100 слов у ребенка в 2 года
Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.
Он выделил 2 периода
1. Доречевой.
Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.
3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.
6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.
Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.
К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.
К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.
Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.
2. Речевой период
1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.
В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).
1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.
В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».
Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.
Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.
После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.
Источник
Мария Рязанова, Женщина, 27 лет
Добрый день! Сыну 2,5 года будет через 2 недели, очень переживаю по поводу речи. Пассивный словарь у ребенка большой, сложные инструкции выполняет. По развитию в сравнении со сверстниками(и полагаясь на участкового педиатра) все в норме. ( Ребенок кушает сам вилкой и ложкой, на горшок просится(ночью тоже, или терпит до утра, или просится), поднимается по лестнице и спускается(иногда уже не приставным шагом, а “как взрослый”), играет в футбол, прыгает через небольшие препятствия, умеет танцевать – ножку выставляет пяточкой крутит, фонарики, знает разницу большой-маленький, умеет рисовать солнышко, тучку и улитку, любит играть в кубики и конструктор, игры уже сюжетные, собирает с помощью взрослого разрезанные картинки или пазлы, ориентируется в цветах – желтый, красный, синий, зеленый). По просьбе: “покормит котика молочком”, – идет, открывает холодильник, берет молоко, наливает котику в миску, закрывает крышечку, ставит обратно в холодильник. Ходим в группу кратковременного пребывания в детском саду, любит слушать стихи и сказки. Активный словарь – 90-100 слов. Многих животных, а также другие предметы называет звукоподражательно: медведь – рычит, собачка ав-ав, уточка кья-кья, курочка ко-ко, петушок кукаку, поезд – туту (тутука), часики- тик, самолет – уууу(уука), лягушка ква-ква, машинка – просто гудит, бе-бе(баран), ме-ме(коза). Сейчас слова, которые появляются, уже не звукоподражательные. Другие слова в запасе: зайка, ёока(ежик,ёлка), кубкука(кубики), ам-ам(кушать), куп-куп(купаться), кап-кап (капает что-либо), тёп-тёп/тёптёка (идти, лестница), пых-пых (дым,труба, пар), палка (палка и печеньк соломка), теака(тарелка), булка(что-либо мучное, в тч хлеб), игака (игрушка, играться), катькака (экскаватор, трактор), сёка (сок), дай/дайдай,да/не, на,мама,папа, тётя,дядя, деака(дедушка), пипи(писать), кака(какать), пепа(из мультика свинка), гогон и пеака (гордон и перси паровозы из мультика), тёака(терка), агука(огурчик), яака (яблоко), пеака (персик), типтика (цыпленок), зюзёка (ружье), танка/тантанка (танк), канкан(кран), наняка(данилка), кики(кирилл), ик (икает), биби (машина сигналит), уго/ого (большой), гага (гуси, гусеница), тииг (тигр), пхью ка (фу кака), кый-кый (колется что-то, прививка), кых-кых (котик или кыш – прогоняет его), кии (киса/котик), зяка (жарко, горячо), ой,ай,бум,бам, бабах, ком (снежный ком для снеговика), тиих (тихо), беака (белка), яя (я сам), гугу (кенгуру)… Самое основное, что говорит часто. Из предложений: ты куда, мама топтоп (идти куда-то, кто-то ушел или пришел), мама пипи/кака/амам, мама уго (большое что-то), ой теака (ой терка порезала порезала), кии кый кый (котик поцарапал), мкока – морковка, мыика/бумка (мишка, недавно начал бумка начал называть из сказки теремок, когда мишка бум и развалил теремок) и тому подобное. На вопросы где были, что делали, кто это, – отвечает. Загадки про животных угадывает (например, кто в дупле живет, по веточкам прыгает и любит кушать орешки и грибочки, говорит беака(белка), кто морковку любит – зайка, и другие). С детками общаемся, ходим в развивающие центры, я с ребенком занимаюсь и о карточкам, читаем, рисуем, танцуем, мелкую моторику развиваем… Педиатр и невролог говорят, что речь в норме, однако, многие сверстники говорят трехсложными предложениями и уже называют более сложные слова. По совету знакомых обратились к другому неврологу, который сказал, что такая речь – это зрр. Скажите пожалуйста, похожп ли описанная мною ситуация в речи на зрр или это речь в пределах нормы? Очень переживаю, заранее спасибо за ответ.
