1 год ребенку параметры
Время летит незаметно. Малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать – он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.
Развитие ребенка в 1 год
Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать. В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает – он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое. Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.
Грудничок продолжает осваивать жесты – подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».
С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.
Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает, надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы – «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».
Карапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя – горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками – открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.
Ребенок в год хочет узнавать новые звуки – стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом – вскрикивает, бормочет, поет. Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации. Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.
К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов – снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.
У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами. Ребенок становится эмоционально возбудимым – плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно. Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.
В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, – кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.
Рост и вес малыша в 1 год
Показатели годовалых детей в среднем составляют:
Вес мальчиков | 8900 – 11600 кг |
Вес девочек, кг | 8500 – 10800 кг |
Рост мальчиков | 72,3 – 79,7 см |
Рост девочек | 71,4 – 78,5 см |
Окружность головы мальчиков | 44,5 – 48,6 см |
Окружность головы девочек | 43,5 – 47,3 см |
Речевое развитие
Большинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов – «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.
Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.
Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.
Режим дня и сон
Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 – завтрак, 13:00 – обед, 17:00 – полдник, 20:00 – ужин.
Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними – 5-ти разовым.
Питание
Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как:
- яйца;
- макароны;
- кашами (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная);
- нежирными сортами мяса, рыбы;
- овощами (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор);
- фруктами (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос);
- хлебом, сухариками, бубликами, печеньем;
- сливочным, растительным маслом;
- молочными и кисломолочными продуктами (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко);
- зеленью (укроп, петрушка).
Ягоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).
Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.
Меню ребенка в 1 год
- 09:00 – молочная каша, яйцо, хлеб, сок (грудное молоко),
- 13:00 – суп, овощной салат (протертый огурец с помидором, заправленный сметаной), хлеб, чай,
- 17:00 – творог, фруктовое пюре, печенье, сок,
- 20:00 – картофельное пюре, мясная или рыбная котлета, чай,
- 22:00 – грудное молоко или кефир.
Просмотров: 43426.
Источник
В 1 годик ребёнок продолжает стремительно расти и развиваться, познавать мир и осваивать новые навыки. Родители должны активно способствовать гармоничному развитию и здоровому росту. И для этого нужно знать нормы физического развития – показатели роста и веса.
Физические параметры мальчиков
Нормальные значения физических параметров мальчиков, предлагаемые отечественными врачами-педиатрами, рассмотрены в следующей таблице:
Параметр | Нижняя граница | Верхний предел нормы |
Вес | 6,9 кг | 11,7 кг |
Рост | 72,2 см | 79,8 см |
Окружность головы | 45,2 см | 48,7 см |
Обхват грудной клетки | 46,1 см | 52,6 см |
А в этой таблице приведены нормы для мальчиков, выведенные ВОЗ:
Параметр | Нижняя граница | Верхний предел нормы |
Вес | 7,7 кг | 11,8-12 кг |
Рост | 71 см | 80,3-80,5 см |
Окружность головы | 43,5 см | 48,4-48,6 см |
Физические параметры девочек
Мальчики обычно крупнее девочек, поэтому физические параметры детей женского пола проанализируем отдельно. Для начала рассмотрим нормы, предлагаемые российскими педиатрами:
Параметр | Нижняя граница | Верхний предел нормы |
Вес | 8,4 кг | 10,9 кг |
Рост | 71,3 см | 78,1 см |
Окружность головы | 44,1 см | 47,4 см |
Обхват грудной клетки | 46,2 см | 51,5 см |
В этой таблице приведены нормальные показатели, на которые рекомендует ориентироваться ВОЗ:
Параметр | Нижняя граница | Верхний предел нормы |
Вес | 7 кг | 11,3-11,5 кг |
Рост | 68,8 см | 79-79,2 см |
Окружность головы | 42,2 см | 47,4-47,6 см |
Нормальные прибавки роста и веса в 1 год
После рождения младенец растет и набирает вес очень стремительно. К году масса его тела увеличивается примерно втрое, а рост становится больше примерно на 23-25 см. В возрасте 12 месяцев темпы замедляются, и это нормально.
