врач выполняет поглаживающие круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против, перемежая их с легким пощипыванием. Такое воздействие имеет тонизирующий эффект и улучшает состояние малыша, ускоряя выздоровление.

Грудничковый лечебный медицинский массаж

Многие разновидности массажа приносят пользу лишь на определенном этапе развития ребенка. Так выделяют грудничковый массаж, который проводится в первые месяцы жизни до года даже здоровым малышам. Его цели следующие:

  • Общее укрепление организма, повышение иммунитета – использование медицинских препаратов и иммуномодуляторов может принести вред организму ребенка, поэтому врачи рекомендуют закаливание и медицинский массаж для профилактики заболеваний;
  • Снятие гипертонуса – в первые месяцы у многих детей развивается перенапряжение мышц, вызванное длительным почти неподвижным пребыванием в утробе; по мере развития ЦНС избыточный тонус уходит, но иногда возникают нарушения; массаж помогает снять напряжение и болевой синдром, производит успокаивающее воздействие;
  • Улучшение моторики, координации движений – предотвращает задержки в развитии, ребенок становится более активным, раньше начинает переворачиваться и ползать;
  • Лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата – нарушений, вывихов, кривошеи, плоскостопия;
  • Коррекция – выполнение поддерживающей терапии для закрепления результатов основного курса;

От обычного грудничкового отделяют массаж для недоношенных детей – в этом случае часто присутствуют нарушения в работе нервной системы, которые следует скорректировать. Сеансы массажа помогают таким детям, налаживая работу ЦНС, улучшая сон, снимая гипертонус мышц.

ВАЖНО: Проведение лечебного массажа ребенку в возрасте до года лучше доверить квалифицированному практикующему специалисту, который хорошо знает особенности детской анатомии и происходящих в теле ребенка процессов. Мать может находиться на медицинской процедуре, чтобы снизить эмоциональное напряжение малыша.

Для гиперактивных детей

У детей постарше часто развивается синдром гиперактивности, также связанный с повышенной возбудимостью нервной системы. Такие дети часто двигаются и ходят во время сна, у них проблемы с координацией движений, мозг одинаково активно работает днем и во время сна, поэтому перегружается. Гиперактивность часто сопровождается синдромом дефицита внимания, повышенной утомляемостью, проблемах с развитием.

Медицинский массаж в этом случае делается курсами, каждый сеанс должен длиться около 20-30 минут, лучше всего проводить их утром. Во время процедуры врач воздействует на определенные точки, снимая напряжение с мышц, налаживая опорно-двигательный аппарат, регулируя работу нервной системы. Полезен также облегченный расслабляющий массаж перед сном, который может выполнять кто-то из домашних. Такой сеанс помогает ребенку успокоиться перед сном, перевести нервную систему и мозг в режим отдыха.

Автор статьи:

Практикует: 15 лет, Преподает: 8 лет

Селиванов Павел Владимирович

Преподаватель классического, спортивного, рефлекторного массажа с медицинским образованием, автор уникальных массажных техник, специалист по иглоукалыванию и акупунктуре, эксперт по восточной медицины. Павел дает глубокие, всесторонние знания по предмету, учит студентов работать осознанно, приносить максимальную пользу каждому клиенту. Подробнее…

Основное образование:

Санкт-Петербургский медицинский институт им. академика И.П. Павлова. Специальность: Стоматология

Дополнительное и профильное обучение:

2018 г. – Международный учебный центр «Массижист широкого профиля»

2013 г. – ГБОУ ВПО СЗГМУ минздрава России им. Мечникова цикл » Клиническая трансфузиология»

2008 г. – ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию «Актуальные вопросы челюстно-лицевой хирургии»

2004 г. – ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения РФ. Специальность: Организация здравоохранения и общественное здоровье.

2004 – 2009 гг. Администрации СПБ. Специальность: Челюстно-лицевая хирургия на I категорию.

2003г. – МАПО сертифицированный цикл Актуальные вопросы челестно-лицевой хирургии.

2000 г. – Аттестация при комитете по здравоохранению

1998 г. – Медицинская академия последипломного (МАПО) . Специальность: Челюстно-лицевая хирургия

1998 г. – Медицинская академия последипломного образовая. Специальность: Хирургическая стоматология

1992 г. – Отделение нетрадиционной медицины СП «Интермед» курс «Аурикулярная электропунктурная диагностика и иглотерапия»

Источник