Источник
Важные моменты!
Когда ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи? Мы расскажем о том, какие речевые навыки должны быть сформированы в определенные периоды развития ребенка. Разъясним, на что родители должны обращать особое внимание. Перечислим признаки, когда вызывать речь ребенка придется с помощью специалистов. Уточним, к какому специалисту лучше обратиться.
Как развивается речь в 1-2 года
После года ребенок активно наращивает словарный запас, подражает речи взрослых. Его фразы чаще всего состоят из одного слова «Дай!», или из двух «Мама нет», «Дай пи».
Вместо целого слова он часто произносит только один слог (например, собака – ба, кукла – ку). После полутора лет речь для ребенка – это средство общения, возможность получить желаемое. Жесты и мимика заменяются словами.
В активном словаре малыша второго года жизни количество слов уже достигает 50-100, а у некоторых детей — 300-400. Предложения состоят из 3-4 слов, они не всегда согласованы между собой («Вова бай-бай»). Если ребенку приходится повторять за взрослым слова и фразы из простых слов, чаще всего он делает это правильно. Малыш может выполнить инструкцию из этапов типа «Возьми яблоко и отнеси его папе».
Звукопроизношение в этом возрасте очень несовершенно. Ребенок смягчает большинство согласных (дай – дяй), неправильно произносит или не произносит совсем многие звуки, так как его органы речи еще не развиты.
Признаки неблагополучия в 2 года:
- малыш не может ответить на простые вопросы;
- он не понимает просьбу взрослого, простую инструкцию;
- ребенок не может повторить за взрослым простые слова;
- его предложения состоят из 1-2 слов;
- до полутора лет он не может произнести ни слова;
- к двум годам осмысленно употребляет не более 20 слов и его речь понимают только родители;
- он не стремится общаться ни со взрослыми, ни с детьми
Если речь малыша заметно отстает от этих показателей и от речи сверстников, нужна консультация педиатра и профильного специалиста.
- Важно начать обследование с консультации педиатра . Врач оценит состояние здоровья малыша, направит при необходимости к профильным специалистам;
- детский психолог – изучает психику ребенка, оценивает ее развитие с учетом возрастных норм, оказывает ребенку психологическую помощь;
- дефектолог – стимулирует развитие интеллекта у детей с физическими и психическими недостатками;
- логопед – устраняет речевые дефекты, недостатки звукопроизношения, проводит запуск речи у неговорящих детей.
Нужно иметь в виду, что дефектолог и логопед обычно принимают детей только после достижения двухлетнего возраста. Но последнее время становится все больше специалистов, которые начинают работать и на более ранних этапах развития, помогая осуществить сам процесс запуска речи.
Попробуйте найти именно таких профессионалов, если вы чувствуете, что вам явно нужна их помощь. Чем раньше ребенку начнут оказывать профессиональную помощь в развитии речи, тем быстрее и благополучнее будет проведена коррекционная работа
Вызывание речи у неговорящего ребенка в 1-2 года
Как вызвать речь у ребенка второго года жизни? Здесь требуется комплексное воздействие, включающее в себя игры, дыхательную гимнастику и тренировку артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика
Для координации движений губ, языка, щек с ребенком разучивают движения артикуляционной гимнастики:
«Жмурки». Зажмурить глазки, широко открыть их. Чередовать несколько раз.
«Улыбка – трубочка». По очереди растягивать губы в улыбке и стягивать их трубочкой.
«Шарики». Надуть щеки и «лопнуть» их, нажав пальчиками.
Дыхательно-голосовые упражнения
Для развития правильного дыхания выполняются дыхательно-голосовые упражнения:
«Нюхаем цветок». Нюхаем цветок, плавно, медленно вдыхая воздух 3-5 раз.
«Вырасти большой». Поднять руки вверх, потянуться, опустить вниз, произнести «У-У-УХ».
«Корова». «Вот мы слышим, на лугу зазвучало «Му-у-у!» Будем тоже мы мычать и дыханье проверять». Дети делают глубокий вдох и мычат.
«Часики» . Стоя с расставленными ногами, размахивая руками вперед-назад, произносить «Тик-так! Тик-так!»