В период с 11 месяцев до года прибавка в весе для здорового ребенка составляет в среднем от 170-180 до 300 граммов. Примерный недельный привес – 45-75 г. За предыдущий месяц малыш набирает столько же или чуть больше – 190-330 г. В последующие несколько месяцев ребенок будет прибавлять в весе примерно так же.
Рост с 11 месяцев до годовалого возраста может увеличиваться на 1,5 см. Таким же должен быть прирост за предыдущий месячный срок. А в последующие месяцы кроха вырастает в среднем на 1 см.
Отклонения от норм: причины и действия родителей
На вес и рост годовалого ребёнка влияет несколько факторов:
- Индивидуальные особенности развития. Одни дети в раннем возрасте растут медленнее, но «догоняют» сверстников позже. У других деток всё происходит иначе.
- Наследственность. Если оба родителя высокие и имеют плотное телосложение, то и ребёнок с большой вероятностью будет крупнее и выше ровесников.
- Заболевания. И речь идёт не только о тяжёлых болезнях, негативно влияющих на развитие ребёнка, но и о банальных простудах. На фоне ОРВИ может ухудшаться аппетит, что влияет на вес и рост, так как малыш недополучает питательные вещества из пищи. При некоторых серьезных заболеваниях (рахите, сахарном диабете, гипотиреозе) развитие нарушается на фоне сбоев в функционировании внутренних органов.
- Способ вскармливания. Груднички могут отличаться по весу и росту от искусственников, так как смесь более питательная и обычно полностью выпивается из бутылочки. Но возможны увеличенные приросты и привесы при грудном вскармливании, если малыш часто прикладывается к груди.
- Рацион. Если меню скудное, или малыш мало ест, он наверняка будет отставать от ровесников по весу и росту. А если кроха переедает, то он будет расти и набирать массу неестественно быстрыми темпами.
Небольшие отклонения от приведенных выше норм не должны настораживать родителей, если ребёнок чувствует себя хорошо, гармонично развивается и ведет себя обычно. Но насторожить должны некоторые тревожные симптомы: бледность или синюшность кожных покровов, вялость, апатия, слабость, белый налет на языке, сухость слизистых оболочек, впалость щёк, изменения в поведении, походке или движениях; повышение температуры тела, диарея или рвота. При таких признаках надо показать ребёнка врачу.
Физические навыки
Физическое развитие ребенка в годовалом возрасте охватывает такие навыки:
- стояние на месте у опоры или без нее;
- попытки ходить (с посторонней помощью или самостоятельно);
- ползание под препятствиями;
- наклоны и возвращения тела в исходные положения;
- приседания;
- уверенное сидение без поддержки;
- вставание из разных положений;
- ходьба приставным шагом;
- попытки подниматься по лестнице, забираться на диваны и спускаться с них.
Интеллектуальное и эмоциональное развитие
В год малыш развивается эмоционально и интеллектуально. Он умеет:
- Указывать на разные предметы, находить их в комнате по просьбе.
- Выполнять простые просьбы. Должна следовать реакция на фразы «дай», «принеси», «положи» и другие подобные.
- Распознавать слово «нельзя». Малыш может реагировать на него отказом от запланированного действия или, напротив, протестом. А при получении желаемого кроха испытывает радость.
- Пользоваться жестами. Ребёнок может уместно махать ручкой, тянуть руку к желаемому предмету, указывать пальцем, хлопать в ладоши от радости.
- Концентрировать внимание на чём-либо в течение 10-15 минут.
- Выражать эмоции. Ребёнок проявляет недовольство при запретах и повышении голоса родителями, при неудачных попытках выполнить какое-либо действие. Также ребёнок радуется знакомым людям, отвечает на смех или улыбку такими же эмоциями, меняет выражение лица в разных ситуациях.
- Подражать взрослым. Во-первых, годовалый ребёнок пытается повторять мимику. Во-вторых, малыш выполняет некоторые движения или простые действия, глядя на взрослых или ровесников.