Игры на подражание у ребенка в 1-2 года
«Комарик», «Жук Женя». «Ловим комарика» в кулачок, подносим к уху малыша со звуком «з-з-з». Предлагаем тоже поймать комарика и послушать его звон. Аналогичная игра проводится с «жуком Женей».
«Греем руки». Предложить подышать на «замерзшие руки»: «х-х-х».
«Ежик». Глядя на картинку с изображением ежика, несущего грибы и яблоки на своих иголках, пофыркать, как еж: «ф-ф-ф».
«Ходьба». «Как косолапый мишка пойдем мы все потише, потом пойдем на пятках, а после на носках. Потом быстрее мы пойдем (ах, ох, ух), и после к бегу перейдем (ухх!).
Игры на развитие понимания речи в 1-2 года
«Снег». Ребенок сопровождает движениями слова взрослого: «Как на горке снег-снег (имитация падающего снега). И под горкой снег-снег (перебираем пальчиками). А под снегом спит медведь (ладошки под щечкой). Тише, тише, не шуметь! (грозим пальцем)».
«Кулачок». «Как сожму я кулачок, да поставлю на бочок, разожму ладошку, положу на ножку».
«Водичка». Сопровождаем движениями и показом чтение потешки: «Водичка, водичка! Умой мое личико. Чтобы глазки блестели. Чтобы щечки краснели. Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок».
Игры на включение в речь простейших слов
«Бобик». Обыгрывание игрушки, изображающей собачку: «Бобик, Бобик, славный пес! Гав! Гав! (2 хлопка в ладоши), Белый лобик, черный нос! Гав! Гав! (хлопаем в ладоши). Бобик! Бобик! Лапку дай! (берем лапку) Гав! Гав! (хлопаем в ладоши), сядь на коврик и не лай! (пальчик к губам).
«Машенька-Маша». На полу расстилается платок, на него сажают куклу. Взрослый тянет за один конец платка, ребенок – за другой. «Машенька-Маша, куколка наша! В саночки садилась, с горки покатилась. У-ух!» Стимулируют ребенка на произнесение междометия «У-ух!»
«Машинки». Взрослый имитирует движение машины, крутит «руль», побуждая ребенка к произнесению междометий: «Би-би-би! Гудит машина: «Не поеду без бензина!» «Давай поиграем в машинки! Поехала машина: Ж-ж-ж!» Сигналит машинка: «Би-би-би!»
«Гости». В игрушечный домик приходят гости – животные. Они издают звуки, которым может подражать ребенок. Задача взрослого – побуждать малыша к подражанию голосам животных. «Тук-тук! Кто там? «Ко-ко-ко, мяу-мяу, га-га-га, и-го-го, ав-ав и т.д.…». Давай поговорим с курочкой, с собачкой, с кошечкой, с мышкой.
«Куколка». Укладывание куклы спать. «А-а-а!» Куколка танцует: «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!» Важно стимулировать малыша к вызыванию слов и фраз при помощи вопросов: «Кто это? Что она делает? Как она поет?»
Как развивается речь в 2-3 года. Когда обращаться к логопеду
На третьем году жизни малыш активно пользуется речью, общаясь с взрослыми и сверстниками. Он задает простые вопросы: «Где? Куда? Когда?» Ребенок может говорить не только о том, что видит, но и об отвлеченных вещах, о том, что произойдет.
В его словарном запасе много существительных. Это названия одежды, посуды, игрушек, животных, предметов ближайшего окружения. Ребенок уже может рассказать о том, что он видел или узнал нового.
Теперь малышу доступно понимание простых сказок или рассказов, близких по содержанию к личному опыту ребенка. Он может рассказать, о чем это произведение, маленькие тексты запоминает наизусть, но пересказ невнятен и без помощи взрослых редко получается.
Хотя мышцы губ, языка и нижней челюсти уже окрепли, ребенок может произнести не все звуки. Дети третьего года жизни не могут произнести многосложные слова, переставляют в них слоги и звуки. Они не могут пользоваться силой голоса, иногда говорят слишком тихо (громко) или слишком быстро.
Именно в этом возрасте очень велика склонность к подражанию, поэтому с 2 до 3 лет активно развивается связная речь. Дети очень часто повторяют за взрослыми слова и фразы, чем развивают артикуляционный аппарат.
Возможные симптомы задержки речевого развития:
- очень медленно накапливается активный словарь, к трем годам употребляет не более 50 слов;
- слова искажены так, что их невозможно понять, плохо и неотчетливо произносит звуки, «каша во рту»;
- малыш с трудом строит фразы, делает это неправильно (Мальчик горка санка катается);
- явно предпочитает общаться не словами, а жестами.
- ребенок не стремятся к общению, уходит от ответа, не задает вопросов.
Обычно в этом возрасте у малышей с отставанием в речевом развитии заметно нарушение мелкой и крупной моторики. Они неловкие и неуклюжие, не могут выполнить точные движения, не могут повторить за взрослым движения речевого аппарата.
Если у ребенка наблюдается 2-3 симптома задержки речевого развития, он нуждается в немедленной диагностике и помощи логопеда. Коррекцию отставания в развитии памяти, внимания, интеллектуальных навыков проводит дефектолог.
Вызывание речи у неговорящего ребенка в 2-3 года
Все упражнения по вызыванию речи нужно проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.
Артикуляционная гимнастика
«Зайчик грызет морковку». Поднимаем верхнюю губу, показывая зубы.
«Белка кладет орешки за щеку». Упираемся языком в щеки по очереди.
«Сердитый волк» . Прикусываем нижнюю губу верхними зубами.
«Ежик фыркает». Вибрация губ.
«Бодрая и усталая лошадка». Цокаем языком быстро и медленно.
«Крутится юла» . Кончиком языка облизать губы по кругу.
«Самолет». Прикусить язык и произнести продолжительно звук Ы.
Игры на активизацию понимания речи в 2-3 года
«Птички». По команде взрослого дети бегают по комнате, изображая птичек, «клюют зернышки», летают быстро и медленно, машут крыльями вверх и вниз.
«Солнышко и дождик». По команде взрослого «дождик» малыш прячется в «домик», по команде «солнышко» — бегает по комнате.
«Вот какие мы!». Ребенок повторяет движения в соответствии со словами: «Мы ногами топ, топ! Мы руками хлоп, хлоп! Головою круть, круть! Руку мы кладем на грудь! Мы погладили животик! Улыбнулись ротиком! Вот какие молодцы!
Игры на запуск простейших фраз через ситуации в 2-3 года
«Отдай команду». Дети учатся отдавать команду игрушкам, куклам, взрослым: «Даша, иди (спи, неси, сиди, ходи, кати, уйди, лепи, дай, стой, пой, ешь, снимай, одевай, помоги)».
«Семья». Рассказать по картинке с изображением семьи и показать пальчиком; «Вот Аня. Тут Вова. Это папа. Это баба. Баба Маша. Вот деда. Деда Петя»
«Помоги мне сказку рассказать». При показе простых сказок типа «Теремок», «Репка» взрослый просит малыша помочь ему рассказать сказку. «Тук-тук, Это кто» Я тут буду жить. А ты кто? Иди в дом».
План важнейших действий для развития речи ребенка
Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата.
Чтобы работа по запуску речи у неговорящих детей была продуктивной, нужно выполнять ее в определенной последовательности:
- Наблюдение за речевым поведением ребенка, его общением со взрослыми и сверстниками.
- Определение уровня отставания речи от нормы, если оно, действительно, есть.
- Обследование у специалистов для определения индивидуальных особенностей речевого отставания.
- Устранение причин речевой недостаточности: активное общение с ребенком, уменьшение времени, проведенного малышом перед телевизором и с современными гаджетами.
- Формирование сенсорных навыков.
- Обучение звукоподражаниям, договариванию звуков.
- Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики для губ и языка.
- Развитие понимания речи, пассивного словаря.
- Создание у ребенка потребности в общении, отказ от чрезмерной опеки.
- Создание насыщенной среды для запуска речи, включающей в себя сюжетные игры и картинки, детские книжки с яркими иллюстрациями, активное общение со взрослыми и сверстниками.
Обращаться к специалисту нужно в любом случае, когда вас тревожит, что ребёнок слишком долго молчит или слишком мало говорит. Не откладывайте этот визит, потому что в серьезных случаях никакие педагогические усилия не дадут результата, если не будут учтены рекомендации врачей.
Начало статьи “Вызываем речь у ребенка в возрасте до года” смотрите здесь
Источник Kukuriku – Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/ranee/rechevoe/vyzyvaem-rech/ Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки
Источник