- Реагировать на знакомые звуки, на любимые песни. Ребёнок может начинать подпевать или ритмично двигаться.
- Привязываться к определенным вещам. Это могут быть любимые игрушки, некоторые предметы.
- Проверять наличие мамы. Малыш может оглядываться по сторонам в поисках близкого человека, беспокоиться при выходе родительницы из комнаты.
- Тянуться к сверстникам, пытаться с ними контактировать и взаимодействовать, наблюдать за ровесниками.
Бытовые навыки
Уход за годовалым ребёнком осуществляют родители, но всё же малыш может пытаться помогать маме или папе, включаться в быт: подавать руки и ноги при одевании, подставлять ладони под воду при мытье, снимать некоторые предметы одежды или пытаться их надевать. Кроха способен пить из поильника, откусывать печенья и хлеб, удерживать ложку, пытаться пить из чашки или бокала. Некоторые дети в таком возрасте начинают пользоваться горшком.
Речевое развитие
В год малыш осваивает всё больше разнообразных звуков, произносит слоги и односложные слова: «мама», «папа», «ляля», «на» и другие. Малыш может говорить неосознанно или лепетать, но некоторые дети используют речь уместно и обоснованно, выражая словесно своё желание получить что-либо или сделать («дай», «на»).
Кроха может повторять взрослую речь, но не всегда произносит звуки правильно, и это нормально. В среднем активный словарный запас может включать 5-10 слов, а также различные слоги и звуки, которые тоже могут использоваться осознанно и в определённых ситуациях.
Полезно знать! Если в год ребенок молчит, это не указывает на проблемы с развитием. Но при этом малыш должен понимать речь и реагировать на нее. Если же слова не только не произносятся, но и не воспринимаются, то стоит рассказать об этом врачу.
Немного о режиме дня и питании
Режим дня в возрасте 12 месяцев включает сон, кормления и периоды бодрствования с активными и интеллектуальными играми. Годовалый ребенок спит в сутки до 13-14 часов. Ночной сон длится 11-12 часов, дневной – 2-3 часа. Кроха может отдыхать в дневное время два раза по 1-1,5 часа, но некоторые дети к этому возрасту уже переходят на разовый отдых.
Рацион крохи в год включает фрукты и ягоды, овощи в отварном, тушеном или запеченном виде, яйца, рыбу без костей (сёмгу, хек, треску, горбушу), мясо и птицу (кролика, говядину, индейку, телятину, курицу), злаки в виде каш и детского печенья, пшеничный хлеб, сливочное и растительное масло, кисломолочные продукты (ряженку, творог, йогурты, кефир). Также годовалый малыш может получать молочную смесь с пометкой «12+» или грудное молоко. Грудь или бутылочку со смесью можно предлагать два раза в день. По желанию грудное или сухое искусственное молоко можно заменить обычным коровьим, но детским.
Как развивать годовалого ребёнка
Годовалый малыш будет гармонично развиваться, если проводить с ним такие полезные занятия:
- Музыкальные разминки. Можно танцевать под любимую ритмичную музыку. Также полезно пение песен.
- Игры с игрушками: сортерами, бизибордами, неваляшками, пирамидками, развивающими мягкими игрушками с разными фактурами.
- Игры с предметами быта: небьющейся посудой, шнурками и веревками, безопасными баночками с крышками.
- Чтение. Выбирайте яркие детские книги, читайте их и показывайте малышу иллюстрации.
- Развитие мелкой моторики. Можно лепить из соленого теста или безвредного детского пластилина, играть в песочнице с песком или заниматься со специальным кинетическим песком.
- Подвижные игры и гимнастика. Каждое утро можно проводить зарядку, полезны и разминки среди дня. Выбирайте простые движения (наклоны, приседания), демонстрируйте их малышу и помогайте правильно повторять.
- Игры с мячом, с разными каталками и толокарами.
Полезные советы родителям
Напоследок несколько рекомендаций мамам и папам:
- Старайтесь налаживать режим дня и придерживаться его. Укладывайте малыша спать и будите в одно время, организуйте приемы пищи в определенные временные интервалы.
- Не ждите полного соответствия ребёнка общепринятым нормам. Все дети развиваются индивидуально.
- Следите за питанием малыша и делайте рацион разнообразным, сбалансированным.
- Продолжайте регулярно делать сыну или дочке общеукрепляющий массаж: поглаживайте, растирайте и похлопывайте все части тела, двигайте ручками и ножками.
- Общайтесь с ребенком, показывайте ему любовь и ласку.
Зная нормы физических параметров своего малыша, вы сможете оценивать его развитие, своевременно замечать отклонения и принимать необходимые меры.
Что почитать
Ознакомьтесь и с другими полезными статьями о развитии и воспитании детей:
- Режим дня ребенка в 1 год: таблица распорядка дня и питания годовалого малыша
- Развитие ребенка в 1 год 1 месяц: навыки, вес и рост, что умеет
- Как правильно прекратить лактацию грудного молока
Загрузка…
Источник
Ребенку в возрасте 1 год обычно доступны следующие двигательные навыки:
- подползает под препятствие;
- вползает по наклонной поверхности, сползает;
- залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол;
- стоит без опоры;
- приседает, выпрямляется, наклоняется;
- ходит, держась одной рукой;
- поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого);
- делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров;
- подражает знакомым движениям взрослого;
- подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).
Рост и вес ребенка 1 года данные отечественных педиатров
1 год | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 8,9 | 11,6 |
Вес девочек, кг | 8,5 | 10,8 |
Рост мальчиков, см | 72,3 | 79,7 |
Рост девочек, см | 71,4 | 78,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 45,3 | 48,6 |
Окружность головы девочек, см | 44,2 | 47,3 |
Окружность груди мальчиков, см | 46,1 | 52,5 |
Окружность груди девочек, см | 46,3 | 51,4 |
Рост и вес детей в возрасте 1 год данные ВОЗ
1 год | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 7,7 | 12,0 |
Вес девочек, кг | 7,0 | 11,5 |
Рост мальчиков, см | 71,0 | 80,5 |
Рост девочек, см | 68,9 | 79,2 |
Окружность головы мальчиков, см | 43,5 | 48,6 |
Окружность головы девочек, см | 42,2 | 47,6 |
Познавательное развитие ребенка 1 года
Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:
- подражая действиям взрослого,
- самостоятельно.
Открывает и закрывает крышечки:
- по подражанию,
- в самостоятельной игре.
Ставит один кубик на другой (по подражанию).
Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормит, вытирает, причесывает. Выполняет по отдельности два-три действия:
- по подражанию,
- в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана),
- по просьбе взрослого.
Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет.
Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.
Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.
Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 года
Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.
Недоволен:
- при слове “нельзя”,
- резким тоном голоса взрослого,
- при неумении выполнить желаемое действие.
Радуется приходу близкого человека.
Подражает мимике взрослого.
Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.
Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.
Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
Проявляет интерес к картинкам в книжках.
Улыбается, подпрыгивает, “подпевает” или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.
Речевое развитие ребенка 1 года
Понимание речи:
Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.
Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: “Покажи то-то”.
Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
Выполняет просьбу: “положи”, “отдай”, “отнеси”, “закрой”, “открой”.
Подчиняется словам “нельзя”, “можно”.
Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).
Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).
Машет рукой при словах взрослого “до свидания”:
- когда кто-то уходит,
- когда уходит сам.
Разводит ручками на слово “нет”.
По просьбе взрослого:
- играет в “ладушки”,
- показывает, как что-то летает (машет руками),
- показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
- прячется, играя в “ку-ку”,
- “вытирает” нос платком,
- “вытирает” лицо, прикладывая полотенце.
Активная речь (8-12 произносимых слов):
Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: “Кто это?”.
Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).
Подражая, “говорит” по телефону.
Подражает интонациям песенки.
Подражает понятным словам других детей.
Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).
Бытовые навыки ребенка 1 года
Пьет из чашки, придерживая ее руками.
Откусывает и жует хлеб, печенье.
Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).
Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).
Тянет руки к воде при умывании, “вытирается” полотенцем.
Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).
Источник